Праздник драконьих лодок или дуань-у в китае


端午 ), также называемый «двойной пятёркой», так как приходится на пятый день пятого месяца по лунному календарю, - китайский традиционный праздник календарного цикла , приходящийся на начало лета . Его название обычно переводится как праздник драконьих лодок , по наиболее распространённому в этот день обрядово-развлекательному действу - состязанию в гребле на лодках, изображающих драконов.

Происхождение

Праздник Драконьих Лодок традиционно связывают с поминовением Цюй Юаня или, по менее распространённой версии, У Цзысю.

Существует версия, что соотнесение этого праздника с историческими персоналиями имеет более позднее происхождение: с астрономической точки зрения в этот день рукоять Ковша (Большой Медведицы) направлена строго на юг - факт, которому древние китайские астрологи придавали глубокий смысл. В пользу этой версии говорит также семантика китайского дракона как главного образа, фигурирующего в праздновании: как известно, современные китайцы называют себя «отпрысками дракона»; по мнению фольклориста Цзи Ляньхая (Ji Lianhai), в древности это было не просто метафорой, и праздник Дуань-у был днём общения с мифологическим родоначальником.

В целом Дуань-у знаменует собой наступление летней жары и, соответственно, опасность распространения сопряжённых с нею летних заболеваний. Поэтому народной доминантой праздника стало «отведение зла», воплотившееся в местных традициях использования оберегов из полыни, картинок с изображением Чжун Куя (Zhong Kui) и прочих. Традиционно в этот день особое внимание отводилось детям: им делались ожерелья и браслеты из разноцветных нитей, красивые вышитые сумки; на лбу малыша родители рисовали китайский иероглиф, означающий «король» (ван), для «самообороны от напастей» детей даже учили делать луки и стрелы. Этой стороне праздника уделяли особое внимание японцы (см. следующий раздел).

Распространение

Дуань-у меет свои параллели в культурах других азиатских стран: Кодомо но хи (первоначально, в точном соответствии по лунному календарю - Танго но сэкку, 端午の節句)- в Японии, Дано (Dano, Surit-nal) - в Корее, Доаннго (Tết Đoan Ngọ) - во Вьетнаме.

Китайская традиция лодочных гонок, приуроченных к Дуань-у, распространилась из Гонконга и Тайваня в США и др. страны, приобретя таким образом статус вида спорта.

В КНР Дуань-у, наряду с двумя другими праздниками (День поминовения усопших и Праздник середины осени), получил статус «национального культурного наследия» только в 2006, и вошел в список официальных праздников, отмечаемых выходными днями, с 2007. До того же выполняющие праздничные обряды, приуроченные к этим дням, могли получить обвинение в распространении суеверий .

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

В Китае отмечается праздник Дуаньу. Изображение: image.3sir.net

Сегодня в Китае отмечают праздник Дуаньу. Праздник Дуаньу, который также называется праздником драконьих лодок или «двойной пятеркой», является одним из древнейших китайских традиционных праздников. Он отмечается пятого числа пятого месяца по лунному календарю, что и дало ему название «двойная пятерка». А от традиционных соревнований на драконьих лодках происходит другое его название, по которому он известен на Западе. В этом году он приходится на 2 июня.

Предпраздничное оживление

Официальные 3-дневные выходные по поводу праздника начались в Китае в минувшую субботу. Но некоторые китайцы начали отдыхать еще в пятницу, многие отправились в путешествие или решили воспользоваться коротким отпуском, чтобы навестить родных.

В связи с этим на всех видах транспорта ожидается серьезных наплыв пассажиров. Так, поезда, по прогнозу Китайской железнодорожной корпорации, за четыре дня перевезут около 32 млн пассажиров, что на 15,2% больше, чем в тот же период прошлого года, передает Синьхуа.

Основные традиции праздника

Одной из главных традиций праздника Дуаньу являются гонки на драконьих лодках. Команды, участвующие в гонках на лодках, своей формой напоминающих драконов, могут состоять из разного количества человек, в зависимости от длины лодки. Но обычно — около 20 человек. Состязаются в гонках на дистанциях до полутора километров. Состязания проходят по всему Китаю и в других странах, где существуют китайские общины.


