Если ребёнка обижают в школе, в садике, на улице: советы психолога и юриста. Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники


Звонок на перемену. Катя выходит из класса, в дверях её обгоняют одноклассники, задевая плечом, выкрикивают: «Катя- жирная корова!». На другой день в классе стайка ребят подходит к ней, один из них говорит: «Дай молочка!» Катя понимает посыл, но, не зная, что делать, вступает в диалог:

  • У меня нет молока…
  • Как же ты живёшь, корова без молока! - Ребята дружно хохочут, кто-то в приступе смеха сгибается пополам.

На следующий день Катя идёт по коридору, мимо проносятся ребята, на ходу бросают: «Мууу…»

Катя в слезах обращается к учительнице с жалобой, что её дразнят. «Что ж они говорят?» - спрашивает учительница. «Му», - честно и всё ещё с надеждой отвечает Катя. «Ну, это что такое, это вообще не к тебе относится. Ты притягиваешь», - отвечает учительница с облегчением. Занавес.


Арсенал реакций и действий учителя на ситуацию моббинга разнообразен – игнорировать, решительно запрещать, увещевать, беспомощно вопрошать («Дима, ну зачем ты ударил Петю?»), вызывать родителей (чаще всего родителей обижаемого)- но неэффективен.


В Российской школе на настоящий момент нет ни единой российской, ни частной школьной политики в отношении моббинга – травли ученика другими учениками (или учителем и учениками). Но это не означает, что всегда будет так. Кажется, пришла пора менять порядки беспорядки на здоровые позитивные порядки.

Если вы – родитель ученика, и оказалось, что в классе идёт моббинг, то ваш ребенок вовлечён в него безусловно – либо в качестве свидетеля, либо в качестве жертвы, зачинщика или подпевалы. Вероятнее всего, раз вы читаете эту статью, то вы подходите ответственно, и не хотите, чтобы опыт свидетеля разъел душу человека малодушием, опыт гонителя полюбился и впитался, а опыт жертвы оставил болезненные рубцы на памяти и самооценке.

Травля возникает не на пустом месте. Есть предпосылки и причины возникновения травли. И причины находятся в семейной обстановке ребенка, осуществляющего травлю. Предпосылки (порой и причины) возникновения травли в классе формируются в школе.


О семье. В ребенке подросткового возраста нарастает потребность самореализоваться, почувствовать свою значимость. Эта глубокая потребность реализуется, когда человек 1) по движению своей воли делает что-то полезное для других 2) принимает ответственные решения 3) получает положительное подкрепление от родных – уважение, любовь, радость от его успехов и его существования как такового.


Представьте себе старшего сына в многодетной семье, которому родители поручают заботиться о младших и хвалят, поощряют его, поддерживают в его собственных начинаниях. Такого ребенка не вообразишь во главе стайки мобберов.


Если у ребенка нет регулярных ситуаций, где он должен принимать решения, где он помогает и служит людям, если ребёнок не получает поддержки от близких или получает противоречивое послание от родителей, если родители (это может быть очень устроенная семья в материальном и социальном отношении) общаются с ребенком поверхностно, предоставляют его самому себе, или очень давят и прессингуют, то ребенок попытается самореализоваться во зле. Человек, организовывающий травлю другого, получает удовольствие от власти - от злой власти.

Вместе с потребностью в самореализации в подростке проявляется и потребность в принадлежности к группе, в принятии среди сверстников – потребность пережить сплочённость. Учёба в этом не помогает. Дело в том, что учебная деятельность в школе не является групповой. Каждый учится сам для себя параллельно с одноклассником, как в первых цехах средневековья ремесленники трудились каждый над своим заказом, сидя рядом друг с другом. И если конструктивное групповое отсутствует, то дети будут получать удовольствие от сплочения ПРОТИВ кого-то. Это мотив участия в травле «подпевал», он движет ими вместе со страхом и желанием отвести удар от себя.

Важно понимать, что нет причин для травли в ребёнке, против которого она ведётся – есть лишь поводы (телесные особенности, национальность, успехи/неуспехи в учёбе и т.д.). Иллюстрирует этот тезис один пример: если вдруг этот ребёнок стал неудобным объектом для моббинга, например, ушёл из школы; окреп и научился отстаивать своё достоинство, то группа находит другой подходящий объект.

