Очаровательная вышивка гладью: виды швов и основные моменты. Вышивка гладью: пошаговое руководство


Один из старинных трудоемких видов рукоделия - это вышивка гладью! Для начинающих мастериц созданы специальные разнообразные наборы для работы в этой технике, написаны целые энциклопедии по ее особенностям. И все равно появляются профессионалы, которые разрабатывают новые стежки и целые технологии вышивки.

Краткая характеристика глади

Начнем знакомство с данным видом рукоделия с самых азов. Вышивать гладью можно все, что попадет под руку: одежду, постельное белье, скатерти, платки, картины, сумки, закладки, магниты. По сравнению с крестом узоры выглядят более нежно и изящно.

Многие считают, что вышивка художественной гладью является самым простым рукоделием. Что сложного? Начертил рисунок на ткани, сделал и обметал по контуру… Но не все так просто.

Как и другие направления рукоделия, имеет несколько разновидностей: двусторонняя, односторонняя, русская, полтавская, владимирская, художественная, атласная, белая. Каждый из направлений имеет свои особенности.

Начинающим мастерицам не нужно запоминать все стежки. Достаточно выучить пару швов, которые пригодятся для вышивки пейзажей, цветочных орнаментов. Но лучше всего начать работу с небольшого узора, так как суть вышивки гладью - это ровные стежки, которые плотно прилегают друг к другу.

Виды вышивки гладью

Есть несколько наиболее популярных направлений данного рукоделия.

  • Атласная гладь. Для нее берутся тонкие ниточки и вышиваются мелкими плотно прилегающими стежками, которые начинаются с середины предыдущего ряда. В результате лицо работы напоминает гладкий цельный узор, а изнанка «испещрена» короткими дорожками.
  • Художественная вышивка гладью. Для начинающих это не простая техника. В этой технологии рисунок вышивается плоской косой гладью без настила. Ее особенность состоит в использовании разных цветов. Именно здесь важен навык мастерицы смешивать тона ниток, чтобы создать плавный переход от одного оттенка к другому.
  • Русская гладь. В данной технике прокладываются стежки в двух направлениях прямыми вертикальными или горизонтальными стежками длиной 5-7 мм. При этом для них характерно расстояние в две нити между «соседями». Когда вышивка идет в обратном направлении, то эти просветы аккуратно зашиваются.
  • Белая вышивка. Данный узор выполняется только белыми нитками в несколько этапов: сначала прокладывается контур вперед иголкой, делается настил, после вышиваются стежки, плотно прилегающие друг к другу.

Вышивка гладью: уроки для начинающих

Для работы нужно подготовить материал, иглы, кальку, карандаш, нитки. Ткань можно взять любую в зависимости от ваших целей. Для вышивки постельного белья выбирайте традиционные бязь, сатин, поплин, шелк. Одежду можно вышивать на любой ткани, от джинсовой до шерстяной. Для картин выбирайте материал с плотным переплетением.

Кроме ткани, особое внимание уделите иглам. Нежный материал вышивайте тонкими иголочками, так как толстые будут деформировать поверхность, оставлять дырочки и туго проходить через вышивку. Толстые иглы закупите под плотную ткань для вышивки верхней одежды, сумок, головных уборов. Ваши «инструменты» должны быть гладкими и с острым концом.

Для вышивки подготовьте пяльцы с таким креплением, чтобы плотно зафиксировать ткань. Не вышивайте светлый материал на металлических креплениях, так как они оставляют серые следы. Наиболее оптимальный вариант - это деревянные рамы для картин и пяльцы для мелких вышивок.

Продолжаем тему материалов

Для глади подходят любые нитки, от тонких шелковых и до толстых шерстяных. Чем тоньше нить, тем нежнее должна быть ткань. Хотя на некоторых дизайнерских моделях это правило нарушается. В любом случае попробуйте отшить небольшой элемент на ткани нитками, различающимися по марке и сложению.

Китайские мастерицы предпочитают шелковые нитки, российские рукодельницы выбирают обычное мулине. Для объемных картин берут шерсть и хлопок. Купите острые ножницы, чтобы при отрезе не оставалось "хвостиков". В любом магазине товаров для рукоделия вам помогут в подборе кальки и маркера, который исчезает на ткани.

Узоры для вышивки гладью можно найти в журналах, купить в магазине или срисовать с любой открытки. По отдельности материал закупать дешевле, но некоторые мастерицы предпочитают сразу купить готовый набор, где подобраны нитки по цвету, дана инструкция по стежкам и основа. С основным материалом закончили. Также можете обратить внимание на органайзер для ниток, распарыватель, шило и наперсток.

Вышивка гладью для начинающих: подготовительный этап

Как только определились с тематикой, закупили весь материал, переходите к подготовительному этапу. Обрабатываете края ткани следующим образом:

  • в случае вышивки картин края можно смазать клеем;
  • платочки, салфетки и другие небольшие работы можно обозначить за счет продергивания нескольких нитей;
  • если есть швейная машинка, то оверлоком обточите все края ткани.

Теперь заготовку простирните, высушите и прогладьте утюгом. Переведите рисунок на кальку и наложите ее на ткань, заколов иголочками. Обычным швом вперед иглой контрастной нитью пройдите по всем линиям рисунка. Кальку удалите.

Материал наложите на пяльцы или раму и приступайте к вышивке гладью. Не забывайте, что закрепление нити в начале и конце работы почти такое же, как и при вышивке крестом. То есть ниточку можно закрепить при помощи петельки, если позволяет сложение. В одно сложение мулине закрепляется на изнанке при помощи маленького крестика, между которым прячется хвостик нити. В конце работы мулине прячется на изнанке под вышитый узор или прокладывается 3-4 стежками на лицевой стороне, чтобы потом закрыть следующим слоем ниток.

