Поздние дети. Плюсы и минусы позднего папы


Поздними считаются детки, которые появляются у родителей старше 35-40 лет. Решение о том, в каком возрасте заводить детей – это, конечно, личное дело каждого из нас. Ведь у любого человека в жизни есть свои обстоятельства, которые влияют на семейную жизнь. У кого-то первый ребенок появляется в 17 лет, а у кого-то в 50. И здесь невозможно определить, какая мама лучше. Ребенок может быть счастливым, и проведя первые годы своей жизни в постоянных переездах по съемным квартирам с родителями-студентами, и в загородном домике состоятельных, но уже не очень молодых родителей. А его достойное воспитание – это, прежде всего, вопрос ответственного отношения папы и мамы. Проблема поздних детей обсуждается уже давно, врачами, психологами и родителями. Врачи высказываются за рождение ребенка как можно раньше. Нормальным для женщины считается появление первенца до 25 лет. Психологи же утверждают, что заводить детей нужно только тогда, когда люди самореализовались и определились со своими жизненными приоритетами. Родители имеют свой персональный опыт, и делаю выводы, уже исходя из него. Давайте рассмотрим, какие существуют «за» и «против» понятия поздняя беременность.

Позднее материнство

Обычно мамы, которые не заводят детей в более раннем возрасте, либо выстраивают карьеру и личное благосостояние, либо не могут иметь ребенка из-за проблем со здоровьем. И для тех, и для других долгожданный малыш становится большим счастьем. Мама, которая уже достигла стабильного положения в обществе, определилась с жильем, что сейчас немало важно, может посвятить больше времени воспитанию ребенка. Ведь зачастую молодые родители, которые учатся в институте или только начинают работать, тратят больше времени на себя. И как бы они ни любили своего малыша, но их время попросту ограничено реалиями современной жизни. Пары, которые заводят ребенка после 40, могут себе позволить разделить обязанности по материальному обеспечению семьи и воспитанию малыша, уделяя развитию ребенка больше внимания. Мамы, которые могут постоянно находиться рядом с крохой, занимаются его развитием более старательно и последовательно. Они с удовольствием, подолгу делают массаж и гимнастику. Следят за рационом ребенка, готовят разнообразную пищу каждый день. Могут часами читать малышу или заниматься полезными играми. Ведя размеренную жизнь, они радуются каждому шагу ребенка, на что у молодых родителей просто не хватает времени и сил.

Плюс также в том, что в парах, которые прожили много лет вместе, отношения более спокойные и стабильные. Да и каждый родитель по отдельности уже состоялся как личность. Нельзя сказать, что молодые мамы хуже воспитывают своих малышей, многие современные девушки очень образованы в вопросах психологии и здоровья. Но зрелые родители могут организовать жизнь своего ребенка более спокойно и размеренно. Для деток это важно. Если у родителей уже есть старшие дети, то родив позднего малыша, они могут использовать свой опыт воспитания старших братьев и сестер, избежав всех тех ошибок, которые делают неопытные родители. Некоторые поздние мамы, конечно, чрезмерно балуют своих долгожданных малышей, особенно имея материальные и физические возможности, воспитывая из них, впоследствии, непослушных и неуправляемых эгоистов. Но, справедливости ради, нужно заметить, что именно у мам за тридцать рождается большинство вундеркиндов.

Теперь поговорим о минусах позднего материнства. Большие опасения вызывают поздние роды, ведь, как бы родители ни ждали и ни хотели малыша, существуют совершенно реальные угрозы здоровью мамы и ребенка. И здесь статистика, к сожалению, неутешительна. У женщин в возрасте старше 40 риск рождения ребенка с генетическими отклонениями, и в том числе синдромом Дауна, возрастает в 10 раз. Риск выкидыша составляет более 30%. Во время беременности у женщины возможно обострение хронических заболеваний, появление сахарного диабета и т д. Да и выкормить, и вырастить младенца родителям в старшем возрасте уже физически труднее. Когда, так называемый, поздний ребенок подрастает, родители не могут проводить время, играя часами в или катаясь на сноуборде. Их дети с грустью наблюдают за тем, как веселятся в компании родителей другие подростки. А им самим постоянно приходится бороться с насмешками одноклассников по поводу возраста их родителей. Поздние дети зачастую трудно ладят с ровесниками, они предпочитают общение с друзьями старше себя. Сами родители очень часто давят на детей своим авторитетом, заставляя больше заниматься, чтобы соответствовать необоснованно завышенным требованиям. Поэтому такие детки растут менее активными, выбирая более спокойные увлечения. Но, возможно, это не так уж и плохо, ведь главное, чтобы у ребенка было любимое занятие, которое приносило бы удовольствие и положительные эмоции.

