Немые люди: причины безмолвия. Язык немых. Какие бывают расстройства речи. Основные симптомы и причины заболевания


Инсульт – серьезное заболевание, опасное многими тяжелыми последствиями, которое, кроме того, может иметь летальный исход. Нарушение речи при инсульте – последствие, которое настигает 2 из 3 пострадавших в результате апоплексического удара.


Речевые расстройства бывают двух типов: дизартрия и афазия. Это не болезнь, а симптомы повреждения мозга. Дизартрия­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­–это состояние, при котором пациент понимает слова и разговор, но не может говорить внятно. Выделяют 4 степени дизартрии:

Афазия – это нарушение способности использовать или понимать слова. Обычно происходит, если инсульт затрагивает правую сторону тела.

Афазия может вызывать трудности:

  • в понимании слов;
  • в поиске подходящих слов, выражающих мысль;
  • в понимании устной речи;
  • в чтении или написании слов либо предложений.

Как правило, афазию можно разделить на четыре широкие категории:

Симптоматика заболевания

Инсульт представляет собой закупорку или разрыв кровеносных сосудов. Умение вовремя распознавать признаки инсульта дает возможность быстро действовать и избежать многих проблем, так как этот недуг ставит жизнь человека под угрозу. Важно не терять ни единой минуты, так как увеличивается риск повреждения головного мозга. После инсульта около двух миллионов клеток мозга умирают каждую минуту, если лечение не начато вовремя. Большему риску подвергаются пожилые люди, хотя это опустошительное заболевание может произойти в любом возрасте.

Так как инсульт – это болезнь мозга, часто сам человек не может понять, что с ним происходит. Нужна помощь «со стороны».

Вот несколько важных сигналов и признаков инсульта:


Причина возникновения инсульта

Наиболее распространенным является ишемический инсульт, который возникает в результате закупорки или сужения кровеносного сосуда. Геморрагический инсульт происходит из-за разрыва кровеносного сосуда в мозгу. Этот вид менее распространен, но имеет более серьезные последствия.

Факторы, которые провоцируют развитие инсульта:


Кроме того, причиной инсульта может быть гипертоническая болезнь, атеросклероз или аневризма сосудов головного мозга. Заболевание можно предупредить, уничтожив факторы, предрасполагающие к его развитию. Многие из них под силу изменить самому человеку, избавившись от вредных привычек, ведя здоровый образ жизни и правильно питаясь.

Почему при инсульте люди теряют способность разговаривать?

Мозг контролирует различные функции организма. Если возникает инсульт, и поток крови не может достичь области, которая контролирует определенную функцию организма, этот орган не будет корректно работать. Нарушение речи после инсульта происходит из-за повреждения речевых зон головного мозга: зоны Вернике и Брока.

Когда инсульт затрагивает часть мозга, которая контролирует мышцы, используемые для производства речи, речь может стать невнятной, что вызывает дизартрию. А если происходит повреждение части мозга, которая управляет языком, пострадавший может потерять способность говорить и понимать речь (афазия).

Время для восстановления речевой способности после инсульта зависит от степени и участка повреждения головного мозга, возраста пациента и от того, как быстро оказана первая медицинская помощь. Процесс длительный, так как необходима перестройка неповрежденных участков головного мозга на выполнение разговорных функций. Это занимает больше времени, нежели восстановление двигательных функций. Эффективность мероприятий по реабилитации наблюдается в течение первых 6 месяцев после перенесенного инсульта. В этот период можно добиться высоких результатов.

Инсульт, затрагивающий одну сторону головного мозга, приведет к неврологическим осложнениям на противоположной стороне тела. Парализация правой стороны тела говорит о том, что произошло левостороннее повреждение коры головного мозга. Так как участки головного мозга, отвечающие за речевые функции, находятся в левом полушарии, пациенты с таким нарушением имеют менее благоприятный прогноз. Более благоприятный прогноз имеют пациенты с левосторонним параличом.

В первые часы и дни после инсульта у человека может полностью пропасть речь. Терапию нужно начинать как можно раньше, после прихода пациента в сознание.

Терапия при нарушении речи

Возможно полное восстановление после нарушения речи. Речевая терапия является наиболее распространенным методом лечения недуга. Существуют различные специфические логопедические упражнения и методики.

Широко используется прочая терапия для людей, переживших инсульт, эффективность которой доказана:


Важно продолжать лечение в домашних условиях. Оно включает в себя:

  1. Игра в словесные игры.
  2. Написание поздравительных открыток, рецептов, списка покупок.
  3. Чтение и пение вслух.

В процессе общения с человеком, который перенес инсульт, необходимо быть терпеливым, оказывать поддержку и понимание.

Несколько советов общения с человеком после инсульта:


Народные методы восстановления речевых функций

После проведения лечения в условиях лечебных заведений, показано продолжение терапии в домашних условиях. В этом случае возможно применение средств народной медицины, но только после консультации с лечащим врачом. Среди наиболее распространенных средств народной медицины принято считать продукт нетрадиционной медицины природного происхождения мумие. Этот препарат, который выпускается в виде бальзама или таблеток, способствует регенерации и образованию клеток, формирующих ткани и органы, повышает эластичность сосудов. Предполагается несколько рецептов с применением мумие:


Также эффективно при речевых расстройствах применение ванн с эфирными маслами. Хвойные ванны способствуют расслаблению, нормализации психоэмоционального фона.

Массаж и упражнения для восстановления речи

Для восстановления речевых функций эффективно применяются специальные упражнения, суть которых состоит в тренировке речевых мышц.

Выполняется следующий комплекс тренировок:


Причиной нарушения речи после инсульта может также быть паралич мимических мышц. В этом случае будут эффективны физиотерапевтические процедуры, массаж и лечебная физкультура. Широко применяется иглорефлексотерапия, электромиостимуляция и т.д.

Использование лечебной физкультуры заключается в выполнении комплекса физических упражнений, дыхательной гимнастики, пассивных упражнений для разных групп мышц.

