Мелкая моторика рук у детей. –12 месяцев: мы многое умеем! Игрушки и упражнения для развития мелкой моторики


Кто сейчас не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики. О ее способности эффективно стимулировать речь и интеллект малышей. Что же такое мелкая моторика и действительно ли ее стоит развивать?

Мелкомоторые действия - это совместный акт нервного и костно-мышечного аппарата, направленные на манипуляции с мелкими предметами с помощью пальцев и кистей рук. Движения часто сочетаются с работой зрительного аппарата и требуют точности.

Это и простые действия, направленные на захват и удержание предмета (пинцетный захват), и сложные, связанные с несколькими очень точными манипуляциями одновременно (письмо).

Причины развивать мелкую моторику

Будет ли у малышей развиваться мелкая моторика, если не заниматься с ними целенаправленно? Будет, в рамках развития общих моторных навыков. Ребенок будет учиться хватать игрушки, используя даже свои стопы для тренировки рук.

Однако дети, которые обучались целенаправленно, получают преимущество в начальной школе. Так как их речь, мышление и мелкие мышцы кистей более подготовлены к обучению вообще и письму в частности, чем у детей, которые развивались самостоятельно.

Развитие мелкой моторики способствует совершенствованию когнитивных навыков, стимуляции функционирования коры головного мозга и формированию ассоциативных связей при работе зрительного, слухового, речевого анализаторов.

Способы стимулирования мелкомоторных движений

Начинать развитие мелкой моторики стоит с самых первых дней жизни ребенка.

Чем старше становиться малютка, тем более свободно родители могут выбирать дидактические материалы для игр, и разнообразить занятия с крохой, используя нетрадиционные игровые материалы и среды. Основные методы развития точных движений пальцев рук и ног детей:

  • массаж (аурикулярный, ладоней и стоп, пальчиков);
  • игры с некрупными предметами (пуговицы, бусы, крупы, конструктор и т.п.);
  • лепка, рисование, вырезание; вышивание бисером, сборка моделей (для детей от 4-х лет)

Игровые занятия с детьми от 0 до 6 месяцев

В возрасте от 0 до 3 месяцев развитие мелкомоторных навыков у детей в основном сводиться к массажу ладошек, стоп и пальчиков. Можно предлагать ребенку игрушки с протекторной поверхностью, давать свои пальцы. Кроха будет сжимать мамины пальцы, и пытаться встать. Вместо пальцев можно предлагать крупные бусы для этих целей.

С 3-х месячного возраста над кроваткой младенца можно вещать игрушки разной текстуры, со временем он научиться их ощупывать. Вначале младенец будет тянуться к игрушкам находящимся на уровне его глаз, потом над грудью и далее сбоку. Младенец научается дотрагиваться до вещей пальчиками, ручками переменно, и, наконец, обеими руками хватать игрушки.

Развивающие игровые занятия, которые можно проводить с ребенком:

  • «сорока белобока» — «массажное» упражнение;
  • «озорные ручки» — можно надеть на одну руку яркий носочек или браслет, резиночку с пластиковыми фруктами, поднять за локоть ручонку карапуза на уровень глаз, чтобы он увидел яркую вещицу, и отпустить, это упражнение стимулирует желание крохи одной рукой хватать другую, яркие вещицы надеваются на одну и другую руку попеременно;
  • «изучаем лицо» — взять ручки за локотки и вывести их в поле зрения малыша, похлопать ладошками, затем взять руки малютки дотрагиваться до его щек, лба глаз, подбородка, называя части лица, затем проделать эту процедур со своим лицом.
  • «хватай шарик» — для этой игры требуется выкладывать младенца на живот, перед ним положить шарик, так, чтобы он вынужден был тянуться, когда кроха возьмет шарик выложить другой и т.д.

Через месяц можно добавить игру «знакомимся с ножками». На ножку младенца надо надеть яркий носочек. Взять его стопы, растереть их, свести вместе на уровне глаз малыша и постучать ими друг о дружку, чтобы привлечь его внимание. Затем отпустить. Карапуз будет тянуться ручонкой к цветному носочку. Если у него сразу не получается, надо показать ему, как это сделать, левую руку и правую ногу привести в соприкосновение и дать малышу захватить носок.

К 5 месяцам можно подключать пальчиковые упражнения с надавливанием на предметы. Для этого можно использовать детское пианино. Младенца выкладывают на живот, перед ним ставят пианино. Для начала нужно поиграть с клавишами, показывая малютке как это делать, потом дать ему постучать пальчиками и ладошками рук по клавишам.

Ближе к 6-ти месяцам можно приобрести специальные дидактические материалы (фигуры объемные и плоские). Выкладывать их перед крохой вместе, стимулируя его выбирать один предмет из нескольких. Занятия надо обязательно сопровождать стишками, песенками и потешками.


