История людмилы липнер. «Любовь – это решение заботиться о ребенке»: история усыновления


- "Эй, одинокие женщины! Ау, кто рыдает вечерами “ах за что ж мне эта горькая судьба бездетная”… Цыц, не ныть, мы сами кузнечики своего счастья! Не надо заводить кошечек с бантиками или сублимироваться в разведении кактусов... ... Моя дочка ничем не лучше и не здоровее тех, кого я видела до нее. Просто она – моя. Оглядываясь назад, я понимаю, что просто мне нужно было время, чтобы «примерить» на себя свое мамство, перестать внутренне пугаться малышей". Лена Васильева (Vasilek). ноябрь 2003. Продолжение ожидается в ноябре 2004. НОВОЕ!

- "Как молоко прибывает на третий день, так и сердца наши наполнились любовью вечером третьего дня. НАКАНУНЕ медицинского обследования, а не ПОСЛЕ! ... ... Спит. Спит мой сын. Но через несколько минут распахнутся ясные глаза цвета южной ночи и раздастся нежное воркование «Мам!», и я поспешу на зов родного голоса. Наташа (Винни) 29 июля 2004 НОВОЕ!

- "Очень боялась, что не смогу полюбить. А сейчас до смешного доходит - ищу общие черты во внешности, в поведении, ловлю себя на том, что сижу и смотрю на него с блаженным лицом. Люблю..." Анна С. Мурманск 25 июля 2004. НОВОЕ!

- " Глядя на этого карапуза, который изо всех сил спешит притопать из другого конца комнаты, чтобы оказаться у мамы на ручках, я понимаю: мы бы многого лишились, если бы у нас не было этого озорного рыжеватого мальчишки, и ни о чем не жалею ". Екатерина, Ярославская обл., декабрь 2003.

Мама Лариса К. Опыт опеки. Первоначально опубликован Проектом в февральском номере "Семейного совета" АиФ.

- "Родить ребенка и стать приемной матерью - две большие разницы. Потому что зачать в любви, выносить, любя его уже в утробе, пройти муки родов, выкормить, поднять с первых дней - это одно. А полюбить чужое тебе дитя, несчастное, брошенное, одинокое, но ЧУЖОЕ так, чтобы оно стало ТВОЕ , - это другое. В первом случае нас гонит инстинкт. Во втором - это большая ДУХОВНАЯ работа..." Продолжение рассказа Ларисы К. НОВОЕ!

Выдержки из книги Влады Сергеевой, посвящённой автором своему приемному сыну. ВНИМАНИЕ! Книга вышла в печатном виде под названием , в продажу она не поступает, но её можно бесплатно - приходите!

http://www.bgorod.ru/read/bigart/article.asp?ArticleID=25369 - Не один дома - "На таких, как мы, люди смотрят как на сумасшедших, либо как на героев. На самом деле мы не те и не другие, мы реально взвесили свои силы и возможности. Мы фактически ничем не жертвуем: появление второго ребёнка, в отличии от первого мало изменит уклад нашей жизни." Марианна и Александр Можаевы. Опубликована в еженедельнике "Большой город". Москва, 5 декабря 2003.

http://www.probirka.rutext/drola.htm - Мы нашли своё сокровище и мне сразу стало легче... - история Ирины (Дроля) с сайта http://www.probirka.ru/ Москва, июль 2003 года.

- "Я благодарна судьбе, что у меня есть такой замечательный сынок, моя роднуля, мое солнышко и ласковый теплый лучик. Я могу сказать, что я сама его выносила и родила, но не из живота, а из сердца." Оксана. Москва, 18 сентября 2003 года.

История о том, как деревянный солдатик превратился в ураган... Ирина. Москва, 23 июля 2003 года.

- Ощущение Счастья и того, что «нам просто повезло» - это есть. Даже когда трудно. Даже когда хочется все бросить и уйти на какое-то время в тишину и покой, подальше от этой бесконечной суеты, шума-гама и прочего. Рита. Перозаводск, 4 сентября 2003 года.

- Не могу сказать, что у нас что-то «дрогнуло», но просто так сразу от ребенка отказаться мы не смогли и начали его навещать. ... Ребенок у нас самый замечательный, по настоящему наш! Самый родной и понятный, самый славный и удивительный! Совершенно непонятно - как мы без него жили! Наташа Платонова. Москва, сентябрь 2003г.

- "На самом деле – приносят. Чудеса вообще случаются, если в них верить. Я вот на глупые вопросы честно отвечаю, что сына нам принес аист. Правда, никто почему-то не верит. А зря." Ревекка.

- "... могу ли я полюбить чужого ребенка. Никто мне абсолютно не нравился, и я понимала, как это ужасно, брать новорожденного, ведь они все похожи друг на друга, а вдруг мне попадется вот такой, думала я, глядя на того или иного ребенка. И так мне было себя жалко…" Наталья, г. Нижний Новгород.

Папа Белов - п олнотекстовый вариант, сокращённый вариант был опубликована в №34 приложения к АиФ «Семейный совет». 2002 г.

Мама Наталья Витенко. Ноябрь 2002 г. - полный вариант. Первоначально опубликован 25 ноября 2002 г. в разделе "Личный опыт" семейного сайта 7ya.ru

Наша героиня из Москвы Светлана Строганова рассказала не только о том, как успевает работать и воспитывать детей, но и поделилась своим мнением о жизни в детских домах, а также о том, стоит ли хранить тайну усыновления, и как подготовиться к столь важному событию – стать приемными родителями.

У Светланы 5 детей. Старшая – дочь Саша, ей 23 года. Саша окончила университет в Китае, имеет диплом бакалавра экономики. Она недавно сама стала мамой и живет отдельно, часто приезжает в гости. Второй сын – Степан, ему 11 лет, он учится в 5-ом классе. Степа очень способный мальчик, увлекается военной техникой и палеонтологией – он знает названия более полутора сотен динозавров, посещает палеонтологический кружок, ездил в экспедиции. Также у Светланы есть трое приемных детей: Соня (5 лет), Оля (4 года) и Назар (2 года).

О жизни сирот в детских домах

Иногда слышу от взрослых и неглупых людей, что детям в детском доме живется хорошо. Это вроде как раньше было плохо, особенно в 1990-х годах. Теперь у сирот и отказников все есть – игрушки, одежда, еда, а еще с ними занимаются, гуляют. «Звезды» приезжают к ним с концертами. Детский дом или интернат теперь вроде лагеря или санатория. Чем плохо-то?

А вы представьте себе, что попали в больницу. Заболевание несерьезное, но надо полечиться в стационаре. Вас там кормят, поят, одевают, даже игрушки дают, чтобы было чем заняться. Но лечение затягивается, вас домой не отпускают. Лежите вы там долго, поэтому даже концерты успеваете застать. Процедуры вам делают, даже на прогулку выпускают, в больничный дворик. В общем, предоставляют все, что положено по режиму. Но вот позвонить вам некому – за больничными стенами у вас никого нет, ни родных, ни друзей, ни знакомых. Поэтому вас никто навещать не будет. Обнимать и целовать – тоже. Вы никому не нужны.

О том, как стала приемной мамой

Когда моему кровному сыну Степану было четыре года, я хотела родить еще ребенка, но не получалось. Тогда я же начала смотреть передачи про детей-сирот. Ситуация с усыновлением казалась мне романтичной. Мечталось, что приемный ребенок будет, по меньшей мере, как Стив Джобс.

Степа и Соня, 2014 год. © Фото: семейный архив

Я глубже изучила ситуацию и узнала историю женщины, которая так и не смогла полюбить приемного сына. Несколько лет он прожил у нее, но в итоге она не выдержала и вернула его обратно в детский дом. Я представила, что пережил этот ребенок, и настолько прониклась его трагедией, что мне стало по-настоящему страшно. Только через полгода я смогла осмыслить полученную информацию и вновь вернуться к мыслям о приемном малыше. Теперь, правда, начала искать в интернете не идиллические истории семейного счастья, а наоборот, рассказы о проблемах и трудностях.

Хорошо, что сейчас обучение в ШПР стало обязательным, а тогда я сама старалась максимально обезопасить себя от непредвиденных ситуаций и неприятностей. Готовилась к любым сложностям, собирала документы, но при этом четко понимала, что не возьму ребенка с инвалидностью. Мне не хотелось серьезно менять свою жизнь и заниматься только реабилитацией ребенка. Я думала, что никогда не поменяю своего отношения к этому вопросу.

Саша, Степа, Соня и Назар. © Фото: семейный архив

В итоге я привезла в Москву девочку из Красноярского края – Соню. За ней я специально летала несколько раз, были сложности с документами, мне сначала не хотели ее отдавать, дошло даже до писем в прокуратуру города. Соне тогда было немногим меньше года, и я была буквально влюблена в нее – так мне нравилась эта маленькая девочка. Соня отставала в развитии, но дома очень быстро догнала своих сверстников, и через полгода врачи уже не видели в ней никаких отличий от обычных домашних детей. Соня растет очень любознательной и доброй девочкой, хоть и хитрой – она точно знает, кому и что нужно сказать, чтобы получить желаемое. Сейчас она занимается музыкой и карате. У нее прекрасные вокальные и физические данные.

Меня постоянно спрашивают, по-разному ли я люблю детей? Наверно, по-разному. Но не из-за их «приемности», а потому что они разные. Помню, как-то с подругами разговорились, кто до какого возраста кормил грудью детей. Я и говорю: «Вот Степу я кормила до года, а Соню…» – и пытаюсь вспомнить, сколько я ее кормила, и не могу. И удивляюсь, почему я не могу вспомнить. И только где-то через полминуты начинаю смеяться, потому что до меня не сразу даже дошло, что я ее не кормила. Я совершенно в тот момент забыла о ее «приемности».

О том, как меняется жизнь с приемными детьми

Когда у меня появилась Соня, произошла резкая смена режима дня. Правда, я была хорошо подготовлена к таким изменениям, и серьезных проблем не возникло. Степану тогда было шесть лет, он отнесся к появлению сестренки спокойно. Играть с ней ему не во что было, игрушки они не делили, поэтому ярко выраженной ревности не наблюдалось. Правда, пару раз он намекал, что Соню могли бы, например, и украсть, если случайно (при этом он делал хитрые глаза) забыть на ночь закрыть дверь. Но обычно это бывало после гостей, которые приносили подарки уже не только и не столько ему, сколько Соне.

Старшая дочь Саша с Соней. © Фото: семейный архив

Приведу пример одного из своих обычных дней. Если нет помощницы, то приходится делать все самой: к примеру, отвести детей в детский сад, затем сходить в опеку, затем в суд, потом – в МФЦ, СРЦ, ПФР… Из этих ведомств могут отправить за справками в другие учреждения. Вечером надо забрать детей из детского сада. Сын ходит в школу и из школы сам. Но мне необходимо еще ходить на работу, а также готовить еду, стирать, гладить и прочее. Приходится крутиться, составлять планы на день, но иногда удается даже до театра добираться. Люблю читать.