Повторю ещё раз, поскольку для школьного сообщества эта мысль нова - Мотив моббинга не имеет связи с жертвой. Это внутренний мотив ребенка, осуществляющего травлю. Потребность в любви, в признании его как важного и значимого, в самореализации, которую не направили в созидательное русло.

О школе. Главная предпосылка травли в том, что школа выполняет сугубо функцию образования. Дать знания – вот на что работают учителя. Выходит однобоко: в школе не стоит задачи воспитания.

Бывает, и не редко, что в школе есть и причины возникновения травли. Учитель невольно инициирует моббинг, делая регулярные уничижительные высказывания в адрес ученика. А иногда и специально учитель создаёт и поддерживает гонения, чтобы легче управлять классом.

Что делать родителю ребёнка в отношении школы.

Вы разобрались и прояснили с очевидностью, что идёт не противостояние соперничающих сил, а именно травля. Не молчите, поговорите с учителем. Обозначьте проблему моббинга, поскольку она часто не осознаётся как таковая.


Покажите учителю своё видение ситуации как травли, учитель может быть не согласен и привести доводы в обвинение вашего ребенка («она у вас сама кричит, дерётся») и в оправдание обижающих («это переходный возраст, ну что вы хотите») – будьте стойки в своей позиции и аргументируйте фактами. Когда консенсус в восприятии ситуации достигнут, постарайтесь найти общие с учителем цели - такие цели, про которые можно сказать «мы с Вами» – «мы с Вами вместе заботимся о создании дружелюбной среды в классе». Придите к согласию об однозначной недопустимости травли. Спросите, какими средствами учитель предлагает эту проблему решать. Если учитель не знает, как решать проблему в классе (что скорее всего, раз травля возникла) – предложите источники информации, книги, сайты. Дайте понять, что вы не обвиняете никого и не требуете от учителя « уметь справляться с моббингом» , но точно настаиваете, что пришла пора научиться. Преодоление травли в школе – это ответственность, в первую очередь, школы. Сообщите, что вы будете разговаривать с директором. Обязательно выходите с этой темой на более высокий уровень, не откладывая, каждый новый школьный день – это новые риски и новые душевные раны для детей. А преодоление моббинга по определению лежит в поле более широком, чем один класс.


Напишите письменное обращение к директору школы, подайте его секретарю и получите входящий номер. Почему важно письмо: мы живём в бюрократическом мире. Если разговор с директором ведётся на словах, то для директора вы малая весовая категория, и многие ли из директоров привыкли считаться с родителями? Но если есть входящее письмо, то по нему директор будет отчитываться в вышестоящей инстанции о данном ответе и принятых мерах. Более того, директор понимает, что если Вы написали ему, то можете написать и выше, его руководству. В Москве, например, принята система рейтинга, в которой оценивается и умение директора строить диалог с родителями, находить доверие. Если родители пишут выше (пусть они и не правы были бы) – это означает, что директор недостаточно работал с родителями, не договорился, и получит минус в рейтинге. Поэтому директор постарается более внимательно и ответственно выслушать Вас и решить проблему.


После передачи письма договоритесь о встрече с директором и назначьте день и время. Если нужно для вашей моральной поддержки, придите вдвоём с другим небезразличным взрослым, поскольку директор, вполне возможно, примет вас в присутствии классного руководителя, завуча и может быть, вызовет психолога или социального педагога. Поэтому, чтобы вы не растерялись, присутствие разделяющего вашу позицию человека очень поможет. Также, как с учителем, обозначьте директору видение ситуации как травлю, и, возможно, что опять надо будет доказывать и иллюстрировать это фактами. Когда вы пришли к единому видению ситуации, спросите, что предлагает делать директор для исправления атмосферы в классе. Директор обладает большими ресурсами и знает свой коллектив, в котором могут быть учителя, зрелые как личности, обладающие авторитетом среди детей и понимающие детей.

Директор может задействовать их. В его распоряжении целый комплекс мер. Главное, чтобы эти меры работали с истинной причиной, побуждающей детей к травле.

Моббинг возник не за секунду, и его не преодолеть в одночасье. Тут нужен бархатный каток долгосрочных целенаправленных усилий. В первую очередь – неусыпных усилий родителя. Хочется закончить статью на радостной ноте, или просто на светлой. Но будущее нам не видно, загадывать трудно, поэтому расскажу красивый пример из настоящего - живого состоявшегося будущего: о людях из одного класса Салтыковской средней школы Балашихинского района Московской области, которые закончили школу в 1951 году, и которых я лично знаю. Они учились в классе, где учитель обладал авторитетом, дружба была ценность, взаимовыручка культивировалась, труд был нормой жизни. Они все состоялись как люди. Их дружба и сплочённость такова, что, и сейчас, когда им за восемьдесят, каждую весну все, кто жив, собираются на встречу выпускников.