Регулярное проведение логопедического массажа помогает стимулировать все речевые зоны, что также благотворно влияет на процесс восстановления и нормализации речи после инсульта.

Инсульт – очень распространенное заболевание, которое имеет высокие показатели смертности в мире. Но зная причины и симптомы, можно его предотвратить или снизить уровень негативных последствий для человека.

Почему человек не смотрит в глаза? Существует распространенное мнение, что он говорит неправду и умышленно скрывает взгляд, чтобы не выдать свои настоящие намерения. Это вполне может быть правдой, но есть еще ряд причин, из-за которых собеседник специально избегает зрительного контакта. Человек может не смотреть в глаза из-за особенностей своего характера, темперамента, недостатка смелости, либо неуверенности в себе. Качества, формирующие личность в каждом из нас выражены по-разному, это и влияет на то, настолько человек коммуникабелен и как себя ведет при разговоре.

Человек при разговоре не смотрит в глаза - основные причины

Банальная стеснительность

Данный факт подтвержден научными исследованиями. Человек знает, что взгляд может выдать чувства, поэтому преднамеренно отводит его. Многие влюбленные стараются скрыть свой повышенный интерес, потому что боятся, открыто заявить о своих чувствах либо ждут подходящего момента. Если при этом ваш собеседник в дополнение краснеет и начинает говорить какую-нибудь ерунду, то влюбленность здесь налицо!

Неуверенность в себе

Таким людям сложно общаться с другими, потому что они постоянно переживают о том, что о них подумают. Неуверенный человек редко смотрит в глаза, и часто делает это украдкой, потому что он сильно обеспокоен своими душевными переживаниями и думает, как лучше всего будет вести себя при разговоре.

Тяжелый неприятный взгляд собеседника

Таких людей часто именуют энергетическими вампирами, которые словно нарочно «буравят» своим взглядом, желая подавить и показать свое превосходство. Тяжелый, пристальный взгляд оппонента словно пронизывает собеседника, причиняет дискомфорт и вызывает неприятные эмоции. В данных случаях зрительный контакт дается очень сложно, поэтому многие пытаются его избежать, к примеру, опустив глаза в пол.

Раздражение

Некоторых персон могут утомлять попытки тесного зрительного контакта со стороны собеседников, они думают, что их пытаются уличить в чем-то нехорошем и испытывают неприятные эмоции и раздражение по этому поводу.

То, что говорит собеседник, абсолютно не вызывает интереса

Если отведенный равнодушный взгляд комбинируется с позевыванием, а тот с кем вы разговариваете, часто посматривает на часы, значит, стоит поскорей прекратить этот диалог, так как он является нерезультативным. В данном случае смысл вербального и невербального обмена информацией отсутствует.

Интенсивный информационный поток

За несколько секунд тесного визуального контакта можно получить очень большой объем информации, который приравнивается к многочасовому откровенному общению. Поэтому даже при доверительной беседе друзья иногда отводят взгляд, чтобы отвлечься и переварить полученную информацию.

Почему человек закрывает глаза при разговоре?

Прищуренный взгляд означает точную концентрацию внимания на определенном объекте. Суженный напряженный взгляд может говорить о повышенной склонности к критике и недоброжелательности, а также выдавать черствость данного человека. Прикрытые наполовину веки собеседника при разговоре указывают на его завышенную самооценку, высокомерие, чванливость, и полную инертность к происходящим событиям.

Если собеседник без особого напряжения закрывает глаза, не зажмуривая их, значит, он пытается абстрагироваться от внешних событий. Такая самоизоляция помогает хорошо сосредоточится на обдумываний какой-то задачи, поразмышлять о предстоящих событиях и насладиться чувственными визуальными образами.

Рассматривая ситуацию в комплексе, вполне можно понять, почему человек прячет глаза при разговоре.

«Если человек не может говорить, это не значит, что ему нечего сказать»

В настоящее время специалисты не говорят об аутизме как о единой патологии. Считается, что существуют расстройства аутистического спектра, подвиды аутизма, с гетерогенной природой заболевания.

Такой ребенок не контактирует с окружающими, он замкнут, отгорожен, живет в собственном мире, погружен в собственные фантазии. Для определения аутизма недостаточно одного этого симптома, требуется наличие характерной триады: недостаток социальных взаимодействий, коммуникативные нарушения, специфические интересы и стереотипное поведение. Для такого ребенка характерна своеобразная речь, по типу повторения услышанных фраз, он не произносит слово «Я». Некоторые дети вообще молчат, это так называемый полный мутизм.

При аутизме всегда страдает интеллект ребенка. Умственные способности неоднозначны и во многом определяются формой аутизма и степенью выраженности основных проявлений или степенью тяжести. Так, при типичном варианте (синдроме Каннера) это может проявляться как уровнем задержки умственного развития, так и умственной отсталостью. Единственная форма аутизма, при которой интеллект грубо не страдает, - синдром Аспергера. Такие дети не отстают в развитии от своих сверстников, они могут учиться в обычных школах, несмотря на имеющиеся особенности поведения, часть детей заканчивает и высшие учебные заведения, из них вырастают талантливые художники, музыканты, ученые.

Пик выраженности симптомов аутизма - дошкольный возраст. Поэтому примерно половина родителей замечает необычное поведение ребенка по достижении им 18 месяцев, а к 2 годам на отклонения обращают внимание уже 80 процентов родителей.

По мере взросления ребенка проявления аутизма частично компенсируются, сглаживаются. И во многом критерием отдаленного прогноза является уровень речевого и интеллектуального развития. И хотя аутизм излечить нельзя, с помощью хорошо отлаженной системы коррекции можно добиться положительной динамики и в более позднем возрасте. Но это возможно лишь при проведении комплексной терапии. И чем раньше она начнется, тем больше шансов у такого ребенка адаптироваться во взрослой жизни.

