Агрессивные и жестокие подростки в россии. Жестокость подростков: причины и профилактика. Трудный подросток


31 мая 2011, 15:12

Почему проявляется жестокость в детском и подростковом возрасте, откуда столько агрессии у современных подростков? Что это – влияние телевидения, дань моде, вызов обществу, попытка самоутвердиться? Как уберечь своего ребенка от проявлений агрессии? Как воспитать человеком, который не поднимет руку на слабого? Сложно ответить на эти вопросы, которые с ужасом задают себе родители, видящие множество роликов со сценами насилия в школе. Истоки жестокого поведения мы можем найти и в школе, и дома. Доказано, что чаще всего агрессию проявляют дети, чьи родители уделяют им мало внимания, ориентированы на карьеру. В данном случае, жестокость – это способ ребенка доказать миру, что он может быть независимым, что он отвергает ценности этого общества. В данном случае жестокость – это выплеск злости, обиды на недополученную ласку, внимание. К такому же результату приводит проявление жестокости в семье, как морального, так и физического подавления ребенка. В этом случае ребенок мстит окружающим за полученные травмы, моральное унижение. Но это еще далеко не все: дети, родители которых позволяют им все, также могут стать еще более жестокими и агрессивными. Они не понимают, что могут быть наказаны за какой-либо поступок, состоятельность родителей часто дает «иммунитет» перед работниками милиции. В таких ситуациях жестокость является следствием безнаказанности.
Но даже благополучная семья – не гарантия того, что подросток не будет проявлять жестокость. Как ни печально, но часто виновата школа. Учителя не замечают конфликтов внутри класса, закрывают на них глаза, хотя именно учителя и классные руководители отвечают за атмосферу в классе и легко могут заметить отклонения от нормальных взаимоотношений между школьниками. Скажем прямо, некоторые боятся, некоторые не хотят лишних хлопот и ответственности. Они оправдывают себя тем, что всегда в классе есть дети, которые становятся «козлами отпущения» и есть агрессоры, лидеры. Но разве это повод отпускать ситуацию на самотек, разве мало сейчас случаев самоубийства среди школьников, доведенных издевательствами одноклассников до предела? Ситуация, когда в классе начинается травля новенького или ребенка, который чем-то отличается от других, ненормальна. Ее можно избежать и контролировать. Опыт показывает, что беседы с детьми на эту тему приведут к положительному результату в подавляющем большинстве случаев. Чаще всего агрессия в классе появляется тогда, когда школьниками не интересуются, не пытаются найти индивидуальный подход к ним и привить какие-то моральные нормы. И тогда травля слабых и «не таких» расцветает вовсю. Если не пытаться исправить ситуацию, то могут быть печальные последствия.. Вспомните фильм «Цельнометаллическая оболочка» - к чему привели постоянные издевательства над неуклюжим парнем… А еще важно донести до подростка, что есть не только жертва и обидчик, есть еще соучастники – все те, кто бездействует. Те, кто просто смотрит или смущенно отводит глаза. Что родители могут сделать, чтобы их ребенок не проявлял жестокость по отношению к другим? Как ни банально звучит – подавать ему пример своим поведением. Разговаривать с ребенком, не игнорировать его проблемы, не злоупотреблять наказаниями, не требовать идеального поведения – вот некоторые правила. Подростку иногда бывает нужно выплеснуть энергию, пусть он это сделает без вреда для окружающих: на занятиях спортом, например. А еще ребенку с детства надо объяснить, что есть не только «я так хочу», но и обязанности, необходимость считаться с другими людьми. Как понять, что ваш ребенок – жертва жестокого поведения подростков? Если школьник постоянно подавлен, плохо спит, у него плохой аппетит, его вещи иногда испачканы и порваны, он не хочет идти в школу, то, скорее всего, проблема есть. Поговорите с ним. Хорошо, если ребенок доверяет родителям и расскажет обо всем. Если нет – вы не должны настаивать на ответах, пытайтесь помочь ему советом, проявите максимум доброжелательности. Подросток должен быть уверен, что вы на его стороне, что он может просить у вас помощи. Объясните, что рассказать об этой проблеме – не признак слабости, что вы сможете оказать адекватную помощь, что обсудите с ним пути решения и что это не «донос» на сверстников. Поймите, что ребенок боится, что вы можете ухудшить ситуацию. Ни в коем случае не говорите, что все его проблемы легко решаемы, не отмахивайтесь от мелочей. Вы должны быть союзником, авторитетом, помощником. Подростковая жестокость во всем мире приобретает ужасающие формы и масштабы: школьники расстреливают одноклассников; избивают сверстников, снимая действие на мобильный телефон и выкладывая видео в интернет; доводят одноклассников до самоубийства. Вот только некоторые факты, подтверждающие это: Россия. В одной из школ Благовещенска ученики 8-го класса избили свою соученицу, сняли избиение на видео и выложили в интернете. Девочку толпой пинали и оплёвывали. Россия. В Тюмени 14-летняя школьница Наташа Суворова выпрыгнула с 8-го этажа, не выдержав издевательств со стороны одноклассниц. Польша. 14-летняя ученица 2-й гимназии города Гданьска повесилась после того, как одноклассники во время урока раздели ее догола и сняли на видеокамеру мобильного телефона. В настоящее время в отношении пяти ее одноклассников возбуждено уголовное дело по статье “Доведение до самоубийства”. Россия. 19-летний Сергей Андрюшин в девять утра на узкой ульяновской дорожке повздорил с группой ребят помладше. Сергей приехал из другого района, по одной из версий, этого оказалось достаточно, чтобы на школьном дворе его забили железными прутьями и арматурой. Россия. Стая детдомовцев нанесла мужчине около 47 повреждений различной степени тяжести в области головы, на туловище - около 130 и на конечностях - около 160. Всего - более 300. Экспертиза показала, что погибшего не только жестоко убили, но еще и частично съели. Великобритания. В январе 2005 года в Великобритании завершился процесс над двумя школьницами, которые взяли в плен свою 12-летнюю подружку и издевались над ней в течение трех часов. Великобритания. В октябре прошлого года 12-летней ученице колледжа в Шиффелде изрезали лицо ножом только потому, что ее успехи в учебе кому-то из одноклассников не нравились. «Подросток, устроивший стрельбу в школе, был поклонником компьютерной игры-стрелялки», «Ассоциация обеспокоенных родителей обвиняет телевидение в приучении детей к жестокости», «Губернатор Калифорнии подписал закон, запрещающий продажу несовершеннолетним