Недоношенный новорожденный ребенок. Что такое незрелость головного мозга у новорожденных и какие признаки на нее указывают


Зрелость плода – это такое состояние новорожденного, которое характеризуется готовностью органов и систем к обеспечению его внешнего существования. Зрелость устанавливается по комплексу внешних признаков (пропорции тела, развитие подкожной жировой клетчатки, состояние костей черепа, опущение яичек в мошонку, прикрытие малых половых губ большими и т. д.). Зрелым плод считается при следующих показателях: масса тела составляет 2600–5000 г, а рост 48–54 см.

Движения здоровых новорожденных активные, ребенок хорошо берет и высасывает грудь. Крик его громкий, глаза открыты. Грудная клетка выпуклая, пупочное кольцо расположено в середине между лобком и нижним краем грудины. Кожные покровы равномерно окрашены в бледно розовый цвет, на коже имеются лишь остатки сыровидной смазки.

Подкожно жировой слой развит достаточно. Незначительное наличие пушковых волос (лануго) лишь на плечевом поясе и верхних отделах спины.

Волосы на голове имеют длину около 2–3 см, ногти покрывают ногтевое ложе полностью и достаточно плотные. Ушные раковины и хрящи носа упругие. Зрелый новорожденный хорошо удерживает постоянную температуру тела при адекватной температуре окружающей среды. У него достаточно выражены сосательный и глотательный рефлексы, устойчивый и правильный ритм дыхания.

Зрелый новорожденный не срыгивает; он проявляет достаточную двигательную активность, а именно совершает периодические «червеобразные» движения конечностями, издает громкие эмоциональные звуки, реагирует на такие сильные раздражители, как свет, звук, осмотр. Зрелыми новорожденными считаются новорожденные, имеющие следующие половые признаки: яички опущены в мошонку у мальчиков, у девочек большие губы прикрывают малые.

Новорожденный незрелый – это обычно недоношенный ребенок, редко доношенный, но находившийся при неблагоприятных внутриутробных условиях. Незрелый ребенок имеет недостаточно зрелые функциональные системы для поддержания его нормальной жизнедеятельности во внеутробных условиях жизни.

Чаще к незрелым новорожденным относятся недоношенные дети, развитые соответственно сроку гестации, но не готовые к жизнедеятельности во внешней среде.

Для преждевременно родившихся (незрелых детей) характерны вялость, сонливость, снижение мышечного тонуса, слабый крик и писк, недоразвитие или отсутствие глотательного, сосательного рефлексов, несовершенство терморегуляции. Внешний вид у такого ребенка обычно такой: телосложение непропорциональное, нижние конечности и шея короткая, голова относительно большая, лицевой череп больше преобладает, чем мозговой.

Швы и малый родничок открыты. Ушные раковины мягкие, плотно прижаты к голове. Кожа тонкая, морщинистая, в области спины, плеч, на лбу, щеках и бедрах имеется обильный первородный пушок (лангуто). У недоношенных детей (особенно с большой степенью недоношенности) нередко выявляется симптом Финкельштейна: в положении ребенка на боку наблюдается разлитая окраска кожи: нижняя половина розового цвета, верхняя – белая. Подкожный жировой слой истончен или отсутствует, сохраняясь лишь на щеках. Ногти нередко не доходят до кончиков пальцев, ногтевые пластинки мягкие.

Место отхождения пуповины смещено к лону. Дыхание недоношенного ребенка отличается меньшей глубиной и более поверхностным характером дыхательных движений, неравномерностью глубины, удлинением отдельных выдохов и вдохов, появлением респираторных пауз различной продолжительности.

Частота дыхания подвержена значительным колебаниям и составляет 36–82 вдоха в 1 мин (в среднем 48–52). Мышечная нагрузка в виде рефлекторных движений через 5–6 вдохов ведет к кратковременной остановке или резкому замедлению дыхания. Функциональные особенности сердечно сосудистой системы у недоношенных детей выражаются в преобладании симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Любые раздражения вызывают учащение сердечных сокращений, усиления звучности тонов и повышение артериального давления.

Частота сердечных сокращений у недоношенных в периоде новорожденности 140–160 ударов в 1 мин, при плаче частота пульса может достигать 200 ударов в 1 мин. Половая щель у девочек зияет, большие губы не прикрывают малые, у мальчиков яички не опущены в мошонку.

  • Когда начинает слышать и видеть
  • Уход
  • Подгузники
  • Пеленание
  • Родители новорожденного могут быть обескуражены фразой, которую педиатр на первом осмотре после выписки из роддома может «бросить» мимоходом – «незрелость головного мозга». Бурная фантазия новоиспеченной мамы сразу начинает рисовать ужасные картины невероятных страданий малыша, мозг которого по каким-то причинам оказался недозревшим. Что это такое и нужно ли волноваться, мы расскажем в этой статье.

    Что это такое?

    Начать нужно с того, что соответствующего диагноза в медицинских учебниках, справочниках и энциклопедиях вы не найдете, как ни старайтесь. Такого диагноза не существует. Разберемся, о чем ведет речь участковый педиатр.

    Доктор имеет ввиду совершенно физиологические состояние, которое считается вполне нормальным для новорожденных: незрелость коры головного мозга свойственна 100% малышей, которые едва появились на свет. Проблемы на уровне ученых и медиков по большому счету не существует, она есть только в головах молодых мам, которым кто-то из докторов (педиатр или специалист УЗИ на обязательном скрининговом комплексном исследовании в 1 месяц) говорят о том, что у ребенка есть «признаки незрелости мозга».

    Маме, которая услышала подобное, лучше все это пропустить мимо ушей, не создавая психологических проблем себе и ребенку, ведь от нервной и издерганной мамы ребенок не набирается спокойствия и умиротворенности. Незрелая кора головного мозга - это всего лишь один из признаков общей незрелости новорожденного.

    У него незрелая система пищеварения и нервная система, незрелая мышечная ткань и органы чувств. Мозг наравне с другими органами новорожденного малыша нельзя назвать зрелым.


