Классификация факторов социализации ребенка дошкольника. Сущность процесса социализации детей дошкольного возраста


Общественная функция дошкольного образовательного учреждения заключается в обеспечении условий, развивающих у детей положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности.

В Проекте Государственного стандарта по дошкольному воспитанию социально-личностное развитие рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Методологической основой данной проблемы является положение

философии о взаимосвязи человека и общества, рассмотрение человека как ценность (апологический подход), об активной роли человека в преобразовании окружающего мира и самого себя. В педагогике дошкольного детства решение этих проблем связано с формированием ценностных ориентации, нравственных качество ребенка, составляющих духовную основу его личности.

В современной психолого-педагогической литературе показаны основные линии социального развития ребенка, содержание педагогической работы, технология формирования социального мира детей, задача взрослых - помочь детям войти в современный мир. Формирование социального поведения невозможно без признания педагогами и родителями уникальности каждого ребенка, учета пола, индивидуальности, возрастных особенностей его психики.

Трудности социального развития детей объясняются тем, что дети живут во взрослом мире, испытывают на себе социально-экономическое неравенство, дефицит культуры общения и взаимоотношений людей, доброты и внимания друг к другу. Неблагоприятные варианты проявления социального поведения нередко возникают под влиянием наблюдаемых отрицательных поступков окружающих людей, влияния целого ряда

телепередач.

Психологические основы социального развития раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, М.И., Лисиной, Г.А. Репиной др.

По мнению Л.С. Выготского, социальная ситуация развития не является ничем другим кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. Социальное развитие ребенка в обществе происходит в ходе совместной, партнерской деятельности со взрослым. Многие психологи отличают роль сотрудничества ребенка с окружающими людьми в усвоении им достижений социального опыта, овладении нравственными нормами и правилами поведения. Социальное развитие ребенка происходит также в общении со сверстниками (Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Т.А. Репина. Б. Стеркина). В монографии Т.А. Репиной выявлены особенности социально-психологической характеристики группы детского сада и ее социализирующая роль в развитии ребенка; показана зависимость характера детских взаимоотношений от стиля общения с ними педагогов.

«Детское общество» (термин А.П. Усовой), или группа детского сада - важнейший социализирующий фактор. Именно в группе сверстников ребенок проявляет свою активность, приобретает первый социальный статус («звезды», «предпочитаемого», «отвергнутого»). Критериями закрепления признака социального статуса являются базисные черты личности (компетентность, активность, самостоятельность, свобода поведения, творчество, произвольность).

Результаты исследования Т.А. Репиной, Л.В, Градусовой, Е.А. Кудрявцевой свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте интенсивно развивается психологический пол ребенка.

Это проявляется в формировании поло-ролевых предпочтений и интересов, отличных у мальчиков и девочек, а также поведения в соответствии с поло-ролевыми стандартами, принятыми в обществе. Основная причина процесса половой социализации в разных социально-педагогических требованиях к мальчикам и девочкам со стороны родителей и педагогов. В современных образовательных программах («Детство». -1995 г.; «Истоки» -2001 г.: «Радуга» - 1989) разработаны приемы дифференцированного подхода в зависимости от пола ребенка.

Группа сверстников для ребенка - источник многих позитивных эмоций. В ней корректируется самооценка ребенка, уровень притязания. Сравнение себя с другими детьми, оценка поведения сверстниками, обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Отношения ребенка с группой («детским обществом») опосредуются через социальные эмоции, которые являются одним из важнейших этапов социализации, определяя, таким образом, процесс вхождения личности в социум. В работах А.В. Запорожца. А.Н. Леонтьева, А.Д. Кошелевой. А.В. Неверович, Л.С. Выготского, Н.Н. Рябонедели и др. показана регулирующая роль социальных эмоций, их взаимосвязь с побудительными мотивами поведения ребенка. Развитие социальных эмоций предполагает не только овладение социальной компетентностью (как объемом знаний о нормах и правилах поведения, оценочными категориями, культурными символами), но и выработку отношений к этим знаниям, которые могут быть названы социально-эмоциональными эталонами. В ряде психолого-педагогических исследований, проводимых под руководством Т.Д. Марцинковской, выявлено, что высокий уровень развития социальных эмоций у дошкольников положительно коррелирует с высоким уровнем интеллекта; с лидирующим положением ребенка в группе детского сада. Установлено, что социальные эмоции влияют на характер общения дошкольников со сверстниками. Таким образом, в социальном развитии ребенка очень важно уделять профессиональное внимание психологическим механизмам формирования социальных эмоций. Педагогическая ценность решения данной задачи заключается в том, что социальные эмоции не только облегчают процесс вхождения ребенка в мир группы, но и процесс осознания себя (образ Я), своих отношений, чувств, состояний, переживании.

Психолого-педагогические основы раскрываются в современной Концепции социального развития ребенка дошкольного возраста, представленной в работах С.А. Козловой. Дадим краткую характеристику данной концепции. Основные понятия концепции: социальный опыт, социальные чувства, социальная действительность, социальный мир, социальное развитие, социализация личности, социальный «портрет» окружения. Между этими понятиями существуют иерархические связи. Как отмечает, С.А. Козлова, ребенок, родившись в социальном мире, начинает познавать его с того, что близко, что его окружает, т.е. с социальной действительностью, с которой он начинает взаимодействовать. Социальный «портрет» окружения вызывает у ребенка разные эмоции и чувства. Еще не зная подробно и содержательно о социальном мире ребенок уже чувствует, его сопереживает, воспринимая явления и предметы этого мира. То есть, социальные чувства первичные, социальный опыт накапливается постепенно, формируется социальная компетентность, которая ложится в основу социального поведения социальных оценок, осознания, понимания, принятия мира людей и приводит к социальному развитию, к социализации.

Социализация рассматривается С.А. Козловой в триединстве ее проявлений: адаптация к социальному миру; принятие социального мира как данности; способность и потребность изменять, преобразовывать социальную действительность и социальный мир.

Показателем социализированной личности является ее обращенность (направленность) на других людей и на себя. Задача педагога - сформировать у детей интерес к другому человеку, к миру его труда, его чувств, к его особенностям как человека. Познание себя включает формирование интереса к самому себе «Я» физическое. «Я» эмоциональное и др.

В процессе социализации заложено и противоречивое понимание соотношения национального и планетарного компонентов. Позиция С.А. Козловой заключается в том, что у детей необходимо воспитывать интерес и уважение к другим людям, умение проявлять терпимость к детям и взрослым независима от социального происхождения, расовой, национальной принадлежности, языка, пола, возраста. Планетарность, ощущение себя жителем планеты Земля, должно сочетаться с осознанием своей принадлежности к определенной культуре.

Таким образом, методологическая часть концепции социального развития личности ребенка дошкольного возраста, включает следующие понятия:

Исходная направленность на человека;

Первичность эмоционального восприятия социального мира;

Познание себя как осознания, нахождения своего места в мире людей;

Овладение ценностями мира, чтобы реализовать себя в нем;

Социализация как процесс триадности.

Концепция содержит технологическую часть. Включающую в себя несколько положений:

Процесс социализации по механизму совпадает с нравственным воспитанием (формирование представлений, чувств, поведения);

Социализация - процесс двусторонний, он происходит под влиянием извне (социума) и невозможен без ответной реакции субъекта.

