Исследовательский проект Бумага и её изготовление в домашних условиях. Как рождается книга: секреты изготовления бумаги


Республиканский Фестиваль исследовательских проектов и

творческих проектов «Мои первые открытия»

Исследовательская работа

Что такое бумага,

и как её изготавливают?

Работу выполнили учащиеся 3 б класса

Руководитель: Рибинская Вера Васильевна,

учитель начальных классов

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Эссойльская средняя общеобразовательная школа»

2013 год

1. Введение

Наш исследовательский проект называется «Что такое бумага и как её изготавливают?»

Все ребята нашего класса любят рисовать, раскрашивать, делать различные аппликации. Нам нравится читать интересные книги. В школе мы пишем в тетрадях, в дневник записываем домашнее задание. В классный журнал учитель ставит оценки. Бумага есть везде: дома, в школе, в магазине.

Без нее сейчас невозможно представить себе жизнь. Бумага – это самый распространенный материал в мире.

На одном из уроков окружающего мира мы говорили о проблемах экологии, об охране леса, узнали о том, что бумагу делают не только из древесины, но и из макулатуры. Нас заинтересовал сам процесс изготовления бумаги. Как бумагу изготавливают на заводе и можно ли изготовить её дома?

Перед работой над проектом мы провели анкету среди учеников начальной школы. Мы опросили 75 человек. Им были заданы следующие вопросы:

    На чём писали люди в древнем мире? Получили такие ответы:

Не знаю - ответили –16 человек, а дереве – 27 человек, на камнях, стенах пещер – 18, на бересте 11, на папирусе – 1, на глине – 1, на шкуре животных -1

    Из чего делают бумагу в наше время?

Не знаю ответили –25 человек, из дерева – 41 человек, из коры – 3, из деревянной каши – 6

Оказалось, что и мы сами, и другие ребята не очень много знают о бумаге. Мы решили изучить этот вопрос и донести свои знания до учеников нашей школы.

Так возникла тема нашей исследовательской работы: «Что такое бумага и как её изготавливают?»

Целью нашей работы стало: и сследование бумаги: истории её происхождения, свойств и технологии изготовления.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

1. . Изучить историю появления бумаги.

2. Провести ряд опытов с бумагой, изучить её свойства.

3. Изготовить бумагу в домашних условиях.

4. Познакомить с проектом учащихся начальной школы.

Мы выдвинули гипотезу: «Если мы узнаем, как делают бумагу, сами сможем изготовить её в домашних условиях».

В нашей работе мы использовали такие методы исследования, как:

    Анкетирование

    Экскурсия на ЦБК «ОАО Кондопога».

    Изучения справочной литературы и ресурсов Интернета;

    Опыты с бумагой

    Практическая работа по изготовлению бумаги

2. Практическая часть

Для работы над проектом мы с ребятами решили на время стать учёными и разделились на три группы: Историки, Химики и Технологи. Первыми принялись за работу Историки. Они изучили вопрос «Откуда пришла бумага?»

    1. Откуда пришла бумага?

Бумага была не всегда. Что люди использовали до того, как появилась бумага? В течение многих тысячелетий люди искали материал для письма. Сначала использовали камень, глину, кору деревьев. На смену им пришли деревянные дощечки, покрытые воском. Наши девочки тоже попробовали сделать такие восковые дощечки. Их сменил папирус, которого иногда называют «дедушкой бумаги». (Папирус – это растение с жёстким полым стеблем, который разрезали и распрямляли – получались тонкие листы, на которых можно было писать).

В странах с жарким климатом часто использовали высушенные пальмовые листья. На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста – слой коры березы. Затем появился пергамент . Его производили из кожи молодых животных (баранов, коров, свиней, козлов). Пергамент являлся очень дорогим материалом. На создание одной книги уходили шкуры 200-250 животных. Пергамент использовали до появления бумаги.

Первыми бумагу начали делать китайцы. Считается, что бумагу изобрел в Китае примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из внутренней части коры тутового дерева. Китайцы долго растирали кору деревьев, щепки, тряпки в воде, пока не получалась каша без комочков, потом они выливали эту смесь на подносы. Когда вода стекала, листы сушили. Позднее китайцы стали добавлять в нее крахмал. Сначала бумагу делали из тряпок, потом решили попробовать древесину.

Сейчас бумагу делают примерно так же, только всё это выполняют машины. О том, как делают бумагу у нас в Карелии, мы узнали, посетив Целлюлозно- бумажный комбинат в городе Кондопога.

2.2. C войства бумаги.

На комбинате мы узнали, что может входить в состав бумаги.

    Древесная масса или целлюлоза 2)Макулатура 3)Тряпичная ветошь

Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях.