Необходимо реально оценить свои силы до того, как возникнет желание пополнить состав семьи. Мой муж всегда много работал, он знал, что если я говорю, что справлюсь, значит – справлюсь, ведь помогать мне в течение дня он не мог. И вообще, я считаю, что главный ресурс в семье – это здоровье и силы мамы. Если у мамы хорошее состояние, она бодрая, веселая, спокойная, то остальное – это уже просто задачи, которые решаются по мере поступления. А вот если мама – уставшая, раздраженная, злая, тогда и с одним ребенком в семье будет тяжело. Поэтому для меня важнее не как можно больше часов проводить рядом с ребенком/детьми, а чтобы то время, которое я рядом с ними, было для них удовольствием и радостью.

О Назаре

Соня подрастала, и через пару лет в нашей семье появился Назар. Его я взяла из специализированного дома ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). Малышу было 10 месяцев. Помню, что Степка тогда спросил меня: «Надеюсь, это последний ребенок?» Назар, конечно, тоже отставал в развитии, но никаких серьезных диагнозов у него не было.

Соня и Назар. © Фото: семейный архив

В карте написано было, конечно, много чего страшного, но я к тому моменту уже разбиралась, на какие диагнозы обращать внимания, на какие – нет. В результате дома все вопросы с отставанием в развитии тоже были сняты в течение полугода-года, адаптации не было, но и такой сильной влюбленности, как в случае с Соней, у меня тоже не получилось. Однако было принято решение, что это – мой ребенок, и я буду заботиться о нем, независимо от того, какие у меня чувства. И через некоторое время я стала испытывать к нему нежность, а сейчас просто обожаю. Он очень забавный, добрый и общительный мальчишка, в детском садике его все любят, он выглядит и ведет себя как маленький мужчина – смелый и заботливый.

Об удочерении Оли

Прошло еще два года. Однажды я увидела фотоподборку Федеральной базы данных девочек из Оренбургской области. Им было по 4-5 лет, все они были почему-то побриты наголо. Мне показалось все это странным, ведь по таким фотографиям детей вряд ли кто-то захочет забрать. Одна девочка, похожая больше на мальчика, чем-то меня зацепила. Но региональный оператор мне сказала, что у нее огромная голова, она лежит в кровати, не ходит, в общем, это не ребенок, а «овощ», никаких перспектив. Не знаю почему, но я не могла поверить, что речь идет именно о той девочке, которую я увидела на фотографии. Впрочем, о других детях из этой подборки отзывы были не лучше.

Так выглядела Оля на фото в базе данных. © Фото: семейный архив

Я решила лететь в Оренбургскую область, чтобы на месте посмотреть, как реально обстоят дела. Когда встретилась с малышкой, увидела, что у нее были проблемы с ногами. Я пыталась поговорить с ней, задавала вопросы. Она очень старалась отвечать, показывала в книжке картинки. Конечно, серьезное отставание было налицо – девочкой никто не занимался. Но я увидела, что декларируемой умственной отсталости у нее нет.

Сначала я честно попыталась найти Оле маму. Подумала, что мне будет тяжело жить с неходячим ребенком на 5-ом этаже без лифта. Через месяц мне сообщили, что документы Оли готовят для перевода в интернат для детей-инвалидов. Услышав это по телефону, я подумала: а ведь, ни один человек не будет плакать, если она умрет в этом ДДИ… И тогда я поняла, что просто не смогу ее оставить.

В Москву мы с Олей добирались на самолете – это было первое ее большое путешествие, но она была спокойна. Детям я заранее рассказала, что скоро к нам приедет девочка, она с некоторыми особенностями, ей надо помогать, а в чем-то – поддерживать. И они как-то это поняли, никто ее не дразнил и уж тем более не обижал. Наоборот – все делились с ней своими игрушками и всячески ее опекали. Это меня очень обрадовало, я даже не думала, что у меня настолько чудесные дети.

Оля, 3 дня дома. © Фото: семейный архив

Степа несколько скептически отнесся к появлению Оли, но бабушка – моя мама – объяснила ему все с юмором: «Понимаешь, у твоей мамы такая работа – детей выращивать». Степа очень мужественный и добрый мальчик – он всегда мне помогает, даже когда чем-то недоволен. И, кстати, всегда уступает женщинам место в транспорте. Я очень рада, что у нас растет такой мужчина.

Вот уже больше месяца, как Оля живет с нами. Мы все радуемся ее успехам: Оля сама утром залезла к Соне на второй этаж в кровать, Оля рисует, Оля говорит новые слова… Когда она приехала домой, умела говорить не больше десяти слов, но всего за полтора месяца стала говорить предложениями. Первые две недели Оля практически постоянно пыталась залезать на кровать и сидеть там. А еще – связывала всех кукол. Потом показывала нам, как нужно связывать – крест-накрест руки, завязать сзади за спиной и класть на живот, а потом связывать ноги и класть в кровать. Конечно, было жутко слушать и смотреть на это. Но сейчас все в прошлом – за последние пару недель у нас ни одной связанной куклы.

Старшая дочь Саша с Назаром. © Фото: семейный архив

Конечно, ей все еще бывает тревожно, и она постоянно меня спрашивает – иногда раз по сто за день: «Ты моя мама? Ты моя мама?», и я ей точно так же 100 раз повторяю, что я ее мама. А еще – Сони, Назара, Степы и Саши. Общая. И она смеется и говорит: «Моя мама. Общая».

Для каждой конкретной семьи существуют свои принципы и возможности – моральные, финансовые, физические. Кто-то готов усыновить ВИЧ-положительного ребенка, а кто-то нет. Кто-то готов взять ребенка с инвалидностью, а кто-то считает, что не справится с такой задачей. Поэтому мои советы – не о том, какого ребенка усыновить, а как подготовиться к этому событию.

1. Даже если вы окончили ШПР, важно продолжать самообразование. 52 часа занятий – слишком мало в таком ответственном деле. Необходимо читать специализированную литературу (лично я смело советую все книги Петрановской, Мурашовой, да и в вашей ШПР, наверняка, вам дали такой список). Ведь люди даже когда аквариум заводят, читают, как за ним ухаживать, а тут такое дело – ребенок.

2. Важно поработать со своими предрассудками. Я довольно часто встречаю размышления о том, насколько «опасно» брать детей старше трех лет, про диагнозы, про развитие. Не бойтесь задавать вопросы и искать ответы. Максимум информации можно почерпнуть не только на занятиях в ШПР, но и на форумах.

3. Если вы уже ищете малыша, то старайтесь получить о ребенке максимум информации. Одной маленькой фотографии с кратким описанием недостаточно. Обязательно встретьтесь с малышом, пообщайтесь с ним. Все, что говорят вам о ребенке сотрудники опеки, сотрудники дома ребенка/детского дома записывайте. Подробно, с деталями, лучше даже на диктофон. Потом это можно будет проанализировать. Например, по медицине важно отделять реальные диагнозы от оценок людей – например, «ДЦП» – это диагноз, а «никакая» – это оценка, которая не является фактом.

4. Не забывайте о том, что общение с представителями системы должно быть доброжелательным и спокойным. Причем не только «вживую», но даже в письмах. Не скандальте, будьте вежливыми и дипломатичными. Все мои дети появились не самым простым способом в семье, но ни с одним из сотрудников служб и организаций, с которыми мне приходилось сталкиваться в процессе приема детей, я не говорила на повышенных тонах.

5. Обязательно позаботьтесь о своих ресурсах – я не про материальные средства (хотя и про них тоже нужно подумать). В первую очередь это люди, которые будут помогать вам. Это могут быть родные, друзья. Например, когда у меня появлялись маленькие дети (а это чаще всего означало ночные бдения), то я просила подруг: «Не дарите мне ничего. Приезжайте и посидите 2-3 часа с ребенком». И уходила гулять, в магазин, в парикмахерскую – маме обязательно нужна отдушина, время для себя.

6. Готовьтесь к трудностям. Ожидайте их. Чтобы они не были чем-то неожиданным. Чтобы, если трудно, то это – ожидаемо трудно. А когда станет полегче, это будет очень приятно.

7. Примечайте единомышленников, старших товарищей. Тех, кто уже прошел этот путь, и кто может оказать поддержку. Это может быть и живое общение (кстати, часто в ШПР предлагают сопровождение), и форумы в интернете.

  • Добавить в избранное 1

Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.

ч УБНПН УЕТДГЕ ПДОПЗП УФБТЙООПЗП ЕЧТПРЕКУЛПЗП ЗПТПДБ У ОЕЪБРБНСФОЩИ ЧТЕНЕО УФПЙФ УПВПТ. пЗТПНОЩК, РПЮЕТОЕЧЫЙК ПФ ЧТЕНЕОЙ ЗПФЙЮЕУЛЙК УПВПТ У ЧЩУПЛЙНЙ УФТЕМШЮБФЩНЙ ПЛОБНЙ Й ЫРЙМСНЙ, ФЕТСАЭЙНЙУС Ч ПВМБЛБИ. чПКДЙ Ч ОЕЗП ОБ ЪБЛБФЕ, Ч ЮБУ, ЛПЗДБ ХНЙТБАЭЕЕ УПМОГЕ ТБЪВЙЧБЕФУС ОБ ФЩУСЮЙ ПУЛПМЛПЧ Ч ПЛПООЩИ ЧЙФТБЦБИ, ЧУФБОШ РЕТЕД ХИПДСЭЙН Ч ОЕВП БМФБТЕН, ЪБЛТПК ЗМБЪБ, ПФЗПТПДЙЧЫЙУШ ПФ ЗПНПОБ НОПЗПСЪЩЮОПК ФХТЙУФЙЮЕУЛПК ФПМРЩ, Й УНПФТЙ. уНПФТЙ ЧЗМХВШ, УЛЧПЪШ ЙУФЕТФЩЕ ЛБНЕООЩЕ РМЙФЩ РПМБ, РПД ЛПФПТЩНЙ РПИПТПОЕОЩ ФЩУСЮЙ РТБЧЕДОЙЛПЧ, УЛЧПЪШ ИЙФТПУРМЕФЕОЙС ЛПТОЕК УФБТЩИ ЧЙОПЗТБДОЙЛПЧ, УПФОЙ МЕФ РПЛТЩЧБАЭЙИ ЬФПФ ВМБЗПУМПЧЕООЩК ЛТБК, УЛЧПЪШ ЪЕНОХА РМПФШ, ЧРЙФБЧЫХА Ч УЕВС РПФ Й ЛТПЧШ НЙММЙПОПЧ ВЕЪЩНСООЩИ ЪЕНМЕДЕМШГЕЧ Й ЧПЙОПЧ.