Гонки на драконьих лодках. Фото: xmyx.com.cn

Откуда пошла такая традиция? В древности этот день был посвящен жертвоприношениям драконам, одним из самых почитаемых существ в Китае, а с 3 века до н.э. в этот день стали вспоминать известного китайского поэта Цюй Юаня.

Цюй Юань, живший в эпоху Сражающихся царств, был мудрым и честным министром царства Чу. Он пытался всем средствами искоренить коррупцию в родном царстве. Своей мудростью и честностью он заслужил доверие правителя, который во всех важных вопросах советовался с Цюй Юанем. Но у него было много недоброжелателей при дворе, которые оклеветали его, и в результате придворных интриг Цюй Юань был отправлен в изгнание.

Не послушав мудрых советов Цюй Юаня, правитель царства Чу был схвачен в плен правителем соседнего царства Цинь и умер в заточении. Когда на трон царства Чу вступил другой правитель, Цюй Юань поспешил во двор и был принят. Но вскоре снова был выслан в еще более отдаленное место из-за дворцовых интриг. Вскоре царство Чу пало. Когда Цюй Юань узнал об этом, он в отчаянии покончил жизнь самоубийством, утопившись в реке Мило. Это роковое событие произошло в пятый день пятого месяца.

По преданиям, люди царства Чу пытались спасти его, но безуспешно. Они разыскивали его тело на длинных лодках и для того, чтобы рыбы не трогали тело поэта, они били веслами по воде и бросали в воду шарики из клейкого риса. Для того чтобы отпугнуть злых духов, некоторые били в барабаны.

Дух поэта однажды явился его друзьям и поведал, что причиной его смерти стал речной дракон. Дух попросил бросать в воду шарики из риса, завернутые в треугольные шелковые пакеты, чтобы отпугнуть дракона. С тех пор люди стали чтить память Цюй Юаня и праздновать годовщину его смерти, устраивая гонки на драконьих лодках с барабанами и угощая друг друга цзунцзы.


Цзунцзы — китайское блюдо из клейкого риса с разными начинками, завернутого в бамбуковые, тростниковые или пальмовые листья. Фото: groupon.com.tw

Цзунцзы - это традиционное китайское блюдо, которое представляет собой клейкий рис с разными начинками, завёрнутый в тростниковые, бамбуковые или пальмовые листьями. Также бывают цзунцзы, перевязанные разноцветными шелковыми нитями. Их можно готовить на пару или варить. В этом году, из-за боязни распространения опасных вирусов, таких как птичий грипп и ящур, более 20 стран запретили китайские цзунцзы .

Защита от злых духов и болезней

Чжун Куй — повелитель демонов. Изображение: artxun.com

В целом, этот праздник связан с началом летней жары, которая может повлечь за собой различные сезонные заболевания, поэтому китайские семьи развешивают у ворот лекарственные травы, которые изгоняют злых духов, отгоняют насекомых-вредителей и предотвращают развитие болезней. Взрослые также дарят детям мешочки с ароматными травами. Эти мешочки по своей форме напоминают тигров, их изготавливают следующим образом: из пестрой шелковой ткани шьют миниатюрные пятицветные мешочки, которые наполняют лекарственными травами. Также в этот день принято повязывать на запястье браслет, сплетенный из нитей пяти цветов. Он призван оберегать человека от злых духов и приносить удачу. Браслет нужно снять в первый дождливый день после праздника и выбросить его в лужу.

Одним из украшений дома является лубочная картина с изображением Чжун Куя — повелителя демонов. Картина обычно вешается на дверях дома. По поверьям, Чжун Куй изгоняет злых духов и защищает от них дом. Еще одной традицией является изготовление лепешек с начинкой или оберегов с изображением «пяти ядовитых тварей» (скорпиона, змеи, сколопендры, жабы и ящерицы), чтобы уберечь своих детей и жилища от этих летних напастей.

«Чистый праздник»

Даже в праздничные дни китайские власти не забывают о борьбе с коррупцией. Перед началом праздника партийный дисциплинарный орган создал онлайн-платформу для приема сообщений о коррупции от населения, сообщает Синьхуа.

