Ребенок 3 года не отпускает маму. Ребенок не отпускает от себя маму ни на шаг: что делать


Практически любого малыша в раннем возрасте можно назвать «хвостиком». Очень часто дети ходят по пятам за мамой и ни на секундочку не хотят разлучаться. Все потому, что пока 9 месяцев малыш находится в утробе матери, она для него - самое родное и близкое создание. А такого человека, как известно, никуда нельзя отпускать.

В каком возрасте ребенок не отпускает маму

Обычно до 5 месяцев малыши никак не реагируют на разлуку с мамой. Это объясняется физическим развитием. Пока младенец не видит маму, он про нее и не вспоминает, потому что просто пока не умеет этого делать.

С 5 месяцев начинается «все самое интересное». В этом возрасте младенец уже умеет удерживать в памяти образы людей и предметов. Но вот нет понимания, что вещи есть на самом деле, даже если их не видно. То есть, если мама не перед глазами, значит, она не существует! И может больше не появиться. Конечно, будет надежнее всегда находиться рядом с мамой. Так размышляют малыши в этот период развития, отсюда и формируется страх расставания с любимым взрослым.

Часто период сильной привязанности сопровождается желанием ребенка физически держаться за маму, даже если она никуда не собирается уходить. О таком тревожном поведении можно говорить, если малыш часто сидит на руках, хватается ручками за одежду. То, что это сопровождается громким плачем, говорить не приходится. Особенно такое поведение осложняет жизнь родителям и самому ребенку, когда наступает пора детского сада.

Гиперпривязанность может затянуться до трех лет, а то и больше. Все зависит не только от возрастных особенностей, но и от других причин.

Почему малыш не отпускает маму

Первый шаг к решению проблемы - это понять ее источники, причины. Установив их, будет легче справляться со сложившейся ситуацией.

  • Значимый взрослый . В этот период самым важным человеком для ребенка является мама. В ее присутствии приходит чувство спокойствия и безопасности, ведь в ее утробе малыш провел достаточно долгое время. То есть привязанность к маме является нормой , пока она не выходит за рамки.
  • Жестокое обращение . Причиной может стать грубое отношение папы. Не удивительно, что от такого тирана малышу захочется спрятаться у мамы. В этом случае стоит пересмотреть методы воспитания.
  • Хочется внимания . А достаточное ли участие принимают родители в жизни ребенка? Просмотр фильмов в одной комнате с малышом не считается.
  • Угрозы бросить . Очень часто взрослые говорят детям: «Будешь себя плохо вести, я от тебя уйду!» Это неправильный метод воспитания. Чем чаще эта фраза применяется, тем страшнее становится ребенку. Неврозы еще никому пользу не приносили. Думайте, что говорите своему крохе.
  • Слишком много мамы. Если малыш целыми днями видит рядом только маму, она заполняет все его жизненное пространство. Если мама уходит, весь привычный и понятный мир ребенка рушится. В семьях, где с самого рождения с малышом нянчились другие взрослые, гиперпривязанность встречается намного реже.

Малыш должен понять, что после расставания с мамой он обязательно ее увидит. Это самый важный принцип. Остальные советы подскажут, как ему следовать.

Никогда не оставляйте тайком (например, пока ребенок спит). Малыш должен видеть, как мама уходит, и научиться ее отпускать.

Почаще назначайте няньками других родственников. Много любви не бывает. А если вы свято уверены, что никто не справится с дитем так же прекрасно, как вы, срочно пересмотрите это свое суждение.

Покидайте зону видимости постепенно. Сначала доходите до порога (например, за укатившимся мячиком). Потом можно пойти в коридор за какой-то вещью и т.д. Расстояние увеличивайте постепенно и наблюдайте за поведением ребенка.

Начинайте с малого — например, с оставления крохи одного в комнате на пару минут. Многим и это дается в первый раз с трудом. Перед уходом в другую комнату скажите: «Сейчас мама вернется» и помашите рукой. Не переставайте разговаривать, пока не придете. Придумайте повод («Помою две тарелки и вернусь»). Не обманывайте, приходите, как и обещали, но постепенно растягивайте время отсутствия.

Не превращайте расставания в трагедию. Вы не бросаете и не предаете ребенка, вы не «мать-кукушка», вы не портите ему нервы и т.д. Уходите спокойно с улыбкой на лице. Дети чувствуют эмоциональное состояние взрослых и часто его копируют.

Опишите, что произойдет, пока вас не будет. Например: «Ты покушаешь, поспишь, а мама уже рядом». Всегда объясняйте, куда и зачем идете.