видеоигр со сценами насилия»... Почти все публикации на подобные темы - от академических исследований до сообщений информационных агентств - единодушны в причине детской и подростковой жестокости. Картина, которую они рисуют, выглядит прямо-таки катастрофической: индустрия зрелищ и видеоигр обрушивает на наших отпрысков нескончаемый поток жестокости, заглушая в них все человеческое. Но разве все повзрослевшие любители страшилок становятся бесчувственными убийцами? И из кого все же вырастают гуманисты? Это происходит с каждым из нас. Но, став взрослыми, мы задвигаем куда-то на задворки личности воспоминания о том упоении, с которым мы играли в войну, и уж совсем не хотим вспоминать собственные страхи по поводу вещей, кажущихся нам, взрослым, сущей ерундой. Нас вдруг начинает пугать доступность зрелищ такого рода для наших детей - и мы всегда готовы поверить, что это не они выбирают себе «ту сказку, которая нужна», а некие злые силы (например, киноиндустрия или индустрия видеоигр, заботящиеся, конечно же, только о своих прибылях) намеренно приучают их к жестоким и кровавым зрелищам. И действительность вроде бы подтверждает наши страхи: после каждой трагической вспышки беспричинной жестокости пресса с готовностью сообщает нам, что убийца увлекался кровавыми боевиками или компьютерными играми-стрелялками. Эрик Харрис и Дилан Клиболд, расстрелявшие в 1999 году в школе Коламбайн 12 своих товарищей и учителя, а затем покончившие с собой, увлекались игрой Doom. Коди Пози, застреливший в 2004-м отца, мачеху и сводную сестру, несколько месяцев перед этим играл в Grand Theft Auto, а Чо Сын Хи, в апреле этого года убивший 32 человека в Вирджинском политехническом институте, предпочитал Manhunt. И общественное мнение даже и без помощи экспертов (в которых, впрочем, тоже никогда не бывает недостатка) воспринимает их стереотипно: насмотрелись - и пошли стрелять! Такое простое объяснение для многих кажется очевидным. И нужно обладать незаурядным интеллектуальным мужеством и непредвзятостью, чтобы публично спросить: а из чего, собственно, нам это понятно? Когда сделанные игрушки детям недоступны, они с не меньшим упоением стреляют из самодельных пистолетов О том, чем вызвана агрессивность у подростков, рассказал практический психолог Олег Зонтов. Эмоциональная нестабильность. Подростки не могут себя контролировать во время конфликта и зачастую идут до конца. Там, где взрослый может остановиться, подросток полезет в драку и будет бить, пока не выплеснет эмоции. “Потому что мы стая”. Главное в таком возрасте - находиться в группе, “стае” и не стать “белой вороной”. При этом “стая” сама выбирает жертву и чаще всего по физиологическому признаку: “толстая”, “худая”, “очкарик”. “Кодекс чести”. У подростков есть нормы и правила поведения в группе, и того, кто их нарушает, сразу же отторгают и подвергают агрессии. Агрессия, кроме физической (применение физической силы) и вербальной (оскорбления), может выражаться в форме раздражительности, подозрительности, обидчивости. Это тоже проявления агрессии, только выраженные по-другому. Чтобы предупредить подростковую жестокость, взрослому необходимо сотрудничать с подростком, ценить его как личность. Пробел в воспитании закладывается с детства “Пробел в воспитании закладывается с детства, когда ребенок понимает только “хочу!” и “дайте!”, а не “должен” и “надо”, - говорит директор СШ № 4 г.Краматорска Евгения Сидорова. - Именно в этом я вижу истоки подростковой жестокости. Важно также, чтобы учитель не переносил свои проблемы на детей и ко всем был внимателен. Мне бы хотелось обратить внимание не столько на крайние формы проявления подростковой жестокости (драки, насилие), сколько на начальную форму, когда подросток грубит родителям, учителям, - говорит директор школы Евгения Сидорова. - Это отношение ребенка к взрослым и есть нижняя ступень жестокости”. Причинами ее возникновения директор считает недостаток родительского внимания, отношение учителей к ученику и информационное поле, в котором растет ребенок. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила коэффициент подростковой жестокости в 35 странах Европы и Северной Америки. В ходе исследования выяснилось, что в Венгрии живут самые жестокие девочки, а в Чехии - мальчики. Определение агрессивности подростков - в возрасте с 11 до 15 лет - было произведено в рамках традиционного изучения поведения детей школьного возраста, результаты которого ВОЗ публикует каждые четыре года. В этот раз ученые исследовали 161 000 школьников из 35 стран. Социологи определили, что 32% венгерских девочек и 69% чешских мальчиков за прошедший год были вовлечены хотя бы в одну драку. Соответственно, обе страны получили самый высокий коэффициент подростковой жестокости. Эстония, Литва и Бельгия также вошли в пятерку стран с высочайшим коэффициентом агрессивности среди девочек, а Литва, Латвия и Израиль - среди мальчиков. Страной самых мирных подростков оказалась Финляндия, в которой лишь 13% девочек и 37% мальчиков дрались в 2005 году. Одна из авторов исследования, доктор Кандэйс Карри из Эдинбургского университета, говорит, что причины такой разницы в поведении у подростков из различных развитых стран пока не установлены. Особенно ученых поражает рекордно низкий коэффициент подростковой жестокости в Финляндии. Как помочь? Итак, вы знаете, что ваш ребенок страдает от жестокости своих сверстников. Какие шаги предпринять? Простейший выход, казалось бы – перевод в другой класс/школу. Но этот шаг далеко не всегда может решить проблему. Попытайтесь сначала решить ситуацию на месте. Сделайте все, что в ваших силах. Иногда действительно не помогают никакие доводы и действия – нужно обращаться к учителям, родителям обидчиков, если и это не поможет - в милицию. Покажите, что вы не дадите безнаказанно портить жизнь своему ребенку. Причем нужно не только поставить на место обидчиков, но и излечить психологическую травму, уже нанесенную ими. Есть смысл в беседах с психологом, ребенок должен повысить свою самооценку, потому что третируют в основном тех, кто не уверен в себе. Ребенок хочет пойти на секцию каратэ – отлично! Предоставьте ему такой шанс, он научится постоять за себя, но, прежде всего, это улучшит его дисциплину, организованность, уберет страхи. Умение драться не всегда срабатывает в случаях травли ребенка одноклассниками – тут не один враг, их много. Но все-таки умеющего защитить себя не будут задевать слишком активно. Толпа агрессивна, жестока, но и труслива. Что делать ребенку, как помочь в этой ситуации, какие советы вы можете дать подростку, как защитить детей от насилия?

