Негативное влияние телевизора на детей. Влияние телевизора на детей


Телевидение настолько прочно вошло в нашу жизнь, что стало одним из главных и доступных способов организации досуга не только взрослых, но и детей. Яркие цветные картинки, с быстротой меняющие друг друга, очень привлекают малышей. Какую пользу может принести телевиденье вашему ребенку? Как правильно организовать такое времяпровождение малыша без вреда для его здоровья? Ответы вы найдете в нашей статье.

Польза и вред телевизора для детей

Нередко взрослые поощряют просмотр ребенком мультфильмов и телепередач, так как в то время, пока малыш поглощен этим занятием, можно решить свои вопросы и выполнить множество дел по дому.

Однако родителям необходимо помнить, что слишком длительный просмотр телевизора может принести ребенку большой вред . Глаза малыша подвергаются повышенной нагрузке, из-за чего в будущем могут возникнуть проблемы со зрением. Нервная система маленьких детей легко перегружается, вследствие чего могут возникнуть головные боли, проблемы со сном и аппетитом . Малыш при этом становится капризным и даже агрессивным, раздражительным.

Многие дети страдают таким недугом, как телезависимость . Их перестают увлекать обычные игры, общение со сверстниками. С помощью истерик и капризов они снова и снова требуют у родителей включить им любимый мультфильм.

Телевидение при грамотном использовании способно приносить пользу. В наше время можно встретить множество достойных развивающих программ. С помощью их просмотра ребенок получит полезную информацию и повысит уровень своего интеллекта. Интересные мультипликационные фильмы с добрым сюжетом подарят крохе возможность погрузиться в волшебный мир. Просмотр полезных передач обогатит лексикон новыми словами.

Не во всех семьях есть возможность совершать путешествия по миру. Телевизионные программы познакомят ребенка с культурными традициями стран, он сможет узнать о редких видах животных и насладиться красочными пейзажами различных уголков мира.

ОСОБЕННОСТИ! В первые 2 года у ребенка активно развивается речь и мелкая моторика, в это время он учится быть частью социума и общаться со сверстниками. Чрезмерное времяпровождение у телевизора значительно тормозит формирование этих жизненно важных навыков.

Мы подготовили для вас несколько советов, которые подскажут вам, как получить пользу от просмотра телевизора.

  • Исключите просмотр телевизора в вечернее время и перед сном. Из-за перегрузки нервной системы малыш может страдать бессонницей и ночными кошмарами, частыми пробуждениями.
  • Смотрите вместе с ребенком полезные передачи или мультфильмы, поговорите с ним о сюжете, спросите у крохи, какие герои ему понравились, а какие нет и почему. Это поможет ему правильно воспринимать информацию и извлекать из нее пользу.

  • Следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Изолируйте его от передач и мультфильмов с агрессивными сценами и ненормативной лексикой.
  • Соблюдайте правильную продолжительность просмотра телевизора. Для малышей до 2 лет это время должно составлять не более 30 минут в день, для детей постарше – не больше, чем 1-1,5 часа.
  • Запрещайте малышу смотреть телевизор во время еды . Употребление пищи у включенного экрана способствует возникновению пищевых проблем.
  • Уделяйте время общению с ребенком, совместному времяпровождению. Отдавайте предпочтение развивающим и полезным занятиям, таким как чтение и активные игры на свежем воздухе.
  • Расскажите своему малышу, почему чрезмерное времяпровождение у телевизора вредно для здоровья.
  • Подавайте крохе пример . Ведь если родители сами слишком долго и часто смотрят телевизор, то научить ребенка правильному досугу будет сложнее.
  • Находите компромиссные решения, разрешайте крохе проводить время за просмотром любимого мультфильма дозировано и в определенные часы.

ВАЖНО! Помните, то время, которое ваш малыш провел у телевизора можно провести с намного большей пользой. Например, сходить на театральное представление и посетить интересный музей.

  • Следите, на каком расстоянии карапуз сидит у экрана. Оно не должно быть менее 1,5 метра и более 5 метров.
  • Не допускайте просмотр в темноте или в слабоосвещенном помещении. Слишком большой контраст создает высокую нагрузку на зрение ребенка.
  • Выключайте телевизор во время того, как кроха выполняет какие-либо упражнения с помощью умственного труда. Фоновый шум отвлекает малыша и значительно снижает эффективность обучения.
  • При необходимости отрегулируйте такие параметры экрана, как яркость, контрастность и насыщенность.

С появлением «голубого экрана» в каждой семье родители все чаще стали задаваться вопросом - можно ли грудным детям смотреть телевизор? И если в начале 1990-х годов педиатры говорили об ограничении просмотра телевизора, опираясь больше на здравый смысл и личный опыт, то сейчас рекомендации уже имеют научную основу.

