Венчание в церкви. Свадебные традиции: что такое помолвка и обручение


С течением времени свадебные традиции и обряды забываются и уходят в прошлое. Очень часто используются термины и обычаи, которые совершенно не свойственны культуре определенной страны. Кроме того, многие не понимают, что собой представляют помолвка и обручение, и какая существует разница между ними.

Как раньше проходил этап обручения

Обручение - это надевание колец жениху и невесте. В древности свадебные церемонии разделялись на несколько этапов. Изначально появилось гражданское обручение, которое проводилось согласно существующим местным традициям. Обряд обручения совершался торжественно, с подписанием брачного договора.

Процесс сопровождался соединением рук молодоженов, жених дарил кольцо. Начиная с X столетия уже совершают обручение в церкви, сопровождая этот обряд соответствующими молитвами. Однако на протяжении длительного времени этот обряд проводился строго отдельно от венчания.

С XVII столетия считается, что обручение - это наречение молодых людей женихом и невестой. Этот обряд стал своего рода испытанием верности влюбленных, так как они уже не были свободными, хотя и соблюдали целомудрие до официального вступления в брак. Обручение отделялось от венчания определенным временем. На этом обряде присутствовали только близкие родственники, а также сват и сваха. С этого дня молодые хранили кольца и обменивались ими только в день венчания.

В наше время обручение и венчание совершаются сразу же в один день, поэтому обязательно нужно правильно выбирать кольца для этого события. Перед венчанием молодожены обязательно должны зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе и уже оттуда ехать в церковь на венчание. В церкви при венчании молодожены надевают еще по одному кольцу.

Что собой представляет помолвка

Все свадебные мероприятия начинаются с посещения женихом дома невесты и торжественного ужина. Жених после ужина озвучивает причину своего визита, даже если все и так знают, с какой целью он посетил дом. После нескольких фраз и небольшого рассказа о себе жених становится на одно колено перед родителями невесты и торжественно просит ее руки. Если обе стороны согласны, то молодая пара может смело объявить о своей помолвке.

Помолвка обозначает договоренность между молодыми о желании связать свою судьбу. А согласие родителей обозначает начало предсвадебной подготовки. Обычай бурно праздновать помолвку пришел с Запада точно так же, как и традиция становится на одно колено и делать предложение невесте, даря при этом кольцо.

У предков также было торжество, которое называлось сватовством. После получения согласия девушки она с этого момента считалась засватанной. После этого обряда невеста уже больше не беспокоилась о своем будущем и спокойно ждала бракосочетания.

Чем отличается помолвка от обручения

Многие интересуются, чем отличается помолвка от обручения, и как именно проходят эти обряды. Обручение в православии играет очень важную роль, поэтому некоторые пары до сих пор считают правильным снять кольца с левой руки и переодеть их на правую. Очень многие путают обряды помолвки и обручения. Во время проведения официальной помолвки родители молодых, которые уже ранее познакомились, должны оговаривать финансовые вопросы.

На сегодняшний день помолвку можно проводить в молодежном формате как дома, так и в кафе или ресторане. Во время этого обряда никакие официальные документы не подписываются. Обычно помолвку организовывают в день подачи документов в ЗАГС, но она может быть проведена и в любое другое время.

Обручение - это который обязательно проводится в церкви в присутствии священника. При проведении церемонии подписывается бумага относительно нового статуса пары, так как на них накладываются определенные обязательства. Официальной силы этот документ не имеет.

Что собой представляет церковное обручение

Обручение - это который проводится в присутствии священника, родственников и друзей пары. Во время обручения пара обменивается кольцами в присутствии ответственных свидетелей, официально заявляет о своем желании стать мужем и женой.

Этот обряд совершенно ни к чему не обязывает, он выступает только лишь определенной публичной демонстрацией отношений. Однако истинно верующие люди придают достаточно большое значение именно церковному обручению. Даже если не было торжественного обручения, то оно может присутствовать при венчании, но в гораздо более сокращенной форме. При входе в церковь священнослужитель обручает жениха с невестой.

Особенности светского обручения

Многие интересуются, как проходит обручение, и чем именно характеризуется этот обряд. Если люди не религиозные, то можно провести обручение так, как этого хочется, организовать себе дополнительный праздник, во время которого жених подарит колечко.

Если парень подарил девушке колечко и сделал предложение, то с этого момента пара может считать себя обрученной. Если же не было обручения, то можно символически обменяться кольцами и после подачи будущими молодоженами заявления в ЗАГС.

Значение обручального кольца

Кольцо своим появлением было обязано древнеегипетской цивилизации того периода, когда начало активно развиваться искусство. Кольца сразу же после своего первого появления стали определенным символом особого положения. Их носили люди, у которых была власть. Постепенно украшение стало символом обручения, и его дарил жених невесте во время заключения брака. Изначально кольца были изготовлены из металла, а затем постепенно качество материала менялось. Римлянки надевали украшение на левой руки, так как считали, что от этого пальца проходит вена прямо к сердцу.

Христиане также позаимствовали эту античную символику у римлян. В IV столетии христиане начали использовать этот атрибут как символ брака. Носится обручальное кольцо обязательно на безымянном пальце правой или левой руки. А в день официального бракосочетания украшение снимается еще до встречи с женихом, чтобы затем надеть его поверх свадебного.

