Жизнь ребенка после родов и развитие по неделям для начинающих родителей. Развитие грудничков, поведение, что должен уметь ребенок по месяцам


Новорожденным считается младенец с минуты появления на свет до конца четвертой недели. С рождением ребенка возникает много трудностей, которые любящим родителям приятно решать. В самые первые дни молодые мама и папа обычно немного растеряны, хотя они готовились к появлению нового члена семьи: читали литературу по уходу за малышом, изучали все о новорождённых, интересовались психологией и воспитанием.

Развитие грудничка в первые недели и месяцы зависит от его доношенности или не доношенности. Основные параметры – рост и вес – зависят от возраста матери и отца, их состояния здоровья и условий жизни. Доношенный ребенок развивается в утробе матери 40 недель. Весят такие младенцы в норме от 3,2 до 3,5 кг, хотя разброс может быть достаточно большой – от 2,5 до 4,5 кг. Рост тоже колеблется от 47 до 54 см.

Сразу после рождения в организме ребенка происходит перестройка органов и их функций в связи с изменением среды обитания – от внутриутробной жизни, к жизни во внешнем мире. В первые несколько дней он может потерять от 5 до 8% веса. Это нормально, так как через неделю масса восстановится, и в течение первого месяца вес ребенка увеличится примерно на 0,7 кг.

В течение первых недель температура нестабильна и зависит от обстановки. Поэтому необходимо строго следить и поддерживать комфортные условия для малыша, чтобы ему не было жарко или холодно. В первый день может быть легкое вздрагивание и тремор рук и ног, которые быстро проходят. Малыши прекрасно реагируют на источники яркого света и громкого звука. У них уже развиты чувство обоняния и слух. Временами может быть снижен мышечный тонус и угнетены отдельные рефлексы. Это зависит от того, какими были роды. Через несколько дней все приходит в норму.

Строение тела младенца

Поначалу у младенца сохраняется та поза, которая была в утробе матери. Тело малыша выглядит пухлым за счет равномерно расположенного подкожного жирового слоя и слабо развитой мускулатуры. Руки и ноги равны по длине и гораздо короче туловища. У позвоночника пока еще нет физиологических изгибов, он не выгибается, а ребра прикрепляются к нему под прямым углом, грудная клетка по форме напоминает бочку. Открыт родничок между косточками лба и темени.

Дышит новорождённый неравномерно: не слишком часто и неглубоко. Нормальный пульс от 120 до 140 ударов повышается, когда малыш кричит.

Расположенный горизонтально желудок пока маленький, а для кишечника характерно недоразвитие нервных окончаний, нежная слизистая оболочка, большое количество кровеносных капилляров, нехватка кишечных желез. Стенки кишечника обладают высокой проницаемостью. В полости рта недостает слюны, а слизистая оболочка полости рта плохо защищена. Зато уже есть все обязательные для пищеварения ферменты. С первых часов желудочно-кишечный тракт и дыхательная система малыша заселяются необходимыми микроорганизмами.

Нормальный стул новорожденного ребенка устанавливается к 5-му или 6-му дню жизни. Первые 2 дня малыш мочится несколько раз, затем увеличивает суточное количество мочеиспусканий до 20 раз.

Огромное значение для поддержания функций организма младенца имеет баланс воды. Из воды состоит большая часть его тела, но равновесие непрочное и легко нарушается. Ребенку в сутки требуется около 180 г воды на 1 кг веса, которую он получает из материнского молока.

Различные отделы нервной системы младенца развиты по-разному, но в основном все готовы функционировать. Зрительные и слуховые анализаторы сформированы гораздо лучше, чем двигательные. Уже на первых днях жизни младенец умеет останавливать взгляд на ярком пятне, на лице матери. Он прислушивается к звукам и даже издает отдельные слабые звуки.

Двигается младенец нескоординированно, потягивается. Руки и ноги беспорядочно перемещаются, целиком не могут выпрямиться. Пальцы сжимает в кулачки.

Сколько должен весить младенец

Чтобы ребенок с первых дней полноценно развивался, следует учитывать многие факторы, а важнейшим из них является вес. Если вес изменился даже на 100 г в одну или другую сторону, – это показатель, что есть нарушение здоровья.

Прибавление веса ребенка до его рождения зависит от рациона и образа жизни матери. Если новорожденный весит больше или меньше нормы (3,2 – 3,5 кг), то это может означать сбой в его здоровье. Лишний вес сигнализирует о возможном сахарном диабете. А при недостатке веса есть вероятность, что у младенца слабый иммунитет или недостатки развития. Большую роль при определении фактора веса играет наследственная предрасположенность. Если родители и другие детки в семье крупные, то рождение малыша с весом выше нормы естественно, и не должно вызывать тревогу.

Осмотр доктора-неонатолога

В роддоме ежедневно врач-неонатолог проводит осмотр малыша. Чтобы удостовериться, что у младенца нет проблем со здоровьем, а развитие его организма соответствует норме, доктор должен осмотреть у карапуза каждый миллиметр тела.

  • Врач фиксирует внимание на позе ребенка, на цвете его кожных покровов, на интонациях голоса. Его интересует, как тот краснеет или кряхтит. Затем, тщательно ощупывая голову, изучает родничок и швы между косточками.
  • При осмотре рта доктор должен исключить незаращение нёба, имея которое, малыш поперхнется или захлебнется в процессе кормления.
  • Неонатолог проводит рукой по ключицам, проверяя, нет ли у младенца перелома. Вовремя обнаруженная травма, полученная в процессе родов, фиксируется повязкой и быстро лечится.
  • Врач проверяет грудную клетку, ручки и ножки. Он должен убедиться, что нет вывиха тазобедренного сустава или косолапости.
  • При осмотре половых органов проверяются яички и анус, спрашивает, какает ли малыш.
  • Доктор проверяет сердечную деятельность и работу легких.
  • Прощупывая живот младенца, определяет объем печени и селезенки.

Важно также изучить мышечное возбуждение и физиологические реакции.

Своевременно выявленные недостатки гораздо легче поддаются лечению.

Надо ли пеленать новорожденного ребенка

Пеленание малыша в настоящее время вызывает множество споров среди родителей и докторов. Есть большое количество доводов за и против. Многие считают, что это полезно для младенца, другим пеленки усложняют уход. Только сами родители решают этот вопрос для себя положительно или отрицательно.

Обычай заворачивать грудничков в первые месяцы жизни появился давно и сохранился до сих пор у многих народов, особенно в холодных местностях. В старину это выручало семьи из-за отсутствия детской одежды.

Доводы родителей за пеленки:

  • Пеленание способствует приспособлению младенцев к окружающему миру.
  • Ребенок ощущает себя защищенным, будучи укутанным в полотно, быстрее успокаивается и засыпает.

Доводы против:

  • Пеленание снижает моторику ребенка, что служит причиной запаздывания в развитии двигательных навыков: такие детки позднее начинают самостоятельно передвигаться и вставать на ноги. Однако они быстро настигают в развитии своих сверстников.
  • Если туго пеленать ребенка, то может нарушиться кровоснабжение.
  • Малыши сами неодобрительно воспринимают пеленки.
  • Для этой процедуры требуется определенная сноровка: не у всех родителей сразу получается.
  • Привыкшему к пеленкам малышу через некоторое время сложно будет отвыкать от них.

Заменой пеленания некоторые считают использование слинга. В нем ребенок чувствует себя в положении «колыбелька», как в пеленках, и успокаивается.

