Сценарий праздника «Рождественские Святки. Сценарий развлечения "рождественские святки"


Сценарий праздника «Гуляют ребятки в рождественские святки»

Под музыку дети средней, старшей и подгот.гр. входят в зал.

Ведущий: Все на Святки, все на Святки, проходите-ка, ребятки!

И овсень, и коляда будут вместе с нами. Да?

Дети: Да!

Ребёнок: Это что такое – Святки?

Вед: Вы не слышали, ребятки? Что ж, придётся рассказать и, конечно показать.

Леденьё пришло, зиму в дом принесло.

Коней в сани запрягло, в путь- дорожку вывело.

Хорошо, что каждый год к нам зима приходит.

Песни звонкие поёт, хоровод заводит. У Коляды был брат-близнец Овсень (Авсень), который появился на свет чуть позже и потому считался вторым, младшим. Ему же досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым учил людей Коляда.

В «Книге Коляды» записано:

Как два сокола летели - Овсень и Коляда!

Там лето - здесь зима!

Как они летели - все люди глядели.

Как они садились - все люди дивились.

Как они вспорхнули - все люди вздохнули...

Чествование двух братьев приходилось на один и тот же сезон - зиму. Сначала праздновали Коляду, затем по деревням ходили «овсенщики», славившие Овсеня. «Лето» в песне символизирует вечное благоденствие жизни на небесах. «Зима» - это трудности земной жизни. Еще не так давно по белорусским селам под Новый год водили двух братьев. Один, одетый богато и красиво, был Колядой, другой, во всем старом и рваном, - Овсень. Входили в дом, прикрывали братьев занавеской, а хозяин дома должен был выбрать одного из двух «коляд». Угадает первого - будет ему во всем удача, счастье в жизни и богатый урожай. Ну а если выберет второго, то тут уж все наоборот: сплошные заботы и труды, а урожай все равно соберет скудный.

Но сильно огорчаться не стоило - это ж не на всю жизнь, а только на год. На следующие колядки снова следует попытать счастья, авось оно и улыбнется горемыке. Главное же в том, что следовало запомнить: небесное - Коляда - выше земного - Овсеня, выбирать нужно его.

Овсень - это мост в будущее, по которому брат Коляды первым переправляется в наступающий новый год. Он первым идет в неизведанное будущее, встречается там с нечистью, рассеивает ее и тем самым расчищает путь людям, словно бы говоря: «Добро пожаловать в новую жизнь!» После этого люди начинали выпекать особое печенье - в виде жаворонков, которым следовало угощать не только близких и соседей, детей и странников, но и стихии - огонь и воду, чтобы те были послушными в новом году и не доставляли людям неприятностей.

Хороводы: «Слышишь кто-то идёт..» (ст. и подг. гр)

«Это что же за народ» (средняя)

В зал под музыку заходят Баба-Яга с чертом.

Баба-Яга: Так, мой милый! (Потирает ладошку о ладошку.) Пришла коляда! Отворяй ворота! (Радуется.) Теперь, составим план нашей пакостной работы на Рождественскую ночь. Чем же нам порадовать колядовщиков? (Думает.)

Чёрт: О! Испортить дорогу! Замести дорогу!

Баба-Яга: Молодец, чернявенький! Но этого мало.

Чёрт: Проникнуть к колядовщикам на гулянье!

Баб-Яга: Ах, ты, моя умница! Хвалю, хвалю!

Чёрт: О, бабуля! Я предлагаю выкрасть месяц. Больно он сегодня ярок и красив. Так и светит на дорогу, парням, девкам на подмогу.

Баба-Яга: И где же это ты таким премудростям научился? И в кого же ты этакий смышлёненький?

Чёрт: Весь в тебя, Баба-Яга.

Баба-Яга: Хорош ученик! Вот берите пример с него! Ну и с меня тоже. А теперь за работу. Только сначало нужно в доме убраться. Чай, Рождество на дворе. Паутинку смести, чтоб избушка сверкала, чтоб родная заплясала! Ух, родимая!

Звучит весёлая музыка, Баба Яга берёт веник и подметает пританцовывая.

Баба-Яга: А теперь, за дело! Чтоб темно в деревне стало!

Улетают.

Вед: Ух, нечистая сила! Опять полетела пакости творить. Но мы сегодня с ребятами своим весельем не дадим разгуляться Бабе-Яге с чертом. Позовём гостей, будем радоваться, веселиться, в игры играть и в танцах кружиться.

Пусть на небе звёзды засияют, а на земле снежинки засверкают.

Танец с «султанчиками».

Входят ряженые.

1. Пришла коляда, отворяй ворота!

Ворота отворяй и гостей принимай!

2. Здравствуйте, ребята! Щедрый день, добрый день!

Сеем, веем, посеваем, с Рождеством всех поздравляем!

(рассыпают зерно)

3. Уж как наша коляда ни мала, ни велика.

Она в дверь к вам идёт, всем поклон она шлёт!

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!

Мы сюда позвали вас поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Хоровод «Вперёд четыре шага» общая

Дети садятся на стульчики. Заходит Баба-Яга.

Баба- Яга: Ишь как веселятся! Угощенья хватит и соседям и гостям! А у Бабы – Яги крошки во рту не было с прошлого Рождества.

Вед: Ах, врёшь ты, Баба-Яга. А кто вчера сметану ел?

Баба-Яга: Не я! Это кот… он не доел, а я ему помогла.

Вед: Ладно, хватит Баба-Яга оправдываться. Так уж и быть, поможем мы тебе и угостим конфеткой. Правда, ребята?

Дети: Да!

Вдруг из-за двери в зал летит веник.

Вед: Это ещё что за шутки?

Чёрт: (Из-за двери.) Печка-то топится, пирожка-то хочется.

Вед: Я вот тебе дам пирожка! Ух! Нечистая сила! (грозит ему.)