Многие родители школьников не понаслышке знают, что детская жестокость — это факт, и защищать детей иногда нужно… от самих детей… но иногда защищать от детей нужно и взрослых.

Сегодня речь пойдет о жестокости и насилии, осуществляемыми подростками в отношении своих сверстников и даже взрослых людей. В частности мы поговорим об агрессивных и жестоких подростках в России. Что движет детьми, избивающими до полусмерти, а иногда до смерти себе подобных? Почему почти всегда не действуют никакие меры по пресечению противоправных действий маленьких нелюдей? Почему бездействуют родители жестоких школьников, подростков?

Случаев избиений, причинений вреда здоровью средней и тяжелой степени, даже убийств, совершенных несовершеннолетними детьми — сегодня гораздо больше, чем раньше, чем, например, 10-20 лет назад. Кто-то говорит о том, что просто раньше это все не выставлялось напоказ, что школьники были жестоки всегда, что раньше агрессия забивалась внутрь и выходила в иной форме и т. д.

Но это все неправда: сегодняшнее юное поколение очевидно более агрессивно, неуправляемо, зло, кровожадно.

«Дети (на вид им по 12-13 лет) избивают девочку.

На кадрах видно, что она сидит одна за последней партой, и в это время ее атакуют сразу несколько одноклассниц. Жертву нецензурно оскорбляют, бьют, таскают за волосы, ударяют головой о парту и рвут на ней одежду». 2013 год:

2014 год. Жестокое избиение девочки одноклассницами. Программа «Пусть говорят « :

А это 2016 год. Избиении 16-летней сироты ровесницами-однокурссницами в общежитии Карсунского технологического техникума:

Названия видео, выдаваемые Ютубом на запросы о жестоких школьниках поражают откровенностью ужаса и сухостью констатации фактов творимого (словно речь о сломанных игрушках, а не о жизнях), сводки боевых действий:

«В Караганде школьницы убийцы предстали перед судом

Подруги убили школьницу в Сибири из-за парня

Компания подростков избили и изнасиловали 13-летнюю девочку

Школьник зверски избивает и оскорбляет пенсионерку!!!

Дети надругались над девочкой в лагере «Прометей», мать жертвы в шоке

Школьницы избили девочку-инвалида

Родительское собрание закончилось избиением учительницы»

и т. д.

Многие помнят советский фильм «Чучело» 1983 года. И тогда была жестокость среди школьников, вообще детская жестокость — явление вечное… Конфликт между новой ученицей и агрессивной стаей класса основывался на том, что Лена («Чучело») была чудаковатой, вместо реакции на издевки улыбалась в ответ, что еще больше раздражало ее ровесников, девочка им казалась совсем непонятной.

Подростки — это максимализм, гормоны, агрессия, неумение управлять собой, эффект стаи в совокупности с отсутствием «тормозов», лояльности, трезвой разумности, терпения. Все это очень активно провоцирует юных людей с несозревшей психикой на противоправные и жестокие действия по отношению в себе подобным и к миру в целом, на самоубийства. Естественно, что дело не только в психологических и физиологических перестройках детей, но и во влиянии окружающей среды, в воспитании, поведении родителей, учителей, характере самих детей.

Есть же подростки, которые и в сегодняшнем бушующем мире остались добрыми, чуткими, несмотря ни на что, а есть и те, кто имея вроде бы нормальных родителей — становятся злыми и неуправляемыми. Но в большинстве случаев жестокие дети — продукт воспитания и отношения таких же родителей, либо бездействия родителей.

Издевающиеся над ровесниками школьники — это в основном не несчастные, забитые, непонятые, травмированные, это капризные, избалованные, распущенные дети. Их нельзя сравнить, например, с психически травмированными детдомовцами, отыгрывающимися от обиды на слабых. Те дети, которых мы видим на видео (избиение школьников — сторона проявления агрессии) — будто звери, проявляют жестокость неистово и одновременно осознано, волчья стая, догрызающая жертву.

Сложно представить этих подростков в обычной жизни адекватными, спокойными, психически нормальными, но парадокс в том, что таких детей среди школьников очень много, и часто все решает именно стадный рефлекс, когда все на одного — по одиночке из них редко кто решается бороться с жертвой. Действует цепная реакция и человек уже не принадлежит себе — он становится частью агрессивной банды, где задают тон лидеры, а те кто на вторых ролях разжигают зло.

Сегодня «Чучело» происходит уже в каждой школе, почти в каждом классе и в намного более жестоком формате. Все непонятное, чудаковатое является красной тряпкой для разъяренных подростков (и не только для подростков), оно ставит в положение зябкости бытия, ощущения, что дураки здесь не те, кто чудаковатые, а те, кто не могут их понять — это выводит из себя импульсивных несозревших людей.

Кроме выше обозначенных причин — самая страшная причина — просто так.. , это немотивированная агрессия, подростки сами не знают, почему поступили так или иначе.

Как сказала Ксения Стриж в одной из передач по теме:

«Подросток сам по себе он ничего из себя не представляет. Они и общаться-то не умеют, кроме «Ок», смайликов и т.д., а вместе они сила, стая. Будьте готовы к тому, что однажды в вашего милого зайчика, пупсика вселится бес и он станет неуправляемым».

Сложно поверить, глядя на первоклашек, что они в будущем будут способны на необузданную агрессию..

В детей действительно будто вселяется бес — после инцидента их спрашивают «Зачем вы это сделали?» — большинство как под копирку отвечают, что сами не знают, зачем, действовали по наитию, ничего внятного сказать не могут.

Причем, заметьте, случаев, когда один школьник нападает на кого-то даже беззащитного - единицы, и как правило если и нападает в одиночку, то на того, кто несравненно слабее - на ребенка, на старушку. Гораздо больше ситуаций, когда «банда» атакует и заклевывает жертву.