Споры о вреде и пользе телевидения для детей ведутся еще с середины ХХ века. В Соединенных Штатах домашние телеприёмники появились раньше, чем во многих других странах, вероятно, поэтому наибольшее количество исследований на эту тему принадлежит именно США. В 1999 году Американская академия педиатрии (AAP) заявила, что врачи должны настоятельно рекомендовать родителям не включать телевизор детям до двух лет. Данный период является критическим для роста и развития мозга. В это время ребенку для формирования эмоциональных, социальных и когнитивных (познавательных) навыков необходимо общение с живыми людьми.

Современный взгляд на влияние телевидения на детей

Несмотря на столь большое внимание к этому вопросу со стороны науки и педиатрии, данные по-прежнему остаются неоднозначными, и родители продолжают задаваться вопросом - можно ли грудничку смотреть телевизор? Но многие ученые, исследующие потенциальный вред от телевизора, сходятся во мнении, что пользы от него точно нет.

Возможные последствия для грудного ребенка от просмотра телевизора

  • Нарушения развития речи . Предполагается, что существует обратная связь между количеством проведенного перед экраном времени и объемом словарного запаса ребенка. Когда телевизор включен, количество слов, произносимых мамой, резко снижается, и от этого страдает качество ее общения с малышом. И, как следствие, появляется риск задержки речевого развития, включая восприятие устной речи. Исследования, проведенные в 2008 году профессором Дмитрием Христаксисом (Институт Сиэтла и Университет Вашингтона, США) подтверждают, что дети, смотревшие телепрограммы в грудном возрасте (от рождения до года), в шесть раз больше подвержены подобным отклонениям.
  • Влияние на зрение . Офтальмологи всегда утверждали, что если грудничок смотрит телевизор, особенно с небольшого расстояния, то подвергается риску развития миопии (близорукости) из-за того, что глаз на момент рождения не до конца сформирован. Но исследования 2000 годов поставили этот постулат под сомнение. Доктор Ли Даффнер из Американской академии офтальмологии говорит, что длительный просмотр телевизора (даже вблизи) не приводит к физическому повреждению глаз (а только к перенапряжению и усталости). Но если вы видите, что ребенок сидит близко к экрану, - добавляет доктор Даффнер, - это повод задуматься не о риске снижения остроты зрения, а о том, что, возможно, проблема уже существует, и стоит обратиться к врачу.
  • Снижение интереса к чтению . По статистике, в семьях, где телевизор работает в фоновом режиме (постоянно вне зависимости от того, смотрят его или нет), в будущем дети проявляют меньше интереса к чтению, чем те, в чьих домах его включали очень мало.
  • Гиперактивность и дефицит внимания . Исследования, проведенные в 2004 году доктором Христакисом, показывают возможную связь дефицита внимания в начальной школе у детей, смотревших телевизор до трех лет.
  • Ожирение . Когда грудничок часами сидит у экрана, вместо того, чтобы ползать по дому, велика вероятность появления лишнего веса, и, как следствие, еще большее снижение активности.
  • . Телевизионное изображение меняется слишком быстро для детского восприятия, и нервная система малыша получает избыточную нагрузку. Это чревато возникновением перевозбуждения, появлением неконтролируемых , проблем со сном и, вероятно, нарушениями кратковременной памяти в будущем. Неврологами также изучается возможная связь между мерцанием экрана и возникновением судорог у детей.

Безвредные мифы и опасные заблуждения

Мифы и «страшилки» вокруг телевидения стали появляться, наверное, с самого его возникновения. Вероятно, вы не раз слышали рассказы бабушек о том, что они прямо-таки чувствуют, как телевизор «сжигает кислород» или облучает их радиацией. По счастью эти заверения относятся к категории курьезов, но в некоторых случаях опасения вполне обоснованы. Например, родители поддаются рекламе и показывают своим малышам развивающие программы, оставляя их наедине с экраном часами. Взрослые уверены, что их чадо проводит время с пользой.

Нет никаких доказательств того, что развивающие передачи для годовалых детей повышают уровень их интеллекта.

