Проблема детской жестокости. Подростковая жестокость: самые громкие случаи и почему они происходят


Подросток поджег мужчину за его нежелание с ним разговаривать… 14-летний «заказал» родителей… Старшие школьники изнасиловали младшего черенком лопаты… Девочки в извращенной форме издевались над одноклассницей… С каждым годом преступников, не достигших 18 лет, становится все больше. В чем причина озверения подростков? Почему они с такой легкостью становятся насильниками? Да еще фиксируют собственные деяния на камеры мобильных телефонов и выкладывают видео в интернет? Даже не соображая, что сами же предоставляют правоохранительным органам улики против себя.

Как бы ни было там все завуалировано, вычислить всегда можно. Что за бахвальство собственной дикостью? Что за тупоумие, если вообще можно говорить об уме!
И самое нелепое, что за преступления вполне половозрелых недоумков расплачиваются родители. Они, безусловно, тоже причастны (без их воспитания или, скорее, его отсутствия) не обошлось. Но пусть и подростки платят. Не уголовным наказанием (если оно наступает только с 14 лет за особо тяжкое и если после колонии они выйдут на волю лишь более заматеревшими), так физическим трудом (как можно более трудным) с выплатой моральной и материальной компенсации пострадавшим.
Об этом спорят наши эксперты: Елена Третьякова , школьный психолог, Владимир Слюняев , социальный работник, Дарья Лебедева , правовед, Зоя Полянская , педагог, Анна Пинаева , сексолог.

Эмоциональная некомпетентность

– В американском штате Флорида судят 12-летнего мальчика Кристиана Фернандеса. Его обвиняют в жестоком убийстве двухлетнего сводного брата. Данная статья предусматривает наказание в виде пожизненного заключения. Суд над Кристианом Фернандесом носит беспрецедентный характер, поскольку раньше американская Фемида не предъявляла столь серьезных обвинений подросткам. В России также достаточно страшных преступлений, совершенных малолетними, но чаще всего за это им ничего серьезного не грозит.
Дарья Лебедева, правовед: – Более того, если раньше для молодых преступников было нормой раскаяние за содеянное, понимание, что причинили своим жертвам боль, горе, то сейчас таких единицы. Общество самоустранилось от воспитательных функций, в том числе и от внушения такого факта, как необратимость наказания.

– Думаю, что не последнюю роль сыграло то, что рождение современной молодежи пришлось на трудные 90-е годы. Именно в этот период институт брака затрещал по швам: кто-то из мужчин спился, кто-то решил, что одному легче. В итоге резко увеличилось количество неполных семей. Это сыграло свою критическую роль – появились мальчишки, которые не могут брать ответственность за себя.

– Согласен, фактор, провоцирующий агрессивное поведение, идет от внутрисемейных отношений и процесса семейного воспитания. Все чаще на первый план в воспитательном процессе выступает жестокость. Чаще всего именно жестокость родительского воздействия разрушает личность подростка.

Елена Третьякова, школьный психолог: Современные подростки не разбираются ни в себе, ни в людях, это подтверждают тренинги на агрессивность. Что интересно, мальчики и девочки, которые способны убивать и насиловать, чаще всего даже не знают о том, какие они жестокие и страшные. Сегодня у большинства молодого поколения налицо эмоциональная некомпетентность – неумение понимать свои эмоции и эмоции других людей.

Дарья Лебедева, правовед: – И как результат: убийц и насильников от 14 до 18 лет, то есть тех, чей возраст подошел к той отметке, когда их деяния могут преследоваться законом, все больше. Нынешние преступники отличаются от хулиганья 70 - 80-х. В 2000 году появились первые ВИЧ-инфицированные. Стало расти количество подростков, употребляющих наркотики. Сегодня 90 % заключенных под стражу находятся там за особо тяжкие преступления, более 30 % – за изнасилование. Причем чаще всего за изнасилование и убийство. Подростковая жестокость будет расти, так как отношение к детям в нашем обществе становится только хуже. И преступлений, совершаемых против детей, все больше.

Не долюбили?

– С чем же связан рост преступности?
Елена Третьякова, школьный психолог: – С отсутствием контакта между родителями и детьми. К сожалению, матери будущих преступников не сумели справиться со своей основной обязанностью – дать им любовь. От того, сколько любви ребенок получил в детстве, и формируются такие черты характера, как умение сочувствовать и сопереживать.
Семья – это саморегулирующаяся система: если она дала сбой и одному из ее членов не комфортно, это обязательно проявится. Если родители выказывают агрессию к ребенку и отношения между отцами и детьми построены на страхе, то ребенок может принять эту модель поведения и применять ее при общении со сверстниками. Или, наоборот, принять точку зрения, что это он во всем виноват, он плохой. Что защищаться бесполезно и от жестокости сверстников никуда не деться, она заслуженная.
– То есть насилие в семье – прямая причина агрессии?
Елена Третьякова, школьный психолог: – Не всегда! Гиперопека также может создать ощущение вседозволенности: «Я самый лучший, и мне должны подчиняться. Все, что я хочу, должно принадлежать мне». Ребенок, которого не научили уважению в семье, не научится этому нигде больше. Человеку, не умеющему уважать, ничего не стоит унизить другого.

Зоя Полянская, педагог: – Дети, как губка, впитывают информацию, поступающую извне, а главный источник информации – непосредственное окружение и семья. То, как ведут себя родители в той или иной ситуации, как общаются между собой, воспринимается как норма. В дальнейшем все усвоенное дома переплавляется в собственную систему ценностей и убеждений.
Нездоровая обстановка в семье порождает у подростка негативное отношение к миру, массу отрицательных эмоций и как следствие жестокость – способ отомстить за причиненные обиды и унижения.

Дарья Лебедева, правовед: – Из 100 случаев насилия над детьми в семьях примерно 1 - 2 заканчиваются смертью жертвы от побоев.

Елена Третьякова, школьный психолог: – При этом за внешней агрессией всегда стоит внутренняя – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного. На практике стихийная агрессия сопровождается еще и дополнительными сильными эмоциями – гневом, ненавистью.

Владимир Слюняев, социальный работник: – Жестокое обращение с детьми укорачивает период полноценной семейной социализации, ослабляется роль родительского авторитета.

Зоя Полянская, педагог: – Часто взрослый, наказывая, только унижает ребенка. Блокирование права на самозащиту ведет к агрессивности. Впоследствии насилие становится для подростка самоцелью.

Елена Третьякова, школьный психолог: – Агрессию обычно развивает «строгость» воспитания.
– Но послушайте, в таком случае родитель должен быть или немым, или сверхласковым, то есть все позволять? Меня наказывали, но желания убить мать, отца или учителей я никогда не испытывала!
Елена Третьякова, школьный психолог: – Наказание может приводить к снижению агрессии у подростков, которые идентифицируют себя со своими родителями. Если же такая идентификация отсутствует, то наказание, напротив, ассоциируется с агрессией.

Преступник или жертва

– Можно ли отличить полезное наказание от вредного?
Елена Третьякова, школьный психолог: – Для конфликтной семьи типичны запутанные отношения. Это семья с отцом или отчимом, находящимся на периферии семейного поля. Или семья с постоянно конфликтующими родителями, либо с хронической неприязнью между отдельными ее членами, а также родственниками по материнской и отцовской линиям. В таких ситуациях агрессии проще завоевать душу подростка.