Традиции ухода за новорожденными выработаны веками, поэтому практиковавшееся в старину пеленание окружает огромное количество мифов. Например, считается, что у выросшего без пеленок малыша будут кривые ножки и спинка. Это утверждение не соответствует истине, напротив, тугое пеленание может привести к искривлению тазобедренных суставов. Необходимо помнить, что при пеленании нельзя выпрямлять ребенку ноги.

Следующий миф утверждает, что без пеленок младенец беспорядочно дрыгает ногами, руками, и может нанести себе какие-нибудь повреждения. Если своевременно стричь ноготки, а еще лучше, надевать на руки специально сшитые варежки, неприятностей можно избежать.

Вскармливание грудного младенца

Вскармливание новорожденного обеспечивает его организм полезными веществами, необходимыми для роста и правильного развития. Кормят обычно женским грудным молочком или его заместителями − молоком животного происхождения, или сухими смесями. Пищеварительная система младенца пока несовершенна, и умеет усваивать исключительно жидкие субстанции.

По тому, сколько младенец получает женского молока, можно выделить 3 вида кормления:

  • грудное (полностью женское молоко),
  • искусственное (только молочные смеси),
  • смешанное (материнское молоко и смеси).

Современные ученые утверждают, что предпочтительно для ребенка грудное вскармливание. Хотя реклама детского питания гарантирует его пользу и высокое качество, но ни одна смесь пока не может повторить по содержанию женское грудное молоко. Наиболее высококачественное детское питание, разработанное безупречными производителями, включает в себя около 40 полезных элементов, а в женском молоке их содержится больше 400. Вскармливание сухими смесями лишает младенца самых важных веществ, которые только из материнского молока он может получить, – гормоны, побуждающие развиваться желудок, кишечник, нервную систему.

В некоторых случаях есть смысл перевода ребенка на кормление смесями. Серьезной причиной является заболевание матери, вынужденной принимать препараты, вредные для ребенка, а также расстройство гормонального фона, из-за которого перестает вырабатываться молоко. В таких случаях замена вида вскармливания оправдана.

Не являются серьезными причинами для замены натурального молока на искусственное:

  • детские колики;
  • усиленное образование газов (можно устранить другими способами);
  • если младенец икает;
  • жидкий стул или долгое отсутствие его;
  • малыш плохо набирает вес (маме кажется, что у нее не хватает молока);
  • недомогания мамы, связанные с простудными заболеваниями.

В наше время созданы лекарственные препараты от простуды, которые разрешается принимать кормящим. Заразить ребенка практически невозможно, ведь он приобретает иммунитет вместе с молоком матери.

Не следует торопиться с решением ввести прикорм, лучше посоветоваться с теми, кто разбирается. Есть средства для усиления лактации, применяя которые, можно продлить получение ребенком полезных веществ, содержащихся в грудном молоке. Все ведущие специалисты единодушно признают грудное вскармливание наиболее подходящим и полностью соответствующим потребностям младенцев.

Преимущества грудного вскармливания:

  • Ученые утверждают, что новорожденные дети, получавшие грудное молоко, имеют коэффициент интеллекта выше, чем находившиеся на искусственном кормлении.
  • В момент кормления малыш контактирует с мамой, что тоже стимулирует развитие его мозга.
  • Кормление грудью не только насыщает ребенка, но и удовлетворяет его эмоциональные потребности в общении с близким человеком. Такие дети реже вступают в конфликты с родней, легче понимают родителей, лучше общаются в группе, приспосабливаются к социуму.
  • У мамы при кормлении грудью уменьшается риск заболеть раком яичников или раком молочной железы.
  • Способствует борьбе с послеродовой депрессией, стабилизируя гормональный фон женщины.
  • Служит естественным контрацептивом (при грудном кормлении вероятность забеременеть очень мала).

Искусственное вскармливание грудного ребенка

Если нет молока у матери и невозможно найти кормилицу, не следует выбирать козье или коровье молоко. Лучше перейти на адаптированные молочные смеси, которые легче усваиваются грудничком. Желательно начинать их использование, начиная с полугодовалого возраста.

При выборе адаптированной смеси для малыша, учитывается возраст, указанный на упаковке, а также дополнительные качества продукта, например, отсутствие лактозы или содержание пробиотиков, улучшающих работу кишечника. По этому поводу необходима консультация с педиатром.

Гигиена новорожденного

Младенец имеет очень чувствительную кожу, требующую скрупулезной заботы. Она должна непрерывно оставаться сухой и опрятной. Необходимо менять подгузники после каждого сна, кормления или проверять, если малыш беспокоится. Рекомендуется использовать подгузники высокого качества, которые отлично впитывают влагу, чтобы попка младенца не ощущала сырости, а всегда была сухой.

В первые недели советуют очищать кожу с помощью влажных салфеток, на упаковке которых обязательно должно быть помечено, что они предназначены для чувствительной кожи. Необходимо каждый раз проверять все складочки: они тоже должны всегда быть сухими и чистыми.

Следует аккуратно обрабатывать пупок новорожденного так, как научили в роддоме. В течение первых дней после выписки, нет необходимости ежедневно купать младенца. Достаточно раз в 3 дня ненадолго бережно окунать его в воду и слегка поливать водой, используя для этого собственную руку. Заменить купание на первых порах может протирание отдельных частей тела малыша мягкой влажной салфеткой или ваткой. Чистый младенец будет чувствовать себя комфортно и меньше капризничать. Многие дети после купания спят гораздо лучше и меньше беспокоят маму.

Особенности гигиены новорожденной девочки заключаются в том, что подмывание проводится только под слабой струей воды, слегка раскрывая при этом большие половые губы, чтобы избежать скопления в них остатков кала и мочи.

Упражнения для грудничков

Гимнастика для новорожденных, если она правильно подобрана и соответствует возрасту и индивидуальности, может положительно повлиять на развитие многих органов и систем организма ребенка. Двигательная активность малыша, разнообразие его движений, создают благоприятные условия для правильного развития даже головного мозга за счет улучшения тока крови, ускорения обменных процессов и углубленного дыхания.

Физические упражнения оказывают благотворное влияние на аппетит и сон ребенка. Во время зарядки усиливается приток крови к мышцам и косточкам, что ускоряет их рост.

Чтобы не нанести вред маленькому человеку, у которого еще не сформированы мышцы, кости, связки довольно нежные и хрупкие, надо учитывать его возрастные и индивидуальные особенности. Первые упражнения обычно показывает доктор.

Выполнять зарядку следует ежедневно в одно и то же время, тогда младенец быстро привыкнет к режиму. Приступать к гимнастике следует, если ребенок сыт, спокоен, у него хорошее настроение. Нежелательно делать ее сразу после кормления, чтобы избежать срыгивания.

Польза от зарядки увеличится, если ребенка полностью раздеть. Однако помещение должно быть теплым и проветренным, а летом можно это делать на свежем воздухе.

Чтобы только что родившийся малыш рос и развивался в комфортных условиях, необходимо соблюдать правила ухода за ним. Тогда жизнь с новым членом семьи будет в радость.

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами психолог-дефектолог Ирина Иванова. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как развивать ребенка до года по месяцам. Недавно мне пришлось присутствовать при дискуссии, которая развернулась в компании молодых современных женщин.

Речь шла о популярном теперь . Все мамы с воодушевлением рассказывали о достижениях своих деток. Кто-то водит их в студию раннего развития, которых теперь открылось очень много. Кто-то в домашних условиях пользуется методикой , и их дети уже к трем-четырем годам знают буквы и чуть ли не готовятся читать книги самостоятельно.

