Влияние просмотра телевизора на детей дошкольного возраста. Влияние телевизора на сон ребенка


Татьяна Савкина
Влияние просмотра телевизора на детей дошкольного возраста

Влияние просмотра телевизора на детей дошкольного возраста

Каждый родитель пытается дать своему ребенку все самое лучшее, наполнить его жизнь интересными и полезными занятиями. К просмотру телевизионных передач отношение весьма неоднозначное. Многие молодые люди уже давно отказались от этого устройства в доме вообще и предпочитают телевидению Интернет . Но для ребенка, особенно ребенка дошкольного возраста , не так важно, телевизор или интернет , гораздо важнее - стоит или нет.

Однозначного вреда, как и однозначной пользы, просмотр телевизора ребенку принести не может, это понятно даже людям далеким от вопросов воспитания и детского здоровья. Попробуем разобрать все спорные моменты, рассмотреть все плюсы и минусы и определить, стоит ли позволять ребенку смотреть телевизор , а если стоит, то когда и сколько.

Какой вред может принести ребенку просмотр телевизора ?

Детям очень нравится смотреть телевизор , они быстро привыкают проводить свое время возле цветного экрана. Хорошо ли это?

С одной стороны, дети получают новую информацию в доступной для них форме, форме мультфильмов или специальных передач, рассчитанных на их возраста и особенности восприятия детьми именно такого возраста . Но с другой стороны, дети попутно получают массу ненужной для них информации. Да и кроме того, даже в детских мультфильмах, к сожалению, присутствуют сцены, которые могут напугать ребенка, научить его чему-то нежелательному. Возможный подтекст, который вкладывали создатели детского контента в свою продукцию, малышами может быть понят совсем не так, как задумывали авторы.

Поэтому важно, чтобы ребенок не оставался один на один с телевизором . Чтобы рядом с ним находился взрослый, который мог бы обратить внимание на поведение героев и вовремя разъяснить, почему такое поведение героя и такие его поступки нехороши.

Постоянный просмотр телевизора не дает развиваться в ребенке очень важным способностям : способности фантазировать и способность самообучаться. «Дети телевизора » не умеют играть в ролевые игры, чаще всего они лишь воспроизводят увиденное на экране в процессе своей игры. Они не придумывают новых персонажей, используя только известных героев, им достаточно той информации, которую они черпают из телепередач , они гораздо в меньшей степени «почемучки» , их информационный голод удовлетворяет телевизор .

Печально, но для многих родителей это очень удобно - ребенок занят, он в безопасности, он чему-то там учится, не пристает и не мешает.

Постоянный просмотр телевизионных передач приводит к задержке речевого развития, ведь речь развивается в диалогах, в попытках донести свое мнение, задать свой вопрос , в попытках отстоять свои детские убеждения. А какие диалоги могут быть с телевизором ?

Долгое сидение возле телевизора приводит к гиподинамии. А ведь ребенок, особенно ребенок младшего возраста , должен бегать, прыгать, карабкаться, короче говоря, быть подвижным большую часть времени. Это очень важно для его дальнейшего физического развития. Именно в этом возрасте закладываются такие важные физические параметры, как ловкость, выносливость, гибкость.

Во многих семьях, особенно, если в семье ребенок-малоежка, принято совмещать приемы пищи с просмотром телевизора . «Под мультик» очень удобно кормить ребенка. Увлекшись происходящим на экране, малыш съест всё, что приготовила для него мама. Это весьма опасная практика, ведь таким образом у ребенка формируется неправильное пищевое поведение. Еда у ребенка начинает ассоциироваться с развлечением, и может сформироваться привычка переедать, и как следствие переедания и гиподинамии, развиться ожирение.

Длительный просмотр телевизора самым пагубным образом влияет на зрение ребенка . Быстро сменяемые кадры, постоянное дрожание картинки, которые вроде бы не очень заметны, тем не менее мышцы глаза на него реагируют. Строение человеческого глаза таково, что для сохранения зрения 70% времени он должен смотреть вдаль и лишь 30% времени рассматривать то, что находится вблизи. Жители мегаполисов и так лишены возможности соблюдать условия для сохранения здорового зрения, поскольку смотреть вдаль в крупных городах не очень-то удается. А дополнительная нагрузка на зрение в младшем дошкольном возрасте способствует тому , что в школьном возрасте у детей может развиться близорукость.

