Обучающие программы для детей 5 6 лет. Шашки и шахматы. Физическое развитие ребенка


Латипова Айсылу
Развивающее занятие с детьми 5–6 лет

Методическая разработка занятия для старших дошкольников : «А мы многое умеем!»

Описание : Развивающее занятие «А мы многое умеем!» , предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Проводится педагогом-психологом для подготовки детей к школе. Разработка занятия может быть использована воспитателями, педагогами дополнительного образования.

Цель занятия : Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста на этапе подготовки к школе средствами игровой деятельности.

Задачи :

1. Научить детей в игровой форме решать поставленные перед ним задачи.

2. Способствовать развитию творческих способностей, воображения, внимания, речи ребёнка, развитию чувства сплочённости.

3. Воспитывать интерес к будущей школьной жизни, пробудить интерес к собственной личности, формировать положительный интерес к учению.

Возраст детей : дети 5-6 лет

Вид занятия : комбинированный.

Методы : словесный, наглядный, практический (упражнения, игра) .

Предварительная работа : подготовить следующее учебно-методическое сопровождение занятия :

Вырезанные из бумаги рукавички с разными орнаментами

Рисунки велосипеда, письма, сапог, шляпы, книги, зонтика, молотка и гвоздя

Мягкая игрушка

Оборудование :

Доска, карандаши для детей

Ход занятия:

I. Вводная часть

I.1. Приветствие «Привет, всем, у кого косички»

У кого есть сёстры, кто сегодня ел конфету, кто сегодня хорошо себя вёл, а кто плохо, у кого светлые волосы. (Дети вместо ответа «да» говорят «привет» ).

II. Основная часть

II.1. Упражнение «Назови одним словом»

Цель : развитие когнитивной сферы

Проведение : проверим, настроены ли вы на работу. Сейчас я буду называть вам слова, ваша задача назвать их одним словом (дети отвечают по очереди)

Вера, Надежда, Елена, Любовь

Январь, март, июль, сентябрь

А, Б, С, В, Н

Понедельник, воскресенье, четверг

Стол, диван, кресло, кровать

Шлёпки, сапоги, туфли, ботинки

Вол, медведь, ёж, лиса

Курица, цапля, голубь, ласточка

Одуванчик, гвоздика, ромашка, клевер

Молоток, шуруп, пила, отвёртка

II.2. Упражнение-игра «Рукавички»

Цель : развитие умения взаимодействовать со сверстниками, договариваться по поводу общего дела. Установление эмоциональных контактов в группе

Проведение : для игры нужно вырезать из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. На каждой паре рукавичек нарисован орнамент, не похожий на другие рукавички. Ведущий раскладывает их по помещению. По команде дети разбредаются по комнате, находят свою пару, берут карандаши (три цвета, и стараются как можно быстрее раскрасить свои рукавички, предварительно договорившись, в какие цвета будут окрашивать орнамент, чтобы рукавички были одинаковыми. Победителем становится та пара детей, которая быстрее всех одинаково раскрасит свои рукавички.

II.3. Физкультминутка «Кузнечики»

1. Физкультминутка. Аист

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

Аист,аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)

Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова - правою ногою,

Снова - левою ногою.

После - правою ногою,

После - левою ногою.

И тогда придешь домой.

II.4. Упражнение «Как можно использовать …» .

Цель : развитие воображения , творческого мышления.

Проведение : ведущий называет какой-нибудь предмет и предлагает детям сказать, как его можно использовать. Пример : газета – читать, писать, построить кораблик, постелить на пол, использовать как игрушку, для кошки порвать, сделать шляпу на голову, просто порвать и т. д.

II.5. Упражнение «Что означает это слово?»

Цель : развитие мышления , речи

Проведение : перед вами нарисованные предметы. Представьте себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов (можно посадить игрушку и рассказать ей) . Постарайся объяснить ему значение каждого слова, например, «Сапоги» непромокаемая обувь, чтобы ходить по воде и по грязи.