Нашлись даже приверженцы подзабытой ныне, но от этого не ставшей менее ценной, системой воспитания семьи Никитиных, очень популярной в конце прошлого века. Ну, а уж пособия не использует теперь только тот, кто вообще ничем не интересуется. Но… все это касалось малышей старше полутора-двух лет. А как же дети, которым не исполнилось и года? Неужели им нужен только здоровый сон и полноценное питание?

Просветить аудиторию на этот счет взялась одна из участниц дискуссии — девушка, работающая в развивающем детском центре психологом. Я хочу познакомить вас с тем, что она нам рассказала. Во-первых, она привела нам авторитетное мнение многих известных специалистов в области детской психологии. Оказывается, не стоит возлагать неоправданные ожидания на искусственную стимуляцию развития.

Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определенный уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой? Даже если на одно яйцо посадить двух куриц сразу, цыпленок все равно вылупится только на 21-й день.

Да, подготавливать базу для новых умений и навыков нужно. Когда придет пора, зерно упадет в подготовленную почву, но чрезмерно форсировать события излишне. Что касается грудничков до года, то развивать их можно и нужно, но в соответствии с возможностями малыша.

Чем заниматься с ребенком грудного возраста

Нет слов, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.

  • Первый месяц

Не нужно ухаживать за ребенком в полном безмолвии. Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, и к концу месяца он станет задерживать свой взгляд на вашем лице, а вы дождетесь первой драгоценной улыбки – приглашения к дальнейшему общению. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку, пусть он пробует сосредоточить на ней свой взгляд. На первое время этого достаточно.

  • Второй месяц

Берите чаще младенца на руки, да он и сам предпочитает такое положение. Так реализуется генетически заложенное в человеке стремление к познанию. Причем, когда вы держите кроху, не вздумайте с кем-то спорить в это время или злиться. Только добрая мимика, только спокойный и ровный тон разговора. На этом этапе развития главное – удовлетворение ориентировочного рефлекса.

  • Третий месяц

Выкладывайте грудничка на животик, положив перед ним яркий предмет. Разговаривайте с ним, откликайтесь на его гуление: а-а-а, гу-гу, бу-бу . Пойте песенки, включайте мелодичную музыку, не оставляйте надолго плакать в кроватке, чтобы «приучить» занимать себя самостоятельно. Это предпосылки для будущего невроза.

  • Четвертый месяц

Как можно красочнее оформите интерьер, в котором младенец проводит больше всего времени – яркие цвета тканей, карусель с мелодичной музыкой, или двигающиеся модули создадут нужное настроение, подготовят к освоению форм и оттенков цвета. Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение крохи: то в кроватке, то в манеже, то на руках.

  • Пятый месяц

Это месяц проявления интереса к игрушкам. С этого времени ребенок может сам их взять, захватить, потянуть к себе. Теперь научите его заниматься с ними: постучать, переложить из ручки в ручку, внимательно рассмотреть. Демонстрируйте ему движущиеся игрушки – прыгающие, кружащиеся. Развитие внимания – основа будущего успешного обучения. Не забывайте отвечать на гуление, которое к пятому месяцу становится активным и очень мелодичным. Так вы помогаете развивать речь, основы которой закладываются именно сейчас.

  • Шестой месяц

Ребенок стремится к тому, чтобы начать ползать, и теперь нужно создать для этого условия. Лучше, если это будет специальный манеж, но и часть ковра, закрытая плотным одеялом, тоже подойдет. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Он будет к ним тянуться и попытается ползти, возможно, на животике или на четвереньках.

Главные развивающие игры в этом месяце – всевозможные коробочки и модули, в которые можно вкладывать и доставать из них предметы. Желательно, чтобы они были снабжены крышками, которые младенцу очень нравится открывать и закрывать.

  • Седьмой месяц

Это период интенсивного развития понимания речи. Разговаривайте с вашей крохой, показывайте предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Так развивается пассивный словарь и предпосылки к тому, чтобы он сам начал разговаривать. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно.

Очень полезны игры с водой во время купания, с плавающими в ней предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя». Не стоит забывать о том, что потакание капризам – почва для развития истеричности, а излишняя строгость – предпосылки для воспитания или бунтаря, или нерешительного в будущем человека.

  • Восьмой месяц

Не выкладывайте много игрушек сразу, лучше периодически прячьте их и доставайте по очереди. Для того чтобы развивалось мышление, нужно разыгрывать с ними небольшие сценки, понятные малышу. Пусть куклы ходят, едят, спят, кормят кошечек и собачек. Сопровождайте эти спектакли понятными комментариями и звукоподражаниями. Они принесут гораздо больше пользы для развития интеллекта и речи детей, чем самые лучшие развивающие мультики.

  • Девятый месяц

Поиграйте в прятки, когда вы будете прятать под платком или пеленкой себя, вашего малыша или игрушку. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет. Выделяйте из него слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаете предпосылки для того, чтобы их произнес ваш малыш.

Включайте музыку для слушания, пусть это будут легкие мелодии или детские песенки. Стоя на полу или в манеже, дети будут пританцовывать под них. Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Цепкая память крохи сохранит эти знания, и скоро он сам будет оперировать этими понятиями.

  • С 10 месяцев до года

В это период нужно неустанно разговаривать с ребенком. Говорите все, что угодно, нельзя только молчать. Сопровождайте комментариями ваши действия, рассказывайте о том, что происходит в доме, что вы видите на прогулке, за окном.

Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек. Дайте малышу лист плотной бумаги и мягкий карандаш. Он уже способен оставить след на листе, провести черточку. Читайте книжки, играйте в пальчиковые игры, пойте ему песенки и рассказывайте потешки.

Первый год жизни ребенка очень важен для каждого малыша. Он определяет дальнейшее эмоциональное и психическое, умственное и физическое развитие детей. В этот период формируются иммунитет и нервная система, организм адаптируется к окружающему миру. Новорожденный быстро растет и развивается, прибавляет в весе и росте, осваивает новые навыки. Он постепенно учится ходить и говорить.

При этом для каждого возраста характерны новые знания и открытия. Норма веса, роста и других физических характеристик достаточно условна. Для каждого грудничка свойственны индивидуальное развитие, параметры и нормы, которые помогает определить и контролировать педиатр. В этой статье мы рассмотрим календарь развития ребенка по месяцам с рождения до года. И подробно узнаем, что должен уметь ребенок по месяцам.

Первый месяц

В первые недели жизни ребёнок спит 60-80% времени. На этом этапе для младенцев важно постоянное присутствие мамы рядом и своевременное кормление грудным молоком. Поэтому кормящей маме важно . Особое внимание уделяется для недоношенного новорождённого, которому дополнительно назначают специальные молочные смеси.

Несмотря на то, что кроха практически все время спит, для нормального развития важно уделять внимание прогулкам на свежем воздухе. Во время бодрствования купайтесь и принимайте ванны, делайте массаж и гимнастику для новорожденных. Кроме того, нужно приучить малыша к режиму день-ночь.

В первый месяц жизни малыш умеет:

  • Плакать и улыбаться;
  • Узнавать голос, запах и прикосновения мамы;
  • Совершать микродвижения, активно двигать руками и ногами;
  • Различать яркие цвета, рисунок в полоску и в клетку;
  • Фокусировать взгляд на лице взрослого человека или на ярком неподвижном предмете и следить за движущимся предметом. Для развития этого навыка можно повесить в коляску или над кроваткой подвесную игрушку;
  • Произносить звуки в такт речи говорящего и различать особенности звуков;
  • Приподнимать и удерживать головку несколько секунд, лежа на животике.

В первый месяц кроха набирает по 90-150 грамм в неделю. Таким образом к началу второго месяца жизни вес ребенка в среднем увеличивается на 0,4-0,7 кг по сравнению с массой при рождении. При этом днем он кушает каждые два часа, ночью грудничка прикладывают по три-пять раз.