Распространенные заблуждения

  • Телевизор помогает ребенку развиваться . Исследования показывают, что до двух лет большинство детей воспринимает телеэфир как набор цветовых и световых раздражителей, не несущих смысла. Только к двум годам мозг становится способен соотносить предметы и явления, увиденные на экране, с реальным миром. Поэтому даже если вы будете показывать грудничку развивающие мультфильмы, эффект будет тот же, что и от просмотра рекламы.
  • Телевизор способствует хорошему сну . Иногда нам кажется, что негромко включенное кино помогает ребенку уснуть. На самом деле это приводит к нарушению сна и повышенной возбудимости, что в дальнейшем может стать причиной неустойчивости настроения и проблем при обучении. К тому же свет от экрана во время сна мешает выработке мелатонина (гормона, регулирующего суточные ритмы). Лучше, если ваш кроха будет засыпать под сказку или колыбельную.
  • Новорожденный (от рождения до 28 дней) не обращает внимания на телевизор . Если он работает в фоновом режиме, и вам кажется, что его никто не смотрит, вы можете ошибаться. Обратите внимание, как при резком звуке или вспышке света малыш поворачивает головку к экрану. Так что ответ на вопрос, можно ли новорожденному смотреть телевизор, однозначный - нельзя. Нервная система ребенка первого месяца жизни слишком чувствительна к подобным раздражителям.
  • Облучение . В 1960-х годах фирма General Electric выпустила партию цветных ТВ-приемников, которые излучали радиацию, во много раз превышающую медицинские нормы. Фирма быстро устранила недочет, но клеймо по сей день лежит на всех экранных устройствах. Если ваш телевизор выпущен не раньше 1968 года (неважно, плоский он или ламповый), никакого излучения он не дает.

Телевизор и детский досуг - как соблюсти баланс

Тревожные заголовки в СМИ о вреде телевизора для детей зачастую вызывают у родителей чувство вины, но, увы, не всех заставляют поменять образ жизни - огромное количество детей уже с трех месяцев имеет опыт общения с телеэкраном.

Не так страшен сам телевизор, как факт игнорирования родителями своих детей. ТВ заменяет ребенку такие важные виды деятельности, как игра и общение с родителями. Именно игра учит его понимать причинно-следственные связи в окружающем мире, а слова родных являются главным инструментом развития речи.

Чем заменить телевизор

  • Прогулки . Чтобы отвлечь свое чадо (а заодно и себя) от телевизора, старайтесь больше бывать с ним на свежем воздухе. Если вы живете в частном доме, во дворе для малыша всегда найдется «работа». Например, он будет с огромным удовольствием бегать за вами с леечкой и поливать цветники.
  • Чтение . Книги, в отличие от телевизора, будут полезны ребенку в любых количествах. Если вам кажется, что малыш вас не слушает, все равно читайте. Поверьте - вам только кажется.
  • Гаджеты с интерактивными играми . Если Американская академия педиатрии категорически против телевизора детям до двухлетнего возраста, то некоторые экранные гаджеты (смартфоны, планшеты) вполне приветствует. Но если ребенок не пассивно смотрит видео, а играет в интерактивную развивающую игру, например, обводит пальчиком предметы.
  • Рисование . Рисуйте с малышом везде, где можно: красками на бумаге, руками по рассыпанной муке, ложкой по дну тарелки с кашей. При такой занятости ребенок даже не вспомнит о просмотре мультфильмов.
  • Постоянное общение . Что бы вы ни делали по дому, всегда комментируйте свои действия. Более благодарного слушателя вы не найдете.

Телевизор и прочие гаджеты, конечно, являются хорошим подспорьем, когда родителям необходимо уделить время себе, ведь не у всех есть возможность пригласить няню или попросить помощи у бабушки. И если вы чувствуете, что вам необходим небольшой отдых или просто возможность спокойно поесть, 15-минутный просмотр грудничком спокойного повествовательного видео не повредит. Просто не нужно прибегать к этому средству слишком часто.

Основная проблема телевизора не в том, что ребенок делает во время просмотра, а в том, что он не делает. Полезнее, если малыш будет оглушительно стучать по пустой кастрюле, пока вы готовите обед, или размазывать по полу воду, «помогая» вам с уборкой, чем сидеть перед «ящиком» без общения и движения.

Тем не менее, вам придется идти на компромиссы. При грамотном подходе понятия -дети и телевизор - вполне совместимые. Если вы очень хотите посмотреть интересную передачу, а ребенок явно увлекся своей игрой, просмотр на небольшой громкости вреда не нанесет. Главное - не забывайте периодически обращаться к малышу, чтобы он чувствовал ваше присутствие. В то же время исключите всякую вероятность просмотра малышом фильмов, содержащих сцены насилия.

В любом случае, решая вопрос, когда ребенку можно смотреть телевизор, главное - чувствовать меру и не оставлять детей на «воспитание» телевизору.

Распечатать

Можно ли грудничку смотреть телевизор? Пожалуй, этим вопросом рано или поздно задается каждый родитель. Педиатры, начиная с 1990-х годов, в один голос твердят о его вреде. Предостережения носят не только рекомендательный характер, основанный на собственном опыте и здравом смысле, но и подкреплены многочисленными исследованиями.