Из-за двери вылетает башмак.

Вед: Ах, ты! Ну, терпенье моё лопнуло, уж не Чёртушко-ли там схоронился? На наше угощенье подивился? (Идет к двери и вытаскивает из-за нее Черта за ухо.) Вот вам добрый молодец с хвостом да с рожками.

Чёрт: Я бежал да запыхался, дыму с печки надышался,

К вам насилушку добрался.

Уж как рад я, уж как рад, что увидел вас, ребят!

Веселиться я люблю, все вставайте на игру,

Кто мне в лапы попадёт - тот со мной плясать пойдёт!

Игра «Веселый мешок»

Дети сидят на стульях. Звучит весёлая музыка. Чёрт с Бабой-Ягой берут мешок без дна и пытаются посадить туда нескольких детей. Ребёнок залазит в мешок с одной стороны, выскакивает с другой и убегает на место.

Черт: Ой, какие вкусненькие, да аппетитненькие, отнесу-ка я вас к себе, может на обед, а может на ужин.

Баба Яга: Черт побери, почему мешок пустой? Сбежали! Обманули!

Вед: Кыш, кыш, нечистая сила, не хотите с нами в дружбе жить, убирайтесь к себе в лес!

Чёрт и Баба-Яга убегают. Чёрт уходит совсем, Б-Я остаётся в сторонке.

Ряженые.

1. Эй, спешите все сюда! В гости Коляда пришла.

Будем мы шутить, кривляться, бегать, прыгать, забавляться.

2. Из снежинок чистых, новых я Снегурочку слеплю.

И весной её не брошу – в морозильник поселю!

3 . Вот пришла к нам Коляда накануне Рождества

Шире двери открывай. Поздравляй всех, поздравляй!

Ведущий: А не хотите ли вы погадать, да судьбу свою узнать?

Ну давайте погадаем, под горшочек мы заглянем.

Игра со взрослыми «Гадание на горшочках»

(Посередине зала ставится лавочка, на ней 6 горшочков. Выходит первый гость. Несколько детей встают в хоровод и поют, после песни гость выбирает горшочек.)

Горшочек с вершочек, скажи нам, дружочек:

Что сбудется, станется? Плохое пусть останется.

Значение содержимого горшков:

1. Полотенце: Далеко расстилается. Ждёт тебя дорога, путешествие.

2. Булка: Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В доме будет достаток и благополучие.

3. Колечко: Сейте муки, пеките пироги! К вам гости идут, ко мне женихи.

4. Лента: Через поле идучи, руссу косу плетучи. Лента – к богатству, прибыли.

5. Пуговица: Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить вам в большой семье счастливой жизнью.

К шестому горшку бежит Баба-Яга.

Баба-Яга: И мне погадайте! Я тоже счастья хочу!

Достает веточку от елки из шестого горшка.

Что это? Растолкуй?

Вед: Видно – к новой метле!

Баба-Яга: (огорченно заглядывает в горшок.) А колечка нет?

Вед: Так кто ж тебя замуж возьмет? Тебе сколько лет?

Баба-Яга: Ой, не так уж и много. Я ещё очень даже молодая. Сейчас докажу.

Тай, тай, налетай, в игру со мною поиграй!

Я - Бабка Ежка, Костяная ножка!

Буду вас развлекать, буду с вами играть!

(Дразнит детей) Девочки с усами! Мальчики с косами!

Ну-ка в круг скорее встать! Будет бабушка играть!

Игра «Бабка Ёжка – костяная ножка»

Баба Яга стоит в центре круга, в руках у нее помело(веник) Под песню дети идут вокруг Бабы Яги, дразнят ее, затем разбегаются. Баба Яга помелом старается дотронуться до детей - "заколдовать", как коснется ребенка - он застывает в любой позе.

Баба Ёжка - костяная ножка, с печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит: « У меня нога болит.»

Пошла на базар, раздавила самовар. Пошла на лужайку, испугала зайку!

Вед: Ну, что ж, ребята, наш праздник подошёл к концу.

Загадаем все желание, чтобы легче стало прощанье!

Чтобы счастье и веселье круглый год, чтоб гостей невпроворот!

Баба Яга: Ой, я тоже желание загадала. Хочу к следующему Рождеству стать умницей – красавицей. И фотомоделью. Страсть как фотографироваться люблю. Ребятки, давайте с вами на прощание сфотографируемся.

Дети фотографируются с персонажами и расходятся по группам.

Сценарий праздника «Рождественские святки»

для детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка:

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Цель: Приобщать дошкольников к духовной культуре русского народа; прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

Задачи: воспитывать у детей интерес к истории и традициям русского народа;

знакомить с обрядами, песнями, гаданиями, калядками – песенным русским фольклором;

доставить удовольствие от игр, плясок, песен.

Участники праздника: Хозяйка (взрослый), колядовщики (дети в русских костюмах), ряженые (дети) – лиса, петух, волк.

Взрослые: Емеля, коза и медведь.

Предшествующая работа: Беседа с детьми о Рождестве Христовом (по «Детской библии»), Крещении. Разучивание потешек, плясок, русских народных песен, хороводов, игр, инсценировок, колядных песен. Индивидуальная работа с ведущими персонажами. Воспитателю вместе с детьми изготовить атрибуты обряда колядования - звезду, месяц, вертеп.

Ход развлечения:

Под музыку нарядные дети входят в зал и останавливаются полукругом, лицом к зрителям.

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые!

С Новым годом, с новым счастьем!

Чтоб здоровы были,

Много лет чтоб жили!

Девочка: Наступило Рождество,

Долго ждали мы его.

Святки празднует народ:

Веселится и поёт!

Дети исполняют танец « Новый год это яркий миг» и присаживаются на места.