Просмотр телевизора в режиме нон-стоп приводит к эмоциональной усталости, рассеянности и неспособности сконцентрироваться на предмете просмотра . Если отвлечь ребенка от просмотра , а потом спросить , о чем шла речь в мультфильме или передаче, то ребенок не сможет ответить, потому что внимание его было поверхностным.

Кроме того, некоторые детские мультфильмы и телепередачи у особо эмоционально нестабильных детей способны вызвать проблемы, которые негативно повлияют на их дальнейшую жизнь. Страх темноты, чудовищ, катаклизмов может возникнуть у ребенка после просмотра контента , который не предназначен для детей его возраста . Работать с такими иррациональными страхами очень сложно, порой вырастающие дети тянут их за собой во взрослую жизнь.

Телевизор лишает ребенка и его родителей самого главного - живого общения, без которого между членами семьи не выстроятся правильные отношения, не получится уникальной семейной атмосферы, которую мы, став взрослыми, вспоминаем с теплотой и нежностью.

Неужели всё так плохо?

Конечно же, превращать обычный электронный прибор в деструктивного монстра не стоит. А уж тем более не стоит обвинять телевизор в плохом влиянии на детей . Если использовать его влияние правильно и дозировано, то телевизор может стать неплохим помощником для родителей и добрым приятелем для детей .

Не секрет, что не каждый взрослый человек обладает педагогическим талантом и даром объяснить все доходчиво и понятно. Особенно, если объяснять приходится маленьким детям. В разработке детских передач принимают активное участие педагоги и детские психологи. Сценарии пишутся на определенный возраст , герои для передач подбираются тоже в соответствии с возрастом ребенка , для которого предназначена передача. В передачах для младшего дошкольного возраста используются определенные приемы, облегчающие восприятие ребенком информации : многократные повторения, возвращение к основной теме разговора, для закрепления полученных знаний, сама информация подается в игровой форме, персонажи яркие и легко запоминаются.

Детские передачи могут помочь научить ребенка различать цвета, запомнить названия и предназначения машин, названия домашних, диких и сельскохозяйственных животных. Простейшие песенки и стихи легче запоминаются, если их учить вместе с любимыми героями мультфильма.

Время, проведенное возле телевизора может быть полезным , если телевизор ребенок смотрит вместе со взрослыми. Это время общения, время, когда на примере героев телевизионных передач взрослые могут рассказать детям об этикете, правилах поведения, поговорить о том, как поведение героя выглядит со стороны.

Что делать, чтобы телевизор приносил пользу а не вред?

Во-первых, время, проведенное возле телевизора нужно обязательно дозировать. Младшим дошкольникам достаточно 10-15 минут, этого времени как раз достаточно, чтобы посмотреть пару серий мультфильма для самых маленьких или программу «Спокойной ночи, малыши!» Этого вполне достаточно. Дети постарше должны проводить возле телевизора не больше 30-40 минут.

Во-вторых, родители должны позаботиться о том, что будет смотреть их ребенок и решить, стоит ли ему смотреть этот мультфильм или передачу. Так, например, пугливому ребенку не стоит смотреть на ночь мультфильмы, которые могут вызвать в нем чувство страха, лучше посмотреть что-нибудь спокойное.

В-третьих, родители, по возможности, должны смотреть телевизор вместе со своими детьми. Смотреть, обсуждать увиденное, интересоваться мнением ребенка. Можно использовать героев мультфильмов и передач для развития фантазии ребенка, предложив малышу придумать продолжение истории, которую вы только что посмотрели, а также нарисовать героев, написать им письмо. Например, можно узнать у ребенка, как по его мнению поступил бы тот или иной герой в определенных жизненных ситуациях.

Очень полезны передачи, в которых что-то предлагается сделать своими руками. Совместное с ребенком творчество очень важно в становлении внутрисемейных отношений.

Необходимо заботиться о том, чтобы телевизор не стал чем-то важным и значимым в жизни ребенка, чтобы он не воспринимал его, как единственное и легкодоступное развлечение. И уж тем более, нужно заботиться о том, чтобы телевизор не стал для ребенка фоном на котором он живет.