Вопрос об отграничении РДА от речевой патологии - сенсорной и моторной алалий, дизартрии - возникает в тех случаях, когда аутичный ребенок как будто не понимает речи окружающих, не выполняет словесных инструкций, часто не говорит или почти не говорит сам. Такие затруднения возникают обычно аутичными детьми I и IV групп.

Однако у детей с первичной речевой патологией сохранены невербальные коммуникации: жестовая речь; адекватная мимика; напряженный, пристальный взгляд в шею собеседника; возгласы, цель которых - привлечь внимание окружающих.

Изменение речи у детей с РДА весьма разнообразна, включают в себя нарушения различного генеза и разного патогенетического уровня:

    нарушения речи как следствие задержанного развития (косноязычие, физиологическая эхолалия, бедность запаса слов и др.);

    речевые нарушения в связи с задержанным становлением сознания Я в виде неправильного употребления местоимений и глагольных форм;

    речевые нарушения кататонической природы (эхолалии, внутренняя речь затухающая, мутизм, скандирование, растянутое или ускоренное звукопроизношение, нарушения тональности, темпа, тембра речи и др.);

    психического регресса (появление речи довербального фонематического уровня);

    расстройства речи, связанные с патологией ассоциативного процесса(нарушения смысловой стороны речи в виде незавершенных, непоследовательных ассоциаций и др.);

Таковы особенности развития речи и речевых расстройств аутичных детей. При всем их разнообразии можно выделить четыре основные особенности:

    некоммуникативность речи;

    ее искаженность: сочетание недоразвития различных компонентов, служащих взаимодействию с окружающим и акселерация аффективной речи, направленной на аутостимуляцию;

    часто наличие своеобразной вербальной одаренности;

    мутизм или распад речи.

Речевые расстройства, будучи в значительной мере следствием нарушений общения, усугубляют затруднения в контакте с окружающим. поэтому работа по развитию речи должна начинаться как можно в более раннем возрасте.

Коррекционная работа на первых этапах (а при необходимости и в дальнейшем) проводится исключительно индивидуально, переход к групповым формам работы осуществляется постепенно, по мере формирования навыков коммуникации и социального поведения.

На всех этапах коррекционной работы сотрудники отделения ведут работу с семьей аутичного ребенка, организуют при необходимости процесс обучения и воспитания в домашних условиях.

Важным в педагогической работе является принцип визуализации. Аутизм сказывается на качестве общения. У этих детей часто наблюдается эхолалия - постоянное повторение слов. Оно не является бессмысленным. Это искаженное средство коммуникации. Для включения детей в общение могут быть использованы коммуникативные карточки, на которых есть рисунки, позволяющие выражать желания, мысли. Первоначально общение происходит при минимальной вербальной коммуникации, которая для аутичных детей слишком абстрактна и трудна в использовании.

В обучении учитывают, что дети с аутизмом отчаянно стремятся к коммуникации, но как сделать это, они не знают. Педагог исходит из того, что суть коммуникации не в словах.

Итак, коммуникация ведется не только на вербальном уровне, но и с использованием коммуникативных карточек с рисунками, символами.

Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА.

Для каждого ребенка с аутизмом составляется индивидуальная программа стимулирования речевого развития с учетом его возможностей, а также его коммуникативного интереса. Каждое задание соответствует коммуникативным потребностям ребенка. Первые слова выражают желание ребенка, полезны и соответствуют уровню его развития. Методические приемы подбираются с учетом интересов ребенка, чтобы принести ему максимальное удовольствие. Так, одни дети с удовольствием поют, другие охотнее двигаются, третьи с интересом рассматривают картинки. Коммуникативная речь начинается лишь тогда, когда повторяемое слово понимается.

Начальный этап работы заключается в адаптации ребенка к новым условиям, привыкание к месту, под прикрытием фармакотерапии. Большое место отводим массажу кистей рук, кончиков пальцев рук и ног, предплечий, массажу лицевой мускулатуры, подъязычной, шейной области, стоп, со стимуляцией активных речевых точек. На фоне массажа движения пальцев становятся более четкими, дифференцированными, приближается к норме мышечный тонус кисти.

Далее обрабатывается наиважнейшая для аутистов реакция оживления и слежения, умение следить взглядом за движением собственной руки, за предметами, предполагаемыми врагом и захваченными рукой ребенка

Отрабатываем указательный жест. В процессе манипуляции с предметами, стремимся развить не только тактичное, но и мышечное, кинестетическое, зрительное, слуховое их восприятие.

Для отработки тактильных и эмоциональных контактов, развития осязания проводим ряд приемов типа поверхностных массажных пассов. Ребенка поглаживаем, прижимаем к себе, прикасаемся к его голове, телу, и, наоборот, учим ребенка осязать, касаясь его руками головы, плеч, рук взрослого. Все эти действия комментируем речью. После подобной подготовки у большинства детей восстанавливается ориентировка в себе и окружающем.

На следующем этапе проводим работу по воспитанию гнозиса и праксиса, необходимых в познании предметов, их форм, объема, окраски. Предметы обводим указательным пальцем ребенка, даем им словесную квалификацию. Постепенно ребенок с помощью указанных приемов, начинает опознавать и называть предметы (кубик, шар и т.п.). Закреплению образов предметов и памяти ребенка, для развития речи, способствуют занятия по рисованию, лепке.

Восстановление и развитие речи проводим последовательно. Вначале в манипуляции с игрушкой формируем тактильное восприятие, затем зрительное понимание предмета, после чего предмет определяем словесно и формируем соотнесение словесного определения с конкретным предметом. На следующем этапе добиваемся того, чтобы ребенок услышанное слово научился правильно произносить (воспроизводить). Для этого делим слово на слоги, многократно повторяем начальные, последние и ударные слоги, после чего сливаем их в необходимое слово. Обучаем умению спонтанно воспроизводить словесные штампы. У всех детей выявляется тенденция к повтору слов. словарный запас расширяем постепенно.