    Кора головного мозга уникальна сама по себе. Благодаря ей человек обладает такой отличительной от животных чертой, как сознание. Кора «отвечает» за эмоции, чувства, за умственные и интеллектуальные способности, за образное мышление, за коммуникативные способности, речь и лексикон, за способность анализировать, помнить, сопоставлять, распознавать. Именно эта часть мозга «славится» своими извилинами и бороздами, именно она полностью в ответе за индивидуальные качества, характер и темперамент человека. Кора делает его уникальной личностью.

    Кора формируется во время внутриутробного развития, но с рождением ребенка процессы формирования не заканчиваются. А потому заключение доктора о незрелости коры для новорожденного - не более, чем признание естественного факта, вполне нормального. Вот если такое заключение будет вынесено в отношении 25-30 летнего человека, повод для волнения у его близких будет веский. Но это уже совсем другая история, не имеющая к малышам никакого отношения.

    Примечательно, что ни в одной стране мира такого диагноза малышам не ставят принципиально, считая это верхом непрофессионализма. И только в российской педиатрии почему-то пугают новоиспеченных мам, которым и без того довольно сложно и тревожно живется на этом свете.


    Чаще всего врач говорит о нейрофизиологической незрелости мозга малыша, поскольку доктору очень нужно хоть что-то сказать, чтобы объяснить родителям, почему малыш плохо координирует движения ручек и ножек, почему он много кричит и мало спит, почему срыгивает и мучается коликами.

    Ответ на все вопросы универсален и прост - кора мозга не созрела в достаточной мере. Опасно ли это? Нет, если доктор имеет в виду именно функциональную незрелость.

    Если же врач под этим странным и загадочным термином подразумевает некоторые неврологические нарушения у конкретного младенца - вопрос другой. Поэтому услышав такой диагноз, не теряйтесь и обязательно уточните у доктора, что именно он имеет ввиду.


    Возможные нарушения - причины

    Если доктор говорит о морфологической незрелости мозга малыша в контексте некоторых нарушений, которые он обнаруживает на осмотре, то правильнее ставить конкретный неврологический диагноз, чего многие доктора стараются избегать: детская неврология очень сложна и не всегда очевидна даже для доктора, а брать на себя ответственность за ошибку никому не хочется.

    Чаще других вердикт о наличии незрелого мозга слышат родители недоношенных детей. Им еще раз рекомендуется перечитать статью с самого начала, сделав существенную поправку на то, что все органы и системы недоношенного ребенка еще более незрелые, чем органы доношенного младенца.

    Нередко такое заключение слышат молодые мамы, которые во время беременности прошли через различные патологии, проживали в местности с неблагоприятной экологической обстановкой (хотя сейчас каждую беременную роженицу можно смело относить к такой группе риска, за исключением мам, которые живут в отдаленных поселениях глубоко в тайге).


    Если невролог увидит в карточке ребенка такие записи, как «внутриутробная гипоксия», «резус-конфликт», «затяжные роды» (как вариант - «стремительные роды»), он всенепременно найдет у ребенка гипертонус, вялость, сонливость, крикливость или иные признаки того самого загадочного «заболевания» – незрелости головного мозга.

    Бесспорно, есть ситуации, в которых у детей действительно есть аномалии развития головного мозга, которые никак не связаны с его возрастными особенностями: врожденные пороки развития отделов и участков коры, недоразвитие или отсутствие долей, сглаживание извилин и борозд. Но такие состояния имеют вполне существующие в справочниках медицинские названия, которые доктор должен огласить после детального и внимательного изучения состояния ребенка (проводятся обследования, такие, как УЗИ, МРТ, КТ).

    Последствия и лечение

    Если с формулировками и причинами все более-менее понятно, то пора поговорить о том, что волнует мам больше всего - какими могут быть последствия. Ровным счетом никакими, если речь идет о самой распространенной физиологической незрелости. К 5 годам кора головного мозга малыша завершит формирование, а к окончанию пубертатного периода она станет официально считаться вполне зрелой. Никакого лечения не требуется: ребенок, окруженный заботой и любовью, вырастет и «дозреет» вполне естественным путем.

    Если доктор говорит о конкретной патологии мозга, после формулировки точного диагноза, на котором мама должна настоять, назначается курс лечения исходя из ситуации и конкретной аномалии.

    В большинстве случаев массаж, гимнастика способствуют снятию многих неврологических проявлений без вреда для ребенка в будущем. При врожденных пороках развития мозга прогнозы зависят от степени функциональных нарушений, но к незрелости это опять же не имеет отношения.


    Течение периода новорождённости во многом зависит от степени зрелости ребёнка, которая неразрывно связана со зрелостью плода. Зрелость плода - состояние, характеризирующееся готовностью органов и систем организма к обеспечению его внеутробного существования. Она в большей мере обусловлена характером течения беременности.

    При первичном осмотре новорожденного врач-неонатолог должен оценить его по трем параметрам:

    • гестационному возрасту (определяющий критерий доношенности / недоношенности );
    • показателям физического развития;
    • степени морфологической и функциональной зрелости.

    В настоящее время параметры физического развития и даже степень морфологической и функциональной зрелости не являются критериями диагностики недоношенности, т.к. они могут не соответствовать гестационному возрасту (сроку беременности). Так, недоношенные дети часто имеют массу тела при рождении более 2500г, а примерно 1/3 новорожденных, родившихся с массой менее 2500г, являются доношенными. Степень морфологической и функциональной зрелости новорожденного также не всегда соответствует сроку беременности. Различные отклонения в состоянии здоровья женщины, осложненное течение беременности, вредные привычки и др. могут привести к рождению ребенка, незрелого для своего гестационного возраста.

    Это означает, что определяющим критерием доношенности является гестационный возраст .

    Гестационный возраст определяют акушеры-геникологи при объективном обследовании беременной (срок последней менструации, по данным УЗИ, шевеление плода, высота стояния дна матки, параметрам альфа-фетопротеина (α-ФП).

    Согласно гестационному возрасту новорожденные могут быть (и могут иметь перечисленные антропометрические особенности):

    • доношенные – рождённые в сроке 37недель − 42 недели = 260 дней − 294 дня гестации (не зависимо от массы тела при рождении; обычно при доношенности масса тела = 2500г – 4000г, длина тела = 45см − 53см, окружность головы = 32 − 38см);
    • переношенные – рождённые в сроке гестации > 42недель = 295дней и более (не зависимо от массы тела при рождении);
    • недоношенные – рождённые в сроке от 22 до <37 недель гестации = со 154 дня до 259-го дня гестации включительно (масса тела = 2500г − 500 г, длина тела = 44см − 25 см).