Из этой статьи вы узнаете

Особенности зрения у грудничков

  • Слабые глазные мышцы – это особенность всех новорожденных. Именно поэтому младенец не может сфокусировать взгляд, глаза или разбегаются, или даже косят. Это физиологическое явление, которое проходит самостоятельно.
  • Зрение грудничков адаптируется к внешнему миру постепенно , и первый год оно еще не такое острое. Дети месячного возраста на расстоянии до 40 сантиметров видят только размытые силуэты, еще не могут различать цвета, дальше 60 сантиметров не распознают предметы совсем.
  • Быстрая смена картинок на экране телевизора напрягает не только неокрепшее зрение , но и незрелую нервную систему младенца. Особенно опасно такое мерцание ночью, когда наиболее заметен контраст между светом и тьмой.
  • Формирование зрения происходит до трех лет . До этого времени у детей можно наблюдать физиологическую дальнозоркость.

Подсказка родителям: знайте, что дети до годовалого возраста реагируют больше не на видео в телевизоре, а на громкие звуки. Если успокоить капризничающего малыша ничем не удается, то включите ему аудиосказку или белый шум.

Мнение доктора Комаровского

Евгений Олегович убежден в том, что телевидение – это то достижение цивилизации, которое портит здоровье ребенка. На его форуме много историй, подтверждающих этот факт. Мамочки наперебой делятся рассказами, как у трехмесячного сына слезился глазик после просмотра небольшого ролика, или о том, как пагубно влияет просмотр телевизора на сон, детки начинают нервничать, вскрикивают во сне.

С какого возраста можно смотреть

Всемирная организация здравоохранения приводит данные, с какого возраста можно смотреть ребенку телевизор и как долго можно находиться у экрана.

  • Новорожденным и детям до 3 лет смотреть телевизор категорически запрещено.
  • Дошкольникам позволительно проводить у экрана не более 30 минут в день .
  • Не более 1 часа разрешено смотреть телевизор младшим школьникам от 6 до 10 лет.
  • Допустимое время для старшего школьного возраста – от 1 до 3 часов .

Возможные последствия

Телевидение в нашей жизни появилось относительно недавно. С течением времени меняется не только формат передач, качество изображения, но и сам телевизор – от простых ламповых мы пришли в эру жидкокристаллических экранов. В связи с этим у родителей и возникают вопросы, действительно ли голубой экран опасен? Разберемся по порядку.

  1. Зрение. Долгое время офтальмологи говорили о том, что если ребенок много смотрит телевизор, то это ухудшает зрение, способствует развитию близорукости. Особенно опасен он для детей до 3 лет. Но в 2000 году Ли Даффнер, доктор Американской академии офтальмологии, после ряда проведенных исследований доказал, что просмотр телепередач вызывает не физическое повреждение глаз, а их перенапряжение, усталость. Если телевизор ваш ребенок смотрит боком, достаточно близко садится к экрану, начинает часто моргать или щуриться, то это потому, что проблемы со зрением уже существуют. Затягивать с визитом к врачу за консультацией не стоит.
  2. Речь. В 2008 году Дмитрий Христаксис, профессор Института Сиэтла и Университета Вашингтона, после многолетних исследований доказал, что дети, регулярно просматривающие телевизионные передачи в грудном возрасте, в шесть раз чаще страдают нарушениями развития речи. Связано это вовсе не с тем, какой смысл они несут, так как малыш еще не способен воспринимать и анализировать информацию, а с тем, что теряется связь между мамой и ребенком. То время, которое можно было посвятить игре и беседе, развивая словарный запас малыша, тратится на просмотр видеоряда, который не имеет никакой смысловой нагрузки. Соответственно, нарушается восприятие устной речи.
  3. Нервная система. Незрелая нервная система грудного ребенка, соприкасаясь с телевидением, может отреагировать по-разному. Перевозбуждение, особенно при небольшой температуре или легком недомогании, становится причиной капризов, истерик, неконтролируемых страхов – все это порождает проблемы со сном. А сон для детей, несомненно, важен, он влияет на гармоничное физическое и психологическое развитие. Некоторые неврологи отмечают взаимосвязь судорог у детей и мерцания экрана. Доктор Христаксис отмечает, что просмотр телевизора имеет накопительный и отложенный эффект, проявляться который может уже в школьном возрасте гиперактивностью и дефицитом внимания.
  4. Снижение интереса к чтению. Не стоит удивляться, что ваш первоклассник не проявляет интереса к чтению, если телевизор в доме включен в течение всего дня в фоновом режиме. Взрослый человек способен контролировать поток информации, поступающий на него из жидкокристаллической коробки, способен абстрагироваться от лишних сведений. Маленький человек не способен к таким действиям, он будет смотреть телевизор столько времени, сколько он работает, ведь на это не нужно тратить силы, как при чтении.
  5. Ожирение. Низкая активность всегда сопровождается набором лишнего веса и атрофией мышц, и неважно, 40 лет человеку или 11 месяцев. Пусть лучше ваш грудничок познает границы квартиры, изучает содержимое ящиков, чем будет безвольно сидеть возле телевизора.

