Консультация для родителей "игры и упражнения с блоками дьенеша". Консультация для родителей. Логические игры с блоками Дьенеша


Что такое блоки Дьенеша?

В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки». В каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления . Они являются наиболее эффективным пособием, разработанным венгерским психологом и математиком в 1960-х годах Золтаном Дьенешем (1916-2014 гг).

Что же представляет собой этот материал?

Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.


В набор блоков входят:

12 кругов : 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий),

12 таких же квадратов ,

12 прямоугольников,

12 треугольников.

Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной.

В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам!

Комплект логических блоков дает возможность сопровождать детей в их развитии умения оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами.

В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств.

Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже - по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей.

В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки), и в конце - полный комплект фигур (48 штук). А это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действий рассуждает.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач.

Интеллектуальное путешествие будет увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться; и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. После такого самостоятельного знакомства можно перейти к играм и упражнениям.

Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша.

  1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
  2. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
  3. Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
  4. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
  5. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
  6. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
  7. Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.
  8. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
  9. Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.)
  10. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.
  11. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
  12. Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
  13. Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
  14. По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
  15. В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.

В данной консультации приведены лишь некоторые игры с логическими блоками Дьенеша, но на самом деле их намного больше. Существует достаточное количество методического материала, который можно самостоятельно приобрести, учитывая возраст и психологические возможности вашего ребенка.

Мастер-класс для родителей подготовительной группы по знакомству с логическими блоками Дьенеша

"Использование игровых технологий для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста"
воспитатель Давыдова Т Б

Цель : Познакомить родителей с « Логическими блоками « Дьенеша » и использованию их, как игрового материала в работе с детьми дошкольного и возраста. Раскрыть возможности эффективности, как для самостоятельных игр, а также показать возможные варианты придумывания их с детьми.

Материал : Логические блоки Дьенеша, карточки с символами свойств, фишки, предметные карточки к каждой д/и, эскизы картин - листы большого цветного картона.

План проведения:

1.Теоретическая часть

Знакомство с блоками Дьенеша ;

2. Практическая часть

а)д/и "Найди клад"

б) д/и "Найти ошибки"

в) Ориентировка на листе бумаги;

г) Логические задачи

3. Заключительная часть.

Теоретическая часть

Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарны вам за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.

Остается совсем немного времени и дети пойдут в школу.

Интеллектуальная готовность ребенка предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии.

Как показывает практика, дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе . Поэтому, мы в своей работе уделяем этому большое внимание, используя разнообразные, современные методики и технологии , которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. И сегодня я хочу познакомить вас с одной из них - это " Логические блоки Дьенеша " , их разработал венгерский психолог и математик Дьенеш .

Что же это такое?

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) четырех цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Использование в играх с детьми логических блоков позволяет развивать мышление , память, внимание, воображение.

В первую очередь дети знакомятся с эталонами форм , цветом, размером, толщиной объектов. У детей развиваются пространственные представления, знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач. Развиваются творческие способности, воображения, фантазия, способность к моделированию и конструированию, а также психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Решение данных задач позволяет в дальнейшем успешно овладеть основами математики и информатики.

Работу с " блоками Дьенеша " мы начали еще в старшей группе и постепенно усложняем в соответствии с возрастными особенностями детей, используя их как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.

Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 22 карточки, из них 11 карточек с отрицанием свойств.

Знакомство детей с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры , грамоты математических символов, программирования и т. д.

Логические кубики , как и карточки - символы помогают придумывать с детьми разнообразные игры, которые в свою очередь полезны для овладения действиями - замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования.

Надеемся, что все эти знания очень пригодятся вашим детям в школе.

Практическая часть.

А сейчас я предлагаю вам закрепить на практике все то, о чем я рассказала, т. е. давайте вместе поиграем .

Вы разделитесь на две команды, одна команда "Умники -папы" , а вторая "Умницы-мамы" .

1 . Игра "Найди клад" . Выкладывается несколько блоков в цепочку, под одним из них прячется картинка с изображением конфетки "Умники -папы" , задают наводящие вопросы- где находится клад? по цвету, форме, размеру, толщине. Отвечать можно только «ДА» или «НЕТ» . А " Умницы-мамы" прячут клад. Затем можно поменяться

2 . Игра "Найди ошибки" .