Для максимального увеличения понимания сокращаем и упрощаем форму языка - его грамматику. Этого добиваемся путем уменьшения длины фраз. Второстепенные слова опускаем.

Обучаем фразам с помощью, изображенных на картинках событий. Слова сочетаем с определенной ситуацией. Затем составляем целый рассказ по картинкам. Далее проводим занятия, состоящие из бесед на определенные темы, пересказа. Большое внимание уделяем логоритмике.

Очень осуществимым разделом работы является развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха. С этой целью проводим голосовые, мимические упражнения, осуществляем постановку и автоматизацию звуков.

Детей пытаемся обучить навыкам разговора (социальному использованию речи), предлагая тематику интересную и важную для ребенка.

Последовательно переходим от индивидуального обучения к занятиям небольшими группами.

Основной принцип обучения заключается в постоянном проигрывании речевого общения по изучаемой теме на групповых занятиях с логопедом закреплении полученных знаний в игре с педагогом, психологом, дома с родителями.

По мере проведения занятий по развитию речи, речь детей становится все более понятной и коммуникативной.

К.С.Лебединская, О.С.Никольская, Е.Р.Боенская и др., считают, что работа по развитию речи должна проводиться с учетом варианта речевого развития детей с РДА и в более раннем возрасте.

Первый вариант представляет наибольшие трудности в коррекционной работе. У детей наиболее выражена отрешенность от внешнего мира, дети мутичны.

Существуют специальные приемы активации речи таких мутичных детей. Взрослый должен четко повторять слова, которые смазано произносит ребенок. необходимо использовать любую возможность соотнести произносимые слова с конкретным предметом. Несмотря на затруднения в преодолении мутизма, необходимо помнить, что такой ребенок понимает гораздо больше, чем может выразить. Поэтому важно объяснять ребенку смысл происходящего вокруг. Даже мутичные дети достигают успехов в формировании внутренней речи, которая является опорой для развития чтения и письма. В некоторых случаях письменная речь становится единственной формой контактов с окружающим миром.

Для второго варианта речевого развития при РДА характерна грубая задержка формирования речи: активный словарь ограничивается стереотипными словами и фразами. Побуждений к речи не возникает, речевая активность низкая.

Контакты с таким ребенком сначала возникают на доречевом уровне. Но уже в первых совместных эмоционально тонизирующих играх активируются речевые проявления детей.

Речевая активность легко стимулируется знакомыми стихами, песнями и сказками.

В работе необходимо использовать те объекты, к которым ребенок в настоящее время более всего привязан. В беседу непроизвольно вводятся новые слова и фразы.

При этом варианте речевых расстройств обучение чтению следует начинать еще до выхода ребенка на уровень спонтанной речевой активности. Это будет способствовать более быстрому формированию речи.

Речевое воспитание включает формирование диалогической речи и исправление нарушение звукопроизношения.

Специфика работы по развитии речи при третьем варианте этого нарушения иная. такие дети, казалось бы, не имеют речевых проблем: у них часто большой словарный запас, взрослая фраза, способность произносить длинные монологи. В монологах они стереотипно проигрывают свои фантазии, страхи, влечения. Когда же приходится поддержать диалог, они замолкают или отвечают односложно. В этом и состоят трудности речевого развития.

Работа по формированию диалога начинается с внимательного выслушивания взрослым монолога ребенка. Ребенок рад собеседнику и его монолог становится направленным на другого, то есть приобретает коммуникативную функцию. В дальнейшем разрабатываются игровые ситуации, связанные с жизнью ребенка - это способствует развитию диалогической речи.

При четвертом варианте речевого развития при РДА взаимодействие со взрослым развивается легче и быстрее, но требуется осторожность в стимуляции речевой деятельности. Лучше всего активизировать речь ребенка в процесс игры, повышающей психический тонус.

С исправлением нарушений звукопроизношения торопиться не следует, потому что накопление речевого опыта приводит к самопроизвольному устранению этих нарушений.

Необходимо много разговаривать с ребенком, объясняя ему происходящее вокруг, говорить новые слова. Вовлекать ребенка в обсуждение в обсуждение (а позже и составление), планов на предстоящий день.

Успех развития речи, и коррекционной работы в целом, во многом зависит от действий родителей аутичного ребенка. В их желании помочь своему ребенку социализироваться. Родителям необходимо использовать общение, как канал влияния на неконтактность и преодоление ее. Это как раз то эффективное средство, которое всегда в руках у семьи. Накопленный в мире опыт показывает, что использование этого средства приносит немалые результаты.

Коррекционная работа с детьми с аутизмом строится на основе плана, в структуре которого выделяются базовый, коррекционный и личностно-ориентированный компоненты.

процессе занятий с детьми с ранним детским аутизмом следует придерживаться некоторых общих рекомендаций:

    необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;

    по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;

    учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;

    помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.

С ростом числа детей с диагнозом расстройств аутистического спектра (РАС) также растет спрос на методы, которые помогают аутичным детям, и на специалистов, которые умеют пользоваться подобными инструментами. Главная цель помощи при аутизме – это развитие коммуникации, и общение с помощью картинок становится ведущим методом помощи детям с тяжелым аутимом

Для самообразования:

Р. Т. Августова: «Говори! Ты это можешь»

Основной контингент пациенты, которые перенесли инсульт , черепно-мозговую травму и имеют в качестве последствий нарушения речи. Инсульт - это мозговой удар, острое нарушение кровообращения, кровоизлияние (причиной может быть и травма). Если вас интересует реабилитация под контролем наших специалистов в центре «Три сестры», ознакомьтесь с важной информацией в нашего сайта.

Инсульты остаются острейшей медико – социальной проблемой современного общества. В последние годы, к сожалению, неуклонно увеличивается число инвалидов после инсульта. Среди факторов получения инвалидности после инсульта (черепно-мозговой травмы) большую роль играет потеря речи.

