Семья и брак. Семья как социальный институт. Что такое брак: определение видов и форм брака


Брак на протяжении веков пережил много испытаний. В современном мире браки заключаются во всех частях света, а его история насчитывает не одно тысячелетие. Значение брака и семьи в жизни каждого члена общества нельзя переоценить. При этом каждое новое поколение постигает смысл брака заново.

Учение о семье формируется в обстоятельствах многоликости семейных структур и многообразия взглядов людей о семье и браке. Любой житель нашей земли считает себя осведомленным в сферы брачно-семейных взаимоотношений. Общество крайне охотно ведут беседы о влюбленности, браке, детях, родственниках со стороны супруга и супруги, разделяются друг с другом "рецептами" решения семейных трудностей. Педагог либо психолог также имеют личной концепцией семьи, которая время от времени имеет возможность не согласовываться с их профессиональной позицией. Увеличение повседневных познаний и отбор надёжных академических прецедентов связаны общей целью: осознать, каковым способом гарантировать устойчивость института брака и семьи, как сделать семейную жизнедеятельность успешной и благополучной.

В сознании обычных людей понятия "брак" и "семья" равны. В научной деятельности их принято разделять. Брак является отражением социально-правовых аспектов семейно-родственных взаимоотношений. Он представляет собой общественный институт, который регулирует взаимоотношения между супругами. Супруги рассматриваются в браке не только как личности, но и как граждане государства. Социальная сторона брака обуславливается и в публичной форме его заключения, и в контролируемом обществом выборе брачных партнеров, и в праве наследования семейного имущества детьми и родственниками.

Философский энциклопедический словарь описывает брак исторически обусловленной, санкционируемой и регулируемой обществом формой отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающую их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Санкционируя брак, общество берет обязательства по охране брака и налагает на партнеров ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, другими словами - за будущее семьи. Общество может оказывать материальную помощь семье, что является составной частью социально-демографической политики любого государства.

Большой профессионал в сферы социологии семьи А.Г. Харчев осознавал брак как исторически меняющуюся общественную форму взаимоотношений между мужчиной и женщиной, с помощью которой общественность упорядочивает и санкционирует их сексуальную жизнедеятельность и определяет их брачные, родительские полномочия, прямые обязанности.

С.И. Голод сосредоточивает интерес на то, что брак предполагает собою в полном исторически многообразные механизмы общественного регулирования (запрет, традиция, обычай, вера, возможность, мораль) сексуальных взаимоотношений среди мужчиной и женщиной, что ориентировано на сохранение непрерывности существования. Общественное предназначение брака -- воспроизведение. Отсюда необходимо заключение, что однополые союзы -- нелепость, а гомосексуальные взаимосвязи -- действительность. Одновременно с тем, в определенных обстоятельствах общественная задача брака имеет возможность и не осуществиться. Значение брака в ежедневной жизни людей имеет возможность фиксироваться его духовным таинством. Брачные взаимоотношения освящаются церковью, что обозначает их прочность, стабильность, надежность.

В нынешнее время в основной массе случаев брак представляет как свободный союз мужчины и женщины, базирующийся на обоюдной предрасположенности и индивидуальной договоренности, утвержденный в учрежденном законодательством режиме, ориентированный на формирование и поддержание семьи. Вследствие правовой охране семейства и кровнородственных взаимоотношений поддерживается общественная безопасность личности. Тем не менее, не все пары прибегают к юридическому оформлению брака.

Наряду с независимостью заключения брака, имеет возможность существовать и независимость его расторжения, что проявляется в разводе. Вследствие этого к области супружеского поведения принадлежат и действия партнеров, приводящие к сепарации (т.е. постепенному отчуждению супругов друг от друга) и расторжению брака.

В сегодняшнем обществе прослеживается существенная изменчивость модификаций брачных взаимоотношений, создаются союзы, представляющие альтернативами традиционной моногамии.

Понятие "семья" предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Семья - это совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства.

Рассмотрим традиционную формулировку этого понятия, которая встречается в многочисленных справочниках и энциклопедиях. Семья представляет собой важнейшую форму организации личной жизни, вид социальной общности, малую социальную группа, основанную на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т.е. на разносторонних взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Но действительность корректирует данное понимание семьи. Например, развивается так называемый "гостевой" брак, который предполагает раздельное проживание супругов в течение длительного промежутка времени, еще называемый регулярно-раздельным.

А.Г. Харчевым было предложено определение, которое используют многие специалисты. Семья -- это исторически-конкретная система взаимоотношений между мужем и женой, между родителями и детьми, это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Ковалев С.В. при комментировании данного определения, выделяет ряд его важных аспектов.

· со временем семья претерпевает изменения, в зависимости от перемен в самом обществе, но при этом она представляет собой один из социальных институтов отличающихся стабильностью.

· семью законно называют малой группой т.к. она соответствует определению данного базового элемента социума, при этом отличаясь интимно-личностным характером объединения членов общества.

· потребность общества в выполнении семьей репродуктивной и воспитательной функций обуславливает социальную необходимость семьи, данное дает гарантию продолжения существования человечества в целом.

Как социальную группу семью нельзя изучить, исходя только лишь из знаниях о ее членах, взятых в отдельности. Она представляет из себя открытую, постоянно развивающуюся систему, имеющую значительные адаптивные возможности. При этом изменения хотя бы одного элемента системы, например отношения между супругами, отражаются целиком на всей семье.

Отражением системных нарушений являются индивидуальные дисфункции членов семьи.

Если взять точное содержание понятия "семья", то следует понимать, что оно находится во взаимосвязи с определенным историческим и культурным контекстом. Первоначально под понятием "семья" имелось ввиду целиком домашнее хозяйство, функционирующее как один организме, включая людей, живущих под одной крышей или подчиняющихся власти одного человека. Помимо непосредственно семьи, также включались многочисленные родственники, слуги, а также домашние питомцы.

Эти два схожих понятия часто используют для обозначения одного и того же смысла. Они действительно очень близки, но есть и отличия брака от семьи. Вот некоторые из них:

· семья исторически появилась раньше, а брак начали регистрировать уже с развитием общественных институтов;

· известны разные формы семьи у разных народов и в разные времена, а брак, как правило, подразумевает основу из отношений пары: мужчины и женщины;

· семья часто является более объемным и устойчивым общественным образованием, зато брак - юридический термин и объект. Хотя может быть и такое явление: ушедший из семьи отец разорвал семейную связь с ребенком, но, с юридической точки зрения на брак, эта связь продолжает действовать.

Но такое разделение условно. Дело в том, что окончательной трактовки этих понятий до сих пор нет, и они применяются чаще в качестве синонимов, что практически не вызывает возражений. Дальше в статье мы и будем их употреблять в качестве тождественных терминов.

Основные функции семьи и брака:

1. Репродуктивная. Главный ресурс для развития человечества - новые люди - производится как раз в семьях.

2. Экономическая. Семья - это минимальная единица национальной экономики, ведущая свой бюджет, являющаяся производителем и потребителем.

3. Воспитательная. Брак можно назвать школой, в которой и взрослые, и маленькие люди учатся социализации, получают и отрабатывают опыт в этой сфере.

Формы, или модели брака и семьи

Союз мужчины и женщины может принимать самые разнообразные формы в зависимости от прогрессивности общества и веса в нем религиозных догм. Так, семья или брак может быть:

1. Традиционный брак - подтвержденный светскими и/или религиозными учреждениями, поощряемый обществом. В наибольшей мере урегулирован юридически.

2. Гражданский брак - все отношения как в традиционной семье, но без регистрации. В последнее время все больше приближается к традиционному браку в вопросах юридической защищенности партнеров.

3. Временный брак - заключенный на определенное время, по истечению которого считается расторгнутым. Встречается в некоторых мусульманских странах.

4. Коммунальный брак - это формат для случая, когда партнеров больше, чем два.

5. Гостевой брак - современная тенденция, результат стремления оставить себе только комфортную сторону, удалив все напряженные моменты вроде быта. Партнеры проживают на разных территориях, время от времени встречаются.

6. Свободный брак - когда партнеры договариваются оставить друг другу право иметь личные отношения вне семьи.

В качестве основы и брака, и семьи рассматривается брачная пара, а также другие члены семьи, состоящие с этой парой в родственных отношениях. В большинстве стран есть специальные семейные кодексы. Часто основные догмы построения семейных отношений устанавливаются религией.

В последнее время к услугам тех партнеров, кто стремится к гармонии в семье и браке, появилась целая наука и профессионалы со специальным образованием. Речь идет о психологии брака и семьи. Главный постулат этого направления в психологии в том, что гармоничные отношения могут наладиться только в результате работы над ними обоих партнеров. А семейный психолог поможет решить проблемы семьи и брака.