III. Заключительный этап

III.1. Рефлексия занятия : какое упражнение вам больше всего понравилось, что не понравилось.

Результаты выполнения задания детьми , их активность, ответы показывают, что, цель занятия достигнута .

Детям самого разного возраста просто необходимо внимание взрослых. Это очень важно, ведь именно в общении со старшими малыши учатся всему, что им понадобится в жизни. Поэтому сейчас и расскажем о том, чем занять ребенка (6 лет) дома, на улице.

Активные игры

Все ребята любят движение. Они просто не могут долгое время усидеть на одном месте. И это не удивительно, ведь у деток намного больший запас энергии, чем у взрослых. Именно поэтому они готовы играть в любые Лучше всего, конечно же, это делать на улице. Но не беда, если нет возможности отправиться на свежий воздух, поиграть во что-то подобное можно даже и дома. Так, это могут быть обычные прятки. Но не обязательно прятаться людям. Можно взять небольшую игрушку, положить ее в тихое укромное местечко и дать задание найти ее ребенку, потом искать вещь должен будет родитель. А чтобы в квартире не оказалось все перевернутым вверх дном, можно давать наводящие подсказки словами «горячо» или «холодно». Также можно поиграть в такие игры, как дартс (вариант для деток - бросать не острые копья, а специальные дротики на липучках), домашний баскетбол, бокс и т. д. Однако для всех этих забав дома должно быть специальное снаряжение.

Занятия спортом

Разбираемся далее, чем занять ребенка в 6 лет дома. Почему бы не приучать малыша к здоровому образу жизни? Так, можно придумать комплекс упражнений, которые придется выполнять с крохой ежедневно. Это и родителю будет огромный плюс, ну и, естественно, малышу. В таком возрасте детки уже могут делать все: отжиматься, качать пресс, пробовать подтягиваться (если дома есть перекладина). Можно просто поприседать, размять спинку наклонами.

Веселые танцы

Еще чем занять ребенка в 6 лет дома? Так, если малыш любит танцевать, можно устроить вечер показа танца. Для этого достаточно включить любимую музыку крохи, красиво его одеть и просто веселиться. И интересно, и для здоровья полезно. Также можно каждый вечер готовить один продуманный танец, который через неделю показать гостям. Ребенку это также должно понравиться. Однако во всем этом мероприятии должен участвовать хотя бы один из родителей.

Выступления

По такому же принципу, как и танцы, можно приготовить домашний концерт. Это отличная подсказка для тех, кто не знает, чем занять детей зимними вечерами. Так, можно продумать полноценную программу с танцами, песнями, стихами, рисунками. Можно также подготовить программки и поп-корн для гостей. Готовясь к такому выступлению по вечерам, можно скоротать более двух недель времени. А ребенку такое занятие точно понравится.

Игры за столом

Рассматриваем далее варианты, чем занять ребенка в 6 лет дома. Можно поиграть со своим малышом в спокойные настольные игры. Вариантов тут огромное количество. Это может быть любая игра, например «Монополия» или «Джуманджи». Для таких забав лучше всего собрать большую компанию (минимум из трех-четырех человек). Большой плюс: в процессе игры можно «убить» много времени, даже целый вечер.

В качестве альтернативы можно научить малыша играть в шашки или шахматы. Также можно учить играть ребенка в карты, домино. И пусть некоторые люди говорят, что это игры от дьявола, но это совершенно не так. Играя в карты, кроха учится думать на пару шагов вперед, просчитывая последствия от своих поступков. А это умение малышу точно пригодится во взрослой жизни.

Учимся в игре

Следующая подсказка, чем занять ребенка в 6 лет дома: попробовать с малышом поучиться. Если дитя ходит в школу, можно выучить за вечер все уроки, если еще нет, заняться подготовкой к посещению учебного заведения. Так, можно учить малыша читать, писать, считать. Однако делать это надо не скучно. Можно попробовать чем-то заинтересовать ребенка, приготовив интересные задания или бонусы за выполненную работу.