Мифы о пользе

Новое поколение родителей отличается тем, что, во-первых, они сами попали в эпоху всепоглощающего телевидения, а во-вторых, считают это занятие не лишенным пользы. Так ли это на самом деле? Давайте вместе разберем некоторые укоренившиеся в нашей жизни мифы.

  • Использование работающего телевизора в качестве белого шума при укладывании спать . Уже было отмечено, что быстро сменяющие друг друга яркие картинки на экране не только не способствуют засыпанию, но, наоборот, порождают перевозбуждение. Подготовка ко сну должна проходить в затемненной комнате, без посторонних шумов, в спокойной обстановке.
  • Раннее психоэмоциональное развитие . Ни один развивающий мультфильм или тем более передача не будут влиять на развитие ребенка так, как это способны сделать близкие, используя песни, потешки, веселые игры и прогулки. Просмотр подобных программ лишь способ самоуспокоения родителей, которые считают, что их полуторагодовалый малыш якобы получает новые знания вместе с «Малышариками» или «Фиксиками». Только после двух лет ребенок способен вычленять хоть какую-то полезную информацию и вообще понимать смысл происходящего в кадре.
  • Новорожденные в силу своего развития не реагируют на телевизор . На самом деле, если вы присмотритесь к своему крохе, то заметите, что на громкий звук или яркую вспышку малыш поворачивает головку к их источнику. Частое воздействие раздражителей такого рода чревато неврологическими расстройствами в будущем.
  • Облучение . История с облучением берет свои корни из далеких 1960-х годов, когда одна партия телевизоров фирмы General Electric при исследовании показала радиацию, превышающую допустимые нормы. Современные телевизоры вне зависимости от марки, цены, количества дюймов экрана с точки зрения облучения абсолютно безопасны, его нет.

Сколько времени в день ваш ребенок смотрит телевизор

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

08.06.2018

Правила безопасности

Правила безопасности достаточно просты. При их соблюдении риск для здоровья минимальный.

  • Расстояние до экрана не должно быть меньше трех метров, иначе голова начнет болеть раньше, чем пройдет разрешенный лимит времени для просмотра.
  • Привычка смотреть любимый телесериал или мультфильм в темноте чревата чрезмерным напряжением глазных мышц. В напряжении находится нервная система.
  • Во избежание лишнего напряжения мышц шеи и спины нельзя лежать перед телевизором, он должен располагаться на уровне лица.

Вопрос на засыпку: Почему стоит отучить ребенка смотреть телевизор во время еды?

Совет родителям! Просмотр мультфильмов и еда должны быть разделены, в противном случае вы прививаете привычку «заедания». Недалек тот день, когда ребенок вовсе откажется от приема пищи без серии «Маши и Медведя», а отучение от вредной ассоциации будет сопровождаться рекой слез. Помните, что в детской спальне телевизору тоже не место!

Что можно смотреть

Прежде чем включать какую–либо передачу, вспомните, что основной путь познания ребенка – это подражание. Все, что малыш может увидеть на детском телеканале, он обязательно попытается воплотить в реальности.

Даже полуторагодовалый ребенок способен изобразить то, что он видел пару месяцев назад, что уж говорить о детях трех — четырех лет и старше. Присмотритесь к себе, наверняка вы используете приемы воспитания, которыми владели ваши родители, или повторяете фразы, которые зареклись произносить в детстве.

Постоянно фильтруйте то, что смотрит ваше чадо. Все знания и умения, полученные извне, формируют жизненные принципы вашего ребенка, влияют на его восприятие действительности. Человек, выросший на русских народных сказках, всегда будет более внимателен к окружающим, нежели человек, насмотревшийся криминальной хроники. Так что же можно смотреть подрастающему поколению?

  • Дети до трех лет обращают свое внимание по большей части на яркие краски, динамичное движение, веселую мелодию. Лучшие варианты для семейного просмотра — сказки с незамысловатым сюжетом: «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка». Современный кинематограф предлагает такие варианты, как «Малышарики», «Лунтик». Любимыми всеми детьми можно назвать веселые песенки из «Синего трактора».
  • От трех до пяти лет дети уже способны проявлять эмпатию, проводить параллели между поведением мультгероя и своим. Закладывайте правильные основы воспитания вместе с волшебными мультиками «Золушка» и «Алладин», ходите в гости вместе с «Винни Пухом», улыбайтесь вместе с «Крошкой Енотом». Исключайте все сцены с насилием и вредными привычками, избегайте просмотра рекламы с ее навязчивыми лозунгами, обсуждайте все увиденное, комментируйте все непонятные ситуации, стройте диалог со своим ребенком.
  • После пяти лет ребенок уже способен самостоятельно отличить плохое от хорошего, способен уследить за сюжетом, выделить полезную информацию для себя. Для этого возраста хорошо подойдут поучительные мультфильмы, например «Король Лев», «Фиксики», «Аркадий Паровозов». Можно заинтересовать передачами о животных, о древних цивилизациях, путешествиями в другие страны. Подобные видеоматериалы принято называть развивающими, но являются они таковыми только тогда, когда увиденное проговаривается и обсуждается вместе со взрослыми.