В современных условиях ослабевает формальная связь общества и семьи. Основу семьи составляет брачная пара, но сегодня существует большое количество семей, в которых супруги не оформляют свои отношения через институт брака. Социологи отмечают, что количество женщин, считающих себя состоящими в браке, превышает количество мужчин. Одним из следствий этого является увеличение числа неполных семей - формальное (или фактическое) отсутствие одного из родителей, наличие "приходящих" родителей (так называемый гостевой брак).

Важнейшими проблемами являются: проблемы добрачного поведения людей в обществе; новые формы семейных отношений (в ряде государств узаконены однополые семьи) и отношение к ним общества; разводы; отношении разведенных супругов и детей; взаимодействие семьи с дошкольными учреждениями и школой; супружеские конфликты и пр.

Согласно исторической традиции в семье должно существовать подчинение детей старшим по возрасту, женщина должна подчиняться мужчине. В настоящее время молодежь все чаще стремится жить самостоятельно и сама выбирает профессию, жизненный путь. Процесс эмансипации женщин привел к появлению трех типов семейных отношений:

Традиционных (роль лидера отводится мужчине; под одной крышей живут несколько поколений);

Нетрадиционных (сохраняется традиционная установка на лидерство мужчины, но без достаточных на то экономических и прочих оснований);

Эгалитарных (семья равных, в которой осуществляется справедливое распределение домашних обязанностей; совместное принятие решений).

Происходят изменения как традиционных ролей женщины, так и мужчины. В социологии семьи активно изучается роль женщины, от позиций которой во многом зависит нравственный климат в семье, ее стабильность и которая сегодня все более активно меняет свою исключительно "домашнюю" миссию на миссию активного члена общества. Социологи фиксируют обратную зависимость между уровнем профессиональной занятости женщин и уровнем рождаемости. На уход за детьми профессионально занятые женщины тратят гораздо меньше времени, чем неработающие. В то же время участие в общественной жизни расширяет кругозор женщины, обогащает ее интеллектуальный и эмоциональный мир, что благотворно сказывается на ее роли матери-воспитательницы. Сегодня предлагаются разные выходы из сложившейся ситуации: вернуть женщину к домашнему очагу (для этого следует оплачивать ее домашний труд); перераспределить функции в семье (оба супруга, работая, в равной степени участвуют в обслуживании и воспитании детей); помочь женщине выполнять двойную нагрузку через всемерное развитие служб быта.

Острой проблемой являются взаимоотношения родителей и детей, представителей младшего и старшего поколений. Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значима ее роль в первые годы жизни ребенка, когда закладывается ряд важнейших социально-психологических черт личности. Воспитание подрастающего поколения - это большой труд, требующий значительных как физических, так и умственных усилий. Важнейшим условием правильного воспитания ребенка является умение родителей мудро донести до детей чувство любви, убежденности в том, что ребенок кому-то безмерно дорог и чувство ответной заботы, умения и готовности детей дорожить близкими людьми.

Изменения в функциях семьи. Современная семья все более становится малодетной. Для воспроизводства населения необходимо, чтобы в обществе было примерно 24% двухдетных семей, 35% - трехдетных, 20% - четырехдетных, 7% - пятидетных и более, 14% - бездетных и однодетных. Сегодня по РФ примерно 90% семей имеют 1-2 детей, что означает падение рождаемости ниже границы простого воспроизводства населения.

Сокращается объем трудовой деятельности, осуществляемой семьей. Семейный труд все более облегчается вследствие использования современной бытовой техники. В то же время сокращение совместной семейной трудовой деятельности может привести к формированию иждивенческих настроений, пренебрежению к труду.

Все более значимой в современных условиях становится эмоциональная, досуговая функция современной семьи.

По некоторым данным, никогда не ссорится примерно около четверти семей. Большинство семей переживает периоды кризисов, обострения семейных отношений. Кризисы семейных отношений могут возникать по разным поводам. Нередко причиной конфликтов являются грубость мужа, пьянство и алкоголизм, измены, угасание чувства любви, упрощение и примитивизм отношений между полами и др.

Социологи отмечают ряд кризисов, соответствующих стадиям развития семьи. Выделяется несколько стадий в развитии семьи: 1-я - стадия бездетности; 2-я - стадия репродуктивного родительства; 3-я - стадия социализационного родительства; 4-я - стадия прародительства. Каждая из этих стадий имеет свои проблемы, кризисы и качественные изменения отношений. На каждой стадии огромное значение имеет уровень культуры людей, их способность и готовность идти на компромиссы и сознательно строить семейные отношения.

Нередко кризис семейных отношений приводит к разводам. Важнейшим негативным итогом развода выступает воспитание ребенка в неполной семье (при отсутствии одного из родителей): полная семья как социальный институт обладает наиболее высоким нравственно-воспитательным потенциалом.

Несмотря на кризисные явления семьи как социального института, ценность ее для большинства людей сохраняется. Изменения представляют собой начало нового этапа в развитии семейных отношений, нового исторического витка в развитии института семьи.

Современный брак и семья находится в наиболее доброжелательных условиях для того, чтобы быть успешным. Общество толерантно относится к желанию людей выбирать нетрадиционные формы семейного устройства. А это значит - больше свободы в поиске своего личного счастья.

Специфика современной семьи в России определяется, по меньшей мере, четырьмя особенностями.

1. Современная семья - это союз, основанный на любви, эмоциональном принятии и на поддержке. Это не означает, что так не было раньше, но сейчас это стало основным критерием. Современную девушку вряд ли удастся выдать замуж или сосватать без ее воли.

2. Переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети). Такая ситуация - результат реализации потребностей в свободе и самостоятельности молодых людей. Но раздельное проживание молодых семей снижает или делает невозможным участие бабушек и дедушек в воспитании внуков. Вместе с тем, на фоне доминирования нуклеарного типа семьи у нас нередко встречаются и "территориально расширенные" семьи. Как правило, у молодых супругов еще нет своей жилплощади, они еще не приобрели полной финансовой самостоятельности, проживают в одной квартире с родителями и в значительной мере полагаются на их помощь.

3. Современная семейная система является достаточно открытой - сегодня легко вступить в брак и также легко развестись. Правовые, этические, религиозные и социально-психологические барьеры как для создания, так и для расторжения брака сведены к минимуму.

4. В современной семье особую роль играет родительство. Принципиально новая, гуманистическая позиция - это отношение к ребенку как к личности, заслуживающей уважения и права на свободный выбор. Сегодня особое значение в родительско-детских отношениях занимают эмоциональная и духовная близость, эмпатия.

Следует особо отметить феномен отцовства. Для современного отца характерно более раннее включение в воспитание - в младенчестве или даже в пренатальном развитии ("школы отцов", роды вместе и т.д.). Отцовская любовь теперь приравнивается к любви материнской. "Отец 21 века" чаще берет на руки ребенка, больше гуляет с ним, общается, причем с удовольствием, таким образом, мы видим безусловно принимающую любовь отца. Также важны ответственность и пластичность современных отцов, готовность к перераспределению ролей в семье.

Кроме вышеперечисленных особенностей можно обозначить такие тенденции развития современной семьи.

1. Падение рождаемости, уменьшение числа детей в семье. А рост однодетных семей означает обеднение эмоциональной сферы и социально-коммуникативных связей ребенка.

2. Появление так называемых "двухкарьерных" семей, где оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации. В двухкарьерных семьях особое значение приобретает вопрос о распределении ролей и власти в семье, вопрос о лидерстве, взаимозаменяемости в распределении семейных ролей, общности семейных и личностных ценностей, а также наличии ресурсов для поддержки семьи в вопросах воспитания детей и помощи в хозяйственно-бытовой сфере.

3. Поляризация возраста вступления в брак - либо очень рано (16-17 лет), либо после 30 лет. В случае увеличения брачного возраста молодые люди, как правило, осознанно не торопятся создавать семью до более или менее сложившейся профессиональной и финансово-экономической основы. В результате часто получается, что они остаются в одиночестве навсегда, особенно женщины. Мужчин меньше (97 мужчин на 100 женщин), на всех женщин их не хватит, тем более - достойных.

4. Все более часты случаи (хотя "неравные браки" были распространены и ранее) увеличения возрастной разницы между супругами до 15-20 лет, причем в том числе и в сторону - жена старше.

5. Проблема вдовства. Решается, если жена - старше. В основном же, женщины переживают своего супруга. Средняя продолжительность жизни мужчины более чем на 10 лет меньше, чем женщины.

6. Большое количество разводов. Примерно 1/3 всех семей пережили развод. А по стрессогенности развод занимает второе место после смерти близкого человека. Полная психологическая реабилитация личности и преодоление негативных эмоциональных последствий развода констатируются лишь спустя 1-3 года после развода.