Мы попробовали исследовать свойства бумаги и для этого провели следующие опыты:

    Опыт №1 Гладкость . Я взяла разные листы бумаги писчей, газетной, оберточной и заметила, что она в основном гладкая. От гладкости зависит внешний вид бумаги. Вывод: Гладкость важна для писчих видов бумаги, для печатных бумаг, а также при склейке бумаги.

    Опыт №2. Сопротивление излому . Бумага состоит из волокон, скреплённых между собой. Если разорвать лист бумаги, то линия получится неровной. Если лист прогладить по линии сгиба (то есть сломать волокна), то лист порвётся по ровной линии. Вывод: Бумага состоит из волокон, которые делают бумагу прочной.

    Опыт №3 Просвет. Я взяла два листа бумаги: плотный и тонкий, по очереди наложила их на картинку на просвет и увидела, что тонкая бумага просвечивает картинку, а плотная нет. Вывод: Бумага бывает разной структуры: плотная и тонкая. Просвечивание бумаги зависит от спрессованности волокон.

    Опыт №4 Пористость. На лист бумаги я капнула краски, она впиталась. Между волокнами есть поры. Вывод: Бумага впитывает печатную краску благодаря её пористости.

    Опыт №5 - Прочность. Положим тяжёлый предмет на лист бумаги. Лист прогнулся. Затем сложим лист «гармошкой» и поставим тот же предмет. Лист- не прогибается. Вывод: Бумага, сложенная «гармошкой становится более прочной. Принцип «гармошки» используется при изготовлении коробок.

    Опыт №6 Растяжимость . Беру лист мягкой бумаги (салфетки) и пробую растянуть её, бумага медленно чуть тянется. Вывод: Бумага растягивается. Это свойство особенно важно для упаковочной бумаги.

    Опыт №7 Мягкость. Листок бумаги пробую смять в комочек, бумага легко поддается. Вывод: Бумага мягкая, мягкость зависит от ее плотности.

    Опыт №8 Влагопрочность. Теперь бумагу опускаю в воду и слегка придавливаю, бумага намокает, но форму не теряет. Бумага прочна во влажном состоянии. Вывод: Чем прочнее бумага до увлажнения, тем она меньше теряет свою форму после увлажнения.

    Опыт № 9 Горение. Пробую поджечь бумагу, она легко сгорает. От сгораемой бумаги остается пепел, зола. Вывод: Бумага отличается высокой воспламеняемостью и очень хорошо горит.

Подведу итог нашим исследованиям: Я перечислила главные свойства бумаги. Их надо знать тем людям, кто изготавливает бумагу. На бумажных комбинатах делают бумагу разных видов. От её свойств - зависит качество.

2.3. Технология изготовления бумаги.

Изучив свойства, мы решили изготовить бумагу сами. И вот, что у нас получилось. Посмотрите фильм «Как мы делали бумагу». Мы в домашних условиях сделали бумагу из макулатуры и с читаем, что использование вторичного бумажного сырья в масштабах целого государства и отдельных регионов позволяет сохранить лесные ресурсы. Надо помнить, что лес - это сокровище, которое подарила нам мать- природа и что лес нужно беречь, охранять и всеми силами пытаться спасти.

    Заключение

Практические результаты:

    Ребята нашего класса из различных источников узнали об истории создания бумаги; 2. Изучили свойства бумаги. 3. Сделали бумагу из макулатуры.

Выводы:

Наша гипотеза о том, что «если мы узнаем, как делают бумагу, то сможем сделать её сами в домашних условиях», полностью подтвердилась. Мы узнали, из чего делают бумагу, и сами научились её делать.

    Приложение.

Использованная литература и цифровые ресурсы:

Богданов В.В, С.Н. Попова. Истории обыкновенных вещей. Изд. «Педагогика-Пресс», М., 1992, с. 70-76

2. Большая Российская энциклопедия

3. Слово о бумаге. Н.Ю. Яковлев. М. 1988 г.

4. Технология бумаги, М., 1992 г.

5. Что такое. Кто такой. Т.1. – М.: Педагогика,1990.