Умелые ручки

Просматриваем далее различные варианты, как развлечь ребенка 6 лет, чем занять ребенка дома. Почему бы не начать с малышом творить? То есть заняться рукоделием. Тут уже вариантов огромное количество. Нужно только знать, что же кроха больше всего любит. Можно с ребенком рисовать, делать аппликации, лепить из пластилина фигурки. Далее из сделанного материала можно сделать небольшую домашнюю выставку. Если у ребенка есть желание, можно начать учить его различным полезным взрослым творчествам: квиллингу, декупажу, вышивке (если это девочка), вырезанию или работе с инструментом (если это мальчик). Тут можно сказать с уверенностью, что малышу такое занятие точно придется по душе. И в большинстве потому, что его воспримут как взрослого человека, обучая его не как маленького ребенка.

Полезные игры

Еще чем занять ребенка в лет? Почему бы не учить кроху заниматься домашними делами? Это очень полезно, особенно если мама частенько не успевает сама все делать по дому. Так, даже обычную уборку можно превратить в увлекательную игру. Это, конечно же, затянется на довольно-таки длительный период, но результат понравится как взрослому, так и малышу. И к тому же, время будет проведено с пользой. Тут можно учить ребенка вытирать пыль, пылесосить, мыть и вытирать посуду, мыть полы. 6 лет - это тот возраст, когда малыш достаточно большой, чтобы помогать родителям.

Ролевые игры

Все детки любят игры с персонажами. В таком случае можно придумать большую игру, в которой смогут участвовать как дети, так и взрослые. Это могут быть банальные «дочки-матери», однако роли раздавать должен именно ребенок. Современные малыши больше любят персонажей из современных мультфильмов: драконов, суперменов, барби. Почему бы не подыграть ребенку, и не повеселиться по его правилам? Однако тут надо помнить, что придется выполнять все условия детей, только так игра удастся.

Любые игры с использованием игрушек

Самые для детей 6-7 лет дома - любимые игры. Тут только лишь надо знать, что нравится ребенку. Можно построить с ним из конструктора большой дом, можно покатать машинки или же поиграть в кухню. В таком случае нужно просто лишь достать те игрушки, которые так нравятся ребенку, и с которыми он с удовольствием возится.

Вариант для ленивых

Рассматриваем далее различные варианты, чем занять дома малыша. Если совершенно нет идей, и ребенок ничего не хочет делать, можно просто включить ему любимые мультики. Если хочется провести с крохой время вместе, можно поиграть в его любимые компьютерные игры. Однако хочется напомнить, что не стоит слишком часто прибегать к данному способу развлечения ребенка. Ведь это совершенно не полезно для малыша. А хорошо только лишь в том случае, если надо просто убить время.

Игры в ванной

Как уже было выше сказано, можно играть и заниматься полезными делами параллельно. Так, можно набрать в ванну воду, посадить туда малыша и обложить его различными игрушками. Малыши очень любят купаться, и в водичке они могут проводить очень долгое время. Можно, к примеру, устроить в ванне чаепитие. Также можно порисовать в ванне Их преимущество в том, что они совершенно не токсичны и хорошо смываются. В таком случае можно начать творить даже на кафеле. Ребенку такое занятие точно придется по душе. Также элементарно можно переливать воду из больших емкостей в меньшие, и так по нисходящей (или же наоборот). Родители удивятся, но такие простые занятия всегда увлекают деток.

Творчество

Ну и последняя подсказка, чем занять ребенка дома (6лет): девочка, так же как и мальчик, с удовольствием займется творчеством. Тут уже не стоит ограничивать малыша в его фантазиях, только надо дать, так сказать, наводящий элемент. Можно предложить сделать для папы подарок. Далее уже сам ребенок должен решить, что это будет за презент, и какие элементы для этого понадобятся. Это может быть практически все, что угодно: рисунки, открытки из аппликаций, или глины, большие коллажи или даже что-то более серьезное: вышивка или торт, испеченные вместе с мамой, или же картинка, выжженная по дереву вместе с папой.

