Игры в воспитании нравственных качеств дошкольников. Игры по социально-нравственному воспитанию


«Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» «Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.» В.А. Сухомлинский МБДОУ ЦРР 23 «Родничок» Ст.воспитатель Нуждова Т.В. Воспитатели: Тюрина Л.М – 2015 учебный год


Актуальность Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Именно в дошкольном периоде детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим.


Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно- ролевая, подвижная, драматизация) оказывает влияние на нравственно-духовное развитие ребенка дошкольника.


Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Дж. Леви, Р. Кайца, Ж. Пиаже, К.Д. Ушинского, Й. Хейзинги и др. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н.П. Аникеевой, О.С. Газмана, Т.Е. Конниковой, Д.В. Менджерицкой, И.И. Фришман, Г.1Т. Черного, С.А. Шмакова и многих других.


Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать умение договариваться, играть сообща. Воспитывать через сюжетно-ролевую игру заботливое отношение к малышам, пожилым людям. Формировать нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность, справедливость и скромность. Развивать волевые качества: - умение договариваться при распределении ролей, - выполнять установленные нормы поведения, - следовать в своих игровых действиях положительному примеру. Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д. Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков – стремление помочь девочкам, у девочек – скромность, заботу о других). ЗАДАЧИ


Роль дидактических игр в духовно-нравственном воспитании дошкольника У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.


Роль подвижных игр в формировании нравственного поведения Эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе их лежат разнообразные движение - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Подвижные игры еще более разнообразны, чем дидактические. По происхождению различают игры народные и авторские. По структуре они могут быть разделены на игры сюжетные и бессюжетные (с использованием моторных игрушек, с включением спортивных элементов). Различают игры и по характеру их организации: в этом случае выделяются игры без разделения играющих на группы (команды) и с разделением на группы.


Роль строительных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников Строительные игры детей - увлекательная деятельность, в которой дети выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых. Строительные игры открывают широкие возможности для развития умственной, трудовой, нравственной сферы ребенка. Строительная игра заключает в себе большие педагогические возможности для развития нравственной сферы ребенка. В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества личности: умение договориться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища, а вместе с тем настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры.


Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, эмоциональная отзывчивость, воображение. Велико значение этих игр для эстетического воспитания дошкольников, развития художественных способностей и творчества, которое проявляется в поисках разнообразных средств выразительности для создания образа героя произведения. Развитие и совершенствование движений в игре способствует физическому развитию детей. Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения. Роль игр-драматизаций в духовно-нравственном воспитании дошкольников


Роль сюжетно-ролевых игр в духовно-нравственном воспитании дошкольника В сюжетно-ролевой игре закладываются основы будущей общественно полезной деятельности. Этому способствуют игры в профессии. Доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду, всё это может быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре. Сюжетно-ролевые игры с бытовой тематикой любимы всеми дошкольниками. В средней и старшей группах детского сада воспитатели, продолжая совместное с семьей духовно-нравственное воспитание, могут использовать сюжетно-ролевые игры в «семью», воспитывая у детей качества, свойственные будущим родителям. Проблема воспитания у мальчиков и девочек нравственных качеств будущих родителей приобретает все большее значение.


Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и гуманных чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения. Структура творческой сюжетно-ролевой игры, согласно Д. Б. Эльконину, включает следующие взаимосвязанные элементы: роли, которые берут на себя дети; игровые действия, посредством которых эти роли реализуются; игровое употребление предметов (замещение реальных предметов игровыми). По утверждению Д. Б. Менджерицкой, основной путь воспитания в игре влияние на ее содержание, т. е. выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей, реализация игровых образов. Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.




Уровень сформированности гуманных проявлений у детей не соответствует их возрастным возможностям, эмоциональный опыт их беден. Одни дети даже не умеют замечать состояние сверстника, другие, видя затруднительное положение товарища, не сочувствуют ему и не стараются помочь, утешить. Третьи, сопереживая, не умеют оказать действенную помощь. Разная эмоциональная чувствительность детей по отношению к другим людям требует от педагогов учета индивидуальных особенностей и более «прицельного» проектирования формирующих воздействий.


Например: «врач» пришел на дом к «больному» и почти с порога спрашивает: «Что у вас болит?». «Больная» назидательным тоном перебивает его: «А «здравствуйте» забыл сказать?». Наташа, желая включиться в игру «Больница», подходит к играющим с громким стоном: «Я больная, ой, ой!». На ее стоны сначала никто не обращает внимание, затем Аня (врач) строго и довольно равнодушно говорит: «Не мешай, видишь, я делаю операцию». Но Наташа продолжает жалобно стонать: «Ой, ой, мне плохо!». И врач, наконец, сжалился: «Ну, ладно, подожди немного, полечим».


Вот в больницу на «скорой помощи» привезли больную Таню. К ней подходит врач Оксана со стандартным вопросом: «Что у тебя болит?». Таня: «Очень болит горло». «Сейчас я тебя послушаю». Внимательно слушает трубочкой. Обращается к «маме» (Ане): «У вашей дочки очень хриплый голос. Надо сделать укол. У нее воспаление горла». Услышав об уколе, Таня громко стонет: «Ой, я боюсь уколов!» (имитирует плач). Аня и Оксана совершенно не реагируют на это. Лишь когда Таня стала настойчиво и громко стонать и плакать, Оксана прикрикнула на нее: «Тихо, я тебе сказала!» и «сделала укол». Таня: «Ой, больно, больно!» Врач (строго): «Зато ты скоро выздоровеешь». Как видим, ребенок лишь выполняет обязанности, предписанные ролью врача. Видимая забота есть не что иное, как выполнение ролевых действий. В ней отсутствуют эмоциональные проявления: нежность, жалость, ласка та основа, на которой у ребенка складывается гуманное отношение к людям.


Итак, сюжетно-ролевая игра дает детям возможность проявлять доброту, заботливость. Но даже направленная на заботу о человеке, животных, игровая деятельность дошкольников в основном протекает без эмоциональных проявлений гуманного характера, хотя по развертыванию сюжета видно, что дети имеют представление об эмоционально-нравственных отношениях между людьми. Развитие сюжетно-ролевой игры без надлежащего педагогического руководства даже в условиях дошкольного учреждения задерживается на уровне воспроизведения действий и внешнего характера взаимоотношений.


