День, когда я перестала торопить своего ребенка…. Педагогические выводы из теоретического анализа проблемы развития человека


Буквально каждый взрослый сталкивался с проблемой детской медлительности. Это естественно, ведь мы, взрослые, живем в мире достижений, длинного списка дел и четких временных рамок. Тем разительнее непохожесть мира глазами ребенка, без всяких ограничений, внешних целей и понятия времени как такового. Здесь обитают только детские мысли и мечты, маленькие повседневные радости и огорчения, а еще пестрая вселенная, зовущая погрузиться в нее с головой, наблюдать, пробовать, любоваться… «Быстрее!» - этот оклик вдруг вытягивает ребенка из привычной среды, заставляя подчиниться взрослым законам.

А ведь бывают и по-настоящему стрессовые ситуации. В саду, когда все уже завтракают, а Петя в раздевалке рассматривает картинки на шкафчиках. «Ты что, уснул?!» - папин голос возвращает к реальности. В школе все обстоит гораздо серьезнее: Соня чуть позже открывает тетрадь, и вот уже половина задания не написана, а дальше как снежный ком.

Детская медлительность – одна из тех проблем, которые, будучи особенно злободневными и знакомыми абсолютно всем, носят весьма тонкий характер. Что считать медлительностью? Ребенок делает не спеша назло, или он на самом деле не может иначе? Почему дети разные по скорости? Как медлительность связана с интеллектом? Насколько хорошо медленные дети приспосабливаются во взрослой жизни? Можно ли повлиять на скорость ребенка, если да, то как? Подобные вопросы очень тревожат родителей, и для их прояснения стоит разобраться в причинах медлительности конкретного ребенка.

Уважайте… чистое, ясное, непорочное святое детство! (Я.Корчак)

Саше три, и она все делает медленно. В сад и из сада одевается дольше других детей, отвлекаясь поминутно на любое внешнее событие. Не торопясь идет по улице, будто нехотя следуя за мамой. Очень долго собирает игрушки и укладывает кукол спать, не принимая во внимание ни мамины уговоры, ни наказание в виде лишения книжки перед сном. Мама старается быть терпеливой с Сашей, лишний раз не одергивать и не кричать на нее, но иногда, когда терпение на исходе, недовольство прорывается само собой. Когда мама начинает ругаться, дело вовсе не сдвигается с мертвой точки. Саша обижается и как будто даже не хочет стараться. В данном случае вероятной причиной является детская физиология, которая чаще всего связана с ранним возрастом, а может являться постоянной особенностью. Речь идет об особенностях развития определенных долей головного мозга, отвечающих за реакцию и моторику ребенка. В раннем возрасте они по определению не могут быть зрелыми, поскольку находятся в процессе развития. Вполне вероятно, что Саша старается, но с точки зрения умелого взрослого это выглядит иначе. Именно поэтому Саша обижается, ведь за старания обычно хвалят, а не ругают. В этой ситуации мама могла бы помочь дочке, отведя больше времени на одевание или сборы ко сну, или разделить глобальную задачу одевания на более мелкие, чтобы ребенку было проще удержать задание в голове, не отвлекаясь. Следить за его состоянием, ведь для маленького ребенка дневной объем задач слишком велик, а уставший ребенок, как, впрочем, и взрослый, не способен выполнять задания неизменно быстро и четко.

Остановись, мгновенье, ты прекрасно. (Гете, «Фауст»)

Ане уже пять с половиной, и ее все зовут «копуша». На детском празднике она не успевает занять свой стульчик, на прогулку все ждут только ее, мама долго не получает ответа на заданный вопрос, все попытки «растормошить» девочку ни к чему не приводят. Маме тяжело с Аней, но больше всего она боится, что дочка будет отставать в школе, не сможет осваивать новые знания, не станет успешной в жизни. Поэтому она старается приводить дочери в пример более быстрых детей, постоянно напоминать о времени, в игровой форме, через соревнование побуждать ее ускорять темп. Проблема в том, что Аня не становится быстрее, и мама уже не знает, как быть. Мама вспоминает, что дочка была такой всегда, мало лепетала, могла часто играть одна или «уходить в себя», не обращая внимания на игрушки и других людей, позже, чем остальные дети, начала говорить. Медлительность с младенчества часто свидетельствует о низкой подвижности нервных процессов, которая зависит от скорости импульсов в нервной ткани. Эта характеристика является врожденной особенностью человека и сохраняется в течение всей жизни. При этом замедленность нервной системы никак не затрагивает интеллектуальное развитие. Во взрослой жизни также встречаются медленные, очень рассудительные люди, флегматичные по темпераменту и нередко весьма успешные. Насколько такие люди адаптированы в жизни, зависит от того, каким было их детство. К сожалению, главная проблема этих детей в том, что с их замедленным темпом не справляются их родители. Даже невинное «быстрее» для такого ребенка оказывается стрессовой ситуацией, поскольку он физиологически не может быстрее. Повышение тревоги ведет к попытке с ней справиться через еще большее торможение нервных процессов. Сравнение с другими детьми или ситуация острого соревнования становятся тотальным стрессом, который оборачивается в конечном итоге заниженной самооценкой и невротическим конфликтом. К сожалению, система образования и воспитания не учитывает потребности таких детей, в жизни которых постоянно присутствует этот внешний стресс и люди, которые его создают. В этой ситуации защитить могут только родители, если они постараются понять своего ребенка и осмелятся противостоять системе. Помочь можно, приобщая ребенка к подвижным играм, которые ему по силам, а также заботясь о достаточном количестве времени для всех необходимых действий, в том числе для школьных занятий.