Данная концепция реализована в программе С.А. Козловой «Я - Человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М., 1996, а также в методических рекомендациях. Социальное развитие представлено также в комплексных образовательных программах. В программе «Истоки» (2001), специально выделяется раздел «Социальное развитие», данный раздел включает характеристику возрастных возможностей, задачи, содержание и условия педагогической работы. Социальное развитие начинается с первых дней жизни ребенка, охватывает большой возрастной спектр: от младшего до старшего дошкольного возраста.

Основой социального развития является возникновение чувства привязанности и доверия к взрослым, развитие интереса к окружающему миру и самому себе. Социальное развитие создает основу для усвоения детьми нравственных ценностей, этически ценные способы общения. Сформированные межличностные отношения, в свою очередь, становятся нравственной основой социального поведения, формирования у детей чувства патриотизма - любовь к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям, населяющим ее. Результатом социального развития является социальная уверенность, интерес к самопознанию, воспитание у ребенка к себе и другим людям.

В образовательной программе «Детство» (Санкт-Петербург. 1995) социально-эмоциональное развитие дошкольника рассматривается как центральное направление воспитательного процесса в современном ДОУ. Содержание раздела «Ребенок в кругу взрослых и сверстников» реализует составные части социального опыта: аксеологического (ценностного), познавательного, коммуникативного и поведенческо-деятельного компонентов. Педагогу детского сада необходимо обеспечить единый процесс социализации - индивидуализации личности дошкольника через эмоциональное приятие ребенком себя, своей самоценности и своей связи с социальным миром. Процесс социализации осуществляется по следующим направлениям: социальная адаптация - социальная ориентация - социальная компетенция - социально-нравственная направленность. Итогом социально-нравственного развития является общая и личностная социализация детей дошкольного возраста. На протяжении дошкольного возраста у ребенка развивается чувство самоуважения, собственного достоинства, оптимистическое мироощущение.

Исследование Т.А. Репиной позволяет педагогам четко определить возможности «детского общества» (группы) для социального развития детей:

* функция общей социализации. Дети получают первый социальный опыт группового общения, взаимодействия, сотрудничества, опыт объединения. Как правило, это происходит в игровой, трудовой, художественно-эстетической, конструктивно-строительной и др. видах деятельности;

* функция интенсификации процесса половой социализации и половой дифференциации.

Начиная с 5 лет дети предпочитают, сверстников своего пола в общении, в совместной деятельности, в системе групповых отношений;

* информационная функция и функция формирования ценностных ориентаций группы ДОУ. Здесь велика роль субкультуры детства, особенности образовательного процесса детского саза;

* оценочная функция, влияющая на формирование самооценки и уровня притязаний ребенка, его нравственное поведение.

Педагогу ДОУ необходимо продумать условия для задействования функций и возможностей детского общества:

Использование методов диагностики общения и взаимоотношений детей в разных видах совместной деятельности, позволяющие выявить положение ребенка в группе сверстников, социально-нравственные представления, эмоциональные состояния, поведение, практические умения;

Использование демократического (помогающего) стиля взаимодействия с детьми;

Создание в группе положительного, эмоционально-активного отношения, микроклимата;

Формирование у детей ориентированных положительных побуждений, тактики, основанной на ориентации на других, на проявление эмпатии, альтруизма;

Задействование традиций, ритуалов;

Организация совместной деятельности детей со сверстниками разновозрастных объединений;

Организация индивидуальных выставок, вернисажей творчества детей;

Своевременная коррекция социального поведения детей: контроль за поведением в форме совета, создание специальных воспитательных ситуаций, построенных по принципу «понимать, сопереживать, действовать».

Важным фактором социального развития детей является семья (Работа Т.В. Антоновой, Р.А. Иванковой, А.А. Рояк, Р.Б. Стеркнной, Е.О. Смирновой и др.). Сотрудничество воспитателей и родителей создает оптимальные условия формирования социального опыта ребенка, ее саморазвития, самовыражения и творчества.

В книге «Общение детей в детском саду и семье» (Под ред. Т.Л. Репиной. Р.Б. Стеркиной - М., 1990 приводятся отличительные особенности общения с детьми воспитателей и родителей в зависимости от стилей воспитания. Взрослые с демократическим стилем общения создают условия для доверительных, доброжелательных, эмоционально-положительных отношений. «Авторитарные» взрослые способствуют конфликтности, недоброжелательности в отношениях, создают неблагоприятные условия для социально-нравственного развития дошкольников. В специальном исследовании Г. Степановой показана значимость взаимодействия «ребенок - взрослый», в котором каждый оказывает влияние и модифицирует поведение другого. «Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Такое моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребенка, чем словесные инструкции и поучения» - подчеркивает исследователь.

Общими условиями сотрудничества педагогов с родителями по социальному развитию будут являться:

Обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворения жизненно важных потребностей ребенка в группе детского сада;

Сохранение и поддержание единой линии позитивного социального развития детей в ДОУ и семье;

Уважение личности ребенка, осознание самоценности дошкольного детства;

Формирование у ребенка положительного самоощущения, уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

В лаборатории социального развития Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца осуществлялось коллективное исследование своеобразия социальной компетентности, социально-педагогических условий формирования в семье. По данным В.М. Ивановой, Р.К. Сережниковой в

однодетной семье (имеющей высокий экономический потенциал), ребенок, как правило, не посещает детский сад. В виду этого, наблюдается дефицит общения со сверстниками, осложняются отношения ребенка с родителями в семье. В качестве основного средства коррекции детско-родительских отношений был использован метод комплексных театрализованных игр («домашний театр»). Приобретенные коммуникативные и игровые умения помогли ребенку налаживать отношения со сверстниками в детском обществе. Данное средство создавало атмосферу открытости, доверия с

обеих сторон.

Исследования Е.П. Арнаутовой. Н.А. Разгоновой подтверждают целесообразность использования для социальной компетентности, как базисной характеристики, методов игровой арттерапии, этюдов, предполагающих активное включение взрослых в совместную с детьми игровую, изобразительную, театральную деятельность, в мир сказки, танца, музыки.

Проблема социального развития в ряде работ рассматривается под углом зрения развития социальной уверенности у дошкольников. Социально компетентное поведение, по мнению автора, является основой здорового образа жизни детей.

Авторы пособия Е.В. Прима, Л.В. Филлипова, И.Н. Кольцова, НЮ. Молостова считают, что социально компетентное поведение обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям. Социальная компетентность включает большой и разнообразный набор техник поведения; адекватное восприятие ситуации: способность к рефлексивному контролю, как ситуации, так и альтернативного поведения. Компоненты социально компетентного поведения включают: умение сказать «нет»; умение выражать желания и требования; владение навыками эффективного общения: умение наладить контакты, вести и заканчивать разговор; выражать как позитивные, так и негативные чувства.

Авторы пособия предлагают программу, направленную на развитие социальных способностей и социальных навыков и на предупреждение неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем. Программа реализуется через игровые занятия и включает три раздела: «Я и мир», «Я и другие», «Один и вместе».