Когда смотреть телевизор - это самый простой вопрос . Время просмотра определяется родителями в зависимости от склада характера ребенка, семейных предпочтений, режима дня и общей занятости.

Специализированные детские каналы рассчитаны на детей разного возраста , можно найти передачи и мультфильмы, которые будут интересны разновозрастным детям , чтобы они могли их смотреть все вместе.

Подводя итоги, мы можем сказать, что телевизор - это ни хорошо и ни плохо, это инструмент. И как любой инструмент, использовать его нужно с умом.

Влияние телевидения на развитие детей

Современный человек вряд ли мыслит свою жизнь без телевидения. Наличие нескольких голубых экранов в каждом доме уже не является чем-то уникальным. Часто практически ежедневно мы организуем свой досуг с учетом просмотра телепередач. Тут же рядом с нами оказываются и наши дети. Как же влияет телевизор на их жизнь?

Многие взрослые уверены в безвредности пребывания детей перед телеэкраном. Это мнение ошибочно и опасно.

Ежедневный просмотр телевизора способствует формированию у ребенка привычки бесполезного просиживания перед экраном и пассивного его созерцания вне зависимости от содержания передач. Таким образом, теряется время, отведенное ребенку на игры, общение, физическую и познавательную активность.

Телевизор ухудшает общение между членами семьи. Родители меньше внимания уделяют детям, меньше разговаривают с ними и между собой. В результате чего страдает общее психическое развитие ребенка.

Продолжительное сидение перед телевизором может нанести существенный удар по здоровью ребенка (может привести к значительному ухудшению зрения, формирования ожирение, снижению иммунитета и пр.).

При просмотре развлекательных фильмов и передач дети не прилагают умственных усилий, в связи с этим снижается уровень понимания ребенка, уменьшается острота его восприятия и способность к логическому мышлению.

Дети, воспитываемые телевизором, плохо выражают свои мысли, речь их бедна и однообразна, словарный запас мал.

Телевидение снижает внимательность у детей и способствует появлению у них гиперактивности. Мелькающие телевизионные кадры и постоянно движущиеся объекты не дают ребенку возможности сфокусировать внимание на продолжительный период. Гиперактивный ребенок копирует своим поведением скорость изменчивости изображений на экране.

Дети, растущие на телепередачах, теряют творческую фантазию, способность и потребность чем-либо себя занимать, перестают придумывать игры и сочинять рассказы, они начинают скучать среди множества игрушек и предметов для творчества, перестают проявлять интерес к новому и увлекательному в окружающем мире.

Дети приучаются к поверхностному восприятию жизни, становятся пассивными и интеллектуально ленивыми.

Передачи и фильмы низкого морального уровня учат детей агрессивности, совершению неблаговидных поступков и, в конечном счете, способствуют снижению моральных устоев.

Отмечено, что дошкольники и школьники, активно просматривающих телепередачи, склонны к непослушанию, проявлению агрессивных форм поведения, вспыльчивости, грубости, конфликтам. Свою правоту они предпочитают доказывать дракой. Такие дети обычно с трудом засыпают, спят беспокойно, вскрикивают, плачут во сне.

Обеднение внутреннего мира ухудшает способность детей к конструктивному общению со сверстниками, их взаимоотношения становятся поверхностными и примитивными.

Серьезно страдает при просмотре отдельных телевизионных сюжетов инстинкт самосохранения ребенка и ценность бережного отношения к окружающим людям. Если герои мультфильмов бьют друг друга, после чего вскакивают, как ни в чем не бывало, если в мультфильме кого-то убивают, то не удивительно, что дети потом лупят младших братьев и сестер, домашних животных, проявлять агрессию к сверстникам, взрослым, а некоторые наоборот начинают бояться окружающих людей, становится запуганным, подозрительными, зажатыми.

Психологи рекомендуют, чтобы ребенок до 4 лет в основной период созревания структур мозга не смотрел телепередачи вообще, после 6 лет не более часа в неделю; после 10-лет - 2-3 часа. После 16 лет ограничения снимаются, так как подростку настает пора взросления и принятия на себя ответственности самому определять выбор между желанием просмотра телевизора и вредом здоровью, который этот просмотр может нанести.

