«Методы и способы развития мелкой моторики у детей средней группы. Направление работы по развитию мелкой моторики в средней группе массового детского сада


Картотека пальчиковых игр

Картотека составлена для организации развивающей деятельности с детьми в ходе взаимодействия со взрослым (педагогом, родителем) и самостоятельности детей. Игры могут быть включены в НОД, использованы в ходе режимных моментов.

Картотека может быть полезна педагогам и родителям заинтересованным в развитии ручной умелости, мелкой моторики рук, межполушарного взаимодействии, подготовки руки к овладению письмом, стимуляции речевой активности дошкольников. Все использованы фото материалы авторские и были сделаны в ходе практического взаимодействия автора с детьми среднего, старшего дошкольного возраста.

«Сухой бассейн»
Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: Ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам)

Ход игры: ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы или материал нополнителя) и игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.

Речевое сопровождение:

«Сюда насыпали горох и пальцы запустили,

Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили.»

Игра «Коробочка тактильных ощущений

Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях(гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.

«Весёлые клубочки»

Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.

Ход игры: Пособие предназначено для подгруппы детей до 5 человек.1) Ребёнок учится наматывать клубочек ниток. 2) Соревнования для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям выбрать клубочек определённого цвета, затем кто быстрее перемотает клубок.

Дидактическая игра «Собери бусы»

Цель: Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур(леску).

Ход игры: Игру провожу в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку.



«Разноцветная мозаика»

Цель: Учить различать и правильно произносить основные цвета (красный, желтый, зелёный, синий). Развитие мелкой моторики.




«Волшебные палочки».

Цель: Развиваем ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений.

Предлагаем ребенку выложить из цветных палочек сюжет по схематическому изображению.

Усложнение: Выкладывание сюжета по собственному воображению.

«Заплети косичку» - для индивидуальных занятий.

Цель: Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.

Ход игры: Пособие «Заплети косичку» предназначено для индивидуальной деятельности и маленькой подгруппы детей (2-3 ребёнка)

Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

Речевое сопровождение: «Для моей сестрички

Я плету косички

Из шнурков и из тесьмы,

С нею очень мы дружны.»

«Черепашка»

Цель: Продолжать учить детей застегивать и расстегивать различные виды застёжек: пуговицы, кнопки, замки и т.д. Развивать ловкость пальцев, мелкую моторику детей.

Ход игры: Пособие предназначено для индивидуальной деятельности. Все детали крепятся на пуговицах, застёжках, кнопках, шнурках, липучках, замочках.

«Рисование по манке (муке)»

Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.

Ход игры: Ребенку предлагается разнос яркого цвета с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что то не понравилось, то легко можно всё исправить одним движением - разровнять.


«Игры с прищепками»

Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.

Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.

Усложнение: прищепки заменяются канцелярскими скрепками.

Использую прищепки для массажа пальцев, дети нанизывают прищепки на кончики пальцев на несколько секунд, прицепки не должны быть тугими.



«Дидактическая игра с крышками»

Цель: Учить закручивать и откручивать крышки, развивать координацию движений, умение складывать пальцы в щепоть.

Ход игры: Подбирать по цвету крышки, чередовать их в определённой последовательности и накручивать.



Игра с крышками от бутылок «Лыжник»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мышц рук, подвижности пальцев, координированности движений пальцев рук.

Ход игры: Положить две крышечки на стол резьбой вверх - это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» - «Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы». Из пластмассовых крышек сооружаем разнообразные постройки, выкладываем слова, предложения.


«Игры с резинками»

Цель: сенсорное обогащение, развитие мелкой моторики рук, умения действовать по образцу, воображения.

Ход игры: В начале игры мы проводим разминку-надеваем резинку (для волос, офисную) на 2 пальчика,

соединяем и раздвигаем пальчики. Дети надевают резинки по цвету - "Цветные дорожки".

Затем детям предлагается выложить картинку по образцу (домик- окна и крыша, кораблик плывет по волнам, солнышко, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т.д. Дети с удовольствием создают картинки по замыслу. Разноцветные резинки превращаются в веселые картинки!

Игры с конструктором.

Цель: Учить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления, создавая из них конструкции как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои. Сформировать навыки монтажа и демонтажа, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Каждый раз сталкиваясь с проблемой речевого развития детей , у педагогов и родителей остро встает вопрос – чем и как развивать. Да, каждый ребенок индивидуален и подход к нему нужен свой, особенный. Поэтому нас, воспитателей, это побуждает изобретать разные виды деятельности с уже давно известными своей эффективностью, материалами.