Кампания «Чистый праздник Дуаньу» призвана бороться с растратой государственных средств на подарки, такие как цзунцзы, банкеты, путешествия и с пользованием служебным транспортом для личных целей в эти дни. Она является частью общего курса по борьбе с коррупцией, расточительством и излишествами среди китайских госслужащих.

Власти пообещали проводить такие кампании каждый год и придавать гласности серьезные случаи нарушения дисциплины. «Я не жду никаких подарков на Дуаньу и пытаюсь привыкнуть к такому положению дел», — цитирует одного из чиновников города Чунцин Синьхуа.

Можно сказать, что нынешние власти определенным образом продолжают дело поэта Цюй Юаня, чей образ стал одним из символов патриотизма в китайской культуре. Он служит примером честного и неподкупного чиновника, борющегося с коррупцией и всем сердцем радеющего о благополучии своей страны.

Анечеч Ралуук

Екатерина Комова

выберите страну Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Албания Ангилья Андорра Антарктида Антигуа и Барбуда Аргентина Армения Барбадос Беларусь Белиз Бельгия Болгария Боливия Босния и Герцеговина Бразилия Бутан Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Вьетнам Гаити Гана Гватемала Германия Гонконг Греция Грузия Дания Доминиканская республика Египет Замбия Израиль Индия Индонезия Иордания Иран Ирландия Исландия Испания Италия Казахстан Камбоджа Камерун Канада Кения Кипр Китай КНДР Колумбия Коста-Рика Куба Лаос Латвия Ливан Ливия Литва Лихтенштейн Маврикий Мадагаскар Македония Малайзия Мали Мальдивы Мальта Марокко Мексика Монако Монголия Мьянма Намибия Непал Нидерланды Новая Зеландия Норвегия ОАЭ Парагвай Перу Польша Португалия Пуэрто-Рико Республика Корея Россия Румыния Сан-Марино Сербия Сингапур Синт-Мартен Словакия Словения США Таиланд Тайвань Танзания Тунис Турция Уганда Узбекистан Украина Уругвай Фиджи Филиппины Финляндия Франция Французская Полинезия Хорватия Черногория Чехия Чили Швейцария Швеция Шри-Ланка Эквадор Эстония Эфиопия ЮАР Ямайка Япония

Праздник лодок-драконов, отмечаемый пятого числа пятого месяца по лунному календарю (альтернативное название праздник «двойной пятёрки»). Один из традиционных крупнейших праздников в Китае. Дуаньу (праздник начала пятого лунного месяца) знаменует начало лета (обычно приходится на июнь). Это время начала жарких дней, когда злые призраки и другие адские существа начинают буйствовать, не давая покоя взрослым и детям, принося разные неприятности. Поскольку маленькие дети, вообще, уязвимы к болезням, то в этот день нужно проявлять особенную заботу. Дуаньу называют иногда «Фестивалем кукол или дитя» (Вава цзе).

Существует немало версий и разъяснительных мифов о происхождении праздника в Древнем Китае. Как, например, от фестиваля летнего солнцестояния при трех исторических династиях (Ся, Шан, Чжоу). Жара приносила и болезни, в том числе и эпидемию чумы, поэтому рассеивание болезней и избавление от зла являлись главной целью праздника. Люди вывешивали на дверях своих домов изображение Чжун Куя (Чжун Куй – мифологический ловец демонов). Приведено более ста исторических документов и результатов археологических исследований. Согласно легенде, люди в древних царствах У и Юэ, существовавших на юге Китая (в настоящее время провинции Цзянсу и Чжэцзян) считали себя потомками драконов и проводили в пятый день пятого лунного месяца сельскохозяйственный фестиваль с разными церемониями, обращенными к божествам, просьбами о благоприятных погодных условиях на предстоящий год и хорошем урожае. Сначала они заворачивали пищу (естественно рис) в бамбуковые листья и бросали в воду для главного водного дракона, отвечавшего за погоду. Они плыли на лодках, чтобы таким образом выразить почтение дракону и активизировать энергию ян, связанную с ним. Впоследствии, нарядившись, отправлялись в гости к родным и друзьям, объединив это с соревнованиями на лодках.

После того как покончил жизнь самоубийством, утопившись в водах реки Мило (провинция Хунань) выдающийся поэт и государственный деятель своего времени Цюй Юань, в 278 году до нашей эры, праздник стали объединять с ним, хотя, конечно, его отмечали и раньше этого трагического события. По той причине Праздник драконьих лодок продублирован и как «День поэтов».