Виды швов

Технология вышивки гладью подразумевает использование нескольких швов.

«Двойные» узоры

Следующая техника характеризуется сочетанием двух швов. Это нужно, чтобы получилась объемная вышивка гладью. Цветы, листья и другие узоры выполняются по этой технологии.

«Одинарные» узоры

Это самые распространенные узоры. Сначала вышивка гладью для начинающих может показаться сложной, но на практике все станет понятно.

Основные правила вышивки

  1. Намечаете контур всех линий.
  2. Сложные элементы делите на несколько частей (линиями). Например, плоский узкий лист вышивается в три этапа: левая, затем правая сторона и срединная линия.
  3. Цветы вышиваются от краев к центру.
  4. Листья вышиваются по направлению прожилок от края к центру.
  5. Для объема узора используются несколько приемов: двусторонняя гладь, когда прошивается и изнанка, и лицевая сторона, настил, сочетание горизонтальных и вертикальных плотно прилегающих стежков (при этом верхний шов заходит за контур).
  6. Смешение цветов лучше использовать неровными стежками, когда начало нового ряда начинается с середины предыдущего. Это самое сложное и интересное, чем характеризуется вышивка гладью.
  7. Для начинающих картины небольшого размера будет вышить легче, да и опыт наработается быстрее. Не нужно покупать сложные дорогие работы, достаточно вышивки 10х15 см с небольшим сюжетом (цена около 200 рублей).

На первый взгляд вышивка гладью кажется сложной техникой, но попробуйте с небольших мотивов. Вы и не заметите, как научитесь «рисовать» иглой!

У каждого человека есть свое хобби. То занятие, которое способно расслабить, отвлечь от повседневных дел, от различных мыслей и просто дать себе отдохнуть. Сегодня хотела бы привлечь ваше внимание на красивый вид рукоделия, как вышивка гладью для начинающей рукодельницы. Вышивка гладью - это творчество и одно из замечательных занятий, когда ощущаешь радость и видишь результат творения своих рук, когда после завершения очередного проекта «выпорхнет» бабочка, сидевшая на цветке, а может быть красивая птичка (как на первом фото). И, наконец, испытать гордость за себя и свои творения!

Вышивка техникой гладь во все времена помогала внести нотку изысканности в дом - неординарный домашний текстиль, оригинальные предметы интерьера, игрушки для маленьких детей, одежда, белье и многие другие вещи которые украсят любое помещение. Вышивки гладью при отделки одежды будут неповторимой индивидуальной изюминкой в гардеробе любой женщины.

Существует множество видов вышивки гладью, но мы рассмотрим самые необходимые виды швов для начинающей рукодельницы, чтобы попробовать свои силы в этой, бесспорно, интересной технике вышивке гладью.

Для того, чтобы приступить к этому увлекательному процессу создания очередного шедевра, вам понадобятся следующие предметы: пяльцы, канва, нарисованный рисунок будущего проекта на канве, мулине, ножницы и так далее.

Вышивание гладью это самая ранняя техника. Ее применяли еще в древние времена на востоке. Поэтому другое название этой техники - дамасская вышивка - серия плоских стежков, которыми полностью заполняется свободный контур узора, который наносится на канву, ткань и закрепляется на пяльцах для дальнейшей вышивки гладью.

Эскизы рисунков для цветной художественной глади, как правило, черно-белые. Это делается для того, чтобы вышивальщица могла подобрать цветовую палитру по собственному вкусу. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов.

Рассмотрим основные техники вышивания гладью.

Виды швов:

1. Стебельчатый шов - состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок. В растительных узорах им чаще всего вышивают стебли или отдельные линии, а также обшивают контуры узоров. Шов удобно выполнять снизу вверх или слева направо. Игла с рабочей нитью направлена назад, как при выполнении шва «назад иголку», но выходит на лицевую сторону ткани примерно посередине последнего стежка, при этом нить лежит всегда с одной стороны от уже вышитых стежков или слева, или справа от. Изнаночная сторона стебельчатого шва совпадает со швом «назад иголку».


2. Петельный шов - выполняется в направлении слева направо движением иглы сверху. Нить выводят на лицевую сторону в нижней точке шва, затем делают стежок иглой в направлении сверху вниз, нить при этом остается под иглой и затягивают рабочую нить до образования петли. Стежки шва могут быть расположены очень плотно или на некотором расстоянии друг от друга. При обшивке края, для достижения его большей рельефности и прочности, под него предварительно прокладывают настил. Стежки шва могут быть различной длины. Петельным швом можно вышивать отдельные мелкие элементы, например, листики или цветочки.

3. Шов «узкий гладьевой валик» выполняется в 2 приема: первый этап - швом «вперед иголку» справа налево намечается линия гладьевого валика (прямая или криволинейная), второй этап - в направлении слева направо укладываются мелкие и частые вертикальные либо наклонные стежки одинаковой длины. Такой шов используется для вышивки тонких линий рисунка, а также для отделки краев изделия-контура, а также для придания объема.

4. Шов «цепочка» - тамбурный шов. Это глухой односторонний шов, он состоит из ряда петель, выходящих одна из другой, и по лицевой стороне напоминает цепочку, связанную крючком. Вышивают его сверху вниз, справа налево и по контуру рисунка. Последовательность выполнения шва: нить выводят на лицевую сторону в первой точке и отводят ее вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Затем из второй точки в третью точку движением иглы сверху вниз делают стежок и затягивают нить, образуя первую петлю. Последующие петли выполняются аналогично, таким образом образуется шов «цепочка». Им можно вышивать как прямые контуры, так и криволинейные.