Найти и исправить ошибки по трем признакам - цвет , форма, размер.

" Умники " выступают в роли экспертов, наблюдают за работой " Умниц " , оценивают правильность выполнения задания.

3. Ориентировка на листе бумаги . Родителям можно предложить положить красный, маленький, толстый, круг в центре листа. А треугольник, большой, узкий, синий в правом верхнем углу и так далее. А потом проверить результат

4 . Составьте из логических блоков Дьенеша плоскостные изображения предметов : "Умники"машинку, паровоз; "Умницы " дом, башню.

Заключение.

Уважаемые родители , сегодня вы познакомились с игровым материалом " Логические блоки Дьенеша " .

Я надеюсь то, что вы сегодня узнали, пригодится вам в дальнейшем общении с вашими детьми и успешном обучении их в школе.

Консультация для родителей

«Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал».

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.

«Что такое блоки Дьенеша»:

В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки», - но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. Плоский вариант логических блоков (логические фигуры) используется в начальной школе при изучении математики.

Что же представляет собой этот материал?

Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.

Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

В набор блоков входят: 12 кругов – 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий), 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.

Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от дома медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но одному ребенку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другому – чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету блоков (оперирование сразу двумя свойствами), третьему – чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).

В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). А это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действий рассуждает.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач.

Интеллектуальное путешествие будет увлекательным и радостным для детей, если, во-первых всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. После такого самостоятельного знакомства можно перейти к играм и упражнениям.

Логические блоки Дьенеша.

Золтан Дьенеш - выдающая фигура в детском образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик можно сказать - "новой математики". Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные задания в прописях, а играя. Самое известное его пособие - Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Набор логических блоков состоит из 48 объемных пластмассовых геометрических фигур, различающихся по:

цвету – синий, желтый, красный,

форме – круги, квадраты, треугольники, прямоугольники,

размеру – большие, маленькие,

толщине – тонкие, толстые.

Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет фигур одинаковых по всем свойствам, каждая фигура в одном экземпляре.

Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Число игр с блоками Дьенеша очень велико и разнообразно. Малыши могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой - маленький» , «толстый – тонкий» , «такой же» , «не такой» . Для более старших детей предлагаются игры на сравнение, обобщение, классификацию предметов по нескольким признакам.

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:

  • Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
  • Развития сенсомоторных способностей и отношения: обследования, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение
  • Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию
  • Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
  • Развития творческих способностей
  • Развития у детей умения общаться в процессе решения познавательных задач
  • Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.

Игры с блоками Дьенеша.

Сначала предлагаются самые простые задания с блоками, начать можно с 3 лет.

  • по цвету (по размеру, форме) .

«Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по размеру, форме) .

  • «Найди все такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету) .

«Найди не такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и цвету, по размеру и форме, по цвету, размере и форме) .

«Найди такие же, как эта» по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета.

Более сложный вариант: «найди такие же, как на образце фигуру» , по цвету и форме, но другую по размеру… и так далее.

Игры и упражнения с блоками.

  1. Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: синий, желтый, синий, желтый, синий, желтый. Можно чередовать по форме: круг, квадрат, круг, квадрат, круг, квадрат. Можно чередовать также по размеру и толщине.
  2. Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такой же формы (цвета, размера, толщины) .
  3. Что изменилось? На столе выкладываются несколько фигур, которые нужно запомнить. Фигуры можно поменять местами или одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения или назвать фигуру, которая исчезла.
  4. Все фигуры складываются в коробку, ребенок в отверстие засовывает руку и на ощупь описывает блок, которую он достает. По форме, размеру, толщине.
  5. Все фигуры складываются в коробку, ребенок достает на ощупь все треугольники или все толстые блоки.
  6. На столе выкладываются обычно 4 фигуры, одна из них лишняя ребенок должен назвать какая, и по какой причине (цвет, форма, размер, толщина) .
  7. Каждому блоку нужно найти пару или группу, например большой и маленький или команда желтых, синих, красных.
  8. С помощью блоков с детьми можно закрепить понятие больше, меньше, одинаково, поровну. Например: 5 и 4 блока, где больше где меньше, что сделать чтобы стало одинаково.
  9. Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: паровоз, дом. Путем наложения на контурный рисунок или самостоятельно глядя на образец.
  10. Игра найди клад. Выкладывается несколько блоков в цепочку, под одним из них прячется картинка с изображением монетки или монетка. Ребенок задает наводящие вопросы: по цвету, форме, размеру, толщине. Отвечать можно только «ДА» или «НЕТ» . Затем можно поменяться взрослый задает вопросы, а ребенок прячет клад. Блок можно спрятать в коробочку. И провести аналогичную игру.
  11. Уборку блоков можно провести в форме игры. Убрать, к примеру все синие блоки, затем толстые, затем большие и т.д.
  12. Ориентировка на листе бумаги. Ребенку можно предложить положить красный, маленький, толстый, круг в центре листа. А треугольник, большой, узкий, синий в правом верхнем углу и так далее. А потом проверить результат.
  13. Подвижная игра с кругом. Нарисуйте круги или возьмите обручи. Ребенок должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – в нутрии синего круга.