Люди, столкнувшиеся с таким недугом, очень тяжело переживают отсутствие речи. Речь может пропасть, а может быть грубо нарушена. Некоторые пациенты страдают так называемой сенсорной афазией: человек плохо понимает обращённую речь или путает слова. Другие же пытаются что-то сказать, но у них получаются неразборчивые звукосочетания, состоящие из нечленораздельного набора звуков, обрывков слов (моторная афазия).


Есть и третья группа пациентов, у которых речь отсутствует полностью, им очень трудно, (иногда невозможно!) произнести звук или серию звуков (дизартрия).


Когда пациенты попадают в наш реабилитационный центр, с ними занимаются сразу несколько специалистов (мультидисципдинарная бригада): физический терапевт, эрготерапевт, логопед, нейропсихолог. Основная роль в восстановлении речи отводится логопеду и нейропсихологу. Физическое и социальное восстановление так же способствует улучшению речевой функции, так как пациент вовлечён в процесс коммуникации с другими специалистами.

Главный принцип реабилитации – это раннее начало восстановления утраченных функций. Т.к. в этот период происходит наиболее интенсивное восстановление пострадавших структур отделов мозга.

Благоприятными условиями для восстановления речи являются:

  1. раннее начало (первые дни, недели после инсульта) восстановительной терапии;
  2. систематичность и длительность занятий;
  3. одновременно преодолевать нарушения речи, письма и чтения (если таковые отмечаются у пациента).

Иногда речь восстанавливается спонтанно, но это случается нечасто. Как правило, нужна специальная помощь. Если ее вовремя не оказывают, мозговые процессы становятся инертными, и потом необходимые связи между разными зонами мозга уже очень трудно восстановить.


Но так бывает не всегда: либо нет возможности попасть на реабилитацию сразу после больницы, либо надо подождать место (очередь) в специализированный центр. Поэтому возникла необходимость написать статью – как руководство в помощь родственникам, не имеющим медицинского, психологического, специального образования, но желающим искренне помочь своим близким.

О восстановлении речи и неправильных методах

Родственники вполне могут помогать своим близким восстанавливаться после инсульта. Но если это происходит не под руководством специалиста, то могут быть выбраны неправильные методы.

  • Люди думают: по логике, если речь пропала, надо начинать учить человека говорить отдельные звуки. Вот и показывают ему, как произносится та или другая буква. В большинстве случаев этот метод может затормозить, «заткнуть» речь вовсе.
  • И ещё одно очень важное правило. К сожалению, нередко приходиться сталкиваться с распространённой ошибкой родственников, которые, услышав первое после длительного молчания правильно произнесённое пациентом слово, просят его вновь и вновь повторять. Это совершенно недопустимо! В этом случае высока вероятность появления речевого «эмбола» в виде этого слова и человеку будет очень трудно «переключиться», начать произносить другие слова и фразы.

Есть чёткие и последовательные этапы восстановления речи, которые необходимо учитывать при реабилитации пациента:

  • Ранний период: с первых дней, недель до 6 месяцев;
  • Отставленный период с 6 месяцев
Степень расстройства речи после инсульта или черепно-мозговой травмы очень различны: от относительно лёгкого нарушения произношения до тяжелейшего, полного отсутствия речи. Соответственно и выбор методик восстановления речи будет зависеть от степени поражения речевой функции.

В данной статье хочется обратиться к родным тех пациентов, у которых речь сильно нарушена, или полностью отсутствует.

Надо начинать восстановление с хорошо сохранившихся в памяти речевых стереотипов - это имена близких, порядковый счет, и знакомые стихи, пение со словами. И моделирование ситуаций, «выталкивающих» эти слова. Эта методика называется «растормаживание речи». Она используется на раннем этапе восстановления при разных формах афазии (распад речи в результате нарушения мозгового кровообращения).


Десятое октября 2013 г.
Четверг

Если ваш подопечный уже достаточно окреп и может сам записать дату в тетради, попросите сделать это самостоятельно. Возможно, у вашего родственника обездвижена правая рука, помогите ему взять карандаш в левую руку. Очень важно для пациента научиться многое делать левой рукой (при условии, что с правой (парализованной) будут активно заниматься: упр., массаж, возвращение чувствительности). Через какое-то время здоровая левая рука пациента сможет брать ручку, ложку, бритву, губную помаду и т.д., тем самым координируя точность и правильность движений.

Если же человек ещё достаточно слаб и не может сам писать левой рукой, необходимо записывать дату при нём. Включая его в деятельность: он должен по календарю найти и показать число, месяц, день недели. Если у пациента нет активной речи, всё равно пробуйте проговорить дату вместе, сопряжённо.


«Сегодня десятое октября, 2013 года. Четверг»


На этом этапе возможна и очень важна ваша помощь: человек, «оглушённый» после инсульта начинает вслушиваться в ваш спокойный, неторопливый голос и сам делает попытки повторить, что-то сказать, ответить.


Писать в тетради следует печатными, хорошо читаемыми буквами. Напишите имя, отчество, фамилию вашего родственника, имена членов семьи, которых ему приятно вспомнить, и обязательно попросите назвать. Пусть не сразу всё получится; но постепенно упражняясь, он начнёт проговаривать знакомые ему имена.



В процессе «растормаживания речи» большое значение имеют т.н. автоматизированные ряды, это:

  • порядковый счёт (от 1 до 10),
  • дни недели (по порядку),
  • названия месяцев (по порядку),
  • пение песен со словами,
  • чтение вслух хорошо знакомых стихотворений (может у вашего родственника есть любимые стихи) их так же надо вспомнить,
  • добавление последнего слова в пословицах.

Остановимся на каждом способе «растормаживания речи» более подробно.


В тетради это может выглядеть вот так:

























































































Слева цифры и слова записываете вы, а справа просите вашего родственника списать (переписать) числовой ряд, обязательно проговаривая каждое слово. Помните, мы вначале статьи говорили о том, что необходимо одновременно преодолевать нарушения речи, письма и чтения (если таковые отмечаются у пациента).