петроглифы

  1. 1. http://www.o-detstve.ru Детский исследовательский проект Что умеет бумага? Автор проекта Галивеева Настя ученица подготовительной группы отделения ИЗО 8 лет Руководитель проекта Сергеева Лилия Ниясовна преподаватель высшей категории заведующая отделением ИЗО МБОУ ДОД «Полазненская детская школа искусств» пос. Полазна Пермский край педагогический стаж 20 лет Бумага для нас является привычным материалом, с которым мы сталкиваемсябуквально на каждом шагу: раскрывая газету, отправляя письмо, читая книги ижурналы, просматривая афиши, календари, альбомы и т.д. Тема изучения бумаги и ее применения в творческих работах стала для меняочень актуальной. Я люблю творить: рисовать, лепить, изготавливать поделки изразных материалов. А еще у меня много любимых людей, которым я хочу даритьподарки. Думаю, что мой проект «Что умеет делать бумага?», поможет не только мне,но и другим младшим школьникам узнать, как можно применить бумагу в творческихработах.Проблема проекта: что можно сделать из бумаги?Цель проекта: изучение бумаги, изготовление творческих работ из разных видовбумаги, разными способами.Проектный продукт: творческие работы из разных видов бумаги, разнымиспособами.II Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"
  2. http://www.o-detstve.ruПлан работы: узнать о происхождении бумаги и ее видах из литературных источников и Интернет-ресурсов; освоить разные способы применения, различных видов бумаги в творческих работах.Объект исследования: применение бумаги в творческих работах.Предмет исследования: бумага.Практическая значимость проекта: изучив возможности бумаги, можно изготовитьтворческие работы своими руками и подарить их любимым людям.Теоретическая часть исследования: изучение литературных источников; изучение информации, полученной из Интернет-ресурсов.Практическая часть исследования: изготовление творческих работ из бумаги. Реализация планаТеоретическая часть проекта (слайды презентации № 2-4) Изучая литературные источники и информацию, полученную из Интернет-ресурсов, я узнала много интересного и познавательного.Об истории появления бумаги Бумага – необыкновенное изобретение человека, одно из важнейших ивеличайших его завоеваний. С момента своего рождения бумага стала активнымсредством общения между людьми, приобщения их к знаниям, культуре. Недаром ееназывают «источником мудрости», так как она помогает сберечь для будущихпоколений огромное наследие прошлого и настоящего. Появилась бумага в результате многовековых поисков материала длязакрепления мыслей, чувств, отношений. Человек всегда стремился поведать о себе,вначале высекая загадочные рисунки и знаки на скалах, гранитных глыбах,базальтовых валунах, стенах пещер. Они открыты археологами во многих странах.Много подобных рисунков обнаружено в Монголии, Индии, Австралии, Мексике,II Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"
  3. 3. http://www.o-detstve.ruсреди песков Сахары, на Кубе и т.д. Этим рисункам по пять – пять с половиной тысячлет. Позднее на смену камню пришили глиняные таблички. Рисовали на нихпалочками по сырой глине, что было значительно легче, чем высекать изображения накамне. Это оказало огромное воздействие на развитие культуры. Плитки-письма сталовозможным пересылать из одного места в другое и даже отправлять в другие страны. Человек не переставал искать все более легкие и прочные материалы дляписьма. Так появились деревянные дощечки. Покрыв их краской или воском, записиделали заостренными палочками. Китайцы использовали бамбуковые планки ивыжигали на них иероглифы накаленным шилом. Жители древнего Новгорода писали письма, записывали долги, счета на бересте.Большое количество таких берестяных грамот было обнаружено археологами прираскопках культурных слоев новгородской земли XI – XIV вв. В Древнем Египте широко использовался папирус, который в изобилиипроизрастал на мелководных участках озер и рек. С берегов Нила он поступал вЕвропу и Азию. На папирусе египтяне изображали события всей своей жизни,различные обычаи, обряды, ремесла. Соперником папируса стал пергамент. Тонкий и прочный материал получилсвое название от города Пергама, который являлся крупным ремесленным центром повыделке кож и где во II в. До н.э. начали изготовлять новый материал для письма. НаРуси пергамент стали выделывать в XV веке для государственных грамот, сводовзаконов, особо ценных книг. Пергамент – прочный, эластичный, долговечный, ноочень дорогостоящий материал, прослужив людям на протяжении столетий, уступилдорогу только бумаге. Бумага была впервые получена во II веке, в Китае. Считается, что бумагуизобрел Цай Лунь. Китайцы долго держали в секрете рецепт получения бумаги, чтобысохранить монополию на ее изготовление и обеспечить рынки сбыта за границей – вСредней Азии, Японии, Корее и других странах. Почти полторы тысячи лет тому назад искусством производства бумагиовладели в Индии. Кампучии, во Вьетнаме. Здесь научились делать бумагу из старыхпарусов, пеньковых и льняных тряпок, старых сетей и канатов. В Японии сталивырабатывать высокосортную бумагу из коры шелковицы, и уже через сто лет послепоявления первых образцов японская бумага превзошла по качеству китайскую,которую изготовляли из бамбуковых стеблей. В этих странах вырабатывали многоразличных видов бумаги и научились разнообразному их применению. Арабы усовершенствовали китайский способ производства бумаги. Смоченныеводой обрывки тряпья они растирали вращающимся мельничным жерновом и ручнойтруд, таким образом, заменили сначала мускульной силой домашних животных, аII Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"