– В подобных семьях часто наблюдаются проблемы с алкоголем. Потому что это способ уйти от нежелания обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-либо из окружающих, такая семья активно избегает поддержки со стороны школы, служб социальной защиты, просто соседей. Часто возникающие проблемы разрешаются на эмоциональном уровне. Для таких семей характерно несоответствие между словами и действиями; между одними посланиями со стороны родителей типа: «Я тебя люблю», – и другими – отталкивающими: «Уйди, надоел, не мешайся», – что вызывает противоречивость чувств и реакций со стороны ребенка.
В таких семьях дети переживают тревогу перед неопределенностью будущего, как правило, им не комфортно дома, они стремятся больше времени проводить на улице. Статистика показывает, что склонность к бродяжничеству у 95 % таких детей, к воровству – у 94 %, к хулиганству – у 60 %, к ранней алкоголизации и наркотизации – у 41%, к сексуальным расстройствам – у 4,5 %.
– А что происходит в благополучных семьях?
Владимир Слюняев социальный работник: – В благополучных семьях также тревожатся по поводу начала самостоятельной жизни ребенка. Для этих семей не исключение конфронтация по поводу влияния сверстников, друзей по классу и по двору, то есть доминирует установка на изоляцию от детско-подростковой среды, что фактически невозможно, да и не предупреждает различных форм проблемного, рискованного поведения и саморазрушающих экспериментов с наркотиками или злоупотребления ими.

Елена Третьякова, школьный психолог: – Дети стремятся перенести стиль внутрисемейных образцов поведения на свои взаимоотношения с окружающими. В таких ситуациях подросток быстрее начинает употреблять алкоголь или наркотики. И оправдание такого поведения у него железное: я – помеха в жизни родителей. Ведь как эмоциональное отвержение, так и гипоопека – стиль воспитания, при котором ребенок предоставлен самому себе, и жестокое обращение отождествляются у ребенка с отрицательными моментами в жизни родителей.
– А что означает эмоциональное отвержение?
Елена Третьякова, школьный психолог: – Это когда на первый план выходит невнимание к ребенку, который воспринимается как помеха в жизни. При жестоком обращении эмоциональное отвержение сочетается с неоправданно суровыми наказаниями в виде лишения удовольствий, избиений. Такой стиль воспитания ведет к формированию невротических расстройств и усилению эмоционально-волевой неустойчивости или
импульсивности. Зачастую это становится причиной употребления подростками наркотиков. Еще одна причина начала наркотизации – отсутствие у ребенка способов психологической защиты, позволяющих ему справляться с эмоциональным напряжением.

Дарья Лебедева, правовед: – Криминологические и психологические исследования показывают, что в силу особенностей возраста, личностной несформированности несовершеннолетние обладают повышенной предрасположенностью стать как жертвами преступлений, так и преступниками.

Найти и убить

– Откуда такая легкость к грабежам, убийствам, насилиям? Ведь и 20 - 30 лет назад не было идеальных семей, но преступление подростка было ЧП.
Зоя Полянская, педагог: – Не только внутрисемейные отношения провоцируют насилие, его в предостаточном количестве демонстрирует телевидение или жестокие игры, в которые дети с малолетства играют на компьютерах. А потом у нас в стране на государственном уровне отсутствует политика воспитания молодежи. Ведь психология подростков требует объединения, для них желание собираться в группы – это потребность. Когда-то эту функцию несли пионерская организация, детские юношеско-спортивные школы, а сейчас ничего нет.
Но если у подростков не будет объединения музыкального, спортивного, оно все равно будет, но уже с минусом. Вот откуда появляются группировки, вот почему подростки убивают просто ради новых ощущений.

Елена Третьякова, школьный психолог: – Не все так однозначно. Подростки занимаются тем, что больше всего их увлекает. Месяц позанимавшись плаванием, они заявляют, что это не совсем то, и с таким же азартом переключаются на компьютерные игры, задача большинства из которых – найти и убить.
Тем более что массовая культура рождает миф, что все легко. Купил продукт – выиграл миллион, съел таблетку – похудел, купил модную вещь – и тебя все любят. Не нужно прилагать усилий, чтобы получить желаемое. На деле так не получается. Причина агрессии – и социальное неравенство. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и прическу с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплескивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Подросток может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, – как трагедию.
Любое «плохо» ищет выход, компенсацию. А агрессия – один из способов выплеска скопившегося негатива. Родители вымещают на детях, дети – на сверстниках. Агрессия рождает ответную агрессию, получается замкнутый круг.

Зоя Полянская, педагог: – Для подростка жестокость – один из немногих способов самовыражения в этом возрасте. Основные таланты еще не проявились, да и ценности для подъема собственного авторитета в глазах других нет. Это может породить желание забраться на как можно более высокую ступень школьной иерархии. Проще говоря, чем ты круче, тем для тебя безопаснее. У подростка вполне может сложиться убеждение, что нужно применить силу, чтобы добраться до этой ступени.

Владимир Слюняев, социальный работник: – Тем более что по телевидению беспрерывно дерутся и убивают. Это способствуют росту агрессии.

Елена Третьякова, школьный психолог: – С таким потоком негативной информации непросто справиться и взрослому человеку, не говоря уж о ребенке с неокрепшей психикой. Внешне у подростка ничего не меняется: учится в той же школе, живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к маленькому. Родители кормят, поят, одевают, а за хорошее поведение могут даже наградить карманными деньгами, поездкой на море, походом в кино, новой вещью. Ребенок объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права.
Отсюда атрибуты псевдовзрослости: курение, тусовки у подъезда, поездки за город – я тоже имею личную жизнь. Внешнее копирование взрослых отношений – это вариант подростковой социализации. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже взрослым и относится к себе как к взрослому. При этом прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то он вовсе не желает, разве что на словах.
В этом возрасте важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Положение его в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, влияют на его поведение.

Подростковый комплекс

– Поэтому и преступления совершают стаей?
Елена Третьякова, школьный психолог: – Помимо семьи большое влияние на поведение подростка оказывает круг друзей, компания. Попав в асоциальное окружение, слабый и безвольный человек не может устанавливать свои правила, немногие находят в себе силы и для того, чтобы вырваться из порочного круга. В дурной компании легко срабатывает эффект толпы – толпа безлика, а значит, никто не несет ответственности за свои поступки. А у человека, чувствующего безнаказанность, инстинкт часто берет верх над разумом. Поэтому большая часть преступлений совершается именно группами подростков.
Возраст 11 - 16 лет получил название подросткового комплекса. Что он собой представляет? Прежде всего чувствительность к оценке посторонними своей внешности, крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих. Причем внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров

Анна Пинаева, детский сексолог: – Причина многих психологических трудностей связана с половым созреванием. Данный возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения от экзальтации до депрессии. Днем девочка-подросток скромно сидит с родственниками и рассуждает о добродетели, а вечером, проколов ухо десятком сережек, пойдет в ночной клуб, заявив, что «в жизни надо испытать все».