Памятка: телевизор несет развлекательную функцию, и только грамотно подобрав репертуар, вы сможете добавить к ней немного воспитательного и развивающего смысла.

Что запрещается смотреть

На первом месте, что совершенно ясно и понятно, просмотр телепередач или фильмов, где есть элементы агрессии и насилия. Помним, что ребенок по своей сути подражатель, не исключен вариант, что модель поведения именно плохого героя будет перенесена им в реальную жизнь.

Многие родители отмечают, что ребенок может абсолютно равнодушно относиться к включенному телевизору, но с началом рекламы кроха бросает все дела и устремляет свой взор к голубому экрану. Так вот, рекламу также стоит исключить. Во-первых, она не несет никакой полезной информации. Во-вторых, только засоряет голову глупыми фразами и образами. В-третьих, влияет на подсознание и прививает ребенку «культуру потребления».

До семи лет стоит исключить новостные программы . Сюжеты о терактах, авариях, вооруженных конфликтах могут травмировать неокрепшую детскую психику, привести к неврозам и повышенной тревожности. Если уж подобный новостной сюжет попал в поле зрения, то успокойте ребенка, расскажите, что он находится всегда под вашей защитой.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что грудничкам голубой экран абсолютно не нужен. Детям с двух до трех лет можно ввести в качестве развлечения компьютер или планшет, но не более получаса в сутки. В возрасте от трех до семи лет правильно выбранные передачи могут послужить хорошим подспорьем в воспитании и образовании, но только в том случае, если рядом будут родители, которые способны вступить в диалог, обсудить заинтересовавший сюжет.

Если по каким-либо обстоятельствам вы вынуждены смотреть взрослые передачи вместе с юным зрителем, то постарайтесь сделать так, чтобы ребенок отвлекался на них по минимуму: убавьте яркость и звук, параллельно с просмотром уделяйте время малышу.

Не делайте из телевизора запретный плод, он, как известно, сладок. Пусть лучше он будет «местом вечернего чая», когда собирается вся семья, смотрит старые добрые фильмы, обсуждает новости за день и попивает чай с вкусняшками.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Как говорят ученые, экран телевизора оказывает плохое влияние на человека, а тем более на ребенка. И каждый родитель задумывается над тем, сколько позволительно ребенку смотреть любимые мультики по телевизору? Безусловно, малышам нравится смотреть телевизор, но это также оказывает плохое влияние на них.

Ниже представлены несколько фактов вредного воздействия телевизионного вещания на организм ребенка.
1.Во время просмотра своего любимого мультика, дети обычно сидят или лежат перед экраном. А это оказывает влияние на мышечную систему. А также активный образ жизни играет важную роль в развитии мозга.

2. Всем известно, что от телевизора портится зрение. Это происходит потому, что глаз воспринимает информацию окружающего мира с помощью преломления сетчатки и деформации размера зрачка. Во врем просмотра телепередачи, в сетчатке отражается изображение, а это может привести к атрофированию глаза, почему и портится зрение.

3. Когда человек смотрит телевизор, его мозг практически не работает. Он просто не успевает принимать информацию и обрабатывать ее. Лучше всего заменять просмотр телевизора на настольные игры, которые умственно развивают детей.

4. Сцены в телевизоре достаточно быстро сменяются друг другом, а человечески организм способен реагировать на это как на опасность. Из-за этого вырабатывается гормон кортизол. Этот гормон заставляет человека желать новые эмоции, чувства, ощущения. И влияет это не только на биохимическом уровне, а также на психологическом. Поэтому страшные сны ребенка, агрессия и опасные развлечения – все это от накопления в крови гормона кортизола.

5. Во время чтения книги или общения с людьми, в голове человека возникают образы, развивается фантазия. Это помогает тренировать мышление и держать мозговую деятельность в тонусе. Если ребенок постоянно смотрит телевизор, ему не нужно воспроизводить какие-то образы, ведь они уже есть готовые – на экране телевизора. Именно этом может стать причиной отсутствия творческой стороны у ребенка.

6. Ребенку очень важно развивать свою речь, а находясь перед экраном телевизора, он его, конечно, только смотрит и не разговаривает. И из-за этого малыш может отставать в развитии от своих сверстников. Причем стоит сделать акцент на том, что родительская речь является более понятной для ребенка и помогает ему лучше всяких развивающих телепередач выучить новые слова.

7. По телевизору показывают часто то, что ребенок видеть не должен. Ведь сейчас в мультиках происходят и сцены убийства, и драк и тому подобное. Так что ребенок, видя в главном героя любимого мультика своего кумира, может последовать его примеру и ударить другого малыша в песочнице или грубо ответить родителям.