А вот то, что поздним детям точно не приносит положительных эмоций, так это наблюдение за тем, как стареют их мама и папа. Многие люди, будучи поздними детьми у своих родителей, с грустью рассказывают, как тяжело они переживают, когда родители болеют, и как страшно им думать о том, что они могут их потерять.

Конечно, трудно однозначно сказать, в каком возрасте лучше заводить ребенка. Главное, наверное, сильно этого хотеть и стараться быть хорошими, любящими и заботливыми родителями для своего малыша. Молодым людям нужно быть более спокойными и терпеливыми, а родителям постарше стараться оставаться активными и современными. Очень важно слушать, понимать и поддерживать ребенка в любой ситуации, и тогда возраст не будет иметь никакого значения.

Все помнят выражение, что дети – цветы жизни. Согласно ему, малышей, родившихся у родителей поздно, можно назвать зимними цветами. Это всегда чудо, буря эмоций и море радости. Ответственная роль родителей и нестандартное детство.

Поздними обычно называют родителей в возрасте 35-40 тел. И положительного в этом множество:

Профессионально реализованные родители будут больше уделять времени ребенку, в большинстве случаев материальная стабильность поможет показать ему больше радостей и чудес, дать хорошее воспитание и образование;

Стать мамой в позднем возрасте – это получить шанс реализовать себя в роли матери с наилучшей стороны, так как женщина будет больше готова психологически к этой новой своей роли, роли любящей матери, чем могла бы быть при раннем материнстве;

Женщина всегда сможет рассчитывать на поддержку психологически более зрелого мужчины-отца;

До момента рождения позднего ребенка родители все больше и больше начинают понимать друг друга. Годы, прожитые вместе, позволят расти малышу в мире взаимопонимания, любви и терпения. В семьях с ранним браком, где психологическая несовместимость может быть раскрыта уже после рождения ребенка, дети зачастую становятся предметом раздражения, существами, на которых сбрасывается вся неудовлетворенность родителей друг другом;

Поздним родителям будет практически неизвестен «кризис среднего возраста», так как в детских хлопотах они его попросту не заметят;

Таким родителям уже есть, что передать своему отпрыску, и это опыт долгой жизни, а не просто школьные годы;

Обычно, когда дети рождаются в раннем возрасте, их взросление и уход в самостоятельную жизнь сопровождается с возрастным кризисом родителей. В ситуации позднего ребенка это событие отодвигается, что само по себе смягчает последствия;

Родители, у которых поздний ребенок не первый, тем самым создают отличную окружающую среду для воспитания и взросления ребенка – уже есть богатый опыт и различная возрастная категория ближайшего окружения, братьев и сестер.

Но, как и в любой бочке меда, для рождения позднего ребенка есть свои негативные стороны, выделяемые психологами. Но, что примечательно, эти аспекты более подходящие для семей, где поздний ребенок в семье первый, и менее подходящие в многодетных семьях, в которых все проявляется уже не так остро.

У поздних родителей часто рождается только один малыш. Если поздних деток больше, то, как правило, возрастная разница между ними невелика, что не очень хорошо для физиологического состояния мамы, да и для папы это будет тяжело психически;

Осложнения во время беременности могут «выйти боком» не только здоровью мамы, но и в воспитании малыша – родители могут слишком его опекать и заботится;

Родители позднего ребенка сильнее склонны к самокритике, что может привести к неуверенности в воспитании. Но хорошие, взрослые психологически, отцы помогут матерям с этим справиться;

Очень поздним родителям может стать тяжело играть подвижные игры со своими детками, и ребенок может быть малоподвижным. Или же дети сами могут тянуться к более молодым друзьям по играм, что может в некотором роде обижать маму и папу;

Спад сексуальной жизни родителей может также негативно сказываться на ребенке, так как родители могут несознательно сбрасывать на него напряжение;

Особо поздние родители также могут предъявлять завышенные требования своим детям, так как может быть тревожное ощущение ограниченности жизни;

Самое, наверное, неприятное в позднем родительстве, это мнение других людей. Нужно быть готовым, что многие будут называть таких родителей бабушками и дедушками. Нужно будет научиться не обращать на это внимание, сдерживать эмоции и не давать зарождаться у малыша комплексам относительно мамы с папой.

Постоянное саморазвитие должно быть постоянным спутником поздних мам и пап, чтобы собственный ребенок не считал вас слишком древними.

Но все эти отрицательные стороны вполне можно пережить и даже уничтожить, если правильно себя вести и, в целом, все это предвидеть наперед.

