В каком жанре работал художник кустодиев. Кустодиев борис михайлович


Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани 7 марта 1878 года.

Фамилия его происходит от старого русского слова "кустодия" - т.е. стража.

В детстве Борис жил в маленьком флигеле, который приютился за домом купца Догадина на Демидовской улице вместе с матерью, Екатериной Прохоровной, младшим братом Михаилом, сестрами Катей и Сашей. Семья была небогатой, так что духовное училище пришлось кончать за казенный счет. Большое впечатление произвела на юного Кустодиева выставка передвижников, во многом под впечатлением от неё он решил стать художником.

Занимаясь в семинарии он параллельно брал уроки рисунка у художника Власова, и в 1896 году в возрасте восемнадцати лет отправился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но вот ирония судьбы - несмотря на прошение Власова в училище его не смогли принять: слишком стар.

Тогда Борис отправился в Петербург, где и поступил в Высшее художественное училище при Петербургской Академии художеств, а через некоторое время на него обратил внимание Илья Ефимович Репин и взял к себе в мастерскую.

Надо сказать, Кустодиев был очень разносторонним человеком: он часто и с удовольствием ходил в Мариинский и Александринку (правда, чтобы достать дешевый билет, приходилось постоять в очереди), на концерты, был завсегдатаем академической библиотеки, неплохо играл на фортепиано и на гитаре.

Говоря о Кустодиеве, его товарищи по цеху отмечали, что твердый, целеустремленный характер и необычайная работоспособность сочеталась в нём с необычайной чувствительностью, мягкостью и застенчивостью.
Работая над монументальным полотном "Заседание Государственного Совета", Репин в качестве помощника выбирает Кустодиева. Это очень почётное, хотя и хлопотное предложение.

Приехав с товарищами под Кинешму на каникулы, Кустодиев встретил в Высокове свою будущую жену Юлию Евстафьевну Прошинскую. К тому моменту она окончила Смольный институт, успела поработать машинисткой и поучиться в школе поощрения художеств. Молодые люди долго встречались, переписывались и наконец в1903 году в маленькой церкви на Екатерининском канале в Петербурге состоялось венчание. Самые лучшие и пронзительные портреты художника - это изображения его жены.

Работы молодого художника быстро получили признание: за портрет Билибина на выставке в Мюнхене он получает вторую золотую медаль. Академия присуждает ему звание художника и выделяет средства на поездку за границу для знакомства с мировой живописью.

Кустодиев с женой и маленьким сыном посетили Париж, Севилью (Веласкес производит большое впечатление), но вместо года путешествие продлилось всего чуть больше пяти месяцев - Кустудиев скучает по дому, по Родине. Вернувшись домой, художник покупает две с половиной десятины возле деревни Маурино и строит дом - "Терем". Кустодиев любит русскую природу, русский быт и жизнь в деревне ему не в тягость.

При этом его "деревенские" работы далеко не всем нравятся. Кустодиева обвиняют в "декоративности", в "манерничании", в "лубочности".

Купчиха за чаем.

31 мая 1905 года у Кустодиевых родилась девочка, назвали ее Ириной. Позже её можно будет увидеть на многих полотнах художника.

Кустодиев пишет много портретов: с людьми дело обстоит проще, а вот собаку Пикета (для картины "На охоте") приходится привязывать целой системой веревок, чтобы он стоял в нужной позе.

Несмотря на то, что Кустодиев был человеком далёким от политики, взглядов он придерживался самых либеральных. После того, как в сатирическом журнале "Жупел" появилась карикатура Кустодиева на Витте, следующий номер не вышел: запретила цензура. Министр внутренних дел Дурново заявил: "Самые рисунки его призывают к восстанию".

Лежащая натурщица

Не прикладывая к этому особых усилий, Кустодиев стал модным портретистом, особенно после того, как его избрали академиком живописи.

В работе он высоко ценил первое непосредственное впечатление, любил работать быстро, чтобы не "заездить" картину. Ко всему прочему, Кустодиев был не только отличный живописец, он прекрасный график.

В 1912 году художник вынужден отправиться на лечение в швейцарский город Лейзен. Чувствут он себя неважно, но диагноз ему поставить не смогли (врачи говорили то о костном туберкулезе, то о церебральном менингите).