Какие существуют нюансы свадебных обрядов

Посмотрев фото обручения, можно увидеть, как именно выглядит этот обряд. При проведении обязательно нужно учитывать определенные нюансы. Брак заключается в ЗАГСе перед венчанием, так как многие священнослужители отказываются проводить таинство, если молодожены не предоставляют официальную бумагу.

Кроме того, венчание можно провести и через определенный промежуток времени после регистрации брака. Некоторые пары венчаются уже на серебряную или золотую свадьбу. Церковь приветствует, когда люди подходят к этому процессу ответственно, даже пусть это будет и через несколько лет после вступления в официальный брак.

Казалось бы, когда два человека хотят стать мужем и женой, зачем чинить им преграды и ставить перед ними испытания? Это современная свадьба может пройти без соблюдения обычаев и традиций. Ранее помолвка являлась обязательным этапом перед самым важным событием в жизни молодоженов – свадьбой. Она имеет свои обычаи и традиции. Давайте разберемся, что особенного в этом обычаи, как организовать праздник и как подготовиться.

Немного фактов из истории обряда помолвки в Древней Руси

В древней Руси помолвка являлась точкой отсчета. Именно во время празднования торжества обсуждались все детали предстоящей свадебной церемонии. С этого дня жених и невеста уже берут на себя часть обязанностей, несмотря на то, что из их уст еще не прозвучали клятвы верности и любви.
Обручение является этапом, на котором жених делает предложение руки и сердца невесте в присутствии ее и своих родных и близких, но обращается он в первую очередь к отцу возлюбленной. После этого аналогичный вопрос звучал в адрес ее матери, после чего девушки. Если родители сдавали свое согласие, то жених дарил возлюбленной кольцо с бриллиантами, которое являлось символом вечной любви. До свадьбы кольцо должно было оставаться на безымянном пальце будущей жены.
Помолвка всегда отмечалась с размахом. От обручения до свадьбы проходило от трех до шести месяцев.

Традиции помолвки в других странах

Каждая страна имеет свои традиции и обряды.
Обручение в Германии – это начало совместной жизни супругов, при этом на данном этапе супруги могли остановиться не на один год. За эти годы супруги проверяли свою совместимость, обустраивали жилище.
В Италии традиции более строги и жених мог лишь под присмотром родителей общаться с будущей невестой.
Обручение в Японии – это, по сути, знакомство молодоженов, так как браки все заключались по договоренности родителей. Если жених изъявлял желание взять девушку в жены, он вручал ей девять подарков. Он мог отойти от традиции, но тогда его родители вручали маме и папе невесты деньги, которые компенсировали недостающее число подарков. Родители девушки, в свою очередь, вручали родственникам половину от той суммы, которую получили.
Обручение в исламских странах – это представление невесты будущему жениху. Она могла ему в этот день показать лицо. Жених не мог даже коснуться невесты до свадьбы.
В Швейцарии после помолвки пара шла к священнику – это своеобразная проверка отношений.

Современный обряд помолвки в России

Современные молодожены считают, что обручение происходит у них в тот день, когда они . Именно с этой даты и начинается обратный отсчет времени до самого лучшего дня их жизни. Как известно родители жениха и невесты должны договориться о предстоящей свадьбе, поэтому обручение тут будет как нельзя кстати. Предпраздничные хлопоты превратятся в настоящее торжество и семьи хоть на шаг, но станут ближе друг к другу. Подарок жениха остается, как и было по традиции Древней Руси – драгоценное кольцо с одним бриллиантом или несколькими. Обручение в современном мире – это добровольный обряд, поэтому праздновать его можно как захотят молодые. Следует помнить, что самая ответственная помолвка – это та, которая проходит в церкви, потому что этот этап связывает молодоженов на всю жизнь, ведь за этим шагом следует венчание.

В преддверии помолвки нужно тщательно подготовиться, чтобы не допускать ошибок.
Подготовительный этап должен начаться с предупреждения родителей обеих сторон о намерениях стать мужем и женой. После этого стоит подготовить сценарий торжества.
Жениху, в свою очередь, нужно подготовить речь и продумать, как он будет просить руку и сердце любимой у ее родителей.
Каждый человек, приглашенный на торжество должен сочинить поздравление и подготовиться к его прочтению.

Как организовать обряд помолвки

Как организовать празднование торжества зависит не только от желаний, но и от возможностей. Однозначно, желание молодых стать мужем и женой должно быть окончательным и бесповоротным. Помолвка может проходить дома или церкви.
Первоначально следует рассчитать бюджет на празднование торжества. Варианты проведения торжественного празднования:
обручение при наличии небольшого количества денежных средств. Свадьба – это немалые затраты, а тут еще и празднование обручения. Определенно ясно, что для семейного бюджета это немалый удар. Но не стоит отменять помолвку, можно отметить ее дома в кругу самых близких людей;
помолвка при соблюдении древнерусских традиций. Можно отметить торжество дома или кафе. Следует учитывать то, что главными блюдами стола будут – национальные. Жениху при таком проведении обряда следует соответствовать и соблюдать все правила и нормы традиционного обряда. Можно нанять тамаду, чтобы сделать вечер еще более красочным и интересным;
обручиться в западноевропейском стиле – это еще один вариант. Стиль данного мероприятия – вечеринка-коктейль, приглашения на которую высылаются заранее. Наряды следует подобрать согласно стилю тематической вечеринке. Гости уже на этом торжестве вручат подарки молодоженам;
помолвка класса люкс. В этом варианте бюджет неограничен или же имеет лимит, но установлен он на высокой планке. Здесь стоит пофантазировать: можно скопировать сценарий «звездного» обручения, организовать великолепный банке, покататься на лимузине, отпраздновать где-нибудь на известном курорте или что-либо другое. В целом, можно сказать, оказаться в центре всеобщего внимания.
Где бы ни проходило торжество или как бы оно ни было организовано не стоит забывать о том, что поздравление для молодых должно быть искренним.