Анна Шапошникова

Москва, 07.02.2016

P.S. За рамками статьи осталось рассмотрение что делать родителю в отношении детей – ради фокуса на теме статьи.

Школа - это террариум, где сильные поедают слабых. В любом классе всегда найдется тот, над кем будут смеяться. Причин школьного буллинга много, и рассматривать каждую проблему нужно сугубо индивидуально.

Буллинг - травля и издевательства над одним из членов группы людей.

Обижают сверстники?

Прежде всего, задай себе вопросы: «Что со мной не так? Почему именно я?»

Зачастую дети говорят суровую, но правду. У них нет чувства такта, если видят изъян - смеются. В душе ты можешь быть прекрасным человеком (или, по крайне мере, думать, что это так), но если при этом неопрятно выглядишь, проявляешь агрессию, не умеешь доходчиво излагать мысли, то тебе будет непросто среди сверстников.

Что делать?

  • Присмотрись к лидерам своего класса. Порой они совсем не идеальны. Ни внешне, ни в плане учебы. Однако все к ним тянутся. Почему? Ответ прост - харизма. Эту черту, кстати, никто с рождения не получает, она вырабатывается путем общения.

Харизматичный человек - это уверенная в себе, яркая личность, обладающая невероятной притягательностью.

  • Если в школе завести друзей не удалось, запишись в секцию, займись творчеством, определись с хобби. Ты не только начнешь узнавать новое, но и найдешь единомышленников, с которыми проще завязать знакомства. Благодаря увлечениям вне школы ты научишься навыкам общения и социализируешься.
  • Начни опрятно одеваться . Заметь опрятно - не значит дорого. Если ухаживать за собой и гардеробом, то и недорогие вещи будут смотреться добротно и элегантно.
  • Относись ко всему проще. Не принижай и не сравнивай себя с другими . Те красивые девчонки, которые над тобой смеялись из-за прыщей, придут домой, смоют косметику, перестанут втягивать живот и начнут ковыряться пальцем в ухе. Никто не идеален. Суть в том, как ты позиционируешь себя перед обществом.
  • Интересуйся новинками. Сверстники не любят тормозов и лохов, которые не знают современных исполнителей и не разбираются в трендах. Однако тут я советую иметь свое мнение. Если тебе не нравится какое-то новое молодежное течение, то не нужно слепо следовать ему, только для того, чтобы не прослыть «белой вороной». Но быть в курсе новинок ты обязан (-а), чтобы потом ребятам конструктивно объяснить, почему ты не приемлешь такой образ жизни. И если ты сможешь сделать это доходчиво, то и у тебя появятся единомышленники и даже последователи.
  • Одна из худших реакций на издевательства - это ответная агрессия. Она провоцирует еще более обидные насмешки. Игнорирование - самый верный способ сделать так, чтобы от тебя отстали. Будь выше, не реагируй на агрессоров. Тогда обидчики вскоре потеряют всякий интерес.

Обижают учителя? Как быть?

Снова начни с вопроса: «Может причина во мне?» Может это ты ведешь себя неверно или недостойно. Понять, кто же прав, поможет простая игра «Поставь себя на место другого».

  • Учителя тоже люди. Вдумайся: они целый день в школе - объясняют материал, проверяют тетрадки, подписывают дневники, собирают деньги на обеды, заставляют тебя есть эти обеды, проводят внеклассные мероприятия…. Как ты думаешь, интересно в 153 раз смотреть «Людзi на балоце»? И тут ты: не выучил урок, отвлекаешь класс во время занятий, не хочешь даже открыть учебники, тычешь указкой в соседку по парте, закопал (-а) остатки пирожка в кадку с пальмой…. Нет, тут причина точно не в учителях.
  • Важно быть объективным (-ой) и честным (-ой) . Если ты не понимаешь предмет, и тебе ставят неудовлетворительную отметку, виноват не учитель. Любая плохая оценка должна быть стимулом ее исправить. Покажи учителю, что ты не безразличен (-на) к его (ее) предмету. Подготовь доклад, найди дополнительный интересный материал.
  • Попробуй узнать получше своего преподавателя , попроси совета, и необязательно по теме преподаваемого им (ей) предмета. Будь вежлив (-а), приветлив (-а), внимателен (-а). Иногда достаточно просто не забывать улыбаться и желать доброго утра, дня, приятного аппетита… Кажется - мелочь, а во многих случаях позволяет восстановить отношения.