Психология поздних деток

Основное составляющее психологии поздних деток – это возраст, в котором мама с папой их родили. Ситуация может быть разной – то ли ребенок будет вовсе единственным, то ли самым младшим, то ли одним из поздних. Если у детей разница от шести лет, то психика каждого ребенка будет формироваться независимо, как психика единственного ребенка в семье.

Позитивные особенности поздних малышей

Поздние детки гораздо лучше других приспосабливаются к людям разных возрастов – взрослые не кажутся им «слишком взрослыми» по сравнению с собой;

Так как поздним детям уделяется гораздо больше времени, они могут развиваться со всех сторон, а созданная родителями благоприятная среда посодействует этому;

Примечательно, что намного больше вундеркиндов рождается у взрослых мам, которым за тридцать;

Даже если в семье несколько детей, это не помешает должному развитию ребенка, потому что у родителей есть богатый опыт воспитания, и многие негативные моменты просто не будут всплывать;

Если поздние родители с точки зрения творчества довольно развиты, то существует вероятность «запоминания» половыми клетками данных способностей, что позволит передать малышу все задатки родителей, которые при желании можно развивать;

Поздние дети очень рано становятся самостоятельными, что помогает им в будущем, из-за сильно опеки родителей. Правда, это может мешать в детстве, так как это будет просто детскими протестами и, зачастую, непослушанием;

Если в семье несколько детей, то старшие дети могут частично заменить иди дополнить родителей самому младшему, что совсем неплохо с любых сторон.

Что есть отрицательного

Ребенок может начать очень рано испытывать чувство страха. Это страх за ранний уход родителей, часто продиктованный знаниями о возрасте, почерпнутыми из жизни или навеянными страхами самих родителей;

Редко, но встречаются случаи, когда поздним ребенком родители пытались сохранить брак, и это, конечно же, не может не повлиять на воспитание и обстановку в семье;

Не всегда большая разница в возрасте между старшими братьями и сестрами оказывает положительное влияние, ведь может просто не случится доверия между детьми;

Часто к позднему, а особенно единственному ребенку, у родителей появляются завышенные требования, а это может негативно отразиться на нервной системе ребенка;

Поздние дети более склонны к маниакально-депрессивному синдрому (на 11%), чаще рождаются с синдромом Дауна, аутизмом и другими нехорошими диагнозами (особенно это касается отцов 45-55 лет);

В случаях, когда отцам от 45, поздние детки иногда могут не уметь социально адаптироваться;

Часто таки дети чувствуют психологическую слабину перед ними родителей, и пользуются этим. А неустойчивые к слезам и капризам малыша родители поддаются, тем самым, оказывая ребенку плохую услугу;

Если ребенок единственный, и у обоих родителей нет опыта воспитания, то оно может происходить исключительно «по книжкам», что не есть хорошим методом;

И наоборот, опытные родители могут слишком давить своим авторитетом ребенка, и это отберет у него право на собственное мнение;

Следует помнить, что долгожданный единственный ребенок часто становится эгоистичным и капризным, ни во что не ставящий прислуживающих ему родителей и использующий эту манеру и в будущей жизни;

Поздние дети могут очень болезненно воспринимать негативное отношение людей к его родителям;

Что касается окружения, то для деток из поздних семей оно, чаще всего, тоже «взрослое» - сверстников малыш может просто не воспринимать.

Но все эти отрицательные нюансы также могут и не нести под собой никакого смысла, если заранее знать о них, и исключить из будущей жизни уже с малышом.

Ведь поздний ребенок – еще большее чудо, дарованное вам судьбой! Так используйте этот шанс воспитать хорошего человека. Удачи!

Казалось бы, живи и радуйся. Поздний ребенок практически всегда долгожданный. Для него создают все условия, ему отдают самое лучшее. Маме уже не хочется вечером сбежать от малыша в театр или к подружке, она купается в материнстве. У нее даже местоимение «я» исчезает из лексикона, заменяясь местоимением «мы»: «Мы уже головку хорошо держим... нас по вечерам газики мучают... нам завтра прививку делать...»
Однако детские психиатры настроены весьма критически. «Поздние дети — это группа риска, — считает профессор Козловская. — Они очень уязвимы и в физическом плане, и в психическом, и особенно в психосоциальном. Поздняя беременность часто протекает тяжело, с гипоксией плода, с обвитием пуповиной.
Родить женщина самостоятельно уже обычно не может, ей делают кесарево. А если она все-таки рожает самостоятельно, это бывают трудные роды. Все это, естественно, отражается на здоровье младенцев. Поздние дети больше других подвержены всевозможным расстройствам: эндокринным, аллергическим, психосоматическим. На первом году жизни они практически стопроцентно болезненны.
Твоя бабушка пришла!
Я ненавидела детский сад, — вспоминает девятнадцатилетняя Нина. — Но не потому, что там приходилось спать днем или меня там обижали. Нет, в саду с детьми мне было веселее, чем дома. Но каждый вечер я с тоской ждала возгласа ребят: «Нина, за тобой бабушка пришла!» Я не отваживалась сказать им, что это не бабушка, а мама.
Боялась насмешек, и это всякий раз было для меня серьезной травмой...»