Обряд, проводимый в церкви

Церковный брак первоначально был обязательным только для боярского и княжеского родов. Лишь в семнадцатом веке стал доступен для народа, причем супруги, имеющие на тот момент детей, могли повенчаться.
Обручение в стенах церкви проходит в присутствии самых родных и близких людей. Благословение родителей на проведение обряда или свадьбу необязательно, но молодым желательно им заручиться. Обряд в церкви состоит из нескольких этапов:
благословение. Молодожены стоят на расстоянии друг от друга в притворе церкви: место невесты – слева, жениха – справа. Священник выносит Крест и Евангелие, после чего епитрахилью обвязывает руки будущих супругов и позволяет встать им ближе друг к другу, затем благословляет их;
великая ектения – молитвословие, в котором просится о спасении будущих молодоженов, о даровании молодым детей;
иерейские молитвы – священник просит у Бога благословить союз молодых;
обменивание кольцами. Кольца одевает будущим супругам священник, после того как произнесет молитву и осенит голову каждого крестным знаменем;
отпуст – читается короткая молитва и утверждается помолвка.
При проведении обряда девушка облачается в платье белого цвета, но допустимы голубые, небесные, нежно-розовые, кремовые оттенки или иные светлые тона. Не следует выбирать наряд в фиолетовом цвете. Платье неприменимо должно прикрывать колени, руки и плечи тоже - закрыты. Голова девушки покрывается фатой, а также может использоваться шляпка или же покрывало.
Жених для церемонии одевает в брючный костюм темного цвета, голова не покрыта.
Эта церемония наиболее значимая и требует ответственного подхода, так как церковь не прощает разводов.
Обручение или помолвка – это значимый шаг для молодоженов, о котором не стоит забывать. Проведение торжественного мероприятия поможет сблизить семьи, которые впоследствии станут одним целым.

Православное бракосочетание состоит из двух частей службы, когда-то отдельных, а в настоящее время объединенных в одно торжество. Первая часть, обручение (на румынском logodna , на итальянском fidanzamento ) – это торжественное объявление брачных обетов; в то время как вторая часть является непосредственно бракосочетанием, в православной традиции называемая венчанием (на румынском cununie , на итальянском incoronazione ), название, происходящее от венцов, возлагаемых на головы супругов.

В прежние времена и в отличных от сегодняшнего обществах браки устраивались на основе соглашений, заключённых между семьями жениха и невесты, и часто планировались заранее, когда жених и невеста были еще в очень молодом возрасте (подростками или даже моложе). При таких обстоятельствах становится понятным желание объявить о брачных обетах через соответствующий обряд обручения, для того, чтобы уведомить всю общину верующих о том, что двое молодых людей обещаны друг другу, даже если их брак еще не состоялся.

Сегодня люди женятся в основном по собственной инициативе и с партнером, выбранным самостоятельно, следовательно, нет смысла праздновать обручение отдельно от венчания. Именно по этой причине две отдельные службы и были объединены в одну. Тем не менее, не стоит забывать, что в служебниках еще предусмотрена возможность проведения обручения и бракосочетания в два отдельных момента.

НЕМНОГО БОГОСЛОВИЯ БРАКА

Таинство, или же, используя терминологию Православной Церкви, Святые Тайны церковного бракосочетания не ставят своей задачей с правовой точки зрения объединить мужчину и женщину. Это скорее признание Церковью союза, уже сотворенного Богом в жизни двух супругов, это вход таинственным образом человеческого союза супругов (как союза земного, подверженного греху, боли и смерти) в божественное измерение Царства Божьего.

Соединение двоих в христианском браке делает вновь возможным осуществление первого проекта Эдема: достижения совместной жизнью двух взаимодополняющих существ вечной радости.

По этой причине Православное бракосочетание выходит за рамки юридического соглашения. Во время церемонии жених и невеста не обмениваются свадебными клятвами: само присутствие (как и наличие свидетелей в подтверждение их свободного выбора) указывает на обязательство, принятое между ними, и на расположение к действию Бога в их браке.

Хоть Церковь снисходительна к вдовцам, вступающим во избежание одиночества в новый брак, все же о браке не говориться как о союзе супругов «пока смерть не разлучит их». На самом деле, поскольку этот союз входит в измерение Царства Божьего, он также принимает характер вечности. По этой причине, вместо того, чтобы говорить о неразрывном браке, как в римско-католическом богословии, православное богословие говорит о браке единственном и неповторимом . Можно сказать, что для православных есть только один истинный священный брак в жизни, в то время как последующие браки (вдовцов, а так же в других случаях, когда Церковь разрешает второй брак, если первый брак безвозвратно разрушен с человеческой точки зрения) рассматриваются более как мера снисхождения, которая через благословение Церкви вводит новых жениха и невесту в жизнь общины верующих.