Грабарь заказал Кустодиеву групповой портрет художников "Мир искусства" для Третьяковской галереи. Поручение это самое что ни на есть деликатное: ведь рисовать приходится хороших знакомых, многие из которых придирчивы и обидчивы. Помимо таланта на помощь Борису пришли его мягкий характер и чувство юмора.

Мир искусства художников.

Первая Мировая война стала для Кустодиева личной трагедией: ему должны были делать вторую операцию в Германии, прогнозы были самые благоприятные, но это было невозможно из-за войны.

Оперировал Кустодиева в России Лев Андреевич Стуккей, он нашел опухоль в спинном мозге. После операции ноги художника были парализованы. Несмотря на это, Кустодиев продолжал много работать, и работы его полны света и юмора.

Революцию Кустодиев принял без особого восторга, но и без ненависти. Как многие либеральные интеллигенты он был вдохновлен "стихией борьбы" и выполнил для Каменноостровского проспекта панно гигантских размеров с символическими изображениями людей труда: крестьянина, строителя, пекаря, сапожника, столяра, огородника, портного.

Один из лучших портретов того времени - изображение Федора Шаляпина. Шаляпин потребовал, чтобы на картине обязательно присутствовал его французский бульдог Роб-Рой. Чтобы он стоял и держал морду вверх, на шкаф сажали кошку.

Человек творческий, Кустодиев постоянно пробовал себя в разных жанрах, в частности делал декорации для спектакля Дикого "Блоха" по пьесе Замятина в Москве и для спектакля Монахова по той же пьесе в питерском БДТ, книжные иллюстрации, гравюры.

Умер Борис Кустодиев 26 мая 1927 года в Ленинграде.

О Борисе Кустодиеве была снята телевизионная передача из цикла "Гении и злодеи".

Your browser does not support the video/audio tag.

Автор текста Инна Розова

7 марта 1878 года – 26 мая 1927 года

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)

Выходец из семьи преподавателя духовной семинарии. Для его становления как художника наибольшее значение имели уроки И. Е. Репина в петербургской Академии художеств, где он учился в 1896-1903. Был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Первые опыты

Репин сделал молодого мастера одним из соавторов своей картины «Заседание Государственного Совета» (1901-03, Русский музей). Сотрудничество вылилось в настоящее соперничество, поскольку Кустодиев, являя раннюю зрелость таланта, создавал удивительно живые импрессионистические портретные этюды, почти не отличимые от репинских. Продемонстрировал замечательное мастерство портретиста и в самостоятельных своих портретах-картинах начала века, элегантных и экспрессивных («И. Я. Билибин», 1901, там же; «Семья Поленовых», 1905, Историко-художественный музей, Вена). Позднее (с 1908) увлеченно работал и в скульптурном (тоже импрессионистическом по манере) портрете, создав - в пластилине, гипсе, которые затем часто переводились в мрамор, - целую галерею портретных бюстов известных деятелей культуры (М. В. Добужинского, В. Э. Мейерхольда, А. М. Ремизова, Ф. Сологуба и т. д.).Ранний интерес к национальному быту и истории отнюдь не сочетался у Кустодиева с консервативным охранительством. В своих политических симпатиях он был либералом, сочувствующим революции, что особенно ярко и зло проявилось в его антиправительственных карикатурах 1905-06 гг.

Русская провинция в картинах Кустодиева

Жил преимущественно в Петербурге и Москве, постоянно наезжая в живописные уголки русской провинции. Особое впечатление всегда оказывали на художника города и села Верхней Волги - Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Здесь зарождались его прославленные образы крестьянского, мещанского, купеческого быта, «ярмарки», «масленицы», «деревенские праздники», которые складывались в большие серии картин маслом, гуашей и акварелей, где художник многократно варьировал исходный мотив - с неизменно красочным, пестрым, мажорным, колористически близким народному искусству эффектом. Мастер пишет также жанровые портреты-типажи, где фигуры предстают олицетворениями русской провинции как таковой («Купчиха», 1915; «Купчиха за чаем», 1918; оба - Русский музей), окружает живой жанрово-пейзажной средой и собственно портретных персонажей («Ф. И. Шаляпин», 1922, там же).