5. Гладь вприкреп - используется для заполнения больших площадей узора. Состоит из длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных-прикрепляющих длинные стежки к ткани. Длинный стежок лучше делать только по лицевой стороне. Также можно сначала заполнить всю площадь узора длинными стежками, а затем поверх них проложить короткие поперечные или косые прикрепляющие стежки.

6. Гладь с настилом - выполняется по предварительно проложенному настилу, выполненному более толстыми нитками благодаря чему вышивка получается более выпуклой, рельефной. Последовательность выполнения выпуклой глади такова: контуры рисунка обшивают швом «вперед иголку», затем прокладывают настил в один или два (для большей выпуклости) слоя, а затем выполняют вышивку в направлении, противоположном настилу. Узоры с волнистой линией контуров вышивают косой гладью. При этом обязательно нужно следить за тем, чтобы стежки глади укладывались точно по контуру и плотно прилегали друг к другу. В рельефной глади часто применяются в качестве элементов так называемые шарики пышечки. Нить выводят на лицевую сторону, левой рукой делают 2-3 витка нити, а на иголку и выводят иголку на изнаночную сторону рядом с первым проколом. При этом нить на иголке нужно придерживать пальцем левой руки до тех пор, пока на ткани не образуется затянутый узелок.

7. Плоская гладь - является двусторонней используется в растительных орнаментах для вышивания широких и узких узоров. Игла с изнаночной стороны проходит по всей ширине узора, стежки плотно укладываются друг к другу рис. Направление стежков может быть прямым и косым. Выполняется без настила. В крупных деталях стежки глади располагаются по форме узора: в листьях - от края к середине, по направлению прожилок, в лепестках цветов - от края к центру.


8. Теневая гладь - э та гладь выполняется по свободному контуру нитками разных цветов. При этом нет четкой границы между цветами, а переход от одного тона ниток к другому достигается при помощи стежков разной длины, входящих один в другой. Этим приемом достигается так называемый теневой эффект. Последовательность выполнения теневой глади. Переводят узор на ткань и наносят условное деление по тонам ниток. Для этого карандашом проводят изогнутые линии, которые служат границей перехода одного цвета в другой. Причем вкалывать иголку нужно не точно по этим линиям, а выше и ниже. Наносить стежки нужно плотно один к другому, а располагать их в направлении, которое зависит от рисунка. Так, если это лепесток цветка - то в направлении центра цветка, если листик, то в направлении центральной жилки и так далее. Поэтому для упрощения работы, можно карандашом нанести на ткань штриховые линии, которые указывают направление стежков.

Последовательность выполнения лепестка цветка

Лепесток делят на 3-4 части и начинают вышивку от середины верхней части. Закончив правую половинку, иголку с ниткой проводят по лепестку с лицевой стороны к левому краю лепестка и выполняют вышивку левой половинки. Когда закончена вышивка верхней части лепестка, обрезают нить и точно так же от середины начинают вышивать вторую часть лепестка нитью другого цвета. Чтобы второй тон нитей входил в первый постепенно, его выполняют, то удлиняя, то укорачивая стежки (стежки второй части укладывают между стежками первой части). Выполнив правую половинку, иглу переводят в начало левой половинки и аналогичным образом выполняют ее. Точно так же выполняют остальные части. Переход цветов в лепестке - от более светлого (самый верхний) к более темному (самый нижний).

Последовательность выполнения листика, имеющего жилку посередине

Вышивают листик косой гладью, укладывая стежки по направлению к жилке. Выполняют сначала правую, затем левую половинку листика. Предварительно каждую половинку листика нужно разделить на 2-4 части (по количеству цветов).Начинают вышивку с крайней (самой светлой) части в направлении сверху вниз. Стежки по краям более короткие, к центру листика более длинные. Вторую и третью части вышивают также сверху вниз, только цвет ниток берется темнее. Вторую (левую) половинку листика вышивают аналогично, только в направлении снизу вверх и от центральной (более темной) части к наружной (более светлой).

Зная эти азы техники вышивки гладью можно смело начать проект для начала небольшого узора вышивки гладью.


Также существуют и другие приемы вышивания гладью: шов назад иголку, витой узел, французский узел, владимирский шовкромочный шов, прорезная гладь, атласная гладь и так далее.

Белая гладь с настилом. Белая гладь получила свое название потому, что выполняется чаще всего белыми нитками на тонких тканях (маркизете, крепдешине, батисте) тонкими нитками - мулине, шелк. Чтобы научиться вышивке белой гладью, надо познакомиться с некоторыми самыми необходимыми приемами этой вышивки. Контур узора вышивается швом «вперед иглу» и затем вышивается гладьевыми стежками, плотно прилегающими друг к друг. Узор может быть вышит с настилом. Контур также прошивается швом «вперед иглу», затем внутренняя часть заполняется настилом хлопчатобумажными катушечными нитками. Сверху узор вышивается плотными гладьевыми стежками за контур в направлении, противоположном стежкам настила.

Художественная цветная гладь. Вышивается цветными нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются не прямые, как в белой глади, а косые. Эта гладь шьется без настила, плоской гладью.

