Большая энциклопедия нефти и газа. Потребности. Иерархия потребностей. Значение удовлетворения потребностей для развития личности - реферат


    Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться

    Создавайте на рабочих местах дух единой команды

    Проводите с подчиненными периодические совещания

    Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба

    Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок

Потребности в уважении

    Предлагайте подчиненным более содержательную работу

    Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами

    Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты

    Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений

    Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия

    Продвигайте подчиненных по служебной лестнице

    Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности

Теория мотивации Фредерика Герцберга.

Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.

Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает факторы, вызывающие удовлетворенность работой.

Первая группа факторов (гигиенические) связана с самовыражением личности, её внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы.

Гигиенические факторы Герцберга, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенность в будущем.

Теория мотивации Дэвида МакКлеланда.

Эта теория утверждает, что структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремление к успеху, стремление к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала со стороны коллег, а как личностные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организации, а стремление к признанию – его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.

Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. В данном случае, основной упор касается распределения усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К данным теориям относятся следующие теории:

Теория ожиданий В.Врума

Теория справедливости

Теория мотивации Портера-Лоулера.

Теория справедливости.

Эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении.

Сотрудник оценивает размер поощрения по сравнению с поощрениями других сотрудников. При этом он учитывает условия, в которых работают он и другие сотрудники.

Теория мотивации Портера-Лоулера.

Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть её в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.

Портер и Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способность и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться.

Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С.Выгодский и его ученики А.Н.Леонтьев и Б.Ф.Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы они не рассматривали. Именно, поэтому они не получили дальнейшего развития.

Макс Вебер основывал свою теорию на 3-х первичных составляющих. Это Теория Х (авторитарная), теория У (принудительная) и теория Z (побуждающая). Поучи приобщил к данным теориям теорию А.

Сопоставление теорий Маслоу, МакКлелланда и Герцберга

Теория мотивации Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу. Гигиенические факторы Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности в будущем. Его мотивации сравнимы с потребностями высших уровней Маслоу (рис. 13.3.). Рис. 13.3.Соотношение теорий потребностей Маслоу и Герцберга.

Но в одном пункте эти две теории резко расходятся. Маслоу рассматривал гигиенические факторы, как нечто, что вызывает ту или иную линию поведения. Если менеджер дает рабочему возможность удовлетворить одну из таких потребностей, то рабочий в ответ на это будет работать лучше. Герцберг же, напротив, считает, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой.

Теория Маслоу

1. Потребности делятся на первичные и вторичные и представляют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они располагаются в соответствии с приоритетом 2. Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры 3. После того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается

Теория МакКлелланда

1. Три потребности, мотивирующие человека - это потребность власти, успеха и принадлежности (социальная потребность) 2. Сегодня особенно важны эти потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены

Теория Герцберга

1. Потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации 2. Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиться неудовлетворению работой 3. Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней у Маслоу и МакКлеллаида, активно воздействуют на поведение человека 4. Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в сущность работы

Теория ожиданий В. Врума:

Ожидание (затраты труда–результат) – предполагаемая связь между действиями результатами, при чем под действием понимается сознательное поведение, контролируемое человеком, под результатом – будущее событие, которое может и не находиться под контролем человека, то есть его появление носит вероятностный характер.

Валентность (результат-вознаграждение) – характеризует силу предпочтении ячеловека в отношении данного результата, то есть ожидаемая ценность вознаграждения.

Инструментальность (исполнение-результат) – вероятность ожидаемого вознаграждения.

Урм = Ож · В · Ин

Исходя из теории ожиданий, можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника.

Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны. В частности, как будет показано ниже, иерархия потребностей во многом обусловлена уровнями их удовлетворения.

В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Эти группы составляют иерархическую структуру, т. е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.

В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности связи - третьей и четвертой группам; потребности роста - пятой группе. Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру.

Модель К. Альдерфера

Д. МакКлелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.

Одной из наиболее известных является двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга. Согласно этой теории все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на две группы, гигиенические и мотивирующие. К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.

Во многих классификациях, в том числе наиболее известных, требование полноты не соблюдено. Так, в схемах Маслоу, Альдерфера и МакКлелланда нет групп, к которым можно было бы отнести потребности в свободе, вере, духовном совершенствовании и др.