Если ты уверен (-а), что ведешь себя достойно, знаешь предмет, а учитель все равно придирается , то начни действовать незамедлительно.

  • Попытайся решить конфликт мирным путем. Поговори с учителем, выясни почему он (она) к тебе строг (-а). Если его (ее) ответ не будет объективным, то, прежде всего, поставь в известность классного руководителя и попроси у него (нее) совета. Поспрашивай у других детей, обижает ли их этот преподаватель. Если кто-то из детей сможет подтвердить необоснованную неприязнь учителя конкретно к тебе, то это станет большим плюсом. Расскажи все родителям, но объясни им, что лишней шумихи ты не хочешь и попроси их поговорить с учителем или классным руководителем. Возможно получится обойтись без разбирательств с директором.
  • Учитель не идет на мирные переговоры? Значит пришла пора обратиться к директору. Нет нерешаемых проблем. Просто нужны тактика и время. Главное не закрывать глаза на данную проблему. Учитель в школе должен являться авторитетом, быть духовным наставником, направлять ученика к знаниям, а не гнобить.

Все в твоих руках, ничего не бойся! Никогда не отчаивайся и ни в коем случае не самоутверждайся за счет других. Протяни руку слабому, и тогда кто-то, кто сильнее тебя, протянет руку и тебе.

Alex

2018-06-28 13:36:35

Вы предлагаете растить из себя одноразового обывателя, как говорит мой папа, - продукт конвейера по производству "социально адаптированных" одноразовых профессионально ориентированных ТЕЛ, выстроившихся в очередь за "счастьем". С какой это стати, я должна учитывать мнение одноклассников, их интересы, их эстрадных кумиров? Да еще тратить время на изучение этой фигни только ради того, чтобы меня не трогали и не издевались? Меня, например больше устраивает "тема" Саши Ульянова, который в мои 15 лет писал: "Каждый человек должен с раннего возраста искать способы и воспитывать себя с максимальной пользой для общества, а не ради своего корыстного интереса и счастья..." Я, например не хочу и не буду считаться с тем, что кто-то меня терроризирует только потому, что у него такой взгляд на жизнь, а я в эту рамку не вписываюсь. Я считаю, что агрессор, хищник должен сидеть в клетке или бегать в лесу. А если в классе собрались большинство агрессоров, с которым ни общество, ни учителя не могут справится. и они цепляются к таким как я, и навязывают мне свои правила жизни, значит нужно просто менять учителей, а возможно директора и все общество. И мне плевать на то, что их больше. За мною Истина, и это мне куда важнее! Ульянов Саша пошел на смерть, хотя мама уговаривала его написать прошение царю, смириться, и остаток жизни жить счастливым. Нафиг нужно такое счастье, - чтобы только размножиться, и плодить уродов для этого конвейера пустышек?

Моего ребенка обижают в школе?

В опросе, проведенном в феврале 2016 года, 60 процентов респондентов сказали, что они или кто-то, кого они знают, подвергаются или подвергались в школе издевательствам.

Чтобы предотвратить длительные последствия издевательств, важно раннее вмешательство. Хотя школы делают больше, чтобы помочь учащимся, ваша роль родителя имеет решающее значение, и никогда не слишком рано начинать разговор о запугивании.

Вот советы психологов, которые могут помочь детям бороться с издевательствами. Данные способы являются безопасными и конструктивными.

Почему моего ребенка обижают в школе?

  • Бывает, что ребенок из школы приходит в мятой и грязной одежде, в ссадинах и синяках, теряет вещи, тогда родителям стоит задуматься и поговорить с ребенком.
  • Сначала нужно выяснить причину. Дети более жестоки, чем взрослые и говорят порой, не думая, о том, что сказанное может обидеть или оскорбить. Часто не любят тех, кто как-то отличается от других. Например, детей с лишним весом или в очках, шепелявящих, или детей с плохой успеваемостью.
  • Дети, становящиеся объектом насмешек, как правило, не уверены в себе, очень чувствительны к оскорблениям. Научите ребенка всегда уважать других. Стойкое чувство самоуважения, в сочетании с уважением к другим, может помочь вашему чаду избежать запугивания и насмешек.