Атласная гладь. Для этой глади нужно брать мулине или шелк в одну нитку, чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок. Особенностью этой глади является расположение стежков, которые ложатся плотно один к другому, не прикасаясь концами, а заходя один за другой. Каждый стежок вкалывают в середину соседнего стежка, несколько отступая назад под нитку предыдущего стежка. Стежки должны быть короткими, особенно по закруглениям. На лицевой стороне атласной глади - гладкий блестящий узор, а на изнанке - мелкие стежки.

Русская гладь. Стежки величиной от 5 до 7 мм идут по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропусками в 2-3 нити между ними. При обратном ходе стежки, прилегая плотно к ранее выполненным, прикрывают пропущенные 2-3 нити рабочей ниткой.

Плоская гладь

Плоская гладь является двусторонней, широко используется в растительных орнаментах для вышивания и широких, и узких узоров.

Игла с изнаночной стороны проходит по всей ширине узора, стежки плотно укладываются друг к другу (рис. а). Гладь может быть прямой (рис. а) или косой (рис. б).

В крупных деталях стежки глади располагаются по форме узора: в листьях - от края к середине, по направлению прожилок, в лепестках цветов - от края к центру (см. рис. ниже).

Гладь в прикреп

Используется для заполнения больших площадей узора. Состоит из длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных стежков, прикрепляющих длинные стежки к ткани.

Длинный стежок из экономии нитей лучше делать только по лицевой стороне (рис. а), а короткий прикрепляющий стежок - в направлении слева направо так, чтобы он обвивал длинный стежок и захватывал под ним несколько нитей ткани (рис. б).

Можно поступать в другой последовательности: сначала заполнить всю площадь узора длинными стежками глади, а затем поверх них проложить короткие поперечные или косые прикрепляющие стежки.

Гладь с настилом

Выполняется по предварительно проложенному настилу, чтобы вышивка получилась более выпуклой, рельефной. Настил обычно прокладывается нитками более толстыми, чем рабочие (см. рис. слева, а).

Последовательность выполнения выпуклой глади такова: контуры рисунка обшивают швом «вперед иголку», затем прокладывают настил (рис. а) в один или два (для большей выпуклости) слоя, а затем выполняют вышивку в направлении, противоположном настилу (рис. б). Узоры с волнистой линией контуров вышивают косой гладью (рис. в). При этом обязательно нужно следить за тем, чтобы стежки глади укладывались точно по контуру и плотно прилегали друг к другу.

В рельефной глади часто применяются в качестве элементов так называемые шарики (пышечки), т.е. выпуклые кружочки. Последовательность их выполнения показана на рис. ниже.

Теневая гладь

Эта гладь выполняется по свободному контуру нитками разных цветов. При этом нет четкой границы между цветами, а переход от одного тона ниток к другому достигается при помощи стежков разной длины, входящих один в другой. Этим приемом достигается так называемый теневой эффект.

Последовательность выполнения теневой глади.

Переводят узор на ткань и наносят условное деление по тонам ниток. Для этого карандашом проводим изогнутые линии, которые служат границей перехода одного цвета в другой. Причем вкалывать иголку нужно не точно по этим линиям, а выше и ниже.

Наносить стежки нужно плотно один к другому, а располагать их в направлении, которое зависит от рисунка. Так, если это лепесток цветка-то в направлении центра цветка, если листик - в направлении центральной жилки и т.д. Поэтому для упрощения работы, а также пока у вас нет достаточных навыков в вышивании, можно на ткань карандашом нанести штриховые линии, которые указывают направление стежков.

На рис. слева показана последовательность выполнения лепестка цветка. Лепесток делят на 3-4 части и начинают вышивку от середины верхней части. Закончив правую половинку, иголку с ниткой проводят по лепестку с лицевой стороны к левому краю лепестка и выполняют вышивку левой половинки (рис. а).

Когда закончена вышивка верхней части лепестка, обрезают нить и точно так же от середины начинают вышивать вторую часть лепестка нитью другого цвета (рис. б). Чтобы второй тон нитей входил в первый постепенно, его выполняют, то удлиняя, то укорачивая стежки (стежки второй части укладывают между стежками первой части). Выполнив правую половинку, иглу переводят в начало левой половинки и аналогичным образом выполняют ее. Точно так же выполняют остальные части. Готовый лепесток показан на рис. в. Переход цветов в лепестке - от более светлого (самый верхний) к более темному (самый нижний).

На рис. ниже показана последовательность выполнения листика, имеющего жилку посередине. Вышивают листик косой гладью, укладывая стежки по направлению к жилке. Выполняют сначала правую, затем левую половинку листика. Предварительно каждую половинку листика нужно разделить на 2-4 части (по количеству цветов).

Начинают вышивку с крайней (самой светлой) части в направлении сверху вниз (рис. а). Стежки по краям более короткие, к центру листика более длинные. Вторую и третью части вышивают также сверху вниз (рис. б), только цвет ниток берется темнее. Вторую (левую) половинку листика вышивают аналогично, только в направлении снизу вверх и от центральной (более темной) части к наружной (более светлой) (рис. в).

Прорезная гладь

Прорезная гладь - это сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани отверстия разной формы и размера, обшитые гладьевым валиком или петельным швом. Последовательность выполнения глади такова: сначала контуры деталей прошивают стежками вперед иголку, затем прорезают отверстия и обшивают валиком. Нитку закрепляют с изнаночной стороны мелкими стежками, излишки ткани обрезают маленькими ножницами.