Таким образом, известные нам схемы классификации не учитывают:

1. всего диапазона потребностей человека;

2. индивидуальных различий по составу, иерархии и значимости потребностей;

3. уровней удовлетворения потребностей;

Зависимости потребностей от ценностей и целей жизни человека.

Чтобы учесть эти факторы, целесообразно прежде всего разделить потребности на два вида: потребности существования и потребности достижения целей жизни.

К потребностям существования обычно относят физиологические и безопасности, потребности причастности.

Можно выделить следующие основные уровни удовлетворения потребностей существования:

1. минимальный;

2. базовый;

3. уровень роскоши.

Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.

Базовый (нормальный) уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей.

Таким образом, после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования формируются потребности достижения целей жизни, которые, целесообразно дифференцировать на четыре группы:

1. материальные блага для индивидуума и семьи;

2. власть и слава;

3. знания и творчество;

4. духовное совершенствование.

Структура потребностей может меняться у одного и того же человека на протяжении различных периодов его жизни. При этом, чем ниже субъективно-нормальный уровень удовлетворения потребностей существования, тем более вероятно, что после его достижения будут доминировать интеллектуальные и духовные потребности.

Основные отличия предлагаемой структуры потребностей состоят в следующем:

· потребности делятся на два вида: существования и достижения целей жизни;

· к первому виду относятся потребности: физиологические, безопасности, причастности; ко второму - потребности в материальных благах, власти и славе, знаниях и творчестве, духовном совершенствовании;

· выделяются три уровня удовлетворения потребностей существования: минимальный, базовый, уровень роскоши;

· потребности достижения целей жизни формируются после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования;

· базовые уровни удовлетворения потребностей существования могут иметь значительные индивидуальные различия.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 39. Модели структуры потребностей человека:

  1. 45) Инстинктивное удовлетворение потребностей. Опредмечивание биологических потребностей. Специфика развития мотивации человека.

Занятие Объекты маркетинга - Потребности и спрос

1.Объектом - маркетинговой деятельности выступают по­требности в широком понимании этого слова 1 . подкреп­ленные платежеспособностью. Они являются не только объектом изучения. Но и формирования.

2. Уровни потребностей: нужда, конкретизированная потребность. Спрос

3. Общие. Иерархия потребностей А Маслоу. Полезность знания этой иерархии в том, чтобы понять в какой степени потребитель готов платить деньги за удовлетворение тех или иных потребностей.

4. Классификация и характеристика потребностей

Для предпринимателя очень важно найти именно те потребнос­ти, которые нуждаются в настоящее время в удовлетво­рении и понимать структуру потребностей , что означает:

определение причин возникновения потребностей , их существования и изменения ; определение места потребностей и перспектив на рынке, а также коммерческие возможности для их разработки . Основой потребностей являются Нужды. Нужда - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Нужды разнообразны и сложны. Если нужда не удов­летворена, человек чувствует себя обездоленным и не­счастным, это подталкивает его к поискам предмета, способного удовлетворить нужду. Так появляются конкретизированные по­требности - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурой и особенностями личности. Потребности выражаются в предметах или процессах, удовлетворяющих нужду способом, свойственным дан­ному обществу.

Правильно оценить степень коммерческого риска поможет анализ природы потребностей. В каждый конкретный момент человек испытывает множество разнообразных потребностей. Психологи разработали ряд теорий, объясняющих природу их воз­никновения. Так, Абрахам Маслоу, автор одной из са­мых популярных теорий, пытается объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности. По А. Маслоу потребности можно классифицировать по степени их значимости от низших к высшим. Удовлетворение одной потребности является началом возникновения следующей по важности потребности. Физиологические потребности и потребности в безопас­ности составляют низшие потребности - это жажда, голод, тепло, безопасность и т. п. Эти потребности основные, т е вытекают из природы человека. Их еще называют базовыми. Эти потребности всеобщи и наиболее устойчивы в пространстве и времени.



Следующие ступени потребностей - высшие. К ним относится стремление принадлежать к определенному кругу людей (родственники, друзья, знакомые). За этим следует желание завоевать признание, уважение, авторитет, под­нять свой престиж в глазах окружающих. Высшую сту­пень в этой иерархии потребностей составляет стрем­ление человека реализовать себя в этом мире, в своем деле, т. е. потребность в самореализации и самовыражении. Эти потребности относят к вторичным. Одни виды потребностей могут возникать только у индивидуальных потребителей, другие и у индивидуальных потребителей и у организаций и у общества в целом.

