Смотреть что такое "Праздник драконьих лодок" в других словарях. Фестиваль драконовых лодок в китае


端午 ), также называемый «двойной пятёркой», так как приходится на пятый день пятого месяца по лунному календарю, - китайский традиционный праздник календарного цикла , приходящийся на начало лета . Его название обычно переводится как праздник драконьих лодок , по наиболее распространённому в этот день обрядово-развлекательному действу - состязанию в гребле на лодках, изображающих драконов.

Происхождение

Праздник Драконьих Лодок традиционно связывают с поминовением Цюй Юаня или, по менее распространённой версии, У Цзысю.

Существует версия, что соотнесение этого праздника с историческими персоналиями имеет более позднее происхождение: с астрономической точки зрения в этот день рукоять Ковша (Большой Медведицы) направлена строго на юг - факт, которому древние китайские астрологи придавали глубокий смысл. В пользу этой версии говорит также семантика китайского дракона как главного образа, фигурирующего в праздновании: как известно, современные китайцы называют себя «отпрысками дракона»; по мнению фольклориста Цзи Ляньхая (Ji Lianhai), в древности это было не просто метафорой, и праздник Дуань-у был днём общения с мифологическим родоначальником.

В целом Дуань-у знаменует собой наступление летней жары и, соответственно, опасность распространения сопряжённых с нею летних заболеваний. Поэтому народной доминантой праздника стало «отведение зла», воплотившееся в местных традициях использования оберегов из полыни, картинок с изображением Чжун Куя (Zhong Kui) и прочих. Традиционно в этот день особое внимание отводилось детям: им делались ожерелья и браслеты из разноцветных нитей, красивые вышитые сумки; на лбу малыша родители рисовали китайский иероглиф, означающий «король» (ван), для «самообороны от напастей» детей даже учили делать луки и стрелы. Этой стороне праздника уделяли особое внимание японцы (см. следующий раздел).

Распространение

Дуань-у меет свои параллели в культурах других азиатских стран: Кодомо но хи (первоначально, в точном соответствии по лунному календарю - Танго но сэкку, 端午の節句)- в Японии, Дано (Dano, Surit-nal) - в Корее, Доаннго (Tết Đoan Ngọ) - во Вьетнаме.

Китайская традиция лодочных гонок, приуроченных к Дуань-у, распространилась из Гонконга и Тайваня в США и др. страны, приобретя таким образом статус вида спорта.

В КНР Дуань-у, наряду с двумя другими праздниками (День поминовения усопших и Праздник середины осени), получил статус «национального культурного наследия» только в 2006, и вошел в список официальных праздников, отмечаемых выходными днями, с 2007. До того же выполняющие праздничные обряды, приуроченные к этим дням, могли получить обвинение в распространении суеверий .

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

У народов Востока существует много оригинальных праздников, которые достались им от своих предков. Эти праздники, обычно, связаны с какими то ритуалами или традициями и существуют сотни лет.

Одним из таких является Фестиваль лодок-драконов в Китае. По-китайски он называется Дуань-у цзе. Это очень , один из трех самых главных традиционных праздников в Китае. Существует он уже более 2,5 тысяч лет.

Празднуется он по лунному календарю 5го числа 5го лунного месяца. Поэтому иногда его называют праздником "Двух Пятерок". По нашему календарю это обычно середина июня. Если вы собираетесь в Китай, то обязательно выберите такое время, что бы попасть на этот удивительный фестиваль. Он олицетворяет начало лета. Праздник очень массовый, его отмечает практически все население Китая.

Преданий о возникновении этого праздника несколько. Но самым распространённым является легенда о древнем китайском поэте-патриоте Цюй Юане. По этой легенде, в те времена в царстве Чу, известный своими стихами Цюй Юань, будучи министром и приближенным царя, был инициатором проведения реформ в государстве. Цюй Юань неоднократно обращался он царю с предложениями изменить существующие порядки в стране, что поможет укрепить государство и улучшить жизнь его народа. Однако, по наветам сановников, которые не хотели перемен, царь не только не внял советам Цюй Юаня, а даже выслал поэта из столицы.