Второй месяц

Второй месяц – стадия “оживления”, когда кроха уже начинает различать эмоции взрослых и становится активнее. Ближе к концу этого периода набор веса составляет примерно 800 грамм, а рост увеличивается на три сантиметра. В этом возрасте становится больше обхват груди и окружность головы ребенка. Кроме того, в два месяца малыш уже умеет следующее:

  • Поднимать и недолго держать голову (10-20 секунд);
  • Разводить руки в сторону и переворачиваться с бока на спину;
  • и произносить звуки “а”, “о”, “у”, сочетания “агу”, “ага” и “бу”;
  • Сосредотачивать и удерживать взгляд на неподвижном предмете, который находится на расстоянии до полутора метров;
  • Следить взглядом за предметами и пытаться дотянуться до предмета;
  • Поворачивать голову на источник звука и искать источник звука глазами;
  • Хватать и удерживать легкий предмет до 30 секунд;
  • Приподнимать грудь на несколько секунд, лежа на животе;
  • Воспринимать красный, желтый, оранжевый, черный и белый цвета.

В два месяца у ребенка все больше развивается мимика интонации. У малыша улучшается координация движений, наблюдается речевое развитие, развитие слуха и зрения. Однако грудничок пока еще не слышит все звуки, не может фокусировать взгляд на быстро передвигающихся предметах и долго удерживать что-то руках.

Третий месяц

Для этого периода характерно осмысленное выражение эмоций, проявляются индивидуальные интонации голоса, начинает развиваться обоняние. Теперь грудничок может узнавать маму не только по прикосновениям, голосу или внешнему виду, но и по запаху. Кроме того, в этом возрасте формируется взаимосвязь между слухом и зрением.

Ребенок к трем месяцам должен научиться делать следующее:

  • Управлять собственными руками;
  • Брать и удерживать игрушки в руках, подносить предметы к собственному лицу, тянуться к подвешенным игрушкам руками;
  • Переворачиваться со спины на бок, со спины на живот и с живота на спину;
  • Приподниматься на локтях, лежа на животе;
  • , лежа на животе;
  • Смеяться в голос;
  • Фиксировать взгляд на игрушке, мелких предметах и крупном узоре, следить за движением крупных объектов;
  • Замечать предмет в положении лежа на спине, на боку и на животе, на руках у взрослого человека;
  • Вслушиваться в звук погремушки и поворачивать голову к источнику звука;
  • Смотреть на говорящего человека и вслушиваться в музыку, пение и т.д..

Увеличиваются рост и вес ребенка. Наблюдается повышение массы тела на 700-800 грамм, рост увеличивается на 3-3,5 сантиметра. Движения рук и ног младенца становятся более координированными, а сами малыши – более подвижными. Они легко переворачиваются со спины на живот и обратно.

Четвертый месяц

Развитие ребенка в четыре месяца характеризуют активность и повышенная оживленность. Малыш хорошо реагирует на знакомые лица, голоса и игрушки, размахивает руками и ногами, смеется и улыбается в ответ человеку или предмету, которые узнал. Кроме того, он уже начинает узнавать и реагировать на свое имя.

Таким образом, кроха может:

  • Узнавать знакомые лица и голоса людей, которые постоянно ухаживают за малышом;
  • Узнавать предметы и игрушки, выделять любимые;
  • Хватать и удерживать предметы, при этом хватание уже не рефлекторное, а целенаправленное;
  • Самостоятельно трясти погремушку;
  • Приподниматься на руках с опорой на ладони, лежа на животе. При этом малыш может недолго держать голову;
  • Поддерживать бутылочку при кормлении;
  • Произносить первые слоги и повторять за говорящим;
  • Прислушиваться к музыке и качать головой в такт, выделять и предпочитать конкретные мелодии;
  • Различать яркие цвета и чистые оттенки;
  • Складывать ладошки и хлопать. Кстати, поможет старая игра в ладушки.

Вес ребенка имеет прибавку в 700-750 грамм, рост увеличивается на 2-2,5 сантиметра.
В этом возрасте заметно прогрессирует развитие слуха и зрения. Для игр начинают использовать карточки с картинками. Кстати, дети в четыре месяца хорошо воспринимают звуки, которые имитируют звуки животных.

Пятый месяц

В пять месяцев многие родители перемещают кроху в манеж, практикуют игры и упражнения для развития мелкой моторики. Правильные занятия ускорят развитие речи, и малыш начнет скорее говорить. Для игр выбирайте яркие цветные погремушки и музыкальные игрушки, мешочки и мягкие игрушки со специальным наполнителем для развития моторики, коврики и лоскутные одеяла.

В этом возрасте ребенок может:

  • Узнавать игрушки и мелодии, рассматривать картинки;
  • Следить за движениями предметов и человека;
  • Произносить звуки и некоторые слоги, пытаться повторять слова за взрослым;
  • Хватать и удерживать предметы, тянуться к игрушке и трогать руками;
  • Самостоятельно занимается игрушками до десяти минут;
  • Пытаться сесть, подтягиваясь на руках;
  • Поднимать руки и ноги, лежа на спине, и рассматривать собственные части тела;
  • Различать и воспринимать до шести цветов одновременно.

Отметим, что после пяти месяцев увеличение веса и роста ребенка снижается. Дело в том, что ребенок начинает вести более активный и подвижный образ жизни. Кроме того, в том возрасте у некоторых малышей уже прорезываются . Как правило, это происходит в шесть-семь месяцев. Но нет ничего страшного, если они появятся раньше.

Шесть месяцев

Полгода – переломный возраст для грудничка. Это период появления первых зубов и введения прикорма. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным, пытается сесть самостоятельно. Сейчас малыш может спокойно и крепко спать целую ночь. Крохе уже можно давать кубики и пирамидки для игры.

В шесть месяцев, кроме уже приобретенных навыков, малыш умеет следующее:

  • Ищет и находит спрятанные игрушки или накрытые предметы;
  • Самостоятельно и подползает к игрушке, которую видит перед собой;
  • Управляет двумя руками одновременно. Может хлопать в ладоши, брать и бросать предметы, перекладывать вещи из одной руки в другую и держать по игрушке в каждой руке;
  • Знает и произносит до 40 различных звуков;
  • Открывает и закрывает коробочки, складывает предметы;
  • Садится при помощи взрослого и самостоятельно.

Для полугодовалого ребенка характерна подвижность и устойчивость рук, пальцев. Он легко распознает чувства и эмоции. В шесть месяцев начинают вводить первый прикорм. Это должны быть овощные пюре из натуральных гипоаллергенных продуктов. Подходящим вариантом является кабачок, брокколи и цветная капуста. Но это не значит, что нужно полностью отказываться от кормления грудью.

Специалисты ВОЗ рекомендуют продолжать грудное вскармливание, пока малыш нуждается в молоке, пока продолжается лактация, при этом кормление не доставляет дискомфорта маме. Рекомендуемый возраст для завершения ГВ достигает 1,5-2 лет. При введении прикорма количество прикладываний к груди постепенно сокращается и замещается взрослой пищей. Подробный график введения прикорма для грудничка, вы найдете .

Семь месяцев

В этом возрасте малыш становится настоящим непоседой. Он начинает различать предметы и может показать на них. В этом возрасте кроха начинает делать первые шаги, уверенно сидит и самостоятельно ползает, в том числе и назад. Малыши в этом возрасте любят купаться. Можно приучать ребенка к плаванию и купанию, делать специальные ванночки с морской солью, хвоей и травами.