Для формирования у дошкольников гуманных проявлений можно использовать следующие пути: развивать у детей способность понимать состояние, настроение человека по выражению его лица, интонациям речи, движениям, эмоциональным реакциям; стимулировать у дошкольников эмоции, выражающие чувства, доброжелательное и заботливое отношение к людям; формировать способы эмоционального содействия, умения сочувствовать, утешать, оказывать посильную помощь тем, кто нуждается в ней.


Вова («врач»), приехав по вызову к «больной», строго спрашивает: «Что у вас случилось?». Денис («папа»): «Дочка заболела». Врач: «Сейчас посмотрим. Надо первым делом поставить градусник и горчичники». Сам молча выполняет все процедуры. В это время папа и брат Маши (Валерий) готовят обед. Врач обращается к ним: «У Маши температура 39 градусов. Вы слышите?». Валерий: «Ну и что? Я варю суп». А Денис настолько увлечен приготовлением обеда, что даже не отреагировал. Вова заявляет, что Машу необходимо забрать в больницу, Валерий молчит, а Денис отвечает: «Я пеку пирожки».


В кабинет «врача» входит Вова с мишкой. От имени мишки он обращается к Антону, исполняющему роль врача: «Полечи меня, доктор, у меня ангина». Антон наклоняется к нему, сочувственно спрашивает: «Тебе очень больно? Да, сразу видно, что заболел, голова опущена, глаза грустные. Покажи горло». Внимательно рассматривает горло больного: «Очень, очень красное». Треплет мишку за ухо, говорит ободряюще: «Ну, ничего, потерпи, вылечим тебя». Обращается к Вове: «У вас есть дома синька? Когда болит горло, его надо мазать синькой, мне мама так всегда делает». Склоняется над мишкой, говорит, улыбаясь: «Ты не бойся, это совсем не больно»..Протягивает Вове лист бумаги: «Вот вам рецепт, получите в аптеке синьку. Если мишке будет хуже, положим его в больницу. Сейчас по телефону узнаю, есть ли в больнице свободное место». Обращается к Лене, исполняющей роль медсестры: «Ты пока займись мишкой, я должен договориться с больницей» (серьезный вид, деловой тон). По телефону: «Это больница? Звонят из поликлиники. У меня здесь на приеме больной мишка, у него ангина. У вас есть свободное место? Через два дня? Хорошо, я позвоню позже. Придите через два дня, мы положим его в больницу. А пока не волнуйтесь, лечите его, как я вам сказал. До свидания».


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким Можно порекомендовать использование таких игр и упражнений: - направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»). - направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты») - направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают» и др.). Для того чтобы дети закрепили представления « хорошо», «плохо», научились определять положительные и отрицательные поступки сверстников можно порекомендовать игру: «Добрые превращения». Познакомить детей с выдуманной игрушкой, которая наблюдает за поступками детей. Этот персонаж необычный, в нем две половинки. Одна половинка - это добро, другая - зло, если ребенок совершает хорошие поступки, персонаж становится добрым, радушным на лице у него улыбка, а если он видит плохие поступки- становится печальным, расстроенным. С помощью этого персонажа ребенку легче понять, какой поступок плохой, какой хороший. «Волшебная вода» Н.М.Метенова.


В систему задаваемых действий можно включить эмоциональные проявления в их развернутой форме. Например, «мама» мягко успокаивала свою «дочку»-куклу: «Не плачь, маленькая, не плачь, хорошая», укладывая спать, обращалась с ней ласково, гладила, целовала, тихонько напевала колыбельную песенку. Можно разыграть определенные сюжетные линии: «Кукла Наташа заболела, ее надо полечить», «Как вылечить любимые игрушки», «Животные заболели», «Какого врача любят все», «Как работают смотрители зоопарка», «Рассказ врачу о больном члене семьи».


Речевое общение, беседы этического содержания Цель - побуждать думать и говорить, дает ребятам возможность высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью беседы дети учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и так далее.


Инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье. Просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков. Создание воображаемой ситуации: объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».


Приведем отрывок из инсценировки «Как работают смотрители зоопарка», демонстрирующей заботливое отношение смотрителя зоопарка к своей подопечной обезьянке. Здравствуй, Чапа! Дай свою лапку. Вот, так. Как самочувствие? Ничего у тебя не болит? (Гладит.) Моя хорошая Чапочка. Сейчас я тебя покормлю. Вот тебе яблоки, семечки, орехи. Ешь, Чапочка, ешь, лакомка. (Гладит обезьянку, семечки дает с руки.) А теперь попей чистой водички. Вкусно? Наелась, Чапочка? Сейчас я тебя почищу, и ты станешь чистой, красивой обезьянкой. (Чистит щеткой.)


Общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия. Роль воспитателя в игре может быть различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т.п. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативу и самостоятельность, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребёнком действия при выполнении задания, выслушивание, смех над шутками ребёнка – всё это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка.


Наблюдение за действиями и отношениями взрослых (повар, няня, врач, дворник, воспитатель) При ознакомлении с трудом взрослых предпочтение отдаётся экскурсиям, то есть непосредственному активному наблюдению. Детям не только показывают действия, которые люди выполняют, но и объясняют значимость их труда для окружающих. Обращать внимание на личные качества человека- труженика. Например, объяснять что продавец – вежливый, внимательный, он выслушивает покупателей, предлагает им нужную вещь, советует; при знакомстве с трудом врача, подчёркивать что он заботливый, и в дождь и в холодную погоду приходит к заболевшим детям.


Образные игры-имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные -для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками. Например: проведение дидактических игр «Отгадай, кто это делает врач или медсестра», «Что как лечить?»; Игре «Зоопарк» предшествовали проведение дидактических игр («Кому что нужно?», «Покорми животных», «Отгадай название животного по описанию», «Загадки») и настольно-печатных игр («Зоопарк», «Зоологическое лото», «Птицы и животные»); рассказы о труде работников зоопарка.


Чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например: чтение и обсуждение В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А.Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница», чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых.


Эстетический фон занятиям придают стихи, загадки, песни, включенные в работу с детьми. Ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуются выставки работ. Рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и взаимоотношениях в его процессе; инсценирование литературных произведений; Составление детьми рассказов на темы, связанные с трудом взрослых; Драматизация литературных произведений;


Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье). Рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и взаимоотношениях в его процессе; помогают осознанию детьми правил нравственного поведения с позиций общепринятых норм и, воздействуя на эмоциональный и волевой действенно- практический компоненты личности ребёнка, поддерживают у него желание поступать правильно, содействуют формированию привычек нравственного поведения.


Сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых. Для объединения детей в совместную игру, выработки доброжелательного отношения друг к другу, умения договариваться, во что и как они будут играть, необходимо использовать различные приёмы. Например, Антон возит грузовую машину, а Женя начал что-то строить, беря детали со стеллажа. Предложите Антону подвозить детали, а чтобы постройка была закончена быстрее, подключите к нему Сашу. Игра обретает новый характер, в ней участвует уже группа детей. В конце игры обратить внимание ребят на то, какую хорошую дорогу для машин построили мальчики. И потом, когда дети начинают что-то строить, они уже объединяются.


Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств при соблюдении ряда условий: - правильная организация и руководство игрой; - правильно сформулированная мотивация; - многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность; - учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.


1. «Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. (В этой книге определены цели и задачи нравственного воспитания дошкольников. Это помогло мне определить и поставить нравственные цели и задачи в игровой деятельности). 2.«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л. И. Каплан (Я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей). 3.«Воспитание детей в игре» А. К. Бондаренко, А. И. Матусик (Данное пособие помогло мне вовлечь детей в игру, помочь им понять нравственные нормы и представления). 4.«Младший дошкольник в детском саду» Т. И. Бабаева (Эта книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств). 6.«Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольника» Л. Ф. Островская (применила примеры педагогических ситуаций на родительском собрании, что помогло определить уровень нравственного развития в семье). 7.«Роль игры в воспитании детей» А. П. Усова (Книга помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников). Литература

Игры для детей существуют самые разнообразные – одни развивают память, другие речь малыша, третьи направлены на физическое развитие. В этом множестве существуют еще игры, развивающие нравственные качества ребенка.

Мы уже писали о том, как организовать нравственное воспитание в семье . В дополнение к этому предлагаем подборку игр для выработки нравственных качеств у ребенка.

«Копилка добрых дел»

Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.

«Выбрасываем злость»

Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее.

«Ласковые имена»

Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Сереженька, Богданчик, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.

«Комплименты»

Предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.

«Пирамида любви»

Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладет руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.

Если вы знаете другие игры на развитие нравственности у ребенка, напишите в комментариях.

ИГРЫ

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Игры и

упражнения, направленные

на отработку

способов знакомства

«Назови себя»

«Позови ласково»

«Волшебный стул»

«Волшебный цветок»

«Давайте познакомимся»

«Постарайся отгадать»

Игры и упражнения на развитие навыков общения

«Доброе животное»

«Передай мячик»

«Возьми игрушку»

«Сборщики»

«Маленькие помощники»

Игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим

«Спаси птенца»

«Почему грустит котенок»

«Просим извинения»

«Зеркало»

Игры на закрепление бережного и вежливого отношения

«Кто больше»

«Книжный доктор»

Игры по социально-нравственному воспитанию

Игра «Назови себя»

Цель: Учить представлять себя коллективу сверстников.

Ход: Ребенку предлагают назвать свое имя так, как ему больше нравится, как называют его дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

Игра « П озови ласково»

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Ход: Ребенку предлагают бросить мяч или предать игрушку любому сверстнику (по желанию) ласково назвав его по имени.

Игра «Давайте познакомимся» (для детей с 4-х лет)

Цель: Способствовать воспитанию доброжелательности, отработке способов знакомства, снятию напряжения.

Ход: Дети разбиваются на пары, одному завязывают глаза (он представляет себя кошкой), и он мягко и осторожно прикасается к другому ребенку, знакомится с ним. Затем пары меняются ролями.

Игра «Доброе животное» (для детей с 4-х лет)

Ход: Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы – одно большое животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад.

Упражнение-дискуссия «Почему грустит котенок?» (для детей с 4-х лет)

Цель: Способствовать воспитанию доброжелательного отношения к животным. Развивать умение сопереживать, понимать состояние другого, поиск социально-приемлемых форм выражения агрессивных переживаний.

Ход: Воспитатель берет в руки игрушку и читает стихотворение:

Жил - был маленький котенок

И совсем еще ребенок.

Ну и этот котя милый

Постоянно был унылый.

Почему? Никто не знал.

Котя этот не сказал.

А. Блок

Передавая игрушку по кругу, ведущий просит сказать, почему котенок грустит, чего он боялся, чего ему не хватало, как ему помочь?

Игра «Волшебный цветок»

Цель: Учить выражать свою индивидуальность.

Ход: Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. Под музыку каждый показывает, как цветок распускается.

Игра «Передай мячик» (для детей с 4-х лет)

Цель: Продолжать учить детей чувствовать других. Способствовать воспитанию дружеских отношений в группе.

Ход: Сидя или стоя играющие стараются передать мяч, не уронив его. Кто уронит – выбывает. (Усложненный вариант– игра проводится с закрытыми глазами).

Игра «Жмурки» (на повышение уверенности в себе, для детей с 4-х лет)

Цель: Учить ребенка в определенной ситуации действовать самому. Способствовать воспитанию уверенности в себе.

Ход: Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая веселые звуки: «ля-ля», «а вот и я». Поймав ребенка, водящий угадывает, кто это и снимает повязку.

(Следите, чтобы ребенок долго не «жмурился» в поисках игроков. Как только почувствуете, что игра затягивается, поддайтесь с радостью.)

Игра «Спаси птенца» (для детей с 4-х лет)

Цель: Способствовать снижению агрессивности и ослаблении. Негативных эмоций.

Ход: Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно по одному пальцу сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!»

Игра-загадка «Постарайся отгадать»

Цель: Учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена своих товарищей; развивать эмпатию и навыки общения.

Ход: Дети сидят на ковре. Один ребенок – водящий – поворачивается ко всем спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спины, гладят его и говорят:

Раз, два, три, четыре, пять,

Постарайся отгадать.

Я с тобою рядом тут,

Скажи, как меня зовут.

Водящий ребенок пытается отгадать, кто его погладил. Если ребенок не может произнести все слова, тогда первые тир строчки говорит педагог, или все дети, а четвертую – ребенок сам либо вместе с педагогом. Если водящий не может угадать, он поворачивается лицом к играющим и ему показывают, кто его погладил, а он вспоминает и называет его по имени.