Найди слова для своей печали, и ты полюбишь её. (О.Уайльд)

Никите семь с половиной, он подвижный мальчик, заводила в классе. Но когда наступает время собираться в школу, приходится долго ждать, пока он оденется, и постоянно напоминать о забытых вещах. Это особенно раздражает окружающих, потому что, когда ему надо, мальчик очень быстро справляется с делами. Такая ситуативная медлительность связана с конкретным событием, вызывающим негативную реакцию. Медленные действия в таком ключе служат неосознанным протестом против определенного занятия или положения вещей. Это может быть как внешний источник (школа, сад, поход в поликлинику или на нелюбимую секцию), так и внутрисемейная обстановка (например, конфликты с родителями, развод родителей, рождение младшего ребенка или болезнь близкого человека). Торопить или ругать ребенка в таких ситуациях также представляется малоэффективным. Скорее необходимо воздействовать на источник проблемы: разговаривать с ребенком о ситуации, ее причинах и чувствах ребенка. Когда ребенок уверен, что его чувства поняты и приняты взрослыми, ему легче справляться с жизненными трудностями, преодолевать препятствия и идти дальше. Здесь медлительность служит очень полезным сигналом о том, что не все в порядке, символом препятствия и просьбой о помощи. Если вовремя увидеть этот сигнал, можно не только справиться с проблемой медлительности, но и поддержать ребенка в его уверенности в себе и сделать отношения с ним по-настоящему доверительными.

Взросление - ужасно трудная вещь. Куда легче перескочить из одного детства в другое. (Ф.С.Фицджеральд)

Трехлетний Ваня по часу собирается на прогулку и может целый вечер не убирать игрушки, несмотря на настойчивые напоминания мамы. А с папой и бабушкой все делает по первой просьбе и в два раза быстрее. Иногда мама расценивает такое поведение как капризы из-за недостатка сна, обычной усталости или воздействия других членов семьи. В ход идут различные методы воспитания: ласковые уговоры, разъяснения (погулять не успеем), поощрения и наказания. Тем не менее, ситуация с каждым днем все больше накаляется и вскоре перерастает в настоящую проблему. У многих родителей появляется соблазн «закрутить гайки», применяя жесткие, в том числе и силовые методы, однако в этот период многое зависит от способности взрослого не обострять противостояние. Причиной медлительности малыша при контакте с определенным взрослым (чаще всего мамой) бывает протестное поведение, часто в возрасте трех лет, когда ребенок пытается отстоять право на собственные решения и собственный темп, чтобы подчеркнуть свою самостоятельность. Потребность ребенка в независимости состоит в более широких полномочиях и одновременно в большем количестве обязанностей. Подросшему малышу важно почувствовать себя компетентным, самостоятельно одеваясь, умываясь, ухаживая за собой за столом. Полезными будут правила, предоставляющие ему право на собственное решение в большинстве случаев, например, выбор одежды и игрушек на улицу, места прогулки, занятий дома, возможность одеваться в своем темпе, если обстоятельства позволяют. Иногда бывает трудно дать ребенку достаточно пространства и времени, хочется помочь ему или сделать за него, ведь это будет и лучше, и быстрее. Такое нетерпение оборачивается «медвежьей услугой», поскольку лишает его возможности приобрести необходимые навыки, а кроме того, вселяет неуверенность в своих силах. Если родители боятся ослабить давление, их стремление контролировать каждый шаг ребенка может привести либо к его полному подавлению, либо к жесткой оппозиции, которая сохраняется на протяжении всего детства и создает проблему медлительности также в дошкольном и школьном возрасте. Напоследок необходимо подчеркнуть ряд общих свойств, присущих всем случаям детской медлительности. В основе медленного поведения детей всегда лежит более или менее глубокая причина, носящая естественный физиологический или психологический характер. В подавляющем большинстве случаев медленное поведение ребенка неосознанное и не несет в себе цели навредить родителям. Даже получая порцию негодования в ответ на замедленный темп, дети безоговорочно, всецело и преданно любят своих родителей. Сообщить ребенку о количестве отведенного времени, дать информацию о том, что существуют «медленно» и «быстро», «успевать» и «опаздывать» бывает совершенно необходимо, если это не служит способом вымещения злости, перекладыванием на ребенка ответственности за опоздание, средством обвинения или выражением нашего отвержения. Когда эта невидимая грань переходится, такое заурядное, обычное родительское недовольство медлительностью своего ребенка незаметно превращается в наглядную повседневную демонстрацию отсутствия к нему любви.