    Крайняя недоношенность − срок беременности менее 22 полных недель (154 полных дня). Грань между выкидышем и недоношенным при 22 полных неделях (154 полных дня) гестации определяется по массе: 499 г − выкидыш, 500 г − недоношенный новорожденный.

    • Показатели физического развития новорожденного :
      • масса тела;
      • длина тела;
      • окружность головы;
      • окружность грудной клетки;
      • пропорциональность выше приведенных показателей.

    Основными показателями физического развития новорожденного являются масса и длина тела.

    Масса тела при рождении может быть (по возрастанию):

    • экстремально (крайне, чрезвычайно) низкой = 500 г − 999 г;
    • очень низкой = 1000 г − 1499 г;
    • низкой = 1500 г − 2499 г;
    • достаточной = 2500 г − 4000 г (в среднем = 3500 г − у м., 3350 г − у д.);
    • большой = 4000 г − 4500 г;
    • чрезвычайно большой = более 4500 г.

    Длина тела новорожденного в среднем варьирует от 45 до 53 см.

    Окружность головы новорожденного составляет от 32 до 38 см.

    Окружность грудной клетки новорожденного − 32−34 см.

    Для оценки показателей физического развития доношенных, недоношенных и переношенных младенцев, используют перцентильные таблицы (таблицы Г.М. Дементьевой) или средние статистические показатели. Согласно оценочным таблицам новорожденные могут быть разделены на 4 группы физического развития:

    • − новорожденные с нормальным для своего гестационного возраста физическим развитием − масса и длина тела у них от Р10 до Р90 и с колебанием в пределах ±2σ отклонений;
    • − новорожденные с низкой массой и длиной по отношению к гестационному возрасту (обусловлено нарушением внутриутробного роста плода, ЗВУР) − масса и длина тела у них ниже Р10 и с колебанием вне пределов 2σ, т. е. от −3σ до −2-го сигмального отклонения. К этой группе будут отнесены новорожденные:
      • маленькие для срока гестации − масса и длина меньше Р10 (ЗВУР по гипопластическому типу);
      • маловесные для срока гестации − масса ниже Р10 , длина больше Р10, т. е. в норме (ЗВУР по гипотрофическому типу);
      • малорослые для срока гестации − масса больше Р10, т. е. в норме, а длина ниже Р10;
    • − новорожденные с недостаточным питанием (врожденная гипотрофия): масса и длина больше Р10 и с колебанием их в пределах Ме−2σ, но имеются трофические расстройства в виде недоразвития или отсутствия подкожно-жировой клетчатки, снижения эластичности и тургора тканей, сухости и шелушения кожных покровов;
    • − с крупной массой , превышая долженствующую к гестационному возрасту более Р90 и с колебанием их в пределах Ме+2σ.

    Причем, крупновесные новорожденные могут быть с гармоничным или дисгармоничным развитием , которое определяют с помощью коэффициента гармоничности (КГ) , (индекса Кеттле, индекса массы тела − для взрослых):

    КГ=22,5−25,5 дети гармоничные − крупные ,

    КГ>25,5 − дисгармоничные с преобладанием массы над длиной тела − крупновесные ,

    КГ<22,5 − дисгармоничные с преобладанием длины тела по отношению к массе − крупнорослые .

    • Морфо-функциональная зрелость − готовность органов и систем ребенка к внеутробному существованию.

    В 1971 году Петруссом (Petruss ) , была предложена оценочная шкала степени зрелости , которая включает в себя 5 внешних морфологических признаков:

    • состояние кожи;
    • ушная раковина;
    • диаметр ареолы сосков;
    • наружные половые органы;
    • исчерченность стоп.

    Оценочная шкала степени зрелости Петрусса

    Признаки 0 1 2
    Кожа Красная, отёчная, тонкая Красная или отёчная Розовая
    Ушная раковина Бесформенная, мягкая Наличие завитка и отсутствие противозавитка Твёрдая, оформленная
    Грудная железа Розовая точка Ø ареолы соска <5 мм Ø ареолы соска >5 мм
    Наружные половые органы Яички в паховых каналах Яички на входе в мошонку Яички в мошонке
    Малые половые губы преобладают над большими, половая щель зияет, клитор гипертрофирован Равновеликие большие и малые половые губы Большие половые губы прикрывают малые
    Исчерченность стоп 1−2 черты в дистальном отделе Исчерчена ½ дистального отдела Стопа исчерчена почти полностью

    Каждый из указанных признаков оценивается от 0 до 2 баллов, полученная сумма баллов прибавляется к 30.

    Итоговый результат соответствует степени морфологической зрелости новорожденного. Если он совпадает с гестационным возрастом, следовательно ребенок зрелый к своему сроку гестации.

    Все недоношенные дети являются незрелыми, в то же время, они могут быть достаточно зрелыми в функциональном отношении, но неспособны к во внеутробной жизни.

    Если оценка по шкале Петрусса меньше срока гестации данного ребенка, значит он незрелый для своего гестационного возраста. Оценивать по данной таблице можно лишь новорожденных, достигших 30 недель внутриутробного развития .

    Для более детальной оценки степени зрелости , а также при рождении ребенка ранее 30 недель беременности используются таблицы Балларда (1991) и Дубовича (1970), которые учитывают не только внешние, но и функциональные признаки незрелости, а именно нейро-мышечную зрелость.

    Дубовичем (Dubovich ) была предложена система оценки степени зрелости и гестационного возраста (точность − ±2 недели), состоящая из 11 морфологических и 10 функциональных признаков, оценка каждого из которых проводится соответственно по 4х- и 5и-бальной системе.

    Зрелый доношенный ребенок

    Зрелость доношенного новорождённого ребёнка устанавливается по комплексу внешних признаков.

    Кожа малыша розового цвета, окрашена равномерно. «Пушок» (пушковые волосы, лануго) сохранён только на плечевом поясе и в верхних отделах спины. Волосы на голове имеют длину не менее 2-3 см. Хрящи ушных раковин и носа плотные. Место отхождения пуповины располагается приблизительно посередине тела или несколько ниже. Яички у мальчиков опущены в мошонку, у девочек малые половые губы прикрыты большими. Такой ребёнок громко кричит, у него отмечаются активные движения, выраженный мышечный тонус, определяются физиологические рефлексы.