По возвращению обнимите и поцелуйте малыша. Большим плюсом будет, если мама принесет подарок или что-нибудь вкусное.

Хвалите ребенка. «Ты большой молодец, что отпускаешь маму. Я тобой горжусь».

Проявите терпение, и со временем ребенок поймет, что маму можно отпустить, ведь она всегда приходит к своему малышу.

В этот непростой период важно запастись терпением и выбрать правильный настрой. «Как здорово, что малыш хочет со мной общаться». «Какой ужас, он постоянно ходит по пятам!» Фразы говорят об одном, но звучат по-разному, не так ли? Избавьтесь от раздражения, прочувствуйте и уясните для себя ценность каждого момента, проведенного с крохой, ведь ни один из них не повторится. Если у мамы есть ощущение, что уходя от крохи, она его бросает, предает, это настроение также передается ребенку. Спокойствие мамы = спокойствие ребенка. Будьте счастливы!

Трудно найти двух совершенно одинаковых малышей. Бывают очень независимые и самостоятельные дети, которые способны сами себя занять, просто посмотреть мультфильмы, пока мама чем-то занята. А еще встречаются так называемые мамины «хвостики», бегающие за матерью по пятам, не отпускающие ее ни на шаг.

Конечно, любой женщине приятно чувствовать себя самым главным человеком для своего ненаглядного сына или дочки. Но что делать, если кроха чрезмерно зависим от вас, постоянно требует вашего внимания, не дает спокойно заняться домашними хлопотами?

Сегодня мы поговорим о широко распространенной проблеме, когда в семье подрастает маленький «хвостик», всюду следующий за мамой.

Мама и ребенок: особенности взаимоотношений в раннем детстве

У младенца в первые месяцы жизни начинает формироваться принятие или непринятие других людей, иначе говоря – базовое доверие к окружающей действительности. Этот возрастной период чрезвычайно важен для дальнейшего развития малыша.

Если родители (особенно мама) относятся к нему с вниманием, заботятся и любят его, то кроха положительно относится к миру.

У деток до трех лет часто встречается боязнь незнакомцев, страхи перед новой обстановкой и отдалением от матери. Именно такие опасения заставляют малыша ходить за родительницей по пятам и следить за каждым ее движением.

Обычно к трехлетнему возрасту ребенок способен отпустить маму и других важных для него взрослых.

В это же время появляется упрямство, желание самостоятельност и, восприятие себя как отдельного человека. Однако неблагоприятные условия воспитания, особенности темперамента приводят к тому, что малыш и мать становятся практически единым организмом.

Почему ребенок не отпускает от себя маму?

Кажется, пора привыкнуть, что мамочка после короткой разлуки всегда возвращается обратно. Однако кроха каждый раз начинает реветь и впадать в истерику.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо установить возможные причины его поступков.

  1. Обычно прячутся за мамину юбку и осторожничают в общении маленькие меланхолики. Им спокойнее и привычнее, когда мать рядом. Если окружающие люди к тому же незнакомы, то ребенок вообще старается не отходить ни на шаг. Такое происходит, если в младенчестве у меланхолика не развилось базовое доверие к миру.
  2. Еще одна причина – дети все свое время проводят с мамой. Она является единственным воспитателем, так как другие помощники (папа, бабушка) не могут в силу занятости сидеть с крохой. Неудивительно, что лишь рядом с матерью он ощущает себя в безопасности, а когда она пропадает, начинает беспокоиться.
  3. Страх одиночества появляется, если родители применяют «запрещенный» прием – угрожают расшалившемуся малышу: «Будешь еще кусаться – я тебя здесь оставлю». Регулярно слыша подобную фразу, ребенок начинает воспринимать уход матери как желание от него избавиться.
  4. Еще одним источником повышенной тревожности является недостаточное желание самой женщины отделиться от своего чада. Вспомните, как часто в детском саду при расставании плачут оба – и мама, и малыш. Благодаря крепкой эмоциональной связи он ощущает мамину тревогу и сам начинает беспокоиться.
  5. Нежелание отпускать часто связано с недостатком родительского внимания. Кажется, мать всегда близко, но не вместе с ребенком: разговаривает с подружкой по телефону, общается на или занимается разными домашними делами. А когда хочет ненадолго отойти, кроха напоминает о себе криками и слезами.
  6. В раннем возрасте плач не всегда вызван желанием побыть с мамочкой или обычными капризами. Просто дети и в девять месяцев, и даже в два годика могут выражать свои переживания и неудобства исключительно ревом. Необходимо приглядеться, возможно, карапуз захворал, у него приболел живот или режутся зубки.

Что делать, если ребенок не отпускает маму?