Именно потому, что предлагая с бракосочетанием новое, «божественное измерение» жизни пары, Православная Церковь не осуждает человеческие союзы. Ее задача не в том, чтобы определить, живут ли пары, не состоящие в церковном браке «во грехе» (в широком смысле, можно сказать, что каждый, кто не живет по благодати и воли Божьей, живет во грехе, не зависимо, находится ли он только в гражданском или же и в религиозном браке), а, скорее, ее задача заключается в призыве всех пар перейти от человеческого союза к участию в божественной жизни, предлагаемой через таинство церковного брака.

СВИДЕТЕЛИ

Жениха и невесту сопровождают на брак друг и подруга (в греческой терминологии их называют παράνυμφοι, что можно перевести как «друзья брачующихся»), которые имеют очень важную функцию в ритуале: засвидетельствовать своим присутствием свободу брачной связи, то есть их свободный личный выбор (отсутствие принуждения, угроз или других условий, которые делают брак недействительным), а также отсутствие других уз (предыдущего брака или обручения, чье завершение не было признано Церковью). По этой причине важно, чтобы свидетели хорошо знали жениха и невесту.

Со временем были установлены различные местные обычаи, и свидетели часто напоминают крестных родителей (в румынском языке используется тот же термин nănaş для обозначения и тех и других). Свидетелями сегодня выступают почти всегда мужчина и женщина, довольно часто это муж и жена. Таким образом, пара свидетелей берет на себя задачу направлять молодую пару в их супружеской жизни.

Как бы ни был этот обычай красив и благороден, следует подчеркнуть, что свидетели не имеют роли крестных или наставников ; их задача – засвидетельствовать свободу вступления в брак, а все остальное, чем они хотят и могут быть полезны супружеской паре, не является требованием Церкви.

Поэтому напоминаем следующее:

1. Свидетели необязательно должны находиться в браке . Также не обязательно, чтобы это были мужчина и женщина. Церковь считает законным браки, при которых в качестве свидетелей выступают двое мужчин или две женщины.

2. Свидетели необязательно должны быть православными христианами . Не их вера или принадлежность к Церкви требуется в бракосочетании (как того требует обряд крещения для крестных), но важно то, чтобы они действительно хорошо знали молодоженов. Другими словами, лучше настоящий друг пусть и не православный (или даже, в крайнем случае, не христианин), чем член Церкви, не знакомый с женихом и невестой. Сегодня находятся такие, кто настаивает на том, чтобы свидетели были именно православными христианами, но кто так говорит, должны бы объяснять, почему Церковь, позволяющая, чтобы один из супругов был не православный, должна быть более строга со свидетелями, чем с самими женихом и невестой!

3. Церковь ничего не требует от свидетелей после выполнения их долга на бракосочетании . Свидетели не обязаны становиться крестными детей супругов (хотя это часто случается на практике), или нести какие-либо другие обязанности: любая поддержка или помочь супругам является их свободным дружеским жестом.

СМЕШАННЫЕ БРАКИ

До определенного момента христианской истории Церковь отказывалась благословлять браки, в которых один из супругов не принадлежал по вере и крещению к верующим данной Церкви.

В последние столетия с развитием мобильности общества увеличилось количество смешанных пар, и Церковь постепенно распространяет церковный брак на эти пары, хоть и с некоторой осторожностью.

Что касается Русской Церкви, первые случаи православных браков для смешанных пар были разрешены в восемнадцатом веке для шведских военнопленных, которые взяли в жены русских женщин и не имели своих пастырей.

Сегодня возможны смешанные браки верующих Православной Церкви с крещенными верующими не православных христианских церквей (в том числе самые последние деноминации, такие как адвентисты седьмого дня и пятидесятники, за исключением новых движений с христианской сердцевиной, таких как мормоны и Свидетели Иеговы). Не возможен церковный смешанный брак с некрещеными (атеистами или представителями других религий). Принцип этого исключения в том, что маловероятно, чтобы человек, не верующий во Христа, и не принадлежащий к Его Церкви (хоть к одной неортодоксальной конфессии), мог честно взять на себя задачу вести жизнь христианской/ого супруги/а, соблюдая церковную веру.

Даже если смешанные браки возможны, Церковь все же призывает своих членов всегда стараться найти супругов своей веры, особенно если оба верующие практиканты. Практика православных христиан не проста, поэтому идти по жизни с человеком, который не разделяет этот путь, добавляет еще большей сложности и дополнительных усилий.

В зависимости от случая, особенно когда супруги решаются не на первый брак, может понадобиться благословение архиерея для того, чтобы приступить к смешанному церковному браку.