8. Телевизор даже влияет на успеваемость ребенка в школе. Если малыш зависит от просмотра телевизора, то у него нет желания учиться, читать, считать и тому подобное. А также вообще отсутствует время на учебу.

Конечно, каждый родитель сам решает, позволять ли ребенку смотреть телевизор или нет и если позволять, то сколько. Вряд ли какой-нибудь родитель поощрит влияние телевизора на своего ребенка, а уж тем более негативное.

Конечно, нельзя совсем исключить телевидение из жизни человека. Ведь есть и хорошие телепередачи, которые не оказывают плохое влияние на умственное развитие малыша. Но все равно нужно знать меру во всем.

Татьяна Савкина
Влияние просмотра телевизора на детей дошкольного возраста

Влияние просмотра телевизора на детей дошкольного возраста

Каждый родитель пытается дать своему ребенку все самое лучшее, наполнить его жизнь интересными и полезными занятиями. К просмотру телевизионных передач отношение весьма неоднозначное. Многие молодые люди уже давно отказались от этого устройства в доме вообще и предпочитают телевидению Интернет . Но для ребенка, особенно ребенка дошкольного возраста , не так важно, телевизор или интернет , гораздо важнее - стоит или нет.

Однозначного вреда, как и однозначной пользы, просмотр телевизора ребенку принести не может, это понятно даже людям далеким от вопросов воспитания и детского здоровья. Попробуем разобрать все спорные моменты, рассмотреть все плюсы и минусы и определить, стоит ли позволять ребенку смотреть телевизор , а если стоит, то когда и сколько.

Какой вред может принести ребенку просмотр телевизора ?

Детям очень нравится смотреть телевизор , они быстро привыкают проводить свое время возле цветного экрана. Хорошо ли это?

С одной стороны, дети получают новую информацию в доступной для них форме, форме мультфильмов или специальных передач, рассчитанных на их возраста и особенности восприятия детьми именно такого возраста . Но с другой стороны, дети попутно получают массу ненужной для них информации. Да и кроме того, даже в детских мультфильмах, к сожалению, присутствуют сцены, которые могут напугать ребенка, научить его чему-то нежелательному. Возможный подтекст, который вкладывали создатели детского контента в свою продукцию, малышами может быть понят совсем не так, как задумывали авторы.

Поэтому важно, чтобы ребенок не оставался один на один с телевизором . Чтобы рядом с ним находился взрослый, который мог бы обратить внимание на поведение героев и вовремя разъяснить, почему такое поведение героя и такие его поступки нехороши.

Постоянный просмотр телевизора не дает развиваться в ребенке очень важным способностям : способности фантазировать и способность самообучаться. «Дети телевизора » не умеют играть в ролевые игры, чаще всего они лишь воспроизводят увиденное на экране в процессе своей игры. Они не придумывают новых персонажей, используя только известных героев, им достаточно той информации, которую они черпают из телепередач , они гораздо в меньшей степени «почемучки» , их информационный голод удовлетворяет телевизор .

Печально, но для многих родителей это очень удобно - ребенок занят, он в безопасности, он чему-то там учится, не пристает и не мешает.

Постоянный просмотр телевизионных передач приводит к задержке речевого развития, ведь речь развивается в диалогах, в попытках донести свое мнение, задать свой вопрос , в попытках отстоять свои детские убеждения. А какие диалоги могут быть с телевизором ?

Долгое сидение возле телевизора приводит к гиподинамии. А ведь ребенок, особенно ребенок младшего возраста , должен бегать, прыгать, карабкаться, короче говоря, быть подвижным большую часть времени. Это очень важно для его дальнейшего физического развития. Именно в этом возрасте закладываются такие важные физические параметры, как ловкость, выносливость, гибкость.

Во многих семьях, особенно, если в семье ребенок-малоежка, принято совмещать приемы пищи с просмотром телевизора . «Под мультик» очень удобно кормить ребенка. Увлекшись происходящим на экране, малыш съест всё, что приготовила для него мама. Это весьма опасная практика, ведь таким образом у ребенка формируется неправильное пищевое поведение. Еда у ребенка начинает ассоциироваться с развлечением, и может сформироваться привычка переедать, и как следствие переедания и гиподинамии, развиться ожирение.

Длительный просмотр телевизора самым пагубным образом влияет на зрение ребенка . Быстро сменяемые кадры, постоянное дрожание картинки, которые вроде бы не очень заметны, тем не менее мышцы глаза на него реагируют. Строение человеческого глаза таково, что для сохранения зрения 70% времени он должен смотреть вдаль и лишь 30% времени рассматривать то, что находится вблизи. Жители мегаполисов и так лишены возможности соблюдать условия для сохранения здорового зрения, поскольку смотреть вдаль в крупных городах не очень-то удается. А дополнительная нагрузка на зрение в младшем дошкольном возрасте способствует тому , что в школьном возрасте у детей может развиться близорукость.