уНПФТЙ Ч ТБЪЧЕТЪОХЧЫХАУС РПД ФПВПК ВЕЪДОХ, ЧЗМСДЩЧБКУС Ч ОЕЕ ДП ВПМЙ Ч ЛТЕРЛП ЪБЦНХТЕООЩИ ЗМБЪБИ, Й ЕУМЙ ФЕВЕ ВХДЕФ РПЪЧПМЕОП, ФП ФБН, Ч ИПМПДОПН УХНТБЛЕ, ФЩ ХЧЙДЙЫШ УПЛТЩФПЕ Ч ЪЕНОЩИ ОЕДТБИ ПЪЕТП - пЪЕТП дЕФУЛЙИ дХЫ. уНПФТЙ Й ФЩ ХЧЙДЙЫШ, ЛБЛ ВЕУЫХНОПК ФЕОША УЛПМШЪЙФ РП ЕЗП ЗМБДЙ УЕТЕВТСОБС МБДШС Й БОЗЕМ зПУРПДЕОШ, УЛМПОЙЧЫЙУШ ОБД ЧПДПА, ВЕТЕЦОП Й ОЕЦОП ДПУФБЕФ ЙЪ ИТХУФБМШОЩИ ЗМХВЙО ПЪЕТБ ДХЫЙ ОЕ ТПЦДЕООЩИ ЕЭЕ ДЕФЕК. фЩ ХЧЙДЙЫШ УПОНЩ ВЕМЩИ БЙУФПЧ, ЛТХЦБЭЙИ ОБД МБДШЕК; ХЧЙДЙЫШ Й ФП, ЛБЛ ЧЕМЙЮЕУФЧЕООП Й ФСЦЕМП ЧЪНЩЧБАФ ЧЧЩУШ ВПМШЫЙЕ ВЕМЩЕ РФЙГЩ, РПМХЮЙЧ ЙЪ ТХЛ БОЗЕМБ УЧПА ДТБЗПГЕООХА ОПЫХ…

фЩ ХЧЙДЙЫШ, Й ЧУЕ РПКНЕЫШ, Й РПЧЕТЙЫШ ОБЛПОЕГ Ч ФП, ЮФП ЧУЕ НЩ Й ФЩ, Й С ТПДПН ЙЪ ЧПД ИПМПДОПЗП ПЪЕТБ РПД УФБТЩН УПВПТПН. нПС РФЙГБ ОЕ ЪБРМХФБМБ РП ДПТПЗЕ ДПНПК. б ЧЕДШ ЦЙЧХФ ЕЭЕ ОБ ЬФПН УЧЕФЕ Й ФЕ, ЛПЗП ЙЪНХЮЕООЩК БЙУФ ПУФБЧЙМ Х ЮХЦПЗП РПТПЗБ…

лПЗДБ Х НЕОС УРТБЫЙЧБАФ, ЛБЛ НОЕ РТЙЫМБ Ч ЗПМПЧХ НЩУМШ ХУЩОПЧЙФШ ТЕВЕОЛБ, С ОЕ ЪОБА, ЮФП ПФЧЕЮБФШ. оБЧЕТОПЕ, РПФПНХ, ЮФП ОЕ РПНОА. нОЕ ЛБЦЕФУС, С ЦЙМБ У ЬФПК НЩУМША ЧУЕЗДБ, Й ДБЦЕ Ч ДЕФУФЧЕ НОЕ НЕЮФБМПУШ, ЮФП, ОБТПЦБЧ ЧЩЧПДПЛ УПВУФЧЕООЩИ РТЙОГЕЧ Й РТЙОГЕУУ, С ПВСЪБФЕМШОП ЧПЪШНХ Ч ДПН НБМЕОШЛХА УЕТПЗМБЪХА ДЕЧПЮЛХ. тБЪХНЕЕФУС, Ч ЛПОГЕ ЛПОГПЧ С ЧЩТПУМБ, Й ЦЙЪОШ ОБХЮЙМБ НЕОС ЙЗТБФШ Ч УПЧУЕН ДТХЗЙЕ ЙЗТЩ, ОП РПД ЧПТПИПН ЛБЦДПДОЕЧОЩИ РТПВМЕН Й ЪБВПФ ЗДЕ-ФП ЗМХВПЛП ЧОХФТЙ НЕОС ФХУЛМЩН ЖЙФЙМШЛПН ФЕРМЙМБУШ НЩУМШ П НПЕК УЕТПЗМБЪЛЕ.

б ДБМШЫЕ, ОБЧЕТОПЕ, ВЩМП ЧУЕ, ЛБЛ Х НОПЗЙИ ЙЪ ОБУ: ТБЪНЕТЕООБС ЦЙЪОШ, ВМБЗПРПМХЮОЩК ВТБЛ, ТБВПФБ, ЛЧБТФЙТЛБ ОБ ПЛТБЙОЕ НЕЗБРПМЙУБ, ОЕХДБЮОБС ВЕТЕНЕООПУФШ Й ЪЙСАЭБС РХУФПФБ РПД УЕТДГЕН, ОЕ ДБАЭБС УРБФШ ОПЮБНЙ, ЪБУФБЧМСАЭБС ПФЧПТБЮЙЧБФШУС ПФ ДЕФУЛЙИ ЛПМСУПЛ Й ХЛТБДЛПК ЧЩФЙТБФШ РТЕДБФЕМШУЛЙ ОБЛБФЙЧЫХАУС УМЕЪХ. тЕЫЕОЙЕ РТЙЫМП ЧОЕЪБРОП.

ъБЧЕДХАЭБС ПФДЕМЕОЙЕН РБФПМПЗЙЙ ВЕТЕНЕООЩИ Ч ПДОПК ЙЪ УБНЩИ ИПТПЫЙИ НПУЛПЧУЛЙИ ЛМЙОЙЛ, ЪБНЕЮБФЕМШОБС УЕТДЕЮОБС ЦЕОЭЙОБ, ЧЙДЙНП, ПФ ЧУЕК ДХЫЙ РЩФБСУШ НЕОС РТЙПВПДТЙФШ Й ЧДПИОПЧЙФШ ОБ УМЕДХАЭХА ВЕТЕНЕООПУФШ, УЛБЪБМБ:

- чПФ ЧЙДЙЫШ ЦЕОЭЙОХ? у ФЧПЙНЙ ЦЕ ВПМСЮЛБНЙ, НЕЦДХ РТПЮЙН. оП ПОБ ОЕ УДБЕФУС! х ОЕЕ, ВЕДОСЦЛЙ, ВЩМП ХЦЕ 17 ЧЩЛЙДЩЫЕК ОБ УТПЛЕ 18-20 ОЕДЕМШ, РТЕДУФБЧМСЕЫШ? уЕКЮБУ НЩ УПИТБОСЕН ЕЕ ПЮЕТЕДОХА ВЕТЕНЕООПУФШ, Й ОБН ХЦЕ ХДБМПУШ ДПОПУЙФШ ДП 23 ОЕДЕМШ

дПЛФПТ ЧУЕ ЗПЧПТЙМБ, С РПУМХЫОП ЛЙЧБМБ, Б УБНБ ДХНБМБ П ФЕИ УЕНОБДГБФЙ НБМЩЫБИ, ЮШЙ ЦЙЪОЙ ВЩМЙ РПМПЦЕОЩ ОБ БМФБТШ ЮШЕЗП-ФП ОЕХЕНОПЗП ЦЕМБОЙС ДПЛБЪБФШ УЧПА УРПУПВОПУФШ Л ЧПУРТПЙЪЧПДУФЧХ. й РПЮЕНХ-ФП Й ЛМЙОЙЛБ, Й ДПЛФПТ, Й УБНБ ЬФБ ВХДХЭБС НБФШ РПЛБЪБМЙУШ НОЕ ЧДТХЗ ФБЛЙНЙ ПНЕТЪЙФЕМШОЩНЙ…

иЧБФЙФ НЕДЙГЙОУЛЙИ ЬЛУРЕТЙНЕОФПЧ. дПЧПМШОП. тПДЙФШ ЬФП ЕЭЕ ОЕ ЪОБЮЙФШ УФБФШ ТПДЙФЕМЕН. чПО ЙИ УЛПМШЛП, ОЙЛПНХ ОЕ ОХЦОЩИ ДЕФЙЫЕЛ, ЮШЙ ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙЕ НБФЕТЙ ОЕ ЙНЕАФ РТБЧБ ОБЪЩЧБФШУС НБФЕТСНЙ. ч ЛПОГЕ ЛПОГПЧ, ЮФП ДМС НЕОС Ч ФБЛПН ДПМЗПЦДБООПН Й ЧПЦДЕМЕООПН НБФЕТЙОУФЧЕ ЧБЦОЕЕ ЧУЕНЙ НЩУМЙНЩНЙ Й ОЕНЩУМЙНЩНЙ УРПУПВБНЙ РПРЩФБФШУС ЧЩРПМОЙФШ УЧПА ТЕРТПДХЛФЙЧОХА ЖХОЛГЙА, ЙМЙ ОБКФЙ НБМЩЫБ, ЛПФПТЩК, ЧПЪНПЦОП, ХЦЕ ТПДЙМУС Й ЦДЕФ НЕОС?