7. Возрастание количества повторных браков - люди все же ищут свою половину. Отсюда - проблема неродных детей.

8. Рост количества детей-подкидышей, беспризорных детей, отказ от детей в роддомах. Рост детдомов, интернатов и пр.

9. Рост семейно-бытовых "криминальных" ситуаций, преступлений. Обычно - на почве пьянства.

10. Увеличение числа бездетных семей. "Отсрочки" часто обусловлены трудностями в молодости - финансово-экономическими, жилищными, а также задачами завершения образования или осуществления карьеры. Однако, в конечном счете супруги в таких семьях приходят к осознанию недостаточной самореализованности и глубокому личностному кризису. Следует также отметить увеличение количества женщин (а в последнее время и мужчин), не имеющих возможности иметь детей в силу медицинских причин.

11. "Заграничные" браки распространяются все больше. Однако часто уехавшие за семейным счастьем за рубеж, не находят его и там, ввиду личностных особенностей, а также непривычного менталитета "заграницы". К тому же неизбежны ностальгия по родине, отрыв от друзей, родственников, родной природы, культуры и т.д.

12. "Экзотические" семьи (однополые браки, свингерство и пр.) - пока еще в России явление редкое, но уже существующее.

13. Возрастание числа лиц, которые предпочитают альтернативные формы брака: а) одиночество; б) "гражданские" браки; в) материнские семьи - как осознанное решение женщины. "Мать и дитя" - сейчас обычное явление. И даже нескольких детей некоторые современные женщины вырастить могут и без мужа.

Таким образом, учитывая большое число разводов, рост лиц зрелого возраста, не вступающих в брак, появление других форм отношений - все это дает основание сторонникам теории крушения семьи строить мрачные прогнозы о вырождении семьи как социального института.

Однако, за последние годы наметился явный, безусловно положительный сдвиг в пользу выбора семьи как оптимальной формы партнерского союза с целью обеспечения необходимых условий для личностного роста и саморазвития.

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Дистанционного Обучения

Дисциплина:

«Правоведение»

Реферат

Тема:

Понятие семьи и брака.

Кирьянова Анастасия Юрьевна

Курс 3, семестр 5

Форма обучения: дистантная

Москва, 2007 г

· Введение…………………………………………….. …3 стр.

· Основная часть………………………………………....4 стр.

Виды брачного союза. …………………………………………...4 стр.

Гражданский брак – немного истории………………….……..6 стр.

Условия заключения брачного союза…………………….…..11стр.

Обязательно ли регистрировать брак,

чтобы создать семью……………………………………………11 стр.

Семья и дети – статистика и факты……………………….....13 стр.

· Заключительная часть……………………………….15 стр.

· Список использованной литературы………………16 стр.

Понятие семьи и брака.

Регистрация брака и условия его заключения.

«Исторические изменения вырабатывают общие

совершенствования посредством блага отдельных лиц,

семей, народов и государств».

Менделеев Д.И

Введение.

Что такое семья? И что такое брак? Связаны ли эти понятия друг с другом? Бывает ли семья без заключения брака или всегда ли создается семья даже, если есть свидетельство о заключении брака. У каждого взрослого гражданина, несомненно, есть свое мнение в отношении этого вопроса: кто-то считает, что настоящая семья обязательно должна зарегистрировать свои отношения; а кто-то полагает, что в таком быстром течение жизни это просто пустая трата времени.

Что представляет собой семья? Семья являет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Все это приводит к тому, что по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отметил американский социолог Гуд «Мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно».

Есть ли преимущества регистрации брака, только кроме того, что многие модницы могут делать себе прекрасные подарки на годовщину - покупать новые обручальные кольца (новая мода).

Вначале следует разобраться, что означают эти на столько знакомые нам понятия:

Брак - семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. В некоторых государствах (напр., во Франции) при оформлении брака нередко заключается брачный контракт. В Российской Федерации признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (загсах). До 1944 к зарегистрированному приравнивался т. н. фактический (незарегистрированный) брак.

Брак (брачный союз) - постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода. Люди, состоящие в браке, называются супругами или супружеской парой. Мужчина - муж, женщина – жена (согласно Брокгаузу и Ефрону).

Брак (предположительно от глагола брать) или брачный союз - регулируемая обществом (в том числе государством) постоянная связь между мужчиной и женщиной, как правило, основанная на сексуальных отношениях и преследующая цель создания семьи.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья). В современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий и значительное число разводов. Большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их равноправием.


Основная часть.

Виды брачного союза.

Брак и семья – два наиважнейших в нашей жизни понятие, определений которых очень и очень много. В зависимости от культуры того или иного места эти понятия могут различаться, но ясно одно – семья и брак в главном своем значении подразумевают под собой тесные взаимоотношения, в большинстве случаев конечной целью которых является рождение ребенка. Почему в главном своем значении? Потому что супруги также могут и не проживать друг с другом, и, тем не менее, находиться в браке, или же семья может существовать, даже если по работе одному из супругов надо надолго уехать. Но при всем разнообразии взаимоотношений людей брачные союзы можно легко классифицировать:

Церковный брак - освящённый какой-либо церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства, в том числе и Россия, в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГС. В Православии и у католиков бракосочетание составляет одно из Таинств - Венчание.

Морганатический брак - брак между лицами неравного положения. В настоящее время это понятие сохранилось в династических регламентах и законах ряда стран.

Гражданский брак - брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В разговорной речи так часто именуют сожительство и ведение совместного хозяйства без регистрации брака.

Временный брак - в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак и правовые отношения между супругами считаются прекратившимися.

а также еще несколько видов других союзов:

Фактический брак (в российском праве - сожительство) или незарегистрированный брак, часто неправильно называемый «гражданским» - отношения между партнерами-«супругами», не оформленные в установленном законом порядке. Даже при ведении общего хозяйства и/или наличии общих детей признаётся не всеми религиозными направлениями. В СССР юридически признавался в 1926-1944 гг. Согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ, незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей, хотя права детей, рождённых в браке, не отличаются от прав детей, рождённых вне брака. Законодательством некоторых зарубежных стран признаётся на правах конкубината.

Фиктивный брак - притворное оформление брака без намерения создать семью для получения от государства связанных с ним преимуществ. Доказанное отсутствие намерения создать семью в России является основанием для признания брака недействительным.

Полигиния (1+N) - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Конечно, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно, причем возможны градации. В шариате есть ограничение на количество жён - не более четырёх (N≤4). Все остальные жительницы гарема жёнами не считаются, однако у них есть определённые гарантии (от хозяина гарема) признания ребёнка в случае его рождения. Тем не менее их положение существенно ниже, чем у жён, и скорее напоминает рабство.

Полиандрия (M+1) - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов. Следы полиандрии замечены в «Махабхарате» (5+1: Драупади была женой всех братьев Пандавов).

Групповой брак (M+N) - сожительство нескольких женщин (N) с несколькими мужчинами (M). В наше время является формой экспериментов молодежи. В русском языке называется «шведской семьей», хотя сами шведы выступают против такого определения. Ранее многие учёные утверждали, что групповой брак существовал в первобытном обществе при матриархате и предшествовал институту парного брака; в настоящее время эта теория промискуитета считается весьма сомнительной.

Однополый брак (2+0 или 0+2) - сожительство гомосексуальной пары. Во многих странах Запада (Дания, Норвегия, Швеция, Гренландия, Исландия, Нидерланды, Франция, Бельгия, Германия, Финляндия, Люксембург, Новая Зеландия, Великобритания и Северная Ирландия, Чехия, Швейцария с 2007 года), а также некоторых регионах стран Северной и Южной Америки однополые пары могут заключать брак. Некоторые церкви также признают гомосексуальный брак (например, Шведская епископальная). В соответствующих национальных языках и законодательствах используется то же слово, которое переводится на русский язык как «брак»; заключение такого союза порождает сходные с браком юридические последствия. Впрочем, понятно, что из этих последствий есть ряд естественных исключений, поскольку в таком союзе не может быть общих биологических детей (но могут быть приемные). В большинстве стран, в том числе и в России, однополые браки не признаются и не регистрируются.

В науке о семье существует множество подходов и критериев определения семьи как объекта изучения, что вполне согласуется с его сложностью и многокомпонентностью.

Среди семьеобразующих признаков выделяются прежде всего отношения между мужем и женой, родителями и детьми.

В зависимости от того или иного фактора существует множество определений семьи. Самое простое определение, понятное даже на уровне обыденного сознания, звучит так: семья – отношение между супругами, родителями и детьми. Члены этой конкретно-исторической системы связаны родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Понятие семьи предполагает се пространственную локализацию – жилище, совместное проживание. Экономическую основу семьи составляет собственность, совместное имущество, включая жилище, дом, доход, кооперацию домашнего труда, организацию быта и потребления.