В ответ на это Цюй Юань продолжал как мог помогать бедным людям. Но когда в 278 году до нашей эры царство Цинь пошло войной на царство Чу и чужие войска захватили столицу Чу. Не вытерпев такого национального позора Цюй Юань покончил собой, бросившись в реку. Люди, почитавшие поэта, узнав об этом и кинулись на своих лодках в поисках своего кумира. Они пытались спасти поэта, отчаянно гребли на своих лодках, отыскивая тело Юаня, но мутные воды реки Мило навсегда спрятали его от людей.


Тело Цюй Юаня так и не нашли. Но после этого каждый год в это день простые люди в память о Цюй Юане стали устраивать массовые заплывы лодок, изображающие его поиск. Кроме того что бы накормить Цюй Юаня, люди стали бросать в воду кусочки бамбука которые наполняли вареным рисом. Но как говорит легенда, сам Цюй Юань явившись им, сказал: "Рис который вы посылаете мне, достается дракону.

Заворачивайте рис в тростниковые листья перевязанные цветными нитками, дракон боится этих вещей". С тех пор повелось, что в эти дни стали варить клейкий рис, сворачивать его пирамидками в листья тростника, перевязывать цветными нитками и бросать в воду. Кроме того, люди сами в этот день ели эту пищу.

Хотя другая легенда говорит что рис стали бросать в воду потому что при поисках в воде Цюй Юаня, люди таким способом хотели что бы чтобы обитатели реки драконы не съели его тело. Но, как бы то ни было, бросать рис в воду стало традицией, а завернутый в тростниковые листья клейкий рис стал традиционной едой для этого дня.


Прошли века, но люди не забыли своего заступника и сейчас многие помнят, знают и любят его стихотворения, которых сохранились до нашего времени. Так многим китайцам известно его последнее стихотворение «Плач о столице Ин». День поминовения Цюй Юаня в 5й день 5го месяца по лунному календарю со временем превратился в своеобразный праздник, во время которого устраиваются гонки лодок по реке.


С годами этот праздник стал очень массовым, он превратился в своеобразный фестиваль, его отмечает практически все население Китая. Во время этого праздника проходят народные гулянья, ярмарки. В людных местах устраиваются выступления танцовщиц, которые исполняют танцы льва и дракона.



И хотя Фестиваль лодок-драконов в Китае сейчас несколько изменился, основные формы этого необычного праздника сохранились. К празднику украшают свои жилища, изготавливают специальные обереги в виде нашейных амулетов, браслетов, ожерелья, картинок, дарят специально изготовленные к этому дню вышитые сумки. Дети мастерят луки и стрелы. В семьях готовят специальные угощения из риса.


Часто задают вопрос: «Почему китайцы едят рис?» Если, опять таки, следовать легендам, рис было самым излюбленным яством драконов, а так как в Китае принято было считать, что люди потомки драконов, то что бы отождествить себя с ними и быть такими же сильными, нужно есть рис. Цзунцзы - традиционное кушанье праздника.


Почему лодки украшают головами драконов? Лодки для этого дня стали делать подобными дракону, что бы живущие в воде драконы принимали их за своих собратьев.


В праздновании участвуют все слои населения. Можно увидеть и монахов, которые и во время праздника совершают свои молебны.


И воинственных китаянок, которые с удовольствием служат в китайской армии и даже на празднике показывают как они готовы защитить свою страну.


И конечно же детей. К стати именно благодаря празднику лодок-драконов, который в 1925 году генеральный консул Китая в Сан-Франциско устроил для детей-сирот, был учрежден Международный день защиты детей.


Современный фестиваль лодок-драконов не только яркий самобытный праздник, но красивое соревнование. Когда видишь как команды гребцов до 30 человек на этих длинных узких лодках, украшенных головами драконов, под барабанный бой изо всех сил гребут что бы быть первыми, начинаешь с уважением относиться к этой нации. Такие соревнования можно увидеть во многих странах, где есть китайские диаспоры. Но самые красивые конечно в Китае, в Корее, в Японии и во Вьетнаме.