Игровые занятия с детьми от 6 до 12 месяцев

В возрасте от 6 до 12 месяцев массаж, бусы и ребристые игрушки дополняются играми:

  1. С пирамидками и крупным конструктором.
  2. Маленькими игрушками разной формы. Есть специальные дидактические материалы (пластиковые наборы, содержащие фигурки разной конфигурации и структуры). Можно, так же использовать нетрадиционные материалы, имеющие на кухне (горох, фасоль, макаронные изделия). За малюткой нужно присматривать, а лучше играть с ним, чтобы он не проглотил какую-нибудь некрупную вещицу.
  3. Хлопковыми мешочками с разными наполнителями (горох, фасоль, крупы, косточки фруктов). Мешочки могут быть выполнены из одной, и той же ткани и служить средством развития мелкомоторных навыков и стимулировать познавательные процессы (малыш «в слепую» будет учиться отличать содержимое пакетов разной формы сквозь ткань). Либо из ткани разных цветов и являться средством знакомства карапуза с цветовой палитрой.
  4. Можно использовать для изготовления мешочков обыкновенные резиновые шарики, ребенок будет с удовольствием использовать их, как для чесания зубов, так и для тренировки рук.

Для того чтобы игры были успешными нужно проводить занятия с ребенком каждый день, не менее 2-х раз. Предметы следует выбирать разные по форме, текстуре, цвету. Игрушки стоит тщательно вымыть перед тем, как давать малышу, т. к. научившись хватать вещи, он сразу же потянет в рот свою добычу. Вещицы, которые предлагаются крохе, должны быть, как плоскими, так и объемными.

Развитие мелкой моторики должно идти как можно раньше. С самых маленьких лет. Пока ваш малыш грудничок ему необходимо делать массаж ручек и пальчиков. Таким образом вы будете оказывать действие на те точки, которые непосредственно имеют связь с головным мозгом. Пока ваш малыш раннего и младшего дошкольного возраста необходимо делать абсолютно простые упражнения. Сопровождайте упражнения веселыми стишками. Так для ваших детей будет намного интереснее. Мелкая моторика развивается при изучении застегивания и расстегивания пуговиц, при завязывании шнурков. Когда ваш ребенок достигнет уже более старшего возраста, развитие мелкой моторики должно быть самым важным шагом для того, чтобы подготовить детей к походу в школу. Главным навыком является подготовка рук к письму.

Развить мелкую моторику рук и пальцев детей очень важно. В коре нашего головного мозга есть центры, которые отвечают за разные навыки. И центры, которые отвечают за мелкую моторику рук и пальцев находятся очень близко к другим центрам. Например, к центрам, отвечающим за речь детей. Таким образом при активации определенных центров вы задействуете и соседние центры.

Поэтому родители детей должны четко понимать важность таких упражнений.

Упражнения для развития мелкой моторики:

  1. Наполните глубокую тарелку водой и насыпьте в нее немного чистой крупы, либо песка.

Малышу нужно опустить руки в тарелку и несколько минут пытаться мешать крупу в воде. Далее смените содержимое тарелки. И снова дайте ребенку помешать его содержимое. Через несколько минут снова смените содержимое на другую крупу. После того, как упражнение закончится, предложите ребенку закрыть глаза и на ощупь определить каждое содержимое.

  1. Следующее упражнение касается опознания различных предметов, больших и маленьких, букв и если ваш ребенок уже знаком с цифрами, то можно использовать цифры. Крупные фигуры положите перед ребенком и дайте ему время тщательно прощупать фигуры. Затем ребенок должен повторить контур фигуры при помощи пальцев. Пальцами левой руки нарисовать на представляемую фигуру на ладони правой руки и затем сменить руки. Предметы должны ощупываться и левой и правой рукой.
  2. Лепите с ребенком из пластилина. Буквы, цифры, фигурки. Рассказывайте во время процесса то, что вы делаете.
  3. Дайте малышу один карандаш, другой возьмите себе. Перекатывайте карандаш в руках, сверху вниз, чтобы карандаш коснулся каждого пальчика.
  1. Упражнения во время рисования. Нарисуйте ребенку лабиринт и предложите карандашом чертить линию к выходу их лабиринта. Сделайте контурные очертания фигур (круги, квадраты и прочее) и предложите малышу как можно аккуратнее и прямо обвести их.
  1. Особенно полезными упражнениями для развития мелкой моторики пальцев детей являются упражнения с мелкими предметами. Такими как бусины, пуговички, прищепки. Очень любят дети играть с крупой. Пересыпать ее из одной посуды в другую. Рисовать пальчиками по рассыпанной крупе. Но помните, что такие упражнения требуют четкого внимания со стороны родителей. Следите за тем, чтобы мелкие предметы не попали ребенку в рот.
  2. Следующее упражнение для развития мелкой моторики. Дайте ребенку несколько видов расчесок. Гребень, массажную, круглую расческу. Пусть малыш проводит по ним пальчиками, почувствует разницу между зубчиками (крупные/мелкие, круглые/плоские, острые/закругленные). И в конце упражнения обязательно сам расчешет себе волосы.

Обязательно позволяйте трогать и рассматривать свои руки. Играйте с детьми в пальчиковые игры сопровождая их забавными считалками. Пусть малыш учится вдевать шнурки через дырочки на своих детских ботиночках. Помогайте ему проходить эти шаги. Желание детей быть как взрослые поможет ему развивать сосредоточенность.

Развитие мелкой моторики должно стоять на первом месте. Поскольку у многих детей наблюдается сильное отставание в развитие, как следствие.