  4. 4. http://www.o-detstve.ruзатем энергией воды. Изобилие бумаги позволило арабским халифам создаватьогромные библиотеки. В Европе бумага стала производиться с XII века сначала вИталии, а затем во Франции, Англии, Голландии и Германии.Что такое бумага Бумага – продукт целлюлозно-бумажной промышленности. Это листовойкапиллярно-пористый материал, состоящий из мельчайших волокон, которые врезультате специальной обработки тесно переплетаются между собой, складываются испрессовываются в листы. Если внимательно присмотреться к краю оторванногокусочка бумаги, можно легко заметить такие тонкие волоконца.Применение бумаги Бумага используется в технике, идет на изготовление большого количестваизделий культурного, служебного, бытового назначения: тетрадей, салфеток, денег,игрушек, веревок, обоев, фотобумаги и многого другого.Бумагу применяют при создании различных упаковочных и строительных материалов. Как изготавливают бумагу Основной материал для изготовления бумаги – древесина, но некоторые видыбумаги делают из соломы, хлопчатобумажного, шерстяного или шелковогоутильсырья. Тряпичные волокна придают бумаге прочность и долговечность. Дляспециальных видов бумаги, подлежащей длительному хранению, используютсяискусственные синтетические волокнистые материалы – лавсан, капрон, нитрон.Синтетические волокна позволяют изготавливать очень прочную бумагу. При производстве бумаги требуется значительное количество воды. Поэтомуцеллюлозно-бумажные комбинаты располагаются на берегах рек и озер. Кроме того,по воде сплавляют большое количество древесины, что значительно удешевляет еедоставку. Сначала получают древесную массу. На изготовление древесной массы идутглавным образом деревья хвойных пород, чаще всего ель. Для изготовления бумагинеобходима целлюлоза: сначала ее обрабатывают механическим путем (размельчают),а потом подвергают химической обработке – варят в растворе щелочи, в специальнойкислоте. Смешивая древесную массу и целлюлозу, получают бумажную массу в видежидкой волокнистой кашицы. Чем больше целлюлозы, тем бумага прочная. Чтобыбумага была прочной, непрозрачной, в бумажную массу в зависимости от назначения,вида и сорта будущей бумаги добавляют клеящие, минеральные вещества и красители.Проклейка делает бумагу пригодной для письма чернилами, тушью, для работы скрасками, т.е. влагостойкой. В бумажную массу добавляют различные минеральныеII Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"
  5. 5. http://www.o-detstve.ruнаполнители белого цвета: мел, тальк, гипс. Они придают бумаге белизну,непрозрачность, мягкость, гладкость, механическую прочность и улучшают еепечатные свойства. Помимо клеящих веществ и наполнителей, в бумажную массудобавляют красители. В зависимости от вида и назначения, бумагу подвергают дальнейшей обработкеи отделке: придают ей гладкость, линуют, окрашивают, проклеивают, гуммируют,пропитывают различными веществами, делают гофрированной, бархатной, наносяттиснение и т.д. Бумага бывает самая разнообразная. Она различается по толщине, цвету, качеству иразмерам. Бумагу нужно подбирать определенного цвета и типа в зависимости от того,что собираешься делать.Виды бумаги: газетная бумага; бумага для печатания книг и журналов; писчая бумага для ксерокса; чертежно-рисовальная, эстампная; калька; упаковочная или оберточная; цветная глянцевая; шагреневая бумага (тисненая); бархатная; самоклеющаяся; копировальная; обойная; картон; репсовая бумага.Выводы теоретической части проекта Анализируя изученную информацию из литературных источников и Интернет-ресурсов, можно сделать выводы: бумага – необыкновенное изобретение человека,одно из важнейших и величайших его завоеваний; это – продукт целлюлозно-бумажной промышленности; используется в различных областях жизни человека,основные материалы для изготовления бумаги – древесина и целлюлоза; производятразличные виды бумаги, в зависимости от назначения.II Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"
  6. 6. http://www.o-detstve.ruПрактическая часть проектаОсваивая практическое применение бумаги, я решила сделать подарки своим близкимразными способами из разных видов бумаги.1.Для мамы я решила сделать букет цветов в горшочке, применяя техникуКусудамы Кусудамы - одни из самых древних и декоративных традиционных японскихизделий в технике оригами. Они представляют собой разнообразные шары, состоящиеиз собранных вместе бумажных цветков, розеток или бумажных деталек другойформы. Такие отдельные детали часто называют модулями. Что же означает самослово ―кусудама―? ―Кусури‖ в переводе с японского - ―лекарство‖, ―тама‖ - ―шар‖.Следовательно, слово ―кусудама‖ можно перевести как ―лекарственный шар‖. Причем тут медицина и лекарства? Речь ведь шла о складывании из бумаги!Оказывается, изначально кусудамы использовались японцами во время синтоистскихрелигиозных мистерий кагура. Так назывались ритуалы, сложившиеся на основемагического солнечного культа. Солнце при этом символизировали огромные ярко-красные шары, поверхностькоторых создавалась головками плотно прижатых друг к другу бумажных гвоздик.