В 6 лет дети идут в школу, потому в 5 лет родители должны уже задуматься о подготовке малыша к учебе. Для начала организуйте ребенку удобное рабочее место. Не заставляйте ребенка что-то делать, если он этого не хочет. Привлекать к рабочему процессу нужно постепенно, хорошо бы совмещать домашние занятия с посещением специальных курсов по подготовке к школе или занятиями в . Это помогает ребенку освоить работу в коллективе, правила поведения на уроке.

Если ваш ребенок не привык к занятиям, начинайте с 5-10 минут упражнений, увеличивая их продолжительность до 30-40 минут.

Приведем виды занятий для детей 5 лет:

1. Изучение букв и цифр . Обучение чтению. Выберете удобную для вас методику. Обучайте ребенка буквам, цифрам, а также их правильному написанию. Не путайте кроху звуками и названием буквы по алфавиту. Пока он не умеет читать, учите с ним буквы так, как они будут читаться в слове, а не в алфавите. Именно поэтому лучше заниматься сразу по букварю, а не по азбуке.

2. . Главная задача – это постановка руки к письму . Многие дети жалуются на то, что кисть очень устает во время уроков в школе. Поэтому приучите ребенка писать палочки и крючочки уже сейчас, для этого сейчас в продаже есть масса пособий, где нужно обводить рисунки по точкам, писать фигурки в строку.

3. . Развивает мелкую моторику, что также будет готовить руку к письму . Кроме сюжетных поделок, можно дополнить занятия лепкой изучением букв и цифр, попробуйте их вылепить из пластилина. Можно делать поделки, которые принесут пользу в быту, например, из специальной массы лепить фигурки — магниты на холодильник.

4. Очень нравится детям заниматься разнообразными видами творчества . Если не хватает собственной фантазии, обратитесь в магазин. Пятилетку увлекут такие занятия, как раскрашивание рамочек для фотографий, поделки из папьемаше, рисунки цветным песком, бисером, витражная роспись специальными красками, роспись сувенирной посуды, создание самодельных украшений, шоколадных фигурок и т.д.

5. Развивайте память малыша . Причем это не только разучивание стихов и песен, как многие думают. Необходимо развивать и слуховую, и зрительную память. Для этого можно использовать такие задания. Для развития зрительной памяти нарисуйте 12 квадратов, в каждом из которых разместите по картинке с изображением животных, предметов, букв, цифр, людей и т.д. Пусть ребенок изучит изображения в течение 30 секунд, затем переверните лист и попросите назвать в любом порядке, какие картинки были на листе. 8 и более правильных ответов – отличный показатель. Для развития слуховой памяти, произнесите 10 слов (также как и в прошлом задании, они не должны быть связаны между собой), пусть ребенок повторит слова, 6 слов – это норма.

6. Расширяйте словарный запас малыша . Для этого называйте слова, и пусть кроха пытается объяснить, что они означают. Повторите, чем отличаются множественное число и единственное, чем отличаются понятия: мяч и мячик, стул и стульчик и т.п. Поиграйте с ним в игру «Продолжи предложение», например, «Мы едем на море и берем с собой надувной круг», ребенок продолжает «Мы едем на море и берем с собой надувной круг и ласты» и т.д.

7. Очень хорошо когда совмещает в себе несколько навыков , например, кидайте друг другу мяч и загадывайте названия категорий, а затем придумывайте 10 слов из этой категории – один думает и кидает второму мяч, а второй считает. Например, «Я знаю 10 названий фруктов». «Слива – раз, груша – два, яблоко – три … и т.д.»

8. Как известно, чтение – мать учения . Ребенок, который только учится читать, должен еще и понимать смысл прочитанного. Прочитав, какую-то сказку или рассказ, обязательно обсудите его.