Таким образом, в семь месяцев грудничок умеет:

  • Уверенно сидеть с прямой спиной и ползать;
  • Пить из кружки с поддержкой;
  • Вставать и стоять у опоры;
  • с поддержкой под мышки или за руки;
  • Стучать и трясти, разбирать и ломать, бросать на пол предметы;
  • Держать в каждой руке по игрушке и стучать друг о друга;
  • Показывать, где находятся глаза, нос, рот и ушки.

К концу седьмого месяца вес ребенка увеличивается на 500-600 грамм, рост – на два сантиметра. Старайтесь следить за чистотой пола и игрушек, регулярно стерилизуйте предметы, так как малыш в этом возрасте любит все пробовать и часто засовывает в рот разные детали.

Восемь месяцев

Малыш умеет самостоятельно и свободно передвигаться, садиться, лазить, поэтому не оставляйте ребенка на высоте. Он с интересом рассматривает новые игрушки, может узнать на фотографии папу и маму, помахать вслед рукой. В этом возрасте кроха уже пытается кушать самостоятельно и начинает понимать, о чем его просят.

Ребенок выполняет несложные поручения, может что-то принести и показать, легко собирает кубики и пирамидки, закрывает баночки крышками. Появляются первые осознанные слова. Как правило, это “папа”, “мама”, “дай”, “нет” и так далее. Восьмимесячные малыши любят слушать музыку, танцевать, топать ножками и хлопать в ладоши.

Вес младенца увеличивается на 500-600 грамм, рост – на два сантиметра. В восемь месяцев в рацион грудничка должны обязательно входить и творог. Они насыщают организм кальцием и укрепляют костный скелет, который еще слишком хрупкий у малыша. Не забывайте об овощах и фруктах, безмолочных кашах. Блюда для грудничка должны быть пресными, тушеными, вареными или приготовленными на пару без специй и приправ. Можно постепенно включать в рацион рыбу.

Девять-десять месяцев

Кроха может самостоятельно вставать и передвигаться, хватаясь и держась за стул, диван, кровать, манеж или другие крупные предметы. В этом возрасте ребенок учится ходить самостоятельно, повторяет слоги и несложные слова за взрослыми и может легко пить из чашки.

Таким образом, ребенок умеет следующее:

  • Встает из положения сидя и садится из положения лежа;
  • Стоит и ходит с поддержкой;
  • Пытается залезть на диван или кресло, открывать ящики;
  • Самостоятельно ползает и разворачивается;
  • Знает, как собирать и куда класть игрушки;
  • Пытается достать окружающие предметы;
  • Активно проявляются эмоции и развивается речь;
  • Пробует кушать ложкой;
  • Берет мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки, рвет бумагу и мнет пластилин;
  • Знает и понимает значения слов “иди”, “сиди”, “дай”, “ложись”, выполняет легкие команды.

В десять месяцев ребенок подражает взрослым и животным, самостоятельно играет с игрушками и уверенно держит в руках предметы, может пальцами перелистывать книжки и с помощью взрослых играть с другими детьми. Такие малыши очень любят танцевать, прыгать и хлопать в ладоши. Они понимают что нужно делать с игрушками: толкать неваляшку, катить машинку, строить башню из кубиков, нанизывать кольца на пирамидку и пр.

Дети могут класть и перекладывать игрушки, при этом больше интересуются мелкими предметами, чем крупными. Они показывают части лица у себя, у мамы и у куклы, могут произносить названия окружающих предметов и животных. Вес на девятый и десятый месяц увеличивается по 350-400 грамм, рост – по одному сантиметру.

Одиннадцать-двенадцать месяцев

В этом возрасте малыш уже совсем большой и взрослый. Он активно самостоятельно передвигается, садится, ползает и встает, может пройти небольшое расстояние без опоры. Ребенок понимает простые просьбы и строгую речь, называет большинство предметов, учится говорить первые слова.

Ребенок в год старается проявлять самостоятельность. Он сам кушает ложкой, надевает носки и обувь. Дети ярко реагируют на новую игрушку, незнакомую обстановку и чужого человека. Интересно, что малыши любят похвалу, при этом понимают, когда их ругают, и знают, что такое “нельзя”.

Ребенок умеет утвердительно или отрицательно качать головой, захватывать бусинки. Он любит музыкальные игрушки и книжки с яркими картинками. В год малыш встает из положения на корточках и самостоятельно ходит, пользуется ложкой и чашкой, умеет жевать твердую пищу. Поэтому рацион грудничка значительно расширяется. Крохе можно давать рыбу и мясо, молочные продукты и яйца, многие овощи и фрукты, печенье. Детям начинают готовить молочные каши и легкие блюда.

В год младенец может перешагивать препятствия и приседать, чтобы поднять предмет с пола. Он собирает и разбирает игрушки, знает, как пользоваться различными предметами (веником, молотком, телефоном). Любознательный малыш активно принимает участие в одевании, питании, чистке зубов, купании и других подобных процедурах.

Ребенок в год понимает, что ему говорят, повторяет звуки за телевизором, взрослыми. При этом собственный словарный запас малыша составляет уже 10-15 слов. В большинстве случаев детки уже самостоятельно ходят без опоры. У ребенка формируется вкус, и он может легко отказаться от еды, которая не нравится.

Мы рассмотрели основное развитие ребенка по месяцам до года. Оно достаточно условно, как и физические показатели. Многое зависит от воспитания, характера и темперамента ребенка. Давайте подробнее рассмотрим такие показатели, как охват головы и груди, вес и рост ребенка по месяцам.

Физическое развитие детей до года

Физическое развитие ребенка по месяцам до 1 года зависит от того, мальчик это или девочка, от условий питания, содержания и ухода за детьми. Для каждого свойственны персональные особенности развития. Поэтому показатели могут отличаться от нормы развития ребенка до года.

Отклонения не свидетельствуют о проблемах в здоровье крохи. Если малыш хорошо кушает и спит, хорошо себя чувствует и активно себя ведет, поводов для беспокойства нет. Однако ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает родителям примерные данные и характеристики. Рекомендуемые нормы указаны в таблице развития ребенка по месяцам для мальчика и для девочки.

Физические характеристики девочек до года

Возраст Рост (см) Вес (кг) Окружность головы (см) Окружность груди (см)
1 месяц 50,3 – 56,1 3,6 – 4,7 35 – 38,1 34 – 38,1
2 месяца 53,5 – 59,3 4,2-5,5 36,7 – 39,8 35,6 – 39,9
3 месяца 56,2 – 61,8 4,8 – 6,3 38 – 42,1 37,3 – 41,4
4 месяца 58,4-64 5,4-7 39,1-42,2 38,9-43
5 месяцев 60,8-66 5,9-7,7 40,3-43,2 40,3-44,5
полгода 62,5-68,8 6,4-8,3 41,5 – 44,2 41,6-45,8
7 месяцев 62,7-71,9 6-9 40,2-45,5 42-47
8 месяцев 64-73,5 6,3-10,2 40,7-46 43-48
9 месяцев 65,3-75 6,5-10,5 41,2-46,5 44,5-49,3
10 месяцев 66,5-76,4 6,7-10,9 41,5-46,9 45-48
11 месяцев 66,7-77,8 6,9-11,2 41,9-47,3 46-50,5
1 год 68,9-79,2 7-11,5 42,2-47,6 46,3-51,4

Физические характеристики мальчиков до года

Возраст Рост (см) Вес (кг) Окружность головы (см) Окружность груди (см)
1 месяц 51,2 – 56,5 3,6 – 5,1 35,5 – 39,1 34,1 – 38,9
2 месяца 53,8 – 59, 4 4,2 – 6 37,4-41 35,7 – 40,8
3 месяца 56,5 – 62 4,9 – 7 39 – 42,5 36,5 – 41,6
4 месяца 58,7-64,5 5,5-7,6 40,2-43,6 38,6-44,6
5 месяцев 61,1-67 6,1-8,3 41,2-44,6 40,1-45,7
полгода 63-69 6,6-9 42-45,5 41,4-47,6
7 месяцев 64,8-73,5 6,7-10 41,5-46,4 42-48
8 месяцев 66,2-75 6,9-10,7 42-47 43,4-49,1

На протяжении первых секунд после рождения ребенок практически полностью обездвижен, не воспринимает звук и свет, не реагирует на болевые раздражители, его мышцы лишены тонуса, не вызываются ни­какие рефлексы. Это состояние называется «родовой катарсис», что в переводе с гре­ческого означает «очищение».