нОЕ ПЮЕОШ РПЧЕЪМП. нХЦ, ТПДЙФЕМЙ, ОЕНОПЗПЮЙУМЕООЩЕ РПУЧСЭЕООЩЕ ДТХЪШС ЧУЕ РПДДЕТЦБМЙ НЕОС, ПВТБДПЧБМЙУШ Й, ЛБЛ НОЕ РПЛБЪБМПУШ, ДБЦЕ ЧЪДПИОХМЙ У ПВМЕЗЮЕОЙЕН. уЛМБДЩЧБМПУШ ФБЛПЕ ЧРЕЮБФМЕОЙЕ, ЮФП НЩУМШ П РТЙЕНОПН ТЕВЕОЛЕ РТЙЫМБ Ч ЗПМПЧХ ЧУЕН ОБН ПДОПЧТЕНЕООП, ОП НЩ ЦДБМЙ, ЛФП РЕТЧЩК ЕЕ ПЪЧХЮЙФ. б С, ЮФПВЩ ЧЩСУОЙФШ, ЛБЛЙН ПВТБЪПН ХУЩОПЧМСАФ ДЕФЕК, РПМЕЪМБ Ч йОФЕТОЕФ Й ОБВТЕМБ ОБ ЛПОЖЕТЕОГЙА П РТЙЕНОЩИ ДЕФСИ, ЛПФПТБС ДЧБ ЗПДБ ОБЪБД ВЩМБ ПФОАДШ ОЕ ФБЛПК НОПЗПМАДОПК Й НОПЗПДЕФОПК, ЛБЛ УЕЗПДОС, Й УПУФПСМБ Ч ПУОПЧОПН ЙЪ УПЮХЧУФЧХАЭЙИ ФЕПТЕФЙЛПЧ: "дБ, С ВЩ ФПЦЕ ЛПЗДБ-ОЙВХДШ…" тЕДЛЙЕ ТБУУЛБЪЩ УЮБУФМЙЧЩИ ТПДЙФЕМЕК ПВ ЙИ ОПЧППВТЕФЕООЩИ ДЕФСИ С РЕТЕЮЙФЩЧБМБ ДЕУСФЛЙ ТБЪ, ТБУРЕЮБФЩЧБМБ, УЛМБДЩЧБМБ Ч ФПОЕОШЛЙЕ РБРПЮЛЙ Й РПДУПЧЩЧБМБ РПЮЙФБФШ НХЦХ Й НБНЕ. еУМЙ ИПТПЫЕОШЛП РПЙУЛБФШ Ч ОБЫЙИ ЪБЧБМБИ, ФП ЬФЙ МЙУФПЮЛЙ ПВСЪБФЕМШОП ОБКДХФУС ЙЪТЙУПЧБООЩЕ ДЕФУЛЙНЙ ЛБТБЛХМСНЙ, ПОЙ ДП УЙИ РПТ ЦЙЧХФ ЗДЕ-ФП Ч ОЕДТБИ ДЕФУЛПК ЛПНОБФЩ…

рПОЕНОПЗХ С ПВТБУФБМБ ЪОБЛПНЩНЙ, У ЛПФПТЩНЙ НПЦОП ВЩМП УХФЛБНЙ ПВУХЦДБФШ ЦЙЧПФТЕРЕЭХЭЙЕ ФЕНЩ: ЛБЛ ПЖПТНМСАФУС ДПЛХНЕОФЩ ДМС ХУЩОПЧМЕОЙС, ЛБЛЙЕ УРТБЧЛЙ У ОБУ ЧРТБЧЕ ФТЕВПЧБФШ, Б ЛБЛЙЕ ОЕФ, УЛПМШЛП РЕЮБФЕК ДПМЦОП ВЩФШ ОБ ВМБОЛЕ ЪБЛМАЮЕОЙС П УПУФПСОЙЙ ЪДПТПЧШС, Ч ЛБЛЙИ ДПНБИ ТЕВЕОЛБ ЗХНБООЕЕ ЧУЕЗП ПФОПУСФУС Л ВХДХЭЙН ТПДЙФЕМСН Й УБНПЕ ЗМБЧОПЕ Й УБНПЕ УФЩДОПЕ ЛБЛ ЧЩВТБФШ УЕВЕ ТЕВЕОЛБ.

пЛБЪБМПУШ, ЮФП РТЙЕНОЩИ ДЕФЕК ОХЦОП ЧЩВЙТБФШ. йЪ НОПЦЕУФЧБ УЙТПФ, ТПЦДЕООЩИ БМЛПЗПМЙЮЛБНЙ Й ОБТЛПНБОЛБНЙ, УФТБДБАЭЙИ ЧУЕНЙ НЩУМЙНЩНЙ Й ОЕНЩУМЙНЩНЙ ЪБВПМЕЧБОЙСНЙ, ПФУФБАЭЙИ Ч ТБЪЧЙФЙЙ, УМБВЕОШЛЙИ Й ОЕЛТБУЙЧЩИ, ОБН РТЕДУФПСМП ЧЩВТБФШ УЕВЕ ЪБНЕЮБФЕМШОПЗП, ЪДПТПЧПЗП Й ХНОПЗП НБМЩЫБ, ЦЕМБФЕМШОП У ИПТПЫЕК ОБУМЕДУФЧЕООПУФША. фБЛПЗП, ЮФПВЩ ОЕ УФЩДОП ВЩМП РТЕДЯСЧЙФШ ПВЭЕУФЧЕООПУФЙ: УНПФТЙФЕ ЧУЕ, ЛБЛБС Х ОБУ МСМЕЮЛБ! лПОЕЮОП, НЩ ВХДЕН ЧЩВЙТБФШ! уЧЕТОЕН ЗПТЩ, ВХДЕН ТЩФШ ЪЕНМА Й ПВСЪБФЕМШОП ОБКДЕН! оБКДЕН, Й РПЛБЦЕН УБНЩН МХЮЫЙН ЧТБЮБН, Й РПУМХЫБЕНУС ЙИ НОЕОЙС! й РХУФШ ХЦЕ УПУФПСЧЫЙЕУС РТЙЕНОЩЕ ТПДЙФЕМЙ ЙТПОЙЮОП ИНЩЛБАФ Й ЗПЧПТСФ, ЮФП ДЕФЕК ОЕ ЧЩВЙТБАФ…

б РПФПН ТБЪДБМУС ФЕМЕЖПООЩК ЪЧПОПЛ:

- оХ ОБЛПОЕГ-ФП! вЙФЩК ЮБУ ЪЧПОА… уМХЫБК, ЛБЛ Х ЧБУ ФБН У ДПЛХНЕОФБНЙ-ФП ДПДЕМБМЙ? оЕФ? цБМШ… пВЪЧПОЙМ ХЦЕ ЧУЕИ ОБЫЙИ У ЗПФПЧЩНЙ ДПЛХНЕОФБНЙ, ПДОБ ФЩ ПУФБМБУШ… пДОБ ПРЕЛБ ИПЮЕФ РЕТЕДБФШ Ч УЕНША ДЕЧПЮЛХ, НБМЕОШЛХА, ЪДПТПЧХА, ОП ФПМШЛП ПЮЕОШ УТПЮОП, РТСНП УЕЗПДОС… оЕФ, РПДТПВОПУФЕК ОЕ ЪОБА, РЙЫЙ ФЕМЕЖПО .

дТПЦБЭЙНЙ ТХЛБНЙ ОБВЙТБА ЪБЧЕФОЩЕ ГЙЖТЩ, ЧРПРЩИБИ ОБЛБТСВБООЩЕ ОБ РПМСИ ЛБЛПЗП-ФП ДПЛХНЕОФБ. уХТПЧЩК ЦЕОУЛЙК ЗПМПУ ОБ ДТХЗПН ЛПОГЕ ФЕМЕЖПООПЗП РТПЧПДБ ДПМЗП ЧЩУРТБЫЙЧБЕФ, ЛФП С ФБЛБС, РП ЛБЛПНХ РПЧПДХ ЪЧПОА Й ЛФП НЕОС ОБРТБЧЙМ. чЩСУОЙЧ ЧУЕ РПДТПВОПУФЙ, НПС ОЕЧЙДЙНБС УПВЕУЕДОЙГБ УНСЗЮБЕФУС Й ОБЮЙОБЕФ ТБУУЛБЪЩЧБФШ:

- дБ, ДЕЧПЮЛБ, ДЕУСФШ НЕУСГЕЧ. сЧОБС РПМХЛТПЧЛБ, НБФШ НПМДБЧБОЛБ, ПФЕГ, УЛПТЕЕ ЧУЕЗП, БЪЕТВБКДЦБОЕГ. чБУ ЬФП ОЕ УНХЭБЕФ? бИ, ОЕ УНХЭБЕФ… иПТПЫЙК ТЕВЕОПЛ, РПИПЦЕ, ДПНБЫОЙК. нБНБЫБ РТЙОЕУМБ ЕЕ ОБН Ч ПРЕЛХ, РПРТПУЙМБ ЧТЕНЕООП РТЙУФТПЙФШ ЛХДБ-ОЙВХДШ Й РТПРБМБ… оЕФ, ТБЪЩУЛБФШ ОЕ ХДБМПУШ. дЕЧПЮЛБ ЧУЕ ЬФП ЧТЕНС ОБИПДЙМБУШ Ч ДЕФУЛПК ВПМШОЙГЕ, ОП ВПМШЫЕ ДЕТЦБФШ ЕЕ Х УЕВС ПОЙ ОЕ НПЗХФ. ъБ ОЕК ХЦЕ РПЕИБМЙ, ЮЕТЕЪ РПМЮБУЙЛБ ПОБ ВХДЕФ Х ОБУ. еУМЙ УЕЗПДОС-ЪБЧФТБ ОЕ ОБКДЕН ЕК ПРЕЛХОБ, РТЙДЕФУС ПЖПТНМСФШ Ч ДПН ТЕВЕОЛБ, Б ПФФХДБ, У ЕЕ ОЕРПОСФОЩН УФБФХУПН, ЕК ЧТСД МЙ ХДБУФУС ЧЩВТБФШУС.

с ОЕЧОСФОП ВПТНПЮХ, ЮФП НЩ ЧППВЭЕ-ФП ИПФЕМЙ ОЕ ПРЕЛХ, Б ХУЩОПЧМЕОЙЕ, ЮФП Х ОБУ ОЕФ Й РПМПЧЙОЩ ЙЪ ФТЕВХАЭЙИУС ДПЛХНЕОФПЧ, ЮФП УМПЦОП ЮФП-ФП УЛБЪБФШ ЧПФ ФБЛ УТБЪХ…

- фБЛ ЧЩ ЕЕ РПУНПФТЙФЕ?
-
с ЧЩЕЪЦБА .

рПОЕДЕМШОЙЛ, ТБЪЗБТ ТБВПЮЕЗП ДОС, ОП НЕОС ХЦЕ ОЙЮФП Й ОЙЛФП ОЕ НПЦЕФ ПУФБОПЧЙФШ. ъЧПОА НХЦХ Й НБНЕ, НЩ ЧУФТЕЮБЕНУС ОБ оПЧПН бТВБФЕ Й ФБЭЙНУС РП РТПВЛБН ОБ ПЛТБЙОХ нПУЛЧЩ... юЕТФ ВЩ РПВТБМ ЬФЙ НПУЛПЧУЛЙЕ РТПВЛЙ! оБ ЧУСЛЙК УМХЮБК РЕТЕЪЧБОЙЧБА Ч ПРЕЛХ: НЩ ХЦЕ ВМЙЪЛП, НЩ РПЮФЙ ХЦЕ РТЙЕИБМЙ, ЧЩ ФПМШЛП, РПЦБМХКУФБ, ОБУ ДПЦДЙФЕУШ!