Главное правило домашних занятий с ребенком – это спокойствие, регулярность и умеренность . Не перегружайте ребенка, если что-то у него не получается – не заканчивайте на этом занятие, дайте задачу попроще, ребенок должен заканчивать урок с мыслью «У меня получилось», а не наоборот. Это может снизить его самооценку. Показывайте ребенку, что занятия – это серьезно, потому сразу приучайте его к дисциплине, во время уроков не должны быть включены телевизора, компьютер, магнитофон, отложите все телефонные звонки на потом.

Не навешивайте ярлыков на свое чадо, не сравнивайте его с другими малышами, тем более не делайте это при нем . Здоровая самооценка малыша, умение слушать и работать над поставленной задачей – основные постулаты хорошей подготовки пятилетки к школе.

Шестилетний ребенок - это уже не тот малыш-несмышленыш, которым он был совсем недавно. У него уже произошел стремительный скачок в физическом и интеллектуальном развитии. Важно не останавливаться на достигнутом, а продолжать развивать ребенка и дальше, ведь впереди уже грядет школа, к которой он должен быть хорошо подготовлен как психологически, физически, так и интеллектуально.

Детские развивающие занятия для детей

Главное условие проведения любых занятий с детьми - это ребенка и его радость от занятия. Интересные развивающие занятия для детей 6 лет просто необходимы для них, но при условии, что они будут именно интересными.

Заниматься можно в специальных детских центрах и школах развития, где можно найти любое занятие на ваш вкус. Кроме этого, проводить занятия можно и дома, если ребенок согласится. Далеко не каждый дошкольник способен заниматься дома с мамой, вернее, не каждая мамочка способна заниматься со своим чадом. У одних просто не хватает терпения, а у других недостаточно опыта, чтобы организовать процесс обучения грамотно. Вот почему многие родители предпочитают обратиться к специалистам, которые проводят коррекционно-развивающие занятия для детей.

Физическое развитие ребенка

В возрасе 6 лет ребенка происходит очень стремительно. Координация движений малыша повышается в несколько раз, он уже спсобен делать то, о чем мамы раньше даже не мечтали: делать два или три движения одновременно, например, подпрыгивать и хлопать в ладоши. Многие ребята в этом возрасте уже вовсю катаются на двухколесном веловипеде, роликах и коньках.

Тем не менее физкультурные развивающие занятия для детей 6 лет необходимы просто как воздух. Ребятишки очень непоседливы, им необходимо быть всегда в движении, это одна из базовых потребностей ребенка. Вот почему стоит отдать его в какую-либо секцию или на занятия танцами. Мальчики с удовольствием посещают бассейн, лыжи, борьбу, а девочки - гимнастику и фигурное катание. Впрочем, такое разграничение по полу очень условно. Хорошее физическое развитие необходимо для полноценного интелектуального развития.

Музыкальные развивающие занятия для детей

Все дети очень любят слушать и петь песенки, а также танцевать под них, вне зависимости от их возраста. Вообще музыка очень развивает ребенка, улучшает его память, внимание, моторику, поэтому музыкальные занятия просто необходимы. Для одного ребенка эти занятия будут носить более углубленный характер в специальной музыкальной школе. Многие ребята в этом возрасте уже начинают осваивать какой-либо музыкальный инструмент, например, скрипку, блок-флейту, фортепиано и аккордеон.

Другие ребята, которые не имеют больших музыкальных данных, тем не менее с большим удовольствием будут посещать различные музыкальные развивающие занятия для детей. Очень хорошо воспринимается детьми направленная на формирование чувства ритма, интонации и даже актерского мастерства. Песенки Железновых - это мини-инсценировки, пальчиковые игры, которые малыши просто обожают. К ним же относятся групповые хороводы, рифмовки. Впрочем, совсем необязательно искать именно эту методику. Достаточно взять любую песенку и попробовать ее исполнить не только голосом, но и телом, показывая движения. Кстати, эти движения можно придумать вместе с ребенком, тем самым развивая его кругозор и фантазию. Главное правило любых занятий гласит: занятие должно приносить удовольствие!