Отношения людей со временем… Что может быть более личным? В каждом из нас есть «часы», но наше ощущение времени зачастую не совпадает с временем реальным. И у детей тоже.

Явные несовпадения «биологических часов» человека с общим течением жизни той части социума, в которой он вращается, приводят к конфликтным ситуациям. В них чаще попадают те, у кого адаптационные механизмы развиты слабее. Почему? Таким людям труднее перестраивать себя.

Фактор времени может быть причиной школьных неудач ребёнка. Многие ребята находятся не в ладах со временем. Труднее всего тем, кого я про себя называю «торопыгами» и «копушами».

1. Присмотритесь к своему ребёнку.

Кто он: торопыга или копуша? Это не научные термины, а условное обозначение двух полярных типов, чьи взаимоотношения со временем прежде всего нуждаются в коррекции.


У торопыг и копуш разные сильные стороны и проблемы. У них разные защитные реакции. Ни тех, ни других нельзя обижать с целью педагогического воздействия: у торопыг в ответ возможны те или иные проявления агрессии, а у копуш — уход в себя и длительное переживание обиды. Обе реакции естественны, ни одна из них не является позитивной и конструктивной.

На уроке торопыги схватывают материал быстрее, но могут не понять что-то, не уяснить до конца. Учитель не успел задать вопрос, а они уже тянут руку, чтобы ответить. Обычно им не хватает глубины восприятия и тщательности при выполнении заданий. В тетрадках у них много ошибок «из-за невнимательности», из-за того, что не вникли в то, что от них требовалось, из-за желания поскорее закончить работу. Они не всегда доводят дело до конца.

Копуши не успевают за классом. Они дольше всех готовятся к уроку, медленно выполняют задания, не успевают доделать контрольные до конца, не сдают работы в установленный для всех срок. Они хуже пишут контрольные работы, т.к. частично их внутренние силы расходуются на переживание ситуации: напряжённость от осознания ответственности делает их ещё более медлительными, чем обычно. Школа не занимается взаимоотношениями вашего ребёнка со временем. В этом можете помочь ребёнку только вы.

2. Занимаясь с детьми дома, учитывайте фактор времени .

От торопыг требуйте старания и тщательности, внимания и вдумчивости при выполнении всех без исключения частей задания. Если работа выполнена некачественно, её лучше переделать. Переделка потребует дополнительных временных затрат. Торопыги быстро сориентируются и, экономя время, будут работать качественнее. Их вообще нетрудно бывает нацелить на конечный результат. Для достижения цели от них, конечно, потребуется незначительное волевое усилие. Но оно им по силам. С торопыгами действуйте очень последовательно, следите за логичностью своего поведения, за постоянством собственных оценок и требований.

Ситуация с копушами сложнее. Родительская требовательность, а тем более жесткость, практически бессильны: сами по себе они не дадут плодов. Таким ребятам нужны специальные тренинги: выполнение заданий на время. Сначала — простых, нетрудных для ребёнка, привычных, потом — всё более и более сложных. Перед глазами копуши должны быть часы. Ребёнок может научиться осознавать, что затраченное им время должно быть прямо пропорционально объёму и сложности выполняемой работы, и научиться не терять время впустую. И не только во время выполнения домашних заданий, а в жизни вообще.

Не торопите копуш явно, не давите на них: это заставит ребёнка переживать ненужные стрессы. Копуши плохо реагируют на нервозность взрослых. Они нуждаются в активизации их внутреннего эмоционального состояния, но позитивными средствами: одобрением, игрой, шуткой. Помните, чаще всего такой ребёнок достаточно старателен: это у него в природе. Проблема не в его отношении к работе, а во внутреннем биологическом ритме. Медлительные ребята могут компенсировать невысокий темп качеством исполнения работы и организованностью. Организованность — это и есть прежде всего умение распределять время.

Не торопите копушу, если он хочет осмыслить свои задачи, понять суть задания или учебного материала. Здесь помочь могут только развитие логики ребёнка, умения выделять главные и второстепенные компоненты информации, соотносить знакомое и новое, представлять явления в их системных связях, т.е. развитие его интеллектуальной сферы. Над проблемой можно и нужно работать, но понимая, что быстрый результат маловероятен.

Очень полезны для копуш тренинги, задача которых — автоматизация навыков и умений. При отработке материала, многократных повторениях уже осознанного материала темп не только можно, но и нужно варьировать, т.е. менять, добиваясь быстрых ответных реакций, ведь условия для них вы уже заложили. Задаваемый вами темп должен быть переходным от природного внутреннего темпа ребёнка к более высокому, требуемому в школе. При этом вы существенно расширяете диапазон возможностей ребёнка, развиваете способность быть разным, и в том числе — быстрым. Попробуйте начать подобные тренинги с освоения простых алгоритмов бытовых или учебных действий.