Но ни для кого не секрет, что телевидение несет в наш дом не только зло. Очень много полезного, поучительного и нужного может дать ребенку просмотр некоторых фильмов и передач. Просто важно помочь найти их среди огромного количества ненужного материала.

Не проводите сами все свободное время за телевизором, не смотрите подряд все передачи и фильмы. Глядя на родителей, и ребенок не будет смотреть все подряд.

Не позволяйте ребенку долго смотреть телевизор, старайтесь занять его другими развлечениями, более полезными для здоровья.

Прежде чем ребенок сядет за просмотр какого-либо фильма, постарайтесь заранее узнать, о чем он, будет ли он подходящим для воспитания ребенка.

Приучайте ребенка смотреть фильмы познавательные, научно-популярные, исторические, которые расширяют кругозор и учат думать. Рекомендуется смотреть их вместе с ребенком, чтобы вовремя объяснить ему непонятные моменты, а затем обсудить увиденное.

Просмотр вместе с ребенком некоторых фильмов дает возможность объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо», дать оценку характерам главных героев картины.

Группа «Паровозик»

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Влияние телевидения

Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Первоклассники (по результатам исследований) не могут четко определить, где - правда, а где - ложь. Они слепо доверяют всему тому, что представлено на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране.

Как сделать так, чтобы дети как можно реже слышали выражения родителей: «Опять уроки вечером не делаешь? Чем ты занимался, опять у телевизора сидел?» и т.д.

Правила борьбы с телеманией:

  1. Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра для взрослых и детей на после дующую неделю.
  2. Обсуждение любимых телепередач взрослых и детей после просмотра. Выслушивание «за» и «против» детей по поводу взрослых передач и мнение взрослых по поводу детских.
  3. Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка.
  4. Необходимо помнить о том, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, свыкнется с ними и даже испытывает при этом удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами.

Группа «Рябинушка»

Влияние телевизора на психику ребенка

Интересно, что большинство детей, испытывающих вред телевизора на себе, просто вынуждены его смотреть, так как живут в маленьких квартирах с родителями, и телевизор работает для родителей с утра до вечера, вынуждая ребенка его смотреть вместе со взрослыми.

Но если для взрослых это привычка, то детская психика не выдерживает такой атаки. Если Ваш ребенок проводит за телевизором большую часть своего времени – это серьезный повод задуматься. Но к сожалению, вред телевидения в настоящее время нельзя не отрицать. Постепенно оно превращается в… школу разврата. Наиболее сильно влияние телевизор оказывает на подростков, так как взрослый человек может понять, что не всё, увиденное им в фильмах и шоу является нормой.

Так, сцены насилия ведут к тому, что человек потихоньку привыкает к обесцениванию жизни: различные боевики и триллеры учат тому, что человека убить очень легко.

Реалити-шоу настолько крепко внедряются в подсознание, что многие дети начинают вести себя так же, как их герои. А ведь в подобных программах показывается общение, полное ссор и ругани, общение, доходящее порой до рукоприкладства, тогда как в жизни, напротив, следует стремиться к бесконфликтности. Кроме того, идет сплошная пропаганда красивой жизни. Кино и сериалы нацеливают на то, что богатым стать легко и просто: деньги приходят сами собой. Из-за этого многие, особенно школьники, уходят от реальности в фантазийные миры. На экране дети видят другой мир, находят то, что им недоступно в нашем мире. В фильмах – пляжи, отдыхи, деньги, а здесь все серо и скучно. Если слишком много думать об этом, можно дойти даже до самоубийства.

Движение – жизнь! А для ребенка – это естественное состояние организма. Во время просмотра мультфильмов/передач мышечная система находится в статическом (застывшем) состоянии. И остается в нем до тех пор, пока дитя сидит перед голубым экраном. От этого могут появляться мышечные зажимы и блоки, а если малыш систематически смотрит телевизор в неправильной позе или телевизор и «посадочное место» находятся в нефизиологичной диспозиции, то ребенок рискует осанкой и нормальным развитием костной системы. И не вините потом в сколиозе своего наследника школьного учителя, посадившего его не за ту парту. Второй побочный эффект затяжных просмотров – возможное состояние возбуждения и раздражительности.