Но это еще полбеды. В конце концов, мало ли какие уколы самолюбия вынуждены терпеть дети! Одних травмирует их полнота, других — необходимость носить очки с заклеенным стеклом для выправления косоглазия, третьих — неуклюжесть, четвертых — плохая успеваемость в школе. Все мы сталкивались в детстве с насмешками и чего-то боялись.

Тут опасней другое: то, что «поздняя» мама не только физически, но и психологически ближе не к маме, а к бабушке.

Молодости свойственна бесшабашность. Когда я вспоминаю, как мы с мужем колесили по кавказскому серпантину в сорокаградусную жару, а на заднем сиденье легкового автомобиля спал, намаявшись, наш двухлетний сынишка, мне становится жутко. Но мы, захлестнутые азартом юности, казались себе неуязвимыми.

Спустя несколько лет, немного поумнев и остепенившись, я уже совсем по-другому, гораздо бережней относилась к маленькой дочке. А родив в тридцать четыре года третьего ребенка, вообще старалась лет до двух как можно меньше перевозить его даже по Москве, поскольку опасалась инфекций и замечала, что малыша нервирует шум транспорта, обилие новых лиц...

С поздним ребенком очень трудно избежать так называемой гиперопеки. Особенно если он единственный, выстраданный, да еще не отличается завидным здоровьем. А гиперопека порождает инфантилизм и детские страхи. В результате и без того неустойчивая психика ребенка расшатывается еще больше. Мир кажется ему агрессивным, полным опасностей.
Такое мироощущение мешает детям нормально общаться, служит почвой для развития неврозов. В подростковом же возрасте, когда на первый план выходят самолюбие и желание самоутвердиться, это часто оборачивается отчаянным бунтом. «Как с цепи сорвался, ничего не желает слушать, пустился во все тяжкие» — вот типичные жалобы растерянных родителей, не понимающих, что случилось с их еще недавно таким несамостоятельным ребенком.

Где найти товарища по играм?
В молодых родителях еще в самих много детского. С одной стороны, это минус, поскольку взрослые подчас становятся на одну доску с ребенком. Папа играет с сыном в настольные игры как со взрослым партнером и ни в какую не желает уступать, мама всерьез обижается на дочку, как на подружку. Но с другой стороны, им и поиграть обычно с ребенком легче, и побегать, и попрыгать, и побороться. Они еще не забыли себя в детстве, да и в боку не колет, сердце не прихватывает.

Поздние дети и здесь оказываются в невыигрышном положении. Им часто бывает не с кем играть, не с кем возиться.

Большинство из них по состоянию здоровья «несадовские», а у друзей их родителей дети гораздо старше и в приятели не годятся. Маме же легче почитать ребенку книжку, чем часами катать по полу машинки. Она охотней (и это вполне понятно!) поучит его английским словам, чем полезет под стол, изображая зайца, спрятавшегося в норке от лисы.

Поэтому в воспитании поздних детей так заметен крен в интеллектуальную сторону. Чаще всего они рано взрослеют, бывают не по годам рассудительны. Но интеллектуальная взрослость сочетается у них с социальной незрелостью. А «недоигранность» в детстве чревата неожиданным выбросом инфантилизма и неудовлетворенной жаждой игры в том возрасте, когда вообще-то уже пора зажить не понарошку, а всерьез.

От тревожности к раздражительности

Лет в пять-шесть практически все дети начинают задумываться о смерти. Но за родителей обычно не очень волнуются, ведь те еще молоды, полны жизненной энергии.

Поздним детям и с этим сложнее. Они и так-то склонны к тревожным ожиданиям, а тут для тревог есть вполне реальные основания. Лишенный общества сверстников, не имеющий братьев и сестер (а часто и бабушек с дедушками!) ребенок чувствует себя одиноким. У него нет другого тыла, кроме родителей, и страх их потерять очень силен.

Тревожность поздних детей усиливается и тревожностью их родителей. Получив на склоне лет долгожданное дитя, они, конечно, очень беспокоятся за его жизнь и здоровье. А дети, как антенны, улавливают настроение взрослых, и их собственные страхи многократно усиливаются, когда от родителей исходят тревожные волны.