Основное правило полноценно прожитого дня в детском саду для ребенка – это обязательно игровая деятельность, через которую дети познают не только этот мир, но и свои возможности, постоянно совершенствуя те или иные свои навыки. «Игр много не бывает!», так мы решили совместно с родителями, бывает много бесполезных игрушек. И чтобы совместить приятное с полезным: часть игр были куплены родителями, а часть сделаны своими руками. Основная направленность этих игр – развитие мелкой моторики. Все игры в группе находятся в свободном доступе, важно соблюдать правило: поиграл – убери за собой сам! Так мы прививаем самостоятельность в выборе игры и ответственность за чистоту своего игрового места. Многие родители оценили это правило по достоинству, дома стало больше порядка и ребенок становится более самостоятельный и собранный в своих действиях.

Особенно интересны игры – задания с природным и бросовым материалом: разноцветными пробками от пластиковых бутылок, они хороши на закрепление названия цветов: с различными крупами, косточками от сухофруктов, окрашенными мелкими камешками; клубочками шерстяных ниток, крупными бусинами, шишками.

Стопы, как и ладони обладают биологически активными зонами, требующими определенной стимуляции. После дневного сна мы делаем «ленивую гимнастику» на массажных ковриках изготовленных руками родителей с учетом требований здоровьесберегающих технологий: использование деревянных брусочков, пуговиц, пробок и бобовых (лучше всего фасоль, горох и бобы).

Уголок художественной литературы оформлен с учетом возрастных требований. В нем собраны книги с яркими, красочными иллюстрациями к сказкам, стихам и потешкам, что всегда нравится рассматривать детям.


Выработанный навык автоматизируется многократным повторением и лишь тогда можно говорить о результате. Но не стоит выполнять что-либо вызывающее неприятие ребенка, это не приведет к желаемому результату. Нужно понять, почему он не справляется с заданием: либо устал, либо оно слишком сложно для него. Будьте терпеливы и последовательны в своих действиях.

Важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, уметь вовремя переключить его с одного вида деятельности на другой, так как уставший ребенок теряет интерес ко всему, становясь пассивным и раздражительным.

Более спокойные по своей природе дети, концентрирующие внимание на одном виде деятельности, любят рисовать на песке или на обычной манке. Подобная техника рисования допускает участия обеих рук вне зависимости от ведущей руки. Закрепляется ориентировка в пространстве.

С удовольствием дети конструируют с разнофактурными тканями, скорлупой орехов, сухими листьями. Много положительных эмоций вызывает пальчиковый театр, настольный театр оригами и вообще любая театрализованная деятельность предполагающая перевоплощение.


Все детские работы мы оформляем в выставки детского творчества «Умелые ручки». Видя старания своих детей и их достижения, родители становятся для воспитателей партнерами. Оказывают посильную помощь в оснащении материально-технической базы группы, выполняют творческие домашние задания и ориентируют ребенка на положительный настрой во время посещения детского сада.

воспитатель МАДОУ №1 «Аленушка»,

г. Асино Томской области

Задачи:
формировать представления детей о зоопарке, о представителях зоопарка
активизировать словарь детей
совершенствовать координацию движений
развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук
закреплять элементарные математические представления: форма, цвет предмета
развивать интерес к нетрадиционным формам работы с краской — рисование пальчиками
воспитывать доброжелательное отношение к окружающим

Ход занятия
Вводная часть
— Ребята, к нам в группу пришло необычное письмо. Хотите узнать, что в нём написано?
(воспитатель с помощью детей достаёт письмо из конверта и читает)
— Письмо это пришло из Зоопарка. Послушайте, что они пишут.

Ребята!
В зоопарке появилась
озорная обезьянка
и
устроила беспорядок.
Помогите нам. пожалуйста!

— Что же случилось в зоопарке?
— Обезьянка — маленькая проказница. Нам нужно её найти и навести порядок. Вы согласны отправиться в путешествие в зоопарк?

Но прежде чем отправляться туда давайте вспомним, кого же мы можем встретить в зоопарке. И в этом нам поможет «волшебный песок».