    Физиологическая желтуха новорождённых - появляется на 2-3 день жизни и исчезает к 5-му дню; если не исчезает, то надо исключить гемолитическую болезнь новорождённых, наследственные болезни крови, пороки развития желчевыводящих путей, сепсис и др.

    Кости черепа у подавляющего большинства не сращены, открыт большой родничок (его размеры 1-2 см), швы могут быть сомкнуты, слегка расходиться или находить друг на друга. В зависимости от особенностей про­текания родов форма головы может быть: долихоцефалической (вытянутой спереди назад), брахицефалической (вытянутой вверх) или неправильной (асимметричной). Глазки в первые дни почти все время закрыты. Ребенок от­крывает их при перемене положения тела. На склерах могут быть послеродовые кровоизлияния, веки отечны. Зрачки должны быть симметричны, реагировать на свет с рождения. Глазные яблоки «плавающие», в первые дни жизни в норме может отмечаться горизонтальный нистагм (мелкоамплитудные непроизволь­ные подергивания глазных яблок). Грудная клетка бочкообразной формы, реб­ра расположены горизонтально, дыхание поверхностное, с частотой 40-50 ды­ханий в минуту, при крике, кормлении, беспокойстве ребенка легко возникает одышка из-за узких носовых ходов, возможного отека слизистой оболочки носа. Частота сердечных сокращений 130-150 ударов в минуту, тоны сердца громкие, чистые. Живот обычно активно участвует в акте дыхания, имеет ок­руглую форму. При перекорме и заболеваниях легко возникает вздутие живота. Печень выступает из-под края реберной дуги не более, чем на 2 см. У доношен­ных девочек большие половые губы прикрывают малые, у мальчиков яички должны быть опущены в мошонку.

    Переношенная беременность

    Признаки перезрелости

    • темно-зеленый окрас кожи
    • плотные кости черепа
    • узкие швы и роднички
    • сухая кожа
    • отсутствие сыровидной смазки
    • мацерация кожи стоп, ладоней
    • истончение ПЖК
    • плацента с явлениями кальценоза.

    Оценка перезлелости по Клифорду

    1 степень — новорожденный сухой, но нормального цвета кожи. Сыровидная смазка выражена плохо. Околоплодные воды светлые, но количество их уменьшено. Общее состояние новорожденного удовлетворительное.

    2 степень — сухость кожи выражена сильнее, имеются явления гипотрофии. Окол. воды пупочный канатик и кожа новорожденного окрашены меконием в зеленый цвет. Перинатальная смертность высокая.

    3 степень — Окол воды желтого цвета, кожа и ногкти желтого окраса. Это признаки более глубокой гипоксии, смертность меньше.

    К клиническим симптомам перенашивания

    обнаруживаемым после родов, относятся признаки перезрелости (переношенность) плода и макроскопические изменения плаценты.

    К признакам переношенности ребенка относятся:

    темно-зеленая окраска кожных покров, плодных оболочек, пуповины, мацерация кожи (у живого ребенка), особенно на руках и ногах («банные» стопы и ладони);

    уменьшение или отсутствие сыровидной смазки; уменьшение подкожной жировой клетчатки и образование складок; снижение тургора кожи («старческий» вид ребенка), крупные размеры ребенка (реже гипотрофия);

    длинные ногти пальцев рук; плохо выраженная конфигурация головки, плотные кости черепа, узкие швы и небольшие размеры родничков.

    Признаки недоношенности:

    • непропорциональное тело, большая голова
    • пупочное кольцо низко
    • кости черепа податливые, швы и роднички открыты
    • ушные раковины мягкие
    • много пушковых волос
    • ногти не достают кончиков пальцев
    • половая щель зияет
      большие половые губы не прикрывают мале
      яички не опущены в мошонку
    • солабость, сонливость, слабый крик, недоразвитие рефлексов, несов.терморегуляции

    Родители, заметив отклонения в поведении, умственном развитии и эмоциональном восприятии ребенка, без промедления обращаются за помощью к специалистам. Часто в замешательство приводит поставленный диагноз – незрелость коры головного мозга. Волнения прибавляет всем доступный интернет, на просторах которого они получают информацию о том, что диагноза как такового не существует. Попробуем разобраться, что имеют в виду специалисты, давая заключение «нейрофизиологическая незрелость мозга» новорожденным детям.

    Что такое незрелость коры головного мозга?

    Кора головного мозга – его верхняя оболочка (1,5-4,5 мм), представляющая собой слой серого вещества. Являясь основным признаком, отличающим человека от животных, она выполняет множество функций, от которых зависит его жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Наше поведение, чувства, эмоции, речь, мелкая моторика, характер, общение – то, что делает человека существом социальным, то есть личностью.

    У ребенка ЦНС находится на начальной стадии формирования (корковая система определяется к 7-8 годам, а дозревает к периоду полового созревания), поэтому говорить о незрелой коре головного мозга у детей, по мнению доктора Комаровского, непрофессионально. Такой диагноз отсутствует и в международной классификации болезней. Медицинские специалисты, психологи и дефектологи, диагностируя подобную патологию, подразумевают дисфункцию головного мозга.

    Согласно статистике, минимальные мозговые нарушения диагностируются у каждого пятого ребенка и обозначаются как неврологическое состояние, проявляющееся расстройством поведения и обучения (при отсутствии отставания в умственном развитии). Например, наблюдается бессонница, нарушение координации движений, патологии речи, гиперактивность, повышенная нервозность, невнимательность, рассеянность, нарушения поведения и т. п.

    Причины и признаки

    Если говорить о новорожденных детях, то к причинам нейрофункциональной незрелости часто относят сложное протекание или патологию беременности, преждевременные роды, тяжелое родоразрешение, а также воздействие токсических веществ на организм беременной женщины в течение длительного времени. К дисфункции коры головного мозга у ребенка приводят механическое травмирование черепа или инфекционные заболевания.