пК, ЧЩ ЪОБЕФЕ, ФХФ Х ОБУ ФБЛПЕ ОЕДПТБЪХНЕОЙЕ РПМХЮЙМПУШ… дЕУСФШ НЙОХФ ОБЪБД Л ОБН ЪБЫМБ ЦЕОЭЙОБ ОБУЮЕФ ХУЩОПЧМЕОЙС, НЩ ТЕЫЙМЙ, ЮФП ЬФП ЧЩ, ОХ Й РПЛБЪБМЙ ЕК ДЕЧПЮЛХ… оП ЧЩ ЧУЕ ТБЧОП РПДЯЕЪЦБКФЕ, УЕКЮБУ ТБЪВЕТЕНУС.
мЕЗЛП УЛБЪБФШ ТБЪВЕТЕНУС. нБМЕОШЛБС ЗМБЪБУФБС УНХЗМСОПЮЛБ УЙДЙФ ОБ ЛПМЕОСИ Х УТЕДОЙИ МЕФ ЦЕОЭЙОЩ У ОЕЧЕТПСФОП ХУФБМЩН МЙГПН Й РМПИП ЪБЛТБЫЕООПК УЕДЙОПК. рТЙЦЙНБС НБМЩЫЛХ Л УЕВЕ, ПОБ ТБУУЛБЪЩЧБЕФ, ЮФП РТПЫМПК ЧЕУОПК РПИПТПОЙМБ УЩОБ, ЮФП УПВЙТБМБУШ ЙНЙФЙТПЧБФШ ВЕТЕНЕООПУФШ Й ЪБЫМБ Ч ПРЕЛХ РТПУФП ХЪОБФШ, ЛБЛ ПВУФПСФ ДЕМБ У ПФЛБЪОЙЛБНЙ Ч ТБКПООПН ТПДДПНЕ, Б ЕК ОЙ У ФПЗП ОЙ У УЕЗП УХОХМЙ Ч ТХЛЙ цЕОЕЮЛХ, ФБЛ РПИПЦХА ОБ ЕЕ АЦБОЙОБ-НХЦБ Й ТПДЙЧЫХАУС Ч ДЕОШ УНЕТФЙ ЕЕ УЩОБ, ФПЦЕ цЕОЕЮЛЙ… чЩ ВЩ УНПЗМЙ ЪБВТБФШ ТЕВЕОЛБ ЙЪ ЬФЙИ УХДПТПЦОП УЦБФЩИ ТХЛ?

уФПА Ч ЛПТЙДПТЕ, ЗМСДС, ЛБЛ ОПЧПЙУРЕЮЕООЩЕ ТПДЙФЕМЙ ХОПУСФ НПА ОЕУПУФПСЧЫХАУС ДПЮЛХ… тБВПФОЙЛЙ ПРЕЛЙ, ПЮЕЧЙДОП ЮХЧУФЧХС УЕВС ЧЙОПЧБФЩНЙ РЕТЕД ОБНЙ, УРТБЫЙЧБАФ:

- б ОЕ ИПФЕМЙ ВЩ НЩ РПУНПФТЕФШ ОПЧПТПЦДЕООПЗП?
- дБ ОЕФ… нЩ ЧППВЭЕ-ФП ИПФЕМЙ РПУФБТЫЕ...,
- НОЕФУС НХЦ.
-
иПФЕМЙ ВЩ, ИПФЕМЙ ВЩ! - ЫЙРЙФ ЙЪ-ЪБ ЕЗП УРЙОЩ НПС НБНБ.
- лБЛ ТБЪ УЕКЮБУ Х ОБУ Ч ТПДДПНЕ ЕУФШ ДЧБ ЪБНЕЮБФЕМШОЩИ НБМШЮЙЛБ. оЕ ИПФЙФЕ УЯЕЪДЙФШ РПУНПФТЕФШ?
- дБ ОЕФ… нЩ ЧППВЭЕ-ФП ИПФЕМЙ ДЕЧПЮЛХ…
- пОЙ УЯЕЪДСФ! пОЙ РПУНПФТСФ! -
нБНЙОП ЫЙРЕОЙЕ ЗТПЪЙФ РЕТЕТБУФЙ Ч ЛТЙЛ.
- оХ, ДПДЕМЩЧБКФЕ ЧБЫЙ ДПЛХНЕОФЩ РПВЩУФТЕЕ Й ЪЧПОЙФЕ, Б ФП ЪБВЕТХФ ЬФЙИ ЛТБУБЧГЕЧ. цЕМБАЭЙИ-ФП НОПЗП, ОБ ОПЧПТПЦДЕООЩИ ДЕФЕК Х ОБУ ПЮЕТЕДШ
!

ч НПМЮБОЙЙ РТЙЕИБМЙ ДПНПК. уЕМЙ ОБ ЛХИОЕ ДТХЗ ОБРТПФЙЧ ДТХЗБ. рПДХНБФШ ФПМШЛП, ХЦЕ УЕЗПДОС Х ОБУ НПЗМБ ВЩ ВЩФШ ДПЮЛБ! оХ Й ЮФП, ЮФП УНХЗМБС Й ЮЕТОСЧБС. оХ Й ЮФП, ЮФП ОЕ РПИПЦБС ОЙ ОБ ЛПЗП ЙЪ ОБУ. пЛБЪЩЧБЕФУС, ТЕВЕОПЛ ЬФП РТПУФП ТЕВЕОПЛ, Й МАВЙЫШ ЕЗП ОЕ ЪБ РБРЙОЩ ЗМБЪЛЙ, ВБВХЫЛЙОЩ ХЫЛЙ Й ВБММЩ РП ЫЛБМЕ брзбт, Б РТПУФП ЪБ ФП, ЮФП ПО Х ФЕВС ЕУФШ. еУМЙ, ЛПОЕЮОП, ПО Х ФЕВС ЕУФШ, ЬФПФ ТЕВЕОПЛ…

уМЕДХАЭЙК ЪЧПОПЛ ТБЪДБМУС ТПЧОП ЮЕТЕЪ ОЕДЕМА, Ч РПОЕДЕМШОЙЛ.

- уМХЫБК, ОХ МЕЗЮЕ Ч лТЕНМШ ДПЪЧПОЙФШУС, ЮЕН ФЕВЕ! дПЛХНЕОФЩ-ФП ДПДЕМБМЙ? оЕФ? оХ МБДОП, ФЩ РПЪЧПОЙ Ч ФХ ПРЕЛХ, Б ФП ПОЙ ОЕ НПЗХФ ФЕВС ОБКФЙ… лБЦЕФУС, Х ОЙИ ДМС ЧБУ ОПЧПУФЙ. рПДТПВОПУФЙ? рПДТПВОПУФЕК ОЕ ЪОБА…

нХЦ ЪЧПОЙФ Ч ПРЕЛХ, Й С УМЩЫХ, ЛБЛ УФБЧЫЙК ХЦЕ ФБЛЙН ТПДОЩН УХТПЧЩК ЦЕОУЛЙК ЗПМПУ ЙЪ ФЕМЕЖПООПК ФТХВЛЙ ЗТПНЛП ПФЮЙФЩЧБЕФ НПЕЗП ОЙ Ч ЮЕН ОЕ РПЧЙООПЗП УХРТХЗБ:

- дБ ЧБУ У УПВБЛБНЙ ОЕ ТБЪЩЭЕЫШ! дПЛХНЕОФЩ Х ЧБУ ЗПФПЧЩ? оЕФ? дПДЕМЩЧБКФЕ УТПЮОП! х ОБУ ДМС ЧБУ ФБЛБС ДЕЧПЮЛБ! оЕ ДЕЧПЮЛБ ЛПОЖЕФЛБ! тПДЙМБУШ Ч РТПЫМПЕ ЧПУЛТЕУЕОШЕ, ОБЛБОХОЕ ФПЗП ДОС, ЛПЗДБ ЧЩ Л ОБН РТЙЕЪЦБМЙ… мБДОП, ЧЩ РПЪЧПОЙФЕ ЪБЧФТБ, Б С РПУФБТБАУШ ДПЗПЧПТЙФШУС У ТПДДПНПН, ЮФПВЩ ЧБН ЕЕ РПЛБЪБМЙ, ИПФШ ЧЩ Й ВЕЪ ДПЛХНЕОФПЧ…

уХДПТПЦОП РЩФБЕНУС ИПФШ ЛБЛ-ФП РПДФПМЛОХФШ ОЕРПЧПТПФМЙЧХА ВАТПЛТБФЙЮЕУЛХА НБЫЙОХ, ЙЪ-ЪБ РТПЧПМПЮЕЛ ЛПФПТПК НЩ НПЦЕН РПФЕТСФШ УЧПА лПОЖЕФЛХ. дБ-ДБ, ХЦЕ УЧПА Й ХЦЕ лПОЖЕФЛХ! оЙЮЕЗП, ЮФП НЩ ЕЕ ОЕ ЧЙДЕМЙ. зМБЧОПЕ, ПОБ ХЦЕ ЕУФШ, ПОБ ОБУ ЦДЕФ, ЕК, ОБЧЕТОПЕ, ФБЛ УФТБЫОП Й ПДЙОПЛП…

рЩФБАУШ ЧФПМЛПЧБФШ ЬФП ВБТЩЫОЕ, ЛПФПТБС ЪБОЙНБЕФУС ОБЫЙНЙ ДПЛХНЕОФБНЙ, ВБТЩЫОС РПДОЙНБЕФ ВТПЧЙ Й ОЕДПХНЕООП ФСОЕФ:

- лБЛ ЬФП ЧБН ДБАФ ЙОЖПТНБГЙА П ТЕВЕОЛЕ, ЕУМЙ Х ЧБУ ОЕФ ДПЛХНЕОФПЧ? оЕ РПМП-П-ПЦЕОП…

уТЕДБ. уОПЧБ ЪЧПОЙН Ч ПРЕЛХ. лБЛПЕ УЮБУФШЕ ЪБЧФТБ РПЕДЕН Ч ТПДДПН, УНПФТЕФШ лПОЖЕФЛХ! пФРТБЫЙЧБЕНУС У ТБВПФЩ, ПРСФШ РЩФБЕНУС ЪБЛПОЮЙФШ У ВХНБЦОПК ЧПМПЛЙФПК. нБНБ, РТЙУМПОЙЧЫЙУШ Л ДЧЕТОПНХ ЛПУСЛХ, ЗПТШЛП ЗПЧПТЙФ:

- еУМЙ ЧЩ НЕОС ЪБЧФТБ У УПВПК ОЕ ЧПЪШНЕФЕ, С ХНТХ.
-
лПОЕЮОП, ЧПЪШНЕН, НБНБ, ФПМШЛП ОЕ ХНЙТБК, РПЦБМХКУФБ…

юЕФЧЕТЗ. еДЕН Ч ТПДДПН, ЛПФПТЩК, ПЛБЪЩЧБЕФУС, УПЧУЕН ТСДПН У ОБЫЙН ДПНПН. оБ ВХНБЦЛЕ ОБРЙУБОП: ОБКФЙ ДЕФУЛПЕ ПФДЕМЕОЙЕ, УРТПУЙФШ з. б., УЛБЪБФШ, ЮФП НЩ ОБУЮЕФ ДЕЧПЮЛЙ, ЖБНЙМЙС ФБЛБС-ФП. уХТПЧЩЕ ВБВХМШЛЙ Ч УРТБЧПЮОПК ОЕРТЙЧЕФМЙЧП ВХТЮБФ, ЮФП ДЕФУЛПЗП ПФДЕМЕОЙС Х ОЙИ ОЕФ, ЬФП ЦЕ ТПДДПН, Б ОЕ ВПМШОЙГБ, ЮФП ОЙЛБЛПК з. б. ПОЙ ОЕ ЪОБАФ. оП, ХУМЩЫБЧ, ЮФП С ОБУЮЕФ ХУЩОПЧМЕОЙС, ТБУРМЩЧБАФУС Ч ХМЩВЛЕ:

- юЕЗП Ц УТБЪХ ОЕ УЛБЪБМБ? оБЧЕТОПЕ, ОЕ з. б., Б е. б.? фЩ, ОЕВПУШ, РЕТЕРХФБМБ. чПФ НЩ УЕКЮБУ ЕК РПЪЧПОЙН Й УРТПУЙН… е. б.? л ЧБН ФХФ ОБУЮЕФ ХУЩОПЧМЕОЙС. рХУФШ РПДИПДЙФ? оХ, ЮЕЗП УФПЙЫШ? йДЙ, ЙДЙ У ВПЗПН, ФЕВЕ Ч УПУЕДОЙК РПДЯЕЪД, ЧП ЧФПТПЕ БЛХЫЕТУЛПЕ.