Шары располагались по углам четырехугольной площадки. Из шаров в разныестороны торчали многометровые шесты с нанизанными на них цветами. И сегодня ни один японский праздник на улице, в храме, или в доме необходится без кусудам. Для кого-то они просто украшение, а кто-то придает иммагический смысл. Такой шар можно повесить над постелью больного и зарядитьсяположительной энергией, поднеся к нему ладони. Мистика? С какой стороныпосмотреть… Этапы работы (слайд презентации № 5)Мне потребовались материалы: цветная бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш,баночка, лента для украшения горшочка, гофрированная бумага. Я отмерила на листе бумаги пять квадратов 9х9 см. и вырезала их, потому, что для одного цветка необходимо подготовить пять квадратов. Так, я приготовила 45 квадратов для 15 цветов из цветной бумаги. Складывала каждый цветок в определенной последовательности (Слайд № презентации), склеивала лепесточки, таким образом, составляя цветок. Получившиеся цветы я склеивала, чтобы получился шар.II Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"
  7. 7. http://www.o-detstve.ru Вырезала из цветной гофрированной бумаги полосу, равную ширине и высоте баночки и закрепила полосу с помощью клея, получился красивый горшочек для цветов. Украсила его лентами. Закрепила шар из цветов в горшочке, с помощью клея.2. Для папы я решила сделать аппликацию из цветной бумаги «Воспоминание оморе». Он так часто вспоминает поездку на море, как он купался и нырял, что мнезахотелось создать изображение обитателей морских глубин. Аппликация – один из видов прикладного искусства. Applicatio –латинскоеслово, означает «прикладывание, накладывание». Это способ создания орнаментовили художественных изображений путем наклеивания бумаги. Аппликация распространена во многих странах. Большое место она занимает вискусстве народов Востока – Вьетнаме, Японии, Китае. Аппликационные работыиспользуются в Польше. В России аппликации в виде вырезанных бумажных кружев,салфеток применялись для украшения полок с посудой. Широко используютсяаппликации из кожи и меха в оформлении одежды, ковров народами Севера. Аппликационные изображения предметов всегда имеют более условныеформы, чем в других видах искусства. Эти формы носят обобщенный характер, невыделяются мелкие детали, как по контуру, так и внутри его, что может быть переданов живописи и скульптуре. Поскольку техника аппликации более проста, чем в рисункеи живописи, можно быстро сделать панно, плакат, фриз и др. Этапы работы (слайд презентации № 6)Мне потребовались материалы: альбомный лист бумаги, цветная бумага, ножницы,клей, линейка, карандаш, шаблоны для морского конька и медузы На альбомный лист бумаги я наклеила лист цветной бумаги. Чтобы сделать волны, я отрезала полосу, согнула несколько раз, и вырезала ножницами дугообразную линию, затем эту полосу приклеила на верхнюю границу листа синего цвета. Я обвела шаблоны морского конька и медузы на цветной бумаге, и по контуру вырезала детали. Остальные детали моей аппликации я создавала на основе своей фантазии. Подготовив все детали из цветной бумаги, и расположив их в определенном порядке, я их приклеила на фон синего цвета.3. Младшей сестренке мне захотелось подарить котенка «Мура», изготовленногов технике бумажной пластики. Я намеренно сделала его только белым, потому, чтоII Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"
  8. 8. http://www.o-detstve.ruесли ему захочется сделать своего друга цветным, он его раскрасит по своемужеланию. Бумажная пластика, оригинальный способ формообразования из бумаги. Бумагаособый материал, выразительный, декоративный и «покладистый», он легко поддаѐтсяформированию, но одновременно диктует приѐмы работы и сам стиль. Бумажнаяскульптура многообразна: детские поделки, дизайнерские решения, декоративно-прикладное искусство, самостоятельные произведения и подготовительный эскиз дляскульптуры из металла Этапы работы (слайд презентации № 7)Мне потребовались материалы: лист офисной белой бумаги Ф А 4, писчая бумага,ножницы, фигурные ножницы, клей, линейка, карандаш, лист с выкройкой кота. Лист офисной белой бумаги я положила на лист с выкройкой кота и карандашом обвела линии. Вырезала детали и приклеивала в определенной последовательности, начиная с туловища кота и так далее по схеме. Фигурными ножницами вырезала полосы из писчей бумаги и украсила ими кота.Выводы практической части проекта Осваивая на практике изученную информацию из литературных источников иИнтернет-ресурсов, я пришла к выводу, что используя разные способы применения,различных видов бумаги в творческих работах можно изготовить творческие работысвоими руками и подарить их любимым людям. Обобщение выводов теоретической и практической части проекта, даетоснование полагать, что изучение бумаги и изготовление творческих работ из разныхвидов бумаги, разными способами подводит к достижению цели проекта «Что умеетбумага?»II Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"
  9. 9. http://www.o-detstve.ruСписок литературы: 1. Горяева Н.А. Твоя мастерская. Раб. тетр. Под ред. Неменского Б.М. М.: «Просвещение», 2006. 2. Докучаева Н.Н. Мастерим бумажный мир. Строим город. СПб.:ТОО «Диамант», 1997. 3. Козлина А.В. Уроки ручного труда. Раб. тетр. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 4. Макарова Н.Р. Тайны бумажного листа. Раб. тетр. М.: Мозаика-синтез, 2006. 5. Неменская Л.А. Твоя мастерская. Раб. тетр. 4 кл. М.: «Просвещение», 2004.Интернет-ресурсы:http://www.loza.sp.ruhttp://all-origami.ruhttp://famic.ru/uchimsya-s-mamoj-i-papoj/tvorchestvo/applikatsiihttp://ru.wikipedia.orgII Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"