Видео: Фестиваль лодок-драконов

выберите страну Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Албания Ангилья Андорра Антарктида Антигуа и Барбуда Аргентина Армения Барбадос Беларусь Белиз Бельгия Болгария Боливия Босния и Герцеговина Бразилия Бутан Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Вьетнам Гаити Гана Гватемала Германия Гонконг Греция Грузия Дания Доминиканская республика Египет Замбия Израиль Индия Индонезия Иордания Иран Ирландия Исландия Испания Италия Казахстан Камбоджа Камерун Канада Кения Кипр Китай КНДР Колумбия Коста-Рика Куба Лаос Латвия Ливан Ливия Литва Лихтенштейн Маврикий Мадагаскар Македония Малайзия Мали Мальдивы Мальта Марокко Мексика Монако Монголия Мьянма Намибия Непал Нидерланды Новая Зеландия Норвегия ОАЭ Парагвай Перу Польша Португалия Пуэрто-Рико Республика Корея Россия Румыния Сан-Марино Сербия Сингапур Синт-Мартен Словакия Словения США Таиланд Тайвань Танзания Тунис Турция Уганда Узбекистан Украина Уругвай Фиджи Филиппины Финляндия Франция Французская Полинезия Хорватия Черногория Чехия Чили Швейцария Швеция Шри-Ланка Эквадор Эстония Эфиопия ЮАР Ямайка Япония

Праздник лодок-драконов, отмечаемый пятого числа пятого месяца по лунному календарю (альтернативное название праздник «двойной пятёрки»). Один из традиционных крупнейших праздников в Китае. Дуаньу (праздник начала пятого лунного месяца) знаменует начало лета (обычно приходится на июнь). Это время начала жарких дней, когда злые призраки и другие адские существа начинают буйствовать, не давая покоя взрослым и детям, принося разные неприятности. Поскольку маленькие дети, вообще, уязвимы к болезням, то в этот день нужно проявлять особенную заботу. Дуаньу называют иногда «Фестивалем кукол или дитя» (Вава цзе).

Существует немало версий и разъяснительных мифов о происхождении праздника в Древнем Китае. Как, например, от фестиваля летнего солнцестояния при трех исторических династиях (Ся, Шан, Чжоу). Жара приносила и болезни, в том числе и эпидемию чумы, поэтому рассеивание болезней и избавление от зла являлись главной целью праздника. Люди вывешивали на дверях своих домов изображение Чжун Куя (Чжун Куй – мифологический ловец демонов). Приведено более ста исторических документов и результатов археологических исследований. Согласно легенде, люди в древних царствах У и Юэ, существовавших на юге Китая (в настоящее время провинции Цзянсу и Чжэцзян) считали себя потомками драконов и проводили в пятый день пятого лунного месяца сельскохозяйственный фестиваль с разными церемониями, обращенными к божествам, просьбами о благоприятных погодных условиях на предстоящий год и хорошем урожае. Сначала они заворачивали пищу (естественно рис) в бамбуковые листья и бросали в воду для главного водного дракона, отвечавшего за погоду. Они плыли на лодках, чтобы таким образом выразить почтение дракону и активизировать энергию ян, связанную с ним. Впоследствии, нарядившись, отправлялись в гости к родным и друзьям, объединив это с соревнованиями на лодках.

После того как покончил жизнь самоубийством, утопившись в водах реки Мило (провинция Хунань) выдающийся поэт и государственный деятель своего времени Цюй Юань, в 278 году до нашей эры, праздник стали объединять с ним, хотя, конечно, его отмечали и раньше этого трагического события. По той причине Праздник драконьих лодок продублирован и как «День поэтов».