Что нужно развивать у ребенка

Для того чтобы будущий школьник был готов к школьным будням, интересные развивающие занятия ему просто необходимы! Их нужно вести в нескольких направлениях. К ним относятся следующие:

  • Развитие интеллекта . Сюда можно отнести и общестороннее развитие, те знания, которые ребенок накапливает к этому возрасту. Знания об окружающем его мире, о свойстве предметов, о причинно-следственной связи процессов, а также нужно развивать логическое мышление, учить грамоте, элементарной математике и давать азы чтения. Некоторые дети, правда, к 6 годам читают уже довольно бегло, но все-таки такое явление не носит массовый характер. Кроме этого, многие начинают обучение иностранным языкам, это тоже относится к равитию интеллекта.
  • Развитие психологических процессов . К этим процессам относятся память, внимание, умение сосредоточиться и воля. Развитие этих процессов происходит постоянно, многие занятия рассматриваются как средство для их развития. Например, многие родители отдают ребенка на обучение английскому языку с целью развить его память.
  • Развитие воображения и творчества . Многие ребята и сами с большим удовольствием рисуют, лепят из пластилина, занимаются нетрадиционными техниками творческого искусства. Некоторым это не так легко, и поэтому им нужно помогать, искусно, но бережно направляя их.
  • Развитие речи . Несмотря на то что речь ребенка уже достаточно хорошо развита, все равно останавливаться на достигнутом не следует. Нужно много читать, потом обсуждать прочитанное, делать всевозможные речевые упражнения.

Условия проведения занятий

Развивающие занятия для детей 6 лет не должны носить случайный характер, наоборот, должны быть строго систематизированы. В противном случае не будет должного результата, да и ваш дошкольник не привыкнет заниматься, потом можно столкнуться с его протестом, ведь он попросту не привык заниматься.

Главное правило любых занятий гласит: они должны приносить удовольствие! Если же занятие не приносит удовольствие ни ребенку, ни взрослому, стоит пересмотреть принципы занятий. Развивающие игры, занятия для детей будут полезны только тогда, когда они выполняются и проводятся легко и непринужденно.

Развиваем интеллект

Существует большое количетство игр и книг, направленных на развитие интеллекта малыша. Достаточно играть в некоторые игры и выполнять различные задания из книг, чтобы развитие интеллекта шло в соответствии с возрастом.

Развивающие занятия для детей дома совсем не сложно проводить, зная лишь то направление, в котором нужно двигаться. Итак, что же можно делать вместе с ребенком дома, на прогулке, чтобы ненавязчиво развивать его:

  • Обсуждать погоду, что изменилось по сравнению с той погодой, которая была вчера. Обсуждать времена года, что происходит с природой и животными.
  • Напоминать ребенку, какой сегодня день недели, число и месяц. Напоминать, какой день будет завтра и какой был вчера. Обсуждать части дня: утро, день и вечер.
  • Обсуждать, какие предметы из чего сделаны и для чего они нужны.
  • Разговаривать о профессиях, рассказывать о том, какие работы были раньше и какие профессии новые.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на развитие интеллекта ребенка влияет непосредственно общение его со взрослыми, которое очень ценно само по себе. Стоит обращать внимание ребенка на все, что его окружает, задавать ему вопросы на размышление, чтобы он понял сам, а не получил готовый ответ.

Развитие памяти и внимания

Развивающие занятия для детей 6 лет обязательно должны включать задания на развитие памяти и внимания. Для того чтобы развивать память, нужно учить наизусть стихотворения, запоминать сюжетные картинки, различные мелкие детали. Хорошо подходит задание: посмотри, запомни, а потом скажи. Ребенок в течение недолгого времени смотрит на картинки, потом они переворачиваются и он начинает вспоминать, что на них было нарисовано.

Для подойдет игра "Что изменилось?". Это игра, в которой из последовательности картинок или игрушек убирается одна, а потом ребенку предлагается вспомнить, какой картинки не стало. Кроме этого, полезно сравнивать две картинки и искать в них отличия.