Елена Третьякова, школьный психолог: – Агрессия – это форма защиты от тех, кто мешает разобраться в себе, и таких же подростков. Когда стая лупит ногами упавшего на землю, то этим они себя от чего-то защищают. Все идет из жизни: что подростки видят вокруг, то они и копируют своими поступками.
Дети не понимают, какие последствия может за собой повлечь жестокость, не думают, что могут быть наказаны за это, поэтому с легкостью вершат «правосудие». В большинстве случаев насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой, а не с целью получения удовлетворения.

Лариса Синенко

P. S. Как-то все очень правильно, гладко и скучно. Потому что опять все слова, слова, слова. А в наше время, к сожалению, они утратили свою силу, слишком много наглядных примеров, когда слова расходятся с делами – сплошь и рядом такая нестыковка в среде взрослых. Вот и пример для подражания. И никакая пропаганда распрекрасных ценностей уже не сработает.
И в голову приходит единственный отчаянный выход: совершил преступление – насилие над кем-то – отправляйся на рудник или нефтяную платформу, подальше от цивилизации, хоть уборщиком, хоть грузчиком, хоть посудомойщиком. И вкалывай, получая по заслугам за нерадивость от посторонних людей, закаляйся в отсутствие тех, кто может заступиться. Научись хоть что-то, кроме насилия, делать своими руками. А еще, как бы отучить подростков заниматься видеопиаром собственного идиотизма?
Мы обязательно продолжим разговор на эту тему...


Почему подростковая жестокость стала таким распространенным явлением в последнее время? В чем истинная причина проявления злости и агрессии? Нет однозначного ответа на эти вопросы. Это может быть и негативное воздействие СМИ, попытка самоутвердиться или желание показаться «крутым». Любые родители обеспокоены тем, как вырастить ребенка достойным человеком, и как суметь его оградить от проявлений жестокости других.

Опасные источники

Семя зла может быть посеяно как дома, так и в семье подростка. Попав в благодатную почву сложившихся обстоятельств, нежная детская психика не всегда может самостоятельно справиться с негативным воздействием. К сожалению участились случаи, когда подростки снимают на телефон сцены избиения, и выкладывают видео в социальных сетях. Следует отметить, что девочки порой проявляют агрессию в более жесткой форме, чем мальчики. Известно немало подобных случаев с весьма печальными последствиями.

Из–за нехватки жизненного опыта и отсутствия ответственности за свои действия, подростки не понимают, что подобное поведение – путь в никуда. Сегодня компания наглых юнцов издеваются над животными, над теми, кто не может дать отпор, а завтра вполне могут попасть на скамью подсудимых.

Отсутствие страха плюс безнаказанность – опасное сочетание, которое рано или поздно может привести к совершению какого–либо преступления. Родителям не следует забывать о том, что нехватка общения с собственным ребенком является камнем преткновения.

Мать и отец вечно заняты, нет времени выслушать, помочь, посоветовать. Но случается и такое, что злобное поведение бывает присуще и «залюбленным» отпрыскам. Такие баловни судьбы просто реально не понимают, что могут понести наказание.

Привыкнув к тому, что родители их всегда прикроют, это лишь придает им силы. Дети ничего не забывают, выплескивая свою жестокость на других. Это следствие обиды и недополученного внимания от своих родителей. В неблагополучных семьях ребенок сам часто подвергается насилию в собственном доме. Таким образом он обретает заниженную самооценку и неуверенность в себе. Поэтому, на улице, будучи в окружении сверстников такой ребенок стремится к самовыражению через драки и издевательства. Так он компенсирует свое подавленное состояние в семье, завоевывая авторитет жестокими поступками и хамской манерой общения.

Почему процветает «культ злобы»

Есть огромное количество фактов, подтверждающих то, что и в абсолютно нормальных семьях вырастают озлобленные дети. Так что семейное благополучие не дает никакой гарантии того, что ребенок сможет протянуть руку помощи ближнему. К сожалению, в большей степени вина лежит на школьном воспитании. Далеко не каждый учитель пойдет на выяснение достоверной причины конфликта среди учеников своего класса. Характер ребенка начинает проявляться еще в раннем возрасте. Классному руководителю легко определить, кто из учеников является лидером, кто является «мальчиком для битья», а кто часто проявляет агрессию по отношению к другим людям. Ни в коем случае не стоит игнорировать накаленную атмосферу в классе.

Известны очень грустные последствия того, как может закончится травля ученика одноклассниками. Нельзя делать вид, что ничего не случилось. Своевременным вмешательством можно спасти детскую жизнь. Многие подростки находятся на грани самоубийства, ощущая себя изгоями. Травля совершенно неприемлема, это из ряда вон выходящая ситуация. Нужно приложить все свое педагогическое мастерство, чтобы исправить положение. Когда дети видят, что никто не обращает внимания на жестокое обращение, издевательства становятся более изощренными. Необходимо как можно чаще собирать класс для разъяснительной беседы, постараться найти общие интересы и точки соприкосновения. Часто подобный контроль дает весь положительные результаты.

Самое важное – донести до сознания, что виноваты в данном конфликте и безучастные одноклассники. Они являются соучастниками, молча наблюдая и бездействуя. Важно быть для детей примером, а не читать долгие нравоучения. Подростки уважают взрослых, которые готовы прислушаться к их проблемам, не требуют ходить по струнке, не превышают полномочия при наказании. Активная работа гормональной системы в требует выхода энергии. Нужно направить ее переизбыток в правильное русло, например, на поход в спортивный зал. Считаться с мнением других подростку пока трудно, но возможно при умелом подходе.

Как определить, что ребенок – жертва

Стоит внимательно следить за поведением своего ребенка, когда он возвращается из школы. Обращать внимание на малейшие, незначительные детали и перемени в привычном поведении. Любая мать заметит, если вдруг у подростка пропало желание ходить в школу, иногда приходит в порванных вещах, резко пропал аппетит – явные признаки наличия проблемы. Необходимо поговорить по душам. Понятно, что вывести его на подобный разговор будет очень непросто. Не во всех семьях присутствуют доверительные отношения. Необходимо с малых лет показывать своему сыну или дочери, что родители – самые надежные и лучшие друзья.

В подобной ситуации конфликта ребенка с окружающими будет значительно легче вместе найти выход. Если подросток не хочет делиться, нужно постараться проявлять осторожность и доброжелательность. Не нужно выпытывать информацию под давлением. Покажите, что вы целиком и полностью на его стороне. Возможно, тогда он найдет нужным раскрыться, попросить помощи.

В данном случае ребенок опасается, что своими откровениями с близкими лишь усугубит свою тяжелую ситуацию. Ему кажется, что это признак слабого характера – рассказать обо всем родителям. Необходимо убедить, что это совсем не так.

Вместе вы сможете выбрать вполне адекватное решение, найти правильный выход из конфликта. Не насмехайтесь над детскими проблемами, говоря, что это ерунда. Таким отношением можно сильно обидеть ранимую юную душу. В последнее время новости буквально переполнены материалами о случаях проявления повышенной агрессии у . Обилие компьютерных игр с элементами расправы и насилия не лучшим образом отражаются на детской психике. Огромное количество подростков пытались покончить жизнь самоубийством после их избиения одноклассниками. Мало того, подобные сцены снимаются на видео, и выкладываются в Интернет на всеобщее обозрение.