С годами в его композициях нарастает иронически-театральное начало, крепнет общее чувство идиллической, либо чуть печальной и ностальгической, ирреальности («все мои картины - сплошная иллюзия», - говорил сам мастер). Поэтому сценография как таковая (оформление «Блохи» Е. И. Замятина во 2-м МХАТе, 1925, и др. спектакли, в том числе по пьесам А. Н. Островского) предстает естественным продолжением его станковых работ. Тяжелая болезнь приковывает Кустодиева с 1916 к инвалидному креслу, но он продолжает работать чрезвычайно активно и самобытно. Мотивы радостного обновления доминируют в его картинах с новой, революционной тематикой («Большевик», 1920, Третьяковская галерея; «Праздник II конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Русский музей). Он создает агитационную графику в духе народного лубка, часто выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке «Русь» (с текстом Е. И. Замятина; 1923) и др. циклах, продолжает работать и как скульптор (модели для фарфоровых статуэток). Характерные для ряда его образов эротические ноты, добродушные («Русская Венера», Нижегородский государственный художественный музей, 1924-26) или более драматичные («Купчиха и домовой», 1922, частное собрание, Санкт-Петербург), достигают предельной откровенности в неопубликованных рисунках к «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова [частное собрание, Москва; опубликованные же иллюстрации (1923) составляют один из самых интересных и ярких книжных циклов художника].

Борис Михайлович Кустодиев (Boris Mikhailovich Kustodiev) - великий русский живописец . Родился в Астрахани 23.02.1878, умер в Санкт-Петербурге (Ленинград) 26.05.1927. Был ярким представителем модернизма. Мастер портрета, иллюстратор, театральных художник, особо тяготел в своих полотнах к крестьянскому быту и провинциальной жизни.

Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у . Тогда же вступил в объединения, известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Талант у Кустодиева проявлялся очень ярко, одно время он даже соперничал со своим учителем Репиным в мастерстве. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Известна целая галерея портретных бюстов известных людей, выполненных из гипса и мрамора - М. В. Добужинского, В. Э. Мейерхольда, А. М. Ремизова, Ф. Сологуба и т. д.

Несмотря на то, что Кустодиев постоянно проживал в Москве и Петербурге, он постоянно посещал провинциальные города, сёла, деревни, где рисовал свои особо яркие и живописные полотна. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Крестьянский, мещанский, купеческий быт, всё это перетекало в его картины, а также различные народные праздники, гуляния, ярмарки, которые и без красок известны своим ярким колором, пёстрыми цветами. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. И. Шаляпин».

В 1916 году вследствие тяжёлой болезни великий русский художник оказался прикован к инвалидному креслу. Несмотря на это он продолжал работать, взявшись за живопись ещё более рьяно и активно. Картины этого периода: «Большевик», «Праздник II конгресса Коминтерна на площади Урицкого», «Русская Венера», «Купчиха и домовой».


Балаганы

Голубой домик



Гуляние на Волге


Император Николай II


Красавица


Купальщица



Купчиха с покупками

Купчиха с зеркалом

Дети художника Кустодиева

Борис Михайлович Кустодиев - художник редкого безграничного таланта, которому, в первую очередь, было присуще особое чувство и восприятие родной природы.

Кустодиев мог не только увидеть и оценить красоту природного мира, но и в его силах и в его власти было воссоздать и воплотить на своих художественных полотнах максимально подробно этот сложный мир живой природы.

Как и большинство работ автора, пейзажные полотна Кустодиева отличаются особой яркостью, выразительностью и насыщенностью цветовых планов. На картинах Кустодиева природа всегда представляет собой нечто гораздо большее, чем просто пейзажное изображение. Кустодиев создаёт своё художественное описание природы, делает его предельно индивидуальным, авторским, ни на что не похожим.

В этом отношении особо заметно одно из кустодиевских произведений, написанное художником в 1918 году «Лошади во время грозы».


Картина «Лошади во время грозы» — это образец талантливой масляной живописи. В данный момент полотно принадлежит собранию изобразительного искусства ХХ века Государственного Русского музея в Петербурге. Центральный образ и мотив холста заявлен уже в самом названии картины.

Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris) (1878-1927), русский художник. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии.

Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясен. Он твердо решил стать художником. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И. Е. Репина, Кустодиев много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира.



Гуляние на Волге, 1909

Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901-1903, Русский музей, Петербург). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Я. Билибин, 1901). Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане -«русские венеры»). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.

Портрет Федора Шаляпина, 1922, Русский Музей

Хотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии.



Б.М. Кустодиев в своей мастерской. 1925 г.