Не прекращайте упражняться в произношении автоматизированных рядов, даже если после первых попыток появятся звуки, лишь отдалённо напоминающие контуры слов. Попробуйте ещё раз и так на протяжении нескольких дней. Возможно, у вашего подопечного появятся окончания некоторых чисел, потом нечёткие гласные в середине слова. Поддержите его! Пусть всё его внимание будет направлено на артикуляцию ваших губ.

Ещё одним из способов «растормаживания речи» является проговаривания, перечисление дней недели. Обязательно записывайте в тетрадку вашего родственника:


Дни недели:

понедельник













воскресенье



Справа оставьте место для самостоятельной записи. Спросите, какой сегодня день недели? А, вчера какой был? А завтра будет… Не забывайте, что на ранней стадии восстановления речи, вы проговариваете ответы вместе с вашим близким, тем самым помогая ему. Называние, вспоминание даты способствует восстановлению ориентации пациента во времени.


Аналогично выполняется упражнение на перечисление месяцев, времён года.


Уточните, какое сейчас время года? А какой месяц? Вспомните дни рождения близких членов семьи, попытайтесь проговорить, назвать памятную дату. 7 мая – день рождения Лены и т.д.

Следующим очень важным способом «растормаживания речи» - это пение песен. Предложите вашему родственнику спеть для настроения, хорошо знакомую, может его любимую песню.

Обратите внимание на, вашу чёткую артикуляцию, негромкий голос. Пациент будет внимательно следить за движениями ваших губ. Напишите крупными буквами текст 1 куплета. Это упражнение даст эмоциональный всплеск, улучшит настроение.

Ваша задача очень чутко реагировать на возможности, настроение и желания вашего родственника. Вполне может быть, что у него не будет получаться с первого раза, и он категорически откажется выполнять предлагаемые упражнения. Не отчаивайтесь! Пробуйте, убеждайте, приводите примеры людей, которые справились, преодолели этот недуг. Пусть в комнате негромко звучит музыка.


Попробуйте обсудить с вашим близким, какая музыка сегодня ему по душе. Это ещё один повод для побуждения пациента к активному диалогу. В крайнем случае, к использованию утвердительного (кивок головы) или отрицательного жеста. В этот момент вы чётко, эмоционально артикулируйте слова «Да!» или «Нет!».

В процессе «растормаживания речи» часто используют хорошо знакомые с детства стихи, пословицы.

Если вы хорошо знаете своего подопечного, его литературные предпочтения, подберите ему несложные стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С. Есенина. Помните, предлагая почитать стихи, вы читаете их вместе с родственником сопряжённо (т.е. хором), показывая ему правильную артикуляцию, спокойное дыхание. Наиболее полюбившиеся четверостишия можно записать в тетрадь.


Также на ранней стадии восстановления утраченной речевой функции будут полезны упражнения с проговариванием пословиц. Старайтесь подбирать хорошо знакомые пословицы. Предложите вашему подопечному добавить недостающее слово в пословице.


Так, от занятия к занятию в течение 3-5 недель происходит «растормаживание речи». Первые 2 недели желательно заниматься, не утомляя пациента, 10 -15 мин. 2-3 раза в день. Позже занятия могут длиться 20-30 мин, так же 2-3 раза в день.


Однако, не всегда речь пациента можно растормозить при помощи автоматизированных речевых рядов. Иногда наши пациенты вместо продуцирования слов могут начать произносить только какой-нибудь стереотипно повторяющийся слог или слово. Этот «эмбол» «забивает» всю активную речь пациента и он по-прежнему не может говорить! Обязательно проконсультируйтесь с логопедом, как правильно себя вести, чтобы не помешать процессу выздоровления и восстановления.

Логопед применяет методики восстановления речи в зависимости от степени тяжести расстройства и формы афазии. Эти методики направлены на то, чтобы стимулировать понимание речи на слух, создать условия для растормаживания простых, хорошо устоявшихся видов речи, стимулировать больного к употреблению в ответах слов, обозначающих действие.

Со временем применяются методики стимулирования чтения и письма.


И ещё одно важное обстоятельство, которое в ряде случаев не позволяет добиться положительных результатов: т.е. включения пациента в активную речь.


Ваш неговорящий родственник неожиданно сразу начинает повторять слова автоматизированных рядов. Это говорит о том, что у него нарушено не звукопроизношение, а фразовая, активная речь; возможно, затруднён выбор слов, переход от слова к слову. Если ваш родственник с первых занятий начал чётко произносить слова песен, порядковый счёт и т.д., немедленно прекращайте использование методики «растормаживания речи»!

Повторения ради повторения, называния, ради называния могут завести восстановление речи в тупик, и пациент останется без активной речи.

Несомненно, этим не исчерпываются все приемы восстановления речи у больных с афазией. Нередко наблюдаются случаи, когда имеется сочетание различных форм афазии. В этом случае вам необходима консультация и помощь логопеда. Только специалист по восстановлению речи сможет выбрать наиболее эффективные методы работы, определять их дозировки и рамки использования.


Надеюсь, что эта статья поможет всем заинтересованным людям в оказании помощи по восстановлению речи на самом трудном, раннем этапе, когда так нужна поддержка и уверенность близких.


Желаю успеха, терпения, настойчивости!