    Проявление дисфункции мозга у новорожденных напрямую связано с причинами, провоцирующими патологию. Основные ее признаки представлены в таблице:

    Причина – провокатор мозговой дисфункции Состояние Признаки мозговых нарушений
    Патология беременности, инфекционные заболевания беременной Гипоксия (рекомендуем прочитать: )
    • вялость;
    • ослабление/отсутствие рефлексов.
    Тяжелые или длительные роды
    • асфиксия (рекомендуем прочитать: );
    • синюшность кожных покровов;
    • частота дыхания ниже нормы;
    • сниженные рефлексы;
    • кислородное голодание.
    Недоношенность (рождение ранее 38 недель) Гестационная незрелость
    • отсутствие или слабая выраженность сосательного рефлекса;
    • гипотрофия в 1-ый год жизни (подробнее в статье: );
    • инфекционный токсикоз;
    • нарушение двигательной активности;
    • слабый мышечный тонус и рефлексы;
    • большой размер головы;
    • неспособность удерживать температуру тела.
    Анизокория (врожденная и приобретенная) Разница в диаметре зрачков более 1 мм
    • разная степень реагирования глаза на свет;
    • разный диаметр зрачка.
    Умственная отсталость Врожденное ограничение умственных способностей и задержка психического развития (подробнее в статье: ).
    • системное нарушение интеллекта;
    • отсутствие самоконтроля.

    К общим симптомам поражения мозга у новорожденных относятся следующие:

    • головная боль;
    • повышенная раздражительность;
    • гипервозбудимость;
    • нестабильность(скачки) внутричерепного давления;
    • нарушение сна;
    • низкая концентрация внимания.

    По мере взросления детей к указанным признакам добавляется расстройство речи. О недоразвитии мозга у ребенка 5 лет говорят существенные речевые дефекты, еще в раннем возрасте родителей должно насторожить отсутствие лепета у малыша.

    Специалисты утверждают, что указанные признаки непостоянны: могут прогрессировать, а при соблюдении режима дня и питания быть обратимыми. Задача родителей – своевременное обращение к врачу за грамотным лечением. Это гарантирует полное избавление от патологии.

    Как диагностируется?

    Состояние и работу мозга изучают с помощью разных методик, выбор которых зависит от причины, приведшей к мозговой дисфункции. Повреждение центральной нервной системы вследствие гипоксии диагностируется при рождении с помощью шкалы Апгар (норма - 9-10 баллов), учитывающей состояние дыхания, кожи, сердцебиение, мышечный тонус и рефлексы (рекомендуем прочитать: ). При гипоксии показатели значительно снижаются.

    Для диагностики различных повреждений ЦНС прибегают к ультразвуковому исследованию, компьютерной или магнитно-резонансной томографии, позволяющим увидеть точную картину нарушений работы мозга. Ультразвуковая допплерография оценивает состояние кровеносных сосудов, выявляет их врожденные аномалии, которые могут стать одной из причин гипоксии плода и новорожденного.

    Популярны методики, основанные на действии электрического тока – нейро / миография, электроэнцефалография. Они позволяют выявить степень задержки психического, физического, речевого и умственного развития.

    Для диагностики анизокории требуется консультация врача-офтальмолога и невролога, а также вышеуказанные исследования. Часто дополнительно назначаются анализы крови и мочи.

    Возможные последствия

    Однако в отдельных случаях данные патологии сопровождают пациента всю жизнь, могут спровоцировать такие последствия, как ухудшение состояния здоровья, и привести к тяжелым болезням: нейропатии, эпилепсии, ДЦП, гидроцефалии.

    Особенности лечения нейрофизиологической незрелости мозга

    Лечить мозговую дисфункцию у ребенка должны специалисты. Терапия включает психолого-педагогические и психотерапевтические коррекционные методики, медикаментозные средства и физиотерапевтические процедуры.

    Терапевтический курс назначается после комплексной оценки состояния здоровья и работоспособности пациента, обследования санитарно-гигиенических и социальных условий жизни. Результат лечения во многом зависит от участия семьи. Благоприятный психологический микроклимат в семье – залог полного выздоровления. Специалисты рекомендуют разговаривать с ребенком в мягкой, спокойной и сдержанной манере, ограничивать доступ к компьютеру (не более 60 мин.), редко использовать слово «нет», делать массаж.


    Таблетки Нитразепам 5 мг 20 штук

    Лекарственные средства назначаются для устранения какого-либо из симптомов. Применяют следующие препараты:

    • снотворные – Нитразепам;
    • седативные – Диазепам;
    • транквилизаторы – Тиоридазин;
    • антидепрессанты;
    • улучшающие аппетит – Фенибут, Пирацетам и др.;
    • витаминно-минеральные комплексы.

    Физиотерапевтические процедуры направлены на максимальное восстановление функций ЦНС. Для полного выздоровления недостаточно вышеуказанных процедур - важно соблюдать режим дня, питания. Главным лекарством для малыша станет любовь и внимание родителей.

    (8 оценили на 4,50 из 5 )

      Недоношенность — не приговор.Мой сын при рождении весил 2 кг в придачу со списком мало утешительных диагнозов.Следование рекомендациям врачей, любовь и забота близких сотворили чудеса.Уже в год мы догнали доношенных детей по всем параметрам.Так что это успешно лечится!

      Моя доченька родилась с помощью вакуума, потому что роды вызывали искусственно, а малыш еще не был готов выходить самостоятельно. Врачи замучили своими диагнозами, никаких симптомов незрелости не было и нет сейчас, по прошествии 3 лет. Видимо, у них так положено, что сложные роды=незрелость.

    Всю беременность я разжижала кровь, ребёнок родился с хронической гипоксией, наблюдается эмоциональное расстройство, но куда я только не обращалась, никто не выписывает ему никаких препаратов кроме глицина, а он не помогает. Ему скоро в школу, а я не знаю что делать. Хотя с памятью и речью, всегда было хорошо. Ещё у него вообще нет страха, а только любопытство, «а что же будет, если сделать так» и все мои рассказы о том, что будет он не воспринимает

    Добрый день. Вы можете мне объяснить, что значит это заключение? Умеренно выраженные нарушения электрогенераторы головного мозга в виде явлений дизритмии и нейрофизиологических признаков незрелости мозговых систем. Медленноволновая активность преобладает в правой височной области с ирритацией в височную область слева и в левую затылочную. Альфа ритм представлен в зоне Cz с ирритацией в затылочную область. Сенсо-моторный ритм выражен достаточно больше справа. Коэффициент тете/бета-6 (в пределах возрастной нормы) Мальчику 7 лет. Заранее спасибо.