Для помощи взрослым в работе с блоками разработаны методические указания по их использованию, которые входят в набор, а так же разработаны специальные альбомы для разных возрастных категорий детей:

  • Блоки Дьенеша для самых маленьких (от 2 до 3 лет)
  • Давайте вместе поиграем (от 3 до 7 лет)
  • Страна блоков и палочек (4-7 лет)
  • Лепим нелепицы (от 4 лет)
  • Поиск затонувшего клада (5-8 лет)
  • Праздник в стране блоков (5-8 лет)

Спасатели приходят на помощь (5-8 лет) .

Игра должна быть интересна и увлекательна для ребенка. Заканчивать игру надо до того, как ребенок начнет уставать и отвлекаться. Никогда не сравнивайте детей, сравнивать можно только успехи ребенка. Будьте отзывчивы и терпеливы к ребенку. Радуйте себя и ребенка.

Ирина Лоза
Конспект педагогической лаборатории для родителей «Блоки Дьенеша»

Добрый день, уважаемые родители ! Тема нашего мастер – класса «Педагогическая лаборатория для родителей » , которая называется «Волшебный город» Цель : взаимодействие с родителями в процессе творческой, познавательно - исследовательской деятельности.

Научные понятия не усваиваются и

не заучиваются ребенком, не берутся

памятью, а возникают и складываются

с помощью напряжения всей активности

Л. С. Выгодский.

«Палка, палка, огуречик - получился человечек» - я думаю эта фраза известна всем : и взрослым, и детям. Эту строчку песенки – можно перевести на детский язык примерно так : «Схема предмета состоит из следующих составляющих» .

Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы малыш не просто «подготовился к школе» , а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку. Чтобы достигнуть успеха на этом поприще важно учитывать следующее : язык математики - это язык абстракции, логики и символа. Чтобы действительно понимать эту науку, впоследствии, научиться решать любые интеллектуальные задачи, малышу прежде всего необходимо понять, а не заучить, о чем идет речь.

Это особенно актуально, поскольку в настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Перед педагогами становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.

В своей работе по развитию интеллектуальных способностей я использую логические блоки Золтана Дьенеша , всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика» . Почему я взяла для работы именно эти блоки ? Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать. Сегодня при нашем общении я предлагаю следовать древней китайской пословице : «Я слышу - и забываю, я вижу - и я запоминаю, я делаю - и я понимаю» .

Сегодня тема нашей педагогической лаборатории «Волшебный город» , мы будем создавать «Волшебный город» из строительного материала блоков Дьенеша , который представляет собой набор из 48 блоков , они различаются четырьмя свойствами : цветом, формой, размером, толщиной. Посмотрите, пожалуйста…Каждое свойство имеет свой символ :

1. Как вы думаете, какое свойство обозначают эти символы? Правильно, цвет блоков , их всего 3 : красный, желтый, синий. Покажите блоки с этими цветами .

2. Какое свойство обозначают эти символы? (форму) Правильно, их всего 4 : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Найдите блоки , имеющие такие формы.

3. Эти символы какое свойство обозначают? (размер) Правильно, блоки большие и маленькие . Покажите их.