Семья – это социально-биологическая общность, основанная на триедином отношении – супружества, родительства, родства. Однако в реальной жизни наряду с конституированными формами существуют фрагментарные семейные отношения: например, отделение взрослых детей от родительской семьи; распад полного семейного союза вследствие болезни, смерти, развода; семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством, и т.д. Семьи с триединством названных отношений считаются основным типом семьи, при этом ядром семьи является супружеская пара. Семейные объединения, не имеющие всех трех признаков, принято называть семейными группами, отличающимися фрагментарным характером.

Семейная группа – это объединение людей, проживающих совместно, ведущих домохозяйство, связанных между собой только родством, родительством или супружеством.

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства.

По критерию социального положения супругов семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенные, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Для более детальной характеристики гомогенности или гетерогенности семьи учитываются национальные, возрастные, профессиональные, образовательные и другие признаки.

Большинство семей имеют брачную форму. Брак – общественная санкция, определяющая форму семьи, принятую в данном обществе. Брак отличается историческими, традиционными и национальными особенностями, обычно юридически закрепленными. Брачные установления позволяют обществу упорядочивать и санкционировать формы семейной жизни.

Реальный семейный союз может иметь внебрачную форму, незафиксированную обществом, – внебрачная семья .

В строгом смысле слова семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей. Семья в брачной и внебрачной форме является единственным социальным институтом, в котором происходит рождение новых поколений, благодаря чему формируются основные социальнодемографические процессы и происходит передача традиционной информации от родителей к детям, во все времена и у всех народов.

За последние десятилетия получила развитие этнология – социальная антропология, раскрывшая многие тайны происхождения человека и отношений между полами. Как бы ни менялись исторические времена, репродуктивная функция неизменно проходит через вековое развитие человечества, составляя фундаментальное условие его существования.

Социальные отношения на протяжении истории формируют разные формы общения между мужчинами и женщинами, разнообразие которых составляет историю семьи (напомним, что семья подразумевает реальные отношения между супругами, родителями и детьми). В истории человечества не было общества, которое не регулировало бы отношение между полами, не навязывало им определенные формы и нормы полового общения. Это обстоятельство имеет самое простое объяснение – необходимость сохранения самого общества через воспроизводство поколений, вплоть до современной демографической политики.

В научной литературе о семье не имеется обоснованных сведений происхождения слова "семья". Этимологический метод раскрытия известных всем понятий может принести много уточняющих сведений, касающихся истории семьи. В словаре С. И. Ожегова семья определяется как группа живущих вместе родственников . В толковом словаре В. И. Даля сказано, что само слово "семья" – древнерусского происхождения, обозначающее "челядь", "домочадцы". В восточно-славянских языках это слово связано с понятием территориальной общности. Несомненна связь слова "семья" с древнерусскими понятиями "семя" – "потомство и "семьиться" – "сходиться", "скопляться" .

Прямым свидетельством тесной связи семейных отношений с обществом является институт брака. Брак – это общественная санкция, определяющая социальный механизм организации отношений между полами. Он предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами. Брак – законный союз мужа и жены, супружество .

По определению В. И. Даля, супружество – это сопряженные браком муж и жена . Многие задаются вопросом, почему слово "брак", означающий супружество, буквально совпадает с понятием, характеризующим недоброкачественный продукт, не соответствующий стандартам. Немецкое слово "брак" – изъян – является омонимом тождественного по звучанию, по отличного от него по смыслу слова "брак", означающего супружество.

Слово "брак" у древних восточных славян означало "празднество", "женитьба", "свадьба". Исходной формой является восточнославянское borkъ – "брать", "браться", "вступать в брак" .

Половые отношения и рождение детей возможны без брака и вне брака. Брачные отношения включают в себя половые, по никогда к ним не сводятся. Брачный союз обязательно фиксируется обществом, получая от него определенные гарантии безопасности. Внебрачные отношения полностью зависят от межличностного взаимодействия.

В последнее время в нашем обществе появилось понятие "гражданский брак", подразумевающее внебрачное сожительство. Это несуразное представление плохо объяснимо. Гражданский брак отличается от любого религиозного обряда, включая венчание, и является актом гражданского состояния, т.е. подразумевает фиксируемое супружество.

Семья базовое условие существования общества, поэтому существует фамилистическое измерение истории.

Феноменологический подход к осмыслению семьи открывает ее противоречивую сущность, прежде всего как социобиологического сплава. Феномен единства социального и биологического начал делает семью явлением уникальным и неповторимым.

Методологическим ключом раскрытия феномена семьи является синхронно применяемый макро- и микроуровень его изучения. К феноменальным свойствам семьи относится дихотомия между малой социальной группой и социальным институтом. Семья как малая социальная группа является объектом микросоциологии, а как социальный институт – объектом макросоциологии.

Как малая социальная группа семья является автономной субстанцией общества, характеризующейся различной структурой, спецификой жизнедеятельности, трансляцией семейного опыта, ценностей, норм, традиций, ритуалов, межпоколенческой преемственностью. С другой стороны, семья как самостоятельная социальная единица входит в состав социума.

Семья как социальный институт представляет собой субсистему общества, т.е. его подсистему, взаимодействующую с другими институтами и обществом в целом. В стратификационную систему общества семья входит в соответствии со статусной и престижной принадлежностью, определяемой внутрисемейным и внесемейным социальным положением людей, включая взрослых и детей.

Каждый конкретный семейный союз связан с множеством социальных институтов. Если рассматривать это взаимодействие системно, становится очевидным, что семейная жизнедеятельность детерминируется основными сферами общественной жизни: экономической, социально- политической и духовной.

Дихотомная природа семьи определяет ее взаимодействие с такими социальными институтами, как труд, собственность, распределение, социальная структура, политическая система, образование, здравоохранение, социальное обслуживание, культура, досуговая деятельность и др.

Социокультурный феномен семьи определяет ее промежуточное положение на пересечении общественных структур, на границе макро- и микроуровней. Особенность феномена семьи как института и как группы лежит в основе ее посреднической роли между отдельной личностью и обществом.

Семья является амортизационной опорой личности по отношению к обществу. Тесное взаимодействие семьи как малой социальной группы и как социального института не исключает относительную самостоятельность ее развития, которая объективно определяется личностным характером семейных потребностей. Такая закономерность особенно рельефно проявляется в осуществлении репродуктивной функции и функции социализации. Эти функции являются определенной константой при всех изменениях, происходящих в обществе. Замечательный афоризм принадлежит Н. А. Бердяеву: "Семья родилась из необходимости, а не из свободы" .

Посредством рождения детей и их социализации, физического и социокультурного замещения поколений семья обеспечивает само существование общества и его функционирование. Таким образом, семья самостоятельно воздействует на ход исторического процесса.

Значимость семьи обусловлена не только ее уникальной ролью в воспроизводстве человеческого рода, но и важнейшей функцией в экономической сфере общества. Семья обеспечивает экономику рабочей силой и потребительским спросом, ведением домашнего хозяйства, формированием и использованием семейного бюджета.

Жизнедеятельность семьи непосредственно связана с бытовой сферой. Быт, являясь подсистемой общества, представляет собой социальный институт. Быт – это сфера непроизводственной общественной жизни, включающая в себя удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилье, поддержание здоровья, а также освоение человеком духовных благ, ценностей культуры, общение, отдых, развлечения. Быт – уклад повседневной жизни.

Там же. Т. 1. С. 122.

  • Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. С. 362.
  • Даль В. И. Указ. соч. Т. 4. С. 362.
  • Бердяев Η. Л. Смысл творчества. Эрос и личность. М., 1989. С. 86.
  • Павленок П. Д. Социология. М., 2002. С. 731.
  • Брак представляет собой отношения между мужчиной и женщиной, где независимость обеих сторон одинакова, зависимость обоюдная, а обязательства - взаимны.

    Л. Анспахер

    Семья в сегодняшнем ее виде существовала не всегда". Она прошла множество этапов, прежде чем приняла современную форму.

    В период окончательного формирования социальной системы люди-обезьяны были объединены в первобытные кровнородственные орды, в нечто среднее между стадом животных и человеческим обществом. В этих ордах существовала беспорядочная половая жизнь. Сексуальные взаимоотношения складывались между кровными родственниками: родителями и детьми, братьями и сестрами. Со временем беспорядочные и особенно родственные половые связи исчезли, так как было замечено, что кровосмешение приводит к дефектам в потомстве.