К 4-5 годам ребенок должен уметь завязывать шнурки, лепить из пластилина сложные фигуры. К 6 годам малыш уже должен самостоятельно пришить пуговицу. Пальчики должны с уверенностью удерживать карандаш или ручку и уже уметь что-то писать.

Развиваем общую моторику

Упражнения позволяют повысить энергию ваших детей. Шаги помогают изучить собственное тело и повысить чувствительность пальцев рук.

  1. Делаем массаж ушей. Пусть ребенок зажмет мочку своего уха двумя пальцами и постепенно массирует ее. Двигаться при этом нужно снизу вверх и в обратном направлении.
  2. Массаж своих пальчиков. Пальцами одной руки делать массаж каждого пальчика и ладошки.
  3. Делаем массаж головы. Пальцы рук слегка согнуть и поглаживать себя по головке нежными массажными движениями. Начинать от макушки до ушей.
  4. Положите ребенка на спину и вытяните руки вверх. Теперь по очередности называйте часть тела (рука, нога, голова), а ребенок должен поднимать вверх то, что вы называете. Лучше будет, если эти шаги вы будете проходить вместе.
  5. Сжать ручки в кулачки и разжать. Затем, согнуть ручки в локтях, разомкнуть. Повторять упражнение постоянно повторяя темп.


Развитие крупной моторики

Такие упражнения позволяют развивать сенсорику, ощущать рамки своего тела и учится управлять им.

  1. Лечь на спину. Ноги сомкнуть вместе, руки вытянуть вверх. Сделать перекат в левую сторону, затем вернуться в исходное положение и перекатиться в правую сторону.
  2. Остаться в положении лежа на спине. Поднять ноги и обхватить их руками. Отпустить. Сделать несколько повторений. Следите за тем, чтобы у ребенка не было резких движений и не было сильных ударов при возврате в исходное положение.
  3. Также лежа на спине поднять сначала левую руку и попробовать написать в воздухе небольшое предложение. Затем тоже другой рукой.
  4. Для следующего упражнения нам понадобится доска и мел. Если у вас нет их под рукой, то можно использовать лист бумаги и карандаши. Дайте ребенку мел или карандаши в обе руки. Малыш должен пробовать написать что-то одновременно обеими руками.
  5. Возьмите несколько мелких и разных предметов. Ребенок должен закрыть глаза. Положите один или несколько предметов в руку вашего малыша. Малыш должен сжать руку и угадать количество и форму предметов. Затем смените предметы и их количество. Чередуйте руки.
  6. Принять положение сидя на полу. Начинать сгибать и разгибать колени. Затем делать это нужно чередуя ноги и снова вместе. Отводить каждую ножку по очереди назад.

Развитие как мелкой так и крупной моторики является очень важным для всех детей. У многих возникает вопрос – А как же развивали моторику в другие времена?. Благодаря подручным средствам. Сейчас очень многие родители стараются покупать детскую обувь на липучках, чтобы не тратить время на шнурование. Хотя это очень полезно. Как вы могли уже убедиться из упражнений выше. Девочки должны пробовать делать то, что делает мама. Если мама стирает, можно дать небольшой платочек, чтобы малышка развивала данный навык, если она проявляет к этому интерес. Перебирать разные виды круп. Мальчикам очень интересно делать то, что делают отцы. Разбираться в мелких деталях, собирать и разбирать конструкторы. Изучать содержимое того или иного предмета. Как можно раньше давайте детям столовые приборы, чтобы они пробовали кушать сами и учились правильно держать приборы.

Трехмесячный малыш вдруг замечает свои ручки. Он смотрит, как двигается одна из них, потом другая, затем пытается тянуть обе ручки к предмету, привлекшему внимание. Вскоре малыш пробует зацепить одной рукой пальчики на второй и, наконец, возьмется за предмет каждой ручкой по очереди.

Программа развития мелкой моторики

Постепенно детские пальчики приспосабливаются хватать подвешенные рядом игрушки. Медленно, но верно дистанция сокращается: младенец достает и ощупывает игрушку, висящую прямо над его рукой, затем – над грудью, и наконец – сбоку от него.

Малыш пробует схватить игрушки, лежа на животе. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, ибо наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

Без специальных упражнений тут не обойтись. Одни «познакомят» левую ручку с правой, другие позволят активно манипулировать, например, с собственными ножками. Играя, карапуз развивает двигательную активность, зрительно-моторную координацию, а также координацию тела. Но прежде несколько важных правил:

  • Тренируйтесь с малышом ежедневно (по возможности 2-3 раза в день). Упражнение занимает 2-3 минуты.
  • Малыша должен радовать и сам процесс, и игрушки. Хвалите малыша. ведь он так старался, тянулся, хватался. Ребенка надо непременно поощрить!
  • Игрушки должны быть чистыми: овладев приемом «захват», кроха постарается сразу отправить добычу в рот.
  • Выбирайте разные по объему предметы, чтобы одни можно было обхватить ладошкой; другие – удержать всеми пальцами одной руки; третьи – взять только двумя-тремя пальчиками.
  • Разные по форме игрушки позволят малышу вовремя научиться раскрывать ладонь, поворачивать кисть, группируя пальцы, чтобы удерживать предметы.