Игра-упражнение «Возьми игрушку»

Цель: Развивать познавательную активность и способность к целенаправленным усилиям, которые приводят к построению обязательного образа воспринимаемой формы.

Ход: Педагог шепотом называет одну из игрушек, лежащих в кузове машины, рядом сидящего ребенку. Этот ребенок так же шепотом должен назвать его соседу.

Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает и отыскивает нужную игрушку и громко называет ее. Затем этот ребенок становится первым звеном цепочки. Далее можно вспомнить любимую игрушку каждого ребенка и побеседовать о бережном отношении к игрушкам.

Упражнение «Зеркало»

Цель: Учить детей изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомима, жесты).

Ход: Помощник или ребенок изображает грустного гнома. Педагог с детьми спрашивает, почему он грустный?

Дедушка свою волшебную шапочку с бубенцом потерял. Он такой грустный, что вот-вот заплачет. Нам жалко Дедушку? Пойдемте к нему, сядем на корточки и жалобно посмотрим ему в глаза, погорюем вместе с ним. Ох, какое горе – потерять волшебную шапочку. А может быть, развеселим дедушку: улыбнемся ему, скажем ласковое слово? А что вы можете подарить Дедушке гному вместо шапки? (Конфету, шарик, цветочек, дудочку).

Подвижная игра «Сборщики».

Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями других детей; развивать желание помочь друг другу.

Ход: На полу разбросаны маленькие игрушки. Дети разбиваются на пары и берут друг друга за руки. По сигналу педагога дети собирают свободными руками игрушки и складывают в ведерко.

Дидактическая игра «Маленькие помощники»

Цель: воспитывать у детей желание оказывать окружающим людям посильную помощь; способствовать продуктивному общению в процессе совместной деятельности.

Ход: П е д а г о г: Я вам буду раздавать различные поручения, а вы покажите, как умеете оказывать помощь своей семье. Итак, наша бабушка захотела связать носок, но забыла, где спицы, клубок ниток и очки. Нужно помочь ей найти эти вещи. Кто хочет поучаствовать в поиске пропажи?

Педагог помогает детям договориться, какой предмет будет искать каждый из них. Названия предметов дети повторяют вслух и расходятся по группе. Найдя предметы, дети возвращаются на места и показывают, что нашли. Педагог проверяет правильность выполнения задания каждым помощником. Молодцы, бабушка будет рада и скажет «спасибо» за помощь.

Предлагаемые ситуации:

Папе нужно починить стул, необходимы следующие предметы: молоток, гвозди, клещи.

Маме надо помочь вымыть пол. Нужно принести ведро, тряпку и швабру.

Маленькая сестренка собралась на прогулку, но она растеряла одежду. Помогите ей. Отыщите шапку, шарф и варежки.

Упражнение «Просим извинения».

Цель: учить детей понимать некоторые причины возникновения ссоры и находить правильный выход из конфликтных ситуаций; воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения.

Ход: Для задания выбираются двое детей. Один из участников строит из заранее приготовленного конструктора башню. Второй, проходя мимо, случайно задевает башенку ногой и она рассыпается. Ребенок, строивший башню, огорчен, чуть не плачет.

П е д а г о г: Дети, что в этой ситуации нужно сделать? Конечно, извиниться. Но делать это нужно, глядя в глаза, тому, кого обидели, называя его по имени.

Педагог помогает извиниться, подбирая необходимые слова. Затем ребенок, задевший башенку исправляет ошибку сооружая с товарищем новую башню.

Игра «Кто больше».

Ход: Дети делятся на две команды и по очереди называют соответствующие «вежливые» слова. Та команда, которая назовет больше вежливых слов, считается выигравшей.

Игра «В стране вежливых».

Цель: продолжать работу по закреплению вежливых слов.

Ход: Детям раздают по несколько кружков из цветной бумаги, и они в течение дня отмечают тех, кто забыл произнести вежливые слова, кто повел себя невежливо. Провинившийся отдает один кружок «судье», который вместе с воспитателем подводит итоги в конце дня. Самый вежливый (тот, у кого осталось больше кружков) получает бант или значок.

Игра-занятие «Книжный доктор».

Цель: воспитывать бережное отношение к книгам.

Ход: Детям читается стихотворение Б. Заходера «Береги книгу».

Заболела эта книжка:

Изорвал ее мальчишка.

Я больную пожалею:

Я возьму ее и склею.

П е д а г о г: Всегда ли вы бережно обращаетесь с книгами? Почему мы ценим книги?

Педагог обобщает ответы детей (из книг мы узнаем много нового; в них мы находим ответы на свои вопросы; по книгам учатся в школе).

Педагог предлагает проверить все ли книги в группе в порядке и произвести ремонт тех, которые в нем нуждаются.

ИГРА, КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА.

«Без игры нет и не может быть

полноценного развития.

Игра - это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая

огонёк пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

Перед нами стоят, следующие задачи по нравственному воспитанию детей:

1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.

2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его.

3. Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.

4. Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.

5. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

6. Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.

7. Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков - стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек - скромность, заботу о других).

8. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

9. Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности.

10. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.

11. Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества), формировать бережное отношение к ней.

12. Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

1.Игра, как эффективное средство нравственного воспитания.

Игра - одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье.

В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка с взрослыми, переносятся им в игру. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой, происходит нравственное воспитание ребенка. Игра - как ведущий вид деятельности дошкольника, вызывает в его психике качественные изменения (о которых было упомянуто выше). Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Таким образом, - человеческая игра это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В дошкольном возрасте игра складывается в специфическую деятельность, которая имеет сложную структуру. Известно такое многообразие игр дошкольников, что необходимо структурировать наши знания, - в противном случае возникнет путаница.

Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.

1.Сюжетно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты:

Сюжет - то есть действительность, которую отражают дети в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности. При этом, каждому дошкольному возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета (от сосредоточения на выполнении действия до отражения сложных социальных отношений).

На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета, так и содержания игры.

В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам , требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.

2. Дидактические игры - это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила , т.е. дидактические игры, применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер). Дидактические игры имеют цель , т.е. эта игра направлена на получение конкретного результата. Цель имеет два аспекта:

Познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка;

Воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Цель дидактической игры направлена на развитие определенных психических процессов, способностей. Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях , которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.