оЕРТЙНЕФОПЕ ЛТЩМЕЮЛП РПД ЛПЪЩТШЛПН. цЕМЕЪОБС ДЧЕТШ. ъБНЩЪЗБООБС ЛОПРЛБ ЪЧПОЛБ. уВЙЧЮЙЧП ПВЯСУОСЕН ПФЛТЩЧЫЕК ОБН ДЕЧХЫЛЕ, ЮФП НЩ Л е. б. ОБУЮЕФ ХУЩОПЧМЕОЙС, ДЕЧХЫЛБ ЛЙЧБЕФ Й РТПРХУЛБЕФ ОБУ Ч ЛТПЫЕЮОЩК РТЕДВБООЙЮЕЛ, Б ПФФХДБ Ч НБМЕОШЛХА РТПИПДОХА ЛПНОБФЛХ У ПВМЕЪМЩН РЕМЕОБМШОЩН УФПМЙЛПН Й РБТПК РПМХТБЪЧБМЙЧЫЙИУС ЛТЕУЕМ. оБ ЗТСЪОП-ЪЕМЕОПК УФЕОЕ ОБНБМЕЧБО БЙУФ, ОЕУХЭЙК ФХЗП УРЕМЕОБФХА НБФТЕЫЛХ. оБЧЕТОПЕ, Ч ЬФПК ЛПНОБФЛЕ УЮБУФМЙЧЩН ПФГБН РТЕДЯСЧМСАФ ОБУМЕДОЙЛПЧ ЕЭЕ У УПГЙБМЙУФЙЮЕУЛЙИ ЧТЕНЕО. нЩ УФПЙН Й ОБРТСЦЕООП ЦДЕН, ЧДЩИБС ВПМШОЙЮОЩК ЧПЪДХИ, ЧУМХЫЙЧБСУШ Ч НМБДЕОЮЕУЛПЕ НСХЛБОШЕ ЪБ УФЕОПК: ОЕ ОБЫБ МЙ? ч ДЧЕТШ ЪБЗМСДЩЧБЕФ НПМПДЕОШЛБС УЕУФТЙЮЛБ:

- ьФП ЧЩ Л е. б.? пОБ УЕКЮБУ РПДПКДЕФ. пК, Б ДЕЧПЮЛБ-ФП, ДПЮЛБ-ФП ЛБЛ ОБ РБРХ РПИПЦБ!

дБМШЫЕ, ОБЧЕТОПЕ, НПЦОП ВЩМП Й ОЕ РТПДПМЦБФШ. дПЮЛБ, РПИПЦБС ОБ РБРХ…

тБУРБИЙЧБЕФУС ДЧЕТШ, ЧРМЩЧБЕФ е. б. УФБФОБС ТПУМБС ДБНБ Ч ВЕМПН ИБМБФЕ. пГЕОЙЧБАЭЙН ЧЪЗМСДПН ПЛЙДЩЧБЕФ ОБЫХ ФТПЙГХ НХЦБ, НЕОС Й РТСЮХЭХАУС Х ОБУ ЪБ УРЙОБНЙ НБНХ Й ОБЮЙОБЕФ ТБУУЛБЪЩЧБФШ: ДЕЧПЮЛБ НЕМЛБС, ТПДЙМБУШ У ЧЕУПН 2950, УЧЕФМЕОШЛБС, РБФПМПЗЙК ПОЙ ОЕ ОБИПДСФ, ТПЦЕОЙГБ ВЩМБ НПМПДПК Й ЪДПТПЧПК. ъБЮЕН-ФП РПДТПВОП ПРЙУЩЧБЕФ ЕЕ ЧОЕЫОПУФШ, ХФПЮОСС, ЮФП С ОБ ОЕЕ УПЧУЕН ОЕ РПИПЦБ (ЗМХРБС ЛБЛБС, ТБЪЧЕ ЬФП ЧБЦОП?).

- уНПФТЕФШ ВХДЕФЕ?

лЙЧБЕН. уЕУФТЙЮЛБ РТЙОПУЙФ ВЕМЩК ЛХМЕЮЕЛ, РТПФСЗЙЧБЕФ ЕЗП НОЕ Й УЕТДГЕ ПУФБОБЧМЙЧБЕФУС…

нБМЕОШЛБС ЗПМПЧЛБ, ТЕДЛЙК УЧЕФМЕОШЛЙК РХИ, ЛТПЫЕЮОПЕ ВМЕДОЕОШЛПЕ НЩЫЙОПЕ МЙЮЙЛП Й ХДЙЧЙФЕМШОП ЧЪТПУМЩЕ, ЧУЕ РПОЙНБАЭЙЕ Й ЗПТШЛЙЕ ЗМБЪБ, ЦЙЧХЭЙЕ ОБ ЬФПН НМБДЕОЮЕУЛПН МЙГЕ УПЧЕТЫЕООП УБНПУФПСФЕМШОП… уНПФТА ОБ ОЕЕ УЛЧПЪШ РЕМЕОХ УМЕЪ, УМЩЫХ, ЛБЛ ЪБ НХЦОЙН РМЕЮПН ЧУИМЙРЩЧБЕФ НПС НБНБ:

- еУМЙ ЧЩ ЕЕ ОЕ ЧПЪШНЕФЕ, ФП ЕЕ ЧПЪШНХ С…

нОЕ ЛБЦЕФУС, ЙНЕООП ФПЗДБ, УФПС Ч ПВМЕЪМПК ЧЩРЙУОПК ЛПНОБФЕОЛЕ УФБТПЗП ТПДДПНБ, С ОБЛПОЕГ СУОП Й ПФЮЕФМЙЧП РПОСМБ, ЛБЛ РТПФЙЧПЕУФЕУФЧЕООЩ Й ХТПДМЙЧЩ ЬФЙ ДЧБ РПМАУБ ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЗП ЗПТС ВЕЪДЕФОПУФШ Й УЙТПФУФЧП.

чГЕРЙЧЫЙУШ Ч ТЕВЕОЛБ ЗМБЪБНЙ, С ЛТБЕН ХИБ УМХЫБМБ, ЛБЛ ЧТБЮ ЗПЧПТЙФ П ОЕПВИПДЙНПУФЙ РПЛБЪБФШ НБМЩЫЛХ ОЕЧТПРБФПМПЗХ, П ФПН, ЮФПВЩ НЩ ОЕ ФПТПРЙМЙУШ, ЧУЕ ПВДХНБМЙ Й ЧЪЧЕУЙМЙ ЕЭЕ ТБЪ. пОБ ЧУЕ ЗПЧПТЙМБ Й ЗПЧПТЙМБ, Б С УНПФТЕМБ ОБ ДПЮЛХ, Й ЧРЕТЧЩЕ ЪБ НОПЗП МЕФ НПЙ ЗПМПЧБ Й УЕТДГЕ ВЩМЙ УРПЛПКОЩ: С НБНБ, Х НЕОС ЕУФШ ТЕВЕОПЛ Й С ЕЗП ОЙЛПНХ ОЕ ПФДБН.

- оХ, ЮФП, ВЕТЕФЕ?
- вЕТЕН.

хМЩВБАУШ УЛЧПЪШ УМЕЪЩ Й УМЩЫХ, ЛБЛ ТБДПУФОП ЫХЫХЛБАФУС ЪБ ДЧЕТША ЧЕУЕМЩЕ НПМПДЩЕ ЗПМПУБ, Й РП ХИПДСЭЕНХ Ч ОЕДТЩ ТПДДПНБ ЛПТЙДПТХ ЧУЕ ЗТПНЮЕ Й ЗТПНЮЕ ТБЪОПУЙФУС:

- вЕТХФ, ВЕТХФ, ВЕТХФ! фХ, НБМЕОШЛХА, ВЕМЕОШЛХА, ИПТПЫЕОШЛХА ВЕТХФ!

тПЧОП ЮЕТЕЪ ОЕДЕМА НЩ ЪБВТБМЙ ЕЕ ДПНПК ЙУРХЗБООПЗП РФЕОГБ Ч ОБТСДОПН СТЛП-ТПЪПЧПН ЛПОЧЕТФЕ. дП РПУМЕДОЕЗП ФСОХМЙ У РПЛХРЛПК РТЙДБОПЗП, ОБЛБОХОЕ ЪБЛХРБМЙУШ РЕМЕОЛБНЙ-ТБУРБЫПОЛБНЙ, ХФТПН УДБМЙ ДПЛХНЕОФЩ Ч УХД ОБ ХУЩОПЧМЕОЙЕ, Ч РПМДЕОШ РПМХЮЙМЙ РПУФБОПЧМЕОЙЕ ПВ ПРЕЛЕ Й Л ПВЕДХ ВЩМЙ ХЦЕ ДПНБ.