Можно ли избежать проявления злости

Тема жестокости среди подростков приобретает печальную популярность во всем мире. Чтобы не дать своему ребенку стать злым, нужно просто разговаривать с ним, суметь рассмотреть в нем личность. Любые пробелы в воспитании несут свое начало из раннего детского возраста. Жестокость и агрессию у подростка можно предупредить. Необходимо научиться смотреть в одном направлении, рассмотреть разницу между словами «хочу» и «надо».

Ребенок не должен чувствовать себя одиноким. Покажите, что вы никому не дадите издеваться над ним и преследовать. Если конфликт зашел слишком далеко, обязательно стоит пообщаться с родителями главного обидчика и учителями. Если есть необходимость, нужно незамедлительно написать заявление в милицию. Иногда нанесенная психологическая травма настолько серьезная, что потребуется помощь профессионального психолога. Не оставайтесь в стороне, на войне все средства хороши.

Психолог поможет повысить самооценку, ведь обычно издеваются на теми, кто не уверен в себе. Главное – не оставлять подростка один на один со своими переживаниями. Он должен знать и быть уверен в том, что родители всегда придут на помощь, что бы не случилось.

«Если подросток жесток, надо искать сбой в семейных отношениях»

Жестокость подростков бывает разовой – так они познают мир, проверяют границы дозволенного. И такие случаи взрослые не должны оставлять без внимания. Если же жестокость становится регулярной, причины надо искать в семейных отношениях, считает Петр ДМИТРИЕВСКИЙ, семейный психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» Московского городского психолого-педагогического университета:

— В последнее время средства массовой информации активно освещают пугающие инциденты, действующими лицами которых становятся подростки. Частота появления подобных материалов в СМИ ясно свидетельствует взрослому миру, что пускать на самотек развитие подростков достаточно опасно. Этот неспокойный возраст чрезвычайно неудобен для нас, поэтому желание взрослых отойти в сторону и дать подросткам как-то самим «перебеситься», чтобы затем принять их в наше достойное общество зрелыми и уравновешенными личностями, вполне естественно.

Но, похоже, без нашего участия процесс взросления может идти по какому-то поврежденному пути. Взрослому миру, быть может, не стоит включаться в жизнь подростков всем составом, но делегировать подготовленных к решению подростковых проблем родителей, педагогов, социальных работников и психологов, специализирующихся на подростковом возрасте – задача вполне посильная.

Причин подростковой жестокости может быть несколько. Мы все очень разные, поэтому каждый случай требует отдельного изучения. Бывает, что человек проявляет агрессию к кому-то из родственников, знакомых или животных разово. Такое поведение может быть частью его «исследовательской работы». Задача подросткового возраста – проверка границ этого мира, рамок дозволенного, проверка устойчивости общества и конкретных взрослых, установление причинно-следственных связей между явлениями. Из этого же интереса маленький ребенок может, к примеру, начать отрывать крылья бабочке. Здесь нет целенаправленной «аморальной» жестокости, есть любопытство, перед которым может временно меркнуть сочувствие, сострадание. Если взрослый столкнулся с такой ситуацией, ему важно оставаться устойчивым, не использовать детский стыд или страх отвержения как основную воспитательную стратегию. Наши привычные реакции типа «Как ты мог так поступить?» или «Раз так – ты не мой сын» вряд ли приведут к тому, что подросток станет более бережным к другим людям. Скорее, наоборот, породят бунт, протест или неуверенность в себе. Понимая потребности возраста, важно дать подростку четкую, но не унизительную обратную связь: рассказать о своей боли, злости, растерянности.

Исследование границ своего «я», научение способности постоять за себя, стремление к безопасности может также проявляться в разовых, ситуативных проявлениях жестокости. В этом случае необходимо предложить подростку другие формы обращения со своей агрессией: регулярные занятия спортом, посещения секций единоборств, участие в командных спортивных играх. В таких условиях дух борьбы, азарт, конкуренция облекаются в формы, которые, с одной стороны, приемлемы для общества, с другой — соответствуют задачам развития психики.

Третий аспект подростковой жестокости, который имеет связь с естественными законами возрастной психологии – это жестокость, проявляющаяся в группе. Даже взрослый в толпе начинает вести себя несвойственным для него образом, подчас вопреки своим собственным нравственным принципам. В определенных условиях человек, не склонный к насилию, может неожиданно продемонстрировать жестокость. По закону толпы происходит общее снижение интеллекта, снимается личная ответственность за содеянное. При этом мы знаем, что подростку чрезвычайно важно принадлежать группе сверстников, а страх оказаться вне группы, самому стать объектом насмешек сверстников может ситуативно толкать подростка на соучастие в действиях группы. При последующем разбирательстве один на один в кабинете психолога участники таких инцидентов зачастую выглядят достаточно растерянно, некоторые действительно не могут понять, как смогли оказаться участниками коллективных жестоких выходок.

Другой вопрос, в чем могут быть причины регулярной, повторяющейся жестокости у подростка? Если вы видите, что подросток вне зависимости от ситуации проявляет жестокость к самым разным людям, есть основания предположить, что, во-первых, у него внутри накопилось много злости, бунта, обиды, которая выплескивается «не по адресу», во-вторых, у него по какой-то причине оказался «сломанным» механизм, отвечающий за распознавание страданий другого человека — механизм сочувствия, сострадания. В этом случае необходимо разбираться, кто является истинным адресатом злости и как получилось, что «агрегат» сострадания не заработал.

Идеальным родителем быть невозможно. Все мы, взрослые, несем в себе последствия ошибок наших собственных родителей, несем последствия травм, полученных в детстве от сверстников и учителей, проживаем последствия природных или общественно-политических катаклизмов. Поэтому, естественно, некоторые наши слова или действия являются травматичными для наших детей. Здесь важно не «проваливаться» в вину и не отчаиваться, а узнать, понять ошибки, которые мы допустили, и с помощью специалистов найти способы их исправления. Если подросток демонстрирует многократное, намеренно жестокое поведение, в первую очередь принять меры должны окружающие его взрослые: во-первых, родители, во-вторых, педагоги и специалисты.

Родительская жестокость может иметь самые разные формы. Конечно, физические наказания, насилие в семье являются частной причиной воспроизведения такого поведения ребенком в подростковом возрасте. Ответить жестокому отцу ребенок не может, напряжение копится и возрастает, происходит смещение объекта, и вместо отца сдачу получают все слабые, кто попадается под руку: учащиеся младших классов, «ботаники», старики, животные.