Хозяйка: Ребята, сегодня один из самых больших праздников в православии – Крещение. Недавно все отмечали Рождество. Эти праздничные дни от Рождества до Крещения называются Святками.

Мальчик: Ой, девчата, нынче святки,

Не пойти ль нам на колядки?

Хозяйка: Дети, расскажите, что такое святки?

1 ребенок: Праздник этот самый длинный

Он веселый и старинный

Наши предки пили, ели

Веселились две недели.

2 ребенок: От Рождества и до Крещения

Приготовив угощенье

Пели разные колядки

По дворам ходили Святки.

3 ребенок: Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили

Так давайте же сейчас

Пригласим на Святки вас!

Слышится стук в дверь. Входят колядовщики – дети и взрослые наряженные.

Колядовщик взролсый:

1. Эй, хозяева, вставайте!

Шире двери открывайте!

На пороге коляда

2. Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину.

3. Коляда, коляда, длинная борода!

Пышки, лепешки, свиные ножки.

В печи сидят на нас гладят!

Кто не даст пирога

Уведем корову за рога.

4. Кто не даст пышки-

Разобьем крышки,

Кто не даст лепешки-

Разобьем окошки!

5. Мы пришли колядовать,

Христа рожденье прославлять.

Открывайте сундуки,

Да давайте пятаки!

6. С неба ангел к нам спустился

И сказал: «Христос родился!»

Мы пришли Христа прославить, (все вместе)

Вас со Святками поздравить!

Хозяйка: - Угощу, угощу колядовщиков (складывает угощение в мешок) (колядовщики встают ко всем детям)

Хозяйка: Но сначала поиграйте со мной!

Скорее в круг вставайте, игру-веселье начинайте!

Проводится игра – хоровод «Золотые ворота»

Дети садятся.

Коза: А я тоже поиграть хочу.Я, коза-дереза, летом лыко драла, из него что-то сплела. А что это – отгадайте!

Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет.

(Лапти)

Давайте поиграем, побегаем в них.

Игру «Бег в лаптях» (2 пары лаптей; 2 команды детей)

Выходит Емеля, поет частушки:

1. Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла.

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

2. Вот пришла к нам Коляда

На кануне Рождества

Шире двери открывай

Поздравляй всех поздравляй!

Хозяйка: Ты Емеля молодец,

Что колядки нам пропел.

Вот держи в награду

Плитку шоколада.

Петь-то, Емеля, умеешь, это мы все слышали, а в игры ты играешь?

Емеля:

Не - а, а мне неохота!

Хозяйка:

А вот ребятам всегда охота поиграть. У нас здесь- Девчушки-веселушки, да отважные Молодцы-удальцы. Вот мы и посмотрим: кто хитрей, смекалистей, веселей будет.

Проводится игра «Весёлая метелка».

Дети становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот пляшет под веселую мелодию, а дети хлопают.

Хозяйка: Вот, Емелюшка. Видал, как наши ребята играть умеют. А ты-то что-нибудь умеешь?

Емеля: Я мастер на печи лежать, да калачи есть.

Хозяйка: А загадки ты загадывать умеешь?

Емеля: И загадки могу. Отгывайте!

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

В гору их везут, а с горы сами бегут. (Санки)

Едва повеяло зимой –

Они всегда со мной.

Согреют две сестрички,

Зовут их... (Рукавички)

Вокруг шеи свернулся калачик,

От мороза детишек спрячет. (Шарф)

Все в снегу стоят деревья,

Белый на земле ковёр.

На прогулку мы наденем

Этот головной убор. (Шапка)

Зимой забава есть одна.

В ней меткость, ловкость всем нужна.

А как "снаряды" называешь,

Что лепишь и в друзей бросаешь? (Снежки)

Хозяйка. И я с вами поиграть хочу. Вы желание загадайте, снежочек доставайте, да в печь бросайте. Кто попадет, у того желание сбудется.

Игра «Снежки».

Ведущий: Посиделки здесь у нас,

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Раз-два,раз-два, начинается игра!

На концах веревок палки,

Называются “моталки”.

Посреди веревок рыбка.

Ты мотай веревку шибко.

Тот, кто первым намотает,

Тот и рыбку получает,

Рыбку не простую,

Рыбку золотую.

Эта рыбка в новый год

Много счастья принесет.

Проводится игра “Мотальщики”.

Хозяйка: Собирайся, народ, разевай пошире рот.

В нашей горнице веселье – нынче Святок продолженье!

А теперь игра для всех – тут веселье, шутки, смех!

Игра «Холодно, замерзли руки...»

Хозяйка: А давайте погадаем,

Под горшочки мы заглянем.

Игра «Гадание на горшках»

Посередине зала, на лавке, стоят шесть горшков. В горшках разные предметы. Из зала по очереди выходят желающие погадать. Кто, какой предмет выберет, тот будет по профессии …

Дети водят хоровод и поют: Горшочек с вершочек

Скажи нам, дружочек,

Что сбудется, станется

Плохое пусть останется.

Ребенок открывает горшок, а там

1. Ножницы детские – парикмахер

2. Сантиметр – портной

3. Книжка – писатель, учёный

4. Муз. инструмент – музыкант

5. Краски – художник

6. Градусник – врач

7. Машина - водитель

8. Монета – бухгалтер, кассир, банкир.

(Гадание по профессиям с шутками - прибаутками комментирует Хозяйка).

Медведь: Сито-решето есть у меня, да не простое, а волшебное!

Кто предмет оттуда вынет, свою судьбу узнает!

(Дети гадают – достают предметы из сита, наполненного пшеном. Медведь комментирует).

Хозяйка: Ну, порадовали! Ну, повеселили! Как же вас не приветить! Как же вас не одарить!

Колядовщик: Ну, хозяйка, дорогая;

Мы тебя повеличали,

Святки мы с тобой встречали.

Принесли тебе звезду,

Привели и коляду.

1 ряженый: За привет, за угощенье примите наше поздравленье!