Игра с цветным рисом
(дети руками ищут и достают из риса небольшие фигурки животных: обезьяна, жираф, тигр, лев, крокодил, бегемот, носорог, зебра)

— Попробуй левой рукой!
— Покажи всем кого ты нашёл. Кто это?
— Молодцы ребята! Вот сколько разных и интересных животных можно встретить в зоопарке.
— А нам с вами пора отправляться в путь. Вставайте все за мной. Готовы к путешествию?

Подвижная игра «В зоопарк» (под музыку)

Мы шагаем в зоопарк
Побывать там каждый рад
Там медведи и пингвины,
Попугаи и павлины.
Там жирафы и слоны, Обезьяны, тигры, львы.
В зоопарк идём мы дружно,
Нам помочь зверюшкам нужно!

Приехали!
— Посмотрите! На двери висит замок. Чтобы его открыть нам нужно поиграть в игру.

Также интересный материал для развития мелкой моторики рук:

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок складывают руки, переплетая пальцы
Кто его открыть бы смог качают «замок» вправо, влево, сгибая кисти
Мы замочком повертели
круговые движения кистями
Мы замочком покрутили круговые движения кистями
Мы замочком постучали
не расцепляя пальцев стучим ладошками
Постучали и открыли! расцепили пальцы, развели ладошки в стороны

— Молодцы! Замок открыт. Проходите в зоопарк (воспитатель приглашает детей к столу, где лежат крышки от бутылок, на которых изображены животные: зебра, жираф, крокодил, бегемот, пингвин, белый медведь, попугай, обезьяна)

Игра «Посади животное в вольер»
— Посмотрите, сколько здесь разных животных. Обезьянка -проказница открыла клетки и выпустила их. Теперь они потерялись и не могут найти свои вольеры. Давайте поможем им! Согласны? (дети берут в руки по одной крышке с изображением животного).

— Посмотрите на этот вольер. Что вы здесь видите? Кто здесь живёт? (перед детьми четыре картинки: лёд-вода-снег; дерево-джунгли; поляна трава; водоём)

— У кого такое животное? Посади его в вольер (дети накручивают на основу крышку с необходимым животным).

— Молодцы ребята! Но кажется обезьянка и тут напроказничала (воспитатель приглашает детей к другому столу, на котором картинки с изображением медведя и слона.

— Медведь любит репку (воспитатель показывает игрушку репку). Репка какая? Какая она по форме? (жёлтая, округлая)

— Слон любит морковку. Морковь какая? Какая она по форме? (оранжевая, длинная)

— Обезьянка перепутала все овощи, нам нужно разобрать их и накормить животных. Для этого мы с вами поиграем в игру «Волшебный мешочек»

Игра «Волшебный мешочек»

— Нужно опустить руку в мешок, взять один овощ и не вынимая руки, на ощупь определить — это морковь или репка.
— А попробуй достать овощ другой (левой) рукой.
— Какой формы овощ у тебя в руке?

Вот мы и накормили животных.

— Посмотрите, кажется здесь кто-то прячется (воспитатель обращает внимание детей на стул накрытый салфеткой)-(дети находят игрушку — обезьянку)
— Да это же наша проказница. Дети давайте расскажем ей о правилах поведения.
— Можно ли убегать из дома?
— А можно ли безобразить и мешать другим?

— Давайте её возьмём с собой и пусть она нам помогает исправлять проказы, а чтобы она нас не боялась, мы её погладим и успокоим. Какая обезьянка на ощупь? (мягкая, пушистая, меховая)

— Послушайте, кажется, там кто-то плачет. Это же маленькие девочки. Они пришли в зоопарк посмотреть животных, а наша проказница разорвала их любимые бусы. Нам нужно им помочь, а обезьянка нам поможет. Вы согласны нарисовать для девочек новые бусы?
(дети садятся за столы)

Рисование пальчиками «Бусы»

— А рисовать мы будем с помощью наших волшебных пальчиков. Сожмите руку в кулачок, а теперь отогните только один указательный пальчик. Он и будет нам помогать.

— На листочках уже нарисована верёвочка, нам нужно добавить бусинки. Для этого мы сначала намочим пальчик в воде, затем наберём краску и приложим палец к верёвочке. так получилась бусинка. Рядом сделаем ещё одну. Если краска кончилась — повторим: вода-краска-рисунок.
(дети выполняют работу самостоятельно, воспитатель помогает, поправляет)

— Какого цвета твои бусы?
(после окончания работы показ — как вымыть и вытереть пальчик салфеткой)

— Вот какие красивые бусы у вас получились. Девочкам больше не плачут и наша проказница тоже довольна. обезьянке очень понравилось делать добрые дела и она решила больше не убегать из дома и возвращается в свой вольер. А нам с вами тоже пора обратно в детский сад. Но сначала посмотрите вокруг и скажите: что вам больше всего понравилось в зоопарке? (выслушиваются ответы всех детей)
— А мне понравилось делать добрые дела, и всем помогать. Посмотрите сколько хороших поступков мы совершили и можем смело отправляться обратно в путь.