Мелкая моторика в 3-4 месяца

Упражнение на развитие мелкой моторики : 1

Малыш сводит обе ручки по средней линии. Захватывает одну ручку другой.

Пальчиковые игры «Веселые ручки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотянуться руками к своему и маминому лицу, а также попытки захватить одну ручку другой.

Объекты: мамино лицо, яркий цветной носочек, браслет из бусин.

Условия: ребенок лежит на спинке.

Занятие 1: весело декламируйте потешку и выполняйте нужные действия:

  • Ручки, ручки, не скучайте!

Обхватите ручки в локтях, слегка потрясите, чтобы расслабить пальчики.

  • Где вы были? Отвечайте!

Перед лицом малыша сводите и разводите его ручки, держа их за локотки.

  • Посидели дома?

Похлопайте раскрытыми детскими ладошками щечки малыша, дотроньтесь до головы: пусть ощупает свое лицо.

  • И пошли к знакомым!

Проделайте ручками ребенка те же упражнения с вашим лицом.

Занятие 2: наденьте на детскую ручку яркий носочек или браслет из бусин. И – начинайте игру со слов веселой потешки:

  • Ручка, ручка, где была?

Приподнимите локоток, чтобы малыш смог увидеть носочек или браслет.

  • Спрятаться от нас смогла?

Поводите ручку с предметом перед глазами ребенка, пусть понаблюдает.

  • Мы тебя сейчас найдем!

После этих слов не спешите продолжать, пусть малыш попробует ухватиться за браслет свободной рукой.

  • И играть скорей пойдем!

Если это произошло, ваши слова будут радостным заключением игры, если же нет – сами подтолкните вторую ручку ребенка к браслету.

Совет: не забывайте надевать браслет на ручки малыша поочередно.

Результат: ребенок активно тянет ручки вверх, сводит их по центру тела, захватывает одну ручку другой.

Упражнение на развитие мелкой моторики : 2

Малыш захватывает рукой свою ножку.

Пальчиковые игры «Ручки и ножки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотронуться руками до ножек.

Игрушки: яркий носочек с бубенчиком.

Условия: малыш лежит на спинке.

Занятие: наденьте на детскую ножку носочек и запевайте потешку.

  • Ручки-ножки, не скучайте!

Соедините стопы ребенка, чтобы он мог рассмотреть свои ножки.

  • Где вы были? Отвечайте!

Сводите и разводите стопы так, чтобы позванивал бубенчик на носочке.

  • Поиграть вам хочется?

Направьте противоположную ручку ребенка к ноге с носочком.

  • Так пора знакомиться!

Помогите карапузу схватить носочек.

Советы: надевайте носочек на правую и левую ножку, помогая малышу схватить противоположной рукой; щекочите ножки ребенка, помогайте ему ощупывать пальчики руками.

Результат: малыш активно захватывает правую ногу левой рукой, и наоборот.

Мелкая моторика в 4-4,5 месяца

Упражнение на развитие мелкой моторики: 3

Малыш рукой захватывает круглые и квадратные предметы.

Пальчиковые игры «Колобки и пеньки»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.

Игрушки: кубики с гранью 4 см и шарики (по три штуки).

Условия: малыш лежит на животе (под грудью у него валик).

Занятие 1: положите перед ребенком шарик и весело скажите:

  • Колобок, колобок,
  • Отчего ты одинок?
  • Тесто бабушка месила,
  • На один всего хватило!

Малыш взял шарик? Положите перед ним еще один и продолжите:

  • Нет, хватило теста ей!
  • Вот второй!
  • Так веселей.

Малыш взял шарик? Положите третий:

  • Вот и третий колобок!
  • До чего румяный бок!

Следите чтобы ребенок распределял пальчики по всей поверхности шарика.

Занятие 2: положите перед малышом в ряд три шарика, а между нами кубик и начните словами:

  • Колобочки-колобки,
  • Пенек один, а вас-то три!

Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика – так легче его ухватить. Затем предлагайте поочередно оставшиеся шарики.

Занятие 3: вновь положите три шара и кубик (с края). Что бы ни выбрал малыш, помогите захватить это правильно. Предлагайте оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте шарики и кубики поочередно, наблюдайте, как малыш делает захват, помогайте ему удобно распределить пальчики:

  • Вот веселый колобок!
  • Вот стоит в лесу пенек!
  • А теперь еще пенек!
  • А теперь вновь колобок! И т.д.

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими.

Результат: малыш тянется к предмету двумя руками (кисти раскрыты), захватывает его пальцами, поворачивает.

Упражнение на развитие мелкой моторики: 4

Малыш хватает прямоугольные и треугольные фигуры.

Пальчиковые игры «Домики для гномиков»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы, а также манипулировать ими.

Игрушки: прямоугольные деревянные брусочки и конусы, по три фигуры каждого вида.

Условия: малыш лежит на животе (под грудь можно подложить валик).

Занятие 1: положите перед малышом брусочек и скажите:

  • Будем-будем строить дом,
  • Чтоб просторно было в нем!
  • Нам бруски с тобой нужны,
  • Вот такие, погляди!