Схема

Предлагается алгоритм, чёткий и понятный. Затем действие выполняется многократно, внимание фиксируется на успехе ребёнка. Ваша задача, чтобы сын или дочь вначале убедились, что, действуя по новой схеме — вашему алгоритму, они избегут ошибок.

Следующий шаг — тренинг, направленный на то, чтобы алгоритм стал привычным, своим, а действие по нему не вызывало затруднений. На этом этапе реакции копуш могут быть столь же уверенными и быстрыми, как у торопыг.

Родители копуш, не расстраивайтесь. Из таких ребят вырастают прекрасные научные работники, они замечательно реализуют себя и в других профессиях, требующих скрупулёзности, тщательности, вдумчивости, наблюдательности. Не боритесь с темпераментом ребёнка, лучше делайте ставку на развитие природных данных, свойственных таким детям. Старательность + целеустремленность или старательность + ответственность, к примеру, могут стать залогом успехов в учёбе.

3. Занимаясь с ребёнком дома, не давайте ему длинных заданий.

Длинные задания не любят ни копуши, ни торопыги. Одни тратят на их выполнение слишком много времени, а другие начинают торопиться, и качество выполнения задания снижается. Значит, длинные задания активизируют негативные качества обоих типов. Большой объём, длинные упражнения действуют пугающе, парализующе. Любой ребёнок с большим удовольствием сделает 3-4, а то и 5-6 небольших заданий, чем одно длинное. В результате за одно и то же время вы сможете проработать больший объём материала.

И еще важный педагогический фактор: при выполнении больших заданий контроль отсрочен. Если тема не усвоена, а именно в таких случаях и требуется тренировка, типовые ошибки будут повторяться. Работа может принести не пользу, а вред. Заучив что-либо неправильно, ребята будут повторять допущенные ошибки ещё долгое время.

4. Не забывайте совместно с ребёнком анализировать ситуацию, ход её развития.

Отношения со временем требуют осознания. Это вы видите, что сын или дочь — копуша или торопыга. Для них их внутреннее время — норма. Поэтому если вы поможете ребёнку лучше узнать самого себя, свои сильные и слабые стороны, то это уже очень много. А каков путь? Хронометраж. Тот, кто представляет себе, сколько времени у него потребует выполнение той или иной задачи, обычно увереннее в себе, особенно если это представление адекватно. Хронометраж также помогает выявить резервы свободного времени. Согласитесь, это важно всем: и детям, и взрослым.

5.Не ругайте ребят за негативные результаты, связанные с их внутренним временем.

Это бесперспективный путь. Лучше без устали мотивируйте детей на новые попытки расширить их временые рамки.

Признается 35-летняя Лика. Ее это смущает, но выхода из ситуации она не видит. У Лики трое детей - 11 и 6 лет, а младшему 3 года. Она, конечно, знает, почему торопит их: этого требует ускоряющийся темп жизни и страх, что их опередят другие, если она позволит себе (и им) хотя бы ненадолго притормозить... «И все же я не могу избавиться от ощущения, что есть в этом бешеном ритме что-то неправильное, а средний ребенок - самый медлительный - просто откровенно страдает». Такая картина знакома многим: на детей давят взрослые, а на тех - установки общества, заставляющего жить на максимальных оборотах и показывать наивысшие результаты. «Надо признать, что современная жизнь не принимает во внимание наши естественные ритмы, - говорит детский психолог Галина Цукерман. - От этого страдают и взрослые, и дети, просто у детей меньше возможностей отстаивать собственный темп». Причины, по которым родители вынуждены торопиться, очевидны: они заботятся о детях (что занимает много времени), работают (зачастую оба), ежедневно тратят по два-три часа на дорогу, соглашаются на сверхурочные часы… К тому же многие из них пытаются решить все проблемы сразу - отводя сына в первый класс, они уже думают об институте и армии. И было бы несправедливо обвинять их в этом! «Но это не значит, что мы можем все свалить на общество, оправдывая себя тем, что у нас нет пространства для маневра», - считает Галина Цукерман. Все успеть все равно невозможно, поэтому, продолжает психолог, «важно научиться не жадничать и уметь отказаться от того, что ни нам, ни детям сейчас не по силам». А для этого нужно осознать, что можно снизить темп жизни собственных детей, притормозив в тех повседневных мелочах, на которые мы можем повлиять.