2 ряженый: Наделил бы вас Господь и житьём, и бытьём, и богатством во всём!

3ряженый: И дай Бог вам, господа, здоровья на долгие года!

Хозяйка: Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всем не сказать.

Вечер наш прошёл на славу.

В Святки любо поиграть!

Всем спасибо от хозяйки

За улыбки и за смех,

И за игры, и за пляски,

Благодарствуем мы всех!

Хозяйка выносит из домика поднос с угощениями.

Хозяйка: Всем кто нас видел,

Всем, кто нас слышал,

Доброго здоровья и низкий поклон.

Под музыку дети уходят из зала.

Звучит частушечный наигрыш.
Живописная процессия с топотом и частушками входит в зал. Ряженые ведут медведя и козу.
Коляловщики:
- Эй, хозяева, слезайте с печки, зажигайте свечки!
- Коляда пришла, отворяй ворота!
- Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой! Мир дому вашему, пирогов вам с кашею!
- Шли было мимо, да завернули до дыма!
- Может, вы гостям и не рады, да не выгоняйте за ограду!
- Пришла Коляда накануне Рождества!
- А с ней и мороз через тын перерос.
- Мороз не велик, да стоять не велит.
- Как на улице мороз примораживает нос!
- Не велит долго стоять, велит скоро подавать!
- С Рождеством Христовым!
Колядовщики поют народную песню «Дудочка дуда».
Дудочка дуда,
Ты где была? На барском дворе.
Чего делала? Коней пасла.
А где кони? За ворота ушли.
А где ворота? Водой снесло.
А где вода? Быки выпили.
А где быки? В тростник ушли.
А где тростник? Бабы выжали.
А где бабы? За мужьями ушли.
А где мужья? Пошли сено косить.
Зачем сено? Коров кормить.
Зачем коров кормить? Молочко доить.
Зачем молочко? Маслице сбить.
Зачем масло? Коляду испечь.
Зачем коляда? Гостей угостить!

Хозяин. Пожалуйте, гости! Я вас дожидался! Прошу в дом мой просторный.
Хозяйка. Мои сдобные лепешки Не лезут в окошки. Проходите, гости дорогие! Чаю испить, в игры играть, На будущее погадать — начать!
Колядовщики исполняют народную песню «Ой, мороз, мороз!».

Хозяин. А это вы кого с собой привели?
- Это козочка-коза и медведь!
Ряженый. Расступись, народ честной, Идет козочка со мной. Вот девка-козуля, Рождественская бодуля!
Водит козу.
Куда коза хвостом — там жито кустом. Куда коза ходит - там жито родит. Куда коза ногою - там густо копною. Куда коза рогом — там жито стогом.
Коза. Сейчас как дам рогом, Будешь за порогом!
Коза бегает по залу, по сцене, бодается, набегавшись, падает.
Хозяйка. Ну вот, коза уморилась и спать завалилась. Пока коза отдыхает мы споем да поифаем с залом!

Под веселый наигрыш народной песни «Коробейники» идет игра.
Игра «Музыкальный веник».
Хозяйка. Кину веничек сейчас -
Все должны пуститься в пляс
Пока музыка играет, вы передаете веник по кругу.
Музыка прекращается - у кого веник остается, тому приз наш достается!
Победителю вручается березовый веник.

Хозяйка. Молодец, боярыня (боярин), Веничек тебе мы дарим - в русской бане косточки попарить и здоровьице поправить!
Хозяин. Ну что, хватит пока песни петь да играть!
Будем праздник продолжать! Помните, как у Жуковского в поэме «Светлана»:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…
Сейчас все загадывают желание, хорошо? А теперь узнаем, сбудется ли оно у вас.
С завязанными глазами надо сесть на стул. Если это игроку удается, то и желание его в Новом году исполнится.

Ряженый. Хозяин дорогой, а что это у тебя хозяйка невесела?
Хозяин. Глупый ты человек! Аль не смекаешь? Понравиться, вишь, вам, молодым хочет!
Ряженый. Да сколько ей годков-то?
Коли больно молодая, так я не возьму,
Чай, деда моего махоньким помнит?
Хозяин. Что ты еще, братец! Баба, вишь, молодая.
Ряженый. Бабе твоей, наверное, два ста без десятка? А плясать ещё может?

Звучит общая плясовая. Хозяйка пляшет и падает.
Хозяин. Ой, хозяйка моя Работящая была! Желанная моя, красотка моя, Принцесса ты этакая!
Хозяйка (вскакивая под частушечный наигрыш). По селу пойдем,
Что-нибудь да сделаем: Окна, двери заколотим Да замок приделаем!
Ряженые:
- Спасибо за приветствие! Счастья и здоровья!
- Спасибо этому дому, пойдем к другому!
- С праздником, с Рождеством Христовым!

Катаева Марина Алексеевна,

музыкальный руководитель

МБДОУ «Путинский детский сад»

Сценарий праздника

«Гуляют ребятки в Рождественские святки»

(Старшая и подготовительная группы - 2018 г)

Цель:

Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Продолжать знакомить детей с обрядом колядования на Руси.

Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневной жизни;

Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Действующие лица:

Коляда- муз.руководитель в народном костюме Катаева М.А.

Хозяйка- воспитатель Печёнкина Г.И.

Дядька Николай-воспитатель Солодянникова Т.С.

Хозяйка Акулина-воспитатель Бузмакова Н.В.

Колядовщики- дети старшей и подготовительной групп.

Оборудование: 3 домика, печка, столик, свеча, тарелки 6 штук для гадания, звезда на шесте, угощения для детей, мешок, лай собаки в записи, метла, шумовые музыкальные инструменты, платочки.

Ход праздника.

Под музыку (аудиозапись) "Коляда да Коляда-то" дети подготовительной и старшей групп с воспитателями входят в зал. Встают в две шеренги напротив друг друга.