Он взял фигурку? Положите еще один брусочек и продолжите потешку:

  • Раз брусок, да два брусок,
  • Дом не низок, не высок!

Наверняка малыш оставит первый брусок ради второго. Теперь положите третий брусок и закончите игру:

  • Ну а если третий взять,
  • Крепче станет он стоять!

Важно, чтобы малыш, захватывая брусок, распределял пальцы по углам.

Занятие 2: положите перед ребенком три бруска и один конус (он в центре) и вновь «стройте дом»:

  • Три брусочка у нас были,
  • Ну и крышу не забыли!

Малыш потянется к «крыше». Помогите ему равномерно распределить пальцы по поверхности конуса. Предлагайте поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 3: снова положите перед ребенком три бруска и один конус (он с края). Понаблюдайте, что выберет малыш, помогите захватить предмет правильно. Затем предлагайте ему поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте перед ребенком бруски и конусы поочередно, наблюдайте, как малыш берет их, вовремя помогайте ему удобно распределить пальчики по поверхности фигуры:

  • Вот бруски для домиков,
  • Домиков для гномиков.
  • Крыши есть для домиков,
  • Чтобы жили гномики!

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими фигурами.

Результат: малыш тянется к увиденному предмету (кисти рук раскрыты), заранее готовит руку, чтобы удобнее захватить фигуру, захватывает ее всеми пальцами, поворачивает ее в руке.

Мелкая моторика в 4,5-5 месяцев

Упражнение на развитие мелкой моторики: 5

Надавливаем пальчиками на поверхность игрушки.

Пальчиковые игры «Пианист»

Задача: стимулировать у ребенка попытку нажимать на клавиши инструмента, пока не удастся извлечь звук.

Игрушки: игрушечное пианино.

Условия: малыш лежит на животе, перед ним – музыкальный инструмент (под грудь положите валик).

Занятие: сначала поиграйте с клавишами сами. Затем дайте малышу возможность понажимать пальчиками на клавиши, постучать по ним ладошкой.

  • Вот какой у нас артист,
  • Знаменитый пианист!
  • Заиграет он сейчас,
  • Пустит всех в веселый пляс!

Советы: помогите ребенку «заиграть» обеими руками сразу; разожмите детские пальчики и проведите вдоль клавиш в обе стороны.

Результат: малыш нажимает пальцами обеих рук на клавиши или ударяет по ним ладошками, извлекая звуки.

Мелкая моторика в 5-6 месяцев

Упражнение на развитие мелкой моторики: 6

Ребенок перекладывает игрушки из одной руки в другую.

Пальчиковые игры «Мячик»

Задача: стимулировать у малыша желание перекладывать предмет.

Игрушки: шарик диаметром 3 см.

Условия: малыш лежит на животе.

Занятие 1: протяните младенцу шарик. Он взял его? Начинайте потешку:

  • Вот такой прыгучий мяч!

Сожмите слегка руку ребенка с шариком, потрясите ею.

  • Он готов пуститься вскачь!

Слегка потяните игрушку, чтобы рука малыша испытала мышечное усилие.

  • Так и просится играть!

Потеребите игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик.

  • Трудно будет удержать!

Переложите игрушку в другую руку карапуза или направьте мячик к ней.

  • Мячик прыгал и скакал,
  • В руки снова к нам попал!

Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка.

Занятие 2: начало прежнее, изменения в ходе игры появляются со слов:

  • Так и просится играть!

Детской рукой с шариком коснитесь пальчиков свободной руки.

  • Трудно будет удержать!

Продолжайте касаться игрушкой пальчиков. Если они сжаты, расправьте их.

  • Мячик прыгал и скакал,
  • В руки к мамочке попал!

Мягко возьмите шарик из рук ребенка.

Советы: игру можно повторять, увеличивая число «попаданий» в разные ручки; чередуйте предметы, которыми вы касаетесь пальчиков малыша, формируя навык отдавать разные вещи; организуйте «развивающие ситуации», побуждая малыша одной рукой достать игрушку, а другой играть с ней.

Результат: малыш (лежа на животике или сидя) перекладывает игрушку в руках, отдает ее по просьбе взрослого.

Сегодня не слышала только ленивая мама. Порой это подается как некая новинка, открытие современных психологов и педагогов, но на самом деле связь между работой пальчиков и развитием мозговых структур была установлена уже очень давно. Удивительно, но еще наши прабабушки, которым никто ничего не рассказывал про научные методы воспитания и развития детей, играли с ними в «сороку-ворону». Это одновременно массаж, новый тактильный опыт - и все это с музыкальным сопровождением!

Моторика - это движение мышц. Соответственно, крупные мышцы рук и ног прорабатываются в процессе освоения ребенком навыков хождения, управления столовыми приборами. С этим все проще. Но мелкие мышцы кистей рук зачастую требуют более тонкой и детальной работы, на что и обращают внимание коррекционные педагоги, воспитатели и логопеды. Поэтому сегодня мы поговорим именно про мелкую моторику.

Для чего нам ее развивать?