«НАЙТИ ХОТЯ БЫ НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ ДЛЯ «МЕДЛЕННЫХ» ЗАНЯТИЙ: ПРОГУЛЯТЬСЯ В ПАРКЕ, ВМЕСТЕ ПОЧИТАТЬ ИЛИ ПОСЛУШАТЬ МУЗЫКУ»

Страх пустоты... и будущего

Александру 42 года. Он развелся год назад и теперь видит своего 9-летнего сына Арсения раз в неделю. «Мне бы хотелось бывать у него чаще, но это невозможно - дорога в одну сторону занимает больше полутора часов. А если я приезжаю к нему после работы, он уже ложится спать, и я могу поучаствовать только в чистке зубов… Обычно все наши любимые занятия мы оставляем на субботу, но и она превращается в сущий кошмар - хочется же все успеть!» Так что ребенок вынужден приспосабливаться к ритму и давлению не только в школе. Ведь родители, чувствуя себя виноватыми в том, что не видят своих детей в будни, в выходные хотят наверстать упущенное… «Между тем именно в эти дни следовало бы не только не спешить, но и всерьез прислушаться к потребностям и желаниям ребенка», - говорит психолог Беатрис Коппер-Руайе (Beatrice CopperRoyer). Для этого взрослым придется внутренне смириться с тем, что невозможно успеть все, считает Галина Цукерман: «Существует несбывшееся: то, чего очень хотелось (и даже был шанс) получить, но не было времени. Это в равной степени относится и к тому, что родители хотят для себя, и к тому, что они хотят для своих детей. Принять эту данность проще, если мы ясно понимаем, что важнее мне (и моему ребенку) сейчас; что доставляет нам обоим наибольшее удовольствие; что точнее соответствует моим (а также его) ценностям. Но для этого нужно хорошо знать и себя, и своих детей».

А как быть, если ребенок не успел сделать даже уроки ? «Надо просто помочь ему доделать хотя бы часть заданий и объяснить учителю в вежливой записке, почему так получилось», - советует психолог. Если же подобная ситуация повторяется каждый день, возможно, ребенок просто не в состоянии справиться с нагрузкой. И может быть, ему стоит сменить школу, чтобы вся жизнь не превратилась в сплошные домашние задания. «Спросите себя: может быть, вы пытаетесь научить его тому, в чем сами не сильны? - предлагает Галина Цукерман. - Сыну не хватает усидчивости - но и отцу она не свойственна; дочь невнимательна, однако и мать часто забывает важные мелочи. В этом случае лучше обратиться за помощью к психологу».

Зачастую от детей требуют, чтобы те двигались быстрее, только ради синхронности: «мы единое целое, у нас общая жизнь, мы живем в одном ритме». Эта (часто бессознательная) установка мешает увидеть и учесть индивидуальные особенности детей. «Родители жалуются, что приходится все время бежать, но поскольку такой образ жизни ими принимается и признается условием успеха, они не могут не навязывать его своим детям», - объясняет Беатрис Коппер-Руайе. Постоянно пребывая в стрессе, они сами становятся источником стресса: родители боятся пустоты собственной жизни и начинают отчаянно вкладываться в будущее детей, превращаясь из матери и отца в коучей.

Школьники и биоритмы

В 1950-х годах немецкий педиатр Теодор Хелльбрюгге (Theodor Hellbrugge) и его коллеги описали биопсихологические ритмы детей в соответствии с их возрастом, развитием и окружением. До этого наука не проявляла интереса к детству и его особенностям, а детей считали взрослыми в миниатюре (в нашей стране первым не согласился с таким подходом педиатр Георгий Сперанский). Благодаря исследованиям Теодора Хелльбрюгге стало понятно, что в начальных классах учебная деятельность эффективна около трех с половиной часов в день. А в средней школе она возрастает до четырех с половиной часов. «Есть два пика активности школьников: утренний (в 9–10 часов) и дневной - он приходится примерно на 16 часов, - поясняет Галина Цукерман. - Но неизбежны и индивидуальные вариации - плюс-минус час. На первом и четвертом уроке часть детей находится на пике формы, а часть не слишком работоспособна. Опытные учителя знают, что наилучшие результаты класс показывает на втором-третьем уроке, и именно на это время планируют самые трудные и ответственные занятия».

Больше доверять

«Активные, быстрые дети в школе имеют преимущество: они могут первыми ответить на вопрос, проявить себя и получить поощрение, - продолжает Галина Цукерман. - А медлительный ребенок проигрывает уже потому, что его труднее заметить. Но это не значит, что он хуже соображает или не такой творческий - он просто другими темпами приходит к своим результатам». Отец и мать в этом отношении солидарны со школой, поскольку видят в скорости и активности преимущества для взрослой жизни. «Мечтательный, задумчивый ребенок их беспокоит, - замечает детский психоаналитик Кристиан Флавиньи (Christian Flavigny) . - Особенно если они зациклены на школьных успехах и сводят образование к сумме навыков, которые отчасти вытесняют процесс созревания личности».

«Обычно дети справляются с достаточно высоким темпом, но при условии, что все, что они делают, они делают с удовольствием. Хорошая школа, пара кружков (что-то для души, что-то для тела): для большинства такая нагрузка необременительна, - говорит Галина Цукерман. - А гиперактивным детям даже полезны нагрузки. Они не могут долго усидеть на месте, постоянно двигаются и переходят от одного занятия к другому, поэтому лучше, если весь их день заполнен до предела, чтобы они к вечеру просто падали с ног. Но в любом случае стоит находить хотя бы несколько часов в неделю для нарочито медленных занятий. Можно, к примеру, прогуляться в парке, разглядывая всякие мелочи - жучков, кору деревьев, прожилки листьев... Но если не получится - не настаивайте, попробуйте что-то другое: вместе почитайте или послушайте музыку».