    Постепенно формируется групповая семья, где мужчины определенной группы являются коллективными супругами другой группы женщин. Для создания подобной семьи объединялись две чужие некровнородственные орды, женщины одной из которой являлись общими женами мужчин другой орды. Вступление в половые отношения лиц, принадлежащих к различным ордам, не давало им никаких прав друг на друга и не накладывало на иих никаких обязанностей по отношению друг к другу. В те времена самым важным занятием было «мотыговое земледелие», в котором главную роль играла женщина. Отсюда идет ее господствующее положение на этом этапе развития общества, получившее название матриархата.

    Третья форма исторического развития семьи - парная семья. Она характеризуется тем, что муж имеет одну главную жену среди многих других, а жена - одного главного мужа среди остальных мужчин. С точки зрения истории - это качественный скачок вперед. Начинает возникать первая на земле супружеская пара, которая еще очень неустойчива, легко расторжима и не исключает возможности связи на стороне. Ее появление и становление связаны с падением матриархата и установлением патриархата, вызванными тем, что в условиях развивающегося скотоводства и земледелия мужчина становится главной фигурой в производстве материальных благ.

    Семья одного мужчины с одной определенной женщиной (так называемый моногамный брак) является продуктом исторического распада первобытного общества, отражением экономического переворота, заключающегося в том, что мужчина становится отдельным, самостоятельным собственником средств производства.

    Моногамная семья означала торжество сильного и порабощение прекрасного пола. На женщину мужчина стал смотреть как на вещь, которую можно купить и продать. В Древней Греции красивая девушка стоила несколько голов крупного рогатого скота.

    Мужчина в классовом обществе пользовался значительной половой свободой. За ним признавалось право на добрачные и внебрачные связи. Соблюдение верности считалось обязательным только для жены. Как правило, господствовало единобрачие. Именно такое обстоятельство дало основание именовать базирующийся па собственности брак классового общества моногамией. В классовом обществе, особенно на ранних стадиях его развития, встречаются браки одного мужчины одновременно с несколькими женщинами, то есть полигамия. Но такая яолигамия по сути ничем не отличается от моногамии: ;экономическая зависимость жены от мужа проявляется » еще более отчетливой форме. От каждой из жен не в меньшей степени, чем при единобрачии, требуется соблюдение супружеской верности.

    В рабовладельческом обществе начинает формироваться другой вариант сексуальных отношений, который называется половой любовью. Многим покажется кощунственным рассматривать любовь как объект исследования, анализировать это святое чувство. Но надо же знать: как появилась любовь, что было до нее, чем она отличается от других чувств!

    Итак, половая любовь.

    Жизненное начало любви развивается в древнем Вавилоне, в Египте, Индии. Первооткрывателем ее нужно признать мужчину, так как женщина отвечала привязанностью без права па выбор. Первая половая любовь была обусловлена совершенствованием эстетической и нравственной культуры, усилением взаимопонимания между людьми. С этого времени начинается совершенствование и облагораживание половой жизни, истинное слияние и взаимное проникновение плоти и духа человека. Человеческое общество продолжало свое развитие, одновременно претерпевали изменения и отношения между мужчиной и женщиной.

    Основными чертами европейского феодализма стали крупное и мелкое землевладение, господство христианства. Церковь окружала позором сексуальную жизнь, считала страшной виной, смертным грехом нежные симпатии к женщине. Семейно-брачпые отношения крепостных крестьян в течение сотен лет находились под полном властью феодалов, которые лично определяли будущих супругов, не спрашивая их согласия. Царило животное. унизительное право первой ночи...

    С разложением феодального общества и переходом к капитализму, как никогда ранее, половая жизнь становится зависимой от денег. Буржуазное общество постепенно старается придать женщине отдельные качества» которые характерны для обычного товара. Мужчина оценивает свою будущую супругу по ее чековой книжке. Симпатичная барышня выходит замуж не за любимого юношу, а за текстильную фабрику или за акции нефтяного концерна, которые гарантируют прибыль. Эта тенденция подавляет и убивает человеческую сущность - мечты, стремления, чувства, любовь.

    Сто лет тому назад французский писатель В. Гюго указывал, что брак: все более получает характер сделки;

    В связи о этим наступает моральная деградация семьи. Однако в капиталистическом обществе перед женщинами открылась новая возможность - непосредственно включиться в систему социально-экономических отношений. Это привело к изменению их положения в семье. Жена, занятая в общественном производстве, не является иждивенкой мужа. Самостоятельный заработок сделал женщину равной в экономическом отношении с мужчиной.

    В нашей стране после Октябрьской революции впервые в истории было провозглашено полное равенство мужчины и женщины. Экономические отношения в семье между супругами заключаются в том, что они соединяют вместе полученные ими от общества доли общественного продукта с целью содержания своих детей и совместного ведения домашнего хозяйства.

    Вступление в брак накладывает на обе стороны определенные, в том числе экономические обязанности, как по отношению друг к другу, так и к детям. Они закрепляются официально юридическим оформлением брака. Государство не может обязать людей пи вступить в брак, ни воздержаться от его расторжения. Единственное, к чему официальные органы принуждают людей - это участие в содержании детей, родившихся в браке. Развод от этой обязанности ни одного из родителей не освобождает. Таким образом, право не является подлинным регулятором отношений между полами. Эта функция может принадлежать лишь морали.

    В современном мире существует несколько форм брачно-половых отношений: моногамная, полигамная и полиандрическая семья. В большинстве стран сейчас законом признается только моногамная семья - совместное проживание и ведение хозяйства одного мужчины и одной женщины. Полигампые браки - нахождение в брачно-половых отношениях одного мужчины с несколькими женщинами - были распространены в странах Африки и Азии. Основная причина полигамии - диспропорция полов, при которой число женщин превосходит мужчин ввиду их смерти, в основном в результате войн. Наконец, полиандрия - сожительство нескольких мужчин с одной женщиной - встречается как пережиток у некоторых племен и в местностях, где мало женщин.

    В бывшем СССР по статье 235 УК РСФСР двоеженство или многоженство, то есть сожительство с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства, наказывается лишением свободы на срок до 1 года или исправительными работами на тот же срок.

    Термин «брак» имеет двойственное значение (содержание), т. е. предусматривает определенные общественные отношения и юридический акт, который официально регистрирует эти отношения. Брак - добровольный союз двух свободных и равноправных людей. Добровольное согласие брака - это гарантия того, что семья будет создана на основе любви, полного равноправия жениха и невесты, без каких-либо выгод. Регистрация брака - юридическое действие, ведущее к созданию семьи. С момента вступления в брак возникает сложный комплекс личностных и имущественных взаимоотношений.

    Никто не принуждает к заключению брака, однако, иступив в него, супруги обязаны подчиняться его моральным требованиям, его законам.

    Правильно выбрать спутника жизни - значит заложить основу брачной гармонии. Но зачастую человек принимает верное решение, совершив до этого ряд ошибок. Такой способ поиска истины получил название метода проб и ошибок. Естественно, он не пригоден для выбора супруга (супруги). Это решение оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь, и ошибки здесь обходятся очень дорого. Лучше воспользоваться опытом предшествующих поколений и быть подготовленным к важнейшему жизненному шагу.

    Чаще всего семья создается на основе любви. Отношения между мужчиной и женщиной в добрачный период находятся на стадии дружбы. В это время происходит узнавание друг друга, поиск общих взглядов, возникает потребность друг в друге, чувственное влечение.

    Бывает, отношения начинаются с влюбленности и скоропалительно заканчиваются браком. Эта влюбленность может длиться долгое время, но если не было дружбы, то не было и глубокого познания друг друга. Любовь и влюбленность - это высшие стадии психологической близости. Любовь отличается от влюбленности отношением к другому как к самому себе. При любви устанавливается равновесие своего и чужого «я» на основе знаний себя и другого. Любовь характеризуется силой и глубиной. Сила любви зависит от того, кого любят: его красоты внутренней и внешней, глубина - от его верности долгу, благородства, честности, ума.

    Брак по любви предполагает взаимность: любовь оплачивается лишь любовью. Здесь нельзя подойти со спасительным «но»: «я его не люблю, но он перспективен, я с ним проживу всю жизнь безбедно». Иногда человек идет на брак расчетливо, зная, что другой его любит, но вряд ли такой брак будет счастливым. Даже брак ради материального благополучия, заключенный с обоюдного согласия, может быть прочным, но счастливым - сомнительно.

    Хорошо сказано: «Душа нам дана, чтобы верить, сердце дано, чтоб любить, ум дан, чтобы знать, во что верить, и чтобы знать, кого любить». Бывает, что глубокое и сильное чувство можно испытать и к тому, с кем мы не можем ужиться. Зачастую реальный человек и идеализированный образ имеет одну-две общие черты, ж то второстепенные. Порой девушка выбирает себе спутника жизни на основании его внешних данных: высокий рост, физически развитое тело, броская внешность. Пределом мечтаний юноши о жене являются: осиная талия, правильные черты лица, нежный голос. Молодежь часто выбирает себе спутника по внешним данным, а для семейной жизни оказываются главными внутренние качества: честность, справедливость, ум, доброжелательность, покладистый характер, нежность, заботливость, уступчивость, а также умение и желание активно участвовать в ведении домашнего хозяйства.