Резонный вопрос. Ребенок ползает, берет все в руки, изучает, потом начинает ходить, движения его рук совершенствуются и он уже способен выполнять более точные движения. Вроде все процессы идут сами собой. Однако моторика - это общее понятие. Рука человека является уникальным органом, развитие которого практически не имеет границ. Поэтому чем больше внимания вы уделите этому процессу, тем лучше будет развиваться ребенок в дальнейшем.

Рука - глаз - мозг

Мелкая моторка - это не хаотичные движения, а осознанные, осмысленные и выверенные. Именно поэтому она крайне важна для развития мозговых структур в целом и речи в частности. И это совсем не миф, а подтвержденный факт. Ученые смогли доказать, что примерно треть всей площади двигательной поверхности коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной. Поэтому моторика - это не только развитие хватательных навыков. Позволяя ребенку крутить что-то в пальчиках, вы еще и напрямую стимулируете развитие речи.

По сути, развитие мелких движений осуществляется при помощи зрения. Глаза здесь выступают в качестве координатора, это лучшее связующее звено, которое корректирует точность движений и дает обратную связь мозгу. Благодаря зрению с каждым разом оттачиваются движения.

Мыслительные функции

А мы идем дальше, потому как моторика - это не только ключ к развитию речи. Помимо этого, она напрямую взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью и вниманием. То есть сейчас, в возрасте, когда ваш кроха начинает с упоением ощупывать все предметы, попадающие к нему в руки, у него закладываются все основы будущей успешной деятельности, причем как учебной, так и рабочей. Поэтому прежде чем отбирать у крохи ту или иную игрушку или вытаскивать его из песочницы, подумайте, может, это гораздо важнее ваших представлений о гигиене.

Начинаем с самого простого

Развитие мелкой моторики рук не требует посещения специальных групп для малышей, столь модных на сегодняшний день. Конечно, это довольно удобно, у мамы остается несколько часов свободного времени на походы по магазинам, а ребенок занят интересными играми с профессиональными педагогами. Но нужно учитывать, что вся жизнь маленького человека связана с применением координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Это застегивание и расстегивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание одежды, открывание различных предметов. Поэтому просто предоставьте ребенку поле для деятельности, и процесс развития пойдет гораздо быстрее.

Порой творческие родители делают уникальные пособия из бросового материала. Чего стоит кусок картона, в который вставлены горлышки от бутылок! С другой стороны на веревочке к ним прилагаются пробки. Остается оформить их в виде разноцветных цветочков и дать малышу возможность накручивать сердцевинки к лепесткам. Подобных примеров можно найти массу.

Когда нужно начинать занятия

На самом деле развитие моторики идет еще во время внутриутробного развития. Малыш сжимает кулачки, сосет большой палец, что положительно отражается на закладке мозговых структур. С момента рождения специалисты советуют выполнять мягкий массаж ладошек малыша. Например, этим можно заниматься во время кормления. По мере подрастания малышу стоит предлагать для изучения предметы разной формы, фактуры и величины. Это могут быть игрушки, погремушки или просто хлопковые носочки с насыпанной внутрь крупой. Но если говорить про период активной тренировки, то это возраст от шести - восьми месяцев.

Гармоничное развитие

Это очень важный момент, который нужно учитывать. Нельзя сосредоточиться только на мелкой моторике, забыв про все остальное. Развитию подлежат все мышцы тела. К счастью, активный малыш никогда не забывает о том, что нужно ползать, бегать, лазить, поэтому обеспечивает себя необходимой физической нагрузкой. Задачей мамы чаще всего является обеспечение безопасного пространства для деятельности. Главное - не мешать малышу, и тогда нормально будет развиваться моторика. Для детей это очень важно. Отлично способствует этому массаж и плавание. Если у вас в городе есть занятия в бассейне для самых маленьких, то обязательно запишите своего малыша. А массажем можно заниматься дома, по вечерам, это совсем несложно.

Ближе к году

Занятия моторикой очень нравятся малышам, и при этом они не являются затратными по времени или используемым материалам. Подойдет все, что есть под рукой. Камешки и пуговицы, бусинки и крупы, - все эти материалы оказывают на ребенка развивающее и тонизирующее действие. Конечно, рядом должен быть взрослый, который не позволит ребенку съесть что-то или пораниться. К самым веселым играм можно отнести:

Пальчиковая гимнастика

Это одно из самых эффективных занятий, в процессе которого развивается мелкая моторика. Дошкольный возраст замечателен тем, что ребенок открыт любому творчеству, он с упоением повторяет различные песенки, учит стишки. Начинать подобные занятия можно с годовалого возраста, с обычной «Сороки-вороны». Постепенно можно усложнять условия, подключать мячики с мелкими пупырышками, которые можно сжимать в руке, ложки, чтобы выбивать такт или любые другие предметы.

Большинство таких игр сопровождается музыкальным сопровождением либо определенной, стихотворной присказкой. Это стимулирует развитие творческих способностей, памяти и воображения. Большинство таких игр предполагает использование двух рук, благодаря чему дети изучают такие понятия, как «вниз» и «вверх», «влево» и «вправо». Важно, чтобы дополнительно были задействованы изолированные движения всех пальцев.