Каждое отверстие вышивают отдельно, чтобы на изнаночной стороне не оставалось переходов ниток. На рис. показана последовательность обработки круглых отверстий. Сначала контур кружка обшивают швом вперед иголку (рис. а), затем в его центре ножницами делают разрез крест накрест (рис. б). Края разреза иголкой подгибают вовнутрь и обшивают гладьевым валиком, иголка при этом направляется в отверстие, а не из него (рис. в). Стежки нужно укладывать плотно, чтобы края ткани не осыпались.

Часто встречаются кружочки, обшитые с одной стороны утолщенным настилом глади. В этом случае с утолщенной стороны кружок обшивают швом вперед иголку не в один, а в два-три ряда (рис. а) и затем выполняют вышивку, начиная с узкой части кружка (рис. в).

Удлиненные дырочки выполняют аналогично.

Гладь - это вышивание плоскости! узора частично или полностью прямыми и косыми стежками.

Существует много техник выполнения глади.

Рис.45. Шов «елочка»: а, б-одинарная, в-ломаная; г - двухрядная; д, е-трехрядная

Гладь бывает односторонняя и двусторонняя, плоская (без настила) и высокая или выпуклая (по настилу), прорезная, точная или счетная, и свободная или рисованная, одноцветная и многоцветная. Выполняется вручную и на пяльцах, нитками разных сортов в зависимости от качества ткани, узора, назначения изделия и техники выполнения.

Гладь свободная без настила

двусторонняя, широко используется в растительных орнаментах и вышивается цветными нитками. Мелкие листики вышивают косой гладью, плоды -- прямой (рис. 46,а, б). В крупных деталях узора стежки глади располагают по форме узора: в лепестках цветов - от края к центру узора, в листьях - от края к середине, по направлению прожилок (рис. 46,в). Иногда контур листьев зашивают не полностью (рис. 46,г).

Гладь вприкреп

применяется для заполнения больших поверхностей узоров. Эта гладь давно была известна на Ближнем и Дальнем Востоке, в Средней Азии и на Кавказе. Вышивают отдельными стежками «верхошва», которые при обратном ходе закрепляют маленькими косыми стежками. Расположение стежков может быть по форме рисунка или по направлению нитей в ткани (рис. 47,а). На рисунке 47,6 показано, как заполнить узор гладью вприкреп.

Существует способ, при котором сначала заполняют всю площадь узора длинными стежками глади, а затем поверх них прокладывают поперечные или косые ряды ниток-прикрепок (рис. 47,в).

Верхошов

Односторонняя гладь, вышитая глухим свободным швом. Шьется большими стежками, идущими от центра к краю или от края контура к центру (рис.48,а). На лицевой стороне ткани получается основной рисунок, а с изнанки стежки образуют пунктир по контуру узора (рис. 48,6). Расстояние между стежками по краю будет большим, чем по центру. Стежки прокладывают по форме узора: в цветах - от края к центру, а в листьях, стеблях и ветках - наклонно (рис. 48,в).

Большие закругленные детали вышивают гладью «восьмерка», техника исполнения которой показана на рис. 48,г.

Верхошов, являясь экономной техникой вышивания, был известен во многих странах, но особенного расцвета он достиг благодаря вышивальщицам села Мстера Владимирской области. Они обогатили верхошов яркими красочными расшивками и растительными узорами. Этот шов известен под названием «владимирское шитье». Выполняется толстыми нитками - ирисом, мулине - в пасмо (6 ниток), шерстяными, синтетическими. Основной цвет - красный, дополненный синим, зеленым, желтым, бежевым. Узоры верхошва дополняют обшивкой кисточками и кустиками стежками полукреста.

Сетки декоративные

дополняют и украшают узоры «верхошва». Накладные сетки выполняются нитками, натянутыми от контура одной стороны к контуру другой в горизонтальном, вертикальном и наклонном направлениях. Пересечения ниток прикрепляют к ткани небольшими стежками разных узоров (рис. 49,а). Декоративными накладными сетками можно вышить серединки цветов, отдельные детали узора и весь узор. Серединки цветов «верхошва» заполняют также гладьевыми швами (рис. 49,6).

Двусторонняя гладь с настилом .

Эта техника вышивания выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, чтобы гладь была высокой, выпуклой.

Одной из разновидностей этой техники является белая гладь. Когда-то такой гладью (без настила) вышивали белыми нитками по белому льняному полотну постельное и столовое белье. Со временем белой гладью стали украшать воротники, носовые платки, женские блузки, детские платья, прокладывая настил. И стали называть ее «белая гладь», «высокая» или «бродери».

Последовательность выполнения белой глади: на ткань переводят рисунок, обшивают его контуры стежками «вперед иголку», прокладывают настил в один или два ряда (для большей выпуклости) и вышивают гладью в направлении, противоположном настилу. Для работы необходимы мягкие и блестящие нитки мулине или шелк.

Рис.50. Белая гладь: а - шнурочек; 6 - узелки; в--в - горошинки; ж - листики; з - цветочек; и, к - яистик в раскол

Белая гладь

состоит из нескольких швов: «вперед иголку», «строчка» и «насыпь»,«стебельчатый», которые уже знакомы, а также «шнурочек», «горошек» или «пышечка», «узелки», «лапочки», «листики», «цветочки», «подкладная гладь».

«Шнурочек» выполняется стежками двусторонней глада, слева направо (рис. 50,а).

«Узелки» вышивают на одинаковом расстоянии один от другого, рядами, параллельными контуру рисунка. Этим швом заполняют контуры цветов и листьев (рис. 50,6).

«Горошинки», или «пышечки». После прокладки контура (рис. 50,в) и настила (рис. 50,г, д) начинают вышивать от середины: сначала вышивают одну половинку «горошинки», а затем другую, следя за одинаковым количеством нитей с одной и другой стороны (рис. 50,е).