Воспитатель подг.гр.: Все на святки, все на святки,

Все пришли сюда ребятки.

Вы не слышали ребятки

Что это такое –святки?

Что ж, придётся рассказать

И, конечно показать!

Воспитатель ст.гр .: Праздник этот самый длинный.

Он весёлый и старинный.

Наши предки пели, ели,

Веселились две недели.

Воспитатель подг.гр. : От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье,
Пели разные Колядки,
По дворам ходили в Святки.

Воспитатель ст.гр. : Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас,

Встретим мы его у нас!

Звучит весёлая музыка, воспитатели замечают мешок.

Воспитатель подг.гр.: Ой! Откуда здесь такой большой да красивый мешок?

Воспитатель ст.гр. : С чем мешок-то?

Воспитатель подг.гр.: А давайте развяжем да посмотрим!

Развязывают мешок, из него выскакивает девочка Коляда.

Коляда: Я –Коляда, гостья жданная,

Гостья в каждом доме желанная.

Каждый год издалека прихожу.

Прямо с неба по золотым мосточкам перехожу.

Всем, кто меня встретит да приветит,

Добра пожелаю, да всем пожелаю.

Коляда: Красны девицы и добры молодцы!

Собирайтесь и наряжайтесь – на колядки со мной отправляйтесь!

Коляда (поёт) Как пошла Коляда вдоль по улице гулять!
Вдоль по улице гулять-с Рождеством поздравлять!

Дети с воспитателями:

Коляда, Коляда,

Где ты раньше была?

Коляда: Я во поле ночевала,

Теперь к вам пришла!

Разбирайте бубны, ложки,

Колотушки и гармошки.

Будем кругом мы ходить,

Коляду заводить.

Воспитатель подг.гр. : Пойдём с нами по дворам колядовать

Там живут люди богатые

Все добро гребут лопатою!

Глядишь, и нам чего-нибудь достанется.

Под музыку колядовщики идут по кругу друг за другом с колядками и подходят к избе, стучатся в двери и поют колядки.

Колядка : Колядка:

Коляда - маляда, Коляда, Коляда, подай пирога.

Прикатила молода Не подашь пирога, то корову за рога,

Мы нашли Коляду А подашь пирога- целый двор живота!

Во широком во двору Кто подаст лепешки – золоты окошки,

Давай подавай, неси целый каравай!

Коляда: Скок на крылечко,

Бряк во колечко,

Дома ли хозяйка с хозяином?

Колядовщикам никто не открывает. Они снова стучатся и поют колядки.

Колядовщики: Пришла Коляда накануне Рождества

Дайте коровку, масляну головку,

А дай бог тому, кто в этом дому!

Наделил бы вас господь

И житьём, и бытьём, и богатством!

Эй, дядька Мирон,

Выноси добро во двор!

Как на улице мороз

Подмораживает нос.

Велит скоро подавать

Или тёпленький пирог,

Или маслице, творог.

Или денежку копьём,

Или рубль серебром.

Воспитатель: Наша хозяюшка-то во дому

Что оладушек в меду.

А её деточки-что конфеточки,

А её муженёк – что на пальце перстенёк!

Все хором: С Новым годом! С Новым годом! С.Рождеством!

Коляда: Чтоб поросятки водились!

Чтоб горшки не бились!

Чтоб мука была в амбаре!

Чтобы жили как бояре!

Счастье да любовь, да совет на долгий век!

Все вместе: Впустите в дом, угостите ладком.

Коляда: Никто не открывает, видимо дома нет никого, пойдёмте

Колядка: Уродилась коляда накануне Рождества!

Открывайте окно, запускайте Рождество!

Ой, Коляда, Колядица моя!

Ой, Коляда, Колядица моя!

Уж ты, тетушка, подай, ты, лебедушка, подай!

Курочку с хохолком, петушка с гребешком!

Ой, Коляда, Колядица моя!

Ой, Коляда, Колядица моя!

Играет музыка. Дети делают круг и останавливаются перед домом. Поют колядки.

Поют: Овсень, овсень, гулял по всем.

По закаулочкам, по проулочкам.

Кому песни поём, тому сбудется,

Тому сбудется, не забудется.

Коляда: Выходи, хозяин, выходи боярин!

Принимай гостей со всех волостей!

Колядующие стучат в окно. Колядовщики (говорком).

Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.
С праздником! С Новым годом, со всем родом!
Открывайте сундучок - доставайте пятачок!
Никто не выходит. Слышно лай собаки.

Коляда: Может крепко спит дядя Николай? Давайте ему ещё колядку

Поют: Коляда-маляда,

Приходила молода.

Мы нашли коляду

Во широком во двору.

Выходит, потягиваясь, дядька Николай.

Дядька Николай: Кто тут орёт, спать не даёт?

Дети хором: Это мы колядовщики. Мы пришли поздравлять, хозяев

величать.

Дядька Николай: Ишь чего надумали, по дворам ходить, людей добрых тревожить. Сидели бы дома на печке, мороз-то какой. Уходите прочь! (уходит в дом) .

Коляда: Хозяин, слезай с печки, доставай свечки,

Открывай сундучок, доставай пятачок,

Нам славить некогда, мы озябли.

Дядька Николай: Я вам озорникам, угощенье-то приготовлю, уж я вас угощу.

Разгоняет всех метлой.

Коляда: Уж ты Коля –Николай

У, жадина-говядина!

Чтоб тебе ни кола, ни двора, ни куриного пера.

Сиди дома, не гуляй.

В тёплом местечке, с бабушкой на печке. (смеются)

Коляда: Пойдёмте под другим окошком поколядовать немножко.

С колядками уходят.

Коляда: Ой, что-то мы замёрзли. Пойдёмте к тёте Акулине погреться.

Идут с колядками по кругу.