Лепка

На самом деле этот список можно продолжать. Развитие моторики у детей дошкольного возраста включает в себя все виды творчества, которые доступны ему на сегодняшнем этапе развития. Ребята очень отзывчивы и готовы ваять поделки вместе с родителями до бесконечности. При этом вовсе не обязательно покупать дорогостоящие наборы для творчества, тем более что они рассчитаны обычно на изготовление одной игрушки. Проявите немного фантазии: купите глину, пластилин, замесите соленое тесто, в которое можно добавить пищевые красители.

Самым маленьким можно предложить украшать кусочками пластилина заранее подготовленный рисунок. Например, простой пейзаж, на котором нужно изобразить снег или дождь. При помощи пластилина можно украсить дерево яблоками, собрать фрукты по корзинкам и выполнить еще много интересного.

Занятие моторикой - это вызов креативным навыкам родителей. Попробуйте оклеивать пластилином стеклянные бутылки и придавать им форму чайников или кувшинов. Можно делать оттиски на кусочке глины при помощи различных пуговиц или игрушек. А если вооружиться пластиковыми ножами, можно катать колбаски и нарезать их на кусочки, заворачивать их в обертки и придумывать еще массу всего.

Рисование

Это еще один вид творчества, который требует от родителей терпения, поскольку все вокруг придется отмывать. Однако если оценить пользу от этих занятий, то это того стоит. Какие техники можно использовать? Маленький ребенок еще не умеет обращаться с кистью, поэтому вооружите его губкой для нанесения отпечатков, а также дайте попробовать рисовать собственными пальчиками - одним и двумя, а также целой ладонью. Это фантастический опыт, который даст толчок для развития воображения ребенка.

По мере взросления ребенка можно усложнять задания, начинать использовать кисть и несколько цветов одновременно, параллельно показывая возможность их смешивания.

Упражнения с дополнительными предметами

Здесь можно задействовать все, что есть у вас дома. Среди таких игр наиболее известной является мозаика.


Вместо заключения

Упражнения для моторики можно описывать до бесконечности. Почти в любую игру можно включить обучающий элемент, причем она станет от этого только интересней. Если своего воображения не хватает, можно подсмотреть идеи занятий в современных методиках, которые довольно широко распространены. Например, это пошаговая система для занятий с ребенком «Школа семи гномов», «Раз ступенька, два ступенька» и многие другие.

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики руки»

Автор: Дранкова Елена Александровна, педагог дополнительного образования
Место работы: МАУ ДО «ЦДОД «Радуга» город Пермь

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики руки» для детей 7-8 лет

Цель: создание методического пособия по развитию мелкой моторики руки для младших школьников.
Данная разработка необходима педагогам, родителям для проведения гимнастики для пальчиков. В ней содержится краткое описание разных видов пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики руки.

Аннотация
В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребёнка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста, закладываются основы здоровья, физического и умственного развития, формируются двигательные и трудовые навыки, развивается речь и моторика руки.
На занятиях в начальной школе ребёнок должен владеть определёнными навыками ручного труда, но не у всех детей хорошо развиты мелкие движения рук.
Перед педагогом часто встает проблема: как развить моторику руки? Поэтому, мною подобраны и апробированы на детях младшего школьного возраста комплекс упражнений и пальчиковых игр. Все эти игры помогают наиболее эффективно использовать время занятий, и вызывают у детей желание эффективно заниматься ручным трудом и рисованием.
Следует обратить внимание, что предложенные в данной методической разработке пальчиковые игры относятся к здоровьесберегающим технологиям, входящим в список современных образовательных технологий. Пальчиковые игры и упражнения по развитию моторики способствуют повышению функциональной активности головного мозга, стимулируют речь, благоприятно воздействуют на психическое развитие детей, снимают умственное напряжение и помогают на занятиях ручным трудом. Очень ценно, что пальчиковые игры способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера: быстроту реакции, ловкость рук внимательность, воображение, трудолюбие. В результате выполнения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и навыков ручного труда.

Введение
Мелкая моторика- это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрам пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь, общее развитие ребёнка и влияет на его интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.
Мелкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Занятия по развитию мелкой моторики руки являются развивающими, здоровьесберегающими и оздоравливающими.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Ученые - нейтробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между моторики руки и развитием речи.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца - на сердце.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследование М. М, Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представление в коре больших полушарий мозга. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи.