  • Помните о том, что афазия не относится к психическим болезням, даже если речь пациента лишена смысла, а сам он не осознает своего дефекта. Нередко человек с афазией хорошо понимает речь окружающих.
  • В беседе с родственником не стоит повышать голос. Важно отличать афазию от глухоты: громкая речь не улучшит общения с пациентом.
  • Пациент с афазией очень чувствителен к внешнему шуму. Нежелательно обращаться к нему нескольким людям одновременно, и разговаривать с ним при включенном радио или телевизоре.
  • Пациент с афазией хуже понимает длинную и быструю речь. Собеседнику лучше говорить медленно, использовать простые предложения, повторять свои фразы и прибегать к различным способам выражения мыслей (жестам, рисункам, письму), избегая, однако, «детского» языка и чрезмерной жестикуляции. Наряду с прочими, важно использовать такие вопросы, на которые пациент может ответить «да» или «нет».
  • Лучше не прерывать человека, если он говорит. Собеседник должен стараться понять, что хочет сказать ваш родственник, давая ему для этого время и обращая внимание на разные формы выражения им своих мыслей. Пациенту с афазией важно знать, что его невербальные навыки коммуникации сохраннее, чем речевые.
  • Исправлять неточности речи пациента следует деликатно, подчеркивая, что его понимают, несмотря на ошибки. Хорошо, если после каждой беседы у вашего родственника остается ощущение некоторого успеха и прогресса на пути восстановления своей речи.
  • Восстановление речи идет максимально быстрыми темпами в ближайшее время после заболевания или травмы головного мозга. Через несколько недель или месяцев оно замедляется, и у пациента может создаться впечатление о безнадежности его усилий. В этот момент надо поддержать больного, рассказать ему о том, что улучшение наблюдается как минимум в течение всего первого года после развития афазии, и убедить его в необходимости продолжения речевой терапии.
  • Наиболее губительной для пациента с афазией является «речевая изоляция», то есть ограничение общения с окружающими. Членам семьи важно чаще привлекать заболевшего родственника к участию в общих беседах, задавать ему больше конкретных простых вопросов и побуждать к собственным высказываниям. К пациенту также рекомендуется обращаться с простыми просьбами. При затруднении выполнения действия ему важно предоставить подсказку и повторно высказать просьбу. По мере успешного освоения простых действий круг заданий и просьб целесообразно постепенно расширять.
Задача родственников сводится не только к тому, чтобы научить больного правильно произносить слова (особенно если эту помощь уже оказывает логопед), но и к тому, чтобы научить его как можно лучше общаться.

От всей души желаю терпения!

Логопед Т. Радостева

Инструкция

Для занятий с больными, которые не могут говорить, можно использовать детское лото или букварь. Нужно четко и медленно называя предмет, попросить больного его на – сначала называя один предмет, затем – два, потом – три сразу, чтобы больной тренировал память. За одно занятие больного просят показать не более 15 вещей, с небольшими перерывами после каждого задания.

Больные с сенсорной афазией плохо различают слова, близкие по звучанию. Поэтому для таких слов нужно сделать схематические рисунки, подписав их, например: «дом», «том», «бочка», « ». Во время занятий попросите больного показать названый вами рисунок или подпись к нему.

Восстановить речь после инсульта помогает упражнение по выписыванию из книги или газеты слов, начинающихся на сходно звучащие звуки, например: «б»-«п», «д»-«т», «в»-«ф». Эти занятия тренируют восприятие речевых звуков.

Хорошим способом восстановления речи для перенесших инсульт является пение песен, которые хорошо знакомы больному. При этом пациент должен смотреть на губы того, кто поет, и стараться повторять слова.

После того, как больной сможет правильно произносить слова, начинайте заниматься повторение предложений, например, попросите его повторить «дай носовой платок», «принести мне чашку». Нужно вызвать у больного интерес к самостоятельным занятиям. Можно дать ему задание заполнить пропущенные в предложениях. Например: «Собака лакает... миски», «Птица сидит... ветке».

Перенесшим инсульт людям не рекомендуется смотреть телевизор более 2-х часов в день. Передачи лучше выбирать только положительные и те, которые интересуют больного. Если человек любит , то просмотр спортивных передач будет побуждать его к комментариям, что принесет большую пользу в восстановлении речи.

Занимаясь с больным человеком, нужно проявлять такт и терпение. Не стоит исправлять сразу все ошибки пациента, а лишь 3-4, а за малейшие успехи обязательно нужно хвалить.

Источники:

  • восстановиться после инсульта

Реабилитационные мероприятия, проводимые после инсульта , при правильном использовании помогают существенно восстановить работоспособность пациента и вернуть его к нормальной жизни. Но при этом необходимо учитывать постепенность нарастания нагрузок, использование адекватных схем применения медикаментов и постоянное врачебное наблюдение.

Инструкция

До начала проведения реабилитационных мероприятий обязательно нужно провести полное и комплексное обследование пациента – это позволит определить уровень состояния его здоровья и степень повреждения функций нервной и других систем организма после инсульта .

Обязательно подбирается эффективная медикаментозная , включающая препараты, воздействующие на патологию, ставшую причиной возникновения инсульта . Помимо этого, обязательно назначение препаратов, которые влияют на обменные процессы в клетках головного мозга (увеличивают устойчивость клеток к гипоксии и травме). Также следует использовать лекарственные вещества, восстанавливающие нормальное функционирование пораженных функций – улучшающие нервно-мышечную , способность клеток генерировать соответствующие импульсы.

Даже в остром периоде инсульта обязательно должны с осторожностью проводиться мероприятия, которые будут препятствовать развитию опасных осложнений; пациентов следует обязательно переворачивать в постели, обеспечивать адекватную вентиляцию легких. Пролежни и пневмонии, возникающие вследствие постоянной неподвижности больных, гораздо легче предупредить, чем потом лечить.

Для реабилитации обязательно привлечение «узких» специалистов – массажистов, физиотерапевтов, логопедов – это позволит применять самые современные и совершенные методики восстановления.

При реабилитации в настоящее время все большее значение придается современным научным технологиям и разработкам – применение этих методик позволяет восстановить даже те функции организма, которые утрачены вследствие глубокого или обширного поражения нервной системы. Создаются специальные компьютерные программы для восстановления и воспроизведения речи, программы стимулирования тонкой моторики конечностей.

Сама реабилитация – процесс достаточно длительный, во время которого возможны улучшения и ухудшения общего состояния пациента, поэтому для коррекции психологических проблем желательно привлечение квалифицированного психолога и психотерапевта.