ОБРЯД ОБРУЧЕНИЯ

Давайте посмотрим, как происходит свадебная церемония в Православной Церкви сегодня. Первая часть обряда обручения происходит в притворе церкви. Если же в церкви нет притвора или внутреннего портика, то обручение происходит при входе в церковь, что обозначает вход в семейную жизнь (по той же причине в обряде крещения молитвы по изгнанию дьявола и исповедование веры происходят в притворе). Жених и невеста выступают вперед, сопровождаемые по обе стороны свидетелями – жених с правой стороны, невеста с левой. Так обычно располагаются мужчины и женщины в храме, что легко вспомнить, посмотрев на расположение центральных икон Христа и Божьей Матери.

Священник, проводящий бракосочетание, благословляет жениха и невесту, подает им зажженные свечи и окутывает благовониями. Затем начинается ритуал обручения, состоящий из молитв, ектении и обмена кольцами, символизирующими взаимные обещания верности.

Первоначально предусматривалось золотое кольцо для жениха и серебрянное для невесты, но в настоящее время чаще используется пара колец, изготовленных из того же материала (иногда даже менее ценного). Перед обрядом обручения кольца освящаются окроплением святой водой и некоторое время находятся на святом престоле. При желании, можно принести кольца в церковь за некоторое время до бракосочетания и оставить их возлежать на святом престоле во время служения Божественной Литургии.

Символизм колец (т.е. круг, не имеющий конца, как и взаимные обещания супругов, бесконечные и безусловные) объясняется в молитвах обряда, когда вспоминаются кольца, подаренные в различных библейских эпизодах в знак верности, доверия, ответственности и божественного милосердия.

Формула обручения, которая в некоторых случаях читается три раза, выглядит следующим образом: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя)Обручается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ».

Священник надевает кольца на безымянные пальцы правой руки жениха и невесты. Правая рука (которой христианин крестится) является хранительницей колец в древней христианской традиции, как и в древнееврейской, откуда берут истоки многие элементы православного бракосочетания. В практике Римской Католической Церкви обручальные кольца отделены от брачных (в то время как в Православной Церкви нет такого различия), что во многих случаях привело к перенесению колец на левую руку. Если жених и невеста, следуя местным обычаям, хотят носить кольца на левой руке после свадебной церемонии, то в этом нет серьезной проблемы.

Кольца, одетые на руки молодоженов, в скором времени обмениваются трижды (священником или свидетелями, в зависимости от местной традиции). Обмен кольцами выражает постоянный обмен между супругами, которые, взаимодополняя, обогащают друг друга.

Если после обряда обручения следует обряд венчания (на сегодняшний день, в подавляющем большинстве случаев), обрученные и свидетели направляются к центру церкви, где подготовлен стол с венчальными коронами. При подходе пары хор поет стихи псалма 127, чередуемые припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

ОБРЯД ВЕНЧАНИЯ

Войдя в центр храма, жених и невеста становятся на специально подготовленном для них ковре (это может быть полотенце, вышитое узорами, как заведено в России, или же просто коврик достаточно широкий, чтоб вместить обоих супругов). Этот ковер, заимствованный из древнееврейской свадебной традиции, символизирует измерение, в котором супруги держат ответ перед церковью: ведение ежедневной жизни, воспитание детей, семейный очаг.

Священник начинает венчание тремя молитвами, в которых испрашивает Божью благодать для супругов, благодать, под воздействием которой человеческий союз становится союзом, ведомым Святым Духом. (Священник молится за сошествие Святого Духа на венчаемых подобным образом, как во время Божественной Литургии призывается Святой Дух на хлеб и вино, чтобы превратить их в тело и кровь Христа.)

Руки молодоженов соединяются священником, а затем он связывает их вместе лентой или вуалью. Затем священник накладывает венцы на головы супружеской пары в знак царственности (Церковь дает возможность супружеской паре быть правителями их семейной жизни, как и участниками самого царства Христово), а также в знак совершенствования: муж и жена становятся «венцами» друг друга, завершением божественного образа, возможным средством спасения друг друга, как упоминается апостолом Павлом в главе 7 Первого послания к Коринфянам. Венец также является знаком мученичества, то есть свидетельством веры «в радости и в скорби», до принесения в жертву собственной жизни. Тайна брака требует готовности умереть для себя, для своего личного благополучия, чтобы мочь дарить себя другому в течении всей жизни.

Формула венчания, которая в некоторых случаях читается три раза, выглядит следующим образом:

«Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ». Аналогично формула повторяется для невесты: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ».

Венцы, положенные на головы супругов, обмениваются три раза (священником или свидетелями, в зависимости от местной традиции), в то время, как хор поет: «Господи Боже наш, славою и честию венчах я (их) ».

ЧТЕНИЯ

Два библейских отрывка, связанных с браком, взяты из Послания апостола Павла к Ефесянам и из Евангелия от Иоанна.

Св. Павел напоминает первым христианам из Эфеса (как и христианам всех времен и народов) о взаимных обязанностях супругов, проводя параллель между любовью мужа и жены, и любовью Христа и Его Церкви. Как Христос любит Свою Церковь до самоотвержения и готовности пожертвовать собой, так и муж должен отдавать себя без остатка своей жене. Как Церковь, в свою очередь, повинуется Христу, так и жена должна подчиняться своему мужу. Если в каждый момент супружеской жизни придерживаться этой модели, то браки не будут распадаться! Жена, предоставив последнее слово мужу, научится контролировать свое инстинктивное желание защищать семью во время волевых конфликтов (что обычно не имеет ничего общего с непосредственным выживанием детей и семьи); муж, помня о необходимости приносить себя в жертву ради жены и детей, поступает таким образом, чтобы предоставленное ему окончательное решение не исходило из личных интересов, но защищало интересы всей семьи.