Особенностью программы является задействование трех форм социализации (идентификация, индивидуализация и персонализация). В программе учтены возрастные особенности психики: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности. Развитие социальной уверенности детей идет через обогащение сенсорного опыта («Мир звуков», «Мир прикосновений», «Взгляд на окружающий мир»). Через игры-инсценировки, игры- с правилами, дидактические упражнения и игры, беседы в кругу идет объединение, эмоциональное сближение детей, развитие системы восприятия друг друга, развитие социальных способностей (доверие, уверенность, становление положительного образа «Я»), развитие социальных навыков.

В условиях ДОУ семьи можно использовать методические рекомендации авторов пособия для того, чтобы помочь детям приобрести опыт социально уверенного поведения и развить в процессе общения социальные способности и навыки.

Вопросам развития социальной компетентности посвящена педагогическая технология «Открой себя». Данная технология - это комплексное обеспечение социального развития дошкольников, ориентированное на формирование у детей начал жизненного самоопределения. Технология интеграции дидактических игр в образовательное пространство детского сада

предполагает задействование учебных занятий, на которых решаются познавательные задачи и развитие речи. Социальное развитие понимается автором технологии как процесс передачи и дальнейшего развития человеком социокультурного опыта, накопленного человечеством. Сотрудничество - это то, что помогает любое дело превратить в интересное и полезное для себя и других. Навыки сотрудничества - это доведенные до привычек способы поведения детей в ситуациях, когда необходимо найти наиболее эффективное применение своему личному потенциалу в коллективном деле. Предлагаемые в педагогической технологии «Открой себя» игры - это типовые затруднительные ситуации, с которыми приходится сталкиваться ребенку в детском саду. В этих играх прописано ролевое поведение всех участников игры, включая педагога. Следовательно, сотрудничество создает условия для развития самостоятельности и независимости социальной адаптированности, открытости и социальной гибкости. Например, игра «Найди свою группу». «Давай думать вместе», «Живые прыгалки», «Найди свое место в ряду» и др. Рассмотрение социального развития через призму партнерской, совместной деятельности взрослых и детей является наиболее перспективным в теории и практике социального развития детей дошкольного возраста.

Таким образом, социальное развитие - это формирование отношения ребенка к себе и окружающему миру. Задача педагогов и родителей - помочь ребенку войти в современный мир. Социальная готовность включает социальную адаптацию ребенка к условиям ДОУ и семьи, к различным сферам человеческого бытия, ярко выраженный интерес к социальной действительности (С.А. Козлова). Социальная компетентность предполагает наличие у ребенка следующих компонентов: когнитивного (связанного с познанием другого человека сверстника, взрослого), способностью понять его интересы, настроение, заметить эмоциональные проявления, понять особенности самого себя, соотнести собственные чувства, желания с возможностями и желаниями других: эмоционально-мотивационного, включающего отношение к другим людям и самому себе, стремление

личности к самовыражению и самоуважению, обладающего чувством собственного достоинства; поведенческого, который связан с выбором позитивных способов разрешения конфликтов, умением договориться, устанавливать новые контакты, способы общения. Как справедливо отмечается в программе «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника социальное развитие характеризуется общением ребенка со взрослыми и сверстниками, приобретающим на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности - главные условия усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, основа формирования его самосознания. Воспитание и обучение ребенка в дошкольном возрасте выступает новым шагом вхождения в окружающий мир. Важная роль в оптимизации процессов социальной адаптации детей принадлежит дошкольным учебным заведениям в том, что именно там происходит активное формирование личности. Изучение характера процесса социальной адаптации дошкольников, анализа внешних и внутренних факторов, ее затрудняющих - это возможность ответить на основной вопрос психолого-педагогической практики: как подготовить детей к полноценной интеграции в обществе.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Влияние институтов социализации выступает внешним фактором, подает содержание и формы социализации ребенка, направления формирования его социальной компетентности. В специальных социальных институтах, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся дошкольные учебные заведения, школа, профессиональные учебные заведения, детские и молодежные организации и объединения, семья. К внутренним факторам социализации можно отнести возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые воплощаются в субъективной системе переживаний социальных отношений и формировании картины мира.

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.

Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л.С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что «Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным».

Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом. Это позволяет функционировать индивиду как активному субъекту общественных отношений. Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно. Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и результат. Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.

Старший дошкольный возраст - конечный этап начального звена социализации ребенка на уровне дошкольного учебного заведения. На этом этапе происходят существенные изменения в его жизни. Приход в детский сад требует от ребенка овладения системой таких составляющих социальной адаптации: умение приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях, осознание новой социальной роли «Я-дошкольник», понимание нового периода своей жизни, личностная активность в установлении гармоничных связей с социальным окружением, соблюдение определенных правил группы, требует умения нормировано вести, отстаивать собственные мысли, позицию Н.Д. Ватутина, А.Л. Кононко, С. Куринная, И.П. Печенко и др. «Овладение наукой жизни - основная потребность ребенка, которую она стремится удовлетворить. Это требует от него умение не только выживать сиюминутных условий окружающей среды, но и жить в полную силу, реализовать свой потенциал, достигать согласия с окружающим, находить свое соразмерные место в противоречивом мире» (А.Л. Кононко).

Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах - семье и группе детского сада, которые могут способствовать социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающей его миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей в школу и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.

Во-первых, это стихийный путь, поскольку человеческий индивид с первых шагов свою индивидуальную жизнь выстраивает в общественно-историческом мире. Важно, что ребенок не просто впитывает воздействия окружающей среды, а включается в общие с другими людьми акты поведения, в которых усваивает социальный опыт.

Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный нормативный специально организованный обществом процесс, соответствует социально-экономической структуре, идеологии, культуре и цели воспитания в данном обществе.

Итак, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами изменения социальной среды является семья, дошкольное учебное заведение, ближайшее окружение. При переходе от другой социальной среды ребенок переживает кризис вхождения в новую социальную общность, процесс адаптации, растворение в ней детерминируется процессом индивидуализации и завершается интегрированием в социальную среду. Реализация игровых техник в работе с детьми облегчит адаптацию малышей к новым социальным условиям, поможет им адакватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивные формы поведения и основы коммуникабельности в обществе.

Социальная природа человека детерминирует его зависимость от общества: по выражению Л.С. Выготского, ребёнок изначально социален, поскольку он максимально зависим от окружающих его людей. Знакомство с социальным миром происходит с рождения ребёнка. Насколько осознанно и успешно он усвоит необходимые для его социальной жизни знания, настолько ребёнок будет адекватен во взаимодействии с окружающими.

По мнению Д.И. Фельдштейна, ребёнок с момента рождения находится в очеловеченном мире, среди предметов, наполненных человеческим смыслом, имеющих социальные функции. Ребёнок применяет орудия и средства, созданные в истории человечества, овладевает языком как социально сформированным инструментом мышления, с помощью которого он усваивает человеческий опыт и общается с другими людьми. В этом контексте приобщения человека к культуре участвует каждое из его отношений к миру - зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, мышление - все органы его индивидуальности. Причём, как полагает учёный, все эти органы - сами возможности восприятия мира в красках, музыке, в слове - всё это завоёвано человеком и осваивается им в постоянном взаимодействии с другими людьми, в ходе овладения явлениями, предметами в процессе преобразовательной деятельности.

Исследователи дошкольного возраста подчёркивают, что основные пути интериоризации в развитии ребёнка связываются с опроизволиванием большинства психических функций в этом возрасте, а также эмоциональной и чувственной составляющими познания ребёнка в образовательном процессе.