Что это: вымещение комплексов, самоутверждение или просто животный инстинкт, примитивное копирование поведения взрослых или все вместе - неясно, потому что и сами дети отмечают, как было сказано выше, что не контролируют себя в моменты нападений.

Чаще всего выбирают в качестве жертвы того, кто слабее, того, у кого нет союзников, того, кто не похож на других, инвалидов, пожилых, детей-сирот, из неблагополучных семей.

И еще одна самая неожиданная причина такого поведения школьников: Интернет и соцсети.

Во-первых, постоянно озвучиваемые в СМИ случаи избиения, убийств и преступного поведения детей рождает новые всплески подобного поведения среди увидевших это ровесников. Видео, выкладываемые в Ютуб и соцсети — провоцирует школьников на копирование всего этого, начинает работать цепная реакция, по сути — распространение вируса через сеть.

Поверьте, если бы не было Интернета (чего, конечно, невозможно в принципе на сегодняшний день) — жестокости, именно детской, было бы в разы меньше. Случаев самоубийств было бы в разы меньше. Есть такой эффект Вертера, когда самоубийство, освещенное в СМИ провоцирует новые случаи самоубийств по сценарию первого. Так же происходит и со случаями избиения, убийств, издевательств, снятых на видео.

И еще об одном моменте дурного влияния Интернета: вот эти заголовки «Девочка избила одноклассницу за удаление из друзей в соцсетях», «13-летнего мальчика зарезали за оскорбление в соцсетях» и еще много других конфликтов начинаются именно с соцсетей. До чего мы дожили: дети убивают друг друга из-за ерунды в виртуальной реальности, которая уже стала реальнее любой реальности..

По сути — нелепая и немотивированная агрессия, что еще больше ужасает: даже не взрослые, а дети как спички вспыхивают беспричинно злобой, желанием убить за глупость. То есть общество в секунду может стать толпой, которая способна растерзать любого, даже не понимая, за что — и вот это тренируется с детства.

Вот именно из-за такой нетерпимости и агрессии по отношению к чуть не таким как все и необходима инклюзия, необходимо воспитание родителей прежде всего. Инклюзия, конечно, не решит в мгновение проблем, и общество еще не готов к таким переменам, но начинать нужно, иначе жестокость будет только набирать обороты. Сложно представить, что сделают с ребенком, у которого физические или психические отклонения, подростки, находящиеся в взвинченном состоянии и не привыкшие к проявлению чуткости, к чужой боли, холодные, эгоистичные и равнодушные.

Как говорится — «безнаказанность рождает вседозволенность»: детская жестокость тем опасна, что почти никакого наказания для лиц, не достигших 16летия, иногда 18летия - не бывает.

««Почему дети жестоки?» - этот вопрос социологи задали школьникам г. Усинска. В анкетировании приняли участие 569 подростков. Возраст опрашиваемых - от 13 до 18 лет.

Выяснилось, что:

56 % ребят считают: жестокость их ровесников порождают низкий достаток в семье, недостаток контроля и внимания со стороны родителей, употребление алкоголя.

Вследствие этих причин, по мнению ребят, дети самоутверждаются и привлекают к себе внимание через унижение и избиение своих товарищей, завоевывают лидерство, издеваясь над существующими в каждом детском коллективе изгоями.

76 % детей признают существование рэкета со стороны ровесников.

Как защитить себя от издевательств?

45 % - только обратившись за помощью к взрослым; 40 % - с помощью драки или оружия; 4 % - откровенно поговорив с обидчиком; 11 % - считают, что защититься невозможно, кроме как уехать из города».

К сожалению, только меньше половины детей и только в одной школе обратились бы за помощью к родителям, учителям… О чем это говорит? О том, нет доверительных отношений у детей с педагогами, мамами, папами, что дети, становящиеся изгоями - часто из неблагополучных семей или просто не сильно нужны родителям.

А что бывает и что теоретически может быть за избиение детьми ровесников (не будем об убийствах)? Теоретически можно было бы привлечь по ст. УК РФ: 116 (Побои), 111 (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), 112 (Умышленное причинение вреда здоровью средней степени), 115 (Умышленное причинение легкого вреда здоровью), 117 (Истязание - систематическое избиение, издевательство). Но почти всегда школьники освобождаются от ответственности по причине недостижения совершеннолетия и ненаступления возраста уголовной ответственности - в 90 % случаях отказ от возбуждения уголовного дела именно по этой причине.

Сделанные мед.экспертизы и прочие доказательства, потраченные силы на то, чтобы наказать обидчиков ребенка - очень часто остаются без плода. А что же можно сделать? Конечно, за ребенком нужно лучше смотреть - чтобы он не стал ни жертвой, ни участником стаи, ведь ни то, ни другое не бывает спонтанным - всегда есть предвестники, и то, что ребенок избивает или ребенка избивают - следствия равнодушия родителей в том числе.

Можно привлечь руководство школы за произошедший инцидент, можно требовать компенсацию за лечение и причиненный моральный вред - в большинстве именно этого и добиваются родители пострадавших детей. Крайне мало ситуаций, когда именно детям назначали хоть какое-то наказание, условный срок был за убийство…

Но главное все-таки - ведь чем чаще случаются подобные инциденты - тем больше всем наплевать на это, общество привыкает, привыкает школа, учителя, дети, родители. Выживать в современном мире по волчьим законам маленькие люди учатся с детства и часто самостоятельно. Это следствие и глобализации, урбанизации, роста городов, населения, и тому, что люди стремятся отчаяннее купить квартиры, приобрести материальные блага, заработать кучу денег, а не посвятить время детям, семье.

«Если подросток жесток, надо искать сбой в семейных отношениях»

Жестокость подростков бывает разовой – так они познают мир, проверяют границы дозволенного. И такие случаи взрослые не должны оставлять без внимания. Если же жестокость становится регулярной, причины надо искать в семейных отношениях, считает Петр ДМИТРИЕВСКИЙ, семейный психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» Московского городского психолого-педагогического университета:

— В последнее время средства массовой информации активно освещают пугающие инциденты, действующими лицами которых становятся подростки. Частота появления подобных материалов в СМИ ясно свидетельствует взрослому миру, что пускать на самотек развитие подростков достаточно опасно. Этот неспокойный возраст чрезвычайно неудобен для нас, поэтому желание взрослых отойти в сторону и дать подросткам как-то самим «перебеситься», чтобы затем принять их в наше достойное общество зрелыми и уравновешенными личностями, вполне естественно.