Дети подходят к дому тетушки Арины. Останавливаются у дома, стучат.

Все.
Тетушка Арина, пусти погреться!
Тётушка Арина: Милости прошу, люди добрые, проходите!
Будем вечер коротать, песни петь да плясать.

Ребенок: Уж ты, тётушка, подай,

Ты, лебёдушка, подай!

Ты подай – ка пирог,

С рукавицу широк!

Подавай, не ломай

И начинку не теряй!

Ребенок: Подавай и каши –

Золотые чаши.

Или ступу молока;

Или блюдо киселя,

Или хлеба ломтику,

Или денег полтину!

Ребенок: Наша – то Коляда –

Ни мала, ни велика!

Она в дверь не влезет,

В окно не въедет.

Не ломай, не считай,

Весь пирог подавай.

Хозяйка: Пироги достанутся наши лишь тому, кто споет и спляшет.

Девочки вместе с Колядой собираются в кружок,

шепчутся, потом разбегаются и объявляют: «Частушки».

Заиграй-ка, балалайка, Эй, топни, нога,
Балалайка - три струны! Топни, правенькая.
Подпевайте, не зевайте, Я плясать пойду,
Выходите, плясуны. Хоть и маленькая!

Не хотела я плясать, По деревне я шла
Стояла и стеснялася, И Ванюшу видела,
А гармошка заиграла - Под кустом сидел и плакал -
Я не удержалася! Курица обидела!

Я маленькая девочка, Мы всегда везде такие -
Я в школу не хожу, Утром, вечером и днем,
Купите мне сандалики, Потому что мы частушки
Я замуж выхожу. Развеселые поем

Раздайся, народ, У частушки есть начало,
Меня пляска берет; У частушки есть конец,
Пойду, попляшу, Кто частушки наши слушал,
Себя людям покажу. Прямо скажем - молодец!

Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а девочки помахивают платочками.

Коляда: Тётушка Акулина, а не пора ли колядовщиков в избу пригласить?

Прикажите, не держите, наших ножек не знобите.

Акулина: Приглашу, коли загадки наши отгадаете.

1.Старик у ворот тепло уволок,

Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз)

2. Скатерть бела

Весь мир одела. (Снег)

3.Шёл я по тюх-тюх-тю,

Нашёл я Валюх-тюх-тю.

Кабы не эта Валюх-тюх-тя

Съела меня тюх-тях-тя!

(Дети не могут отгадать, Акулина говорит, что он просто пошутил.

И приглашают всех к себе в гости.)

Акулина: Садитесь, садитесь, гостюшки!

Гостите, сколько хотите.

В этот праздник такой долгожданный и прекрасный, всегда пекли пироги. Но сначала нужно замесить тесто. Раз - два, раз - два, начинается игра!

Игра «Тесто» (под русскую народную мелодию)

Правила игры: дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота». Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит: «Готово тесто!». Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается с этой парой.

Акулина: Коляда, коляда, ты не хочешь пирога?

Коляда: Хочу.

Акулина: Ну что, тесто готово, давайте стряпать пирог.

Игра «Пирог »(под русскую народную мелодию)

Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга.

В середине – водящий «пирог».

Все поют: Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мягошенький,
Режь его, да ешь.

После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».

Акулина: Пирогов напекли, а не хотите ли вы погадать да судьбу свою узнать?

Коляда. Да, в Рождество самым интересным делом было гадание.
Без гаданий – что за святки? Погадаем-ка, ребятки!

Акулина: Святок не бывает без гаданий. Для девушек в этом главный смысл святочных вечеров. Сейчас я зажгу свечу. Она всю недобрую силу гонит. Она от сглазу спасает, из нутра нашего всю гниль выводит. Погадаем на тарелочках. Давайте же девочки, выбирайте себе тарелочку.

(Под чашками лежат карточки с изображением мышки, саночек, лопаты, нитки, петушка, капусты).

Акулина: (водит руками над тарелочками и приговаривает)

Суженый, ряженный, приди меня разувать.

Умой меня, причеши меня.

(Хозяйка вытаскивает картинку из этой чашки и говорит, показывая её, что ждёт обладательницу этого гадания).

Мышь. Мышь пищит,

100 рублей тащит

Кому спели, тому добро. (К богатству)

Нитки. На лавочке сижу,

Длинные нитки вожу,

Ещё посижу, ещё повожу. (К долгому девичеству)

Петушок. Рылся кочеток на завалинке,

Вырыл кочеток да жемчужинку.

Кому мы спели, тому добро. (К счастью)

Саночки. Саночки – самокаточки,

Куда поглядят,

Туда и покатят.

Кому спели, тому дорога. (К дороге)

Лопата: За рекой мужики живут богатые,

Гребут золото, да всё лопатою.

Кому песню поём, тому добро,

Тому сбудется, не минуется. (К богатству)

Капуста. Секи, мать, капусту,

Пеки пироги,

Тебе будут гости.

Ко мне женихи. (К замужеству)

Цель праздника для педагога:

1. Развитие художественно-творческих способностей ребенка.

2. Формирование представления о культуре народного творчества и народных промыслах.

Цель проведения праздника для школьников:

1. Знакомство с традиционными обычаями и обрядами святочного периода.

2. Закрепление знаний об играх, хороводах, плясках святочного периода.

3. Обучение основам работы с тестом и изготовление рождественных фигурок из теста (козуль).

4. Освоение традиционного пения.

Место проведения: большой свободный класс.

В мероприятии принимают участие педагог, двое ведущих, учащиеся (дети). Вступительное слово представляет педагогу.

Ход мероприятия

Рассказ педагога об истории промысла изготовления рождественских пряников, тесно связанного с празднованием святок на Руси.