Тревожность, неуверенность, страх порождают раздражительность. Человек волнуется, справиться с собой не может и выплескивает свое раздражение на тех, кого не боится, — обычно на самых близких. «Поздние» мамы чувствуют себя неуверенно на педагогическом поприще. С одной стороны, у них нет родительского опыта, а с другой, уже очень развита самокритика. Им хочется дать ребенку всего по максимуму, они гораздо острее молодых родителей переживают свои педагогические ошибки, чаще страдают от чувства собственной несостоятельности.

Стремясь к совершенству, они нередко предъявляют к ребенку повышенные требования, сравнивают его с другими детьми. Им часто не хватает терпения — все кажется, что они не успеют, времени осталось мало, годы уходят, надо успеть вложить в ребенка как можно больше.

А поздние дети, как уже говорилось, бывают нервными, у них часто наблюдается синдром дефицита внимания, повышенная утомляемость, возбудимость, расторможенность. С ними и профессиональный педагог не всегда справляется, не то что неопытная мать.

Тогда мама закупает гору психолого-педагогической литературы, начинает следовать советам специалистов. Но советы в разных книжках даются разные, какую-то четкую линию выдержать не удается, а потому и результат бывает нулевой. Мать еще больше нервничает, начинает срываться.
А кто всегда оказывается рядом? Кто самый близкий и беззащитный? Конечно, ребенок. Круг замыкается. Самый дорогой и любимый, тот, ради кого она готова пожертвовать всем на свете, оказывается под ударом. И в переносном, а порой и в прямом смысле слова.

Все, о чем говорилось выше, в основном относится к единственным детям. В многодетных семьях, где, естественно, тоже может родиться поздний ребенок, ситуация принципиально иная. Роды, как правило, протекают нормально, без травм и осложнений. У мамы богатейший родительский опыт, подросшие старшие дети становятся надежными помощниками и няньками малыша.

Поздние дети тянутся за старшими и гораздо быстрее других приобретают социально-бытовые навыки, как рыба в воде чувствуют себя в разновозрастном детском коллективе. Это существенно облегчает им жизнь, в том числе и школьную, ведь значительная часть проблем школьной дезадаптации порождена психологическими трудностями ребенка.

Поздние дети в многодетных семьях не страдают от одиночества. Большой семейный клан, старшие братья и сестры для них — надежный тыл. Да и родителям спокойней, когда они понимают, что в случае чего об их маленьком сыне или дочке есть кому позаботиться.

Все это создает гораздо более благоприятные условия для психического и интеллектуального развития ребенка. Может быть, поэтому среди великих людей первенцев не так уж и много? Так, великий русский ученый Дмитрий Менделеев был четырнадцатым ребенком в семье. Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен — седьмым.

Испанский классик Сервантес — четвертым, Чехов — третьим. Князь Даниил Московский, которому Москва обязана своим возвышением, назван в летописи четвертым из сыновей (следовательно, в семье имелись еще и дочери). Выдающаяся женщина екатерининской эпохи княгиня Дашкова родилась четвертой. Кстати, и наш нынешний президент Владимир Путин — поздний ребенок. И тоже не первенец.

Что мы говорим нашим детям и что действительно сообщаем?
Последнее время я уделяю большое внимание тому, что я говорю своей дочери. Так же «в глаза» бросается и то, что она слышит от других. А посидев пару часов в раздевалке детского сада и послушав общение воспитателей и детей, я поняла, что это суровое испытание для моих нервов. И причина не в том, что воспитатели говорят что-то ужасное.

Причина в том, что они не задумываются над тем, что же в действительности они сообщают детям, какой подтекст содержат их слова. Справедливости ради хочу сказать, что в детском саду люди говорят то же самое, что они слышали в детстве, что им говорили их мамы, что сегодняшние мамы говорят своим малышам… В общем, самые типичные и распространенные фразы. А что же стоит за ними?

. «Осторожно!» — кричит вслед бегущему карапузу отставшая мама. «Мир вокруг тебя полон опасностей!» — слышит ребенок. И все бы ничего, да только если жить, опасаясь всего вокруг, то жизнь превращается в выживание.

. «Ты чего так громко визжишь? Ты хочешь, чтобы у меня заболели уши???» — высказывание воспитательницы в детском саду. Смысл его сводится к следующему: «Не показывай свою радость, от этого мне становится плохо».

. «Успокойся! Не плачь!» — утешаем мы своих детей. И этим даем им понять, что свою обиду, печаль или боль надо тщательно скрывать от окружающих, загоняя все свои печали в самые дальние уголки души.