Чтобы переломить сложившуюся ситуацию, потребуется немало усилий. Но избавляться от чрезмерной зависимости малыша от матери необходимо, поскольку женщина не принадлежит самой себе, а кроха лишен общения с ровесниками, испытывает трудности с вхождением в коллектив.

Представьте, какие сложности ожидают ребенка-хвостика при адаптации в детском саду или школе.

Специалисты советуют изменять эту ситуацию последовательно и, самое главное, постепенно.

Излишне решительные перемены могут испугать малыша, что чревато возникновением еще большей тревожности и замкнутости. Что же делать уставшей маме?

  1. Начните изменения с внутрисемейных отношений – привлекайте к общению с ребенком ближайших родственников, в первую очередь, отца. Организуйте совместный отдых, попросите папу поиграть с малышом в подвижные игры. Может быть, именно ваш супруг станет лучшим рассказчиком сказок на сон грядущий.
  2. Затем привлекайте к общению с маленьким «хвостиком» других близких людей и друзей. Сначала они могут поиграть с крохой в вашем присутствии. Когда он начнет ощущать себя комфортно в обществе родных и знакомых, перестанет за вас прятаться и сидеть на коленях, переходите к следующему шагу – походу по магазинам.
  3. Объясните своему чаду, что пока он так весело играет с папой или бабушкой, вам нужно на несколько минут отойти в магазин. Прибегните к небольшой хитрости – расскажите, что дома закончилось любимое детское печенье, а после игры всем захочется попить чай. Говорите утвердительно, не спрашивая разрешения у ребенка отлучиться ненадолго. Понемногу увеличивайте продолжительност ь похода за покупками.
  4. Ни в коем случае не сбегайте тайком из дома, даже если необходимо отлучиться всего на пару минут. Чувствительный малыш придет в ужас, когда обнаружит пропажу любимой мамочки. Будьте уверены, что в следующий раз он вас так просто не отпустит.
  5. Полностью исключите из описания своего чада такие слова, как «застенчивый», «необщительный», «замкнутый», «веревочка», «плакса» и т.д. Ребенок является тем, кем его называют и считают родители. Напротив, почаще говорите, что он открытый, общительный и веселый малыш.
  6. Ну и, наконец, увеличивайте расстояние, на котором находитесь вы и ваш «хвостик» – постепенно приучайте его оставаться одному в комнате, пока вы заняты на кухне. Главное условие – кроха должен быть уверен, что вы в любой момент придете ему на помощь, если он не справится с чем-то. Когда он привыкнет, применяйте это правило на прогулке и детской площадке.

Обязательно предоставьте ребенку возможность общаться с другими детками. Готовьтесь к поступлению в детский садик, расширяя социальные контакты малыша.

Еще можно разработать собственный ритуал прощания. Например, почесаться носиками или два раза подпрыгнуть и сказать «пока-пока» друг другу.

Кстати, не следует идти на поводу артистичного спектакля, который порой устраивают дети при расставании. Слезы и крики направлены на то, чтобы манипулировать любящей мамочкой. Поэтому наберитесь терпения и помните, что проблему, скорее всего, быстро решить не удастся.

И напоследок, мама тоже должна над собой работать. Научитесь доверять своего любимого малыша близким родственникам, найдите себе интересное занятие на время разлуки с ним.

Если вы будете в себе уверены, то такая же уверенность появится и у ребенка. В этом случае ваше чадо обязательно вырастет самостоятельным!

Мама из комнаты – малыш в рёв, мама из дома – истерика. Такое случается часто, и каждый раз, привязанные к деткам мамы не знают, что делать с этими маленькими хвостиками….

Почему?

Быть может, это такой возрастной период, а может, есть негативные факторы, провоцирующие чувство страха и неуверенности малыша. Поэтому сначала надо разобраться в причинах такого поведения ребёнка:

Мамы много

Одна из самых частых причин - мамы уделяют много внимания ребёнку, и малыш привыкает жить именно так. Мама рядом - значит он в безопасности. Мама уходит, рядом другие люди - ситуация не стандартна, значит, надо противиться ей.

Не в круге доверия

Причина, связанная с предыдущей. Если до этого времени ребёнку уделяла внимание лишь мама, а другие родственники мало занимались малышом, то они оказались за пределами детского доверия. Он их не знает, соответственно, не хочет с ними оставаться.

Мамы мало

Вроде бы мама уделяет достаточно внимания малышу, находится рядом, но постоянно отвлекается чем-то: телефоном, компьютером, планшетом, общением в скайпе. Ребёнок испытывает недостаток внимания, и когда мама и вовсе собирается ненадолго покинуть его, негодует.