Просмотр телевизора в режиме нон-стоп приводит к эмоциональной усталости, рассеянности и неспособности сконцентрироваться на предмете просмотра . Если отвлечь ребенка от просмотра , а потом спросить , о чем шла речь в мультфильме или передаче, то ребенок не сможет ответить, потому что внимание его было поверхностным.

Кроме того, некоторые детские мультфильмы и телепередачи у особо эмоционально нестабильных детей способны вызвать проблемы, которые негативно повлияют на их дальнейшую жизнь. Страх темноты, чудовищ, катаклизмов может возникнуть у ребенка после просмотра контента , который не предназначен для детей его возраста . Работать с такими иррациональными страхами очень сложно, порой вырастающие дети тянут их за собой во взрослую жизнь.

Телевизор лишает ребенка и его родителей самого главного - живого общения, без которого между членами семьи не выстроятся правильные отношения, не получится уникальной семейной атмосферы, которую мы, став взрослыми, вспоминаем с теплотой и нежностью.

Неужели всё так плохо?

Конечно же, превращать обычный электронный прибор в деструктивного монстра не стоит. А уж тем более не стоит обвинять телевизор в плохом влиянии на детей . Если использовать его влияние правильно и дозировано, то телевизор может стать неплохим помощником для родителей и добрым приятелем для детей .

Не секрет, что не каждый взрослый человек обладает педагогическим талантом и даром объяснить все доходчиво и понятно. Особенно, если объяснять приходится маленьким детям. В разработке детских передач принимают активное участие педагоги и детские психологи. Сценарии пишутся на определенный возраст , герои для передач подбираются тоже в соответствии с возрастом ребенка , для которого предназначена передача. В передачах для младшего дошкольного возраста используются определенные приемы, облегчающие восприятие ребенком информации : многократные повторения, возвращение к основной теме разговора, для закрепления полученных знаний, сама информация подается в игровой форме, персонажи яркие и легко запоминаются.

Детские передачи могут помочь научить ребенка различать цвета, запомнить названия и предназначения машин, названия домашних, диких и сельскохозяйственных животных. Простейшие песенки и стихи легче запоминаются, если их учить вместе с любимыми героями мультфильма.

Время, проведенное возле телевизора может быть полезным , если телевизор ребенок смотрит вместе со взрослыми. Это время общения, время, когда на примере героев телевизионных передач взрослые могут рассказать детям об этикете, правилах поведения, поговорить о том, как поведение героя выглядит со стороны.

Что делать, чтобы телевизор приносил пользу а не вред?

Во-первых, время, проведенное возле телевизора нужно обязательно дозировать. Младшим дошкольникам достаточно 10-15 минут, этого времени как раз достаточно, чтобы посмотреть пару серий мультфильма для самых маленьких или программу «Спокойной ночи, малыши!» Этого вполне достаточно. Дети постарше должны проводить возле телевизора не больше 30-40 минут.

Во-вторых, родители должны позаботиться о том, что будет смотреть их ребенок и решить, стоит ли ему смотреть этот мультфильм или передачу. Так, например, пугливому ребенку не стоит смотреть на ночь мультфильмы, которые могут вызвать в нем чувство страха, лучше посмотреть что-нибудь спокойное.

В-третьих, родители, по возможности, должны смотреть телевизор вместе со своими детьми. Смотреть, обсуждать увиденное, интересоваться мнением ребенка. Можно использовать героев мультфильмов и передач для развития фантазии ребенка, предложив малышу придумать продолжение истории, которую вы только что посмотрели, а также нарисовать героев, написать им письмо. Например, можно узнать у ребенка, как по его мнению поступил бы тот или иной герой в определенных жизненных ситуациях.

Очень полезны передачи, в которых что-то предлагается сделать своими руками. Совместное с ребенком творчество очень важно в становлении внутрисемейных отношений.

Необходимо заботиться о том, чтобы телевизор не стал чем-то важным и значимым в жизни ребенка, чтобы он не воспринимал его, как единственное и легкодоступное развлечение. И уж тем более, нужно заботиться о том, чтобы телевизор не стал для ребенка фоном на котором он живет.

Когда смотреть телевизор - это самый простой вопрос . Время просмотра определяется родителями в зависимости от склада характера ребенка, семейных предпочтений, режима дня и общей занятости.

Специализированные детские каналы рассчитаны на детей разного возраста , можно найти передачи и мультфильмы, которые будут интересны разновозрастным детям , чтобы они могли их смотреть все вместе.

Подводя итоги, мы можем сказать, что телевизор - это ни хорошо и ни плохо, это инструмент. И как любой инструмент, использовать его нужно с умом.









2024 © rukaraoke.ru.