Но, похоже, без нашего участия процесс взросления может идти по какому-то поврежденному пути. Взрослому миру, быть может, не стоит включаться в жизнь подростков всем составом, но делегировать подготовленных к решению подростковых проблем родителей, педагогов, социальных работников и психологов, специализирующихся на подростковом возрасте – задача вполне посильная.

Причин подростковой жестокости может быть несколько. Мы все очень разные, поэтому каждый случай требует отдельного изучения. Бывает, что человек проявляет агрессию к кому-то из родственников, знакомых или животных разово. Такое поведение может быть частью его «исследовательской работы». Задача подросткового возраста – проверка границ этого мира, рамок дозволенного, проверка устойчивости общества и конкретных взрослых, установление причинно-следственных связей между явлениями. Из этого же интереса маленький ребенок может, к примеру, начать отрывать крылья бабочке. Здесь нет целенаправленной «аморальной» жестокости, есть любопытство, перед которым может временно меркнуть сочувствие, сострадание. Если взрослый столкнулся с такой ситуацией, ему важно оставаться устойчивым, не использовать детский стыд или страх отвержения как основную воспитательную стратегию. Наши привычные реакции типа «Как ты мог так поступить?» или «Раз так – ты не мой сын» вряд ли приведут к тому, что подросток станет более бережным к другим людям. Скорее, наоборот, породят бунт, протест или неуверенность в себе. Понимая потребности возраста, важно дать подростку четкую, но не унизительную обратную связь: рассказать о своей боли, злости, растерянности.

Исследование границ своего «я», научение способности постоять за себя, стремление к безопасности может также проявляться в разовых, ситуативных проявлениях жестокости. В этом случае необходимо предложить подростку другие формы обращения со своей агрессией: регулярные занятия спортом, посещения секций единоборств, участие в командных спортивных играх. В таких условиях дух борьбы, азарт, конкуренция облекаются в формы, которые, с одной стороны, приемлемы для общества, с другой — соответствуют задачам развития психики.

Третий аспект подростковой жестокости, который имеет связь с естественными законами возрастной психологии – это жестокость, проявляющаяся в группе. Даже взрослый в толпе начинает вести себя несвойственным для него образом, подчас вопреки своим собственным нравственным принципам. В определенных условиях человек, не склонный к насилию, может неожиданно продемонстрировать жестокость. По закону толпы происходит общее снижение интеллекта, снимается личная ответственность за содеянное. При этом мы знаем, что подростку чрезвычайно важно принадлежать группе сверстников, а страх оказаться вне группы, самому стать объектом насмешек сверстников может ситуативно толкать подростка на соучастие в действиях группы. При последующем разбирательстве один на один в кабинете психолога участники таких инцидентов зачастую выглядят достаточно растерянно, некоторые действительно не могут понять, как смогли оказаться участниками коллективных жестоких выходок.

Другой вопрос, в чем могут быть причины регулярной, повторяющейся жестокости у подростка? Если вы видите, что подросток вне зависимости от ситуации проявляет жестокость к самым разным людям, есть основания предположить, что, во-первых, у него внутри накопилось много злости, бунта, обиды, которая выплескивается «не по адресу», во-вторых, у него по какой-то причине оказался «сломанным» механизм, отвечающий за распознавание страданий другого человека — механизм сочувствия, сострадания. В этом случае необходимо разбираться, кто является истинным адресатом злости и как получилось, что «агрегат» сострадания не заработал.

Идеальным родителем быть невозможно. Все мы, взрослые, несем в себе последствия ошибок наших собственных родителей, несем последствия травм, полученных в детстве от сверстников и учителей, проживаем последствия природных или общественно-политических катаклизмов. Поэтому, естественно, некоторые наши слова или действия являются травматичными для наших детей. Здесь важно не «проваливаться» в вину и не отчаиваться, а узнать, понять ошибки, которые мы допустили, и с помощью специалистов найти способы их исправления. Если подросток демонстрирует многократное, намеренно жестокое поведение, в первую очередь принять меры должны окружающие его взрослые: во-первых, родители, во-вторых, педагоги и специалисты.

Родительская жестокость может иметь самые разные формы. Конечно, физические наказания, насилие в семье являются частной причиной воспроизведения такого поведения ребенком в подростковом возрасте. Ответить жестокому отцу ребенок не может, напряжение копится и возрастает, происходит смещение объекта, и вместо отца сдачу получают все слабые, кто попадается под руку: учащиеся младших классов, «ботаники», старики, животные.

Однако, следует иметь в виду, что жестокость может проявляться неосознанно и во вполне благополучных семьях в виде игнорирования природных потребностей ребенка. В младенчестве травма может возникнуть, если ребенок кричит, а мама очень долго не подходит, не реагирует. В более позднем возрасте травматичным может оказаться запрет или жесткое осуждение исследования окружающего мира: мама может проявлять чрезмерный страх или косвенно обвинять в предательстве ребенка, проявляющего интерес к чему-то или кому-то помимо мамы. Проходит время и важнейшей потребностью ребенка становится создание какого-то своего продукта: ему нужно что-то нарисовать, слепить, исполнить. В этот период жестоким будет высмеивание, осуждение ребенка. Казалось бы, что тут страшного — ребенка же никто физически не наказывает? Однако с точки зрения закономерностей развития психики, повторяющиеся травмирующие слова и оценки могут наносить существенный ущерб. Если такие вредные воспитательные стратегии в семье практикуются систематически, ребенок постепенно научается быть нечувствительным не только к собственной боли, но и к боли другого человека.

При обнаружении жестокости у подростка необходимо обратиться к семейным психологам и вместе придумывать, как перестроить систему взаимоотношений в семье, чтобы в ней учитывались жизненно необходимые потребности друг друга. Понимаю, что обращение за внешней помощью всегда связано с некоторым смущением: вот все поймут, что у нас проблемы, и осудят. Но профессиональный психолог не будет требовать ни от кого совершенства, не будет искать виноватого. Его задача – построить доверительные, уважительные, безопасные отношения с каждым из членов семьи и предложить свою помощь в совместной работе по исправлению ошибок и построению в семье диалога. Если подросток получает навык прямого озвучивания своих потребностей, если в семье становится принято обсуждать, а не игнорировать проблемы, принято просить прощения, если кто-то неправ, принято замечать друг друга, то и причин для проявления жестокости будет со временем становиться все меньше и меньше.