Важной особенностью игры являются игровые правила , которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Взрослый организует игру и направляет ее - он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка. Дидактические игры являются осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается. Полученный социальный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового.

У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.

3.Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях. Отличительная черта подвижных игр - их эмоциональность (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. Существуют подвижные игры, направленные на развитие ловкости, координации движения, скорости и т.д.

Предлагаем вашему вниманию еще один вид игр, который вызывает интерес у дошкольников. Возможно, этот вид игр не так широко используется детьми (в силу того, что требует специального вмешательства взрослого), но их педагогическая ценность неоспорима.

Эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе их лежат разнообразные движение – ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.

Подвижные игры еще более разнообразны, чем дидактические. По происхождению различают игры народные и авторские. По структуре они могут быть разделены на игры сюжетные и бессюжетные (с использованием моторных игрушек, с включением спортивных элементов). Различают игры и по характеру их организации: в этом случае выделяются игры без разделения играющих на группы (команды) и с разделением на группы.

4.Театрализованные игры (игры драматизации) - делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.

К режиссерским относят настольный театр, теневой театр. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, эмоциональная отзывчивость, воображение. Велико значение этих игр для эстетического воспитания дошкольников, развития художественных способностей и творчества, которое проявляется в поисках разнообразных средств выразительности для создания образа героя произведения. Развитие и совершенствование движений в игре способствует физическому развитию детей.

Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение
сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносимые реплики ставят его перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления., воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).

Вывод.

Таким образом, хочется сделать вывод, что игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация) оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.

Воспитатель

Ганина Марина Рафаиловна

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Мариинская специальная

(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Духовно-нравственное развитие воспитанников.

Игры,упражнения,притчи.

Воспитатель:

Меденцева Оксана Викторовна.

2013г.

1. Игра «Окажи внимание другому».
^ Цель : формирование умения выражать свое положительное отношение к другим, оказывать и принимать знаки внимания.
Ход игры: Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь положительное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я...» (повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я...»)

2. Игра «Принц и принцессы».
^ Цель : развитие уверенности в себе, умение выражать положительное отношение к другим.
Ход игры: Дети стоят в кругу. В центр ставится стул и объявляется, что это трон. На этот трон садится тот, у кого больше всего написано достижений и будет Принцем (Принцессой). Остальные ребята оказывают ему знаки внимания – делают из листов бумаги самолетики, по одному – запускают их в Принца и говорят ему что-нибудь хорошее.

3. Упражнение «Сотворение чуда».

Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», – или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
Эта игра учит дошкольников эмпатии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.
4. Упражнение «Да».

Цель : совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.
Группа разбивается на пары. Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, «Странно, но я заметила за собой, что когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков».
Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа – «да».
5. Упражнение «Подари камешек».

Ведущий . «Ребята, возьмите, пожалуйста, из коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый...»
Тем детям, которым ничего не досталось, камешки дарит ведущий, но обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому он дарит подарок.
. Упражнение «Щепки плывут по реке».

^ Цель : Развитие эмпатии, снятие агрессивности, развитие навыков невербального общения.
Материал : Аудиозапись со спокойной музыкой.
Проведение : Дети встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Один ребенок – щепка. Он медленно «проплывает» между «берегами». «Берега» мягкими прикосновениями помогают «щепке». Говорят ей ласковые слова, называют по имени. «Щепка» сама выбирает, с какой скоростью ей двигаться. Упражнение можно проводить с открытыми или закрытыми глазами.
6. Упражнение «Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка».

Участникам предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.
7. Упражнение «Счастье».

Цели : Если большинство Ваших детей находятся в хорошем настроении, Вы можете провести эту игру, чтобы всем стало еще лучше и радостнее. Конечно, ни один человек не может быть счастливым постоянно, но настоящее сочувствие мы можем ожидать только от того человека, который чувствует себя счастливым – тогда у него достаточно энергии, чтобы замечать, как идут дела у других.
Материалы : Бумага для рисования и карандаши каждому ребенку.
Инструкция : « Знаете ли вы какую-нибудь историю про счастливое животное? Знаете ли вы какого-нибудь человека, который практически всегда счастлив? Когда вы сами счастливы, что вы испытываете? Я хочу, чтобы вы нарисовали картинку, которая покажет, что бывает, когда вы счастливы. Используйте краски и линии, формы и образы, которые выразят ваше понимание счастья...»
Помогите детям рисовать символами и абстракциями.
^ А теперь давайте обсудим, что делает вас счастливыми. Диктуйте, я буду записывать .
Запишите слова на доске и дайте детям продолжить эту запись. Если Вы работаете со старшими детьми, которые хорошо пишут сами, то можно разложить разные листы по следующим категориям: люди, места, вещи, работа... Десятилетние могут перед этим описать что-то, что их осчастливило вчера. Они могут даже помимо этого сочинить стишок, в котором каждая строка начинается со слов: «Счастье – это...». Строки рифмовать не надо.
Анализ упражнения:

    Почему мы не можем все время чувствовать себя счастливыми?

    Что ты делаешь, чтобы после какой-нибудь неприятности снова стать радостным?

    Когда ты испытываешь большое-большое счастье?

    Делаешь ли ты иногда что-то, что делает счастливым другого?

8. Игра «Целительное слушание».

    Было ли тебе трудно выполнять правила этой игры?

    Как ты чувствовал себя, выговорившись?

    Как ты чувствовал себя, будучи слушателем?

    Чувствовал ли ты себя надежно со своим партнером?

    Не находишь ли ты, что такое выслушивание - личный подарок?

    Как ты думаешь, многие ли люди имеют действительно настоящих слушателей?

9. Упражнение «Учимся ценить индивидуальность».

Цель : научиться ценить индивидуальность другого.
Время проведения : 60 мин.
Этапы игры :
Если бы мы умели ценить собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать инакостъ партнера.
Члены группы рассаживаются по кругу, у каждого заготовлены бумага и карандаш.

    В начале игры скажите примерно следующее: «Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы – как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить».

    Предложите каждому игроку написать о каких-то трех признаках, которые отличают его от всех остальных членов группы. Это может быть признание своих очевидных достоинств или талантов, жизненных принципов и т. п. В любом случае информация должна носить позитивный характер.