Помогите своему ребенку полюбить и начать уважать себя:

Игра «Я есть Тот, Кто...»

  • Вы и ваш ребенок сначала по очереди завершаете предложение, сосредотачиваясь на веселых личных чертах. Вот пример: «Я тот, кто... любит музыку» или «Я тот, кто... заботится о моей маленькой сестре».
  • Затем придумайте то, что отличает только вас, о чем больше никто не может сказать, например: «Я - тот, кто... назван в честь реки».Эта игра учит детей ценить их уникальные черты и укреплять уверенность в себе и позитивное отношение к различиям
  • Найдите положительные детские книги. Почитайте книги с обнадеживающими сообщениями о различиях и уважении, а затем обсудите темы с вашим ребенком. Например, “Гадкий утенок “ Г.Х. Андерсен, “Золушка”, “ Мальчик с пальчик” Ш. Перро. Необходимо самому быть положительной фигурой для подражания. Действия говорят громче, чем слова, поэтому старайтесь делать так, чтобы ребенок хотел на вас походить. Всегда говорите «пожалуйста» и «спасибо»

Обсудите способы предотвращения насмешек и издевательств


  • Произведите со своим ребенком «мозговой штурм» решений, которые бы могли ему помочь при очередном всплеске насмешек и издевательств, как-бы предотвращая их. Разрабатывайте и подготавливайте набор идей для детей, которые можно использовать в трудных ситуациях, когда им трудно думать.
  • Создайте список ответов. Практикуйте фразы, которые ваш ребенок может использовать, чтобы сказать кому-то, что нужно прекратить издевательство. Они должны быть простыми и прямыми. «Это было некрасиво». «Я скажу твоей матери». «Не делай этого».

Мой ребенок обижает других детей в школе

Когда твой ребенок – задира. Что делать родителям?

  • Держите открытую линию связи. Ежедневно просите своих детей, чтобы они рассказывали о том, как обстоят дела в школе. Используйте спокойный, дружеский тон и создавайте благоприятный климат дома, чтобы он не боялся сказать вам, что что-то не так. Подчеркните, что его безопасность и благополучие важны и что он всегда должен говорить со взрослым о каких-либо проблемах.
  • Иногда в конфликт лучше не вмешиваться, если это разовая ситуация, например, поругались с одноклассником. Тогда можно поговорить и успокоить. Скорее всего, дети уже завтра помирятся. Если же над ребенка обижают или даже бьют несколько одноклассников или даже старшеклассников, тогда необходимо быстро решать проблему. Такая травля может иметь серьезные последствия для ребенка, как психические, так и физические. Оскорбления, толчки, порча имущества, порой избиение – всё это однозначный повод вмешаться.
  • Если ваш ребенок неохотно сообщает об издевательствах, идите с ним, чтобы поговорить с учителем, инструктором, директором школы. Узнайте о политике школы по издевательствам, задокументируйте случаи издевательств, и оставайтесь на связи с представителем школы, чтобы узнать, какие действия предпринимаются.
  • Когда это необходимо, прибегайте к помощи детского психолога, для разрешения страхов и комплексов вашего ребенка.

Куда жаловаться и как поступить, если над вашим ребенком издеваются в школе?


  • Сначала необходимо обратиться к классному руководителю, поговорить с ним и обсудить меры для прекращения конфликта. Иногда бывает, что достаточно беседы с детьми, чтобы они поняли недопустимость издевательств над другим ребенком.
  • Далее, если нет результата, можно обратиться к завучу или директору. Если же в стенах школы проблема не решается, то обратиться в вышестоящие инстанции. Необходимо написать заявление инспектору по делам несовершеннолетних. Можно отправить письмо в Министерство образования. В общем, когда речь идет о серьезных нарушениях, то ничего не будет лишним, нужно бороться за здоровье своего ребенка.
  • Свяжитесь с родителями обидчиков на ранней стадии. Родители, как правило, не догадываются о поступках своего чада. Также важно быть максимально конкретным: какие меры лучше всего подходят для конкретного случая? Кто должен отвечать за принятие мер? Кто должен гарантировать, что это осуществляется на практическом уровне?
  • Если речь идет о серьезных постоянных издевательствах над ребенком, то необходимо действовать в сотрудничестве со школой. Школа, вовлеченные ученики и родители совместно должны создать план действий для прекращения запугиваний и издевательств одних детей другими. Школа должна документировать проделанную работу, и как выглядит нынешняя ситуация.