Анализируя потребность надо установить ее место в иерархии потребностей

Природа возникновения (основные, вторичные)

Что влияет на потребность : социальные, экономические условия, уровень развития пр-ва, исторически сложившиеся привычки, условия жизни, быта, труда, национальные особенности и т. д.

Уровень удовлетворения потребности

Масштаб распространения (географический и социальный)

Частота удовлетворения (единичн, периодич, постоянный),

Применяемость потребности (в одной (елочные игрушки), нескольких областях (кухонная посуда), во всех областях (телевизор, телефон)),

Комплексность удовлетворения (единым товаром, взаимодополняю­щим товаром, взаимозаменяющим товаром)

Отношение общества .

Способ удовлетворения (Индивидуальный, коллективный, общественный).

Спрос является внешней формой проявления потребностей как таковых. Уровень спроса является одной из основных характеристик рынка. Для маркетинга спрос - основной объект постоянного наблюдения, детального изучения и воздействия.

Для того чтобы удовлетворить имеющуюся потребность, необхо­димо иметь определенное количество конкретных благ, способных удовлетворить данную потребность. Но не только. Необходимо иметь еще и финансовые возможности, для участия в обмене. Т.О.Спрос отражает потребность в конкретных количествах товаров, определенного потребительского назначения, но не всю потребность, а только ту ее часть, которая обеспе­чена денежными средствами. Спрос - потребность, предъявляемая на рынке, но не любая а только подкрепленная деньгами. Любой спрос по определению пла­тежеспособен, в противном случае это - потребность Задача маркетинга в этой ситуации состоит в том, чтобы собирать и предостав­лять информацию, которая сопровождалась бы анали­зом и оценкой желаний и предпочтений соответствую­щих групп потребителей, которые проявили бы при оп­ределенных условиях желание купить данный товар.

Покупательский спрос - сложное явление, складывающееся из различных элемен­тов, имеющих определенные экономические, социальные, демографические и региональ­ные особенности. Это позволяет дифференцировать спрос по ряду признаков, что облег­чает его регулирование.

Классификация спроса

По состоянию рынка

негативный спрос – большинство отвергает данный товар или услугу (вегетарианцы на мясо, некурящие – на табак, большинство – на прививки),

отсутствующий спрос – большинство не проявляет интереса к конкретному предложению (товары не имеют или потеряли потребит.ценность для данного рынка, покупатели ничего не знают о товарах)

скрытый спрос - спрос, который невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или услуг он же потенциальный;

чрезмерный спрос – превышает уровень предложения, возможности производства, имеющиеся товарные ресурсы,

полноценный спрос – уровень и структура спроса полностью соответствуют уровню и структуре предложения;

Классификации спроса по состоянию рынка помогает маркетингу фирмы оценить спрос с целью выработки определенной рыночной стратегии .

По тенденциям - растущий (интенсивный), стабилизировавшийся, - угасающий (сокращающийся, спад спроса), колеблющийся.

Классификация спроса по тенденциям напрямую связана с этапами жизненного цикла товара (услуги).


Потребности существования как бы включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребности безопасности, за исключением групповой безопасности, и физиологические потребности. Группа потребностей связи наглядно корреспондирует с группой потребностей принадлежности и причастности.  

Потребности существования как бы включают две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребности безопасности, за исключением групповой безопасности, и физиологические потребности. Группа потребностей связи явно корреспондирует с группой потребностей принадлежности и причастности. Потребность связи, по Альдерферу, отражает социальную природу человека, его стремление быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Поэтому к данной группе можно отнести также часть потребностей признания и самоутверждения из пирамиды Маслоу, которые связаны со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей безопасности пирамиды Маслоу, которые связаны с групповой безопасностью.  

Потребности существования как бы включают две группы потребностей пирамиды А.  

Переход от потребностей существования к потребностям достижения целей жизни осуществляется под влиянием аттракторов (интересов, ценностей, вдохновения, озарения), которые обусловлены способностями человека и условиями для их реализации.  

Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.  


Различие базовых уровней удовлетворения потребностей существования для различных людей и видов деятельности представлено на нем ступенчатой линией.  

Выделяются два уровня удовлетворения потребностей существования: минимальный и базовый. Базовые уровни удовлетворения потребностей существования могут иметь значительные индивидуальные различия.  

Таким образом, к потребностям существования относятся: физиологические, безопасности и причастности.  

Выше этого уровня последовательность удовлетворения потребностей существования определяется индивидуальностью человека и конкретной ситуацией.  

Выше этого уровня последовательность удовлетворения потребностей существования определяется индивидуальностью человека и конкретной ситуацией. Во многих случаях люди стремятся сначала к обеспечению безопасности и лишь потом к насыщению. Это особенно характерно для объективно опасных ситуаций. Например, группа альпинистов, закончив дневной переход, прежде всего ищет безопасное (в отношении лавин, камнепадов и проч. В альпинизме такая ситуация возникает, например, при комплектовании команды для сложного восхождения. Тем, кому примеры из альпинизма кажутся экстремальными и экзотическими, можно напомнить народную мудрость С милым рай и в шалаше, которая провозглашает приоритет потребности в причастности для большинства женщин. Таким образом, в пределах минимального уровня удовлетворения потребностей существования общей для всех людей является только первоочередность потребности в воде и пище. В остальном иерархия потребностей определяется индивидуальностью человека и условиями его деятельности.  

Итак, достигая базового уровня удовлетворения потребностей существования, человек, в зависимости от характера своих способностей и ценностной ориентации, начинает испытывать воздействие соответствующего аттрактора, изменяющего направленность основных интересов в сторону той или иной группы потребностей достижения целей жизни.  

Можно выделить два основных уровня удовлетворения потребностей существования: минимальный и базовый.  

Сбор побочных продуктов обусловлен несколькими причинами (потребности существования, коммерческие цели, развлечение / хобби) и осуществляется для удовлетворения целого ряда потребностей, что, в свою очередь, оказывает влияние на относительные риски, связанные с их сбором. Например, мало вероятно, что любитель сбора грибов останется на открытом воздухе при наличии неблагоприятных погодных условий, тогда как человек, собирающий грибы для коммерческих целей, когда его доход зависит от продажи ограниченного количества сезонных грибов, может не обратить на них внимание.  

1.2 Структура потребностей человека

Потребности, их виды. Классификация потребностей

Потребности - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы или общества в целом.
К специфической особенности потребностей относится их «необратимость»: с той или иной степенью интенсивности при любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направлении - в сторону роста.
Виды потребностей: материальные, духовные, потребности в безопасности.
Многие ученые по-разному классифицировали потребности.
Аристотель делил потребности на первичные и вторичные.

Иерархия потребностей Маслоу
Классификация потребностей по Маслоу представлена на рисунке 48.

Рис. 48. Классификация потребностей по Г. Маслоу

Выдвинутая Мас-лоу классификация человеческих потребностей включает:

  1. Физиологические потребности: потребность в возду-хе, пище, воде, жилище и т. д.
  2. Потребности в безопасности и защищенности: безо-пасность на рабочем месте, страхование от болезней, пен-сионная система, права, обеспечиваемые стажем работы; защита, обеспечиваемая членством в профсоюзе, система бонусов в виде акций фирмы и т. д.

Потребность в принадлежности к определенной соци-альной группе: любовь и дружеские отношения со стороны окружающих, чувство собственной необходимости ок-ружающим, человеческие контакты.

  1. Потребность в уважении: потребность в чувстве соб-ственной ценности, уважение и признание со стороны окружающих, обращение членов коллектива за советом и др.
  2. Потребность в самовыражении: стремление быть самим собой, возможность реализовать себя в своем деле, овладение новыми знаниями, ощущение достижений, воз-можность гордиться своей работой.