Однако, следует иметь в виду, что жестокость может проявляться неосознанно и во вполне благополучных семьях в виде игнорирования природных потребностей ребенка. В младенчестве травма может возникнуть, если ребенок кричит, а мама очень долго не подходит, не реагирует. В более позднем возрасте травматичным может оказаться запрет или жесткое осуждение исследования окружающего мира: мама может проявлять чрезмерный страх или косвенно обвинять в предательстве ребенка, проявляющего интерес к чему-то или кому-то помимо мамы. Проходит время и важнейшей потребностью ребенка становится создание какого-то своего продукта: ему нужно что-то нарисовать, слепить, исполнить. В этот период жестоким будет высмеивание, осуждение ребенка. Казалось бы, что тут страшного — ребенка же никто физически не наказывает? Однако с точки зрения закономерностей развития психики, повторяющиеся травмирующие слова и оценки могут наносить существенный ущерб. Если такие вредные воспитательные стратегии в семье практикуются систематически, ребенок постепенно научается быть нечувствительным не только к собственной боли, но и к боли другого человека.

При обнаружении жестокости у подростка необходимо обратиться к семейным психологам и вместе придумывать, как перестроить систему взаимоотношений в семье, чтобы в ней учитывались жизненно необходимые потребности друг друга. Понимаю, что обращение за внешней помощью всегда связано с некоторым смущением: вот все поймут, что у нас проблемы, и осудят. Но профессиональный психолог не будет требовать ни от кого совершенства, не будет искать виноватого. Его задача – построить доверительные, уважительные, безопасные отношения с каждым из членов семьи и предложить свою помощь в совместной работе по исправлению ошибок и построению в семье диалога. Если подросток получает навык прямого озвучивания своих потребностей, если в семье становится принято обсуждать, а не игнорировать проблемы, принято просить прощения, если кто-то неправ, принято замечать друг друга, то и причин для проявления жестокости будет со временем становиться все меньше и меньше.

Если говорить о реакции на жестокость на уровне социальных институтов, то навыку видеть и понимать другого подростки могут научиться в ходе мероприятий, проводимых в рамках восстановительного подхода в социальной работе. Примером таких мероприятий является встреча лицом к лицу правонарушителя и потерпевшего в ходе судебного разбирательства – восстановительное правосудие. К сожалению, на сегодняшний день наша система реагирования на правонарушение построена таким образом, что основной акцент делается на отношениях между государством и правонарушителем. Государство решает, какое наказание применить, нарушитель ищет аргументы в свое оправдание. Важнейший участник события – жертва – оказывается практически выключен из общего процесса. Благодаря распространению восстановительных программ оказывается возможной встреча непосредственных участников инцидента, жертва получает возможность рассказать своему обидчику о своем страхе, стыде, обиде, злости. Подросток, проявивший жестокость, отвлекается от борьбы с государством и получает возможность увидеть другого, понять, прочувствовать его переживания. Опыт показывает, что рецидивы в таких случаях происходят гораздо реже, чем при традиционной карательной процедуре.

Имеет ли эта жестокость те же причины, что и потрясшая всех череда подростковых самоубийств? Притом, что у каждого из этих двух явлений есть своя специфика и свои особенности, в корне обоих лежит жестокость. Просто в одном случае эта жестокость направлена в сторону другого человека, а в другом — в сторону самого себя. В обоих случаях необходимо рассматривать, был ли в опыте подростка длительный опыт жестокости, направленной на него со стороны окружающих людей. Еще раз подчеркну, что, во-первых, жестокость может проявляться не только в виде физических наказаний, но и в форме игнорирования жизненно важных психологических потребностей, и, во-вторых, родителям и педагогам в этом случае нужно заниматься не столько самобичеванием, сколько конструктивным поиском новых форм взаимодействия с подростком, способов скомпенсировать допущенные осознанно или неосознанно ошибки, не стесняться обращаться к психологам, специализирующимся на подростковом возрасте.

В разработке классного часа «Подростковая жестокость и агрессия: конфликты между группой и личностью» представлены презентация и конспект занятия. На данном классном часе рассматриваются примеры конфликтов в школе, издевательств и унижений одного ученика группой сверстников. Классный час проводится в форме круглого стола, где подростки обсуждают представленный материал, высказывают свою точку зрения и отношение к проблеме, приводят примеры из собственного опыта.

На занятии используется видеофрагмент из сети интернет, демонстрирующий жестокое отношение девушек к своей однокласснице; приведены примеры подобных ситуаций, происходивших в разных городах России и зарубежных стран, а так же случай, произошедший в нашей школе, подготовлена информация из УК РФ и результаты социологического исследования в школе.

Учащиеся в ходе занятия должны определить причины агрессивного поведения к сверстникам, а так же равнодушного поведения свидетелей таких конфликтов, понять вред таких конфликтов как для обидчиков и жертв, так и общества в целом. Накануне ученикам рекомендуется просмотреть фильм «Чучело», который так же обсуждается в ходе беседы, выясняется его поучительность и влияние на поведение людей таких фильмов.

В ходе беседы ребятам так же даются рекомендации, как избежать конфликтов, как учиться себя контролировать и сдерживать, как правильно взаимодействовать с окружающими людьми, быть толерантным и нести в этот мир доброту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подобед Наталья Николаевна, Садовская Ольга Николаевна

МБОУ СОШ № 4, г.Тулун, Иркутская область

Классный час в 8-11 классах

Тема: "Подростковая жестокость и агрессия: конфликты между группой и личностью.»

Цели:

  1. Предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения подростков;
  2. Воспитывать нравственные личностные качества: доброту, желание помогать, сочувствие.
  3. Способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
  4. Побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
  5. Формировать умения оценивать ситуацию и поведение окружающих;
  6. Познакомиться со способами предупреждения конфликтов;

Форма проведения: круглый стол

Подготовительная работа : анкетирование учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (презентация, видеоролик)

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

  1. Вступление.
  2. Просмотр видеоролика
  3. Обсуждение видеоролика
  4. Беседа.
  5. Работа в группах
  6. Ситуации в России и мире.
  7. Анализ ситуации в нашей школе.
  8. Из кинематографа.
  9. Последствия конфликтов.
  10. Из уголовного кодекса.
  11. Результаты социологического опроса в нашей школе.
  12. Рекомендации для профилактики конфликтов.
  13. Заключение.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. ВСТУПЛЕНИЕ.

Современный мир очень активен, быстро меняется, меняются жизненные ценности, нравственные нормы. Все чаще встречаются люди с повышенной тревожностью, раздражительностью, агрессивностью.

Сегодня мы поговорим об агрессии и жестокости подростков, попробуем разобраться в этой серьезной проблеме, определим причины и последствия агрессивного поведения подростков друг к другу, а точнее о конфликтах между группой и личностью. Я прошу всех высказывать свою точку зрения, вступать в дискуссию, доказывать свое мнение.

Что же такое агрессия?

Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.

  1. ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА.

(Видео из интернета, в котором группа девушек избивает одноклассницу)

  1. ОБСУЖДЕНИЕ ВИДЕОРОЛИКА
  1. Какие чувства в вас вызвал ролик?
  2. Что вы чувствуете по отношению к обидчикам и к жертве?
  3. Допускаете ли вы, что жертва сама виновата в создавшейся ситуации?
  4. Что движет подростками?
  5. Оказывались вы сами в такой ситуации? И если оказывались, то в какой роли?
  1. БЕСЕДА . подростковая жестокость, её формы, причины, последствия, ответственность.

Что же с нами происходит? Почему родители боятся за здоровье и жизнь своих детей? Почему жестокость становится нормой в наше время?