Если мы вовремя не увидим, что ребенок перегружен, он может сообщить нам об этом в самой неожиданной форме. «Мне всегда казалось, что моя 9-летняя дочь всем довольна, - рассказывает 39-летняя Валентина. - Она никогда не возражала ни против музыкальной школы, ни против бассейна и театральной студии. И уроки английского ее воодушевляли… Но когда перед самым днем рождения она сообщила мне, что мечтает получить в подарок «хотя бы один день, когда можно вообще ничего не делать», я сначала оторопела, а потом подумала: как же тяжело ей было все это время!» «Чтобы этого не произошло, все занятия стоит планировать вместе с ребенком, даже с 3–4-летним, - советует Галина Цукерман. - Не навязывать ему то, что нам нравится, а предлагать, давать возможность пробовать и принимать решение».

Здравый смысл и игра

Что происходит с детьми, которых подгоняют годами? «У них вырабатывается нечувствительность к тому, что им говорят, или накапливается очень сильная обида», - уверена Галина Цукерман. Некоторые дети становятся беспокойными, быстрее устают. Другие стремятся изо всех сил угодить родителям и, если не получается, живут с ощущением «я плохой». А кто-то совсем ничего не хочет. Все это - проявления несформированности их собственного «Я», считает Кристиан Флавиньи: «Постоянно подгоняя детей, мы приучаем их действовать автоматически, причем не только физически, но и умственно, вместо того чтобы мыслить, вырабатывать понятия, свои представления о жизни». А для этого необходимо тратить время на игры. «Родители не дают ребенку играть, мотивируя это, например, тем, что в 10 лет играть уже поздно, - продолжает Галина Цукерман. - Но игра - это то, что создает сам ребенок. Недоигравшие дети ограничены в творческих возможностях, им сложнее мечтать и видеть перспективу. Чем полноценнее игра в 5–10 лет, тем лучше в 15 лет у них выстроено представление о том, какими они хотят быть». Позволяя ребенку играть, как ему нравится, мы даем ему доступ к миру символов, к способности отделять реальное от воображаемого. Он получает разнообразные впечатления, которые помогут ему проверить на практике самого себя, равно как и окружающих, и тем самым продвинуться в понимании мира и самопознании.

Не торопите ребенка взрослеть, дайте ему наиграться, осознать свои переживания, придумать что-нибудь новое. «Кроме игры есть и другие важные вещи, которые каждый человек (и ребенок не исключение) должен делать в своем темпе. Например, спокойно и с удовольствием завтракать, неторопливо одеваться», - говорит Галина Цукерман. Позволяя ребенку жить в своем ритме, мы показываем, что уважаем его именно таким, какой он есть, и радуемся тому, что ему уже удалось достичь - любыми темпами. Возможно, его неторопливость кажется нам тихой забастовкой, но она вполне может стать для нас хорошим уроком. Как говорил писатель Андрей Синявский: «Хорошо, когда опаздываешь, немного замедлить шаг…»

Об этом

«Курс эффективного родителя» Томас Гордон Если мы всерьез стремимся понять, чего нашим детям хочется на самом деле, и привести наши планы в соответствие с их потребностями, нам предстоит освоить искусство конструктивного взаимодействия с собственными детьми, воспользовавшись проверенным методом всемирно известного педагога и психолога Томаса Гордона (Ломоносовъ, 2010).

В 3-6 лет ребенок уже формирует свою систему взаимоотношений с внешним миром. Он уже самостоятельно мыслит, анализирует полученные эмоции, становится любознательным: вопросы «как», «зачем», «почему» - его основной инструмент познания мира. В этом возрасте совершенствуется память, у ребенка не просто накапливаются впечатления и обогащается жизненный опыт, но и происходит логическое осмысление того, что было получено через органы чувств. Ребенок начинает чувствовать свое эго - осознает себя как личность, критически относится к своим поступкам и мыслям.

Хочу, чтобы ты все знал

Конечно, в таком возрасте большую роль играют еще чувства и переживания, но, тем не менее, у ребенка уже развивается самодисциплина, воля, появляется возможность контролировать себя . Он начинает усваивать правила поведения в детском саду, в обществе, в семье. Появляются такие чувства, как дружелюбие, сострадание, внимание к людям, чувство долга. В процессе обучения и воспитания надо учесть возросшие возможности психики и физиологии ребенка, но нельзя их переоценивать.