4. Какое свойство обозначают ваши символы? (толщину)

Теперь, когда вы уже знаете свойства блоков , скажите, какой блок зако-дирован в этой карточке? Покажите этот блок . Возьмите карточки, которые перед вами и декодируйте каждый свою карточку и найдите соответствующий блок . Молодцы, вы теперь знаете все секреты нашего строительного материала, из которого будет построен наш волшебный город.

Сейчас я вам раздам планы-проекты, будущего «Волшебного города» . Вы уже познакомились с условными обозначениями блоков Дьенеша .

Я вам предлагаю раскодировать планы-схемы нашего «Волшебного города» , чтобы узнать из каких объектов, мы построим наш «Волшебный город»

(раздаю карточки)

Молодцы, справились со своей задачей.

Вы раскодировали свои планы - схемы, а сейчас я вам предлагаю выбрать подходящие объекты, согласно ваших раскодированных планов-схем, для строительства «Волшебного города» . (выбрали)

Для осуществления плана-схемы «Волшебного города» , я вам предлагаю пройти в «Творческую мастерскую» , взяв с собой планы объектов будущего «Волшебного города» .

А мы с вами воплотим в жизнь наш проект, построим волшебный город и станем для этого строителями.

Для строительства города вы будете использовать логические плоскостные фигуры и, согласно ваших проектных схем, вам надо достроить недостроенные объекты.

Я предлагаю Вам объединиться в группы, посмотрите внимательно на свои объекты и найдите их на плане города. Вам предстоит их достроить.

А так как наш город волшебный, то его можно заселить волшебными героями, дорисовать волшебные предметы. Как как вы украсите свой город - это только ваша фантазия и воображение!

Встреча нашей педагогической лаборатории подходит к концу .

Рефлексия :

Какие трудности вы испытали выполняя задания? Игры с логическими блоками у детей вызывают живой интерес. А вам интересно было играть? А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх?

Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений.

Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждают у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности :

а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов) ;

б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов» , «Какой фигуры не хватает» , «Найди место фигуре» , «Головоломки» );

в) в сюжетно-ролевых играх : «Магазин» (деньги обозначаются блоками , цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками , адрес на домике обозначается кодовыми карточками). Аналогично : «Поезд» (билеты, места) .

Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование 1,2,3 или 4 признаков одновременно) .

Уважаемые родители , нам интересно Ваше мнение. Поэтому просим Вас заполнить небольшие анкеты и ответить на вопросы :

Что нового Вы узнали?

Будете ли Вы использовать развивающие игры со своими детьми?

В заключении мы Вам вручаем памятки о нашей сегодняшней встрече.

Приложение 1.

Памятка для родителей

«Играем от души – играем вместе»

1. Игра должна приносить радость и ребёнку, и взрослому. Радуйтесь успеху малыша – это окрыляет его, что является залогом будущих достижений.

2. Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не заставляйте его играть на-сильно. Не обижайте ребёнка в игре. Игра длится до тех пор, пока она всем приятна.

3. Развивающие игры - игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ребёнку ни единым словом. Дайте возможность думать и делать всё самому, отыскивая ошибки. Поднимаясь постепенно и справляясь с более трудными заданиями, ребёнок развивает свои творческие способности, а подсказка останавливает развитие ребёнка.

4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать её быстрее.

5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей. Успех в самом начале – обязательное условие.

6. Если ребёнок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более лёгких заданий. Ещё лучше, если малыш сам начнёт выбирать задания с учётом своих возможностей. Не торопите его!

7. Увлечения детей проходят «волнами» , поэтому, когда у ребёнка остывает интерес к игре, «забудьте» об игре на месяц или два, а потом «случайно» пусть малыш вспомнит о ней.

8. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте. Лучше, если ребёнок их сам попросит.

9. Оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте имена вдвоём с малышом рисунками, фигурами. Фантазируйте с ребёнком, пока его самого не начнёт увлекать процесс преодоления трудностей в решении задач.

10. Как можно больше хвалите ребёнка за успехи, а в случае неудачи, подбодрите малыша.

11. Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте двигательную активность малыша. Заведите альбом, куда малыш или вы будете зарисовывать новые модели, узоры, фигуры той или иной игры.

Желаем вам успеха!









2024 © rukaraoke.ru.