Некоторые исследователи полагают, что Дуаньу больше связан не с годовщиной смерти Цюй Юаня, а с ученым и важным сановником У Цзысюем. У Цзысюй, живший в период Весны и Осени (Чуньцю – 722-481 гг. до н. э.), - первопредок людей с фамилией У, во всяком случае они на этом требовательно настаивают. Современные исследователи считают, что истории У Цзысюя и Цюй Юаня, также как и ещё одной личности Цао Э, хотя и менее популярной, были внесены в уже существующие традиции и вернее всего так оно и есть.

В «Исторических записках» Сыма Цянь рассказывает биографию Цюй Юаня. Он родился в потомственном благородном семействе. Его дед и отец служили министрами при дворе правителей царства Чу Периода Сражающихся царств (Чжаньго шидай) – переходной эпохой между правлениями династии Чжоу и династии Цинь.

Среди семи главных царств периода Чжаньго самым сильным, благодаря проведенным эффективным реформам, стало царство Цинь, оно и начало распространять свою власть и на соседние государства. Реакцией этих шести государств, Ци, Чу, Янь, Хань, Чжао, Вэй, были то союзы с Цинь и выражение преданности, то наоборот подозрения и сопротивления. Но Цинь расширялось, поддерживая дружеские отношения с отдаленными государствами и нападая на соседние.

Цюй Юань преданно отстаивал патриотические интересы, резко выступая против экспансии царства Чу государством Цинь, советуя не вступать ни в какие союзы с Цинь. Притом, что Чу оставалось гегемоном, постоянная политическая борьба и коррупция подтачивали силы слабеющего государства. Цюй Юань стал жертвой наговоров и интриг, был удален от государственной власти, вынужденный жить в изгнании.

В это время были написаны поэтические шедевры, в которых слышится боль и страдание за родную землю. Услышав о падении столицы царства, полностью опустошенный, он совершил ритуальное самоубийство в пятый день пятого лунного месяца, прежде создав произведение, посвященное своей потерянной родине - Плач о столице Ин.

Государство Чу на тот момент смогло справиться с агрессией со стороны Цинь и просуществовало ещё 25 лет, но в 223 году до нашей эры все же было завоевано царством Цинь.

Местные жители, восхищавшиеся Цюй Юанем, бросились в лодки и отправились на поиски тела, били вёслами по воде и стучали в барабаны, отпугивая рыбу и водяных духов, чтобы они не повредили тело поэта. Поздно ночью дух Цюй Юаня явился друзьям и сказал, что он умер. Он попросил, чтобы они бросили в реку рис, обернутый в шелковые пакеты, цзунцзы, в качестве подношения для дракона и чтобы защитить дух Цюй Юаня в загробном царстве.

Клейкий рис фаршированный разными начинками и обёрнутый бамбуковыми или тростниковыми листьями (в сегодняшние дни) одна из традиций Дуаньу, как и гонки на лодках в форме драконов. Но несмотря на то, что практика цзунцзы сохраняется в наши дни, они не обязательно отражают смысл Праздника в честь Цюй Юаня. Память о Цюй Юане, прежде всего, это символизация патриотизма и любви к Родине.

Цзунцзы, вино реальгар и гонки на лодках-драконах – это три широко распространенных действия, которые остаются неизменными во время праздника на протяжении многих веков.

Реальгар, как известно, токсичный минерал (в китайской медицине его используют в фармацевтических препаратах) и по этой причине древние китайцы считали его замечательным противоядием от всех ядов и самым эффективным, чтобы отогнать злых духов и насекомых (причина многих болезней).

Другие символы праздника – пучки полыни и аира, вывешенные над дверью, красивые вышитые мешочки (из шелка или атласа), наполненные ароматными растениями, которые вешают детям на шею, изображения Чжун Куя на парадных дверях.

Ещё один забавный обычай – «поставить» яйца. По лунному календарю июнь месяц лошади, в то время как час лошади с 11:00 до 13:00. Считается, если в праздничный день человек сможет в час лошади удержать яйцо в стоячем положении, то он будет счастлив в течение всего года.