Некоторые исследователи полагают, что Дуаньу больше связан не с годовщиной смерти Цюй Юаня, а с ученым и важным сановником У Цзысюем. У Цзысюй, живший в период Весны и Осени (Чуньцю – 722-481 гг. до н. э.), - первопредок людей с фамилией У, во всяком случае они на этом требовательно настаивают. Современные исследователи считают, что истории У Цзысюя и Цюй Юаня, также как и ещё одной личности Цао Э, хотя и менее популярной, были внесены в уже существующие традиции и вернее всего так оно и есть.

В «Исторических записках» Сыма Цянь рассказывает биографию Цюй Юаня. Он родился в потомственном благородном семействе. Его дед и отец служили министрами при дворе правителей царства Чу Периода Сражающихся царств (Чжаньго шидай) – переходной эпохой между правлениями династии Чжоу и династии Цинь.

Среди семи главных царств периода Чжаньго самым сильным, благодаря проведенным эффективным реформам, стало царство Цинь, оно и начало распространять свою власть и на соседние государства. Реакцией этих шести государств, Ци, Чу, Янь, Хань, Чжао, Вэй, были то союзы с Цинь и выражение преданности, то наоборот подозрения и сопротивления. Но Цинь расширялось, поддерживая дружеские отношения с отдаленными государствами и нападая на соседние.

Цюй Юань преданно отстаивал патриотические интересы, резко выступая против экспансии царства Чу государством Цинь, советуя не вступать ни в какие союзы с Цинь. Притом, что Чу оставалось гегемоном, постоянная политическая борьба и коррупция подтачивали силы слабеющего государства. Цюй Юань стал жертвой наговоров и интриг, был удален от государственной власти, вынужденный жить в изгнании.

В это время были написаны поэтические шедевры, в которых слышится боль и страдание за родную землю. Услышав о падении столицы царства, полностью опустошенный, он совершил ритуальное самоубийство в пятый день пятого лунного месяца, прежде создав произведение, посвященное своей потерянной родине - Плач о столице Ин.

Государство Чу на тот момент смогло справиться с агрессией со стороны Цинь и просуществовало ещё 25 лет, но в 223 году до нашей эры все же было завоевано царством Цинь.

Местные жители, восхищавшиеся Цюй Юанем, бросились в лодки и отправились на поиски тела, били вёслами по воде и стучали в барабаны, отпугивая рыбу и водяных духов, чтобы они не повредили тело поэта. Поздно ночью дух Цюй Юаня явился друзьям и сказал, что он умер. Он попросил, чтобы они бросили в реку рис, обернутый в шелковые пакеты, цзунцзы, в качестве подношения для дракона и чтобы защитить дух Цюй Юаня в загробном царстве.

Клейкий рис фаршированный разными начинками и обёрнутый бамбуковыми или тростниковыми листьями (в сегодняшние дни) одна из традиций Дуаньу, как и гонки на лодках в форме драконов. Но несмотря на то, что практика цзунцзы сохраняется в наши дни, они не обязательно отражают смысл Праздника в честь Цюй Юаня. Память о Цюй Юане, прежде всего, это символизация патриотизма и любви к Родине.

Цзунцзы, вино реальгар и гонки на лодках-драконах – это три широко распространенных действия, которые остаются неизменными во время праздника на протяжении многих веков.

Реальгар, как известно, токсичный минерал (в китайской медицине его используют в фармацевтических препаратах) и по этой причине древние китайцы считали его замечательным противоядием от всех ядов и самым эффективным, чтобы отогнать злых духов и насекомых (причина многих болезней).

Другие символы праздника – пучки полыни и аира, вывешенные над дверью, красивые вышитые мешочки (из шелка или атласа), наполненные ароматными растениями, которые вешают детям на шею, изображения Чжун Куя на парадных дверях.

Ещё один забавный обычай – «поставить» яйца. По лунному календарю июнь месяц лошади, в то время как час лошади с 11:00 до 13:00. Считается, если в праздничный день человек сможет в час лошади удержать яйцо в стоячем положении, то он будет счастлив в течение всего года.









2024 © rukaraoke.ru.