После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации («Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова; «Русь» Е. И. Замятина; обе работы - 1923; и другие рисунки) и сценографии («Блоха» Замятина во втором МХАТе, 1925; и другие декорации). Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года.



Купчиха за чаем, 1918 Русский музей

О дним из излюбленных персонажей произведений Кустодиева была дородная, пышущая здоровьем купчиха. Купчих художник писал множество раз — в интерьере и на фоне пейзажа, обнаженными и в нарядных платьях. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. В сидящей на балконе за столом, уставленным яствами, дебелой, необъятной толщины русской красавице, образ купчихи приобретает подлинно символическое звучание. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе, изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках.

В голодный 1918 год, в холод и разруху больной художник мечтал о красоте, полнокровной яркой жизни, обилии. Однако смакование сытого, бездумного существования сопровождается здесь, как и в других произведениях Кустодиева, легкой иронией и беззлобной усмешкой.

Купчиха с зеркалом, 1920, Русский музей

Молодость всегда привлекает своей яркостью, красотой, свежестью. Художник представляет нам обычную сцену из купеческой жизни. Молодая девушка примеряет новую шелковую шаль. Картина насыщена деталями, раскрывающими характер героини. На столике разложены украшения, девушка из прислуги перебирает меха, зеленый сундук у печки явно скрывает «богатства» героини. В дверях стоит улыбающийся купец, в богатой шубе. Любуется на свою дочь, увлеченную новым гардеробом.



Красавица, 1915, Третьяковская галерея

Кустодиев всегда черпал свое вдохновение в русской лубочной живописи. Вот и его знаменитая «Красавица» словно списана с лубка или с дымковской игрушки. Однако, известно, что художник писал с натуры, известно и то, что моделью стала известная актриса Художественного театра.

К пышным формам своей модели художник подходит деликатно, с добрым юмором. Сама красавица ничуть не смущена, она спокойно, с некоторым любопытством наблюдает за зрителем, весьма довольная производимым впечатлением. Поза ее целомудренна. Белое пышное тело, голубые глаза, золотые волосы, румянец, алые губы — перед нами действительно красивая женщина.



Провинция. 1919

Вид с Воробьевых гор. 1919

В старом Суздале, 1914

Буйная роскошь красок расцветает пышным цветом на картинах Кустодиева, стоит только ему обратиться к излюбленной теме: изображению основ жизни глубинки, ее устоев, ее корней. Красочно показанное чаепитие во дворе не может не радовать глаз всем тем жизнелюбием, которое царит на картине.

Статные спины, гордая осанка, явная неторопливость каждого движения, осознанное чувство собственного достоинства, которое ощущается у всех женских фигур - это и есть старый Суздаль, такой, каким его видит, ощущает, чувствует художник. И он весь перед нами как на ладони - живой и яркий, настоящий. Теплый. Точно за стол приглашает!



Утро, 1904 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Изображены Юлия Евстафьевна Кустодиева, жена художника, с сыном-первенцем Кириллом (1903-1971). Картина написана в Париже.



Русская Венера, 1925 год, Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород

Купание, 1912, Русский музей

По «кустодиевски» солнечный день на картине переполнен насыщенными цветами. Голубое небо, зеленый косогор, зеркальный блеск воды, солнечно-желтая купальня — все вместе составляют теплое лето.

Купальщицы прописаны художником схематично, очень деликатно. Кустодиев словно сам отводит взгляд зрителя от купальни и привлекает внимание к окружающей природе, наполнив ее неестественными яркими красками.

На берегу идет обычная жизнь. Лодочники предлагают публике прокатиться по реке, в гору с трудом поднимается груженая телега. На пригорке — красная церковь.

Дважды художник изобразил российский триколор. Бело-сине-красное полотнище украшает купальню и борт большой лодки. Скорее всего, перед нами праздничный день. Лето и есть праздник для всех, кто способен его оценить.

Купальщицы ведут неспешную беседу, наслаждаясь теплом, солнцем, рекой. Неспешная, размеренная, счастливая жизнь.



Купчиха и домовой, 1922

Весьма пикантную сцену изобразил художник. Домовой, обходя свои владения, застыл в изумлении перед обнаженным телом спящей хозяйки дома. Но детали все-таки подсказывают зрителю, что героиня картины все подготовила для этой сцены. Жарко натопленная печь оставлена открытой, чтобы огонь давал свет. Поза тщательно продумана. Возникают ощущение, что и сон хозяйки театральный. Красавица словно сама заманивает домового, чтобы на него посмотреть. Сказка, рождественская история, чудо.