Согласно Маслоу, эти пять видов потребностей прису-щи каждому человеку.
Теория МакКлелланда
Она связывает поведение и разви-тие людей с тремя основными потребностями: власти, ус-пеха и причастности.
Потребность в власти предполагает желание влиять на других людей, ощущение способности изменить естествен-ный ход событий. Люди с высокой потребностью власти обыч-но искренние и решительные, не боящиеся конфронтации, умеющие отстаивать свои позиции, требующие повышен-ного внимания со стороны окружающих.
Потребность успеха проявляется как внутреннее стрем-ление к достижению необходимых результатов. Люди с развитой потребностью к успеху любят брать на себя ответ-ственность за решение проблем, предпочитают ставить пе-ред собой трудные задачи, рискуют умеренно, придают большое значение отношению окружающих к своим резуль-татам.
Потребность причастности выражается в стремлении к взаимодействию с другими людьми, налаживании дружес-ких взаимоотношений, оказании помощи коллегам по ра-боте.
Теория Герцберга
Двухфакторая теория Ф. Герцберга выделяет гигие-нические (поддерживающие) факторы и мотивации.
Гигиенические факторы, формирующие окружающую среду, в которой осуществляется работа, включают:
1. Политику фирмы и стиль руководства.
2. Техническое руководство.
3. Межличностные отношения с начальниками, колле-гами и
подчиненными.
4. Заработную плату.
5. Гарантию занятости.
6. Частную жизнь.
7. Условия труда.
8. Статус.

Структура потребностей отдельного человека, граница и динамика
развития потребностей

Совокупность потребностей человека разнообразная исходя из его особенностей.
Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляются миллионами, тем не менее, круг их непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении. Это подтверждаемая многолетней историей человечества закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей.
Экономические потребности - это потребности, опосредован-ные производственными отноше-ниями. В их систему входят, прежде всего, предметные по-требности (материальные и ду-ховные) - в продуктах питания,одежде, газетах, книгах и т. д., а также социальные потребности - в труде, образовании, охране здоровья. В условиях рыночныхотношений экономические по-требности опосредуются деньга-ми и приобретают форму спроса.
Это, прежде всего, относится кличным потребностям. Обще-ственные потребности реализуются частично внеспроса - через социальные функ-ции государства (например ис-пользование страхового полисав системе здравоохранения).
Любая экономическая потреб-ность - результат реальных про-тиворечийобщественного произ-водства, выражает несоответст-вие экономических потребностейсложившимся производительным силам. Разрешение этих противо-речий приводит, в конечном счете, как к росту производительныхсил, так и к удовлетворению по-стоянно возрастающих потребно-стей.
Труд - это целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, направленных на удовлетворение потребностей.
Важнейшим элементом труда является целепологание: прежде чем приступить к деятельности, человек мысленно представляет готовый результат своего труда.
Вторая часть труда - отношения между людьми по поводу производства, то есть отношения собственности, отношения социальных групп и классов.

Индекс развития человеческого потенциала: его сущность, компоненты, опыт расчетов