Евангелие от Иоанна говорит о первом чудоявлении, сделанном Иисусом в Кане, где вода, превращенная в вино (и вино качественное!), является моделью превращения человеческого союза в союз Божественный под действием благодати Господней. Пара более не является лишь человеческим учреждением, но знаком, так же, как Церковь, что Царство Божье уже присутствует среди нас.

ЗАВЕРШЕНИЕ ЧИНА

После еще некоторых молитв и ектиний, священник благословляет чашу с вином: жених и невеста выпивают из этой общей чаши в знак их общей участи всей жизни, в радости или скорби. Чаша вина в этом случае исходит из традиций древнееврейского брака и не имеет никакой связи с вином евхаристии.

Затем священник трижды обводит молодоженов вокруг центра церкви, в то время как хор поет некоторые тропари (гимны православной традиции), по своему значению связанные с символикой брака. Во время пения тропарей общепринято, чтобы свидетели следовали рядом с женихом и невестой, придерживая венцы на головах.

Пение тропарей происходит от древнего обычая сопровождать в процессии жениха и невесту с пениями после свадьбы от дверей церкви до дверей дома новоиспеченной пары. Со временем этот общественный обычай был оставлен, церковные песнопения перешли на конец церемонии, а процессия стала эпизодом обряда бракосочетания.

В конце процессии священник развязывает руки брачующихся и помещает венцы на стол. В заключительных молитвах священник просит Бога сохранить венцы непорочны в своем царстве: в знак наследства, ожидающего жениха и невесту, выросших в любви и верности, принесших духовные плоды их брака.

После окончательного благословения следует ряд приветствий и пожеланий: почитание икон в центре церкви (или на иконостасе), пожелания долгих лет новой паре (многолетствования), увещевания священника мужу и жене сохранить в своей жизни полученную от Бога благодать. В случае смешанных браков также неправославный священник может присоединиться к пожеланиям новобрачных, обращая к ним слова ободрения и наставления.

ПОВТОРНЫЙ БРАК

Православная Церковь поддерживает очень высокий стандарт модели семейной жизни, но признает, что брачные связи могут закончиться или по причине форс-мажорных обстоятельств (например, смерти одного из супругов), или из-за различной степени человеческого греха (когда один из двух бросает другого, по неверности и другим причинам, сводящим брак на чистое лицемерие). В этих случаях Церковь позволяет (в случае вдовства, всегда, а во всех остальных случаях по письменному благословению архиерея епархии, в которой было совершено бракосочетание), повторное венчание. Церковь также допускает третий церковный брак (хотя не рекомендует), в то время как абсолютно запрещает четвертый.

Существует обряд повторного бракосочетания покаянного характера, из которого видим, как Церковь разрешает вторичный брак, идя на встречу еще более тягостным личным обстоятельствам. Сегодня обряд повторного бракосочетания используется только если оба супруга уже были повенчаны ранее: это мера уважения к супругу, впервые вступающего в брак. Таким образом, редко можно увидеть эту типологию свадебной церемонии.

МОЛИТВА О ВОЗВРАЩЕНИИ СУПРУГОВ

Есть определенная молитва, сегодня используемая редко, которой приветствуются супруги по возвращении в церковь после свадебных торжеств. Хорошо бы продолжать использовать эту молитву, которая представляет собой уместный «переходный обряд» после медового месяца, возвращающий молодоженов к их активной роли в местной общине верующих.

ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ

Часто церковное бракосочетание заключает в себе некоторые практические трудности, как в отношении гражданского брака, так и при наличии предыдущих брачных уз. Это руководство не претендует дать общий ответ на все проблемы, но предлагает ниже некоторые элементы для размышления.

Если пара не находится в узаконенном браке, необходимо, чтобы это произошло или до венчания, или примерно в то же время. Предусмотрена возможность проведения церковного православного бракосочетания, имеющего гражданский эффект, но только если священник, проводящий церковный брак, является признанным государством церковным деятелем. Для этого проинформируйтесь в храме, в котором вы желаете повенчаться (еще лучше, если вы будете усердно посещать этот храм!).

Если в предыдущем браке состоял православный супруг, то необходимо благословение архиерея епархии, в которой проводился предыдущий брак. Если же в религиозном браке состоял не православный супруг, то он должен объявить о разрешении к вступлению в новый брак в соответствии с правилами его Церкви. Если данная Церковь не считает супруга свободным, то Православная Церковь не может вмешиваться в этом отношении. Переход в Православие для обхода этой проблемы, если и представляется возможным, не рассматривается положительно.

Если предыдущие браки были только гражданские, то нет никаких препятствий для церковного бракосочетания, при условии, что не должно оставаться никаких связей предыдущего гражданского брака, как и нерешенных споров (опека над детьми и т.д.), связанных с браком.

Брак не исключает в будущем возможности мужа или жены принять монашество, но такой выбор может быть сделан только с согласия обоих супругов и если родители (более) не несут ответственности за несовершеннолетних детей. В таких случаях брак приостанавливается церковными властями, и муж или жена (а лучше, оба) могут принять монашеский постриг.