Ребёнок рассматривается преимущественно с позиций освоения социокультурного опыта, в то время, как взрослый вступает во взаимодействие с миром, - отсюда главная линия развития ребёнка - «не столько постепенная социализация, вносимая в ребёнка извне, сколько постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребёнка» .

Необходимо выделить общие моменты в характеристики личности ребёнка:

  • · наличие сознания;
  • · личность как качественный уровень психического развития;
  • · социальная сущность и детерминированность личности;
  • · произвольность (воля) в управлении собой при соотнесении с предметным миром и окружающими людьми.

Личность ребёнка формируется в предметной деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общении, - посредством чего происходит становление ребёнка как субъекта жизнеосуществления.

Становления и овладение высшими психическими функциями (суть ядро личности), их социогенез происходит в процессе взаимодействия ребёнка с социальной действительностью в деятельности и общении; качественные возрастные новообразования являются показателями личностного развития.

Социализация индивида рассматривается в понятиях: «социальная ситуация развития», «ведущий вид деятельности», «личностные новообразования», «кризис». Причём характеристика возраста рассматривается в континууме всего развития: взаимообусловленности и взаимодействия этих параметров в смежных возрастах (предшествующих и последующих).

В культурно-исторической концепции психическое развитие ребёнка предстаёт как «обретение им свободы, как эмансипация от окружающей среды, как утверждение самостоятельности при всё более содержательной близости со взрослым, то есть именно как развитие личности». . Развитие понимается как саморазвитие в ходе овладение ребёнком с помощью средств собственным поведением и психическими процессами, как непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях. При этом ступени - суть возрастные периоды психического развития - выступают качественно своеобразными вехами формирования детской личности.

Структура детской личности рассматривается в единстве аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский, Г.Г. Кравцов), во взаимодействии психического и личностного развития (С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн), волевого и произвольного компонентов (Е.О. Смирнова, Г.Г. Кравцов) и представлена следующими сферами:

  • · аффективной сферой (эмоции);
  • · интеллектом (познавательная сфера);
  • · волей, обеспечивающей единство аффекта и интеллекта .

Детство, как особая культурная реальность и пространство развития человека, с точки зрения социального статуса отлично тем, что именно на период детства приходится основной этап социализации человека - период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры.

Современные исследователи И.С. Кон, А.В. Мудрик, С.А. Козлова рассматривают социализацию ребёнка в триединстве её проявлений:

  • · адаптации к социальному миру;
  • · интеграции и принятия социального мира как данности;
  • · дифференциации - способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нём.

Направленность и достижения человека, осуществляющего процесс социализации, связаны с обретением нового качества на каждой стадии освоения культуры. Выделяются такие стадии и соответствующие им приобретения человека, как стадия онтогенеза (развитие субъекта), персоногенеза (становление личности) и культурогенеза (появление индивидуальности).

Каждая стадия социализации ребёнка отличается его новым статусом во внутреннем (субъект, личность, индивидуальность) и внешнем планах развития (адаптивность, интегрированность, индивидуализированность). Единство внутреннего и внешнего содержания определяет стратегию развития - сначала жизнетворчество, потом социотворчество, и, наконец, культуротворчество.

Достижения социализации связаны с культурогенезом детства - результатами освоения мира культуры и становления мира ребёнка в единстве интериоризации и экстериоризации.

Исходя из рассмотренных выше стадий социализации устанавливаются следующие содержательные изменения культурогенеза детства - адаптация, освоение, усвоение, присвоение, культуротворчество, отличающиеся особой социальной ситуацией развития ребёнка во взаимодействии со значимым взрослым (взрослым миром) и детским сообществом (детским миром).

В современной литературе представлено три точки зрения на социализацию и её информационную основу:

  • 1. традиционная: социализация рассматривается как процесс адаптации к окружающему миру, приспособление - главное средство и цель социализации;
  • 2. интеграция: социализация трактуется как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе (И.С. Кон);
  • 3. индивидуализация: социализация как процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой (А.В. Мудрик).

Процесс социализации ребёнка и знакомство его с культурой происходят под влиянием ряда факторов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учёт позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания в ДОУ, а также прогнозировать траектории социального развития ребёнка.

В процессе социализации детей выделяют следующие особенности:

  • 1. в отличие от взрослых, которые изменяют своё поведение чаще, чем установки (т.е. способны к самоуправлению, индивидуально и социально значимому действию), у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;
  • 2. взрослые способны оценивать социальные нормы, критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения;
  • 3. социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определённых правил и требований (без оценочных и рефлексивных процессов);
  • 4. социализация взрослых ориентирована на овладение определёнными навыками (операционно-техническая сфера), у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения (мотивационно-потребностная сфера).

Данная специфика социализации ребёнка требует специальной организации деятельности взрослых - комплексного сопровождения социального становления ребёнка в процессе его воспитания, образования и развития.

Личность ребёнка может нормально развиваться лишь в социальных условиях. Роль и влияние социального мира на жизнь и развитие ребёнка может быть описана через совокупность факторов, обусловливающих процесс социализации подрастающего поколения.

Факторы, влияющие на процесс социализации ребенка.

Фактор (в отличие от условий) - существенное обстоятельство, движущая сила и причина. Особое место в ряду факторов социализации занимает система воспитания подрастающего поколения. Общество через институты оказывает массовое, коллективное, групповое и индивидуальное воздействие на каждого ребёнка.

Социализация личности ребёнка происходит под влиянием различных факторов, что подтверждается многочисленными исследованиями по социальной педагогике, социологии.

К моменту окончания периода дошкольного детства (возраст шесть-семь лет) у ребенка возникает способность и потребность в социальной функции, он переживает себя в качестве социального индивида - субъекта социального действия. Причиной всему личностное новообразование кризиса этого возраста - особая внутренняя позиция: система потребностей, связанных с новой, общественно-значимой деятельностью - учением.

Познание ребенка дошкольного возраста эмоционально: все, что с ним происходит, он запечатлевает в своей эмоциональной памяти. Поэтому познание социальной действительности начинается с непосредственного, эмоционально-чувственного восприятия. Факты действительности, вызывающие эмоциональный отклик, составляют основу накопления первого социального опыта с первых дней рождения ребенка.

Приобретаемый опыт взаимодействия с социальной средой постепенно ложится в основу социального поведения, социальных оценок, осознания, понимания, принятия мира людей и приводит к социальному развитию, к социализации.

ДОУ должно организовывать процесс усвоения детьми дошкольного возраста ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента их жизнедеятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для достижения этого в дошкольном учреждении необходимо создать развивающую среду для насыщенного и безопасного жизнепроживания ребенка, сформировать представления о социальной действительности, эмоционально-ценностное отношение к ней, также необходимо включить ребенка в разнообразную деятельность и общение и на основе этого способствовать выработке творческой деятельности, закреплению знаний и формированию личностных качеств.

Ребенок, родившись в человеческом обществе, в социальном мире, начинает его познавать с того, что близко, что доступно, с чем он непосредственно соприкасается, то есть с ближайшим социальным окружением, с которым он начинает взаимодействовать. Социальное воспитание и образование должно учитывать этот фактор. Необходимо опираться на то, что до пяти лет ребенок формирует представления о своем окружении. Его образование сводится к самоидентификации как члена семьи и выработке норм общения со взрослыми и своими товарищами. Содержание образования должно строиться на примере и имитации, включать в себя положительные и отрицательные образцы поведения. Основной канал познания организуется ребенком через игру.