Подростковая жестокость проявляется не только в физическом насилии над сверстниками, но и в моральном.

Подростковая жестокость во всем мире приобретает ужасающие формы и масштабы: школьники расстреливают одноклассников; избивают сверстников, снимая действо на мобильный телефон и выкладывая видео в интернет; доводят одноклассников до самоубийства.. Практически в каждом коллективе есть отверженные дети, и отношение к ним бывает абсолютно разным: от игнорирования до унижений и издевательств, которые порой приводят ребят к суициду. Устраивая “травлю” такого ребенка, подростки не задумываются, к чему это может привести. И все, кто дружит с изгоем, автоматически теряют авторитет в классе. Улучшить отношение можно, давая списывать, но это до первого отказа, а потом ты снова становишься отверженным.

Жертвой станет тот, кто слабее.

Агрессия - это то, что многим отравляет жизнь. И даже когда с вами просто мало общаются в классе, это кажется ничем по сравнению с постоянными издевками и оскорблениями. Одни отделываются словесной атакой, на других направлена более тяжелая артиллерия: плевки, удары, пачканье одежды мелом, подножки, купания в унитазе.

  1. РАБОТА В ГРУППАХ.

Каковы же причины агрессии и жестокости в школьном коллективе?(работа в группах)

  • Семейные причины

Безразличие или враждебность со стороны родителей, неуважение к личности ребенка, чрезмерный контроль или отсутствие его, запрет на физическую активность, отказ на право личной свободы.

  • Личные причины

Недовольство собой, желание самоутвердиться, повышенная раздражительность.

  • Ситуативные причины

Плохое самочувствие, переутомление, влияние продуктов питания, влияние СМИ.

Итак, подведём итог

Агрессия подростков – это

  • Способ обратить на себя внимание.
  • Последствия неправильного воспитания.
  • Виновата школа и общество.
  1. СИТУАЦИИ В РОССИИ И МИРЕ.

Подростковая жестокость захлестывает мир. Вот только некоторые факты, подтверждающие это: (читают ученики)

Россия. В одной из школ Благовещенска ученики 8-го класса избили свою соученицу, сняли избиение на видео и выложили в интернете. Девочку толпой пинали и оплёвывали.

Россия. В Тюмени 14-летняя школьница Наташа Суворова выпрыгнула с 8-го этажа, не выдержав издевательств со стороны одноклассниц.

Польша. 14-летняя ученица 2-й гимназии города Гданьска повесилась после того, как одноклассники во время урока раздели ее догола и сняли на видеокамеру мобильного телефона. В настоящее время в отношении пяти ее одноклассников возбуждено уголовное дело по статье “Доведение до самоубийства

Россия. 19-летний Сергей Андрюшин в девять утра на узкой ульяновской дорожке повздорил с группой ребят помладше. Сергей приехал из другого района, по одной из версий, этого оказалось достаточно, чтобы на школьном дворе его забили железными прутьями и арматурой.

Великобритания. В январе 2005 года в Великобритании завершился процесс над двумя школьницами, которые взяли в плен свою 12-летнюю подружку и издевались над ней в течение трех часов.

Великобритания. В октябре прошлого года 12-летней ученице колледжа изрезали лицо ножом только потому, что ее успехи в учебе кому-то из одноклассников не нравились.

Россия. Компания парней 14-15 лет вдохновенно мутузит беспомощного мальчишку. Его бьют ногами по лицу, голове, спине. Паренек теряет сознание, но малолетние изверги не обращают на это внимание. Девичий голосок за кадром комментирует детали экзекуции. Слышны хохот и подбадривающие голоса «зрителей», собравшихся на спортплощадке, где происходило побоище. Восьмиклассник несколько дней провёл в реанимации Вина подсудимых была доказана во многом благодаря жуткому «видеоролику»

  1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В НАШЕЙ ШКОЛЕ.

(можно заменить монологом инсценировкой ученицы, оказавшейся объектом насмешек после перехода в новую школу)

О групповых избиениях, где фигурируют подростки, в том числе школьники, в последнее время все чаще вещают центральные каналы, сообщает пресса. Но кто бы мог подумать, что столь жуткие истории могут происходить в нашем провинциальном городе! Оказывается, в этом от столицы мы ничуть не отстаем.

Давайте вспомним подобный случай, который произошёл в нашей школе. Ученица 9 класса спровоцировала конфликт. Попросила телефон у одноклассника, его не вернула, потому что продала. После того, как одноклассник потребовал возвращения мобильника, ученица призвала на помощь свою знакомую, тоже учащуюся нашей школы. Завязался конфликт, на территории школы произошла драка. А группа учащихся наблюдала за избиением ученика, подзадоривая «заступницу» и снимали на сотовые телефоны. Самое страшное, что ни один из присутствующих не вступился за жертву, не попытался прекратить драку и унижения. Даже друг жертвы, оказавшийся в толпе, снимал происходящее на видео, не делая попыток вступиться за друга. Ученика унижали и били в течение нескольких дней, за это время никто не попытался это прекратить или рассказать учителям, занимая позицию «моя хата с краю», как бы самому не стать жертвой или «палёвкой». История всё-таки всплыла на поверхность и не получила дальнейшего развития, благодаря одной из неравнодушных мам, позвонившей в школу.

Спустя время вы все проанализировали эту ситуацию. Предлагаю высказать ваше отношение к ней. Почему зрители подчинились «волчьим законам»? Не по той ли причине, что если не я, то меня? Что движет толпой в таких ситуациях? Какой негласный закон руководит ими? Почему большинство приняло позицию выжидания? Почему сохраняли молчание? Неужели перевелись в современном мире те, кто не боится противостоять толпе, заступиться за слабого? Неужели такие качества как сострадание, милосердие, доброта и порядочность сейчас не модны?

  1. ИЗ КИНЕМАТОГРАФА.

«Чу́чело» - художественный фильм 1983 года режиссёра Ролана Быкова о шестикласснице Лене Бессольцевой, сумевшей выстоять в своем первом столкновении с подлостью и предательством. Лена Бессольцева, взяла на себя чужую вину и весь класс разом объявил ей бойкот.

Лена селится у своего деда, бывшего военного, коллекционировавшего картины с целью обустройства картинной галереи в своём доме. В городке деда недолюбливают за его замкнутый образ жизни. Так же с неприязнью встречают и новую одноклассницу и дают ей кличку Чучело.

И только Дима Сомов (Митя Егоров), мальчик, в которого влюблены почти все девчонки класса, оказывает новенькой поддержку. Их дружба, переросшая во влюблённость, вскоре даёт трещину из-за трусливого поступка Димы. Мне кажется "Чучело" очень поучительно, эта повесть(фильм)учит нас быть бесстрашными перед трудностями, не бояться себя, слышать людей и конечно же быть милосердными. В этой повести есть жестокость и не простая, а осознанная. Здесь идет речь о том, что мы боимся сказать или сделать что-то не так, что не понравится окружающим нас людям.

В каких ещё фильмах изображены подобные конфликты?

  1. ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТОВ.

В чём вред конфликтов между подростком и группой?

  • Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
  • Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
  • В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

К каким последствиям может привести такой конфликт?