С 7 по 19 января - период празднования зимних святок в традиционном народном и православном календаре от Рождества до Крещения. Это время на Руси отмечено как одно из самых веселых, радостных и шумных. В деревнях, селах и городах ходили по дворам колядовщики с новогодними поздравительными песнями-колядами, получали за песню угощение - пироги, блины, пряники. Чтобы обеспечить благополучие, плодородие в наступающем году, по традиции хозяевам следовало устроить радостную, приветливую встречу. Все поздравляли друг друга с Новым годом особым способом - песнями, пожеланиями каждому здоровья и добра. Соседи, родственники, дети ходили из дома в дом под видом сеятелей, бросали горсть зерна в красный угол и пели:

Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю,

Со скотом, с животом,

С малыми детушками!

С первого дня Рождества ходили «христославы» по дворам с нарядно украшенной звездой на большом шесте и пели рождественский тропарь или поздравительные песни, за что тоже получали дары в виде хлеба, что обеспечивало плодородие в будущем году.

Две недели не прекращались святочные игрища, где молодежь (отдельно дети) устраивала хороводы, пляски, игры. Обязательно на святочных вечерах появлялись люди в масках, в особой одежде, которых называли «ряженые». Любимыми персонажами ряженых были медведь, коза и лошадь - символы плодородия и благополучия. Ряженые устраивали импровизированные сцены из жизни, всех смешили, хулиганили. В дома также приходили бродячие актеры - кукольники, которые устраивали вертепные представления: «Поклонение Христу- младенцу», «Смерть царя Ирода».

Девушки в период святок, особенно в последние вечера перед Крещением, загадывали на женихов, на свадьбу, пели подблюдные песни:

Кому поем - тому с добром,

Кому сбудется - не минуется.

Традиционной, неотъемлемой частью святочного периода была обрядовая кухня, изготовление рождественских пряников, козуль, коровушек.

В Архангельской области было принято печь пряники, которые называли «козули». Самые древние холмогорские и мезенские козули - из черного теста, иногда расцвеченные белым.

Холмогорские по виду напоминают оленя. Из теста вылеплена фигурка оленя, на голове куст рогов ветвистых, на рогах яблоки, на яблоках птички, сделанные из белого теста. Размер такого оленя мог быть от 5-6 вершков (вершок - 4,4 см). Поменьше размером козули делают без яблок на рогах, а только с птичками. Пекут козули и меньше - в один вершок, и они похожи на фигурки коров, коней (иногда с всадником), почти как фигурки из каменного века.

Мезенские козули плоские. Раскатывают тесто длинной лентой толщиной в половину карандаша и сворачивают в соответствии с замыслом.

Архангельские козули пекут из пряничного теста, режут железными формами (силуэтами) и украшают цветной глазурью. Металличесие формы хранились долго в семьях, передавались из рода в род. Этим пряникам примерно 200 лет. Размер этих козуль был от 1,5 до 10-12 вершков, а стоимость - от одной копейки до рубля, иногда и до 10 рублей.

Перед Рождеством козули заполняли рынок. Огромное количество их рассылалось по России и за границу.

Наиболее древние формы пряников - звезда, ангел, пастух, корзина с дарами, птицы, близкие к человеку животные, елка, олень с санями. Более поздние - амазонки, извозчик, собака с дудкой, кошка, пароход, паровоз, велосипедист.

Исследователи народного искусства находят связь между мучными фигурками и новогодним культовым жертвоприношением. Наиболее древними были образы коня, птицы, а также оленя. Конь - символ солнца, небесный олень - олицетворение нарождающейся жизни, в данном случае нарождения солнца, которое от зимы поворачивает к лету.

Сейчас это ремесло существует как домашнее творчество: выпекают пряники по обычаю в канун рождества как подарок и лакомство для близких.

Сегодня вы узнаете только часть святочного действа - обряд колядования, обряд дворов с «засеванием». Мы изготовим рождественские козули из теста, заведем святочные хороводы, пляски и игры. Итак, начинаем наш праздник.

(Дети, одетые в русские народные костюмы, рассаживаются, готовятся.)

Ведущие: Поздравляем с наступившим Рождеством!

(Исполняют святочную поздравительную песню.)

Как на речке, на Иордане,

Щедрый вечер, добрый вечер,

Добрым людям, на свят вечер,

На здоровье.

Мать Мария ризу мыла,

Щедрый вечер, добрый вечер,

Добрым людям, на свят вечер,

На здоровье.

Помывши, ризу повесила

На калину, на малину.

Да слетели два ангела,

Взяли они ризу на крылышки,

Понесли они ризу в поднебесье,

Все небеса растворилися,

Все святые суклонилися.

Педагог: Когда отмечаются зимние святки на Руси?

Педагог : Что такое Рождество?

Дети: Это большой праздник, посвящен он рождению Иисуса Христа.

Педагог : Какие события происходят в святочные недели?

Дети: Ходят по дворам колядовщики с поздравительными новогодними песнями, колядами, одаривают колядовщиков хлебом (пирогами, блинами, пряниками).

Педагог: Что еще значительного бывает в это время?

Дети : В Новый год по старому календарю (с 13 на 14 января) «засевают» хозяев зерном для того, чтобы был урожай в новом году.

Педагог : Кто такие «христославы»?

Дети : Это люди, которые ходят с наряженной звездой, распевают Рождественский тропарь и славят Рождество.

Педагог: Что такое вертеп?

Дети: Это рождественский кукольный спектакль. Вертепщики разыгрывают разные сцены из истории рождения Христа.

Педагог : Кто такие ряженые?

Дети: Это люди в масках, переодетые в зверей. Любимые персонажи ряженых - медведь, конь, коза.

Педагог : Какие большие праздники бывают на святки?

Дети: Рождество, Новый год, Крещение.

Педагог : Что бывает на Святое Крещение?

Дети : В Крещение освящают воду и святят этой водой все углы в доме и окропляют освященной водой всех членов семьи. Крещением заканчиваются святки.

Педагог: Какая обрядовая еда существует на святки?