В 60-70 -е годы прошлого века общественность довольно остро поставила вопрос о методах воспитания и обучения детей дошкольного возраста в связи с научно-техническим прогрессом и акселерацией. В средствах массовой информации был широко освещен опыт воспитания семерых детей семьей Никитиных . В результате применения методики Никитиных, их дети в три года умели читать, в пять - считали до миллиона, решали алгебраические задачки, знали таблицу Менделеева, иностранные языки.

Этим экспериментом было вызвано много дискуссий, одни его одобряли, другие же порицали. Такие ученые, как И.А. Аршавский, Г.Н. Сперанский, педагог Н.М. Аксарина считали, что переоценивать возможности ребенка в раннем возрасте просто недопустимо . Психолог Л.С. Выготский писал о том, что каждое обучение имеет наиболее оптимальные сроки, поэтому, как слишком раннее, так и слишком позднее обучение всегда окажется вредным с точки зрения развития ребенка и плохо отразится на его умственном развитии.

Многие родители, да и педагоги, торопились в 3-4 года научить детей читать и писать, ссылаясь на ускоренные темпы двадцатого века. Но так поступать не стоит. Ребенок имеет еще слишком скромный жизненный опыт, и чтение для него имеет в основном чисто механический характер. Он не может пока почувствовать и понять всю красоту и богатство печатного слова. Желание форсировать обучение ребенка педагоги Ф.А. Сохин и А.М. Фонарев называли «искусственной акселерацией»

Организм и психика ребенка развиваются поэтапно, каждый возрастной период приходит вслед за другим.

Жан-Жак Руссо писал, что, нарушая этот порядок, мы выращиваем плоды, не имеющие ни вкуса, ни зрелости, и которые незамедлительно испортятся.

Польский педагог Я. Корчак считал, что нельзя обучать детей «ненатуральности» - бессмысленно твердить зазубренные «взрослые» фразы. Дети не могут думать как взрослые , они по-детски вникают во взрослые проблемы, из-за недостатка опыта и знаний процесс их мышления происходит по-другому .

Эмоции, переживания, недоступные осмыслению, будут для ребенка таким же лишним балластом, как и знания, полное значение которых он не в состоянии понять.

Оценим возможности дошкольника

В возрасте 5-6 лет дети способны овладеть счетом , складывать и вычитать в пределах ста, решать несложные задачки, находить части от целого, производить измерение объемов сыпучих и жидких тел при помощи мерки, различать геометрические фигуры и тела. На развитии способностей ребенка благоприятно сказывается использование «наглядных пособий», тесно связанных с бытом, природой, являющихся объектами реальной действительности.

Бурно развивается речь дошколят. Они даже сами выдумывают новые слова. Они обогащают свой лексикон, формируют связную и эмоционально окрашенную речь, гамма их интонаций становится более насыщенной. Дети начинают свободно выражать свои чувства и мысли, с охотой читают стихи, с интересом относятся к поэтическим образам.

Старайтесь поощрять стремление детей высказываться, намеренно создавая ситуации, в которых будет развиваться и совершенствоваться их разговорная речь. Также происходит и формирование внутренней речи, когда дети оказываются в ситуациях, заставляющих их внутренне соглашаться, сомневаться, утверждать или отрицать.

Процесс развития речи обуславливает более активное включение ребенка в жизнь коллектива, семьи. Получая от взрослых какие-либо поручения, он уже мысленно составляет план действий и представляет, как должен выглядеть результат.

Одним из важных этапов психического развития детей является способность ориентироваться в пространстве и времени . Первоначально они осваивают понятия «быстро», «долго», «немедленно», «постепенно», потом начинают различать время суток, к 6-7 годам уже способны узнавать время по часам.

Как и когда учить писать и читать?

По поводу вопроса, когда же стоит начинать обучать детей чтению , профессор Н. М. Аксарина не рекомендовала делать этого до пяти лет, так как до этого возраста ребенок не осознает еще полностью смысл прочитанного. При изучении азбуки с самого начала надо научить ребенка правильному произношению звуков. То же самое относится и к обучению чтению: важно соблюдать определенные педагогические правила.

Если кто-то из членов вашей семьи имеет дефекты речи (заикается, шепелявит), он не должен участвовать в обучении ребенка чтению. Правильность формирования грамматической структуры речи ребенка находится в большой зависимости от культуры речи его родителей .

В. А. Сухомлинский старался превратить обучение детей чтению в радостный процесс, который бы оставлял в их жизни глубокий яркий след. Занятия с детьми до их поступления в школу он проводил на природе, в общении с ее естественной красотой.

Если привнести в обучение детей чтению и счету элементы занимательности , оно будет приносить им удовольствие. Однако если прибегать к окрикам и наказаниям, торопить детей, проявлять раздражительность, у них может сложиться отрицательное отношение к таким занятиям.

Надо учитывать, что у детей с флегматичным складом характера , т.е. с замедленными мышлением, речью и действиями, процесс обучения идет не так быстро, как у их сверстников с более подвижными процессами нервной системы. Овладев грамотой, читают они спокойно и неторопливо, в противоположность непоседливым и возбудимым детям, которые читать и считать учатся быстро, но, проявляя поспешность, делают при этом много ошибок.