Развиваем творческий интеллект и воображение

Развивающие занятия для детей 6 лет обязательно должны включать творчество и развитие фантазии. Можно и нужно рисовать с ребенком, лепить из пластилина и соленого теста, делать аппликации из бумаги и природных материалов, ставить спектакли, клеить и мастерить различные поделки.

Существет огромное количество книг, направленных на развитие художественных навыков подрастающего поколения. Творить нужно с удовольствием, а потом сделать выставку из выполненных работ или дарить эти работы родным и близким. Главное - не переставать хвалить и подчеркивать значимость того, что сделано самостоятельно. Развивающие занятия для детей дома, направленные на развитие творческого потенциала, очень важны для развития интеллекта и различных психологических процессов.

Заключение

Жить рядом с ребенком необычайно интересно, наблюдать, как он меняется изо дня в день - просто удовольствие! Коррекционно-развивающие занятия для детей должны быть в радость всем, и только в этом случае получится все!

Новое поколение родителей, воспитанное в эпоху расцвета информационных технологий, начинает приобщать своих детей к всевозможным «развивашкам» чуть ли не с пеленок, и это дает неплохие результаты. Но для детей 5-6 лет не менее важны развивающие занятия, даже если эти дети уже умеют читать и считать, не говоря уже о свободном обращении с современными гаджетами.

Психология старшего дошкольника: переходный возраст

Психологи утверждают, что на рубеже 5-6 лет человек начинает осознавать себя как личность. Он уже кажется себе достаточно взрослым, учится общаться со сверстниками, заводит постоянных друзей. И в то же время начинает проявляться готовность чему-то осознанно учиться. Именно в этот период важно начать воспитывать в нем привычку к продолжительным занятиям, которая очень пригодится в школе.

Маленькие непоседы не хотят подолгу сидеть за партами, раздумывая над логическими задачами, и это естественно. Ребенок в 5 лет гораздо больше, чем взрослый, нуждается в регулярном выбросе энергии. Чтобы удержать внимание детей и направить его в нужное русло, обучение нужно проводить в игровой форме, причем игры могут быть и подвижными.

Запишите дошкольника в спортивную секцию, на танцы или гимнастику: так малыш сможет потратить свою избыточную энергию с пользой.

Педагогам приходит на помощь другая особенность рассматриваемого возраста - психические функции ребенка созревают достаточно, чтобы позволить ему концентрироваться на каком-то занятии довольно продолжительное время. Интересные задания для детей, связанные с раскрашиванием, собиранием головоломки или конструктора, упорядочиванием чисел способны увлечь их надолго. Такое возможно и в более раннем возрасте, однако, как правило, случается эпизодически. Старший - время, когда такие занятия должны стать систематическими.

Дети 5-6 лет впитывают знания как губка

Переход ребенка на следующую ступень физического и психического развития обусловливает новую волну интереса к окружающему миру. Он начинает задавать вопросы глобального характера - об устройстве мира, например. Взрослый должен отвечать обстоятельно, но в то же время доступно, желательно с примерами. Если в данный момент отвечать некогда, следует запомнить вопрос и пообещать маленькому почемучке ответить потом (и обязательно выполнить обещание).

Не стесняйтесь признаться, если не знаете ответа на вопрос: найдите его вместе с ребенком в интернете или в книге.

Вместе с возросшим интересом к окружающему миру у детей растет и интерес к чтению. Детские познавательные энциклопедии, посвященные различным разделам знаний, стимулируют развитие этого навыка: если 5-летний ребенок еще не умеет читать, у него возникнет желание поскорее научиться. Благодаря таким красочным энциклопедиям формируются первые представления о географии, истории, культуре, пополняются знания о животном мире и о явлениях природы.

Именно этот возраст педагоги считают наиболее благоприятным для запоминания большого количества информации, а это значит, что развитие ребенка 5-6 лет окажет влияние на его способности к обучению в старшем возрасте. Даже из увлечения компьютерными играми можно извлечь пользу: дошкольники с удовольствием играют в «развивалки», направленные на обучение счету, чтению, иностранным языкам, тренировку памяти, внимания и логического мышления.