Важно, чтобы учебно-воспитательный процесс полноценно охватывал и использовал принцип взаимодействия ДОУ и семьи для полноценной реализации процесса социализации на этом и последующем возрастном этапе. С пяти и до десяти лет познание ребенка сводится к наблюдению явлений окружающего мира. В результате вырабатываются четкие образы форм жизни и деятельности человека, осознание того, что человек несет ответственность за свое поведение, может совмещать в себе выполнение нескольких социальных ролей. В этот период ребенок должен научиться наблюдать, задавать вопросы и рассуждать. Данный вид познания еще не является системностью, а, скорее, нагромождением образов, которые уже возможно классифицировать в группы образов, отличающихся по строению (структуре) и деятельности (функциональности).

Специфика процесса социализации детей дошкольного образовательного учреждения должно реализовывать социально-педагогическую деятельность как технологию перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую, образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. В основе процесса социального воспитания лежит ознакомление детей с социальной действительностью. При этом важно, чтобы были учтены возрастные новообразования ребенка-дошкольника, так как эти критерии по своей природе социальны и их приоритетное развитие обеспечивается в процессе социализации.

Ребенок приходит в данный мир, как говорится, tabula rasa (то есть "чистый лист"). И именно от того, как малыша воспитать, и будет зависеть его дальнейшая жизнь: будет этот человек в дальнейшем успешным или же опустится на самое дно жизни. Именно поэтому в данной статье подробно будет рассмотрена такая проблема, как социализация ребенка.

Терминология

Изначально, естественно, нужно определиться с теми терминами, которые будут активно использоваться на протяжении всей статьи. Итак, социализация ребенка - это развитие малыша начиная с самого момента его рождения. Зависит она от взаимодействия крохи с окружающей средой, в то время когда ребенок будет активно впитывать все то, что он видит, слышит, чувствует. Это понимание и усвоение всех культурных и моральных норм и ценностей, а также процессы саморазвития в том обществе, к которому дитя принадлежит.

Если говорить в общем, то социализация - это процесс усвоения ребенком ценностей и принципов, которые существуют в данном обществе. А также впитывание тех правил поведения, которыми активно пользуются его члены.

Структурные компоненты

Также важно отметить, что социализация ребенка состоит из следующих структурных компонентов:

  1. Стихийная социализация. В таком случае речь идет о процессе саморазвития малыша под влиянием объективных обстоятельств. Проконтролировать данный компонент очень тяжело.
  2. Относительно направляемая социализация. В таком случае речь идет о тех нюансах, которые предпринимает государство для решения задач, напрямую влияющих на человека. Это различного рода экономические, организационные и законодательные меры.
  3. Относительно контролируемая социализация. Это все те духовные и культурные нормы, созданные государством в целом и обществом в отдельности.
  4. Сознательное самоизменение человека. Однако надо отметить, что данный пункт социализации не свойственен детям. Он, скорее всего, относится в большей степени к взрослым людям. Минимум - к подросткам, которые пришли к выводу, что нужно что-то менять в своей жизни.

Этапы социализации

Также надо отметить, что социализация ребенка состоит из ряда важнейших этапов, которые отличаются в зависимости от возраста крохи:

  1. малыша до первого года жизни).
  2. Раннее детство, когда крохе от 1 до 3-х лет.
  3. (от 3 до 6 лет).
  4. Младший школьный (6-10 лет) возраст.
  5. Младший подростковый возраст (это примерно 10-12 лет).
  6. Старший подростковый (12-14 лет) возраст.
  7. Ранний юношеский возраст (15-18 лет).

Факторы социализации

Процесс социализации весьма непрост. Ведь он включает в себя и такое понятие, как факторы социализации. В таком случае речь идет о тех условиях и том поведении общества, которое четко формулирует у ребенка определенные нормы и устои. Подразделяются факторы на четыре огромных группы:

  1. Мегафакторы. Такие, что влияют на всех жителей планеты. К примеру, это космос, мир, планета. В таком случае у ребенка надо воспитывать понимание ценности Земли, то есть планеты, на которой все живут.
  2. Макрофакторы. Охватывают меньшее количество людей. А именно жителей одного государства, народа, этноса. Так, всем известно, что различные регионы отличаются климатическими условиями, процессами урбанизации, нюансами экономики и, конечно же, культурными особенностями. Ни для кого не окажется секретом, что именно в зависимости от исторических особенностей и формируется особый тип личности.
  3. Мезофакторы. Это также социальные факторы, которые сильнейшим образом влияют на человека. Так, это группы людей, разделяемые по типу поселения. То есть речь идет о том, где именно ребенок проживает: в селе, поселке или городе. В таком случае имеют огромнейшее значение пути коммуникаций, наличие субкультур (важнейший этап в процессе автономизации личности), особенности того или иного места поселения. Стоит также отметить, что региональные отличия могут совершенно по-разному повлиять на человека.
  4. Микрофакторы. Ну и последняя группа факторов, которые в наибольшей степени влияют на человека - это семья, микросоциум, домашний очаг, соседство, воспитание, а также отношение к религии.

Агенты социализации

Воспитание и социализация ребенка проходят под воздействием так называемых агентов. Кто же это такие? Так, агенты социализации - это те институты или группы, благодаря которым ребенок усваивает те или иные нормы, ценности и правила поведения.

  1. Отдельные личности. Это люди, которые непосредственно контактируют с ребенком в процессе воспитания и обучения. Родители, родственники, друзья, учителя, соседи и т. д.
  2. Определенные учреждения. Это садики, школы, группы дополнительного развития, кружки и т. д. То есть те заведения, которые также влияют на ребенка тем или иным образом.

Тут также надо сказать еще и о том, что есть подразделение на первичную и вторичную социализацию. Роль же агентов в таких случаях будет существенно разниться.

  1. Так, в раннем детском возрасте, до трех лет, важнейшая роль как агентов социализации отводится отдельным личностям: родителям, бабушкам-дедушкам и ближайшему окружению малыша. То есть тем людям, которые контактируют с ним с самого рождения и в первые годы жизни.
  2. С 3 до 8 лет в работу вступают и иные агенты, к примеру детский сад или иное образовательное заведение. Тут уже на воспитание ребенка, кроме ближайшего окружения, влияние оказывают воспитатели, нянечки, врачи и т. д.
  3. В период с 8 до 18 лет на личность человека огромнейшее влияние оказывают СМИ: телевидение, интернет.

Ранняя социализация детей

Как уже было выше сказано, процесс социализации детей состоит из двух основных этапов: первичной и вторичной социализации. Сейчас хочется поговорить о первом важнейшем пункте.