Изящная, белотелая, ослепительно-красивая купчиха — с одной стороны, жутковатый, поросший шерстью, пузатый домовой — с другой. Они как воплощение купеческой женской и мужской красоты. Два разных начала, противоположности.



Троицын день, 1920, Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева

Портрет художника Ивана Билибина, 1901, Русский музей

Этот портрет — ранняя работа мастера. Создавался он в академической мастерской И. Репина. В этой работе манера Кустодиева едва проступает. Она еще просто не сформировалась. Билибин изображен очень реалистично. Перед нами изысканно одетый молодой человек: черный сюртук, белоснежная сорочка. Красный цветок в петлице — деталь, характеризующая модель. Герой франтоват, любитель женщин, развлечений. Взгляд ироничный, даже смешливый. Черты лица правильные. Перед нами красивый молодой человек.



Портрет Ю.Е. Кустодиевой. 1920

Портрет великой княгини Марии Павловны.1911

Купчиха с покупками.1920

Московский трактир,1916, Третьяковская галерея

Московский трактир — место особое, непростое. Главное в нем — общение, отдых. Именно таким и предстает трактир на картине. Грациозны и изящны половые, обслуживающие посетителей. Красные потолки и своды придают работе радостную и праздничную атмосферу. Судя по пучку вербы за иконой, действие происходит накануне пасхи.

В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Угадывается даже некоторое сходство образа на этой иконе со строгим и торжественным лицом председателя чаепития.



Портрет Ю.Е. Кустодиевой с дочерью Ириной. 1908, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Сирень.1906

Император Николай II. 1915

Пятнадцати лет он начинает занятия у художника П.А. Власова. Его педагогическое воздействие, моральное влияние были так велики, что Кустодиев до конца жизни считал его своим первым и лучшим учителем. По совету Власова Борис оставляет семинарию. В 1896 году он едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Через два года исполнилось желание Кустодиева - он начал заниматься у И.Е. Репина.


Борис Михайлович Кустодиев родился в 1878 году в Астрахани. Его отец, Михаил Лукич Кустодиев, преподававший в астраханской женской гимназии и в семинарии русский язык, литературу и логику, умер, когда мальчику не исполнилось и двух лет. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни был как на ладони, - вспоминает Борис Михайлович. - Это были живые типы Островского...»

Сначала Борис учился в церковноприходской школе, а затем в гимназии. Позднее его как сына бывшего преподавателя приняли на казенный счет в духовную семинарию. Интерес к рисованию пробудился у мальчика очень рано. Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, он твердо решил стать художником.

Пятнадцати лет он начинает занятия у художника П.А. Власова. Его педагогическое воздействие, моральное влияние были так велики, что Кустодиев до конца жизни считал его своим первым и лучшим учителем. По совету Власова Борис оставляет семинарию. В 1896 году он едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Через два года исполнилось желание Кустодиева - он начал заниматься у И.Е. Репина. В его мастерской он много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира.

Обратив внимание на успехи своего ученика, Репин приглашает Кустодиева участвовать в работе над большим групповым портретом - картиной «Торжественное заседание Государственного Совета». Более двух лет трудился Кустодиев под руководством Репина над созданием этого монументального полотна. Им было написано около двадцати подготовительных этюдов и правая часть самой картины. Параллельно с этой работой Кустодиев создает портреты своих современников, духовно близких ему людей. Это портреты художника И.Я. Билибина (1901), Д.Л. Молдовцева (1901), гравера В.В. Матэ (1902). Портрет И.Я. Билибина был отмечен золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене.

В 1902 году Кустодиев приступил к выполнению картины на звание художника «Базар в деревне». В этом полотне можно видеть будущего праздничного живописца, упоенного лубочной яркостью купеческого быта. Художник использует здесь свои волжские впечатления, с любовью и тщательностью выписывает детали интерьеров и одежды своих персонажей.