Рис.51. Варианты белой глади: а,6 - косая гладь; в - резаный листик; г - подкладной шов; д - фестоны; е - сетка ажурная

«Лапочки» и «листики» настилают гладьевыми поперечными стежками вдоль узора (рис. 50,ж).

«Цветочек». Сначала вышивают гладью середину цветка, прокалывая дырочку и обшивая ее шнурочком или петельным швом. Затем стежками «вперед иголку» обозначают контур цветка, делают настил и вышивают гладью лепестки (рис. 50, з).

«Листик в раскол» разделен посередине на две половинки и на две или три части по длине (рис. 50,и). Сначала вышивают гладью конец листика длинными стежками, а затем середину (рис. 50,к).

«Косая гладь» предназначена для вышивания листочков и узоров с волнистыми линиями контуров (рис. 51,а, б).

«Резаный листик» выполняют косой гладью и узелками или бисерным швом - «насыпью». Контур половинки, вышитой «узелками», обшивают «шнурочком», строчкой или стебельчатым швом (рис. 51,в).

Шов «подкладной» выполняют перекрещенными с изнанки стежками «козлика», а с лица контур узора прошивается густыми стежками, напоминающими строчку (рис. 51,г). Этим швом украшают изделия из очень прозрачных тканей: маркизета, батиста, шифона.

Фестоны вышивают петельным швом, настилая стежки перпендикулярно краю изделия. В зависимости от назначения изделия их делают круглыми, острыми, зубчатыми (рис. 51,д).

Сетки ажурные применяют для серединок цветов, лепестков и листьев (рис. 51,е). Сетки могут быть глухими и прорезными.

Белая гладь очень часто сочетается с такими швами, как прорезная гладь и мережки.

Гладь прорезная

Сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани дырочки разной; величины и формы: «дырочка» (а), «калачик» (б), «листик», «сцепнушка» (в-д), которые обшиваются валиком. Для вышивания необходимы тонкая и прочная ткань, лучше льняная, и нитки мулине.

Каждую дырочку вышивают отдельно, чтобы на изнанке не оставалось переходов ниток. Мелкие дырочки прокалывают колышком или вязальной спицей и каждую из них обшивают шнурочком без предварительной наметки. Можно сначала сделать настил по контуру дырочки в один~два ряда стежками шва «вперед иголкой», затем сделать прокол и обшить его через край узеньким шнурочком шириной 1 - 2 мм.

При вышивании дырочек диаметром до 10 мм в центре ее острыми концами ножниц разрезают ткань крест-накрест. С помощью иглы подгибают ткань по наметке на изнанку и обшивают через край гладьевым шнурочком. После окончания работы концы подогнутой с изнанки ткани обрезаем острыми ножницами (рис. 52,а).

При вышивании «калачика» (рис. 52,6) контуры обшивают стежками в 2-3 ряда. Контур широкой стороны вышивают гладью, а узкую часть шнурочком.

«Листик», или «челнок» (рис. 52,в-д) обшивается шнурочком по контуру, под который забирается разрезанная ткань.

Легкая, или скорая, гладь. На основе простых ручных швов рукодельницы создавали новые - скорые, более легкие в работе швы. Современные отделочные швы отличаются от старинных своей простотой. Их выполняют, как правило, по свободному контуру рисунка большими стежками и толстыми нитками, не придерживаясь точности в счете ниток ткани.

В технике вышивания скорая гладь применяются почти все ранее известные швы: вперед иголку, строчка, петельный, стебельчатый, «козлик», «пилочка», тамбурные, штриховая гладь, а также созданные на их основе новые швы.

Гладь штриховая

Состоит из отдельных стежков, напоминающих лучи или штрихи, идущие в разных направлениях от центра. Техника исполнения очень проста: узор переводят точками на ткань и заполняют прямыми и наклонными стежками одно - или двусторонней глади с разными промежутками между ними (рис. 53,а-г). Стежки не должны быть очень длинными, чтобы не вытягивались.

Штриховая гладь применяется самостоятельно и в сочетании с другими видами вышивки: выпуклой и плоской гладью, стебельчатым и тамбурным швами.

Легкими декоративными швами вышивают панно (рис. 53,д), коврики, диванные подушки , сумки, украшают одежду.

Любой процесс вышивки гладью начинается с подбора материалов. А, особенно тщательно необходимо подойти к данному вопросу, если вы из начинающих вышивальщиц. Нелишним будет вначале изучить уроки для новичков, посмотреть мастер класс вышивки. И лучше не один. Для кого-то будет удобно изучать книги, а кому-то предпочтительнее формат видео. В интернете, и не только, огромное количество информации. Достаточно вбить в поисковую программу: «Уроки на тему: вышивка гладью для начинающих ». Многие периодические издания включают в себя уроки в печатном формате, а некоторые из них оснащены дисками для тех, кому более понятным будет формат видео.

Следующим шагом будет подбор принадлежностей. Самым главным инструментом любой вышивальщицы, независимо от того, какая техника вышивания гладью ей по душе, является иголка. Чтобы правильно выбрать иглу, нужно помнить о том, что здесь ваш выбор напрямую зависит от ткани и ниток, а также необходимо учитывать и выбранные рисунки или узоры. Чем тоньше ваша иголочка, тем аккуратнее будет смотреться работа гладью по завершению. В процессе вышивки можно использовать пяльцы или рамы, это кому как удобно. На раму работа натягивается полностью и снимается уже по завершению вышивки. Пяльцы зачастую приходится переставлять, но зато они обеспечивают большее натяжение ткани и маневренность во время работы, а это имеет большое значение для вышивки гладью особенно для начинающих.