    У мужчин и женщин, вступающих в брак, желательны: близкие культурный уровень, образование и материальные запросы, что способствует полному взаимопониманию, единству интересов. Не могут вместе ужиться два лидера, то есть два человека, у которых ярко выражены черты руководителя. Не уживутся вместе правдивый и лживый, щедрый и скупой, трудолюбивый и ленивый. Не поладят люди с ориентацией на разные нравственные и духовные ценности.

    Для выбора супруга необходимо учиться говорить и учиться слушать. Когда мы овладеваем этим умением, то проблема выбора спутника жизни облегчается намного. К сожалению, нередко мы не умеем общаться, не. умеем разговаривать друг с другом. Чаще всего слушаем только себя, думаем о том, чтобы только высказать свое,. совершенно не заботясь, понимает ли нас собеседник.. Когда говорит другой, мы лишь вежливо ожидаем паузу, чтобы начать говорить самим. Умение слушать, выслушивать - одно из ценнейших качеств человека; помогающей ему разобраться в людях.

    Сексопатологи Г. С. Васильчёико и Ю. А. Решетник для оценки и прогнозирования брачного союза предлагают концепцию о пяти основных: брачных факторах, которые позволяют диагностировать устойчивость брака.

    В структуру общего брачного потенциала входят физический, материальный, культурный, сексуальный и психологический факторы.

    Физический фактор (ФФ) имеет сугубо интуитивный характер вне зависимости от половой принадлежности один человек вызывает у другого безотчетную симпатию или антипатию. Эта индивидуальная и глубоко личностная реакция определяется всем физическим обликом (особое значение имеет лицо), тембром голоса, манерой поведения, речью, мимикой, жестикуляцией, манерой одеваться, наконец, запахом, свойственным данному человеку. Определяясь при первых встречах, ФФ отличается исключительной устойчивостью и, как правило, сохраняет свою положительную или отрицательную окраску в ходе длительного общения, подвергаясь лишь незначительной модификации. У всех людей, независимо от возраста, он тесно спаян с сексуальным фактором; однако у молодых людей это влияние выражено ярче, а с возрастом в случаях возрастания роли культурного фактора проявляет некоторую тенденцию подчиняться последнему.

    Материальный фактор (МФ) определяется соотнесением вклада партнера в общий материальный статус семьи и соответствием этого вклада ожиданиям и требованиям другого партнера. Соответствие может быть максимальным как при высоких требованиях и их удовлетворении, так и при незначительном вкладе и небольших требованиях. Таким образом, роль МФ зависит от его места в ряду ценностных ориентации личности.

    Культурный фактор (КФ) определяется соотнесением интеллектуально-культурных запросов супругов и весьма изменчив на протяжении жизни даже у одной пары.

    Сексуальный фактор (СФ) определяется соответствием реальной программы интимной близости каждого из партнеров их сексуальным ожиданиям. Этот фактор подвержен многим влияниям, в том числе возраста и состояния здоровья, с которыми он и должен прежде всего соотноситься. Модели мужской и женской сексуальности не тождественны как в качественном (например, различия эрогенных зон), так и в возрастном плане. СФ может оказывать мощное модулирующее влияние на ФФ, чаще в виде обострения предшествовавших неосознанных или подавлявшихся психологических установок (у Каренина всегда были некрасивые, оттопыренные уши, и Анна не могла этого не видеть, но четко осознала это только после того, как полностью определились ее отношения с Вронским).

    Психологический фактор (ПФ) - это коллектор, на котором фокусируются все другие, именно он определяет единство и целостность человеческого поведения. ПФ подразумевает соотнесение личностных особенностей обоих супругов, прежде всего их характеров и ролевых притязаний.

    Взаимодействуя, названные факторы составляют брачный потенциал. Если большинство факторов имеет положительную (центростремительную) направленность и способствуют укреплению (уплотнению) союза, то брачный потенциал характеризуется положительным индексом: если преобладают факторы отрицательные (центробежные), направленные на разрыхление и распад союза, то брачный потенциал имеет отрицательный индекс.

    Формирование оптимального супружества происходит постепенно - от очарования первой влюбленности через цепь преодоленных разочарований (создаваемых мелочами повседневного быта) к принятию реального партнера со всеми его достоинствами и недостатками.

    Любовь стала массовым явлением, по это не значит, что женятся по любви все без исключения. По данным С. Голод, по любви вступают в брак 39,1 процента мужчин и 49,6 процента женщин. Все-таки любовь - это ценность личности, а не ценность брака. Если у супругов мотив вступления в брак - общность взглядов, интересов, то степень их удовлетворенности семейной жизнью нередко гораздо выше, чем в семьях, образованных только по любви, без учета других факторов. Любовь в браке может пройти быстро. Еще Сеченов считал, что любовь в браке проходит через 3-4 месяца, в лучшем случае через 2-3 года, если люди уж очень хорошо подходят друг другу психофизиологически. На смену любви-страсти должна прийти любовь по привычке или дружба.

    При вступлении в брак мы почему-то обещаем друг другу счастье. А ведь брак - это прежде всего очень большая ответственность. Французский философ Тэн очень хорошо сказал на Этот счет: три недели изучают друг друга, три месяца любят, три года спорят, тридцать три года терпят друга друга, а дети начинают все сначала. Хотя, конечно, и тут есть счастливые исключения, когда взаимная любовь бывает настолько сильна и прекрасна, что помогает преодолеть все трудности совместного пути.

    Прежде чем перешагнуть порог загса, молодым надо спросить себя: что я, не кривя душой, хочу получить, вступая в брак - только быть счастливым самому (самой) или дать счастье своему избраннику (избраннице). Надо непременно знать, испытываете ли вы уважение и полное доверие друг к Другу. Есть ли у вас единство взглядов на главные жизненные ценности, на семейную жизнь, на воспитание детей? И наконец, есть ли у вас материальная база для создания семьи? На какие средства вы рассчитываете жить и где?

    Одна из особенностей современного брака по сравнению с 50-ми годами - он сильно помолодел. Теперь никто не удивляется юноше, который спешит жениться еще до службы в армии, а девушки торопливо меняют выпускное платье на платье невесты. В том, что к 18-20 годам психический склад ещё не выявляется полностью, есть и своя положительная сторона, так как пластичность психики юных облегчает выработку совместимости. И если есть готовность идти навстречу друг другу, то совместимость достигается быстрее и легче, чем в зрелые годы. В пользу ранних браков говорит более легкая взаимная приспособляемость молодых, так как их пристрастия и индивидуальные привычки еще не закрепились. У молодых родителей, еще не обремененных хроническими болезнями и вредными привычками, рождаются крепкие, здоровые дети.

    Ранний брак - это нелегкая задача для родителей: свекра и свекрови, тещи и тестя, - ведь очень многое в судьбе юной пары будет зависеть от помощи и поддержки старшего поколения.

    С другой стороны, неопытность молодых - плохой советчик при выборе супруга (супруги). Здесь чаще бывают ошибки при решении важных семейных проблем, поспешность, неосмотрительность.

    «В настоящее время во вcex странах мира установлен свой возраст для вступления в брак, причем диапазон весьма широк: от 12 лет(Греция, Испания и некоторые другие страны) до 18 лет. В Азербайджане, Армении и на Украине девушкам разрешается вступать в брак с 16 лет. В отдельных: случаях. Советы народных депутатов могут разрешить зарегистрировать брак в более молодом возрасте (но не ранее чем в 16 лет).

    Брачный возраст по законодательству многих стран не совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия,: до достижения которого для вступления в брак необходимо согласие родителей. Например, во Франции брачный возраст для женщин установлен в 15 лет, а для мужчин - 18 лет, но до достижения гражданского совершеннолетия, 21 года, вступать в брак без согласия родителей они не вправе, В Уругвае мужчины не могут, самостоятельно решить вопрос о вступлении в брак до 25 лет.

    Философы древности предлагали возрастную разницу между мужчиной и женщиной. Аристотель утверждал, что мужчина должен быть старше женщины примерно на 20 лет. По мнению Платона, женщина достигает расцвета в 20 лет, мужчина же - в 30. Разница должна составлять 10-15 лет.

    Проблему возраста в качестве критерия выбора следует рассматривать не только в связи с физиологией, но и с психологией любви. Интимная жизнь - это сложная гамма физических и духовных переживаний. Человек солидного возраста биологически уступает молодому. Но, как говорят, у медали есть и оборотная сторона. Более старший возраст.«побеждает» молодость широтой культурных запросов, богатством духовных переживаний, опытом прожитых лет и мудрой зрелостью.