Дети под музыку покидают группу!

Название: Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук для детей средней группы «Путешествие в зоопарк»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, игровые занятия

Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ детский сад №18 «Сказка»
Месторасположение: г. Углич, Ярославская область

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее… » В. А. Сухомлинский

Кузищина Ольга Константиновна – воспитатель.

Продолжительность проекта:

9 месяцев

Участники проекта:

дети, воспитатели, родители

Возраст детей:

3-5 лет

Интеграция областей:

Социализация,

Познание,

Коммуникация,

Труд,

Чтение художественной литературы,

Безопасность

Актуальность проблемы:

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Цель проекта:

создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи проекта:

совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;

развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;

развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

развивать эмоциональную отзывчивость;

развивать коммуникативные навыки.

Подготовительный этап

Выбор темы, постановка целей и задач;

Написание перспективного плана;

Подбор материала для игр.

Основной этап

Перспективный план по развитию мелкой моторики у дет ей младше-средней группы .

Сентябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

5.Настольная игра «Мозаика».

Октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Засолка капусты».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Флажок», «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

5.Настольная игра «Найди фигуре место».

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» (с пластилином).

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

4.Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

Декабрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Апельсин», повторение «Пирожки», «Замок».

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Январь

1.Заучивание пальчиковой игры «Ежик», повторение «Апельсин».

2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

3. Пальчиковая игра «Человечек», «Шнуровка».

4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5.Настольные игры «Забей шарик в ворота», «Мозаика».

Февраль

1.Закрепление пальчиковых игр «Ежик», «Апельсин», «Пирожки».

2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «По кочкам через болото».

4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация), «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и гороха).

Март

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы)).

5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.

Апрель

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Апельсин», «Спокойного сна!».

2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».

3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

Май

1.Заучивание пальчиковой игры «Пальчики в лесу».

2.Продолжать учить детей инсценировать руками стихи: «В гости», «Цветок».

3.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

4.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

5.Настольные игры «Мозаика», «Пазл».

Заключение:

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми. Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Литература.

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет. Ярославль: Академия развития, 2009.

Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007.

Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.

«Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.

Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеобразовательного вида №6» г Бронницы

Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» в младше-средней группе

Воспитатель: Кузищина О.К.

Светлана Крицкая
«Методы и способы развития мелкой моторики у детей средней группы»

Цель : познакомить родителей с методами и способами развития мелкой моторики у детей средней группы

Лекция (5 мин) .

Массаж и упражнение (10 мин) .

Лепка из теста (15 мин) .

Задачи :

1. Лекция о влиянии мелкой моторики на развитие речи

3. Расширить представления родителей об упражнениях с природным материалом для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

4. Познакомить родителей с организацией проведения массажа с использованием ручных тренажеров из имеющихся дома подручных средств .

Ученые педагоги заметили, что развитие интеллекта и речи тесно связано с формированием и развитием мелкой моторики ребенка . Ученые физиологи подтвердили данное наблюдение и установили, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. Кроме того, практически третью часть площади участка коры головного мозга, которая отвечает за движение пальцев, занимает проекция кисти рук, которая, в свою очередь, отвечает за двигательную активность. Стимуляция этого центра активизирует процессы речевого центра. Отсюда, развитие пальцев необходимо для формирования у ребенка правильного и более быстрого формирования речевых навыков.

Оказывается, старинные игры в «ладушки» и «сороку-белобоку» не было бессмысленным занятием. Это массаж пальчиков, при котором происходит активизация нервных окончаний на ладошке, а это автоматически ведет к стимулированию работы речевого центра.