. «Не реви! Ты мешаешь читать мне книгу!» — заявила воспитательница моей дочери, страдающей от того, что мама оставляет ее одну и уходит в магазин. И тем самым дала ей понять, что взрослой тете нет никакого дела ни до нее самой, ни до ее переживаний. Куда важнее в данный момент была какая-то книга.

. «Не беги так быстро! Не лезь так высоко! Не кричи так громко!» — осаживаем мы своих детей. И вместе с этими словами в их сознание входит мысль: «Не живи на 100%, сдерживай себя и не рискуй».

. «Не ной и не проси! Все равно не дам (не куплю)». И ребенок привыкает к тому, что в этой жизни что-то просить и хотеть бесполезно. В итоге взрослый человек не знает, чего он хочет и к чему он стремится.

Одна моя знакомая рассказала, что в их компании всем новичкам предлагают написать 100 своих желаний (материальных, нематериальных - не важно). Делается это для мотивации персонала (человек знает, чего хочет и как он этого может достичь с помощью своей работы). Идея мне очень понравилась, я тоже решила зафиксировать свои желания на бумаге (мне казалось, что я так много чего хочу…).
Первые штук пять «мечт» пошли хорошо, дальше - хуже. В итоге я «наскребла» около 20 желаний. А когда задумалась, для чего мне все это надо и надо ли вообще, выяснилось, что действительно важными для меня являются одно — два желания.

Когда же я в ответ на очередную просьбу дочери полушутя-полусерьезно спросила ее: «А больше тебе ничего не надо?» Тут же услышала: «Надо! Еще хочу этот цветок. Еще хочу листик в трубу засунуть. Еще хочу конфетку. Еще хочу на качели покачаться…» Маленький человечек хочет все, и в этом одно из принципиальных его отличий от взрослого.

. «Сколько можно копаться? Давай я застегну тебе кофту сама». И тут же подрезаем ребенку крылья, ибо подтекст этой фразы таков: «Все равно у тебя ничего не получится, уж лучше я сразу это вместо тебя сделаю». Захочется ли дальше ребенку учиться застегивать пуговицы (зашнуровывать шнурки, чистить зубы и т. д.)?

Отлично. Выяснилось, что мы все говорим неправильно. Как же тогда общаться с ребенком, если что ни фраза - то страшные последствия? С одной стороны, все просто. С другой - все сложно. Простота состоит в следующем: надо просто следить за тем, что вы говорите.

Сложность же в том, что слежение это сродни обучению иностранному языку: чтобы сказать ребенку то, что вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотите до него донести, то надо

1. Осознать, какое послание у нас готово сорваться с языка;

2. Перевести это на то, что мы действительно хотим и чувствуем;
3. Сказать это по-новому.

Например, малыш лезет высоко по шведской стенке. Первое, что хочется сказать:

«Осторожно! Не лезь так высоко!»

Но на самом-то деле мы хотим сказать совсем не это (см. выше). На самом деле нам просто страшно за своего карапуза. Поэтому я в таких ситуациях начала говорить так: «Ты так здорово лезешь вверх, но мне снизу на тебя страшно смотреть. Можно, я постою рядом с тобой?»

Как правило, дочь с радостью соглашается на мое присутствие и еще уточняет: «А так тебе не страшно? А так?» При этом она себя чувствует ужасно смелой.

Вариант с плачем (или с радостью). Вообще, во всех ситуациях, где присутствуют чувства первым шагом должно быть признание этих чувств. Ведь каждый человек имеет право злиться, радоваться или испытывать боль. И каждый человек этим правом пользуется.

Так вместо того, чтобы говорить: «Чего ты плачешь? В чем дело?» лучше сказать: «Вижу, ты очень расстроилась. Хочешь мне рассказать причину?»

Или если ребенок визжит от радости, а у вас болит голова, то можно сказать: «Здорово, что тебе так весело! Но знаешь, я себя не очень хорошо чувствую. Может, ты будешь радоваться в другой комнате или здесь, но потише?» Продолжение

И моду здесь задают знаменитости. Моника Беллуччи первую дочь родила в 39, вторую - в 45, Николь Кидман - в 40, а Холли Берри , Сальма Хайек , Ким Бейсингер стали мамами дочек в 41 год. Наши не отстают. Актриса Марина Могилевская родила дочку в 41 год, Светлана Пермякова - в 40, телеведущая Ольга Шелест стала мамой в 36, Ольга Дроздова - в 42 года.