Педагогический проект "Удивительный мир бумаги"

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

  • Продолжительность проекта: 2 недели.

Тип проекта: краткосрочный, групповой, интегративный (информационно-накопительный, творческий, практико-ориентированный) .

  • Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, помощник воспитателя, родители. Возраст детей: 3-5 лет. 

Обоснование проекта:

Более 2000 лет прошло с тех пор, как человечество изобрело бумагу. Сегодня не найдется человека, незнакомого с бумагой. Из бумаги изготавливают деньги, тетради и книжки, но это далеко не все. Из нее каждый ребенок и взрослый может сложить пакетик, кораблик, самолетик. Но из обычного листа бумаги можно получить тысячи разнообразных фигурок, создать свой бумажный мир, в котором живут чудесные животные, расцветают диковинные цветы, прогуливаются добрые драконы и динозавры. Этот необычный мир можно создать своими руками из бумаги.

Все дети на свете любят играть с бумагой. Их завораживает способность бумаги менять форму. Она легко мнется, рвется, сгибается, скручивается. Бумага - самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям.

Но вдруг такая привычная бумага исчезла. В уголке художественного творчества не осталось ни одного листочка бумаги. «На чем рисовать?» , «Где взять бумагу?» «Купить в магазине» - послышались советы детей. Я поддержала общение детей: - «А откуда она взялась в магазине?» , «Кто и из чего сделал бумагу?» , «Так ли она необходима людям?» , «А что было бы, если бы исчезла вся бумага?» Эти вопросы остались без ответа. Так было решено помочь детям в интересной и увлекательной форме получить ответы на вопросы о происхождении и роли бумаги в жизни человека.

При этом было обосновано значение данного вида деятельности для личностного развития ребенка-дошкольника; обозначены цель и основные задачи при работе детей с бумагой. 

Значение работы над проектом для личностного развития ребенка - дошкольника.

«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте. Тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» .
А.С. Выготский
Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, диктуют нам, педагогам, выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, с включением детей в практические полезные дела, в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.

Дети по натуре своей - исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние детей, они настроены на познание окружающего мира. Ребенок хочет познать: рвет бумагу и смотрит. Что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования. Объектом нашего исследования стала бумага. Бумага - один из интереснейших материалов.

В процессе работы с бумагой дошкольники познают ее свойства, возможности ее преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны, потому что, как писал художник и деятель в области народного искусства Н.Д. Бартрам, «вещь. Сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и очень часто бездарному измышлению, каким является большинство наиболее употребительных учебных наглядных пособий» .

Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получится. В то же время у ребенка воспитывается стремление добиваться положительного результата. Необходимо отметить тот факт, что дошкольники бережнее обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Работа с бумагой способствует развитию воображения дошкольников, т.е. способности увидеть в листе бумаги необыкновенный образ. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности влияют на развитие способностей детей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Т.С. Комарова выделила следующие свойства личности человека: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение и ручная умелость, эмоционально положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать и в процессе работы детей с бумагой.

  • бумага, картон.