Существуют самые разнообразные формы занятий по развитию движения пальцев.
1. Статические изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «флажок», «цветок»;
2. Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «кулак-кулачок», «ладушки –ладошки»;
3. Движение пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленьким мячиком, шнурами, резиновыми кольцами, прищепками и другими предметами;
4. Ира с мозаикой;
5. Лепка пластилином, солёным тестом, глиной;
6. Работа с бумагой: рваная аппликация, складывание, вырезание и наклеивание бумаги, оригами;
7. Игры с крупой, семенами: пересыпание круп из одной ёмкости в другую, разбор разных видов круп, выкладывание из крупы изображений;
8. Действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую;
9. Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка;
10. Действия с мелкими игрушками;
11. Действия с пуговицами: застёгивание, расстёгивание;
12. Действие с верёвочками: завязывание и развязывание узлов, бантиком;
13. Рисование на бумаге в разных техниках: традиционными способами и нетрадиционными способами;
14. Показ пальчикового театра;
15. Конструирование из лего.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно при¬водит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать. Ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
6. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
7. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
8. Пальчиковые игры помогают в игре формировать элементарные математические представления
9. Тренировка движений пальцев и кисти рук повышает ра-ботоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
10. Активизируется моторика руки. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Инструкция по выполнению упражнения по развитию моторики руки.
Сначала все упражнения выполняются медленно. Нужно следить, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.
При необходимости нужно помочь ребёнку или научить его помогать себе второй рукой.
Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого - двумя одновременно.
Если упражнения показано на картинке, то для создания зрительного образа надо показать ребенку рисунок и объяснить, как выполняется упражнения. Постепенно надобность в объяснениях отпадает.
Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Упражнения надо дублировать: выполнять и правой рукой и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
Тренировку пальцев следует начинать с самого раннего детства. Дети, у которых лучше развиты мелкие, тонкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше будут развиты пальчики ребёнка, тем проще ему будет осваивать речь.

Основная часть.

Виды игр и упражнений по развитию моторики руки:
Физические упражнения
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазания (по лесенке, на спортивном комплексе). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы.
Упражнения с грецкими орехами
Широко можно использовать упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.
Перекатывание между ладонями шестигранного карандаша
Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Игры с мячиком
В коррекционной практике можно использовать мяч - что является прекрасным инструментом. Их выбор достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества, на любой вкус. Игры с мячом развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, побуждают к общению, регулируют силу и точность движения. Помогают нормализовать эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Комплекс игр с мячом «Разминка»
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю

Здравствуй, мой любимый мяч! –
Скажет утром каждый пальчик


Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец


Поверну, а ты проверь-
Сверху правая теперь!


Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.


Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.


Сверху левой, снизу правой
Я его катаю – браво.

Спираль.
Не ползет и не бежит –
Над цветком она кружит.
За витком идет виток –
Вот и села на цветок.


Занятия с бумагой
Занятия аппликацией, оригами, конструированием являются развивают мелкую моторику пальцев рук.
Оригами – это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки. Именно поэтому складывание – это полезное занятие, способствующее активности как левого, так и правого полушария головного мозга, поскольку в работу включены две руки сразу. Занятия развивают внимание, память, воображение, сообразительность. Все эти психические особенности неразрывно связаны и зависят от активности правого и левого полушария головного мозга. Функция правого полушария головного мозга связано с воображением, музыкальными и художественными способностями, а левое полушарие связано с логическим мышлением, речью, счётом, научными способностями. Пластичность детского мозга и минимальное доминирование одного полушария над другим является очень благоприятной почвой для развития обеих половин мозга.
Медики утверждают, что занятия оригами глубоко влияют на психическое состояние ребёнка и приводят его в равновесие. У детей, занимающихся этим искусством, снижается тревожность, что позволяет им адаптироваться к различным сложным ситуациям.
Занятия с бумагой развивают у ребёнка навыки работы с разными материала, инструментами; воспитывают усидчивость, аккуратность, внимательность, творческие способности, воображение, фантазию, пространственное мышление, расширяют кругозор, познавательные способности.
Занятия с пластилином, глиной, солёным тестом.
Занятия по лепки развивают у детей моторику руки. Учащиеся осваивают разные приёмы и способы лепки из глины, солёного теста, пластилина дымковской игрушки, посуды, животных, птиц.
Очень ценно, что занятия по лепке способствуют воспитанию у учащихся младших классов быстроту реакции, ловкость рук, внимательность, воображение, трудолюбие, аккуратность, усидчивость. В результате изготовления игрушек кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и навыков ручного труда в школе.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – это упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития.
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождают движениями пальцев, например, известная всем «Сорока – Ворона...». Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Коза рогатая». Рекомендуется стимулировать речевого развития детей путем тренировки движения пальцев рук, используя народные игры – потешки для детей дошкольного возраста, а детей для младшего школьного возраста пальчиковые игры со стихами:

Дни недели
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Зима
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Апельсин
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Торт
Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку - сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай -
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Клён
Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз - наклон и два - наклон, (наклоняем влево - вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)
Кораблик
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Замок
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)

Капуста
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

Котёнок
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Листья
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы, Загибают большой палец.
Листья рябины, Загибают указательный палец.
Листики тополя, Загибают средний палец.
Листья осины, Загибают безымянный палец.
Листики дуба мы соберем, Загибают мизинец.
Маме осенний букет отнесем. Сжимают и разжимают кулачки.

В гости
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому Поочередно соединять все пальцы
Указательный и средний, с большим пальцем.
Безымянный и последний Мизинец стучит по большому пальцу.
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья, Пальцы собрать в щепотку.
Друг без друга им нельзя.
Список литературы
1. Т.А. Датешидзе «Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития».- СПб.: Речь,2004.
2. О.Н. Громова Т.А. Прокопенко «Игры – забавы по развитию мелкой моторики руки» Учебно – практическое пособие Изд.: «Гном и Д», Москва, 2001
3. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Пособие для родителей и педагогов Изд.: «Родничок», Москва 2000
4. Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками». Изд.: «Карапуз», 1998 год









2024 © rukaraoke.ru.