тБУРЕМЕОБМЙ, РЕТЕПДЕМЙ, ЪБРЕМЕОБМЙ ПРСФШ. хЮЙМЙУШ ТБЪЧПДЙФШ НПМПЮОХА УНЕУШ Й УФЕТЙМЙЪПЧБФШ ВХФЩМЛЙ, РПДНЩЧБФШ, НБЪБФШ ЛТЕНПН Й НЕОСФШ РБНРЕТУЩ. чЩЛХРБМЙ Й ХМПЦЙМЙ УРБФШ РТСНП ОБ РЕМЕОБМШОПН УФПМЙЛЕ, ПВМПЦЙЧ ЕЗП РП ЛТБСН ПДЕСМШГБНЙ, РПФПНХ ЮФП ЛТПЧБФЛЙ Х ОБУ ЕЭЕ ОЕ ВЩМП. б РПФПН, РПЪДОП ЧЕЮЕТПН, ЛПЗДБ ЧУЕ ХМЕЗМЙУШ УРБФШ, С РПФЙИПОШЛХ ЧЛМАЮЙМБ ЛПНРШАФЕТ, ПФЛТЩМБ УЧПА ТЕЗЙУФТБГЙПООХА УФТБОЙЮЛХ ОБ УБКФЕ "7С.ТХ" Й ЧРЙУБМБ Ч ЗТБЖХ "ДЕФЙ" ЪБЧЕФОПЕ, ДБЧОП ЪБЗПФПЧМЕООПЕ ЙНС.

с ЧУЕ УЙДЕМБ Й УЙДЕМБ, УЮБУФМЙЧП ХМЩВБСУШ Ч НПОЙФПТ, ТСДПН УРБМ НХЦ, ФТПЗБФЕМШОП УПРЕМБ ДПЮЛБ: ОЙЛФП ЙЪ ОБУ ФПЗДБ ЕЭЕ Й ОЕ ДПЗБДЩЧБМУС П ФПН, ЮФП ЮЕТЕЪ ДЕЧСФШ НЕУСГЕЧ Л ОБН ЧОПЧШ РТЙМЕФЙФ БЙУФ Й ОБ ЬФПФ ТБЪ ОЙЮЕЗП ОЕ РЕТЕРХФБЕФ.

...рПОЙНБЕЫШ, Ч ЛПОГЕ ЛПОГПЧ, ЬФП ЧЕДШ РТПУФП РФЙГБ. оБЧЕТОПЕ, ПО ВЩМ ЕЭЕ ПЮЕОШ НПМПДЩН Й ОЕПРЩФОЩН, ФЧПК БЙУФ, Й ОЕ ОХЦОП ОБ ОЕЗП УЕТДЙФШУС. оХ ПЫЙВУС, ОХ РЕТЕРХФБМ ДПН, ОХ ОЕ ОБЫЕМ ОХЦОПЗП ПЛОБ… зМБЧОПЕ ЧЕДШ, ЮФП ЛФП-ФП уБНЩК зМБЧОЩК ФБН, ОБЧЕТИХ, ЧПЧТЕНС ЪБНЕФЙМ ПЫЙВЛХ УЧПЕЗП ЗМХРПЗП РПДПРЕЮОПЗП, ЪБНЕФЙМ Й ЙУРТБЧЙМ, РПОЙНБЕЫШ? й ДБЧБК РПВМБЗПДБТЙН ЕЗП ЪБ ЬФП Й РПРТПУЙН УДЕМБФШ ФБЛ, ЮФПВЩ БЙУФЩ ВПМШЫЕ ОЙЛПЗДБ ОЕ ПЫЙВБМЙУШ .

фБФШСОБ чПТЛПЧБ

Я всегда знала, что в семье не может быть одного ребенка. Знала, и все. А жизнь помогла мне утвердиться в этом мнении. Моя дочь в 4 года перенесла рак, и хотя мы его победили, я только укрепилась во мнении, что детей в семье должно быть много. Нет, не на замену, а чтобы не сойти с ума и продолжать жить ради кого-то.

Важный звонок

Это давняя история. Я жила одна с дочкой и мечтала усыновить маленького человека, но как-то все время находились другие важные дела. И тут поздней осенью позвонила близкая подруга и сказала, что я могу ее поздравить: у нее теперь два ребенка, второй - это сын. Зовут Тимур и ему 6 месяцев. Если бы я вчера не видела Ольгу в кофейне, то подумала бы, что сошла с ума. И тут меня осенило: она сделала это! Почему она смогла, а я до сих пор нет, когда будет «тот день»? Я тут же погуглила телефоны органов опеки по району, и организация оказалась в трех шагах от моего дома. Чем не знак судьбы? Уже на следующий день я была на приеме, и самым сложным оказалось ответить на вопрос: «А почему вы хотите взять ребенка?». Если бы я только знала, сколько раз мне будут задавать этот вопрос разные люди. Теперь я знаю ответ: я хотела себе и кому-то еще сделать хорошо.

Так много бумаг…

Да, бумаг оформлять, действительно нужно много, но не верьте тому, кто говорит, что это очень сложно. Да, бывают неадекватные сотрудники опеки, но нам такие люди встречаются на каждом шагу. Итак, схема: сначала нужно сделать запрос в специальные органы о судимости - справка делается около месяца (говорят, что сейчас этот процесс упростили), и идете на занятия в школу приемных родителей (ШПР) - она есть в каждом районе, и занятия там бесплатны. Параллельно ходите в поликлинику и по диспансерам, сдаете анализы - вам выдадут специальную бумажку - «бегунок». На все это уходит от силы месяц, поверьте.

Одиноким детей не дают

Это откровенная ложь. Зачем ее распространяют - не знаю. Еще как дают! У меня даже собственности не было: я жила в квартире, но прописана была не там и судилась с жилищником о документе, - я хотела иметь свидетельство о собственности на жилье. Я очень боялась, что из-за этого мне не дадут малыша. А в квартире, в которой я жила, происходил социальный ремонт, и накануне визита комиссии из органов опеки и органов Роспотребнадзора , которая должна была проверить, где и как ребенок будет жить, у меня на кухне слетела вся плитка. Выглядело это ужасно, я выдала разруху за ремонт. И подписав все документы о здоровье у главврача, отдав справку о несудимости и жилусловиях, стала ждать заключения. Заключения о том, что я могу быть опекуном. Ах, да, к этим документам прилагалось заявление моей 14-летней дочери, что она не против, что я хочу взять ребенка. Больше об этой моей авантюре никто не знал.

Не надо искать, он сам придет

Я сразу же позвонила в дом ребенка, как сейчас помню, это было 30 декабря, и мне сказали, что нет, никто не взял этого мальчика. Я тут же отправила им по факсу заключение о том, что могу быть родителем, и 2 января стояла с пакетом памперсов под дверями дома ребенка (как я туда добиралась, вам лучше не знать). В 8 утра меня встретила социальный работник и начала зачитывать медицинскую карту Максюши, чем еще, кроме сердца, болен или возможно болен мой будущий сын. У него было подозрение на туберкулез (мама кормила его в роддоме, хотя у нее была открытая форма этого заболевания) и грыжа пахово-мошоночная. И в свои 1 год 6 месяцев он, естественно, не говорил ни слова и, как мне сказали даже не гулил. В общем, отставал в психическом развитии. С каждым их словом мне казалось, что я умираю… А пути обратно нет. Как я могу развернуться и уйти? И тут на лестнице раздались шаги, социальный работник привела мне мальчика. На нем был очень милый костюмчик и шапка с бунбоном больше его головы. Максим сразу протянул мне ручонку, теплую, влажную. Мне разрешили взять его на руки и тут же спросили: ну что, мамочка, берете?.. Прозвучало как на базаре, словно картошку выбираю. Малыш все это время радостно прыгал у меня на коленях. Я посмотрела в его глазищи и спросила: «Ну, что, Макс, поедешь в Москву, жить с нами?», не ожидая, конечно, ответа. Малыш замер, пристально посмотрел мне в глаза и совершенно четко сказал: «Да! Да-да-да!».. И эти люди мне говорили, что он даже не гулит! Я подписала все бумаги не раздумывая. И понимая, что Нового года малышу дома не видать, молила их об одном: закончить оформление побыстрее, чтоб Максимка мог встретить дома Рождество.

Рождественское чудо

Я каждый день звонила в дом малютки и департамент образования города, но меня просили подождать. 6 января утром я проснулась с чувством, что хватит звонить, набрала подругу, взяла дочь, детские вещи, и мы поехали на машине за моим сыном. Безумный страх, что его заберет кто-то кроме меня, сводил с ума. Подруга-доктор цинично успокаивала: кому он нужен, с тремя пороками сердца, туберкулезом и грыжей и исковерканной грудной клеткой? Только тебе. От этого становилось легче. Мы приехали к закрытым дверям департамента… Но тут кто-то вышел из припаркованной машины, и это оказалась та самая злая тетя, которая отдавала сына, как картошку. «Не выдержали-таки. Ну Бог с вами, сегодня Рождество. Берите документы и за ним в дом малютки, я позвоню, не забудьте в понедельник отдать папку с делом органам опеки в Москве. Хотя это и не по правилам…»

Я сняла с него, с моего малыша (он не выглядел на полуторогодовалого, от силы 9 месяцев, только-только начал шатко ходить), детдомовские вещи в одно мгновение, нарядив во все новое и то, что дали друзья, и вынесла на улицу. Помню, как сын прижался ко мне и зажмурился от яркости снега. По дороге нас остановил патруль: впопыхах мы забыли про кресло, да и не факт, что Макс сидел бы в нем. Всю дорогу он проехал у меня на руках, и только подъезжая к Москве, я положила его на плед на сиденье, и он, закрыв глаза, стал отчаянно укачивать себя головой. Так, как убаюкивают себя все детишки в детдоме. Я аккуратно обхватила его голову руками, и он постепенно затих. А ровно в полночь мы остановились у подъезда моего дома. Максим так и не проснулся до утра и спал улыбаясь, как будто знал, что произошло чудо и теперь у него большая семья: мама, сестра, бабушка, прабабушка и прадедушка… А через полгода у нас появился еще и папа. Вот такие чудеса.

P. S. Прошло много лет, сын учится в третьем классе, он знает, что он приемный, но рад, что мы его нашли и так любим.

«Мы бы хотели еще одного ребенка взять», — сказала мне по телефону моя знакомая Анастасия, которая год назад удочерила 3-хлетнюю девочку. — «Но как вспомню эти поиски, этот ад — желание пропадает…».

К этому мнению могли бы присоединиться многие приемные родители. Хотя в последние три-четыре года процесс поиска и оформления приемного ребенка стал намного более организованным, прозрачности это не прибавило. Правительством и министерствами принято немало правильных решений и выпущено постановлений, и в целом политика государства на закрытие детских домов и домов ребенка – правильная. Но потом все упирается в человеческий фактор и в тех, кто должен исполнять эти постановления. Из своего опыта могу сказать, что на разных этапах системы – органы опеки, региональных операторы, детские дома — идет намеренная дезинформация потенциальных усыновителей, манипулирование данными о детях, давление на родителей и детей, грубое обращение с ними.

Почему это происходит? На мой взгляд, это комплекс причин: боязнь потерять свою работу, нежелание делать лишние телодвижение, равнодушие и цинизм, незнание законов…

Компенсируют эту чудовищную деформацию системы благотворительные фонды, волонтерские организации и сообщества приемных родителей. Именно с их стороны я постоянно чувствовала поддержку и получала помощь.