Если говорить о реакции на жестокость на уровне социальных институтов, то навыку видеть и понимать другого подростки могут научиться в ходе мероприятий, проводимых в рамках восстановительного подхода в социальной работе. Примером таких мероприятий является встреча лицом к лицу правонарушителя и потерпевшего в ходе судебного разбирательства – восстановительное правосудие. К сожалению, на сегодняшний день наша система реагирования на правонарушение построена таким образом, что основной акцент делается на отношениях между государством и правонарушителем. Государство решает, какое наказание применить, нарушитель ищет аргументы в свое оправдание. Важнейший участник события – жертва – оказывается практически выключен из общего процесса. Благодаря распространению восстановительных программ оказывается возможной встреча непосредственных участников инцидента, жертва получает возможность рассказать своему обидчику о своем страхе, стыде, обиде, злости. Подросток, проявивший жестокость, отвлекается от борьбы с государством и получает возможность увидеть другого, понять, прочувствовать его переживания. Опыт показывает, что рецидивы в таких случаях происходят гораздо реже, чем при традиционной карательной процедуре.

Имеет ли эта жестокость те же причины, что и потрясшая всех череда подростковых самоубийств? Притом, что у каждого из этих двух явлений есть своя специфика и свои особенности, в корне обоих лежит жестокость. Просто в одном случае эта жестокость направлена в сторону другого человека, а в другом — в сторону самого себя. В обоих случаях необходимо рассматривать, был ли в опыте подростка длительный опыт жестокости, направленной на него со стороны окружающих людей. Еще раз подчеркну, что, во-первых, жестокость может проявляться не только в виде физических наказаний, но и в форме игнорирования жизненно важных психологических потребностей, и, во-вторых, родителям и педагогам в этом случае нужно заниматься не столько самобичеванием, сколько конструктивным поиском новых форм взаимодействия с подростком, способов скомпенсировать допущенные осознанно или неосознанно ошибки, не стесняться обращаться к психологам, специализирующимся на подростковом возрасте.

…В последнее время не проходит и дня, чтобы в новостных лентах и социальных сетях не появлялись сообщения о том, что подростки жестоко избили или убили сверстника, прохожего, растерзали животных. Несмотря на гневные комментарии общественности, возмущение школьных педагогов и родителей, профилактическую работу полиции, такие случаи продолжают множиться. В этой статье мы сделали подборку семи самых громких преступлений, совершенных за последние два года. И это только вершина айсберга подростковой жестокости.

1. Девятиклассник устроил стрельбу в подмосковной Ивантеевке. Трагедия произошла 5 сентября в местной школе №1.

15-летний девятиклассник пришел на уроки, вооруженный травматическим пистолетом и молотком. Сперва он разбросал по коридору школы петарды, а затем ворвался в один из классов, где в тот момент вела урок его классная руководительница. Девятиклассник вел себя крайне агрессивно.

Он скомандовал ученикам сесть, а затем выстрелил из пистолета в потолок и в педагога. Стрелок попал учительнице в голову. Позже ее госпитализировали с огнестрельным ранением. Школьники перепугались и в начавшейся суматохе стали выпрыгивать из окон второго этажа. По данным информагентств, травмы получили трое подростков 14-ти и 15-ти лет. У одного диагностировали перелом позвоночника, у другого - обеих ног, у третьего - открытый перелом предплечья.

Малолетнего стрелка задержала полиция. В сопровождении родителей его увезли в местный ОВД. Пока неизвестны причины, по которым мальчик решился на подобное. По некоторым данным, он готовил акцию заранее.

2. В поселке Голубая Нива Славянского района Краснодарского края 31 августа 12-летний подросток насмерть забил друга куском металлической трубы.

Следствие установило, что он 6 раз ударил сверстника по голове, отчего мальчик скончался на месте. Все это время рядом находились еще двое подростков. Они никаким образом не вмешались в ситуацию, а просто стояли и смотрели, как умирает их приятель. По факту смерти подростка следственный комитет возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 105 УК РФ «Убийство».

Назначена судебно-медицинская экспертиза, устанавливаются все обстоятельства и причины произошедшего. Но поскольку подросток не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, решается вопрос о помещении его в специализированное учреждение для несовершеннолетних правонарушителей.

3. В декабре 2016 года московская школьница устроила публичное избиение 13-летней одноклассницы, чтобы самоутвердиться.

Девушка била свою ровесницу под одобрительные крики одноклассников около 20 минут во дворе школы, а дети снимали все происходящее на телефон. Остановить драку удалось случайному прохожему, который вызвал полицию и скорую помощь. Медики увезли пострадавшую в больницу, где у нее диагностировали сотрясение мозга, ушиб передней брюшной стенки, различной степени тяжести гематомы и ушибы. Учащуюся избили за то, что она выделялась из толпы.

Как рассказала мама девочки, ее дочь-восьмиклассница не пила и не курила, тем самым не поддерживая подростковую группу.

Аналогичный случай произошел в июне 2016 года в Королеве. 15-летнюю девочку жестоко избили одноклассники и выложили видеозапись в социальные сети.

4. В июле 2017 года произошла трагедия под Новосибирском, где четверо подростков до смерти забили 40-летнего мужчину палками.

Как выяснили следователи, два 16-летних, один 15-летний и один 11-летний мальчишки избили мужчину, который сделал им замечание на улице, палками от забора и ногами. От полученных травм прохожий скончался. Инцидент произошел в селе Сокур Мошковского района.

С места происшествия подростки скрылись, однако полицейские их разыскали. Фигурантам дела предъявили обвинения, по решению суда их заключили под стражу. 11-летнего участника из-за возраста не привлекли к уголовной ответственности.

5. В октябре 2016 года все в том же Новосибирске 13-летняя девочка попросила 16-летних друзей расправиться с ее бабушкой и маленьким братом.

Убийству удалось помешать благодаря рано вернувшейся домой маме школьницы и соседу-спецназовцу. В день преступления подростки подъехали на место преступления с ножом, битой и ключами от квартиры, которые им заранее передала 13-летняя хозяйка. В квартире подростки обнаружили топор. Как официально описывает бойню следственный комитет, «подросток нанес множественные удары деревянной битой и ножом по телу, а его 16-летняя подруга в это время ножом причинила ранения 11-летнему внуку и заперла его в комнате».