Происходит это из-за колоссального количества самых разнообразных ощущений и раздражителей, обрушивающихся на ребенка в последние мгновения родов. Срабатывает защитный механизм, предотвращающий информаци­онный шок. Плод, на протяжении девяти ме­сяцев находившийся в утробе матери, в од­ночасье оказывается в совершенно иных ус­ловиях.

Вместо постоянной температуры 37°С - температура помещения, кажущая­ся ребенку очень низкой, и надо к ней приспособиться. Вместо постоянно окружавшей его водной среды - воздух, которым надо научиться дышать. Вместо невесомости - сила земного тяготения, к которой надо при­выкать.

Было темно - а теперь вокруг яр­кий свет! Было тихо - а сейчас шквал са­мых разнообразных звуков! В те секунды, которые проходят между рождением и пер­вым криком, малыш находится в особом сос­тоянии.

Чтобы защитить крохотное только что родившееся существо от шока, эволюция создала это защитное состояние - состоя­ние отсутствия реакции на внешние раздра­жители. Длится родовой катарсис очень не­долго и заканчивается в момент пересечения пуповины.

В тот момент, когда рука акушера перерезает этот канал, связывавший мать и дитя, начинается его жизнь, как самостоя­тельного организма. Как только прерывает­ся кровоток по сосудам пуповины, ребенок совершает свой первый вдох.

Этому способ­ствует тот факт, что на протяжении послед­них минут родов в крови плода возрастает доля углекислого газа, а концентрация кис­лорода значительно снижается, что оказы­вает раздражающее действие на дыхатель­ный центр, расположенный в головном моз­ге ребенка.

Из этого центра поступает мощный импульс, сигнализирующий о нарастаю­щей гипоксии (недостатке кислорода), и ре­бенок громко кричит, совершая первый в своей жизни вдох. Легкие его, на протяже­нии всего периода внутриутробного разви­тия заполненные жидкостью, расправляют ся, наполняются воздухом и начинают осу­ществлять одну из основных жизнеобеспе­чивающих функций - дыхание.

В этот же момент начинает свое функци­онирование малый круг кровообращения, не работавший, в силу своей ненужности, все девять месяцев. Его предназначение - пе­ренос обогащенной кислородом крови от легких к сердцу и насыщенной углекислым газом - от сердца к легким.

Поскольку во время внутриутробной жизни легкие плода бездействуют, то и малый круг кровообра­щения не функционирует. Вместо него суще­ствуют каналы (шунты), характерные иск­лючительно для плодового кровообращения - овальное окно между правым и левым предсердием, артериальный проток между аортой и легочной артерией.

Эти шунты прекращают свое функционирование посте­пенно на протяжении нескольких часов, а иногда и дней. Но их существование уже не играет никакой роли в кровообращении. Их наличие - одно из проявлений переходного состояния от внутриутробной жизни к внеутробному существованию.

Именно их нали­чием можно объяснить синюшную окраску конечностей новорожденного в первые часы после рождения.

В первые тридцать минут жизни ребенок пребывает в состоянии максимального нап­ряжения приспособительных реакций. Про­исходит кардинальная перестройка систем дыхания и кровообращения, о которой гово­рилось выше.

На протяжении этого периода ребенок находится в состоянии возбужде­ния, он практически постоянно громко кри­чит (это необходимо для полного расправле­ния легочной ткани), он активен, зрачки его расширены, мышечный тонус, практически отсутствовавший в первые секунды жизни, значительно повышается.

Зачем нужно прикладывание ребенка к груди после родов

Будучи на протяжении 40 недель внутри­утробной жизни тесно связанным с мамой, малыш привык постоянно ощущать ритм ее сердца. Теперь же, когда пуповина рассече­на, он внезапно оказывается отлучен от это­го ритма, от привычного тепла.

Но сопри­косновение с материнской кожей возвраща­ет ребенку чувство защищенности; это каса­ется и голоса, который кроха слышал на протяжении последних четырех - пяти не­дель внутриутробного развития.

Есть пред­положение, что ребенок способен узнать мать и по ритму ее сердца, который он чувствует, находясь в непосредственной бли­зости от нее. Больше того, при учащении пульса матери ребенок начинает беспоко­иться и, казалось бы, беспричинно плакать.

И наоборот, когда пульс у матери ровный, спокойный, младенец доволен и испытывает сонливость. Поэтому ваше спокойствие пос­ле родов является основой спокойствия ма­лыша.

Выкладывание ребенка на живот матери является логическим завершением родов. Оно сигнализирует матери и малышу о том, что стрессовая ситуация завершилась благо­получно, что оба они потрудились не зря и вышли победителями.

Контакт «кожа к ко­же» необходим, потому что тактильный ана­лизатор является ведущим у новорожденных и получает наибольшее развитие еще в утро­бе у матери.

Известно, что млекопитающие не только и не столько умывают своих дете­нышей, когда их лижут, - сколько создают мощный поток импульсов, поступающий в мозг и заставляющий работать все системы организма.

Особое значение имеет прикладывание малыша к груди сразу после рождения. Оно способствует скорейшему завершению ро­дов - отделению последа в результате реф­лекторного сокращения матки. Раннее прикладывание (в первые полчаса после ро­дов) также способствует увеличению коли­чества молока и продолжительности перио­да лактации.

Даже если ребенок не будет со­сать, но только полижет сосок, то хотя бы несколько капель молозива попадут к нему в рот. Таким образом, раннее прикладывание к груди является «пассивной иммунизаци­ей» ребенка, то есть своеобразной привив­кой от многих болезней, так как вместе с мо­лозивом в организм малыша попадают за­щитные антитела.

Раннее прикладывание также снижает вероятность токсического действия биллирубина, вызывающего жел­туху у новорожденных; оно способствует формированию здоровой микрофлоры у ре­бенка. Кишечник, кожа и слизистые ново­рожденного стерильны. Во время первых контактов с окружающим миром их заселяют микроорганизмы.

Микроорганизмы с ко­жи матери лучше других приживаются у ре­бенка.

Лишенный этой поддержки, ребенок становится беззащитным перед натиском внешнего мира. Но, к счастью, почти всегда рождение малыша - долгожданный и счастливый миг, мать рядом с ним, он знает, что уже любим и запоминает это ощущение, являющееся непременным условием гармо­ничного развития его психики.

Совместное пребывание мамы и малыша после родов

В последующие шесть часов жизни ре­бенка наступает период относительной ста­билизации всех основных систем организма. Те успехи в первичной адаптации, которые достигнуты в первые минуты его жизни, зак­репляются, и малыш отдыхает. Если он бла­гополучно справился с первыми задачами, поставленными перед ним жизнью, он засы­пает.