Так, в процессе (первичной) ранней социализации именно семья имеет важнейшее значение. Только родившись, младенец оказывается беспомощным и еще совершенно не готовым к жизни в новом для него мире. И только лишь родители и иные помогают ему адаптироваться в самое первое время. Стоит отметить, что ребенок после рождения не только растет и развивается, но также и социализируется. Ведь он впитывает в себя то, что видит вокруг: как родители общаются друг с другом, что и как говорят. Это же через время кроха и будет воспроизводить. И если о ребенке говорят, что он вредный, нужно в первую очередь корить не малыша, а родителей. Ведь только они провоцируют свое чадо на такое поведение. Если родители спокойные, не общаются на повышенных тонах и не кричат, малыш будет таким же. В противном случае детки становятся капризными, нервными, вспыльчивыми. Это уже и есть нюансы социализации. То есть ребенок считает, что подобным образом и нужно себя вести в дальнейшем в обществе. Что он со временем и будет делать в детском саду, на улице, в парке или же в гостях.

Какая же она, социализация ребенка в семье? Если сделать небольшой вывод, то всем родителям надо напомнить: нельзя забывать о том, что ребенок впитывает все, что видит в семье. И это же он перенесет в свою жизнь в дальнейшем.

Несколько слов о неблагополучных семьях

Успешная социализация детей возможна только лишь в том случае, если агенты будут соответствовать общественно приемлемым нормам. Именно тут и возникает проблема Так, это особый, структурно-функциональный тип семьи, который характеризуется низким социальным статусом в самых различных сферах жизнедеятельности. Стоит отметить, что такая семья очень редко выполняет возложенные на нее функции относительно ряда причин: в первую очередь экономических, но также и педагогических, социальных, правовых, медицинских, психологических и т. д. Именно тут чаще всего возникают всевозможные проблемы социализации детей.

Средства

Процесс социализации настолько сложен, что включает в себя множественные нюансы и элементы. Так, отдельно также надо рассмотреть еще и различные средства социализации детей. О чем же в таком случае идет речь? Это набор необходимых элементов, которые являются специфичными для каждого отдельно взятого общества, социального слоя, а также возраста. Так, это, к примеру, способы ухода и вскармливания новорожденного, формирование гигиенических и бытовых условий, продукты материальной и духовной культуры, которые окружают ребенка, набор как позитивных, так и негативных санкций в случае того или иного поступка. Это все и является важнейшими средствами социализации, благодаря чему ребенок и усваивает всевозможные нормы поведения, а также ценности, которые ему пытаются привить окружающие.

Механизмы

Разбираясь, как проходит социализация личности ребенка, стоит также уделить внимание механизмам ее работы. Так, в науке различают их два основных. Первый из них - социально-педагогический. К данному механизму относят:

  1. Традиционный механизм. Это усвоение ребенком норм поведения, взглядов и стереотипов, которые характерны для его ближайшего окружения: семьи и родственников.
  2. Институциональный. В таком случае задействуется влияние на ребенка самых различных общественных институтов, с которыми он взаимодействует в процессе своего развития.
  3. Стилизованный. Тут уже идет речь о влиянии субкультуры или иных особенностей (к примеру, религиозных) на развитие ребенка.
  4. Межличностный. Ребенок усваивает нормы поведения, принципы благодаря общению с определенными людьми.
  5. Рефлексивный. Это уже более сложный механизм самоидентификации себя как единицы большого целого, соотношение себя и окружающего мира.

Еще один важнейший механизм социализации ребенка - социально-психологический. В науке он подразделяется на следующие элементы:

  1. Подавление. Это процесс исключения чувств, мыслей, желаний.
  2. Изоляция. Когда ребенок старается избавиться от нежелательных мыслей или ощущений.
  3. Проекция. Перенесение определенных норм поведения и ценностей на другого человека.
  4. Идентификация. В процессе ее ребенок соотносит себя с другими людьми, коллективом, группой.
  5. Интроекция. Перенесение ребенком на себя установок другого человека: авторитета, идола.
  6. Эмпатия. Важнейший механизм сопереживания.
  7. Самообман. Ребенок заведомо знает о неправильности своих размышлений, суждений.
  8. Сублимация. Полезнейший механизм перенесения потребности или желания в социально приемлемую реальность.

«Сложные» дети

Отдельно нужно пару слов сказать и о том, как проходит социализация детей с ОВЗ (то есть с ограниченными возможностями здоровья). Изначально надо отметить, что важнейшее значение тут имеет первичная социализация крохи, то есть все то, что будет происходить дома. Если родители к ребенку с особенными потребностями относятся как к полноценному члену общества, вторичная социализация будет не такой сложной, как это может быть. Конечно же, будут трудности, ведь особенных детей нередко негативно или просто настороженно воспринимают сверстники. К ним относятся не как к равным, что крайне негативно влияет на формирование личности ребенка. Стоит отметить, что социализация детей с ОВЗ должна проходить практически так же, как и в случае с самым обыкновенным здоровым малышом. Однако могут потребоваться дополнительные средства. Главные проблемы, которые могут на таком пути возникать:

  • Недостаточное количество необходимых вспомогательных средств для полноценной социализации (элементарно, отсутствие пандусов в школах).
  • Недостаточность внимания и общения, если речь идет о детках в ОВЗ.
  • Упущения на этапе ранней социализации таких детей, когда они себя начинают воспринимать совершенно не так, как это должно быть.

Важно также отметить, что в таком случае с детками должны работать специально для этого обученные педагоги, которые способны учитывать потребности и, главное, возможности таких особенных детей.

Дети, которые остались без родителей

Отдельного внимания заслуживают дети-сироты при рассмотрении этапов социализации такого ребенка. Почему? Все просто, ведь у таких малышей первичным является не семья, как это должно быть, а специальное учреждение - дом малютки, детский дом, интернат. Стоит отметить, что это порождает возникновение множественных проблем. Так, изначально такие крохи совершенно в неправильном ключе начинают воспринимать жизнь как она есть. То есть с самого начинает составлять себе определенную модель поведения и последующей жизни по типу той, что он видит на данный момент. Также процесс воспитания и обучения дети-сироты проходят совершенно по-иному. Таким крохам намного меньше уделяется личного внимания, они получают меньше телесного тепла, ласки и заботы с самого раннего возраста. А все это неукоснительно влияет на мироощущение и формирование личности. Специалисты уже давно говорят о том, что выпускники подобных заведений - школ-интернатов, в итоге оказываются малосамостоятельными, неприспособленными к жизни в обществе вне стен образовательных учреждений. У них нет тех основных навыков и умений, которые позволят правильно вести хозяйство, распоряжаться материальными средствами и даже собственным временем.

Социализация малыша в садике

Как происходит социализация ребенка в ДОУ? Стоит напомнить, что в таком случае речь уже пойдет о вторичной социализации. То есть в работу вступают различные образовательные учреждения, которые неукоснительно влияют на жизнь человека. Так, в детском садике главную роль играет процесс обучения малыша. Именно для этого специалистами разрабатываются самые различные образовательные программы, которым должны следовать воспитатели. Их цели:

  • Создание позитивных условий для развития детей (выбор мотивации, создание той или ной поведенческой формы).
  • Продумывание видов и форм педагогической деятельности. То есть важно составлять занятия так, чтобы они, к примеру, формировали позитивное отношение к миру, чувство собственного достоинства, потребность в сопереживании и т. д.
  • Также важно уметь определять уровень развития каждого ребенка, чтобы иметь возможность работать с каждым малышом согласно его потребностям и возможностям.

Важнейшим элементом является социализация ребенка. Программа же, которая для этого будет выбрана работниками ДОУ - это также особый и ответственный момент. Именно от этого может зависть многое в последующем обучении крохи.