    1. Нужна очная консультация невролога, в совокупности с осмотром ребенка, дополнительными обследованиями ставится окончательный диагноз. Если говорить о незрелости коры головного мозга, то это явление считается нормальным до возраста 10-11 лет.Добрый день, Екатерина. Моей дочери 8 лет. Обследована — долихосигма с двумя петлями и устойчивые запоры с рождения. В 5 лет ставят энкопрез. Я не уверена. Работали с психологом. В последние годы стало хуже. Позывы есть, а сходить не может. Если это случается в социуме, то она приседает и терпит. Но, постоянного каломазания нет. Как нам быть??

      1. Незрелость головного мозга связана с возрастом, это вполне нормальное явление. Электроэнцефалограмма — это лишь дополнительное обследование, которое в совокупности с осмотром ребенка и другими исследованиями дает право делать какие-либо выводы. Для более конкретной интерпретации заключения нужно видеть ребенка, знать всю ситуацию, симптомы, жалобы, обратитесь на очную консультацию к неврологу.

    2. Добрый день, доктор, у ребенка 4,3 года поставлен диагноз признаки функциональной незрелости нейронов, он не стабильно спит ночью, просыпается, требует в родительскую кровать и т. д., эмоционально развит и вспыльчив, стал таким года в три с половиной, это мне кажется, индивидуальность и патология?

      1. В коре головного мозга постоянно происходят какие-либо процессы, совершенствование, это нормальная картина. Нестабильный сон ночью, тоже в пределах возрастной нормы, таким образом ребенок может показывать, что ему не хватает родительского тепла и заботы. Время, когда малыш начинает спать спокойно в своей кроватке у всех разное, у кого-то в 1 год, а у кого и до 7-ми лет получаются ночные «перемещения». Поможет консультация и осмотр грамотного невролога.

      Здравствуйте, у ребенка стоит диагноз ЗПРР, врач — психиатр назначил нам пить Пантогам. Так как после обследования ЭЭГ поставила нам диагноз назрелая кора головного мозга. Какие препараты можно попить для стимуляции мозга кроме Пантогама. Ребенку 9 лет.

      1. В головном мозге всю жизнь происходят изменения, протекают процессы, это вполне нормальное состояние при незрелости коры головного мозга, дозревает же она примерно к окончанию полового созревания. Лечение назначается только после очного осмотра ребенка, можно порекомендовать обследоваться у хорошего детского невролога.

      Добрый день. Ребенку 3,5 года. В заключении ЭГ пишут, «лёгкое замедление основного ритма фоновой записи». Врач говорит, что медленно созревает кора. Патологии нет. Невролог поставил диагноз «задержка темпа речи». Сказал, что в лекарствах нет надобности. В 3,5 года дочь говорит на своем языке, слова есть. Предложений нет. Сложность с пониманием обращённой речи. Родилась 5 по шкале Апгар. Тяжёлые роды, гипоксия. В 1,5 месяца прошли курс лечения в неврологии. В 2018 году прошли три сеанса по методу Томатиса, мозжечковая стимуляция и коррекционные занятия. Прогресс есть, но очень медленный. Видно, что отстаёт по развитию и речи от сверстников. Физически здорова и активна. Подскажите, пожалуйста, что делать? Искать другого невролога, который назначит препараты? Или отстать от ребенка и ждать, пока мозг созреет сам? Спасибо.

      1. Если Вы хотите получить объективное мнение о состоянии ребенка лучше проконсультироваться у нескольких неврологов, услышать мнение других специалистов. Оценить развитие девочки и выявить нарушения работы центральной нервной системы можно только на очном осмотре.

    Последствия недоношенности и прогноз развития. Прогноз для жизни у недоношенных детей зависит от многих факторов. При надлежащем уходе и медицинском контроле в дальнейшем детки, родившиеся на сроке 28-30 недель, успешно выживают. При правильно организованном уходе недоношенные дети уже с первых дней жизни хорошо развиваются. Среди недоношенных детей зачастую встречаются физически и умственно отсталые в развитии малыши.

    Недоношенным является ребенок, родившийся живым или с явными признаками жизни между 28-й и 38-й неделями внутриутробного развития с массой тела менее 2500 г и длиной менее 45 см. Минимальная масса тела для жизнеспособных детей составляет 500-600 г. В зависимости от массы тела ребенка при рождении принято различать четыре степени недоношенности:

    1 степень - 2500-2001 г,

    2 степень - 2000-1501 г,

    3 степень- 1500-1001 г,

    4 степень- 1000 г и менее.

    Недоношенность (praematuritas) - понятие, относящееся исключительно к клинике детского возраста, поскольку в периоде внутриутробного развития наблюдаются значительны индивидуальные колебания. Известны случаи рождения недоношенных детей, масса тела которых превышает 2500 г, и, на оборот, масса тела у доношенных детей может быть ниж 2500 г.

    Недоношенный ребенок по сравнению с доношенным рож дается менее зрелым, поэтому его адаптивные возможности ни же, чем у доношенных новорожденных. В связи с этим смертность недоношенных детей до настоящего времени остается очень высокой - она в 20 раз превышает смертность доношенных детей.Признаки недоношенности принято разделять на морфоло-гические и функциональные.

    Морфологические (внешние) признаки недоношенности.

    К морфологическим признакам недоношенности следует в первую очередь отнести низкую массу тела и малую длину ребенка к моменту рожде-ния. Вместе с этим обращает на себя внимание непропорцио-нальность телосложения: короткая шея, короткие нижние ко-нечности, большая голова, низкое расположение ушных рако-вин. Ушные раковины мягкие и плотно прижаты к голове. Кости черепа податливы. Малый родничок и швы открыты. На коже спины, в области плеч, на лбу, щеках, бедрах имеет-ся густой пушок (lanugo). Кожа тонкая. Наблюдается недо-статочное развитие дериватов кожи: ногти часто не достига-ют кончиков пальцев, низкое расположение пупочного кольца.