Предмет исследования:

  • физические свойства Цель:
  • формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Задачи:

  • Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой; умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между материалом и другими признаками.

Развитие коммуникативных навыков в ходе работы и совместной деятельности

Учить детей устанавливать причинно-следственные связи (между атериалом и строением предмета и способом его использования и т.д.) , применяя системный подход.

  • Развитие творческого мышления и креативности воображения.
  • Приобщение родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи.

Гипотеза:

Предположим, что бумага обладает различными свойствами: размокает в воде, рвётся, мнётся, режется ножницами, шуршит.

  • изучение бумаги

прямые и косвенные наблюдения

  • проведение опытов с бумагой
  • анализ полученных результатов. Интеграция:

«Познание» , «Коммуникация» , «Чтение художественной

литературы», «Художественное творчество» , «Безопасность» ,

1. Подготовительный:

Определение объекта изучения.

формление родительского уголка: размещение консультаций, рекомендаций, практического материала.

  • Подбор наглядно-дидактических пособий, познавательной и художественной литературы, демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно-образовательной деятельности, опытов, игр.
  • Индивидуальные беседы с родителями о предстоящей выставке.
  • Подготовить альбом, образцы бумаги для создания коллекции «Бумага» .

2. Исследовательский:

  • Чтение произведений С.Маршака «Чистый лист» , С.Михалкова «Бумага» .
  • Загадывание загадок о бумаге, знакомство с пословицами и поговорками о бумаге.
  • Предложить вниманию родителей подборку литературы «Своими руками» (изготовление поделок из бумаги) .
  • Непосредственно-образовательная деятельность детей по ознакомлению детей с бумагой, историей ее возникновения.
  • Создание коллекции «Бумага» .
  • Сочинение коротких рассказов на тему: «А вдруг исчезнет бумага?»
  • Проведение игр: дидактических, словесных, творческих. Художественное творчество.
  • Кружковая работа «Оригами» .
  • Эксперименты с бумагой.
  • Рассматривание поделок из бумаги (оригами, аппликация) .
  • «Книжкина больница» - ремонт книг с целью воспитания бережного отношения к книгам, бумаге.
  • Беседы по безопасности «Не шути с огнем» .
  • Игры с бумажными игрушками.

З.Заключительный:

  • Обработка и оформление результатов проекта.

Ожидаемые результаты по проекту.

  • Сформированные проектно-исследовательские умения и навыки: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты
  • Сформированные на уровне индивидуального развития ребенка

предпосылки учебной деятельности: развитие произвольности психических процессов, формирование навыков коммуникативного общения.

  • Развитие сенсорно-аналитической деятельности
  • Обогащение словаря детей терминологией по теме.

Наличие у детей системных знаний о бумаге, ее роли в жизни человека.

  • Сближение родителей и детей в ходе совместной деятельности.

В ходе изучения областей оказалось, что бумага очень часто применяется людьми и расходуется в больших количествах, поэтому расходовать бумагу нужно экономно, а использованную собирать и отдавать для вторичной переработки.
















Китайцы долго растирали кору деревьев, щепки, тряпьё в воде, пока не получалась каша без комочков, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Позднее кто- то догадался, как улучшить качество бумаги, добавив в нее крахмал.


Делали бумагу вручную, с применением самой примитивной техники. За день получали не более 100–120 килограммов. С развитием книгопечатания бумаги требовалось все больше. Тряпья, сбором которого занимались тысячи людей, не хватало. И тут решили испробовать дерево. Опыт удался – древесину расщепили на отдельные волокна и превратили их в бумажную массу. С тех пор и производят бумагу из дерева.


Однажды арабы разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев они выпытали способ изготовления бумаги. Однажды арабы разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев они выпытали способ изготовления бумаги. Торговые караваны из дальних стран приезжали в Китай за товарами и как самую большую ценность покупали бумагу. Китайцы строго хранили свою тайну и 800 лет никто не смог её выведать














Сейчас бумагу делают примерно также, только всё это выполняют машины. Бумагоделательные машины выпускают бумажную ленту шириной в несколько метров со скоростью метров в минуту.


Бумага в нашей жизни. Свойства бумаги. ВЫВОД: Моё предположение было ошибочным, бумагу производят не из сухих листьев деревьев, а из древесины и других материалов; в ходе работы я изготовила бумагу в домашних условиях, исследовала свойства различных видов бумаги; освоила новые способы получения информации.

Руководитель проекта:

Наговицына Н., Ушакова Л. А.

Учреждение:

МБДОУ Детский сад № 30 «Одуванчик» г. Старый Оскол

Предложенный исследовательский краткосрочный проект в средней группе ДОУ «Бумага, ее качества и свойства» направлен на изучение воспитанниками детского сада физических свойств бумаги и бумажных изделий.