8 января 1903 года Кустодиев женится на Юлии Евстафьене Прошинской, с которой познакомился осенью во время поездки в Костромскую губернию. В октябре того же года Борис получает золотую медаль, звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу и по России сроком на один год. В декабре 1903 года молодые супруги с новорожденным сыном Кириллом отправляются в Париж, а потом в Испанию. В Париже он пишет одну из своих самых лирических картин «Утро». Произведение привлекает внутренним теплом, атмосферой радостного материнства.

Кустодиеву интересно познакомиться с картинами лучших зарубежных художников, но он рвется на родину: он хочет творить сам. Не использовав и половины пенсионерского срока, художник возвращается и сразу едет в провинцию и там, в Костромской губернии, проводит несколько месяцев в напряженном труде. Проходит несколько лет, и появились серии картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники» (1906-1910). Период исканий завершился. Художник нашел себя, свое место в искусстве. Он пишет небольшую картину «Ярмарка». И хотя фигуры в ней еще статичны, а цвет несколько условен, чистые краски розовых, голубых, кумачовых юбок и платков крестьянок, пестрые товары в ларьках создают настроение праздничности. В «Гулянье на Волге» (1909) композиция становится более сложной, цвет более декоративным. Здесь Кустодиев впервые прибегает к композиционному приему, в дальнейшем часто им употреблявшемуся: он смотрит на происходящее как бы сверху, с высокого холма. Это дает возможность показать и бульвар над Волгой, по которому степенно проходят гуляющие, и противоположный зеленый берег с белым храмом.

Кустодиев возвращается в Петербург в конце 1904 года. Он активно работает в «левом» журнале «Жупел», а после его запрещения правительством - в журнале «Адская почта». Он помещает в этих изданиях многочисленные карикатуры на царских министров и военачальников.

Революционные события 1905 года вызвали живой отклик в душе художника. В рисунке «Москва. Вступление» (1905) он в аллегорической форме рассказывает о жестоком подавлении декабрьского восстания. Сцены кровавой расправы с восставшими рабочими переданы в рисунке «Февраль. После разгона демонстрации» (1906). В том же 1906 году он делает композицию «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» и набросок «Человек с поднятой рукой», в которых создает образы рабочих, поднявшихся на борьбу с самодержавием.

Слава художника тем временем растет. Его избирают членом и даже членом-учредителем ряда художественных группировок - «Нового общества живописцев», «Союза русских художников». А когда в 1910 году возобновляет свое существование «Мир искусства», Кустодиев становится одним из самых деятельных его членов.

К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Ирина Кустодиева, дочь художника, вспоминает: «Я помню отца еще молодым, необычайно подвижным, элегантным, веселым, ласковым. Помню квартиру нашу около Калинкина моста, на Мясной улице, 19. Мы жили на третьем этаже. Высота комнат необычайная. Комнат пять, все они располагались анфиладой. Первая - гостиная с зелеными полосатыми обоями. За гостиной - мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Параллельно комнатам - огромный, широкий коридор, где мы с Кириллом носились на роликах, бегали в прятки. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Дом наш всегда был полон собак и кошек. Папа внимательно следил за их «личной жизнью», любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. Мне кажется, что в этом он был похож на А.П. Чехова - и тот, и другой «уважали» животных и изображали их в своих произведениях как равноправных «членов общества».

В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре: он создает декорации к спектаклю А.Н. Островского «Горячее сердце» для Московского театра А.Н. Незлобина. Декорации и эскизы костюмов превосходно передают хорошо знакомый художнику купеческий быт, неоднократно воспроизводимый им в картинах. В 1913 году он оформляет в МХАТе комедию М.Е. Салтыкова-Щедрина «Смерть Пазухина».

Ближе всего по духу Кустодиеву драматургия А.Н. Островского. Он исполняет декорации ко многим его пьесам: «Свои люди сочтемся», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Гроза», «Волки и овцы». Большинство декораций Кустодиева при всей их театральности по исполнению - законченные станковые произведения.

В 1912 году художник пишет картину «Купчихи», начинающую галерею купеческих образов. Главная линия жанровой живописи Кустодиева этих лет связана с типами и бытом провинциального города. Особенности его таланта наиболее сильно раскрываются в трех полотнах, цель которых - создать обобщенные, собирательные образы женской красоты, какая бытовала в понимании народа: «Купчиха» (1915), «Девушка на Волге» (1915) и «Красавица» (1915).

Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н.А. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок. Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. Характерна в этом плане картина «Купчиха» 1915 года - собирательный образ, в котором воплощено представление художника о женской красоте. В эту картину, как и во многие подобные свои произведения, Кустодиев вводит сочно написанный натюрморт. Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Это всевозможные решета с фруктами и овощами («Купчиха»), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки («Купчиха за чаем»), ожерелья, кольца и шелк («Купчиха с зеркалом»)... Как драгоценные камни они переливаются яркими красками, радуя глаз своей нарядностью, пестротой и изобилием.

В то же время Кустодиев создает ряд портретов - Н.К. Рериха (1913), М.В. Добужинского (1913), И.Я. Билибина (1914), Е.Е. Лансере (1915), Н.Э. Грабаря (1916). Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи. В 1913-1916 годах он работает над групповым портретом художников объединения «Мир искусства».

Среди множества картин, написанных Кустодиевым, особой славой пользуется портрет Ф.И. Шаляпина. Большая, нарядная фигура певца занимает весь первый план: ему тесно в формате полотна, голова и ноги упираются в срезы рамы, конец трости уходит за пределы изображения. А за его спиной переливается радужными красками веселая ярмарка, феерия серебряной и золотой русской зимы.

Большинство картин последнего десятилетия жизни мастера было написано только благодаря колоссальной зрительной памяти и обилию прошлых впечатлений. Еще в 1911 году Кустодиев уехал в Швейцарию. Тяжелые признаки болезни - опухоль спинного мозга - заставили его согласиться провести несколько месяцев в частной клинике горного курорта. С 1916 года ноги его парализованы, и он навсегда прикован к креслу. Несмотря на это Кустодиев совершает поездки в Финляндию, Астрахань, Крым, Кострому.

В письме к режиссеру В.В. Лужскому он пишет: «Только ради бога, Василий Васильевич, не говорите о моей болезни никому - а, напротив, что я здоров, а главное, весел, впрочем, это правда, несмотря на ужасные боли, - я сам удивляюсь на свою жизнеспособность и даже жизнерадостность. Уж очень люблю, видно, «жить»!!» Но для того чтобы жить, Кустодиеву нужно было работать, это и была его форма жизни.

В. Воинов рассказывает: «В 1916 году в клинике он лежал два месяца без движения. Профессор запретил ему работу - и он подчинился, но скоро почувствовал, что жизнь уходит от него. Тогда он умолил близких дать ему бумагу и карандаш - тайком от докторов, пряча альбомчик, он стал набрасывать в него свои мысли, и в этом процессе лихорадочной работы он стал ощущать, как вместе с духовной горячкой к нему начали возвращаться физические силы».

Кустодиев был в числе тех художников-реалистов старшего поколения, которые радостно приняли революцию. В его творчестве появляются новые темы, навеянные бурными событиями тех лет. Первая работа Кустодиева, посвященная революции, изображает день свержения царизма и называется «27 февраля 1917 года» (1917). События, увиденные художником из окна комнаты на Петроградской стороне, сохраняют в картине яркость и убедительность непосредственного жизненного впечатления. Звонкое зимнее солнце зажигает кумачовым цветом кирпичную стену дома, пронизывает чистый, свежий воздух. Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. Праздничное возбуждение чувствуется во всем: в стремительном движении, в синих тенях, мечущихся на розовом снегу, в плотных, светлых клубах дыма. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события.

Через два года, в 1919-1920 годах, в картине «Большевик» он попытался обобщить свои впечатления о революции. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Сияет яркими красками небо, солнце расцвечивает снег на крышах, делает голубыми и нарядными тени. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Осеняя все вокруг, трепещет алый, упругий на ветру стяг, подобный пламени радостного пожара. Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет - все придает полотну мажорное звучание».

В 1920-1921 годах по заказу Петроградского Совета Кустодиев написал два больших красочных полотна, посвященных народным торжествам: «Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве».

В 1920 году Кустодиев создает свою известную серию акварелей «Русские типы» (1920), где ранее сонный и благодушный трактирщик («Московский трактир») превращается в жестокое, заплывшее жиром существо, злобно глядящее на мир, а купчиха - в олицетворение твердого, устоявшегося веками мещанского быта. Кустодиев создает агитационную графику в духе народного лубка, обложки к журналам «Красная Нива» и «Красная панорама» привлекают внимание броскостью, остротой сюжета. Часто он выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке «Русь» (1923). Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Н.С. Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923),









2024 © rukaraoke.ru.