    Какое значение имеет то, что любимый человек быстрее состарится, потому что он раньше родился, что календарные сроки любви будут не столь долгими, если она дарит человеку глубочайшие, неповторимые переживания? Разница в возрасте не омрачает чувства, если человек молод душой. В этом смысле возрастной критерий отпадает, и любовь выходит за рамки физиологической власти времени.

    На основании опроса студентов университета Торицу (Япония) было выявлено, что основная масса юношей и девушек среди индивидуальных качеств своих будущих невест и женихов ценила превыше всего: во-первых, «сексуальную привлекательность», во-вторых, «силу их. влюбленности», и в-третьих, «здоровье». Гораздо меньшее значение придается тому, сохранила или нет невеста девственность ко времени знакомства с юношей. К восстановлению престижа девственности прибегают теперь главным образом женщины, принадлежащие к высшим слоям японского общества, склонные к бракам по сговору, при заключении которого девственность издавна считалась одним из важных достоинств невесты. Следует отметить, что японские женщины хотят иметь мужей с более высоким уровнем образования, чем их собственный, Или по крайней мере с тем же уровнем, что и у них самих.

    От трети до половины всех браков в Японии на сегодня составляют браки по сговору. Брак по сговору означает, что его участники были вполне откровенно сведены друг с другом с целью бракосочетания по инициативе либо родителей, либо друга семьи, либо посредника. По мнению японских студентов, «идеальный брак - это брак по любви, заключенный после смотрин и родительского сговора».

    В последние годы в Японии широко практикуется сватовство с помощью видеомагнитофонной записи, фиксирующей на телевизионном экране мимику, речь, манеру держаться будущей невесты.

    Американский писатель О Генри еще в конце XIX века писал о брачных объявлениях в воскресных газетах. В России первый номер московской «Брачной газеты» вышел в 1904 году. В настоящее время вновь становятся популярными брачные объявления в газетах и журналах.

    Юридический порядок и условия заключения брака в РФ определяются гражданским кодексом. Приведем ряд его статей.

    Ст. 13. Заключение брака. Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния. Регистрация брака устанавливается как в интересах государственных и общественных, так и с целью охраны личностных и имущественных прав и интересов супругов и их детей.

    Ст. 14. Порядок заключения брака. Заключение брака происходит по истечении месячного срока после подачи желающими вступить в брак заявления в государственный орган записи актов гражданского состояния. При наличии уважительных причин месячный срок может быть сокращен или увеличен.

    Ст. 15. Условия заключения брака. Для заключения брака необходимо взаимное согласие лиц, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

    Ст. 16. Препятствия к заключению брака. Не допускается заключение брака: между лицами, из которых одно состоит в другом браке; между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными, между лицами, из которых одно призвано судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.

    Ст. 17. Возникновение прав и обязанностей супругов. Права и обязанности супругов порождает лишь брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния.

    Ст. 18. Право выбора супругами фамилии при заключении брака. При заключении брака супруги по своему желанию избирают фамилию одного из супругов в качестве их общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию.

    Ст. 43. Основания признания брака недействительным. Брак может быть признан недействительным при нарушении условий, установленных статьями 15 и 16 кодекса, а также в случаях регистрации брака без намерения создать семью (фиктивный брак).

    День подачи заявления о вступлении в брак во Дворец бракосочетания считается днем помолвки. Помолвка - предварительный договор о заключении семейного союза, который сложился как народный обычай еще в глубокую старину.

    Помолвка - молва! Об этом событии, как правило, узнает большое количество людей. О ней можно известить письменно родственников и ближайших друзей. В качестве почетных гостей приглашаются свидетели, которые назначаются будущими невестой и женихом. Чаще всего помолвка устраивается в доме девушки. Жених и невеста могут обменяться кольцами. После этого принимаются поздравления родителей, гостей, ведутся деловые разговоры, связанные с рождением новой семьи, организуется чаепитие. Невеста готовится к этому дню, угощает гостей своим «фирменным» блюдом. А затем - танцы, игры, развлечения, в которых принимают участие и родители, и дети.

    Сама по себе подача заявления во Дворец бракосочетания никаких правовых отношений между лицами, подписавшими заявление, не устанавливает. Отказ от вступления в брак лиц, подавших заявление, правовых последствий за собой не влечет.

    Установленный срок с момента подачи заявления до дня регистрации брака дает возможность невесте и жениху проверить свои чувства, подумать о серьезности принятого решения, всесторонне подготовиться ко дню свадьбы или решить вопрос о расторжении помолвки.

    Если же решение верно, то за неделю до регистрации брака молодые люди должны зайти во Дворец бракосочетания и подтвердить свое решение о заключении; брака.

    Семья - это первичная ячейка общества, основное звено, связывающее личность с обществом. В семье складываются идейные взгляды и мировоззрение молодого поколения, усваиваются нравственно-этические нормы поведения.

    Одним из основных моральных принципов семьи является сознание ответственности перед обществом за воспитание своих детей достойными его гражданами.

    Центр субъективной значимости семьи переместился; сегодня е экономических факторов (материальное благополучие, достаток и др.) на личностно-психологические, нравственно-эмоциональные факторы. В семье люди видят прежде всего залог духовного взаимопонимания и единства близких, источник психологической защищенности и позитивных эмоций интимного характера, необходимую составляющую смысла человеческой жизни.

    Ориентация на супружество является важнейшей ценностной ориентацией молодых людей перед вступлением в брак и в первые годы семейной жизни. Ведь намерение вступить в брак вызвано прежде всего стремлением молодых быть постоянно вместе с объектом своей влюбленности, их мечтой о длительной физической интимности, потребностью иметь детей, быть матерью, отцом.

    Семья в современной социальной ситуации - это ценность, потеря которой дорого обходится обществу и отдельным индивидам, как мужчинам, так и женщинам, деформирует их жизнь и судьбу.

    Между браком и семьей вое же существуют различия. Брак является правовым договорным отношением между двумя лицами противоположного пола. Семья охватывает больший или меньший круг лиц, связанных кровнородственными отношениями как биологическим фактором. В то время как брачные отношения во времени нестабильны, ибо могут быть прекращены в связи с разводом, семейные отношения, однажды возникнув, остаются неизменными. Если брачные отношения между женой и мужем прекращаются, то между их совместными детьми и каждым из них в отдельности они остаются. Брачная связь, пока она длится, только внешне принимает вид семьи.

    Помимо биологических функций семья служит удовлетворению экономических, культурных и других потребностей людей. В семье содержится и воспитывается потомство. Ей общество доверяет организацию питания, развлечения, отдыха, местожительства и удовлетворение еще бесчисленного количества крупных и мелких потребностей отдельных лиц. В конце концов, семья переживает брак.

    Хозяйственно-экономическая функция семьи включает в себя следующие компоненты: участие в общественном производстве, ведение домашнего хозяйства, формирование семейного бюджета.

    Участвуя в общественном производстве, взрослые члены семьи таким образом обеспечивают семье материальную основу существования.

    Об интересных денежных взаимоотношениях мужей и жен в Японии сообщает И. А. Латышев. В Японии в канун Нового года продаются десятки миллионов «домовых бюджетных книг», в которой ведется доскональный учет.доходов и расходов и сэкономленных средств. Такая бухгалтерия ведется изо дня в день и служит для супругов, прежде всего для хозяйки дома, исходной основой и ориентиром в планировании и решении своих денежных дел.

    Учитывая склонность японских супругов к соблюдению в своих денежных взаимоотношениях правил «большой бухгалтерии», крупные фирмы страны, а также государственные учреждения имеют обыкновение вручать.заработную плату своим работникам в заклеенных конвертах, скрепленных печатью учреждения. Делается это аз расчете на тех жен, которые хотят, чтобы мужья открывали конверты с зарплатой лишь дома в их присутствии, лишая мужей возможности утаивать часть заработка. Статья карманных расходов служащего одной из фирм.

    Еда (включая 25 обедов и 8 ужинов в дни задержек на работе)...

    Кофе или чай.

    Выпивка с приятелем и игра в маджан (4 раза)...

    Сигареты..... .

    Книги, газеты, еженедельные журналы...

    Парикмахерская...

    Подарки детям...

    Подарки сослуживцам (по случаю свадеб, похорон и т.д.)...

    Прочие расходы...

    Одной из важнейших является воспитательная функция семьи, так как в семье воспитываются и взрослые и дети, в ней происходит передача детям накопленного социального опыта.

    Семья, как правило, определяет характер использования свободного времени.

    Семейный досуг включает в себя: просмотр телепередач,; чтение, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров, совместное проведение отпуска, экскурсии, прогулки на природу, занятия спортом и т. д.