Видео по теме

Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения. Инсульт не относится к определенному заболеванию, это - состояние, которое может возникнуть при множестве болезней сосудов, сердца и крови. Для его успешного лечения необходимо точная диагностика причин удара и их лечение. У одних это может быть гипертония, у других – мерцательная аритмия, третьи страдают от сахарного диабета, еще у кого-то – сочетание недугов, но конечный итог сосудистых нарушений – инсульт мозга.

Инструкция

Для того чтобы ускорить послеинсультное восстановление, необходимо выполнение комплекса мероприятий, направленных на возвращение больного к нормальной жизни. Это – лечебное питание, построенное по принципу ограничения жирной, высококалорийной, насыщенной холестерином, сахаром и легкоусвояемыми углеводами пищи. Также терапия движением и фитотерапия.

Морская рыба, растительные масла, овощи, фрукты, ягоды и сухофрукты, овсяная каша на воде, гречневая крупа, размолотая и залитая кефиром, свежеприготовленный фруктовый сок, разведенный пополам с водой и морсы из ягод без сахара – это рацион питания минимум в течение 2 месяцев после удара. В небольшом количестве можно вводить в рацион – белое мясо птицы без кожи, постную говядину отварную, хлеб из отрубей и ржаной муки, речную рыбу (не чаще 2-х раз в неделю), чай без сахара.

Терапия движением стоит по важности на месте после лечебного питания. Необходимо выполнение эрго- и кинезетерапевтической системы специальных гимнастических упражнений. Без их выполнения невозможно вернуть двигательную активность и навыки бытового самообслуживания больного.

Квас из свеклы
Одну свеклу средних размеров очистите от кожуры, нарежьте небольшими кусочками и положите в 2-х литровую банку. К свекле добавьте 120 г сахарного песка, 5 г соли, 3 кусочка ржаного хлеба и 1 ст.л. сметаны. Затем содержимое банки залейте кипятком и оставьте настаиваться в теплом месте на 3-4 дня. Готовый свекольный квас употребляйте 2-3 месяца по 4 раза в день за час до еды. Необходимо начинать лечение квасом с 1 ст.л. и увеличить до ½ стакана.

Настой из шиповника и лука
Измельчите 2 ст.л. сухих ягод шиповника и 2 ст.л. шелухи луковиц, залейте все 1 литром прохладной воды и доведите смесь до кипения. Далее оставьте смесь настаиваться в теплом месте 8-9 часов. После того, как смесь настоялась, процедите и добавьте свежевыжатый сок 1 небольшого лимона. Готовый настой пейте в течение дня маленькими порциями на протяжении 1 месяца.

Видео по теме

Тяжелые осложнения типичны для такого заболевания, как инсульт. Спрогнозировать течение болезни практически невозможно, как и то, будут ли полностью восстановлены потерянные функции. Правильный уход позволяет облегчить состояние больного и не допустить развития дополнительных осложнений, вызванных отсутствием двигательной активности.

Инструкция

Инсульт - это тяжелейший удар для организма, так как страдает центральная нервная система, то есть мозг. Люди, пережившие инсульт, как правило, испытывают на себе этого события на протяжении всей последующей жизни. Осложнения после обуславливаются степенью и локализацией пораженных клеток мозга. В редких случаях последствия инсульта практически незаметны, но в большинстве своем больные становятся , и лишь длительное профессиональное лечение позволяет частично или полностью восстановить те или иные функции организма. Наиболее распространенными последствиями инсульта является полная или частичная парализация тела, кома, потеря речи, потеря контроля над отдельными группами мышц и т.д. Кроме того, больных подстерегают и другие последствия болезни, в том числе тромбозы, пролежни и воспаления легких, которые также составляют серьезную опасность для жизни.

Самым тяжелым осложнением инсульта является паралич. Полный паралич у людей, переживших инсульт, встречается редко. Как правило, имеет место левосторонний или правосторонний паралич, в зависимости о того, какая половина мозга была поражена. Кроме того, состояние больных осложняется изменением восприятия, потерей чувствительности, ухудшением координации движений. В этом случае требуется длительное лечение и реабилитация, основой которой является массаж и лечебная гимнастика. Паралич вызывает дополнительные осложнения, заключающиеся в появлении пролежней и тромбозов.

Образование пролежня - это процесс отмирания тканей в местах, где кожа находится под давлением. Такие процессы вследствие длительного лежания или сидения, сопровождающихся полным отсутствием движения мышц. В пораженных областях кожи и мышц наблюдается частичное снижение кровоснабжения. Очень важно контролировать состояние кожи больного и не допускать образования пролежней, так как такие трофические изменения крайне тяжело поддаются лечению, а кроме того, служат воротами для попадания болезнетворных бактерий, способных усугубить состояние больного.

Отсутствие движения и напряжения мышц также сказывается и на кровеносных сосудах. Лежачее положение является предрасполагающим фактором для образования тромбов. Тромбы - это сгустки крови, которые, как правило, образовываются в глубоких венах ног. Оторвавшийся тромб в процессе движения вызывает сильные боли. Дойдя до сердца, тромб может вызвать инфаркт миокарда. В случае если тромб прошел через сердце, он может попасть в легкие, вызвав легочную эмболию, а при попадании в мозг повторный инсульт.

Обратите внимание

Правильный уход за человеком, перенесшим инсульт, позволяет минимизировать риск появления вторичных осложнений, то есть тромбоза и пролежней. Когда речь идет о последствиях инсульта, очень сложно спрогнозировать, как долго человек будет восстанавливать поврежденные функции организма.

Полезный совет

Первичные осложнения, вызванные инсультом, требуют серьезного подхода в плане лечения. Продолжительность пребывания больного в том или ином патологическом состоянии зависит от индивидуальных особенностей организма.

Очень часто перенесшие инсульт люди не уделяют должного внимания восстановительному периоду. Они начинают жить в привычном темпе, что чревато печальными последствиями. Стоит знать несколько основных правил поведения









2024 © rukaraoke.ru.