В этот момент домой вернулась 41-летняя хозяйка. Налетчик, обернувшись, на пороге несколько раз ударил ее топором по голове и телу. На крик женщины о помощи выскочил сосед по лестничной клетке - военнослужащий-спецназовец. Ему удалось предотвратить убийство. Подростков задержали.

Выяснилось, что у 13-летней заказчицы убийства семья - благополучная. Возбуждено уголовное дело по статье «Покушение на убийство двух и более лиц, сопряженное с разбоем». Но для 13-летней девочки - организатора преступления - возраст уголовной ответственности на тот момент не наступил.

6. В ноябре 2016 года в Псковской области 15-летние подростки обстреляли полицейских, а потом покончили жизнь самоубийством.

Мальчик и девочка вскрыли сейф в доме родственников и взяли ружье. С ним они заперлись на даче и открыли огонь по полицейским, чья машина припарковалась у дома, при этом они включили прямую трансляцию в интернете.

Когда группа захвата ворвалась в дом, подростки были мертвы. Они покончили жизнь самоубийством. Сразу появились романтические трактовки трагедии. Этих подростков стали сравнивать с Бонни и Клайдом - знаменитыми американскими грабителями-любовниками или даже с Ромео и Джульеттой.

7. В октябре 2016 года на всю страну прогремела новость о том, что в Хабаровске три девушки под прикрытием волонтерства забирают из приютов бездомных животных, а затем издеваются над ними, а затем выкладывают видеозаписи и фотографии своих зверских деяний в интернет.

По версии следствия, жертвами подростков стали не менее 15 животных и птиц. К слову, были среди объектов их нападок и люди. К счастью, до убийств дело не дошло, но были зафиксированы факты издевательств над сверстниками. В августе этого года суд вынес приговор живодеркам. Они проведут разные сроки в колонии общего режима, а кроме того будут задействованы на общественных работах.

История человечества полна страшных событий. Пытки, войны, насилие над детьми и женщинами, пренебрежение стариками — это только отдельные примеры жестокости, которая сопровождает развитие всякого общества. Люди уделяют огромное внимание преодолению агрессивности, считая ее одной из самых важных социальных проблем. Так, создаются всевозможные психосоциальные технологии, которые направлены на предупреждение у людей агрессивности. В нашей стране также есть проблема подростковой жестокости. Профилактика агрессивности детей - это объективная необходимость.

Как самые слабые и наименее защищенные члены общества, малыши первыми становятся жертвами плохого обращения в различных учреждениях, семье. Спустя короткий промежуток времени обществу за это они платят с лихвой. Из статьи мы узнаем, подростков, а также как ее можно скорректировать.

Культ злобы

Существует огромное количество фактов, которые подтверждают, что и в совершенно нормальных семьях иногда вырастают озлобленные дети. Поэтому семейное благополучие не дает гарантии, что ребенок при необходимости протянет руку помощи нуждающемуся. Жестокость подростков причины имеет в основном более глубокие. Часто она возникает из-за школьного воспитания. Не каждый учитель сегодня пойдет на выяснение истинной причины конфликта между учениками своего класса.

У ребенка характер проявляться начинает в раннем детстве. Классному учителю несложно выявить, кто из учеников лидер, кто - «мальчик для битья», а также кто по отношению к остальным людям часто проявляет агрессию. Не стоит игнорировать возникшую в классе накаленную атмосферу.

Известны грустные результаты того, как способна завершиться травля ученика его одноклассниками. Нельзя делать вид, что ничего не произошло. Есть возможность своевременным вмешательством даже спасти жизнь ребенка. Многие подростки, ощущая себя изгоями, находятся на краю самоубийства. Жестокие дети начинают травить ребенка, что абсолютно неприемлемо. Это ситуация, выходящая из ряда вон. Необходимо приложить все педагогическое мастерство для того, чтобы данное положение исправить.

Когда ребенок видит, что на жестокое обращение никто внимания не обращает, издевательства становятся еще более страшными. Нужно собирать класс как можно чаще для разъяснительной беседы, а также постараться найти общие точки соприкосновения и интересы. Зачастую такой контроль дает положительные результаты.

Специфика и причины проявления агрессивности

Личность ребёнка формируется в среде, окружающей его, а не самостоятельно. Особенно важна в этом роль небольших групп, где взаимодействует с остальными людьми. Изначально касается это семьи. Различные авторы выделяют типы неблагополучных семей, в которых проявляется жестокость девочек-подростков (да и мальчиков тоже). Данные классификации дополняют, а не противоречат, иногда друг друга повторяя.

Сочетание факторов

Стоит отметить, что сочетание неблагоприятных психологических, биологических, семейных и остальных социальных факторов искажает образ жизни детей. Для них становится характерным нарушение с окружающими людьми эмоциональных отношений. Они попадают под большое влияние группы лидеров, зачастую формирующей асоциальные жизненные ценности. Образ жизни, культура подростков, среда, и стиль способствуют развитию девиантного поведения.

Отрицательный микроклимат в разных семьях обуславливает появление грубости, отчуждённости, неприязни некоторой части подростков, а также стремления всё делать вопреки воле старших, назло. Это создаёт предпосылки для возникновения демонстративного неповиновения, разрушительных действий и агрессивности.

Семья

Детские психологи и специалисты по всему миру пробуют выяснить причины усилившейся агрессии, которой сейчас подвержены девочки и мальчики-подростки. Они приходят к выводу, что в семье именно в первую очередь происходят процессы, которые способствуют формированию озлобленности малыша. Как ни странно, в основном ее причиной становится родительская слепая любовь.

Если, к примеру, родители опекают и оберегают свое дитя, при этом в нем не видя личности и не ценя его индивидуальность, у него в душе зарождается желание доказать и показать, что он способен делать что-то по-своему и сам. И на данном пути девочки и мальчики-подростки зачастую совершают агрессивные поступки по отношению к людям, окружающим их. Для того чтобы избежать этой ситуации, ребенку нужно давать право выбора, предоставить ему личное пространство, при этом не потеряв контроль.

Отсутствие запретов

Вторым опасным порождением родительской слепой любви считается вседозволенность, которую никакие аргументы оправдать не могут. У ребенка возникает чувство безнаказанности. Игнорирование проступков и исполнение любых капризов не помогут построить нормальные отношения, а также установить связь с другими детьми. Чуть позже это станет причиной деструктивного и агрессивного поведения, и ребенка начнут называть «трудным подростком».