Частота сердечных сокращений урежается, дыхание становится менее глубоким, мышечный тонус снижается. В эти часы происходит снижение температуры тела по двум основным причинам. Во-первых, тело новорожденного, помещенное в гораздо бо­лее прохладную среду, быстро охлаждается за счет теплообмена и испарения влаги.

А во-вторых, в этот период снижается уровень обмена веществ и, соответственно, выра­ботка тепла. К тому же у всех новорожден­ных наблюдается относительная функциональная незрелость системы терморегуляции, им сложно поддерживать температуру тела постоянной.

Ребенок нуждается в дополнительном обогреве, иначе он может получить так на­зываемую холодовую травму или же, наоборот, перегреться, если малыша чрезмерно укутать, что для него также нежелательно.

Особенно это актуально для де­тей, рожденных до срока, у кото­рых это пограничное состояние, как, впрочем, и все остальные, проявляется более остро, зачас­тую переходя из физиологичес­кого состояния в начальную ста­дию заболевания.

Еще один очень важный мо­мент адаптации - иммунологи­ческий. Находясь в утробе мате­ри, плод пребывает в стериль­ных условиях. Плацента матери проницаема для некоторых им­муноглобулинов - защитных антител, и плод получает от нее антитела к тем микробам, с ко­торыми знакома ее иммунная система. Этот иммунитет назы­вается трансплацентарным.

Собственный же иммунитет но­ворожденного весьма несовер­шенен, хотя и достаточно зрел. В частности, отмечается очень низкое содержание иммуногло­булинов класса А, которые отве­чают за защиту организма от проникновения возбудителей через слизистые оболочки рта, носа, желудка, а также недоста­точное содержание интерферонов - веществ, предохраняю­щих от вирусных инфекций.

В любом случае ребенок рождает­ся, находясь в состоянии имму­нодефицита. Это состояние усу­губляется при такой патологии беременности, как задержка внутриутробного развития пло­да, внутриутробная гипоксия, асфиксия в родах, внутриутроб­ное инфицирование.

Попадая в новую среду обитания, новорож­денный оказывается окружен­ным бесчисленным количеством микроорганизмов, которые бук­вально атакуют его иммунную систему. Его кожа, слизистые оболочки сразу же начинают за­селяться бактериями, которые будут сопутствовать ему на про­тяжении очень длительного пе­риода времени.

Поэтому для не­го очень важно, чтобы эти мик­роорганизмы перешли к нему от его матери. Поэтому так жела­телен непосредственный кон­такт кожи ребенка с кожей ма­тери в первые минуты после рождения.

Столкнувшись с нашим от­нюдь не стерильным миром, ре­бенок начинает вырабатывать собственные антитела. Иначе каждая бактерия, проникнувшая в его организм, грозила бы стать причиной инфекционного забо­левания. Но атака слишком мощна, и силы - неравны.

По­этому новорожденный малыш весьма уязвим для потенциаль­ной инфекции, поэтому его ок­ружают в стенах родильного до­ма такой стерильностью, поэто­му так строги требования к ре­жиму в детских отделениях род­домов. Иммунитет будет трени­роваться, укрепляться букваль­но с каждым днем. Начнется ак­тивная выработка антител.

Но происходит это не сразу, а толь­ко к середине первого месяца жизни ребенка. Помня об этом, берегите себя и его.

Учитывая все сказанное, хо­чется еще раз подчеркнуть зна­чение совместного пребывания мамы и малыша после родов. Нахождение матери и младенца в одной палате после родов по­могает легче пережить этот трудный период и женщине, и ребенку, результативно нала­дить грудное вскармливание, ведь при совместном пребыва­нии мама обычно кормит ребен­ка по требованию, а не по часам.

Источник: https://www.9months.ru/razvitie_malysh/805/mat-i-ditya

Особенности новорожденных: развитие по неделям

Рождение ребенка - событие, которое полностью меняет жизнь новоиспеченных родителей. Следующие несколько месяцев их мысли будут заняты исключительно малышом - его жизнью, развитием, питанием. Они будут находиться с крохой, думать о нем, опекать его. И это - абсолютно естественно: включаются родительские инстинкты. Какие они, особенности новорожденных в первые недели жизни?

Впрочем, включаются они даже раньше: будущие мама и папа много читают, чтобы понять, каковы особенности новорожденных, что нужно купить для крохи и как организовать его режим, чтобы это принесло пользу.

И, кажется, все понятно. Но когда берешь на руки этот маленький сверток с такими не по-детски выразительными глазами, многое тут же забывается. Потому время от времени информацию нужно освежать в памяти.

Конечно, каждый малыш - особенный. Но есть общие тенденции, которые помогут определить, все ли в порядке у крохи с развитием. Именно об этом мы и расскажем родителям: как выглядит развитие новорожденного по неделям?

Кто такой новорожденный?

Ребенок считается новорожденным до достижения им месячного возраста. То есть, первые 4 недели. Именно в это время происходит наиболее стремительное развитие детского организма.

Несмотря на маленькие внешние размеры, это очень сильный и сложный механизм, который в течение первого месяца проделывает колоссальную работу. Со стороны кажется, что если малыш наконец заметил игрушку или улыбнулся маме - в этом нет ничего особенного.

А на самом деле это - действительно важные шаги в развитии крохи.

В момент рождения в функционировании детского организма происходят перемены: он больше не получает питание через пуповину и плаценту - приходится запускать пищеварительный тракт; в животе у мамы крохе не приходилось дышать самостоятельно - теперь нужно активировать и этот процесс; начинает работать мочевыделительная система, изменяются состав крови (на смену фетальному гемоглобину приходит взрослый) и процесс обмена веществ (выводится углекислота); активируется рефлекторная терморегуляция организма.

Самое главное, что предстоит сделать родителям - обеспечить три основных аспекта жизни новорожденного:

  • выстроить режим сна и бодрствования;
  • осуществлять гигиенический уход;
  • кормить кроху.

Каждую неделю ребенок обретает новые навыки, что делает его более активным и интересным. О чем именно идет речь?

Неделя первая

Родители сразу обращают внимание на цвет малыша: его кожа, привыкая к новой среде существования, меняет свой оттенок от красного до бледно-розового. Примерно на пятые сутки она может начать шелушиться - это происходит из-за чрезмерной сухости. Совсем скоро кожный баланс стабилизируется, а пока можно смазывать кожу детским или просто стерилизованным оливковым маслом.

У некоторых деток появляется физиологическая желтушка – она выражается характерным оттенком кожи. Это вызвано повышенным содержанием билирубина в крови и проходит через 5-10 дней. В роддоме, чтобы ускорить этот процесс, малыша могут положить под УФ-лампу.

Первую неделю жизни малыша - посвятите его адаптации

С первым прикладыванием к груди в ранее стерильном организме новорожденного заселяются полезные бактерии - микрофлора. Через несколько суток организм уже будет выводить не густой темный меконий, а более светлый и мягкий желтый стул.

Для малышей первой недели жизни естественной является незначительная потеря веса - до 10% от начального. Это вызвано и отсутствием грудного молока (ведь в первые дни у мамы есть только молозиво - питательная, но весьма ограниченная в количестве субстанция) и существенными затратами энергии - на плач и на еду.

Малыш еще не умеет фокусировать взгляд. Даже более - возможно легкое косоглазие, но оно имеет физиологический характер (мышцы глазных яблок еще слабы) и проходит само. Зато кроха прекрасно различает запахи и может таким образом определить, подходит к нему мама или кто-то другой, еще не знакомый.

Неделя вторая

Эта неделя - период активного набор веса. Малыш не только вернется в прежний вес, но даже увеличит его в среднем на 150 г.

А еще заживает пупок, потому кроху можно выкладывать уже на животик.