    Выражена физиологическая эритема. Подкожный жировой слой развит слабо (индекс упитанности Чулицкой равен -5... + 2,5). Половая щель у девочек зияет, у мальчиков наблюда-ется крипторхизм. Однако ни один из указанных морфологиче-ских признаков в отдельности не может считаться абсолютным симптомом недоношенности. Эти признаки следует учитывать только в совокупности.

    Функциональные признаки недоношенности.

    Функциональный уровень орга-нов и систем недоношенных детей обусловлен их значительной морфологической незрелостью вследствие выпадения опреде-ленного периода внутриутробного развития и характеризуется особенностями созревания организма в неадекватных для него условиях новой окружающей среды (вне материнского орга-низма).

    У недоношенных детей в первые месяцы жизни отмечается быстрая истощаемость процессов возбуждения, недостаточное взаимодействие между системами организма, замедленность процессов метаболизма и адаптации. В то же время опреде-ленные органы и системы у преждевременно родившихся де-тей способны функционировать с первых дней после рожде-ния. У них, например, хорошо развиты органы чувств, сфор-мированы почти все рефлексы врожденного автоматизма: со-сательный, глотательный, поисковый, плавания, опоры, ходьбы, рефлексы Моро, Таланта, Бауэра. Сосательный и глотательный рефлексы отсутствуют только у глубоко недоношенных детей.

    Ранний постнатальный период у недоношенных детей ха-рактеризуется незрелостью центральной нервной системы, осо-бенно коры больших полушарий. В этот период у них имеют место несовершенные генерализованные реакции, регуля-ция которых осуществляется, по-видимому, на уровне подкор-ковых структур. К проявлениям незрелости центральной нерв-ной системы относятся: снижение спонтанной двигательной активности, мышечная гипотония, мелкий и непостоянный тре-мор конечностей, подбородка, и др.

    У недоношенных детей в первые дни после рождения наб-людается расстройство терморегуляции в виде уменьшения теплопродукции и усиления теплоотдачи. У них же возникают некоторые особенности дыхания. В частности, внешние раздра-жители вызывают различную биоэлектрическую активность мозга, это сопровождается задержкой или замедлением дыха-ния. Частота дыхательных движений колеблется от 36 до N2 п I мин. Она коррелирует со степенью недоношенности: дыхание значительно учащено у детей с малой массой тела.

    Функциональные особенности сердечно-сосудистой системы у недоношенных детей выражаются в преобладании симпати-ческого отдела; любые раздражители вызывают учащение сердцебиений, усиление звучности тонов, повышение артери-ального давления. Частота пульса мало зависит от степени не-доношенности и в первые 3 мес равна 120-150 уд. в 1 мин. Артериальное давление коррелирует со степенью недоношенно- еги. 11а первом месяце жизни оно составляет в среднем 65/24 мм рт. ст. На ЭКГ у недоношенных детей выявляется низкий вольтаж зубцов и отклонение электрической оси впра- но. Все зубцы хорошо выражены. Интервал Р -Q = 0,10 с, комплекс QPS = 0,04-0,06 с, интервал Q - 7 = 0,23-0,35 с.

    Пищеварительная система у недоношенных детей также име-ет ряд особенностей. Активность ферментов желудочно-кишеч-ного тракта значительно снижена, pH желудочного сока на вы-соте пищеварения составляет 4,4. Резорбция белков у таких детей с первых дней жизни выражена хорошо, но жиры усва-иваются плохо. Проницаемость кишечной стенки значительно повышена. Обращает на себя внимание функциональная незре-лость печени. У недоношенных детей опаздывает созревание гепатоцитов и глюкоронилтрансферазной системы, которая осуществляет конъюгацию свободного билирубина. Последний может накапливаться в богатых липидами нервных клетках мозга, нарушая процессы фосфорилирования. Это вызывает задержку созревания АТФ, что ведет к гипоксии мозга и раз-витию его поражения.

    Билирубиновая интоксикация, приводящая к поражению мозга, может наступить при относительно небольшом содержа-нии билирубина в сыворотке крови (при 171-205 мкмоль/л). Возникновению билирубиновой энцефалопатии у недоношен-ных детей способствуют гипоксия (приводит к увеличению проницаемости клеточных мембран для билирубина), гипоаль- буминемия (в результате чего уменьшается связь билирубина с белком), дегидратация (повышает концентрацию билирубина) и гипогликемия (глюкоза необходима для конъюгации свобод-ного билирубина).

    Функциональная незрелость печени у недоношенных детей способствует снижению уровня протромбина, что вместе с недостаточным синтезом витамина К в кишечнике вызывает развитие гипопротромбинемии более тяжелой степени, чем у доношенных детей, и на этом фоне легко возникает геморра-гический синдром. Нельзя забывать, что у недоношенных де-тей в силу функциональной незрелости печени страдает не только синтез протромбина. У них отмечается снижение бе- локсинтезирующей функции печени в целом. Это создает ус-ловия для развития гипопротеинемии и гипоальбуминемии и способствует развитию отечного синдрома. Возникновение по-следнего облегчается низкой способностью почек к осмотиче-скому концентрированию, низкой величиной фильтрации в клубочках, ограниченной способностью к выведению избытка воды, почти полной реабсорбцией натрия.

    Показатели естественной резистентности организма (титр комплемента, лизоцим, фагоцитарная активность лейкоцитов) и способность к синтезу иммуноглобулинов у недоношенных детей снижены. Имеется корреляционная зависимость между содержанием Т-лимфоцитов и степенью недоношенности: их меньше у менее зрелых детей. Функциональная активность Т-лимфоцитов по сравнению с таковой у доношенных детей снижена. Концентрация IgG в крови при рождении ниже, чем у доношенных. В дальнейшем на протяжении первых трех ме-сяцев жизни сохраняется более низкий уровень IgG по срав-нению с доношенными. Концентрации IgM и IgA в пуповин-ной крови недоношенных детей отсутствуют или содержание их очень низкое.

    Физическое и нервно-психическое развитие недоношенных детей.