    Никуда не уйти и от того факта, что половые отношения, являющиеся потенциальным источником рождаемости, вышли за границы брака; это обусловило появление внебрачной семьи. Внебрачные связи возникают фактически при вступлении женщины и мужчины в половые отношения, которые могут сопровождаться различными интересами и намерениями. В нашей стране существует процедура признания и установления отцовства при рождении детей вне брака. Тем самым закон признает семью, состоящую из родителей и детей и в том случае, когда не было официально оформленного брака. Государство оказывает поддержку всякой семье, в том числе и внебрачной. Подчеркнем, что признание и поддержка внебрачной семьи никак не связаны с оправданием свободной любви.

    Область интимных отношений жизни человека не регламентируется правом. И пока внебрачный союз мужчины и женщины не привел к появлению детей, он не имеет правового значения.

    Причины появления внебрачной семьи: 1) войны и эпидемии, 2) диспропорция полов, Э) эмиграция в основном мужчин в поисках работы в страны Европы, Азии, 3) наличие осужденных.

    Длительный внебрачный союз мужчины и женщины, не Намеревающихся формально закрепить брак, называют конкубинатом. Конкубинат является той формой внебрачного союза, на которой и без вмешательства права может строиться стабильная семья, исполняющая все три ее социальные функции: биологическую, культурную и экономическую.

    В последние годы в США отмечается возврат к «целомудренной семье», в чем, конечно, сыграл свою роль страх заболевания СПИДом. СПИД считается своеобразной расплатой за отход от традиционной семьи. Итак, сегодня мир повернулся к целомудренной семье. В Швеции, например, в 1987 году 65 процентов девушек до 20 лет не имели половых контактов, 61 процент шведов считают, что секс возможен с постоянным партнером. К сожалению, наша страна отстает и в стабилизации семейных отношений, и в утверждении целомудрия.

    Американские ученые по вопросам семьи Н. Стинней и Д. Дефрейн на основании опроса, в котором участвовало более 3000 американских семей, признали, что для создания крепкой семьи необходимо знать 6 «секретов».

    1. Забота друг о друге. Это решающий момент успеха любой семьи, требующий затраты времени, сил, сердца. Члены семьи делают все возможное, чтобы обеспечить благополучие и счастье близких.

    2. Проводить время вместе. Когда у 1500 детей спросили, что, по их мнению, делает семью крепкой, в их список не вошли деньги, машины и хорошие дома. Они просто ответили: «Делать все вместе». Не так важно, что вы делаете, важно, что вы делаете это вместе. Ведь всегда найдется что-нибудь, что можно делать всей семьей. Для достижения взаимопонимания в семье не следует жалеть времени па совместные дела.

    3. Уважение. Чувствовать, что тебя уважают и ценят другие - одна из основных человеческих потребностей. Необходимо, по мнению многих, концентрировать внимание на положительном.

    4. Общение. Психологи считают, что общение помогает сплотить семью и облегчает разочарование и преодоление кризисов. В крепких семьях считают, что настоящее общение не приходит сразу, оно должно войти в привычку постепенно.

    5. Духовное здоровье. Члены крепких семей излучают душевное тепло в повседневной жизни. Существуют определенные ценности: честность, ответственность и терпение.

    6. Преодоление кризисов. И в крепких семьях существуют проблемы, но они способны их преодолевать. Для этого необходимы концентрация внимания на положительном, искусство общения, духовные ресурсы. Важным является сознание, что ты необходим другим.

    В результате изучения материала данной главы студент должен:

    знать

    • особенности института брака и семьи;
    • типы семьи;
    • сущность системы родства;

    уметь

    • строить классификацию типов брака;
    • анализировать классификацию семьи;

    владеть

    • навыками практического применения структуры и типологии родства на примере своей семьи;
    • навыками анализа экзогамии и эндогамии.

    ИНСТИТУТ БРАКА И СЕМЬИ

    Брак - санкционированный обществом союз между одним мужчиной и одной женщиной (парный брак, моногамия), между одним мужчиной и более чем одной женщиной (полигиния), между одной женщиной и более чем одним мужчиной (полиандрия). Брак возник на ранних этапах цивилизации как способ регулирования обществом половых отношений и имеет множество исторических форм.

    Брак выступает в первую очередь институтом социального договора. Его основополагающая функция - упорядочивание и санкционирование сексуальных отношений, установление взаимных прав и обязанностей супругов. Характер прав и обязанностей определяется обычаем или законом.

    На ранних этапах истории брак выполнял важную экономическую функцию, ибо позволял законным и вполне мирным способом приобрести для хозяйства дополнительную рабочую силу. У ранних скотоводов и земледельцев жена, как и рабы, представляла собой законно приобретаемую рабочую силу. Чем больше работников, тем более процветает хозяйство. Кроме того, заключая брак, представитель рода расширяет и укрепляет свои социальные связи с другими родами, а следовательно, повышает свой престиж и престиж своего рода. Общественные связи, родственные узы, престиж и знакомства - основа социального капитала , без которого невозможно развитие человеческого общества.

    Семья - основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Через семью осуществляется «производство» самого человека. Семья - это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестер), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство. Важнейшие характеристики семьи - ее функции, структура и динамика (рис. 6.1).

    Рис. 6.1.

    Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам или спортивную команду, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Семья, дом и дети являются одной из базовых составляющих развития человеческой личности.

    В традиционном обществе родство, наследование имущества, положения и имени, равно как семья и брак формируют основы социальной жизни и политической организации. Антропология обнаружила самые разные системы, структуры и типологии родства, характеризующие многообразие культур, существующих и существовавших на нашей планете, однако их число ограничено. Люди, говорящие на совершенно разных языках, могут пользоваться в точности одинаковыми системами терминов родства.

    Сравнивая между собой два института, следует сказать, что брак - это институт, регулирующий отношения между полами, а семья - институт, регулирующий отношения между супругами, между родителями и детьми.

    Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов. Сексуальная неудовлетворенность или измена одного из них в современном обществе (раньше было иначе) служит достаточным поводом для юридического расторжения брака.

    Брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа в отношении к жене, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак представляет собой контракт, который заключается тремя сторонами - мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата - дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву в верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической опеки друг друга. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

    Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует о том, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство - на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.

    В любом обществе - древнем или современном - семья формируется, как правило, через брак. Брак - санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии - инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Инаугурация может проходить в строго формальной либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, остаются законорожденными потому, что общество предписало социальные роли матери и отца каждому члену союза, наделив их обязанностью воспитывать, защищать потомков и заботиться о них. Дети, рожденные вне брака, считаются незаконнорожденными. Почему? Хотя мать незаконнорожденного ребенка известна, но мужчины, готового выполнить социальную роль отца, может не найтись.

    Брак - это еще и совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, разбрасывание риса или денег во время свадебной церемонии, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие.

    Более упрощенными выглядят брачные церемонии в некоторых традиционных обществах. На островах Фиджи теща отдавала жениху пояс своей дочери, который та носила в девичестве. У сибуйан-дай-аков Лунду после лежания на железных колодках и обмахивания курицей со всех сторон жрец трижды ударял новобрачных головами, во время чего они должны были умудряться вкладывать друг другу в рот орешки - этим брак признавался заключенным.

    У европейцев брак подразумевает некоторые правила поведения, ставшие традицией, например добрачное целомудрие, супружескую верность, обязательство поддерживать супруга всю жизнь. Наконец, брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, соответствие возрастов заключающих брак, согласие родителей, отсутствие родства между вступающими в брак.

    Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет ряд принципиально важных функций - воспроизводство людей, воспитание детей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение.

    Образно говоря, брак - ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни.

    Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является, кроме того, еще и социальной организацией.

    Итак, брак - институт, регулирующий отношения только супругов, а семья - институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.

    Брачные отношения регулируются юридическими и культурными нормами. К юридическим нормам обычно относятся вопросы о владении имуществом, о материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу, о минимальном возрасте вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после развода.

    В отличие от письменно зафиксированных юридических законов культурные нормы являются неписаными. Они регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, послераз-водного поведения. Культурные нормы формируются прежде всего обществом, а вот то, как они используются и используются ли вообще, зависит главным образом от уровня образования индивидов. Юридические законы Российской Федерации предусматривают, что после развода имущество, приобретенное супругами за время совместной жизни, должно делиться поровну. Культурные нормы, действующие в нашем обществе, предполагают, что квартиру, обстановку в ней и часть денежных накоплений мужчина должен оставить жене, особенно если дети остаются с ней. Но только от личной культуры и воспитанности мужчины зависит то, как он поведет себя на самом деле.







    

    2024 © rukaraoke.ru.