Автор краткосрочного проекта в средней группе детского сада «Бумага, ее качества и свойства» провела с воспитанниками ряд манипуляций по выявлению физических качеств бумаги в ходе эксперимента. Данная исследовательская часть была представлена в игровой форме.


Данный проект для средней группы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) «Бумага, ее качества и свойства» создан в рамках экологической тематики проектных работ, где воспитанники детских садов не только изучают свойства материалов и прочих объектов, но и учатся экологической грамотности для сохранения чистоты окружающей среды.

Паспорт

творческо-исследовательского проекта «Бумага, ее качества и свойства»
средней группы детского сада

Цель проекта:
Формировать и расширять представления детей о бумаге, разных ее
видах, качествах и свойствах.

Длительность проекта: 1 месяц.

Участники проекта: дети, воспитатели.

Задачи проекта:

  1. Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги.
  2. Развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно–следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду), заинтересовать работой с бумагой.
  3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

Реализация проекта


I – Неделя

1. Беседа о возникновении бумаги.

Дети узнали, что очень давно 2000 лет назад китайский народ изобрел бумагу, а другие народы покупали у них как самую большую драгоценность.

Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников и попытались у пленников узнать, как они изготавливают бумагу.

Так люди во всем мире научились делать бумагу по китайскому способу, а делали ее китайцы вручную. В наше современное время бумагу делают машины. Но прежде всего дети узнали – в лесу рубят дрова, бревна везут на фабрику. Здесь их очищают, а затем дробят в машине-дробилке на мелкие кусочки.

Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу, Она и идет на изготовление бумаги. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому мы обращали внимание детей на то, что с бумагой надо обращаться бережно, экономно ее расходовать.

2. Рассматривание иллюстрации об изготовлении бумаги.

3. Рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.

4. Опыт: «Свойство бумаги (рвется, мнется)

Дети пытаются помять полоски бумаги, а затем ее разгладить ладошкой. А затем делают вывод, что бумага легко мнется и совсем не разглаживается, не становится прежней.

Игра «Сминание» - (дети порванные кусочки скатывают в «снежки», затем бросают в цель, складывают в корзину, склеивают-получают снеговик, цветы и т д.).

Также дети попробовали оторвать кусочек бумаги от полоски, получилось это легко. И дети сделали вывод, что бумага непрочная – она легко рвется.

5. Игра «Разрывание» (дети подбрасывают разорванную бумагу, представляя себе, что это кружат осенние листья в воздухе, пушинки, снежинки) можно наклеить обрывки бумаги на белый лист бумаги и порадоваться тому, что из этого получилось.

Цель этих игр – развивать моторную функцию рук, творческий потенциал, закреплять свойства бумаги. Формировать привычку к труду.


II – Неделя.

1. Наблюдение за деревьями.

Цель : формировать бережное отношение к деревьям, замечать их
красоту. И чем экономнее мы будем использовать бумагу, тем больше берез
и елей останется в лесу.

2. Загадывание загадок о бумаге. «Я белая, как снег, дружу с карандашом, где он пройдет, там заметку кладет».

Цель - упражнять в подборе слов-антонимов, определений, отгадывании загадок.

3. Разучить и исполнить песенку «Бумажные кораблики».

4. «Опыт» «свойство бумаги, как впитывающая способность и что бумага хорошо горит» Что бумага хорошо впитывает воду, дети убедились, когда опустили в стакан с водой полоски бумаги. Дети сделали вывод, что бумага намокает в воде и расползается.

Также дети наблюдали, как бумага хорошо горела. Дети сделали вывод: бумага хорошо горит, но это свойство очень опасно, его может проверить только взрослый.

5. Игра с бумажным корабликом и лодочкой (дети пускают их в тазике с водой) цель -закреплять свойства бумаги.

6. Конструирование «Лодочка»
Цель - закреплять свойства бумаги, учить складывать бумагу в разных направлениях, делать лодочку.

III- Неделя


1. Подбор литературы по изготовлению по изготовлению поделок.

Цель - формировать у родителей позицию активного участника
педагогического процесса.

Цель : показать детям, что бумага обладает такими свойствами, как(гладкая –шершавая, толстая – тонкая, белая – цветная и что на бумаге можно рисовать).

Дети брали карандаши и проводили по полоске линию и видели, что на бумаге остается след от карандаша. Значит, дети сделали вывод, что на бумаге можно рисовать.

3. Аппликация на тему «Составь красивый узор»

Цель : развивать творческие способности детей, закреплять свойства бумаги.









2024 © rukaraoke.ru.