    У всех недоно-шенных детей отмечается низкая прибавка массы тела в 1-й месяц жизни за счет большей, чем у доношенных детей, поте-ри первоначальной массы тела. У недоношенных детей перво-начальная потеря массы составляет 9-14% по отношению к массе тела при рождении. В дальнейшем на первом году жиз-ни интенсивность прибавки массы тела у недоношенных детей больше, чем у доношенных (см. табл. 1). Ежемесячная прибавка роста у таких детей в среднем составляет 2,5-3 см. Окруж-ность головы в первые 2 мес жизни в среднем больше окруж-ности груди на 3-4 см.

    К концу первого года в зависимости от степени недоношен-ности окружность головы равна 43-46 см, груди - 41-46 см. К 3 годам жизни масса тела и рост недоношенных детей при-ближаются к соответствующим показателям доношенных детей.

    Таблица 1. Средняя месячная прибавка массы тела у недоношенных детей в зависимости от массы тела при рождении (В. Е. Ладыгина, 1981)

    Возраст, мес

    Масса тела при рождении, г

    Средняя месячная прибавка массы, г

    Темпы нервно-психического развития у здоровых недоно-шенных детей на протяжении первых 1,5 лет жизни снижены. Становление основных нервно-психических реакций как бы сдвинуто во времени на более поздний этап. Степень этого сдвига зависит от степени недоношенности. У недоношенных детей на 0,5-2 мес позже, чем у доношенных, появляются зри-тельное и слуховое сосредоточение, целенаправленные движе-ния рук, способность сидеть, стоять, ходить, говорить.

    Организация медицинской помощи недоношенным детям.

    Незрелость организма недоношенного ребенка и быст-рая истощаемость его основных физиологических процессов требуют в течение первых 1,5-2 мес жизни организации ща-дящего режима, который предусматривает резкое ограничение колебания температуры и влажности окружающей среды, воз-действия тактильных, звуковых, световых и прочих раздражи-телей.

    Особенности ухода за недоношенными детьми.

    При уходе за недоношенными детьми должны соблюдаться все правила асептики и антисептики. Пер-вичную обработку недоношенных детей после рождения про-водят на специальном пеленальном столике с подогревом. Де-тей с массой тела при рождении 1500 г и ниже и с резко вы-раженными нарушениями терморегуляции помещают в закры-тый кувез с температурой 34-32° С, которая регу-лируется в зависимости от температуры тела ребенка (при измерении ее в прямой кишке она должна быть 36,6-37,1°С). В кувез должен подаваться кислород из расчета 2 л в 1 мин. Влажность в кувезе устанавливают до 80%. к концу 1-й недели жизни ее снижают до 60-50%.

    На 7-8-е сутки недоношенных детей перевозят из родильно-го дома в отделение для недоношенных детей при детской больнице в специально оборудованном автомобиле. Здесь детей выхаживают до тех пор, пока масса тела их не достигает 2500 г. Во избежание перекрестной инфекции больные недоно-шенные дети должны находиться в боксированных отделениях.

    Вскармливание недоношенных детей.

    Идеальной пищей для недоношенных детей является женское молоко. Для определения количества молока, необходимого недоношенному ребенку, пользуются методом калорийного расчета. В первые 3 дня калорийность пищи для недоношенных детей составляет 40-60 ккал/кг в сутки, что в пересчете на молозиво составляет 35 мл; к 7-8-му дню жизни калорийность пищи повышается до 70-80 ккал/кг, к 10-14-му дню - до 100-120 ккал/кг в сутки. К концу 1-го месяца жиз-ни недоношенные дети должны получать на 1 кг массы тела в сутки 135-140 ккал.

    С двухмесячного возраста калорийность пищи для детей с массой тела при рождении 1500 г и более уменьшается до 130-135 ккал/кг, для детей с массой тела при рождении ме-нее 1500 г калорийность пищи сохраняется прежней, т. е. 140 ккал/кг в сутки, до возраста 3 мес. К возрасту 4-5 мес недоношенные дети получают 130 ккал/кг в сутки. При сме-шанном и искусственном вскармливании калорийность пищи повышается на 10-15 ккал/кг.

    Общее количество жидкости, которое получает недоношен-ный ребенок, составляет 200 мл/кг в сутки. Нельзя забывать, что при отсутствии сосательного и глотательного рефлексов пищу и жидкость ребенку дают через зонд, введенный в же-лудок.

    Недоношенный ребенок должен получать на 1 кг массы те-ла белка при естественном вскармливании:

    до 2 нед жизни - 2-2,5 г, до 1 мес жизни - 2,5-3 г, старше 1 мес - 3-3,5 г;

    при искусственном вскармливании адаптированными молоч-ными смесями:

    до 2 нед жизни - 2,5-3 г, до 1 мес жизни - 3-3,5 г, старше 1 мес -3,5-4 г;

    при использовании неадаптированных молочных смесей не-доношенные дети получают 4 г/кг белка в сутки.

    Потребность в жире у недоношенных детей составляет 5-6 г/кг в сутки и не зависит от вида вскармливания. Коли-чество углеводов в рационе недоношенного ребенка со-ставляет 13-15 г/кг в сутки при любом виде вскармливания.- Введение в рацион кормления фруктовых и овощных соков и гомогенизированных овощных и фруктовых пюре, а также прикорма осуществляется с 4,5-5 мес по общим правилам введения прикорма. Отлучение ребенка от груди проводят по общепризнанным правилам на 11-12-м месяце жизни.

    Режим недоношенных детей.

    Как известно, основой правиль-ного выхаживания и воспитания является четкий, физиологиче-ски обоснованный режим, который зависит от возраста и со-стояния здоровья ребенка. Все недоношенные дети составляют группу повышенного риска по заболеваемости. В группу высо-кого риска входят дети с массой тела при рождении менее 1500 г, а также дети, перенесшие в период новорожденное™ сепсис, пневмонию, внутричерепную родовую травму. Особого внимания заслуживают дети, рано переведенные на искусствен-ное вскармливание. Дети с выявленной патологией должны на-ходиться на учете у специалистов соответствующего профиля.

    Прогулки недоношенным детям разрешаются не ранее трех-месячного возраста. Они назначаются индивидуально в зависи-мости от степени недоношенности и состояния здоровья ребен-ка. Зимой прогулки проводятся с грелкой под одеялом при тем-пературе воздуха не ниже -7...-10°С.







    

    2024 © rukaraoke.ru.