Ткань подбирается в зависимости от качества нитей и желаемого результата. Если вы вышиваете гладью хлопковым мулине, то и ткани лучше подбирать хлопчатобумажные, а если хотите использовать шелковые нити, то обратите внимание на тонкий батист.

Кроме всего вышеперечисленного вам не обойтись без маленьких ножниц с тоненькими кончиками, наперстка и копировальной бумаги. Хотя последняя вам понадобится только в том случае, если вы решили переносить свои рисунки на ткань именно с помощью нее.

Неплохо было бы обзавестись книгой, содержащей в себе уроки по вышивке гладью для новичков, чтобы иметь возможность подглянуть туда, когда возникает какой-нибудь сложный случай.

Для новичков лучше взять простую ткань и хлопковое мулине. Так как в самом начале мы учимся просто правильно заполнять стежками рисунок.

Перевод рисунка на ткань

Вариантов для создания рисунка на ткани несколько. Можно просто нарисовать его карандашом. А можно даже изобразить акварельную картину, используя при этом частичную зашивку гладью. Такая техника вышивки гладью, позволяет легко создавать совершенно уникальные рисунки. Особенно если вы неплохо умеете рисовать. Можно использовать банальную копирку. Для этого положите ее поверх ткани, а сверху рисунок, который хотите вышивать и сколите все слои булавками, чтобы не дать возможности им сместиться. Теперь просто обведите все имеющиеся узоры по контуру и разберите созданную конструкцию.

Еще одним вариантом является перенос схемы для вышивки гладью на ткань с помощью стекла. Под стекло ставится лампа, а сверху ложится рисунок и покрывается тканью. Затем обводится по контуру рисунок, просвечивающийся через ткань. Рисовать лучше карандашом или водорастворимым маркером. Для начала подбирайте схемы, содержащие несложные рисунки или узоры. Лучше небольших размеров. Чтобы в самом начале знакомства с вышивкой гладью не утомиться раз и навсегда от процесса вышивания.

Учимся вышивать гладью

В современном мире существует масса источников, предлагающих нам не один мастер класс по вышивке гладью, как в печатном формате так и в варианте видео. Новичкам в вышивке гладью следует обратить свое внимание сперва на узоры, которые представляют собой буквы или небольшие цветы и веточки.

Организуйте свое рабочее место, включите видео или откройте книгу, содержащую мастер класс, в котором описывается выбранная вами техника вышивки гладью и попробуйте вышить свой первый небольшой рисунок.

Двусторонняя гладь без настила

Вденьте в иглу мулине, сложив его перед этим вдвое. Первые два стежка выполните вдоль контура. Затем начинайте постепенно заполнять гладью все имеющееся пространство, укладывая стежки при вышивании параллельно один одному. Используйте прием «вперед иголку». По завершению вышивки гладью пространство должно быть заполнено как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Сразу учимся создавать красивую изнанку. На ней совершенно не должно быть узелков. Описанная техника носит название – двусторонняя гладь без настила. Вначале необходимо добиться идеально уложенных стежков на небольших элементах. Поэтому, прежде чем перейти в вышивке гладью к многоцветным сюжетным картинам, потренируйтесь вышивать буквы или небольшие цветочные мотивы.

Видео: вышивка гладью простой монограммы

Техника выполнения стежков в вышивке гладью

Стежок, с которого необходимо начинать свое знакомство с вышивкой гладью называется «вперед иголку». Нить закрепляем на контуре и создаем стежок размером 2-3 мм. Отступаем 2мм и снова повторяем стежок. Таким образом, выполняем контур.

Затем, с помощью штрихового стежка, гладью заполняется все пространство. Он выполняется следующим образом. Делаем стежок длиной не более 7мм, а затем повторяем его в обратном направлении, отступив немного от края стежка. Техника заполнения гладью может быть разная. Можно укладывать стежки на наши, к примеру, цветы или буквы, вертикально, горизонтально и даже в косом направлении. Последний вариант укладки смотрится в готовой работе гладью наиболее интересно.

Техника данной вышивки гладью подразумевает использование еще некоторых стежков.

Техника выполнения прямых стежков

Прямой стежок – самый простой и в то же время древнейший из всех существующих в работе гладью. Может также выполняться в любую сторону. Его можно использовать для обозначения контура, для заполнения внутренней части и как сам по себе. Чтобы его выполнить, обозначим себе условно на ткани две точки. В первую выведем снизу вверх иглу с уже закрепленной ниткой, а затем введем ее во вторую воображаемую точку. Это и будет готовый стежок. Самое важное в вышивке гладью, научиться делать эти стежки одинаковой длины, а также следить за тем, чтобы нить сильно не натягивалась, тогда вышитые гладью рисунки будут смотреться просто идеально.

Стебельчатый шов

Следующий шов в вышивке гладью, о котором необходимо упомянуть – стебельчатый. Чаще всего эта техника швов используется для вышивания стебельков у растений или веточек. Отсюда, видимо, и пошло название. Он состоит из стежков плотно прижатых друг к другу и формирующих линию. Линия может быть как прямая так и неправильной формы. Каждый стежок в этом шве начинается с середины предыдущего. Рабочую нить стараемся держать постоянно с одного направления, чтобы структура шва не нарушилась. Направление, как и у вышеупомянутых швов, может быть совершенно любое. По окончанию вышивки идеальный стебельчатый шов должен иметь вид шнурка. Место начала и конца каждого стежка должно быть практически незаметно. С изнаночной стороны работы гладью этот шов имеет вид строчного.