Разлука с мамой как наказание

Дети могут бояться оставаться без мамы, если воспринимают это как что-то страшное, в наказание за что-то. Но этому обычно предшествуют поступки родителей. К примеру, если мама часто говорит своему ребёнку: «Не будешь слушаться - уйду от тебя!».

Переживания мамы

А бывает, что малыш в принципе не прочь побыть без мамы, но сама она так переживает и так плохо скрывает свои чувства, что малыш «заражается» этим страхом и волнением. Как результат - ревут оба.

Страх чего-то или кого-то или плохое самочувствие

И, наконец, капризы малыша при расставании не всегда означают его нежелание оставаться без мамы. Ребёнка может что-то беспокоить (животик, зубки), либо он может бояться незнакомой обстановки или какой-то детали (даже висящее на вешалке новое пальто может создать дискомфорт).

Как быть?

Во-первых, не паниковать, не пытаться силой отрывать от себя ребёнка, ни в коем случае не кричать на него и не стыдить. Помните, для детей до 3 лет такое поведение характерно, взрослые малыши обычно уже спокойно отпускают маму от себя. Но даже если ваш ребёнок старше или если это переросло в настоящую проблему, всё можно решить мирным путем.

  1. Если это связано с какими-то страхами или плохим самочувствием ребёнка, то необходимо устранить пугающий фактор (повесить в шкаф новое пальто, помочь адаптироваться в незнакомом месте, прежде чем расставаться).
  2. Если это - недостаток внимания мамы, то следует пересмотреть свой график, выделить хотя бы час в распорядке дня, когда мама целиком посвящает себя малышу, меньше отвлекается на современные устройства и больше общается вживую.
  3. Если малыш воспринимает разлуку как наказание, следите за тем, что говорите ребёнку. Почитайте ему сказки, в которых герои спокойно расстаются с мамой (например, Красная Шапочка, Дюймовочка), проиграйте ситуации с куклами и игрушками.
  4. Если вы сами переживаете, старайтесь скрывать свои эмоции, и вообще, зачем переживать? Вы же прекрасно знаете, что всё будет хорошо, у вас замечательный взрослый ребёнок!


Целого ряда действий требует ситуация, когда ребёнок не хочет разлучаться с мамой из-за того, что не доверяет другим и чувствует себя неуверенно. В таком случае необходимо приучать ребёнка к людям:

  • подключать отца к игре (если малыш не хочет играть без вас, то в вашем присутствии), бабушек и других родственников, чтобы круг общения у ребёнка расширялся.
  • Больше посещать общественных мест: магазинов, музеев, театров, хоть иногда ездить на общественном транспорте. Ребёнок не должен бояться других людей. Гулять тоже лучше не изолированно, а на детской площадке, где малыш сможет познакомиться и поиграть с другими детьми.
  • Дома маме следует постепенно увеличивать расстояние между собой и малышом. Для начала это могут быть совместные домашние дела в одном месте (например, протереть пыль у соседних шкафчиков), затем мама уже протирает мебель в одной комнате, а малышу даёт задание помочь на кухне.
  • Не стоит игнорировать ситуации, когда ребёнок сам увеличивает пространство: если он заигрался в комнате, то лучше оставить его одного, подглядывая из кухни.
  • Как только малыш привыкнет к общению с папой или другими родственниками, попробуйте оставить их дома одних ненадолго. При этом не стоит уходить украдкой, сбегать, это может нанести травму малышу, и в следующий раз он не отпустит так легко маму. Лучше сказать правду: «Я сейчас уйду в магазин ненадолго, но обязательно принесу тебе что-нибудь вкусненькое».
  • Придумайте ритуал прощания (потереться носиками или чмокнуть с громким звуком в щечку или «Дать пять»). Он поможет ребёнку легче перенести момент расставания.

А ещё не забывайте наслаждаться этим моментом, когда вы нужны вашему ребёнку, когда вы для него - целый мир. Пройдёт совсем немного времени, и всё изменится! Дети так быстро растут!

Жизнь мамы наполнена заботами. Она всегда готова помочь, поддержать и прийти на помощь в трудную минуту. Visa знает, что иногда быть мамой непросто, и стремится поддержать каждую из ее маленьких побед! Это может быть хитрый способ вовремя уложить детей спать, возможность уделить время себе, быстро расправившись с делами в том числе с помощью карты Visa. В специальном проекте «Мои победы» Visa делится советами детских психологов, а также полезными лайфхаками, которые помогут сделать будни мам немного проще и послужат вдохновением для новых идей.