Друзья

Практически все дети критику сверстников воспринимают чувствительнее, чем доводы родителей. Всегда острой остается проблема «плохой компании» - агрессивный и наглый ребенок способен задать пример и тон поведения группе детей, при этом стремление соответствовать его стилю и внутренний диссонанс лишь усугубляют жестокость подростков.

Выходом из такой ситуации будет постепенное развитие новых интересов и ценностей: необходимо «прощупать», что именно интересует ребенка - спорт, танцы, творчество и пр. Он сможет уделять больше времени увлечениям, там обзаведется другими друзьями, в чем его необходимо только поощрять.

Школа

Практически каждый школьник сталкивался хотя бы раз с самыми распространенными сложностями - недопониманием учителей или неприятием одноклассниками. Ребенок, а тем более новичок, таким образом, может стать объектом издевательств и изгоем со стороны остальных учеников по различным причинам - он может быть приверженцем другой религии, принадлежать к другой национальности, быть глупым, умным, с особенностями внешности. Жестокость подростков границ не знает, они могут несправедливо обойтись со сверстниками лишь из-за их непохожести на всех остальных.

По тому же поводу они могут подвергнуться нападкам и со стороны части учителей. Скандальный нашумевший фильм «Школа» Валерии Гай Германики как раз повествует о трудностях сегодняшних учреждений среднего образования.

Интернет, телевидение

Жестокость подростков возросла до пугающих размеров в XX-XXI веках. Специалисты видят причину этого в доступности и распространении интернета и телевидения. Самые захватывающие и популярные фильмы обязательно содержат сцены насилия, сильно влияющие на детскую несформированную психику. Различные компьютерные игры предполагают убийства и сражения для выигрыша. Видеоролики, которые показывают разврат, безответственность и грубость, в интернете есть в свободном доступе.

Нашим детям скучно стало «просто» драться - необходимо это обязательно снять на телефон, после чего видео выложить в сеть. Что делать с этим? Внимание ребенка переключать на другие, конструктивные занятия, а также приводить аргументы в защиту того, что жестокость и агрессивность - это совсем не «круто».

Трудный подросток: выявление

Профилактика жестокости в подростковой среде начинается с выявления эмоционального и психического состояния каждого ребенка путем анкетирования учащихся. При помощи такой процедуры можно выяснить, как часто подростку приходится сталкиваться с несправедливым или жестоким отношением к себе, и другие вопросы.

Ребенок - жертва

Для выявления этой проблемы необходимо внимательно следить за поведением подростка, когда он приходит из школы. Следует обращать внимание на незначительные, малейшие перемены в обычном его поведении. Каждая мать увидит, если вдруг у ребенка исчезло желание бывать в школе, что он временами приходит в рваных вещах, пропал аппетит. Это признаки наличия проблемы. Следует с ним поговорить по душам. Конечно, вывести его на такой разговор будет очень сложно. Не в каждой семье есть доверительные отношения. Следует с малых лет своей дочери или сыну показывать, что родители - это самые лучшие и надежные друзья.

При конфликте ребенка со сверстниками найти выход вместе будет значительно легче. Если он делиться не хочет, необходимо постараться проявлять доброжелательность и осторожность. Не следует выпытывать под давлением информацию. Продемонстрируйте ему, что вы на его стороне целиком и полностью. Вероятно, в этом случае он сочтет нужным попросить помощи, раскрыться.

Ребенок в этом случае опасается, что только усугубит свою непростую ситуацию такими откровениями с близкими. Он полагает, что стремление рассказать все родителям - это показатель слабого характера. Следует убедить его, что это не так.

Вы вместе сможете выбрать адекватное решение, отыскать правильный выход из сложившегося конфликта. Над детскими проблемами не насмехайтесь, заявляя, что это все ерунда. Подобным отношением ранимую юную душу можно сильно обидеть.

Новостные сайты в последнее время буквально переполнены различными материалами о случаях повышенной агрессии у подростков. При этом обилие компьютерных игр с различными элементами насилия и расправы отражается не лучшим образом на психике ребенка. Большое количество подростков после избиения одноклассниками пытались покончить с жизнью. Кроме того, такие сцены, как уже говорилось выше, снимаются на камеру и выкладываются на всеобщее обозрение в интернет.

Как избежать агрессии?

Подростковая и уже стала определенным социальным феноменом. В нынешний момент коррекция агрессивного поведения подростков предполагает задействование всех общественных институтов. При этом начать нужно с семьи, продолжить - в садике и школе, затем привлечь секции и кружки, а закончить уже вузами и рабочими коллективами.

Стоит отметить, что насилие с использованием особой жестокости — это широко встречающееся понятие в уголовном праве. Следовательно, подростки, в особенности достигшие возраста уголовной ответственности, за свои проступки могут быть наказаны.

Но основное количество жестоких подростков не являются социопатами и садистами, а значит, они способны исправиться и без лечебных и исправительных учреждений. Им необходимо поддержка и помощь взрослых, родителей и учителей в первую очередь, потом наставников и тренеров, сознательных старших товарищей.

Конечно, серьезно наказывать нужно не всю группу совершивших насилие над другими детьми, а лишь их лидера, в особенности если тот - явный социопат или садист.

С другими же детьми и их родителями нужно провести профилактические серьезные беседы, а также взять на контроль органами власти.

Кроме того, для улучшения эмоционально-психологического семейного климата, для помощи подросткам и детям в преодолении психологических внутренних проблем хорошо было бы пройти у опытного психолога курс семейных консультаций.

И напоследок…

Подросткам требуется руководство взрослого, который должен обладать авторитетом, харизмой, внутренней силой. В архаичных обществах недаром всегда выдвигались на роль наставников самые яркие, интересные люди. Но сейчас педагогическая сфера с этой задачей справляется не всегда. К счастью, есть еще руководители кружков, тренеры, учителя, обладающие качествами наставника, только вот их все меньше.

Стоит отметить, что агрессия - это не обязательно плохо. Она дает возможность защищать свою территорию, потомство, бороться за жизнь, добиваться цели, преодолевать трудности. Когда агрессия функционирует нормально, она работает, словно вода, крутящая жернова жизни.









2024 © rukaraoke.ru.