Развитие речи - важнейший аспект обучения

Речь старшего дошкольника в норме уже достаточно развита: в ней присутствуют все виды предложений, в том числе и сложные; ребенок легко оперирует временными формами, свободно изменяет слова по родам, числам и падежам. Все или почти все звуки произносятся чисто. Фонетическая система родного языка полностью усвоена, но при этом еще не потеряна способность усваивать звуки, свойственные тому или иному иностранному языку. В этот период полезно сделать упор именно на фонетическую сторону желаемого иностранного языка: например, заучивать стихи и песенки, легко добиваясь хорошего произношения.

Что касается родного языка, то здесь приоритетное направление дошкольного образования - тренировка навыков чтения. Если ребенок 5 или 6 лет не умеет читать, именно этим следует заняться в первую очередь. Обычно дети в этом возрасте уже знают буквы и достаточно сообразительны, чтобы понять, как они складываются в слоги.

Купите ребенку магнитную азбуку как можно раньше: это поможет ему заинтересоваться буквами и запомнить их.

Для повышения беглости чтения полезно следующее упражнение: взрослый читает текст вслух на максимально комфортной скорости с тем, чтобы ребенок следил за голосом по буквам. Со временем скорость такого совместного чтения повышается благодаря интенсивной тренировке зрительной памяти, улучшается и навык самостоятельного чтения. Такое развивающее упражнение предполагает индивидуальные занятия и легко выполняется дома с родителями.

Помимо чтения в дошкольном возрасте необходимо развивать устную речь. Следует как можно чаще просить малыша пересказать своими словами сказку, мультфильм, придумать историю к картинке. Подобные упражнения чрезвычайно полезны:

  • развивают память, мышление;
  • повышают способность логично и грамотно выражать свои мысли;
  • способствуют развитию воображения;
  • тренируют ораторские навыки, что особенно эффективно при занятиях в группе;
  • позволяет взрослым оценить словарный запас и качество речи ребенка, проследить эти показатели в динамике на протяжении нескольких занятий.

Пересказ не обязательно ограничивать учебными рамками: можно попросить ребенка что-нибудь рассказать даже по пути в музыкальную школу или на урок танцев.

Подготовка к школе: оценка уровня ближайшего развития

Выдающийся отечественный ученый, занимающийся детской психологией, Л. С. Выготский ввел в науку понятие зоны ближайшего развития. Оно противопоставляется актуальному уровню развития ребенка и обрисовывает ближайшую перспективу, к которой нужно стремиться. Показателем актуального уровня является способность ребенка выполнять те или иные задания самостоятельно, а уровня ближайшего развития - способность выполнять более сложные задания с помощью взрослых или в команде со сверстниками.

Порой родители, озабоченные скорейшим развитием своего чада, пытаются форсировать его обучение, предлагая ему сложные логические или математические задания. Такие эксперименты могут не только не дать желаемого результата, но и навредить детской психике, поэтому определение зоны ближайшего развития следует доверить профессиональным педагогам и психологам. Нежелательна и другая крайность, когда родители чрезмерно контролируют выполнение домашних заданий, подсказками добиваясь идеального результата - это может свести на нет самостоятельность ребенка в дальнейшем.

В 5-6 лет развитие ребенка должно осуществляться по следующим базовым направлениям:

  • математика (счет в пределах 10, знание основных геометрических фигур, понятие о размерах и расстояниях);
  • окружающий мир (знание дней недели, времен года, представление о разнообразии животного мира и т. д.)
  • речь (способность давать полные ответы, описывать предложенные картинки, обобщать понятия в группы, читать по слогам).

При желании с ребенком можно заниматься и музыкой, и живописью, и танцами, и иностранным языком - список развивающих занятий можно продолжать. Главное - чутко следить за психологическим состоянием малыша, соблюдая идеальный баланс между учебой, игрой и отдыхом.









2024 © rukaraoke.ru.