Приложение

  • унижение
  • напряжение
  • озлобленность
  • разочарование
  • невозможность достичь цели
  • тревога
  • беспомощность
  • ответная агрессия
  • суициды
  • уголовная ответственность
  1. ИЗ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА .

СПРАВКА (зачитывает ученик)

В соответствии с частью второй пункта «а» статьи 115 Уголовного кодекса РФ умышленное причинение легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений наказывается обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА В ШКОЛЕ.

Проблема подростковой жестокости в Тулуне так же актуальна, как и во всем мире. Давайте посмотрим отношение к этому вопросу учеников нашей школы

  1. Применяли ли когда-нибудь по отношению к Вам физическую силу?
  2. Вы сами когда-либо вымещали свою агрессию на других людях?
  3. Как вы думаете, почему дерутся подростки?
  • насилие в семье
  • «плохая компания» (окружение подростков на улице, в школе и т.д.)
  • популярность жестоких компьютерных игр
  • популярность криминальных художественных фильмов
  • просто так
  • желание самоутвердиться
  • безнаказанность
  • агрессия как способ самозащиты

4. Если Вы становились жертвой агрессии сверстников, то где?

  • на улице
  • в школе (на уроках, на переменах, после уроков)
  • в школьном дворе
  • в подъезде
  • дома
  • другой вариант

5. Если бы ты стал жертвой коллективной агрессии, то кому бы об этом рассказал?

6. Как, по-вашему, можно было бы избежать столкновения?

  • Не ходить поздно одному
  • Вовремя воспользоваться сотовым телефоном
  • Попытаться поговорить с обидчиком
  • Привлечь к себе внимание
  • Другое

7. Всё ли делается в школе, чтобы издевательств не было?

8. Что должна сделать школа, чтобы издевательств не стало?

Итак, мы видим, что у нас эта проблема остра, и необходимо находить пути решения выхода и предупреждать создание конфликтов.

  1. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ.

Как преодолеть конфликты?

Как не стать жертвой конфликта?

Как не подвергнуть окружающих собственной агрессии и жестокости? Почему нельзя проявлять жестокость по отношению к другим?

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

Толерантность – это готовность признавать, принимать поведение и взгляды других людей, которые отличаются от собственных.

  • Если вы агрессивный человек и не умеете собой управлять - пойдите в секцию восточных единоборств. Научитесь контролировать себя и свои эмоции.
  • Организовать себе регулярные физические нагрузки. После хорошей тренировки - неуправляемой агрессии не бывает.
  • Полноценно отдыхать. Если вы спите 2 часа в сутки - об управлении собой речи идти не может. У вас для этого не хватает ресурсов, организм усталый, работает на пределе и заботиться об ограничении своей агрессивности не в состоянии. Обеспечьте своему организму достойный отдых.
  • Практиковать спокойное присутствие. Как гладь озера реагирует на окружающую среду? Никак: просто отражает и все. Так же и вы - тренируйтесь просто воспринимать, что происходит вокруг и никак не реагировать на происходящее.
  • Формировать позитивное мировоззрение.
  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Каждый человек в своей жизни обязательно должен задать себе такие вопросы: «Для чего я пришел в этот мир? Что я могу сделать для того, чтобы изменить его в лучшую сторону? Хорошо ли, комфортно ли со мной тем, кто рядом?».

На прощание я хочу рассказать вам одну притчу.

«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; осмысление и анализ психологических и социологических исследований.

Задачи: развитие нравственных личностных качеств: доброта, желание помогать, сочувствие, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным.

Подготовительная работа : анкетирование учащихся.

Оборудование : презентация, мультимедийный проектор, компьютер.

Классный час начинается с чтения фрагмента стихотворения, на слайдах в это время идет демонстрация фотографий, демонстрирующих сцены насилия.(Слайд 1)

В наш общий мир, в наш общий дом
Вошли жестокость и усталость.
И я жалею лишь о том,
Что к сущему исчезла жалость.
Мы разучились отличать
Добро от зла и тьму от света.
И, покорив себе людей,
Жестокость празднует смотрины,
Наотмашь бьет врагов, друзей,
Сердца, и лица, и витрины.
И нам как - будто не видна
Всей этой жизни однобокость,
Поскольку в душах лишь одна
Её величество – ЖЕСТОКОСТЬ.

Подростки избили мужчину, в ответ на его замечание; девочки издевались над одноклассницей только из-за того, что «не одевается» дорого и модно; 12 летний избил бабушку, требуя деньги. Перечислять примеры подростковой жестокости, которые в последнее время мы очень часто слышим в новостях или читаем о них в газетах можно очень долго.

Подростковая жестокость -эта тема становится актуальной в России. С каждым годом преступников, не достигших 18 лет, становится все больше. В чем причина «озверения» подростков?

По утверждениям социологов, за последние 10 лет уровень общения между подростками изменился самым кардинальным образом. Хамство - стало нормой, теперь маты от подростков слышны на каждом шагу, а «послать» могут любого, невзирая на возраст и положение.

О том, почему такое происходит с нами сегодня я и хотела поговорить. Итак, тема нашего классного часа «Подростковая жестокость». (Слайд 2)

Психологи и социологи, изучая данную проблему, выделяют следующие возможные причины агрессивного поведения подростков.(Вывести все причины на слайд). (Слайд 3).

  1. Семья.
  2. Окружение подростка вне дома.
  3. Современный кинопрокат.
  4. Отсутствие авторитетов (особенно положительных).
  5. Безнаказанность.
  6. Желание самому утвердиться за счет более слабого человека.
  7. Неумение поставить себя на место жертвы.
  8. Отсутствие толерантности (терпимости) в обществе, в том числе и среди молодежи.
  9. Популярность компьютерных игр - стрелялок.

Так ли это на самом деле, нам взрослым интересно ваше мнение. Поговорим об этом. Итак, семья. Если родители, старшие брат или сестра позволяют себе применение физической силы по отношению к ребенку, то в будущем сам ребенок, как правило, следует их «примеру». Для проверки этого мнения при подготовке классного часа я просила ответить вас на вопросы анкеты. Давайте посмотрим на результаты опроса, и при этом не будем забывать, что не всегда вы отвечаете честно, даже, если анкета анонимная.

Результаты анкетирования (Слайд 4).

  1. Часто ли ваши родители ссорятся друг с другом? Да – 1, нет – 19.
  2. Применяли ли родители по отношению к вам меры физического воздействия (шлепок, подзатыльник, ремень…)? Да – 0, нет – 20.
  3. Доставалось ли вам от старших братьев или сестер? Да – 8, нет – 2.
  4. Применяли вы физическую силу по отношению к младшим братьям и сестрам? Да – 8, нет – 12.
  5. Как вы думаете, могли ли вы в этих ситуациях обойтись без мер физического воздействия? Да – 10, нет – 10.
  6. Случалось ли такое что вам доставалось от родителей просто из-за их плохого настроения? Да – 5, нет – 15.

Анализируя результаты, мы видим, что отношения в семье действительно влияют на наше поведение и на наши поступки. Агрессия рождает ответную агрессию. Вы согласны с этим? (Обсудить с учащимися вопрос о физическом наказании детей в семье, о том будут ли они в будущем также наказывать своих детей).