    Приведите три примера из собственной жизни, чтобы участникам стало полностью понятно, что от них требуется. Для создания игровой атмосферы используйте свою фантазию и чувство юмора.

    Участники записывают свои имена и выполняют задание (3 минуты). Предупредите, что Вы соберете записи и зачитаете их, а члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений.

    Соберите листочки и еще раз отметьте положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся, интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, дать друг другу импульсы к изменению и обучению и т.д. Потом прочтите каждый текст, и пусть игроки угадают, кем он написан. Если автора не удается «вычислить», он должен назваться сам.

^ 10. Упражнение «Я – это ты. Ты – это я».

Цель : Осознание собственной идентичности.
Этапы игры : Участники тренинга делятся на пары и рассказывают друг другу обо всем, что считают необходимым за определенный промежуток времени. Партнеры могут задавать друг другу любые вопросы. После общения в парах участники представляют друг друга, взаимно обмениваясь ролями.
Обсуждение игры :

    Что легче сделать: рассказать о себе или о других?

    Как Вы себя чувствовали, когда Вы представляли партнера?

    Как Вы себя чувствовали, когда Вас представлял партнер?

    В каких случаях мы чувствуем стеснение, а в каких – уверенность?

11. Упражнение "Ценности".
Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей:
- интересная работа
- хорошая обстановка в стране
- общественное признание
- материальный достаток
- любовь
- семья
- удовольствия, развлечения
- самосовершенствование
- свобода
- справедливость
- доброта
- честность
- искренность
- вера
- целеустремленность,
Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 3-4 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями. 15 минут
12. Упражнение «Говорю, что вижу». Цель: проигрывание ситуации безоценочных высказываний.
- Описание поведения означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок, личностных черт. Первый шаг в развитии высказываться в описательном ключе, а не форме оценок - улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок.
- Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что видите относительно любого из участников. Например: <Коля сидит, положив ногу на ногу>, <Катя улыбается>.
Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участник. 10 минут
^ 13. Упражнение «Враги». Цель : научиться через внешность видеть внутреннее, душу и характер человека, его отношения с другими.
Круг.
Один доброволец - в центре круга.
Задние: Сейчас погадаем. Группа - пытается представить врагов этого человека, людей, которые были, являются или могли бы быть врагами. Их:
- возраст...
- социальное положение...
- психологические характеристики...
- в «каких случаях и по какому поводу они стали бы врагами для сидящего в"центре...
2) Находящийся в центре круга - анализирует высказывания, предположения группы, если у него есть желание, то реагирует, подтверждая или отклоняя предположения других участников.
3) Затем в центр садится другой человек: по желанию или по жребию.
^ 14.Упражнение «Ветер дует на…» Цель: получить больше информации об интересах друг друга.
Инструкция: ведущий начинает игру словами: «Ветер дует на...(например, на того, у кого светлые волосы)». Все светловолосые собираются в центре круга, жмут друг другу руки и становятся на свои места.
Возможные варианты:

    Ветер дует на того, кто любит мороженое.

    Ветер дует на того, у кого дома есть животное.

    Ветер дует на того, у кого сейчас на волосах есть резинки или заколки.

    Ветер дует на того, кто любит пельмени.

    Ветер дует на того, у кого есть сестра.

    Ветер дует на того, у кого есть брат.

    Ветер дует на того, кто любит танцевать.

    Ветер дует на того, у кого много друзей.

Ветер дует на того, кто любит петь.
^ 15. Упражнение «Мы делили апельсин»
Цель: обучение конструктивным приемам общения.

Инструкция: ведущий предлагает разделить ЯБЛОКО на три части так, чтобы все остались довольны (решение – необходимо спросить, кто какую часть хочет).

^ 16. Упражнение «Передай сигнал»

Цель: обучение контактному общению.

Инструкция: ведущий предлагает детям встать в круг и взяться за руки, спрятав их за спину. Ведущий начинает игру сжав руку рядом стоящего участника, который должен передать сигнал следующему и так по кругу (глазами информировать нельзя).

^ 17. Упражнение «Карта класса»

Цель: развитие сопричастности к коллективу, значимости каждого.

Инструкция: ведущий предлагает ребятам составить карту своего класса где домами будут сами учащиеся, а дороги станут дорогами дружбы. перед учащимися вывешивается плакат на котором они размещают карточки со своими именами и рисуют дороги, соединяя их с друзьями. По окончанию карта вывешивается в классе.

^ 18. Упражнение «Совместный рисунок»

Цель: обучение навыкам взаимодействия, умению работать в парах и в группе.

Инструкция: ведущий предлагает учащимся разбиться на пары и держась руками за один карандаш выполнить какой-нибудь не сложный рисунок. По окончанию обсудить кому было легко, а кому сложно выполнить работу.

^ 19. Упражнение «Какие мы»

Цель: позитивное отношение в целом к своему классу.

Инструкция: ведущий предлагает назвать как можно больше определений класса начинающихся на каждую букву слова «КЛАСС».

^ 20. Упражнение «Клубок»

Цель: развитие самокритичности.

Инструкция: ведущий предлагает ребятам наматывая нить клубка себе на палец назвать свое плохое качество (по кругу). Затем обратно сматывая нить с пальца в клубок сказать как данное качество можно в себе исправить.

^ 21. Упражнение «Молекулы»

Цель: сплочение группы.

Инструкция: психолог рассказывает правила игры: по команде детям необходимо объединиться в пары, каждый раз разные. Тот, кто будет оставаться без пары, отвечает на вопросы:

Какие существуют правила дружбы?

^ 22. Упражнение «Знакомство»

Цель: представление себя и формирование навыков уверенного поведения, осмысление положительного образа «Я».

Инструкция: ведущий дает первому участнику игрушку и просит представиться, назвав свое имя. Затем игрушка передается следующему участнику и так пока игрушка не вернется к ведущему.

^ 23. Упражнение «Комплемент»

Цель: развитие позитивного отношения к окружающим.

Инструкция: ведущий дает первому участнику игрушку-символ и говорит комплемент: «Ты сегодня хорошо выглядишь» (варианты – ты очень добрый, веселый, красивый, хорошо учишься и т.д.) и просит сказать комплемент рядом сидящему и так пока игрушка не вернется к ведущему.

^ 24. Упражнение «Остров дружбы»

Цель: сплочение группы, установление тактильного контакта.