В первых числах июня, а точнее в пятый день пятого месяца каждого года согласно Лунному календарю, в Китае отмечают праздник драконьих лодок или, как он еще называется, Дуань-у. Именно этот день считается началом лета. Существует много легенд и поверий касательно того, как возник этот праздник, однако чаще всего его считают днем воспоминаний и чествований китайского поэта-лирика по имени Цюй Юань.

Цюй Юань, как символ патриотизма Китая

Во время эпохи Воюющих Царств Цюй юань был министром при царском дворе. Но однажды один из недоброжелателей оклеветал его и Цюй Юаня изгнали из города. Всю свою оставшуюся жизнь поэт собирал народные легенды, сказания и придания. Он создал вечные произведения, в которых описывал свою страну, а также свои чувства по отношению к ней. В таких работах, как «Лисао», «Цзюгэ» и «Тяньвэнь» он описывает боль своей души и печаль, которые испытывает к своей родине. После того, как солдаты княжества Цинь покорили столицу княжества Чу, поэт написал «Хуайшу» и бросился в реку, где и встретил свою смерть. Произошло это в пятый день пятого месяца.

Люди с огромным уважением относились к честолюбивому поэту, поэтому, узнав о его смерти, они всячески пытались отыскать в реке его тело. Рыбаки искали его на лодках, а остальные люди бросали в воду разную еду: рис, хлебцы, яйца, чтобы накормить рыб и раков, которые могли повредить тело Цюй Юаня. А древний лекарь даже вылил в реку вино, которое, по его мнению, должно было опьянить всех подводных жителей. Постепенно это перешло в прекрасную традицию каждый год есть праздничные лакомства, запивая рисовым вином и устраивать гонки на драконьих ладьях, откуда и пошло название праздник драконьих лодок.

Цзунцзы – праздничное угощенье

Дуань-у славится тем, что в этот день в качестве угощения подаются цзунцзы – конвертики из клейкого риса с различными начинками, развернутыми в листья тростника, бамбука или лотоса. Рецепт изготовления цзунцзы очень древний. Согласно легенде однажды крестьянам явился дух покойного поэта Цюй Юань и сказал, что весь рис, который они кидают для него в реку, съедает подводный дракон и посоветовал заворачивать рис в листья тростника и украшать лентой красного цвета, это должно было отпугнуть дракона. Таким образом, это простое на первый взгляд блюдо стало нарядным атрибутом в праздник драконьих лодок.

Процесс приготовления цзунцзы – это самый настоящий обряд. Подготовку к нему начинают за несколько дней, а в сворачивании конвертов участвуют все члены семьи. Зелеными сверточками не только лакомятся в день праздника, но и соревнуются в том, кто приготовил цзунцзы вкуснее.

Несмотря на то, что это традиционное блюдо, нет его строгого рецепта. Начинка может быть, какой угодно: из мяса, рыбы, сладких фруктов, овощей, с пряностями.

Праздничные соренования

Праздник драконьих лодок известен не только своими лакомствами, но и традиционными соревнованиями по гребле на лодках. Это яркое, развлекательное, веселое и шумное событие. На берегу реки собирается множество людей, чтобы посмотреть не только увлекательные соревнования, но и полюбоваться красотой лодок.

«Драгонбот» — это лодка-каноэ, в которой помещается двадцать два гребца. На носу этой лодки располагается барабанщик, который отбивает ритм для своих гребцов, чтобы упорядочить их старания. На корме сидит рулевой, управляющий направлением движения.

В праздник драконьих лодок гребцы соревнуются не только в том, кто первый достигнет финиша, но и в украшении своего драгонбота. На носу лодки располагается голова дракона, а на корме – хвост. Все остальное – это туловище, которое также ярко и красочно разукрашивают. Когда идет соревнование, то зрелище получается незабываемое. Кстати, уже давно гонки в праздник драконьих лодок стал международным видом спорта.