Рассмотрим следующие причины: окружение подростка вне дома и отсутствие авторитетов (особенно положительных). Я думаю, что некоторым из вас уже приходилось быть в ситуации, когда необходимо сделать выбор, а вам не хватает простого жизненного опыта. К кому вы обращались в таких случаях за советом? (Обсудить). Не секрет, что есть люди, которые легко поддаются чужому влиянию. А значит, могут драться просто за компанию, не понимая, что ответственность за драку будет лежать на всех ее участниках. (Обсудить эту тему с учащимися примерно по следующим вопросам, их мнение узнать, попросив поднять руки).

Приходилось ли вам драться?

Можете ли вы, просто так проходя мимо ударить человека?

Получали вы от драки удовольствие?

Вам приходилось быть зачинщиком драки?

Можно ли было в тот момент обойтись без драки?

Применял ли кто-нибудь по отношению к вам физическую силу, то есть били ли вас?

Если подвергнетесь насилию, обратитесь ли вы за помощью к взрослым: родителям, знакомым, преподавателям?

А задумывались ли вы, зачем вы кого-то ударили? Зачем кому-то сказали «гадость»?

Я думаю, что не все могут ответить на эти вопросы. В большинстве случаев насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой. Вот вам и следующая причины: желание утвердиться за счет более слабого человека и безнаказанность. Подростки не всегда понимают, какие последствия может за собой повлечь жестокость, не думают, что могут быть наказаны за это, поэтому с легкостью вершат «правосудие». А ведь это самообман. Обижая заведомо «слабого» мы не становимся сильнее, а наоборот показываем свою слабость, а часто и трусость. «Жестокость и страх пожимают друг другу руку» - так говорил О. Бальзак. А вот автор Дон Кихота Мигель Сааведра считал, что «жестокость не может быть спутницей доблести». (Слайды 5). Давайте посмотрим фрагмент передачи «пусть говорят» от 26 ноября 2012 года «Девочки из Владика» (слайд 6). (Обсудить с учащимися).

Еще одной из причин, перечисленных выше, является: неумение поставить себя на место жертвы. Психологи считают, что сегодня у большинства молодого поколения налицо эмоциональная некомпетентность – неумение понимать свои эмоции и эмоции других людей. На занятиях вы сидите в основном с одним и тем же человеком. Обращаете ли вы внимание на его эмоциональное состояние, когда утром с ним здороваетесь? Ведь возможно он плохо себя чувствует или просто не выспался. (Обсудить с учащимися начало дня, их поведение или эмоции). Можно ли считать проявлением жестокости равнодушие? (Обсудить).

Посмотрите друг на друга. Все мы разные. Кому то мы нравимся, а кому то нет. Как вы к этому относитесь? Можно ли высмеивать человека, если он не такой как ты? (Обсудить). Отсутствие толерантности в обществе. Это следующая возможная причина проявления подростковой жестокости. Толерантность – это готовность признавать, принимать поведение и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. (Слайд 7) . При этом даже в том случае, когда эти убеждения и взгляды тобой не разделяются и не одобряются. Мы не будем сегодня выявлять, есть у вас это качество в характере или нет.

Я предлагаю немного отвлечься и поиграть. Первая игра «Большие и маленькие». (Слайд 8 ). Ее цель: помочь участникам осознать, что любое описание человека является относительным, развить навыки невербальной коммуникации, создать веселую атмосферу. Ход игры: проведите воображаемую черту посреди комнаты. Встаньте на этой черте. Теперь скажите «пусть все высокие перейдут в правую половину комнаты, а все низкие - в левую». Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать. Запретите детям разговаривать во время выполнения задания. При наличии времени можно попросить ребят разделиться на тех, кто хорошо учится и плохо. После выполнения задания, обсудить его. Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких и низких». Все зависит от ситуации. Наклеивание «ярлыков» часто мешает общению и сотрудничеству. Вопросы для обсуждения:

  • было ли трудно выполнить первую часть упражнения?
  • почему трудно однозначно решить, на какую половину встать?
  • что выяснилось, когда стали выполнять вторую часть упражнения?
  • бывают ли в жизни ситуации, когда людей неправомочно относят к той или иной группе?
  • случалось ли вам самим навешивать на других такие ярлыки?

Вторая игра «Надо договориться». (Слайд 9 ). Ее цель: развлечь группу; сконцентрировать внимание участников; осознать ценность сотрудничества; показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия; сплотить группу. Ход игры: выбираются 10 человек, участникам предлагается сосчитать до десяти. Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй - «два», и т. д. Есть только одна проблема - если участники произнесут число одновременно - группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Вопросы для обсуждения результатов игры:

  • как началась игра?
  • чего хотелось каждому сначала?
  • почему сначала ничего не получалось?
  • как удалось досчитать до десяти?
  • появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?
  • чему нас учит эта игра?

Вернемся к теме классного часа. Современный кинопрокат, телевидение, компьютерные игры – это огромный поток негативной информации, в который ежедневно мы с вами окунаемся. По данным исследований, в среднем ребёнок может видеть на телеэкране сцены насилия – каждые 15 минут, вечером – каждые 10 минут. В процентном отношении от всего показа сцен насилия убийства составляют 30,3%, избиения – 20,8%, сексуальные насилия – 16,7 %, катастрофы – 11,3%, оскорбления – 9,5 %, групповая агрессия (войны, теракты). (Слайд 10 ).

Популярность жестоких игр, тоже является фактором усвоения агрессивных форм поведения. (Слайд 11) Игра в некотором смысле снимает ограничения и делает жестокое поведение безопасным, не без последствий. Однако опасный источник такого поведения в том, что люди переживают унижения и оскорбления в обычной жизни. Давайте посмотреть видео ролик выпуска передачи "Неделя с Марианной Максимовской" от 29 января 2011 года и фрагменты передачи «Профессия репортер» «Дети интернета – катастрофическая зависимость». (Слайды 12,13,14). Что вы об этом думаете?

Сегодня мы вели разговор о причинах проявления подростковой жестокости. Целью данного разговора было желание дать вам повод задуматься о себе и своих друзьях, о своих привычках и вытекающих из них поступках. Мною руководило желание попытаться еще раз сделать вас хотя бы немного добрее друг к другу. И закончить классный час я хочу словами:

Давайте жить без горя и печали,
Улыбкой, озаряя всех друзей!
Всем сердцем только нежность излучая,
Давайте жить и радовать людей!

Источники.

  1. Материалы сайтов:
    http://stihidl.ru/poem/1077/
    http://vginekolog.ru/debate/zhestokie-podrostki
    http://tipslife.ru/40290-podrostkovaya-zhestokost.html
  2. Материалы классного часа «Урок толерантности» Коноваловой Е.Н., МОУ СОШ № 5 п. Печенга.
  3. Материалы презентации методиста-психолога Луганского методического центра Таратыновой Т.В.
  4. Видео с You Tube: http://www.youtube.com/watch?v=Qr3vFQ3e06g
    http://www.youtube.com/watch?v=61RmTM2r6-c
    http://www.1tv.ru/sprojects_edition/si5685/fi19615








2024 © rukaraoke.ru.