Дети: Рождественские пряники.

(Первый ведущий выставляет фигурки - пособия на стол.)

Ведущий 1: Сейчас каждый из вас получит кусочек теста, и мы попробуем с вами слепить два пряника. Тесто - это будущий хлеб, поэтому относиться к нему надо уважительно, бережно.

Ведущий 2: Кусочек теста берем в руки и начинаем его катать в ладошках. Передадим ему тепло наших рук. Катаем шар гладкий, без морщинок. Лепим любое домашнее животное: корову, коня, бычка, свинку, оленя, птичку - по выбору.

Педагог: Начинаем лепку с ножек. На шаре делаем 4 защипа, вытягиваем шейку. У каждого животного есть свои отличия. У коня - длинные ноги, грива; у оленя - большие ветвистые рога; у свинки - пятачок; у козла - рога, борода. Птица выделяется собенно. Ее лепят по форме ладьи и обязательно с птенцами или яйцами. Для оформления этих элементов используем ножик, палочки. Готовые фигурки устанавливаются на противень.

Второй вид пряника - он тоже древний, называется «мезенские козули». Делали их в селах, расположенных на реке Мезень Архангельской области. Операция по скатыванию повторяется. Затем кладем его на стол и двумя руками раскатываем длинную колбаску. Она должна быть одной толщины. Закручивать фигурку начинаем с середины на столе. Наиболее распространены были звезда, дом, церковка, восьмерка (как символ бесконечности), улитка, олень, корова, кошка. Пряники кладем на другой противень.

(Пока изделия детей выпекаются в духовке, педагог настраивает ребят на обряд колядования.)

Педагог: Берем с собой корзины, мешки, надеваем маски и отправляемся с пением поздравительных песен-коляд.

Дети:

Коляда, коляда!

Пришла коляда

Накануне Рождества,

Коляда, коляда.

Мы ходили, мы искали

Коляду святую.

Мы нашли коляду

У Ивана на дворе.

Иванов двор - железный тын.

У Ивана на дворе три терема стоят.

Что в одном терему - красно солнышко,

Во втором терему - что ясен месяц,

Что во третьем терему - часты звездочки,

Часты звездочки - малы деточки.

Кто хлеба дал - у того рожь густа,

И умолотиста и уколотиста.

Давай вам Бог двенадцать коров,

Тринадцать бычков.

Они на поива идут - они помыкивают.

Они с поива идут - они поигрывают.

Еще в поле - то приростки,

На гумне - то примолотки,

На столе спорынья,

Рождеству - ворота.

Коляда, коляда!

(За песню ребят одаривают сладостями, подарками. Все наколядованное они складывают в корзины и мешки для общего обрядового стола. Ребята достают из карманов, мешочков зерно (или крупу) и начинают «обсевать» хозяев, приговаривают.)

Дети:

Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Со добром, с животом,

Со богачеством!

(Обойдя таким образом все классы и кабинеты, дети возвращаются в свой класс, и здесь за накрытыми скатертями столами, за самоваром состоится пир - очень важная часть обрядового святочного действия.)

Ведущий 1 : Чем обильнее угощение на столе - тем богаче в новом году будет урожай хлеба - ржи, пшеницы, здоровее будет скот, будет приплод у коров, коз, будет счастье в новом году.

Ведущий 2 : Пряники-козульки в духовке испеклись, лежат на столе и душисто пахнут. Надо нам всем вместе сесть и съесть эти пряники. Раньше хозяйка обязательно одну-две испеченные фигурки оставляет в красном углу под иконами, где они лежали до первого выгона скота в поле. Высохший пряник размачивали в воде и скармливали скотине. Остальные пряники раздаривались родне, гостям.

После угощения ребята переходят в зал для следующего святочного действа - праздника, в который входят игры, хороводы, пляски святочного цикла. Вот некоторые из них.

1. Хороводная Вологодской области.

Как у наших, у наших, у наших у ворот,

Ой, ляли, у ворот, ой, ляли, у ворот,

Стоял девок, девок, девок, хоровод.

В хороводе, в хороводе были мы,

Увидали, увидали, увидали парочку.

Встань парочка, парочка, парочка, прибодрись,

Хоть немножко, немножко, немножко, потанцуй,

Кого любишь, кого любишь, кого любишь поцелуй.

В хороводе ходит парень, выбирает по тексту девочку, они танцуют. В конце песни парень 3 раза целует ее, затем выходит другая пара и хоровод начинается сначала.

2. Святочная игра Вологодской области «Золото хороняла».

Золото хороняла,

Чистое хороняла,

Я ухоронила, я уборонила,

Порохом засыпала,

Сметьем замела,

Призакружевело,

Призаиндевело.

Гадай, гадай, девица,

Через поле идучи,

Косу руссу плетучи,

Увеваючи, уплетаючи.

Пал, пал перстень

В калину - малину,

В черную смородину.

На кой ручке перстень?

На правой ручке,

На левом мизинце.

Ходит водящий с колечком в руке, остальные участники игры сидят, сложив ладошки. Водящий прячет колечко у одного из игроков незаметно для всех. Второй водящий должен угадать, у кого кольцо.

3. Плясовая игра Вологодской области «Растяпа».

Дети становятся парами в линию по типу «третий лишний». В игре должен быть один лишний игрок. Когда зазвучит плясовой наигрыш на балалайке или гармошке сначала пойдут плясать те, кто оказался впереди и лишний. Стоящие вторыми называются «домики». Они могут поднять руки в виде крыши и должны стоять на месте. Вдруг наигрыш обрывается, и тогда пляшущие должны занять себе «домик». Кто останется без домика, тот и будет «растяпой».

В первый раз так: «Раз, два, три - растяпа ты!»

Во второй раз так: «Раз, два, три, четыре, пять - растяпа ты опять!»









2024 © rukaraoke.ru.