Чем больше времени посвящается «ящику», тем меньше его остается на общение с родителями, друзьями, животными. У детей, которые больше трех

часов в день проводят возле телевизора, медики констатируют задержки речевого развития.

Когда мы смотрим на реальный предмет, глазные мускулы постоянно тренируются, как бы «ощупывая» вещь. С телевизором же все наоборот. Парадокс восприятия телекартинки: изображение на экране движется, а глазные мускулы – нет! При телепросмотре ученые констатируют заметное снижение активности глаз.

При просмотре увлекательной передачи у ребенка па 90% замедляются обменные процессы. Во время просмотра телевизора активизируются так называемые центры голода, пробуждающие аппетит. Но! Кушать-то зритель кушает, а центры головного мозга, ответственные за чувство насыщения, дремлют (мы ведь сосредоточены на телевизоре), в итоге человек съедает в 3 раза больше.

Даже если в семье ведется строгий учет телевизионных просмотров, обратите внимание на невинные, казалось бы, художественные фильмы. По статистике, на долю такого кинематографа приходится больше половины всех транслируемых сцен насилия (57%). Если ребенок регулярно видит их по телевизору, нарушается его эмоциональное развитие, не формируется способность к состраданию и сочувствию. Такие дети в школе часто слывут хулиганами, а в подростковом возрасте рискуют попасть в криминальную историю. У каждого третьего школьника, увидевшего по телевизору минутную сцену какого-нибудь ужаса, чувство страха (не всегда видимое!) остается в течение нескольких минут, а то и часов – такой ребенок может страдать неврозами, бессонницей, повышенной тревожностью.

Что делать?

Дозируйте время, проведенное у телевизора. Малышей до 3 лет к телевизору не приглашаем. Вред от просмотра в этом возрасте – огромный!

Дети 3-6 лет – не больше 20 минут в день. Различать, где реальное, а где воображаемое, детям трудно до 7 лет.

Школьникам 6-11 лет – не больше 40 минут. В это время формируется отношение к увиденному, критический взгляд на телеперсонажей. Обсудить с детьми действия киногероев.

Подросткам с 11-14 лет – до 1 часа.

С 14-18 лет - 2 часа.

Очень важным становится отбор передач. Пусть подросток аргументирует выбор передачи или фильма, поделится с родителями, что его привлекло или чему он научился благодаря просмотру. Время, проведенное за совместным просмотром и обсуждением увиденного, приобретает огромное значение.

Группа «Ромашка»

«Ребенок и телевизор»

Общие советы по организации просмотра

ребенком телевизора:

1. Постарайтесь как можно дольше откладывать первое знакомство ребенка с телевизором (сопротивляться зависимости от телеэкрана будет крайне сложно).

2. Выбирайте для просмотра передачи, фильмы и мультфильмы, подходящие ребенку по возрасту (предпочтительны отечественные мультфильмы и фильмы, хотя далеко не все и не в любом возрасте, передачи развивающе-познавательного характера для детей старшего дошкольного и школьного возраста).

3. Тщательно следите за содержанием телеэфира (желательно находиться рядом с ребенком во время просмотра, чтобы иметь возможность пресечь ненужную, вредную информацию, объяснить непонятное).

4. Ни в коем случае не используйте телевизор как фон для других занятий, особенно для еды.

5. Правильно организуйте место просмотра: расстояние от глаз ребенка до телевизора должно быть не менее 3-4 метров, центр экрана должен быть на высоте кончика носа ребенка.

6. Следите за положением тела ребенка при просмотре, оно должно быть прямым, сидячим.

Группа «Солнышко»


Влияние телевизора на ребенка довольно серьезное, и если ребенок, который еще не ходит в школу, слишком сильно увлекается просмотром телевизора, он оказывается менее развитым и хуже подготовленным к занятиям. К такому выводу пришли ученые из университета Нью-Йорка. Данные их исследования были опубликованы в журнале Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics.