«ПОДХОДЯЩИЕ» ДНИ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК

«В какие дни можно сочетаться браком?»

На этот простой вопрос приходятся сложные, а иногда и различные, ответы, с длинными списками «дней, когда церковное бракосочетание запрещено», поэтому постараемся понять причины, из-за которых некоторые дни непригодны для церковных свадебных обрядов.

Проблемы постных и праздничных дней

Бракосочетание обычно не рассматривается как скромный праздник для узкой группы супругов и свидетелей, но как общественное признание союза, объединяющего семьи и друзей в радостной и праздничной атмосфере. Дни поста — не подходящее время для этого вида торжества, поэтому Православная Церковь запрещает бракосочетания в эти дни: в период многодневных постов, таких как Великий Пост, или накануне отдельных постных дней. Может показаться странным, что брак запрещен накануне постных дней (во вторник и в четверг), но разрешен в сам постный день (в среду и пятницу). Причину следует искать в традиции празднования банкетов, продолжительностью во всю ночь, а также в идеи «не расходовать» первую брачную ночь на заре постного дня.

Также бракосочетания не отмечаются в дни самых больших праздников, чтобы не отвлекать внимание от праздников Церкви. Часто последующие после крупных праздников дни (например, дни между Рождеством и Крещением) исключаются для свадебных ритуалов. Не все Православные Церкви следуют одинаковым правилам после праздничных дней: в некоторых храмах можно услышать, что не совершаются бракосочетания в течении первой недели после Пасхи (или во Святую неделю Пасхи), в других можно услышать, что браки запрещены все сорок дней после Пасхи. В любом случае лучше посоветоваться непосредственно в церкви, в которой вы собираетесь повенчаться, так как могут быть различия в календаре.

Проблема субботы

Бракосочетания запрещены по субботам, хотя обычно это не постный и не предпостный день. Причина этого запрета имеет пастырский характер: участие многочисленных групп людей в торжествах субботним вечером опустошает (или значительно уменьшает) участие в воскресных службах. Хотя этот запрет считается довольно строгим (особенно для семей, имеющих свободную от работы субботу), это правило абсолютно имеет смысл, и сегодня (особенно в Русской Церкви) ему следуют со всей строгостью.

Необходимо помнить, что запреты на проведение бракосочетания не являются абсолютными запретами и возможны исключения, по благословению местного архиерея. Венчающий священник не вправе самостоятельно пойти на уступку без объяснения причин своему архиерею и без его разрешения.

В старину на Руси невозможно было провести свадьбу без обряда обручения. Этот обряд проводится после того, как будут проведены смотрины, сватовство, сговор родителей жениха и невесты и помолвка. Только после всех этих предсвадебных обрядов проводится обручение с обменом колец.

Традиции обручения при организации и проведении свадьбы в старину

В старину обычно вечера в честь сватовства и смотрин и в честь сговора родителей и помолвки проводились в узком семейном кругу, а вот обручение организовывалось уже в присутствии сватов, родственников, друзей. При обручении молодые обменивались друг с другом золотыми, серебряными или простыми железными кольцами, тем самым, подтверждая, что они кладут печать на хозяйство и совместную жизнь. Эти кольца после обручального вечера будущие супруги бережно хранили до дня, когда проводился обряд венчания. Во время обряда венчания они их вновь надевали друг другу и тогда уже носили постоянно на правой руке на безымянном пальце.

Помимо всего при проведении обряда обручения при свидетелях подписывался некий документ (аналог сегодняшнего брачного договора), определяющий права на имущество будущих мужа и жены. Обручение обычно организовывалось примерно за полтора месяца до венчания. Это время давалось молодым на то, чтобы они прошли испытание временем, оставаясь друг другу верными.
Начиная с 20-го века, обряд обручения стал проводиться не в доме, где живут невеста с родителями, а в церкви перед священником, дабы будущие муж и жена могли ответить за свое решение обручиться перед Богом.

Современный обряд обручения

Сегодня молодые также не могут провести обряд венчания без обручения и, как правило, оба эти обряда проводятся друг за другом в один день. Однако сложность в соблюдении такой свадебной традиции, как обмен кольцами заключается в том, что священники требуют, чтобы молодые, прежде чем провести обряд венчания официально зарегистрировали брак в органах ЗАГСа.

Проблема заключается в том, что при проведении официальной церемонии бракосочетания в ЗАГСе молодые также обмениваются кольцами, поэтому и возникает путаница между условиями церковного и официального бракосочетания. Эту проблему можно решить двумя способами. Либо отказаться от торжественного обмена кольцами в ЗАГСе и из-за этого церемония будет не столь красива. Либо можно пройти обряд обручения за 2-3 дня до росписи в ЗАГСе, а уже после официальной регистрации брака в ЗАГСе провести обряд венчания в церкви.

Как проводится обряд обручения в церкви?

Церковное обручение подтверждает, что молодожены готовы заключить брак и нести за него ответственность перед Богом.