Детская и взрослая социализация: особенности

Рассмотрев особенности социализации детей, хочется также все сравнить с подобными процессами у взрослых людей. В чем же есть отличия?

  1. Если говорить о взрослых, то в процессе социализации у человека меняется поведение. У деток же происходит корректировка базовых ценностей.
  2. Взрослые люди способны оценивать то, что происходит. Детки же просто усваивают информацию, безоценочно.
  3. Взрослый человек способен различать не только «белое» и «черное», но еще и различные оттенки «серого». Такие люди понимают, как нужно вести себя дома, на работе, в коллективе, исполняя определенные роли. Ребенок же просто подчиняется взрослым, выполняя их требования и пожелания.
  4. Взрослые люди в процессе социализации овладевают определенными навыками. Стоит также отметить, что только сознательному взрослому человеку подвластны процессы ресоциализации. У детей же социализация формирует только лишь мотивацию к определенному поведению.

Если социализация не удается…

Бывает так, что условия социализации ребенка совершенно неподходящие и несоответствующие общепринятым требованиям. Это можно сравнить с выстрелом: процесс пошел, но он не достигает желаемой цели. Почему же иногда социализация бывает неудачной?

  1. Некоторые специалисты готовы утверждать, что есть связь с психическими заболеваниями и неудачной социализацией.
  2. Неудачной оказывается социализация еще и в том случае, если ребенок проходит данные процессы в раннем возрасте не в семье, а в различных заведениях: интернате, доме малютки.
  3. Одна из причин неудачной социализации - госпитализм малышей. То есть если ребенок проводит много времени в стенах больниц. Специалисты утверждают, что процессы социализации у таких детей также нарушаются и не соответствуют общепринятым нормам.
  4. Ну и, конечно же, неудачной социализация может быть в случае слишком сильного влияния на малыша средств массовой информации, телевидения или же интернета.

К вопросу о ресоциализации

Рассмотрев различные социальные факторы - движущие силы процесса социализации ребенка, стоит также пару слов сказать еще и о такой проблеме, как ресоциализация. Как уже выше было сказано, детям данные процессы неподвластны. Это верно, однако если говорить о самостоятельности. То есть ребенок сам не может прийти к пониманию того, что его нормы поведения неправильные и нужно что-то менять. Это свойственно только лишь взрослым. Если же речь идет о детях, то тут встает вопрос о так называемой насильной ресоциализации. Когда ребенка просто переучивают тому, что необходимо для полноценной жизни в обществе.

Так, ресоциализация - это процесс усвоения ребенком новых норм и ценностей, ролей и навыков вместо ранее полученных и некоторое время использовавшихся. Способов ресоциализации довольно-таки много. Но все же специалисты утверждают, что именно психотерапия - наиболее эффективный и действенный способ, если говорить о детках. С такими малышами должны работать особые специалисты, и к тому же на это придется потратить немало времени. Однако результаты всегда положительные. Даже в том случае, если нормы и принципы неудачной социализации использовались ребенком на протяжении довольно-таки длительного времени.

Социализация – это усвоение человеком нравственных норм и ценностей, морали, правил поведения в социуме (обществе). Главное условие данного процесса – общение. Социализация ребенка дошкольного возраста представляет собой длительный и многоплановый процесс, который очень важен для его гармоничного вхождения в общество.

Факторы и особенности

Адаптируясь к внешнему миру, ребенок постепенно учится вести себя, соответственно правилам социума, примеряет определенную роль, старается найти баланс между требованиями окружающих и собственными потребностями. На успешность его социализации влияют факторы, которые бывают внешними и внутренними.

К внешним факторам относится семья, детский коллектив в дошкольном учреждении, во дворе, в кружках по интересам, центры раннего развития, а также религия и культура социальной группы. Внешние факторы устанавливают форму и содержание социализации дошкольника, определяют направление ее дальнейшего развития.

Внутренние факторы представляют собой индивидуальные особенности малыша, напрямую влияющие на формирование у него картины общества. Они в большей мере определяют стиль переживания отношений между личностями.

Проблема социализации ребенка дошкольного возраста относится к основополагающим в педагогике и возрастной психологии. Ведь именно она определяет возможность личности успешно функционировать в обществе.

Особенности социализации ребенка дошкольного возраста напрямую зависят от его возраста, который определяет тип ведущей деятельности, пути и средства освоения социальных норм. Главным в развитии личности является:

  • На первом году жизни – общение внутри семьи. Ребенок воспринимает и усваивает базовую информацию о внешнем мире через призму семейных отношений. Также на их основе у малыша формируются нормы поведения в обществе.
  • В возрасте 1-3 лет – общение в коллективе детей. Родители должны понимать, что на этом этапе важно обеспечить ребенку полноценное общение со сверстниками. Это может быть детский сад, группы раннего развития, общение на детских площадках. В подобных коллективах дети учатся общению со своими ровесниками, впервые узнают такие понятия, как дружба, сопереживание. Хорошо, если в детских учреждениях разрабатываются и применяются разные программы социализации дошкольников.
  • В возрасте 3-6 лет – развитие собственной речи. В этот возрастной период речь ребенка становится его главным инструментом познания окружающего мира. Он учится строить диалоги, задавать вопросы, анализировать полученные знания.

Социализация дошкольника, как правило, проходит посредством игры. Поэтому педагоги разрабатывают комплексные программы, которые в игровой форме предлагают ребенку новую для него информацию.

Условия

Специалисты выделяют некоторые условия социализации ребенка дошкольного возраста, без соблюдения которых невозможна успешная его адаптация к обществу. Таковыми являются:

  • Самостоятельность. Получая новые знания, ребенок должен уметь их осмыслить, проанализировать, овладеть ими. Самостоятельность необходимо поощрять с помощью личной заинтересованности малыша или же путем игровой мотивации.
  • Самоорганизация. Данным термином обозначают умение малыша без постоянного внешнего контроля, помощи и стимуляции со стороны взрослых организовать и проводить свою деятельность. Как правило, самоорганизация ребенка проявляется уже в старшем дошкольном возрасте, маленькие детки еще не готовы к такому процессу. У старших дошкольников формируется умение воспринимать задачу, планировать свою деятельность, самостоятельно ее контролировать и оценивать.
  • Коллективное взаимодействие. Для полноценного развития личности не достаточно лишь общения ребенка с взрослыми. Ему необходим контакт с детьми разного возраста. Причем, важно, чтобы в коллективе были как дети старше, так и младше, и, конечно же, сверстники. Общение с детьми разного возраста обеспечивает ребенку широкую социальную практику, что позволит ему в будущем без труда адаптироваться в любой социальной среде.

Для становления личности дошкольника, его успешной социализации важное значение имеет игровая деятельность. Ее необходимо сочетать с приемами и методами, которые модулируют игровую ситуацию и ориентированы на адаптацию малыша в обществе.

В дошкольных учреждениях педагоги создают специальные программы сопровождения социализации в игровой деятельности. В них используются такие методы и приемы как тренинги, развивающие упражнения и игры, психогимнастика, беседы, рисование. С их помощью у детей развивают определенные социальные качества, например, сотрудничество, рефлексию (склонность к анализу своих переживаний), эмпатию (постижение эмоционального состояния или внутреннего мира другого человека).