В настоящее время люди перестали рассматриваться как рядовой фактор производства на-ряду с оборудованием и сырьем, затраты на который нужно минимизировать. Че-ловек воспринимается как главный ресурс организации, от которого в решающей мере зависит ее благополучие. Такая ситуация отражает изменение роли человека в современном производстве, обусловленное следующим:
1) обострением глобальной конкуренцией, существенно поднявшей «планку требований» по отношению к работникам и качеству их труда;
2) опытом передовых компаний в Японии, добившихся значительных экономи-ческих успехов за счет персонала;
3) повышением уровня образования работников, их квалификации, зрелости;
4) изменением содержания труда, связанным с появлением принципиально но-вых технологий;
5) развитием демократии на производстве и в обществе;
6) ростом стоимости рабочей силы.
В общем смысле человеческий капитал представляет собой совокупность социо-культурных и личностно-психологических свойств работников: знаний, навыков; способностей к осознанным действиям, постоянному совершенствованию и раз-витию. То есть по существу это человеческий потенциал.
Выделяют следующие виды человеческого потенциала:
1) общий (перемещаемый) в виде совокупности теоретических или достаточно универсальных знаний, которыми обладает работник;
2) специальный (неперемещаемый), под которым понимаются знания людей специфики предприятия и своей работы, личные связи и способы и существования исключительно в рамках данной фирмы. Основными характеристиками человеческого капитала являются:
1) Численность и структура персонала.
2) Духовное и телесное здоровье сотрудников, обеспечивающее их нормальную трудоспособность.
3) Знания, опыт и квалификация.
4) Производственная и социальная активность.
5) Культурно-личностная ориентация.
6) Гражданская ответственность.
Человеческий потенциал не изнашивается, а сохраняется и увеличивается по мере своего использования (за счет приобретения нового опыта и знаний).
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком и с 1993 года используется ООН в ежегодном отчете по развитию человеческого потенциала.
В настоящее время, по мнению многих зарубежных и отечественных ученых, при исследовании проблем управления в постиндустриальном обще-стве необходимо делать акцент, прежде всего не на материальном процессе и материально-технических факторах, а на человеке и его характеристиках. Р.Кроуфорд в своей книге «В эру человеческого капитала» исследует не про-сто человеческий капитал, а пытается доказать, что в конце XX века наступа-ет особая эра человеческого капитала. Согласно этому подходу, главным фактором экономического роста признан человеческий капитал.
Лауреат Нобелевской премии Г.Беккер разработал «Общую теорию ин-вестиций в человеческий капитал», в которой обосновал «автоматическое право собственника на свою квалификацию», на владение ею и использова-ние лишь с его согласия. Естественно, такой подход стимулирует как саморазвитие каждого индивидуума, так и его справедливые требования по оплате труда. Данный аспект (предоставление каждому физическому лицу права на «рост») можно считать важнейшим принципом современного ме-неджмента.
Главным объектом управления социальным развитием является чело-век. В процессе эволюции концепций менеджмента взгляды на человека как на субъекта и объект управления существенно изменялись. Ученые выделили три основные ролевые модели человека в организации в индустриальном и постиндустриальном обществах.
Применение способностей человека в том или ином виде трудовой деятельности оказывает большое влияние на экономические результаты труда. Степень применения способностей выражается в экономическом поведении человека.
Всякое поведение должно ориентироваться на результат, на количество и качество затраченных человече-ских ресурсов. Применяя свои профессиональные способности в процессе производства, индивид постоянно ориентируется на оптимальный баланс между затратами и их компенсацией. В противном случае, если не будет компенсации (товарно-денежной, натуральной, эконо-мической, социальной), то начнется падение интереса к такого рода деятельности. Можно сформулировать следующие виды экономиче-ского поведения: «максимум дохода ценою максимума труда», «гаран-тированный доход ценою минимума труда», «минимум дохода при мини-муме труда» и «максимум дохода при минимуме труда». Существуют различные формы экономического поведения в сфере распределения и потребления.
Экономическое поведение характеризуется понятием эффектив-ность. Применительно к производственной и трудовой деятельности эффективность часто определяется как соотношение между затратами и результатом. Данную характеристику можно отнести как к произ-водству, так и к работнику. Под экономической эффективностью труда на рабочем месте обычно понимают производительность труда, за-траты рабочего времени, материалов, топлива, электроэнергии и т.д.
Социальный эффект, получаемый в результате трудовой деятельно-сти, выражается в характере воспроизводства работника, в сбережении и развитии его физических и духовных сил, накоплении знаний, на-выков, умений.
Среди ведущих показателей, определяющих индекс развития человеческого потенциала, выделяют три: ожидаемая продолжительность жизни; уровень образования; реальный душевой валовый продукт (ДВП). Каждый показатель описывается отдельными пунктами: продолжительность жизни - годами жизни, образование - годами обучения, доход - покупательской способностью, грамотность взрослого населения - процентами. Для того чтобы можно было использовать данные показатели в единой системе, применяется шкала от 0 до 1, где 0 - это минимум, а 1 - максимум (табл.23).

Таблица 23

Установленные минимальные и максимальные показатели для ИРЧП

Управление человеческим потенциалом (человеческими ресурсами) предполагает:
1) осознание проблемы дефицита высококвалифицированного персонала;
2) индивидуальный подход ко всем работникам;
3) отказ от представлений о персонале как даровом благе, не требующем затрат о стороны работодателя и признание необходимости инвестиций в его фор-мирование и развитие;
4) разработку специальной политики по управлению человеческим капиталом, справедливое вознаграждение персонала;
5) осуществление стратегии занятости, обеспечивающей ее реальные гарантии;
6) создание благоприятного морально-психологического климата;
7) обеспечение участия работников и их представителей в управлении фирмой.









2024 © rukaraoke.ru.