Тем, кто думает взять приемного ребенка, нужно запастись очень большим терпением и создать вокруг себя группу поддержки из родных, друзей и специалистов, которые будут поддерживать вас на этом тернистом пути. А заодно «убрать» из своей жизни тех, кто будет мешать поискам и настраивать на негатив, утверждая, что дети из детских домов – это потенциальные алкоголики, наркоманы и бандиты, которые разрушат вам всю жизнь…

Иллюстрация Екатерины Селиверстовой

«Поиски продолжались три месяца»

Год назад в моей жизни появился мой мальчик, мой сын. Мои поиски продолжались недолго – три месяца, и он был первым, кого я приехала смотреть в регион и так на нем и остановила свой выбор…

Но даже за этот недолгий срок я испытала все «прелести» нашей системы. Прежде чем общаться с любой из инстанций, ответственной за устройство в семью детей, – с органами опеки и попечительства, операторами баз данных детей-сирот, региональными операторами и другими подобными организациями – я общалась с юристами.

Бесплатную юридическую консультацию предоставляют сейчас некоторые благотворительные фонды, и это было настоящим спасением!

У юристов я узнавала, каковы правила и регламенты, сроки взаимодействия с той или иной государственной структурой. И только после этого я туда обращалась. Это оказалось очень эффективно. Потому что представители системы постоянно врут или просто плохо информированы, причем по каждому поводу. Но как только они понимали, что я в теме, разговор принимал иной оборот.

Всем, кто хочет приемного ребенка, опеки, школы приемных родителей и другие организации, предлагают обращаться к базам данных – федеральной на сайте usynovite.ru, региональным, областным и городским. Но базы данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – очень странный инструмент. Фотографии многих детей – плохого качества, будто специально созданы, чтобы детей не брали. Информация скудная, например, не указываются, что у ребенка серьезные проблемы со здоровьем. Долго висят анкеты детей, которых взяли в семью или у которых родители в местах заключения и их можно взять только на время. И мне приходилось неделями просиживать у телефона, звонить по всей стране, чтобы найти «свободного» и не совсем больного ребенка. Конечно, хорошо, что, хотя бы такая база есть. Но нужно слишком много времени потратить, чтобы научиться с ней работать, а после — «правильно» общаться с представителями регионов.

Хождение по опекам

Опеки – это государственные институты, которые должны помочь устройству детей в приемные семьи. На деле оказалось, что они испытывали потенциальных родителей на прочность: их общение обычно было малоинформативным, а ответы формальны и сухи, строго по инструкции.

В Москве на меня шикали, махали руками, с порога говорили, что детей у них нет. Имея в виду, что нет детей без очень серьезных заболеваний. В Тульской области разговор начался с откровенного хамства – более-менее вразумительный ответ я получила после того, как попросила представителя региональных оператора назвать имя и фамилию. Несколько раз у меня было так: я звонила в регион и спрашивала о конкретном ребенке, и в один день мне говорили, что его родная мама восстанавливается в правах, а через три дня его уже неожиданно забирали в другую семью. В каком из этих случаев мне врали — понять на расстоянии сложно. Но руки опускались.

Приятное исключение из регионов опека по Иркутску и Иркутской области – ее представители проявили заинтересованность во мне как в опекуне, и подбодрили, сказав: «Приезжайте, мы вам кого-нибудь обязательно подберем».

Поэтому лучше не фокусироваться только на базе данных и на посещении опек, а обращаться также к другим возможным источникам – посещать сами детские дома и дома ребенка, где сейчас регулярно проводятся дни «открытых дверей» и можно сразу пообщаться с понравившемся ребенком; позвонить в благотворительные фонды, волонтеры которых постоянно колесят по стране; вступить в тематические группы в социальных сетях «ВКонтакте» и Facebook, например, «На пути к усыновлению», «Заберите счастье домой» и другие.

Откуда берутся дети

Моя подруга искала свою девочку главным образом на сайтах благотворительных фондов, таких, как «Дети ждут», «Измени одну жизнь». Они размещают видеоанкеты и хорошие фотографии детей, дают более подробное и точное описание каждого ребенка, помогая сделать выбор и облегчая поиски.

Встречи с группами поддержки приемных родителей и с волонтерами — это настоящие ресурсные группы. Хорошие мероприятия устраивает фонд «Измени одну жизнь», «Волонтеры в помощь детям-сиротам», мне помог фонд «Арифметика добра». И еще очень поддержали преподаватели моей Школы приемных родителей от благотворительного фонда «Семья».

Они были как ангелы-хранители, им можно было написать в любой момент на электронную почту и почти сразу же получить поддержку.

Моего ребенка мне посоветовала прекрасная педиатр Наташа, которая работала с волонтерами и в качестве волонтера в разных детских домах. Ее я встретила на одной из встреч приемных родителей. Именно Наташа поддерживала меня, консультировала и укрепила в принятии решения.

Получив направление на знакомство с ребенком от регионального оператора, я рванула в республику Карелия. Только переступила порог детского дома, начала листать его личное дело и даже не видела еще самого ребенка, как меня спрашивают, заберу я ребенка сегодня или завтра. Вопрос меня сильно смутил – вроде как по правилам надо в течение десяти дней встречаться с ребенком, наладить контакт, а потом уже принимать решение. Я дипломатично спросила, можно ли познакомиться с ребенком. Может быть, мы друг другу не понравимся… Из этого делаю вывод, что «политика партии» сейчас отдавать детей любой ценой. Скажу сразу – со мной работники детского дома были милы, дружелюбны и приветливы, шли на встречу. Но, например, медицинскую карту ребенка я выбивала очень долго, ее искали два дня, перерыли в кабинетах и местной детской поликлинике, но так и не нашли…

Как мне сказал потом преподаватель ШПР и юрист Алексей Рудов, по закону, если у меня есть направление на знакомство с ребенком, представители опеки и детского дома сразу же обязаны предоставить мне для ознакомления его медицинскую карту – непредоставление является нарушением моих прав.

В итоге я пообщалась с ребенком и решила приехать еще раз, чтобы лучше с ним познакомиться и изучить его медицинскую карту – не была уверена, что потяну тяжелобольного ребенка.

За моим ребенком приехала в результате другая пара, которая дала согласие в тот же день, сразу же забрала его и …через месяц вернула!

Процесс поиска ребенка моей знакомой Татьяны тоже очень показателен. В детском доме одной из центральных областей России ее обманывали три месяца, чтобы не отдать 11-летнего мальчика в семью. Однажды она срывающимся голосом рассказывала мне, что одноклассники мальчика (причем это были дети сотрудников детского дома) угрожали избить его, если он даст согласие на усыновление. Городок, где расположен детский дом, – маленький, работы нет и, конечно, весь персонал учреждения боится, что их закроют. История Татьяны закончилась вполне благополучно – ее мальчик несмотря на угрозы одноклассников написал согласие, — и вот уже он четыре месяца дома.

Я тогда дала ей совет идти к юристам, а от них – с письмами в прокуратуру и далее в другие проверяющие инстанции. Процесс после этих обращений действительно пошел.

Подобные душераздирающие рассказы слышала от очень многих приемных родителей. Но вместе, объединённые в сообщества и клубы, они становятся настоящей силой. А помощь благотворительных фондов просто бесценна.

Встреча с сыном

А я тем временем продолжала поиски, но тот мальчик не выходил у меня из головы, и поэтому, узнав, что ребенок по-прежнему в учреждении, я приехала к нему еще раз. Его медицинскую карту так и не нашли, поэтому я решила взять его на неделю домой в Москву на гостевой режим.

Конечно, за это время узнать друг друга невозможно. Ребенок вел себя просто идеально, а забежав вперед, скажу, что действительность оказалась совсем другой.

Но за неделю я смогла понять, что у нас нет принципиального отторжения, и мы сможем принять друг друга (известно о случаях, когда мамы с сожалением рассказывали, что не могли принять усыновленных детей, они на физическом уровне они вызывали отторжение). Мальчик сразу же начал называть меня мамой, хотя он прекрасно помнит свою родную маму, но уж очень ему хотелось в семью. И это сразу очень подкупило, как и то, что он был моим однофамильцем! И еще за это время удалось попасть к семейному психологу Анне Чикиной, с которой меня познакомили в фонде «Арифметика добра», и к заведующему отделения неврологии Тушинской детской городской больницы. Они сказали, что ребенок обучаем, хотя нам придется очень много вместе поработать, чтобы догнать сверстников. Невролог, пообщавшись всего несколько минут, на мой тревожный вопрос: обучаем ли ребенок, сказал: «Ребенок – хитрый, значит интеллект сохранен». Это позволило мне укрепиться в моем решении и осознанно сделать важный шаг.

Когда я привезла мальчика обратно в детский дом, то уже предупредила руководителя детского дома и местной опеки, что через месяц, как только оформлю на работе отпуск и обновлю документы, приеду за ним. Но, конечно, были бессонные ночи, сомнения и переживания. Сложные разговоры с мамой и сестрой, которые в начале моих поисков поддержали меня, а когда дошло до дела – очень сильно возражали и отговаривали. Они просили не портить себе жизнь и, конечно, приводили любимый в народе в таких случаях аргумент – плохая наследственность, вырастет непременно преступником, вором, алкоголиком. У нас были ссоры и скандалы, я вместо поддержки получила сильный прессинг. А с другой стороны – «давила» региональная опека, они просили забрать ребенка или отказаться. В метаниях я пришла на прием к знакомому психологу, очень мудрой женщине.

Она, выслушав меня, предложила вспомнить, какие чувства я испытала, когда впервые увидела мальчика. Я ответила: «Теплые». Это было летом, он был налысо бритым и напомнил мне фото моего отца из его послевоенного детства.

Приняв решение в пользу этого мальчика, я обновила медицинскую справку и со всеми документами отправилась опять в Карелию. Еще заранее решила, что оформлю опеку, так как усыновление – более длительный процесс, необходимо судебное решение. И именно такой вариант нам рекомендовали в школе приемных родителей. При опеке можно ребенка сразу забрать домой, а потом собирать документы для суда. Кроме того, при опеке положены некоторые льготы и выплаты, учитывая, что ребенка я буду воспитывать пока одна – это дополнительная подмога.

В региональной опеке все оформили быстро, и на следующий день мы ночным поездом отправились в Москву. Казалось, что мальчик уже подзабыл меня, хотя я и регулярно звонила ему. Но тут он снова стал называть меня мамой. Потом уже по происшествии времени он с упреком спрашивал, почему я сразу не забрала его, еще летом. Приходилось неоднократно оправдываться.









2024 © rukaraoke.ru.