И одновременно с увеличением возраста родителей всё чаще появляются данные исследований о том, что поздние роды имеют массу плюсов. Американские исследователи утверждают, что женщины, впервые родившие после 25 лет, чаще сверстниц, ставших мамами до 25, доживают до 90. В другом исследовании шведы выявили, что дети у возрастных родителей лучше учатся в школе, а англичане и вовсе уверяют, что первенцы, рождённые мамой после 40 лет, имеют выше уровень IQ, у них богаче словарный запас, они лучше читают и даже реже страдают от ожирения. Словом, поздние дети чаще бывают талантливыми и успешными во всех сферах жизни. И примеров в истории масса. Поздними деть-ми были Моцарт , Чайковский , маршал Жуков и другие.

Но реально ли существует прямая связь между возрастом родителей и успехом ребёнка? Или это всего лишь попытка оправдать эгоистичное поведение современных женщин (а их, видимо, немало среди тех же учёных-исследователей), которые хотят пожить для себя, построить карьеру, обрести достаток и только потом задумываются о рождении детей?

«Явный тренд современного общества - увеличение длительности подросткового возраста до 20 лет, - рассуждает старший научный сотрудник Института общественных наук РАНХиГС Кирилл Хломов . - Редкий студент сейчас параллельно работает, чтобы жить самостоятельно. Большинство содержат родители. С окончанием школы не происходит ни взросления, ни отделения от родительской семьи. А это приводит к тому, что следующие этапы взросления, такие как заведение семьи, ребёнка, тоже отодвигаются. Лет 10-15 назад молодёжь считала, что вступать в брак надо в 19-20 лет. Сейчас, по данным соцопросов, мужчины считают идеальным возрастом для брака 27 лет, а женщины 23 года. Реально же женятся и выходят замуж (в среднем) и вовсе в 28 и 26 лет соответственно. Более того, даже образовав семью, обзаводиться детьми не торопятся. Ждут лет до 30. Причин много. Например, увеличение количества молодых семей, которые берут ипотеку. При этом родители более старшего возраста, обретя стабильный доход, имеют больше возможностей развивать ребёнка, водить к лучшим педагогам, в спортивные секции, отдать в хорошую школу».

То есть таланты поздних деток обусловлены не возрастом родителей, а усиленной заботой о долгожданном и тщательно запланированном наследнике.

Среднего не дано

«Успех - это стечение большого количества обстоятельств, - считает Кирилл Хломов. - Это не то, что можно спланировать и проконтролировать. Знаю семьи, где женщины родили сыновей в 30 лет, один стал успешным, другой много лет без работы, имеет психическое заболевание. В раннем и позднем родительстве есть и плюсы, и минусы. Очевидно, что молодым родителям легче даются игры с детьми, в них больше куража для всякого «баловства». С возрастом мы зачастую становимся более раздражительными. У молодых родителей шум, крики и возбуждение ребёнка могут вызывать скорее желание присоединиться к веселью. Опять же в молодой семье ребёнок погружён в социальную активность - весёлые компании, встречи. Дети пожилых родителей быстрее адаптируются в традиционных школах - у них лучше саморегуляция, связанная с умением сосредоточиться, соблюдать тишину и дисциплину. То же самое с детьми, которых отдают на воспитание бабушкам и дедушкам. Ещё один нюанс - молодые родители не так боятся за детей. У них меньше опыт «побитости жизнью», душевных травм и разочарований. Дети в этом случае могут воспринимать себя более крепкими, сильными и ловкими. Среди успешных спортсменов, скорее всего, значительно меньше поздних детей. Дети пожилых родителей воспринимают мир как более опасный, а себя более хрупкими. Что, впрочем, не мешает тем и другим в подростковом возрасте поменяться местами. Из протеста и нереализованного накопленного азарта.

Наконец, после 40 первый ребёнок обычно остаётся единственным. А когда наследник один, то ожиданий от него больше. Так что в позднем родительстве нет ничего ужасного, и вместе с тем оно не гарантирует ничего выдающегося».

Однако врачи в большинстве своём стремление женщин рожать только после того, как встали на ноги, не поддерживают.

Резервы небезграничны

«Драгоценными клеточками, из которых в организме будущей мамы развивается новая жизнь, природа одаривает женщин неодинаково, - говорит акушер-гинеколог с 30-летним стажем Ирина Торганова . - В среднем к половому созреванию бывает 250 тыс. яйцеклеток, но у одной их может быть 20 тыс., а у другой 500 тыс. Запас яйцеклеток особенно стремительно уменьшается после 35 лет. К 40 их может не остаться вовсе. И, если резервы от природы невелики, рождение детей нельзя откладывать. После 35 лет возрастает риск наследственных заболеваний у будущего ребёнка. Да, есть женщины, которые вынашивают здоровых детей в 45 лет. Но таких единицы! Большинство в таком возрасте без помощи дорогостоящей медицины не рожают».