Праздник Дуаньу, отмечаемый 5 числа 5 месяца по Лунному календарю (обычно приходится на июнь григорианского календаря), является одним из древнейших традиционных китайских праздников. История праздника насчитывает уже более 2000 лет.

В народе есть несколько преданий о происхождении праздника Дуаньу. Наиболее распространенное – это предание о выдающемся китайском поэте Цюй Юане. Цюй Юань был известным древним поэтом и вельможей княжества Чу в период Чуньцю («Весны и Осени») (770 г. - 476 г. до н.э.). Цюй Юань, видя, как его родина подвергается натиску мощного княжества Цинь, давал правителям княжества Чу ценные советы об укреплении военной мощи государства и об оказании сопротивления неприятелю. Но советы Цюй Юаня были отвергнуты другими вельможами, а сам он был уволен правителем княжества Чу с занимаемой должности и изгнан из столицы. Будучи в ссылке, Цюй Юань сочинил бессмертные произведения, в которых он выразил печаль и душевную боль по своей родине: “Лисао” (“Элегия отрешенного”), “Тяньвэнь”, “Цзюгэ” (“Девять элегий”) и др. В 278 г. до н.э. войска княжества Цинь захватили столицу княжества Чу. Цюй Юань написал последнее произведение “Хуайша”, и,будучи не в силах пережить позор покорения его страны, пятого числа пятого месяца бросился в реку Милоцзян. Узнав о смерти поэта, народ княжества Чу пришел к реке. Рыбаки выплыли на лодках, чтобы найти тело поэта. Люди бросали в реку рис, яйца и другие продукты, чтобы рыбы и раки не повредили тело Цюй Юаня. Один лекарь вылил в реку крепкое рисовое вино для того, чтобы обитатели реки, напившись вина, не смогли съесть останки поэта. Так постепенно сложился обычай каждый год пятого числа пятого месяца устраивать гонки на драконьих ладьях, есть праздничное лакомство «цзунцзы» и пить рисовое вино.

Ежегодно в праздник Дуаньу во всех краях Китая устраивают гонки на драконьих лодках. Когда раздается сигнал старта, гребцы под барабанную дробь ритмично и скоординированно гребут веслами и плывут на деревянных ладьях, высеченных в форме драконов, по направлению к бую. Согласно народному преданию, традиция проведения гонок на драконьих ладьях возникла тогда, когда рыбаки вышли на реку, чтобы найти тело Цюй Юаня. Однако ученые в ходе научных исследований пришли к выводу, что гонки на драконьих лодках устраивались в период Чжаньго («Воюющих царств», 475 - 211 гг. до н.э.) и представляли собой полурелигиозный, полуразвлекательный обряд жертвоприношения. Как бы то ни было, за тысячу лет обычай гонок на драконьих ладьях широко распространился по всему Китаю, на Тайване и в Гонконге, а также постепенно нашел распространение в соседней Японии, Вьетнаме и даже в Англии. Сегодня гонки на драконьих ладьях – водный вид спорта, сочетающий самобытные национальные традиции и современный спортивный дух. В 1980 г. соревнования на драконьих ладьях были официально признаны национальным видом спорта Китая. Ежегодно проводятся состязания гонок на драконьих ладьях на «Кубок Цюй Юаня».

В праздник Дуаньу принято кушать “цзунцзы” – приготавливаемое на пару кушанье из клейкого риса, обернутое тростниковыми, бамбуковыми или пальмовыми листьями и перевязанное разноцветными шелковыми нитями.

В праздник Дуаньу взрослые обычно дарят детям мешочки с ароматными целебными травами. Эти мешочки делают следующим образом: из пестрой шелковой ткани шьют миниатюрные мешочки, в которые набивают ароматные целебные травы. Затем мешочки нанизывают на пятицветную шелковую нить и получается небольшое украшение. Источающие ароматный запах мешочки носят в качестве украшения на шее или прикрепляют к борту одежды. В народе бытует поверье, что ароматные мешочки изгоняют злых духов и оберегают человека от болезней.







2024 © rukaraoke.ru.