Есть ли необходимость в принятии мер?


  • Предусмотрена административная ответственность за издевательства в школе. Любая неприятность, случившаяся в стенах школы ложится на плечи руководства школы, и материально отвечает школа.
  • Если причинен моральный и физический вред ребенку, родители могут предъявить иск о возмещении морального и физического вреда ребенка, но в этом случае они должны будут доказать, что тут нет их вины или вины их ребенка.
  • В случае издевательств, родители виновного ученика могут нести ответственность за вред, причиненный их ребенком, в зависимости от обстоятельств.

Любите своих детей. Дети, окруженные заботой и любовью, вырастают психически и эмоционально здоровыми личностями. У уверенных в себе и разносторонне развитых родителей такие же и дети. Работайте над собой и оберегайте своих детей.

Подскажите, пожалуйста, как быть, если шестилетнюю дочку в садике обижают другие дети? Они подшучивают над ней и над тем, что и как она делает, толкают, где-то даже оставляют синяки. Как помочь ребёнку стать более уверенным в себе? Дочь очень застенчивая и часто обижается на детей, если они что-то сломают или посмеются над ней. Частенько дело доходит до слёз.

На вопрос, как помочь ребёнку, если его обижают другие дети, отвечает психолог Наталия Гончарова:

Судя по описанию, причина происходящего в застенчивости и ранимости вашей дочки. Вам следует сконцентрироваться на двух аспектах: развивать адекватную самооценку и научить правильно реагировать на обиды.

Помочь повысить самооценку и частично избавиться от застенчивости можно следующими способами:

  • Демонстрируйте безусловную любовь и принятие в рамках семьи. Обращайте внимание дочери на то, что есть люди, любящие и принимающие её такой, какая она есть.
  • Замечательно, если у девочки будут хорошие друзья, принимающие её. Это может быть даже один друг в садике или в другом месте. Такой социальный успех поможет ей чувствовать себя увереннее. Возможно, дочке сложно общаться именно в группе детей. Постарайтесь чаще организовывать индивидуальное общение со знакомыми, чтобы она завела друзей.
  • Старайтесь использовать меньше критики в отношении девочки, особенно не критикуйте её застенчивость и отношения с другими детьми.
  • Старайтесь не критиковать обидчиков дочери. Лучше попросите её проговаривать свои чувства, когда её кто-то обидел. Используйте активное слушание: проявляйте внимание к рассказу, но не высказывайте своё мнение. Спросите дочку, как она думает, почему так получилось. К сожалению, возможно, ваше негативное отношение к обидчикам (которое совершенно естественно для любящей мамы), делает ситуацию гораздо более критичной для девочки, чем она могла бы показаться не вовлечённым людям.
  • Ищите и подчёркивайте положительные качества дочери. Чтобы быть уверенными в себе, дети должны знать свои сильные стороны! Поэтому не забывайте говорить об этом. Старайтесь использовать конкретные, а не общие фразы.

Наиболее адекватной реакцией на обиду должно быть словестное выражение чувств и игнорирование. Но в случае физической обиды, обязательно обращение к взрослому.

Вы можете научить дочку высказывать своё недовольство (иногда детям сложно это даётся). Потренируйтесь дома говорить: «Это моя игрушка и мне неприятно, что ты её забрал» или «Мне не нравится, что ты надо мной смеёшься». Учите говорить эти фразы спокойным и уверенным тоном.

Игнорирование проявляется в том, чтобы не реагировать на мелкие неприятные замечания и действия. Объясните дочке, что, к сожалению, избыточная реакция часто влечёт за собой новые неприятные инциденты, но обидчик обычно теряет интерес, если на него не реагируют.

Учите дочку, что при физическом нападении обязательно обращаться к взрослому.

Если ситуация не изменится к лучшему, обратитесь к психологу. По описанию проблемы в сообщении не всегда возможно адекватно оценить ситуацию, при личной встрече психолог лучше поймёт причины происходящего. Попробуйте также обсудить с ситуацию с психологом в саду, если он есть.









2024 © rukaraoke.ru.