Строчной шов

Строчный шов названием уже заявляет о своем виде. Он имеет вид машинной строчки и является, конечно, в вышивке гладью, контурным швом. С его помощью легко создавать идеально ровные линии. Стежки данного шва абсолютно равны между собой и как бы выходят друг из друга. Нить должна располагаться свободно и не тянуть ткань.

Еще один шов – тамбурный. Он имеет разные названия – цепочка, колосок, бабочка и другие. Но основу всех его вариантов составляет одна и та же техника. Для выполнения этого стежка иголку с закрепленной нитью выводим на лицо. Придерживаем нить другой рукой и вводим иглу в то же отверстие, откуда она выходила. Формируется петелька, которую необходимо закрепить у ее вершины коротеньким стежком. Можно создать цепочку из таких петелек. Тогда закреплять ее не надо, а просто выводим иглу снизу вверх у вершины петли и повторяем все тоже самое.

Шов «шнурок»

Одним из довольно интересных швов в вышивке гладью, является «шнурок». Техника вышивания этого шва включает в себя два этапа. Первый – это выполнение шва «вперед иголку» с соблюдением промежутков между соседними стежками не больше, чем половина длины каждого. А второй – это проведение через выполненные стежки рабочей нити. Иглу проводим под каждым стежком всегда с одного и того же направления - сверху вниз или наоборот. Ткань при этом не прокалываем.

Какая бывает гладь

Простая гладь

Если вы являетесь новичком в вышивальном мире, особенно в вышивании гладью, то первый вид этой вышивки для вас – простая гладь. Это такая техника вышивки, при которой каждый элемент схемы выполняется отдельно и состоит из стежков, плотно прижатых и расположенных параллельно друг другу. Лицо и изнанка такой работы, выполненной гладью, должны выглядеть абсолютно одинаково.

Здесь важно правильно закрепить нить. Для этого выполните по центру, к примеру, лепестка несколько стежков «вперед иголку». Затем протяните нить так, чтобы ее конец остался в толще полотна, и начинайте вышивку гладью прямыми стежками, плотно расположенными по отношению друг к другу. Ваши стежки спрячут конец нити, и он останется незаметным.

Контурная гладь

Направление стежков при вышивании гладью бывает любое, но должна непременно соблюдаться их параллельность.

Следующий вид – контурная гладь. Этот способ вышивки гладью идеально подойдет для украшения подушек, скатертей или одежды. В этом варианте вышивка находится только на контурах схемы, а внутренняя часть остается незашитой. Каждый стежок располагается параллельно и следуют строго за предыдущим. Это – вышивка двусторонняя. Серединки таких листков или цветов выполняют одним из видов контурных швов и оставляют незаполненными.

Теневая гладь

Теневая техника – это вид вышивки гладью, эффект которой достигается использованием стежков разной величины и направления. Именно с помощью цвета ниток и размера стежков, эта вышивка создает сменяемость света и тени на готовой работе. Главное придерживаться того, что освещенные участки работы должны вышиваться светлыми тонами ниток, а затемненные – темными. На такой работе именно с помощью затенения создается рельеф и объем. Наиболее эффектно в таком варианте будет смотреться вышивка гладью, изображающая гжель.

Веерная гладь представляет собой группы стежков разной протяженности смешанные между собой. Употребляется при вышивке полукруглых элементов, которыми так часто богаты различные узоры. Направляться стежки могут как от внутреннего края к наружному, так и в обратную сторону. Главное двигаться они должны как будто по радиусу окружности. Вначале делаем два направляющих стежка, а

«Верхошов»

потом добавляем еще, между ними. Внутренние заполняющие стежки, должны иметь разную длину и не сталкиваться в одной точке.

Наиболее экономным вариантом вышивания гладью является техника «верхошов». Он представляет собой одностороннюю гладь, которая с изнаночной стороны выглядит, как пунктир, расположенный по контуру узора. Вышивка такой гладью содержит стежки довольно крупные, располагающиеся, как правило, от центра к краю или наоборот. Зависит их расположение от формы используемого рисунка. Серединки цветов обычно заполняют гладьевым швом.

Белая прорезная гладь

Белая гладь – представляет собой многослойную вышивку. Вначале, после обозначения контуров, выполняется заполнение внутренней части в один слой. А после этого вышивается еще один слой, противоположный по направлению предыдущему. Эта вышивка отлично совмещается с прорезной гладью.

Для прорезной глади характерно наличие проделанных в полотне отверстий, которые обшиты валиком и имеют всевозможные формы. Выполняется такая гладь на тонком и прочном материале, таком как лен, нитками мулине. Вышивка по изнаночной стороне материала должна быть без переходов, поэтому каждое отверстие обшивается отдельно. При вышивании ткань внутри элемента разрезают крестом. Затем, используя иглу, разрезанные края загибаются на изнаночную сторону, и обшивается край. После того, как работа закончена, края ткани с изнанки обрезаются ножницами.

Современные мастерицы намного упростили в работе технику вышивания гладью. Швы, которые выполняются на сегодняшний день, отличаются от своих предшественников простотой своего исполнения. Выполняют их, как правило, толстыми нитками и по контуру узора. Но в их основе все равно лежат все вышеперечисленные варианты швов и техник, которые применялись и применяются в вышивке гладью.

Видео: мастер-класс по вышивке гладью









2024 © rukaraoke.ru.