Инструкция: перед упражнением ведущий расстилает на полу газету. Затем говорит: «Представьте себе, что вы оказались на острове. Начался прилив. Для того, чтобы спастись, надо поместиться всем на оставшемся маленьком клочке земли. Таким островом спасения для нас будет служить газета. Надо всем поместиться на этой газете, никого не оставляя в воде».

^ 25. Упражнение «Я дарю тебе тепло» (авторская)

Цель: развитие доброжелательности к окружающим, установление тактильного контакта.

^ 26. Упражнение «Скульптура»

Цель: развитие умения понимать другого, работать в паре, творческое мышление и воображение.

Инструкция: ведущий рассказывает сказку: «Жили, были король и королева: Творец и Муза. И была у них дочь Глина. Родители берегли и лелеяли ее, никому не показывали. Она росла, и вскоре скульпторы узнали, что у творца и Музы есть очаровательная дочь. Многие хотели на ней жениться, но король всем отказывал. Муза огорчалась, а Творец отвечал: «Они любят себя, свой талант, а не ее». Однажды приехал в город молодой скульптор. Увидел глину и был пленен ее пластичностью, грацией. Глина спросила у скульптора: «Ты хочешь быть королем?» «Нет, мне нравиться твоя мягкость, неповторимость, пластика. Я вижу твой образ», - ответил скульптор. И глина стала его женой».

После рассказа ведущий обращается к группе: «Встаньте друг напротив друга, лицом к лицу, образуя два круга. Внутренний круг – это «скульпторы», внешний – «глина».

Затем роли меняются. Задача «скульптора» - вылепить любой образ, который вам напоминает ваша «глина». Время на работу 3 минуты».

^ 27. Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: сплочение и создание доброжелательного эмоционального фона.

Инструкция: члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

^ 28. Упражнение «Люди странного города»

Цель: обучение приемам позитивного взаимодействия, поднятие эмоционального фона.

Инструкция: психолог рассказывает детям о сказочном городе, где на площади есть старинные часы. Как только часы бьют один раз, все жители здороваются следующим образом: потирают друг другу ладошки, если часы бьют два раза – трутся спинками, если часы бьют три раза – прикасаются коленками друг к другу. Психолог дает команду, и все дети начинают ходить по комнате в свободном порядке. Психолог издает какой-нибудь звук, и дети начинают здороваться условным способом. Необходимо следить за безопасностью!

^ 29. Упражнение «Ладошки»

Цель: позитивное отношение друг к другу, умение увидеть хорошее в окружающих.

Инструкция: ведущий предлагает обвести каждому ребенку свою руку на листе формата А-4 и написать одно свое положительное качество. Затем лист передается по кругу, и каждый участник тренинга дописывает еще одно положительное качество хозяина «ладошки». Так продолжается до тех пор, пока «ладошка» не вернется на исходное место. Ребята знакомятся с мнением одноклассников о себе с положительной стороны. Если участников много, то их можно разделить на группы и «ладошка» пройдет круг по членам группы.

^ 30. Упражнение «Проводник»

Цель: научить детей доверию окружающим и ответственности.

Инструкция: ведущий раздает шаблон «дорожки» каждому ребенку и предлагает одному стать проводником, а другому ведомым с закрытыми глазами (работа в парах). Ведомый, слушая проводника карандашом двигается по «дорожкам». Проводник должен так провести ведомого, чтобы тот не коснулся края «дорожки». Затем участники меняются. Перед началом игры необходимо продемонстрировать упражнение на доске.

По окончанию игры провести обмен ощущениями, в какой роли было легче. Важно подвести итог о том, что оттого насколько ответственно ведет себя один, зависит результат другого.

^ 31. Упражнение «Я + ты = мы»

Цель: развитие быстроты реакции, координации, сплоченности команды.

Инструкция: по хлопку каждой команде необходимо быстро построиться:


    По росту;


    По цвету глаз (от темных до самых светлых);


    По дате рождения.

^ 32. Упражнение «Эмблема класса»

Цель: развитие образного представления о своем классе.

Инструкция: каждой группе на листе ватмана нужно изобразить эмблему, включив в нее главные составляющие и характеризующие элементы класса. Затем один из представителей группы «защищает» свою эмблему

48. Упражнение «Карта нашего пути»

Цель: развитие проективного представления о группе, планирование.

Материалы: три-четыре листа ватмана, карандаши, фломастеры, краски.

Инструкция: все участники делятся на три-четыре подгруппы. Каждой подгруппе предлагается выполнить рисунок на чистом листе ватмана – «Жизненный путь» или «Путь судьбы», представив его произвольным образом, например виде географической карты (Вселенной, Земного шара, отдельного материка, страны) с названием объектов. На карте могут быть такие объекты, как счастье, дружба, любовь, семья, род, здоровье, ценности и др. по завершении работы каждая подгруппа представляет свой рисунок с комментариями.

^ 33. Упражнение «Печатная машинка»

Цель: создание рабочей атмосферы, обращение к теме занятия.

Материалы: карточки с буквами.

Инструкция: каждый участник получает несколько карточек с отдельными буквами. Ведущий объясняет, что изт этих букв и знаков препинания участники группы должны вместе сложить высказывание, которое относится к теме занятия. Для удобства буквы каждого слова написаны одним, отличающимся от других, цветом. Предлагаемая фраза: «Вражду следует писать на воде, а дружбу – на меди». Содержание фразы требует обсуждения только в том случае, если она была составлена группой неверно.

Упражнение «Кто Я?»

Цель: осознание и формирование «Я-концепции», возможность презентировать самих себя.

Материалы: не требуются.

Инструкция: участники пишут 10 определений, отвечающих на вопрос «Кто Я?».

Желающие зачитывают свои определения, другие внимательно слушают и задают уточняющие вопросы. Этот процесс учит учащихся понимать самих себя и быть внимательными друг к другу. Важно, чтобы обсуждение проходило в атмосфере поддержки и уважения к каждому человеку.