Действительно, дети, регулярно выполняющие упражнения на развитие мелкой моторики , раньше начинают говорить, у них быстрее формируется правильная речь, меньше логопедических дефектов речи. В школе у них быстро формируется навык письма и практически не встречается дисграфия. Поэтому ученые настоятельно рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Выполняя различные пальчиковые упражнения, дети приобретают хорошую подвижность кисти рук, гибкость, у них исчезает скованность движений. Если вместе с упражнением будет звучать стихотворение, которое будто комментирует действие, то в процессе обязательно будут задействованы речь и память

Кроме пальчиковых упражнений, существуют графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики . Их выполнение в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом : «дорисуй сам» , «обведи узоры» , «продолжи узоры» и т. д. (показ работ детей ) .

Важно упражнять руку ребенка при рисовании горизонтальных, вертикальных, прямых линий, наклонных, вогнутых, волнистых, замкнутых форм (показ работ детей ) .

Изготовление разных поделок из природного материала расширяет представления детей об окружающем мире , развивает их внимание , способствует совершенствованию сенсорной моторики и координации движения и их точности (показ работ детей ) .

Давайте выполним несколько упражнений вместе.

1. Массаж рук.

Массаж рук оказывает общеукрепляющие действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц . Так же действует успокаивающим образом

Можно проводить самомассаж шишками сосны, кедра, ели и др.

2. Упражнения.

«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца, правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего , безымянного и мизинца.

«Человечек» - указательный и средний палец правой руки «бегают по столу» .

3. Игры с крупой и семенами.

Рисование на манке. На манке, рассыпанной в лотке, можно рисовать пальцем. Рисовать можете все, что сами захотите. Если что-то не устроит, одним движением руки все это разравнивается. Кроме того, можно выложить фигуры или узоры, используя семена фасоли, гороха, арбуза, фиников.

Упражнения с гречихой : прижать кисти рук, скользить, зигзагообразные и круговые движения, ребром ладони и кулачком, поиграть на пианино. Зерна гречихи оказывают положительное воздействие на здоровье. Каждое гречишное зерно похоже на маленькую пирамидку. А любая пирамидная форма концентрирует энергию и передает ее, поэтому влияет положительно на здоровье.

Тренажерами могут быть предметы природного материала, такие как грецкие орехи, косточки из абрикосов и персиков и т. п.

И, наконец, соленое тесто. Основными преимуществами данного материала являются его экологичность, оно безопасно, все необходимые материалы всегда есть дома, а также они доступны и дешевы. Тесто легко отмывается, не оставляет следов. Кроме того, можно получать разные оттенки, если добавить в тесто краску. Из теста можно слепить практически все, что хочется : и любимых героев сказок, и печенье, и пирожные.

Предлагаю встретить ваших детишек, сделать с ними упражнения.

Материалы : подносы с манной крупой, контейнеры с фасолью, грецкие орехи, доски, тарелочки, соленое тесто, шишки, косточки, гречка.

Входят дети и показывают мамам и папам свои упражнения на развитие мелкой моторики .

Стихи читает один ребенок, все остальные делают упражнения :

1 - «Кто там скачет на лужайке?

Это длинноухий зайка.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Раз- два, раз-два.

Этот зайка под сосной,

Этот под другой.

Дали зайке барабан,

Он ударил трамп - пам – пам».

2 - «Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала,

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю »

3- «Научился два ореха

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы разные писать»

4 - «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? Мы расскажем :

Две синицы, воробей,

Один щегол, трое голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватало зернышек».

Я предлагаю всем, и взрослым, и детям вылепить букву, с которой начинается ваше имя и украсить ее семенами.

А теперь наши дети покажут, как они научились владеть рукой.

Рисование по контуру.

1 Дети обводят сложный рисунок по штрихам.

2 Дети рисуют орнамент из крестиков.

3 На одной половине нарисованы линии (горизонтальные и вертикальные) . Дети срисовывают на вторую половину листа.

Публикации по теме:

В первом полугодии мы в группе проводили родительское собрание. Одним из пунктов этого собрания было «Развитие мелкой моторики рук у детей.

Цель: развитие мелкой моторики рук, умения открывать и закрывать, отворачивать и заворачивать разные виды крышечек; развитие активной речи,.

Гры для развития мелкой моторики. Цель:Развитие мелкой моторики рук,активной речи,воображения,умения различать основные цвета и называть.

Конспект НОД для развития мелкой моторики в средней группе «Гуси-лебеди» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию мелкой моторики в средней группе (4 – 5 лет) «Гуси – лебеди» Цель: Развитие.

План самообразования воспитателя второй младшей группы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук» Тема: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Актуальность. Пластилинография – это.









2024 © rukaraoke.ru.