Четверть века назад большинство студенток к окончанию института становились мамами, а теперь они хотят сперва «погулять», потом «как следует устроиться в жизни», «состояться профессионально»… И, когда женщина дозревает до желания иметь ребёнка, ей нередко бывает далеко за тридцать.

Казалось бы, живи и радуйся. Поздний ребёнок практически всегда долгожданный. Для него создают все условия, ему отдают самое лучшее. Маме уже не хочется вечером сбежать от малыша в театр или к подружке, она купается в материнстве. У неё даже слово «я» исчезает из лексикона, заменяясь местоимением «мы»: «Мы уже головку держим…», «Нам пора прививку делать…»

Однако детские психиатры считают, что поздние дети часто уязвимы и в физическом плане, и в психическом, и особенно в психосоциальном, так как у позднородящих мам чаще возникают патологии беременности и родов, что отражается на здоровье младенцев.

Поздние дети больше других подвержены всевозможным расстройствам: эндокринным, аллергическим, психосоматическим.

С поздним ребёнком трудно избежать так называемой гиперопеки, которая порождает инфантилизм и дет-ские страхи. В результате и без того неустойчивая психика ребёнка расшатывается ещё больше.

Не с кем поиграть

Поздним детям часто бывает не с кем играть, ведь многие из них по состоянию здоровья несадовские, а у друзей их родителей дети гораздо старше и в приятели не годятся. Маме же легче почитать ребёнку книжку, чем часами катать с ним по полу машинки. Она охотнее (и это вполне понятно!) поучит его английским словам, чем полезет под стол, изображая зайца, спрятавшегося в норке от лисы. Поэтому в воспитании поздних детей так заметен крен в интеллектуальное развитие. Но интеллектуальная взрослость сочетается у них с социальной незрелостью, а «недоигранность» в детстве чревата неожиданным выбросом инфантилизма, неожиданным интересом к игре в том возрасте, когда уже пора зажить не понарошку, а всерьёз.

Зима тревоги нашей

Лет в 5-6 практически все дети начинают задумываться о смерти. Но за родителей обычно не очень волнуются, ведь те ещё молоды. Поздним детям сложнее. Они и так склонны к тревожным ожиданиям, а тут для тревог есть вполне реальные основания. У них часто нет другого тыла, кроме родителей, и страх их потерять очень силён.

Тревожность поздних детей усиливается и тревожностью их родителей. Получив на склоне лет долгожданное дитя, немолодые мамы и папы, конечно, очень беспокоятся за его жизнь и здоровье. А дети, как антенны, улавливают настроение взрослых.

В большой семье

В многодетных семьях, где, естественно, тоже может родиться поздний ребёнок, ситуация иная. Роды у мамы, как правило, протекают нормально, без травм и осложнений. У родителей богатейший опыт, подросшие старшие дети (конечно, при правильном воспитании) становятся надёжными помощниками маме и няньками малышу. Последыши в большой семье тянутся за старшими и быстро приобретают социально-бытовые навыки, как рыба в воде, чувствуют себя в разновозрастном детском коллективе. Это существенно облегчает им жизнь, в том числе и школьную, ведь значительная часть проблем школьной дезадаптации порождена психологическими трудностями ребёнка.

Поздние дети в многодетных семьях не страдают от одиночества. Большой семейный клан, старшие братья и сёстры для них - надёжный тыл. Да и родителям спокойнее, когда они понимают, что в случае чего об их младшеньком есть кому позаботиться.

Впрочем, в любом случае ребёнок - это огромное счастье. И пусть оно будет у самых разных людей: и молодых, и уже не очень…

Среди великих людей было немало поздних детей из многодетных семей. Великий русский учёный Дмитрий Менделеев был четырнадцатым ребёнком в семье. Испанский классик Мигель де Сервантес – четвёртым, писатель Антон Чехов – третьим. Князь Даниил Московский, которому Москва обязана своим возвышением, назван в летописи четвёртым из сыновей (следовательно, в семье имелись ещё и дочери).

Личное мнение

Юлия Михалкова:

Мнение о том, что у поздних детей масса проблем, поскольку родители часто их балуют, на мой взгляд, всё-таки заблуждение. Я соглашусь лишь с тем, что такие дети самые долгожданные. Но, на мой взгляд, это не повод любить ребёнка больше или меньше. Родительская любовь - величина постоянная.









2024 © rukaraoke.ru.