^ Притчи: Байка «Ветер и Солнце»
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ. Сказал и начал дуть, что было мочи. Но чем больше старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав тепло солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

    Видишь ли, сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

Голова и хвост змеи

Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой. Голова говорит хвосту: «Меня должно считать старшей!» Хвост отвечает: «Я тоже достоин быть старшим». Голова говорит: «У меня есть уши, чтобы слышать, глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального тела – вот почему меня должно считать старшей. А ты не имеешь таких достоинств, потому тебя нельзя считать старшим». А хвост в ответ: «Если я позволю тебе двигаться, то ты сможешь двигаться. А что, если я трижды обмотаюсь вокруг дерева?» Он так и сделал. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: «Ты можешь отпустить меня, я признаю тебя страшим».
- Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева. Голова снова говорит хвосту: «Раз ты признан старшим, то посмотрим, как ты пойдешь первым». Хвост отправился вперед, но не сделал и нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне.
^ О Ветре и Цветке
Ветер встретил прекрасный Цветок и влюбился в него. Пока он нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему еще большей любовью, выраженной в цвете и аромате.
Но Ветру показалось мало этого, и он решил:
«Если я дом Цветку всю свою мощь и силу, то тот одарит меня чем-то еще большим». И он дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви. Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался.
Ветер попытался поднять его и оживить, но не смог. Тогда он утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах. Закричал тогда Ветер:
Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! Видно, не было в тебе силы любви ко мне, а значит, ты не любил!Но Цветок уже ничего не ответил.
^

Укравший топор

У одного человека пропал топор. Он подумал на своего соседа и стал к нему приглядываться. В самом деле: ходит он, как укравший топор, Смотрит, как укравший топор, - каждый жест, каждое слово выдавали в нем вора.
Вскоре топор нашелся. Когда после этого человек снова взглянул на соседа, тот ничем не был похож на укравшего топор…
^ Покинутый тайванец
Жил-был юный тайванец, отчаянно жаждавший руки девушки, живущей в соседнем доме. В течение двух лет он писал ей письма, по письму в день, где изливал свои любовные чувства.
В течение двух лет каждый день почтальон приносил письма девушке. Если бы молодой человек не предпринимал подобных усилий, юная леди вряд ли вышла бы замуж за того, за кого она в конце концов вышла, - за почтальона, приносившего ей все эти письма.
^ Искусство не спорить
В одном горном селении жил человек, известный тем, что он никогда ни с кем не спорил. И вот приехал к нему корреспондент, чтобы написать о нем в Книге рекордов Гиннесса. И между ними состоялся такой разговор:

    Скажите, а это правда, что вы прожили 90 с лишним лет и ни разу ни с кем не спорили?

    Да, это правда.

    Ну что, вообще ни с кем, ни с кем?

    Вообще ни с кем, ни с кем!

    И что даже с собственной женой?

    Даже с женой.

    Даже со своими детьми?

    Даже с детьми.

    И что, за 90 лет ни единого разочка?

    Ни разу.

    Никогда – никогда ни с кем, ни с кем? – уже накаляясь, продолжал корреспондент.

    Ну да, - спокойно отвечал старик.

Корреспондент (краснея и раздражаясь):
Да не может этого быть, чтобы вы за всю жизнь ни разу ни с кем не спорили!

Спорил, спорил, спорил… - примирительно ответил старик.

Райский ад
Однажды мулле Насреддину приснилось, что он был в раю. Красота вокруг! Правда, вскоре он начал ощущать голод, а вокруг никого.
Эй! Уважаемые! Есть тут кто-нибудь? – крикнул он. Тут же к нему явился человек и сказал:К твоим услугам, что ни прикажешь – все исполню!

Насреддин для начала попросил поесть, и вмиг все исполнилось. И чего бы он ни попросил – все вмиг исполнялось и в самом деле! Уж он наелся, напился, отоспался! Ну чего бы ему еще? Красивую женщину попросил, и вмиг доставили ему гурию – небесную деву. Кровать с лебяжьей периной - и была ему кровать! И вот так продолжалось несколько дней. И все было слишком хорошо, и всего было слишком много. Насреддину захотелось какого-нибудь напряжения, труда, так как за всю свою жизнь он не был без напряжения, без чего-либо, из-за чего люди переживают, печалятся. Все было просто невыносимо блаженно!
Тогда он Исполняющего желания и сказал ему:
Нет! Хватит! Это уж слишком! Мне бы какой-нибудь работенки. Знаешь, страшно надоело сидеть вот так с пустыми руками.

Исполняющий желаний ответил:
Я могу сделать все, кроме этого: здесь невозможна никакая работа. Да и зачем тебе работа?

Да надоело! Понимаешь?! Надоело! Уж лучше в ад отпустите, если здесь нет никакой работы! – сказал мулла.

Исполняющий желания смеялся до изнеможения. Успокоившись наконец, он спросил:
А где же ты, по-твоему, находишься?!

Друзья познаются в беде

Однажды муллу спросили:


    Мулла, ты можешь сказать, сколько сейчас у тебя друзей?


    Сколько сейчас, сказать не могу, - ответил мулла, - потому что у меня в этом году выдался хороший урожай и живу я в довольстве. Возможно, я смогу ответить на твой вопрос в следующем году.

Печенье

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

Дели по одному, - строго сказа Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

Ровно. Бабушка, налей мне чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.

Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба.

Плохо

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:


    Как вам не стыдно!


    А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.


    Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:


    Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.


    А мой поет как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.


А третья молчит.


    Что же ты про своего сыне не скажешь? – спрашивают его соседки.


    Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нем особенного нету.


Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.

Другой песню поет, соловьем заливается – заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у нее ведра и тяжелые потащил их.

Спрашивают женщины старичка:


    Ну что? Каковы наши сыновья?


    А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!

Синие листья

У Кати было два зеленых карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:


    Дай мне зеленый карандаш.


А Катя говорит:


    Спрошу у мамы.


Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:



    Позволила Мама?


А Катя вздохнула и говорит:


    Мама-то позволила, а брата я не спросила.


    Ну что ж, спроси еще брата, говорит Лена.


Приходит Катя на другой день.


    Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.


    Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.


    Я осторожненька, - говорит Лена.


    Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.



    Это много, говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.


    Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.


    Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит.


И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш.

Удивилась Катя, побежала за ней:


    Ну, что же ты? Бери!


    Не надо, отвечает Лена.


На уроке учитель спрашивает:


    Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?


    Карандаша зеленого нет.


    А почему же ты у своей подружки не взяла?


Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:


    Я ей давала, а она не берет.


Посмотрел учитель на обеих:


    Надо так давать, чтобы можно было взять.









2024 © rukaraoke.ru.