В церкви обряд обручения проводится следующим образом. К молодоженам, стоящим лицом к алтарю через царские ворота иконостаса выходит священник. Уже освященные к этому моменту обручальные кольца в это время держит дьякон. Священник, размахивая кадилом с фимиамом и держа в руках две свечи, которые символизируют жениха и невесту, читает молитву о благословении будущих мужа и жены на брак.

Свечи для венчания бывают высокими и не тонкими. Это делается для того, чтобы они не успели догореть до окончания церемонии, поскольку это, как и обручальное кольцо, которое обронили, считается плохой приметой.

Будущие супруги крепко держат свечи и проходят вслед за священником внутрь храма. После этого священник надевает на пальцы молодых их кольца, и они трижды ими обмениваются, таким образом, подтверждая, что они теперь принадлежат друг другу навечно. На этом обряд венчания заканчивается, и жених и невеста положив на аналой венцы, проходят обряд венчания.

Традиции украшают, обогащают жизнь, а главное – делают её предсказуемой. Обряды, которые передаются через многие поколения, сохраняют связь между людьми и временем. Что такое помолвка и обручение? Это начало семейной жизни, оформленное в красивую церемонию.

Для чего нужна помолвка

«Любит – не любит», «женится – не женится». Гадание по ромашке после помолвки становится совершенно не актуальным. Факт официального предложения жить и, в перспективе, состариться вместе может стать гарантией серьёзности намерений. Каковы же «плюсы» помолвки, по мнению большинства людей?

  1. На первом месте – получение одобрения от родителей. Несмотря на пылкость чувств, молодым всё же хочется создать не только свою семью, но и подружиться с близкими жениха (невесты).
  2. Далее – статус и гласность. Намерения приобретают определённость, а «конкуренты» понимают, что их планы потеряли все шансы на успех.
  3. На третьем месте – время, чтобы лучше узнать друг друга, выстроить отношения и наладить взаимопонимание.
  4. Четвёртым «плюсом» помолвки стало взвешенное решение о вступлении в брак. Основной тезис в пользу полезности раздумий - «лучше вообще отказаться от свадьбы, чем развестись на следующий день».
  5. Почётное пятое место заняло… воздержание от интимных отношений до свадьбы. Основной довод сторонников чистоты и невинности: если ты не можешь себя сдерживать до свадьбы, то не будешь сдерживаться и после. Вроде бы неплохо звучит, но подразумевается вовсе не супружеская страсть, а склонность к изменам по причине «я не смог (или не смогла) устоять».

Экскурс в прошлое

Что такое помолвка? Очень давно, можно даже сказать – в древности, жених обязан был давать за невесту выкуп. Потом всё кардинально изменилось и выкуп, в виде приданого, стали давать уже жениху. В обоих случаях подношения были гарантией будущего законного брака. Мир снова изменился, а выкуп и приданое трансформировались в колечко, подаренное суженым и украшающее руку невесты. Именно в таком виде помолвка существует в наше время.

Обычаи «рукобития» и «сватовства» сейчас не распространены, хотя смысл обручения остался прежним. Жених, принёсший в дом будущего тестя ценную вещь (обручальное кольцо), «покупает» право власти над наречённой. Это не кажется таким шокирующим, если вспомнить старинный домашний уклад. Мужчины играли в нём первые роли – глава семьи, отец семейства. «Власть» в первую очередь означает «ответственность», об этом помнили все. Отдавая дочь, отец перекладывал всю ответственность за неё на будущего мужа.

Вмешался в обряд и царь Пётр, запретив помолвку (фактически сговор о передаче) малолетних. Он же объявил необязательными любые «договоры о намерениях» перед свадьбой. Точку в процессе поставил Святейший Синод, предписав церкви объединить обручение и венчание в единое целое.

Что такое помолвка в церкви

Для церкви «помолвка» - не библейское понятие, оно появилось лишь около 5 века н.э. Библия говорит только о незыблемой сути брака, а обряды обручения и венчания могут меняться. Во время церковного обручения мужчина и женщина, в присутствии свидетелей, обещают «перед Богом и людьми» быть верными друг другу до конца своих дней. Обязателен вопрос о добровольности принятого решения. Причём спрашивают не родителей, а именно молодых, подчёркивая свободу выбора.

Многие считают, что именно в церкви закладывается основа уважительных семейных отношений. Осмысленность и святость – в этом смысл церковного обряда.

Помолвка в наше время

В дом к родителям невесты молодой человек приходит, чтобы официально просить руки их дочери. Получив согласие, а в некоторых случаях благословение, жених дарит невесте кольцо. Во время свадьбы к обручальному иногда добавляется ещё одно, венчальное кольцо. Всё довольно просто и предсказуемо, но есть правила, которые лучше не нарушать.

Для визита к любимой нужна определённая подготовка. Важно заранее предупредить её родителей о предстоящем событии, договориться о времени посещения. В противном случае новость о помолвке станет настоящим шоком или превратится в скандал. Лучше познакомиться с представителями старшего поколения заранее и произвести на них хорошее впечатление.

Мужчины, помните о цветах! Букет красных или бордовых роз для будущей тёщи, нежные кремово-белые для суженой (о значении цвета роз можно прочесть в ). Как знак внимания и уважения, отцу невесты можно преподнести отличный коньяк или виски (лучше triple), а праздничный торт или коробка шоколада только украсят событие.









2024 © rukaraoke.ru.