Нежелательна также и поспешность в желании некоторых родителей научить писать детей дошкольного возраста. В школе детей обучают по специальной методике, которая позволяет им выработать красивый почерк. Сформировавшийся до поступления ребенка в школу неправильный почерк довольно трудно исправить, иногда это чревато слезами и другими проблемами.

Достигнув возраста 3-6 лет, дети обычно проявляют творческие способности . Им интересны занятия рисованием, лепкой, музыкой, вокалом, танцами. И в детском саду, и в семье найдется много возможностей для эстетического воспитания дошколят и развития их прирожденных талантов. Этому могут способствовать экскурсии и прогулки со взрослыми, только нельзя допускать, чтобы дети перенапрягались и перевозбуждались. Самым благоприятным влиянием на их эстетическое развитие будет общение с природой.

После поступления в школу ребенку следует прививать и трудовые навыки - заниматься уборкой помещения, наведением порядка в комнатах, обращению с простейшими инструментами (ножницы, молоток). Труд ребенка по содержанию и характеру должен соответствовать его возрасту, он должен подвергаться организации и контролю. Ни в коем случае нельзя привлекать детей к тяжелым физическим работам, нельзя давать им такие поручения, в ходе выполнения которых дети могут получить травмы.

Ваш малыш делает первые шажочки, но испуганно плюхается на пол? Значит, у крохи уже есть желание передвигаться самостоятельно, без помощи взрослых, но ещё что-то мешает. Можно помочь ему освоить новый вид передвижения, но специально акцентировать внимание на том, чтобы ребёнок поскорее пошёл, не стоит. Рассказываем, почему.

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок пошёл раньше других. Они стараются проявить максимум усилий и следовать советам разных специалистов, представителей старшего поколения, чтобы ускорить этот процесс. Однако всё-таки лучше запастись терпением и не торопить своего малыша - всему своё время, всё должно идти своим чередом. Таким образом вы не нанесёте вреда здоровью ребёнка и дадите возможность ему самому сделать первые важные в его жизни шаги.

Конечно, стимулировать карапуза к тому, чтобы он сделал свои первые шаги и уверенно пошёл, нужно. Для этого попробуйте положить на стул новую игрушку, которую можно достать, только поднявшись с пола, и в двух шагах от малыша. Так у него, наверняка, появится желание дотопать до красивой машинки или куклы и вполне возможно, что это, пусть и не с первой попытки, но получится.

А вот специально учить кроху ходить эксперты не рекомендуют. Считается, что человек с рождения способен сам освоить главные физиологические процессы - это заложено природой. Поэтому не нужно намеренно держать ребёнка за руки, пытаться «прошагать» по комнате вместе с ним. Он прекрасно справится с этим сам. Всему своё время: чуть раньше или немного позже, чем его сверстники, но ваш карапуз научится ходить. Каждый малыш развивается по-своему, и не нужно его торопить. Сначала он пойдёт, опираясь на различные предметы, мебель в комнате, а потом - самостоятельно.

Ребёнок учится ходить: чего не стоит делать родителям

1. Сильно опекать малыша

Не давая ему свободы действий и выбора. Не стоит каждый раз поддерживать кроху, когда он пытается подняться и подавать ему всё, что он просит. Создавайте ситуации, чтобы он дотопал и взял сам ту игрушку, которую хочет. Иначе вы будете тормозить процесс развития ребёнка, не давая возможности ему думать, самостоятельно принимать решение и действовать.

2. Долгое время оставлять в манеже

Оставшись на длительный период в манеже или кроватке, малыш пытается стоять, держась за бортик, и быстро устаёт, отчего на ножки неправильно распределяется нагрузка, связки растягиваются, и стопа может деформироваться.


3. Не полагайтесь на ходунки

Они не только приносят пользу, но могут и нанести вред ребёнку. Ему, конечно, интересно кататься, отталкиваясь ножками от пола. Но при таком передвижении стопа малыша может деформироваться. Вместо того чтобы учиться ходить ровно, он будет стараться присесть, так как ходунки это допускают. Таким образом, ходунки могут отложить тот момент, когда ребёнок самостоятельно пойдёт на 2-3 месяца.

4. Не торопиться обувать кроху

Как только карапуз начинает вставать на ножки, многие родители стараются его быстрее обуть, так как считают, что это упростит данную задачу. Однако не стоит торопиться: ребёнку и так непросто, для него много нового. К обуви можно приучить малыша до того, как он начнёт делать свои первые шаги.


5. Не ставьте малыша на ноги

Нельзя спешить, торопить ребёнка - стоит учитывать его индивидуальные физиологические и генетические особенности. Он должен сам пойти, пусть даже немного позже, чем вы ожидали, но это будет в соответствии с его развитием. Когда вы ставите своё чадо на ножки, есть опасность нарушить формирование стопы.









2024 © rukaraoke.ru.