Правда, появляются в этот период и трудности: начинает активно функционировать кишечник, потому малыша могут беспокоить колики. И продлится это беспокойство следующие 2-3 месяца. Оно спровоцировано повышенным газообразованием в кишечнике, но медицинские препараты и «домашние» методы помогут облегчить детское самочувствие.

В этом возрасте малыш уже может сосредоточить взгляд на ярком предмете и начинает более четко видеть изображение - так он безошибочно распознает наклонившегося к нему родителя.

Неделя третья

Она чуть менее насыщена новыми достижениями, чем предыдущая: продолжается набор веса и, к сожалению, зачастую продолжают беспокоить колики. Могут добавиться срыгивания - чтобы их избежать, грудничка после приема пищи носят «столбиком».

Носите малыша «столбиком», придерживая его головку

Вместе с тем малыш начинает активнее двигать ручками и ножками. Это еще далеко не точные, размеренные движения - но именно поэтому они столь умилительны.

Особо развитые детки уже в этом возрасте могут, лежа на животе, поднимать головку. Пока всего на несколько секунд, но скоро удерживать головку он будет гораздо дольше - нужно только окрепнуть шейным мышцам.

В этот период родители уже могут понять, как легче успокоить малыша: укачиваниями, пением или, может, кормлением. Грудничок уже может поворачивать голову, услышав знакомый голос. А если видит что-то новое, заинтересованно затихает и рассматривает это. А еще он умеет хватать за пальцы и пряди волос!

Неделя четвертая

Многие родители отмечают, что в этом возрасте малыш уже не похож на того, каким он был две-три недели тому назад.

Действительно, внешность меняется, да и взгляд становится осмысленным, движения имеют определенную цель.

Кроха держит голову гораздо более уверенно, становится четко виден родничок - мягкое место на головке, которое до полного зарастания (а происходит это около года) нуждается в защите.

Кроха умеет выражать свои эмоции - радость и недовольство. И это позволяет родителям лучше его понять. А еще он вырастает примерно на 4-6 см, потому вещички, которые раньше были в пору, теперь малы - пора менять гардероб.

Так проходят первые 4 недели жизни малыша, в каждую из которых ребенок радует родителей новыми навыками. В это время у малыша срабатывает множество рефлексов - они также помогают наблюдающему врачу составить клиническую картину здоровья и развития пациента. Что же это за рефлексы:

  1. защитный - при выкладывании на живот кроха инстинктивно поворачивает голову на бок, чтобы не задохнуться;
  2. сосательный - малыш активно сосет грудь, соску у бутылочки, пустышку и даже палец, если тот случайно или намеренно попадает ему в ротик;
  3. хватательный - при надавливании на середину раскрытой ладошки она плотно сжимается;
  4. подошвенный - при надавливании на подушечку стопы, пальцы малыша резко сжимаются;
  5. ползательный - при выкладывании малыша на живот если его ножкам дать опору, он от нее оттолкнется, имитируя ползание.

После появления на свет развитие малыша происходит особенно стремительно. Пройдет всего 28 дней, и это будет уже не новорожденный, а просто грудничок - он станет заметно взрослее, действия будут осознанными, а лицо сможет передавать эмоции. Кроха продолжит радовать новыми достижениями, но теперь они будут появляться гораздо реже.

Первые дни после рождения малыша считаются самыми тяжелыми и важными для формирования всех систем организма, еще в этот период закладываются основы поведения и характера. Развитие новорожденного ребенка в немалой степени зависит от таких факторов, как состояние здоровья, качество и количество питания, а также от атмосферы, в которой живет и растет кроха.

Физическое развитие новорожденного

Термин «новорожденный» применяется в основном к деткам в первый месяц после рождения, поэтому рассмотрим развитие крохи первого месяца по неделям:

  • 1-7 день – начало самостоятельной жизни – вне маминой утробы – становится стрессом для неокрепшего организма, поэтому важным в этот период считается материнское присутствие, постоянный контакт и грудное кормление. На 1-3 день крохе сделают две прививки – БЦЖ и гепатит, после которых могут наблюдаться незначительное повышение температуры тела и капризы. Первая неделя – сонный период, ребенок практически все время спит, просыпаясь лишь для кормления, несмотря на это, за данное время малыш потеряет до 10% массы своего тела. Это нормальное явление, поскольку в этот период все системы организма работают в максимальном темпе, что приводит к повышенной трате энергии;
  • 8-14 день – у ребенка проявляются основные рефлексы – хватательный и поисковый, максимально активизируется сосательный, поэтому грудное кормление приходит в норму. К концу второй недели следует уделить повышенное внимание состоянию пупочной ранки, она должна зажить практически полностью;
  • 15-21 день – для третьей недели характерны кишечные колики, избавиться от которых можно при помощи специальных чаев (для мамы) или аптечных микстур и капель (для ребенка). В этот период активизируется зрение и слух, развитие этих органов проходит очень быстро, поэтому полное отсутствие интереса к ярким предметам и посторонним звукам у малыша должно насторожить родителей;
  • 22-28 день – четвертая неделя знаменуется быстрой прибавкой в весе, режим кормления, как правило, уже налажен, поэтому кроха начинает поправляться (от 500 до 700 грамм прибавляются к начальному весу). Рост также увеличивается – около 3-4 см при соответственной прибавке окружностей тела на 1-2 см. К концу первого месяца видно существенное развитие моторики, ребенок переворачивается на живот, некоторые детки способны немного приподнимать и удерживать головку.

Поскольку развитие всех деток не может проходить в одинаковом ритме, некоторые отклонения от нормы считаются нормальными, но вот существенное отставание развития организма должно стать причиной тревоги родителей. Помните, что любые детские аномалии проще предотвратить, если своевременно их выявить.


Психологическое развитие новорожденного на начальном этапе жизни

Психологическое развитие по неделям может существенно отличаться у каждого ребенка, поэтому сильно переживать по поводу отсутствия у вашего крохи каких либо навыков не нужно, но акцентировать внимание на таких моментах все же следует.

Первая неделя вряд ли принесет вам особые знания о психологическом состоянии вашего ребенка: пока что кроха способен привлекать внимание лишь плачем, из которого вы узнаете, хочет ли он кушать или же пора сменить подгузник. А вот уже вторая неделя покажет скорость развития зрительной и слуховой системы.

С 10 дня жизни ребенка привлекают яркие предметы, он способен ненадолго фокусировать взгляд на игрушках, провожает глазами перемещающиеся элементы, а также внимательно рассматривает лица родных. Глазные яблоки ребенка в начальные дни после рождения могут двигаться активно, причем в разных направлениях, что часто пугает родителей, но уже к 4-й неделе работа органов зрения стабилизируется.

С середины месяца стоит начинать проверку слухового аппарата, ребенок должен реагировать на посторонние звуки, реакцией может быть вздрагивание или же поворот головы. Старайтесь не напугать малыша, поскольку слишком резкий и неприятный звук приведет к плачу и расстройству.

Конец месяца порадует родителей новой приятной особенностью – новорожденный станет узнавать родные лица, также детки к первому месяцу начинают улыбаться, а некоторые – даже смеяться. Бывают случаи, когда улыбка появляется на лице крохи уже в начальные дни, однако, как правило, это просто неконтролируемое мимическое действие мышц, а вот теперь грудничок улыбается в ответ на ваше присутствие или знакомый голос.

Какими бы темпами ни проходило развитие новорожденного, главное – постоянно окружать малыша лаской и теплом, именно это жизненно необходимо вашему крохе в самые трудные первые месяцы жизни.









2024 © rukaraoke.ru.