Проблемы

Некоторые родители сталкиваются с проблемами социализации ребенка дошкольного возраста. Чаще всего такие нарушения связаны с упорным нежеланием дошкольника ходить в садик, страхом общения с другими детьми. Малыш может игнорировать просьбы и пожелания родителей и воспитателей в детском саду. Такие нарушения социализации обычно легко поддаются коррекции в дошкольном возрасте. Главное – своевременно обратиться за помощью к специалисту, который подскажет способы и методы коррекции.

Социализация ребенка дошкольного возраста – ответственный и часто трудный процесс. Однако родители должны понимать, что ее значение огромно для будущей адаптации человека в обществе. Поэтому очень важно создать все условия для данного процесса, внимательно отслеживать поведение ребенка, направлять его деятельность и обучение. При любом подозрении на нарушение социализации следует показать малыша специалисту.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня я продолжаю рубрику « » и хочу рассказать, в чем заключается социализация детей дошкольного возраста. Что это такое? Справляется ли с этой задачей обычный сад? И как можно добиться всего этого «в домашних условиях»?

Что такое — социализация?

Мы все так боимся этого слова... Но с трудом представляем, о чем конкретно идет речь?

Если заглянуть в словарь — можно узнать точное определение этого слова. Я не буду приводить дословные цитаты, они звучат слишком серьезно и умно. Но суть у них одна: социализация — это процесс, в результате которого человек может успешно жить в обществе.

Умение жить в обществе — очень полезно. Однако, для этого совершенно необязательно ходить в ДОУ, более того, в детских учреждениях используется не самый лучший способ научить детей общению.

Давайте сначала разберем, что представляет собой общение? Какова конечная цель успешной социализации?

  1. Ребенок должен уметь правильно общаться со старшими. Уважительно, но при необходимости спокойно высказывая свою позицию. В перспективе человеку нужно уметь эффективно взаимодействовать с начальниками.
  2. Дети должны легко находить общий язык с равными.
  3. В перспективе, человек должен уметь грамотно решать любые конфликты.
  4. Человек должен уметь держаться за свои принципы, не поддаваясь влиянию толпы.
  5. Человеку необходимо уметь заботиться о младших (по возрасту или по статусу).
  6. Человек должен освоить принципы работы в группе, построенные на взаимоуважении.

Чему нас учат?

Справляются ли с этими задачами наши детские сады и школы? Честно говоря, не очень. Это видно по тому, что далеко не все взрослые способны грамотно общаться. А в детских учреждениях ребята помещаются в дикие условия. Чаще всего это — неконтролируемая группа ровесников, в которой действует закон джунглей.

Здесь прививается неуважительное отношение к учителям и другим старшим. Подрываются все авторитеты. С раннего детства часто учат бояться старших. Воспитатели используют крик и грубую силу, пытаясь добиться какого-то порядка в группе.

Насколько качественно в садах учат решать конфликты и устанавливать контакт? Неужели вы думаете, что воспитатель ходит за каждым и помогает подобрать верные слова? В большой группе это просто невозможно!

Про общение с кем-то младшим не стоит даже говорить. Но самое опасное: с раннего возраста малышей приучают идти за толпой. У дошкольников еще нет крепкого внутреннего стержня, нет своих прочных ценностей. Поэтому они активно впитывают все, что происходит вокруг. И не удивительно, что дети привыкают следовать за основной массой ровесников...

Пожалуй, единственное, что старательно развивают воспитатели в дошкольниках: умение работать в группе. На это направлены все групповые занятия. Однако, подумайте: сколько взрослых людей умеют работать в группе? Я прекрасно помню, как тяжело давалось в институте групповое творчество. И вообще сделать что-то группой без хорошего руководителя нередко сложнее, чем в одиночку. Почему? Ведь мы все были и в садах, и в школах?

Развитие дома

Что мы можем получить, оставляя ребенка дома? Как решим поставленные задачи? Если малыш не ходит в детский сад, проблемы социализации решаются достаточно легко, если мама готова прикладывать некоторые усилия.

Но сначала отмечу, что по большому счету, нет необходимости активно «социализировать» малыша. Если вы живете в социуме, гуляете на детских площадках, хоть иногда общаетесь с другими людьми — ребенок не будет диким. Все вышеперечисленные навыки вовсе не нужно осваивать в 3-5 лет. Поэтому я считаю, что с дошкольником достаточно просто играть и жить своей жизнью.

Но если вам очень хочется приобщать малыша к жизни в обществе — пожалуйста! Что для этого необходимо?

  • Родите своему карапузу родного брата или сестру. Желательно, с маленькой разницей в возрасте. Например, . Тогда ваши дети целыми днями будут учиться общаться, решать конфликты, находить компромиссы... И все — в семье.
  • Если же рожать вы больше не хотите (или социализировать надо прямо сейчас) — найдите во дворе друзей своего возраста. В идеале — тоже без садов. И ходите друг к другу в гости. Можно даже оставлять подруге свое чадо на полдня или день... А потом забирать к себе ее малыша.
  • Переживаете за групповые занятия? Найдите себе какую-то «развивашку» и посещайте ее раз в неделю. Этого вполне достаточно.
  • Ходите с ребенка по музеям, магазинам, государственным инстанциям, ездите с ним в соседние города. Ваш малыш увидит множество примеров общения с незнакомыми людьми. Только прошу вас, подавайте хороший пример, будьте всегда тактичны и терпеливы.
  • Также к вашим услугам детские комнаты торговых центров и другие прелести современной цивилизации. Хотя если ничего рядом нет — подойдет обычная песочница. Самая популярная в вашем дворе.

Особенности обучения общению:

  1. При возникновении конфликта учите малышей находить компромиссы. Разбирайте с ними ситуации и показывайте, как лучше себя вести.
  2. Сами подавайте позитивный пример, не ругайтесь в очередях и уважайте окружающих.
  3. Если малыш стесняется, но хочет подойти к группе ровесников — подходите вместе с ним. Подсказывайте ему. Помогайте. А не отправляйте на произвол судьбы, как в обычном садике.
  4. Если общение приобрело нежелательный характер — с оскорблениями или издевками — прекратите его.
  5. Однако, регулярно давайте возможность детям самим разруливать неприятные ситуации.

Если ваш малыш всегда с вами — вы сможете научить его жить в обществе гораздо эффективнее. Вы сможете обучить его основным навыкам, а не пускать дело на самотек. Вы можете привить ему важные ценности. Можете привести в общество плавно, без стресса.

Детям гораздо проще учиться общению, когда рядом есть свой человек — родная мама. Готовая защитить в нужный момент или помочь найти компромисс, не применяя силы.

Человек — существо социальное. Но отправлять совсем маленьких малышей в социум одних и без четких инструкций — опасная затея. Кто-то действительно освоится. Кто-то забьется в угол. Кто-то начнет решать все ситуации кулаками. Кто-то будет пытаться хитрить.

Невозможно научить взаимодействовать с другими детьми за один день. Но это не значит, что нужно пустить дело на самотек. Я изложила ситуацию, как я ее вижу, но выбор за вами.

Конечно, есть особые детские сады (как правило, частные), где детям уделяется особое внимание. Вот, например, видео об этом. Однако, на мой взгляд, это все равно не заменяет маму и семью. Как бы ни пытался воспитатель создать «ощущение одной семьи».









2024 © rukaraoke.ru.