Данные про влияние телевизора на ребенка

Если верить данным исследования, то ограничение просмотра телевизора детьми имеет огромный смысл. Американская академия педиатрии в 2001 году опубликовала рекомендации, согласно которым дети старше 2 лет должны смотреть телевизор не более 2 часов в день. В октябре 2016 года рекомендации были изменены. Рекомендуемое время просмотра телевизора для детей от 2 до 5 лет было снижено до 1 часа в день.

– Более ранние исследования показывают, что дети очень часто смотрят телевизор гораздо дольше рекомендованного времени, – говорит кандидат наук Эндрю Рибнер, — А в наше время, когда технологий стало еще больше, появились смартфоны и планшеты, и время, проводимое ребенком у экрана, стало еще более длительным.

Возможно, вам также интересно знать, какое влияние на здоровье оказывает .

Вредно ли ребенку смотреть телевизор

Увлечение просмотром телевизора плохо влияет на способность к обучению у дошкольников. Это было доказано в многочисленных исследованиях, проведенных ранее. Но мало внимания уделялось тому, как социально-экономический статус родителей влияет на развитие ребенка. Эндрю Рибнер с коллегами занялся изучением этого вопроса. В серии исследований он пытался понять, существует ли разница между детьми из семей с разным уровнем дохода в этом вопросе.

Рибнер и его коллеги изучили 807 посетителей детских садов из разных социальных групп. Их родители ответили на вопросы об уровне дохода, о количестве времени, проводимого у телевизора их детьми каждый день. Видеоигры, планшеты и смартфоны не учитывались в данном исследовании. У детей измерялся уровень развития математических способностей, уровень знания алфавита и умение читать, а также другие когнитивные функции, включая объем рабочей памяти, когнитивную гибкость, стремление к активности. Исследователи обнаружили, что большое количество часов, проведенных у телевизора ежесуточно, снижает уровень готовности дошкольников к школе. Особенно страдают математические способности и стремление проявлять активность. Нарушения были более явными у детей, которые смотрели телевизор больше 2 часов в день.

Чем выше был уровень дохода семей, тем меньше увлечение просмотром телевизора влияло на готовность к школе. Это означает, что дети из бедных семей особенно уязвимы к воздействию телевидения на их когнитивные функции. Максимальное падение способности к обучению наблюдалось у детей, растущих в семьях, находящихся на грани нищеты. Меньшее влияние было обнаружено в группе семей со средним доходом. В группах с высоким доходом и вовсе такой связи обнаружено не было.

Как влияет телевизор на ребенка

Интересным оказался тот факт, что просмотр телевизора сильнее всего влиял на математический интеллект и на способность к активным действиям. Что касается знания алфавита и умения читать, это там негативного влияния выявлено не было. Исследователи предполагают, что телевизионные передачи, особенно образовательные программы для детей, могут улучшать способность к чтению у дошкольников. А в области математики подобных эффектов обнаружено не было.

Исследователи не изучали содержание передач, которые смотрели дети. Вне поля зрения ученых также был общий контекст просмотра. Авторы предполагают, что эти факторы могут влиять на то, на каком уровне дошкольники демонстрирует готовность к школе. Возможно, именно в этом кроется причина того, что в высокодоходных семьях дети оказываются более защищенными от негативного влияния телевидения. Например, может оказаться так, что дети из богатых семей чаще смотрят образовательные передачи и реже развлекательные. Кроме того, более социально успешные родители, возможно, чаще смотрят телевизор вместе со своими детьми, обсуждают увиденное, объясняют им непонятные вещи, развивая их интеллект и умение понимать и оценивать мир. Возможно, родители из богатых семей имеют больше времени и ресурсов на то, чтобы заниматься развитием своих отпрысков.

– Наши результаты показывают, что те обстоятельства, которые окружают ребенка во время просмотра телевизора, могут оказывать существенное влияние на его способность к обучению, – добавляют исследователи.

Ученые рекомендуют все-таки ограничивать просмотр телевизора детьми. И придерживаться рекомендованных Американской академией педиатров нормативов. То есть не давать детям дошкольного возраста смотреть телепрограммы больше 2 часов в сутки, чтобы избежать негативного влияния телевизора на ребенка.









2024 © rukaraoke.ru.