Маме маленького ребенка необходимо время от времени вырываться из привычного круга дел: сходить в парикмахерскую, встретиться с подругами, прогуляться по магазинам. Это не просто отдых, а предотвращение эмоционального выгорания и депрессий, которые часто случаются у молодых мам на почве постоянного напряжения.

Но если в первые месяцы жизни ребенка это не так сложно и зависит лишь от расписания кормления и занятости членов семьи, то начиная с года многие дети отказываются отпускать маму куда бы то ни было, даже в душ, в туалет, на балкон. Как только мама исчезает из виду, ребенок начинает плакать, доходя до истерики.

О причинах

Для того чтобы понять, как себя вести, надо разобраться, почему так происходит. Есть несколько причин, которые работают как по отдельности, так и вместе.

Ребенок повзрослел. Теперь он понимает, что люди и предметы существуют и там, где он не видит. А что с ними там происходит и вернутся ли они - неизвестно. Проще говоря, каждый раз, когда мама исчезает, у ребенка возникает страх, что она не вернется.

Привязанность - биологическая программа, которая заложена в ребенке природой. Беспомощный, слабый, маленький человеческий детеныш может выжить только в том случае, если будет рядом с любящим взрослым, и на это направлены все усилия ребенка. Поэтому он пристально следит, ползет и идет за мамой или за другим значимым взрослым. Чем меньше удовлетворена его потребность в привязанности, тем сильнее он будет волноваться, если мама исчезает из виду. Поэтому нельзя «ради воспитания» отказывать малышу в объятиях и утешении. Его надо брать на руки, когда ему грустно, или страшно, или просто хочется уткнуться в мамину шею. Надо чаще гладить и целовать - словом, эту потребность в привязанности максимально удовлетворять.

«Еще во время кризиса первого года жизни малыш интенсивно начинает познавать окружающий мир. Он уже не лежит в кроватке, а ходит и даже бегает. А познание часто сопровождается мамиными «нельзя», ее недовольством ребенком. Нельзя залезать на стол, нельзя брать вазу, нельзя ломать игрушки. Новые возможности приводят за собой новые страхи. Ребенок начинает бояться потерять материнскую любовь, которая дает ему безопасность и комфорт. Раз ругает - значит, может и разлюбить?

Именно страх потери любви вызывает у ребенка потребность правдами и неправдами привязать маму к себе и порождает особый вид зависимости. Малыш интуитивно ищет способы, как уберечься от потери, пытается методом проб и ошибок найти самый надежный» (Алла Баркан, д-р мед. наук, магистр философии, профессор, автор книг «Плохие привычки хороших детей», «Современный дошкольник», «Ребенку хорошо в детском саду» и др.).

Иногда такой страх перед маминым отсутствием является реакцией на страхи самой мамы. Если она почти уверена, что с ребенком не справятся, что он будет плакать и страдать, то ребенку передается ее тревожность.

О тактике

Прежде всего нужно сказать себе, что это нормальный этап развития, признак чувствительности ребенка, а не огрехи воспитания. Не нужно винить себя или членов своей семьи в том, что они «не могут успокоить» или «не умеют обращаться». Наберитесь спокойствия, будьте последовательны, и уже скоро вы увидите результаты.

Постепенно приучайте ребенка к тому, что вы иногда исчезаете из зоны видимости. Если вам надо выйти из комнаты - выходите, но разрешайте ему идти (или ползти) за вами. Это подарит ему чувство уверенности, контроля над ситуацией.

Находясь дома, почаще разговаривайте с ребенком издалека, когда он не видит вас. Используйте радионяню, находясь в другой комнате, чтобы был слышен только ваш голос. Таким образом он поймет, что мама, даже если ты ее не видишь, все равно где-то есть и помнит о нем. Привыкнув к этому, ребенок сможет играть самостоятельно, даст маме возможность заняться другими делами.

Проигрывайте с ребенком ситуации, где мама и малыш расстаются и занимаются каждый своим делом: пусть это будут истории про медвежат, про любимых кукол и т.д.

Держите двери комнат открытыми. Многие дети боятся оставаться одни, но если дверь открыта, психологически им легче это пережить.

Уходите из дома в одно и то же время дня, тогда ребенок привыкнет и будет спокойнее воспринимать уход. Дети вообще любят повторяющиеся ритуалы: они внушают им уверенность в стабильности мира.
Уходя, расскажите, когда вернетесь: будет ли светить солнце, на какую цифру покажут стрелки, чем он в это время будет заниматься и так далее. Подробно расскажите ребенку, чем он будет заниматься в ваше отсутствие: погуляет, пообедает, посмотрит мультфильм. Для ребенка время течет иначе, и ваше «скоро» не означает ничего. А вот привычные дела уже гораздо понятнее.

Не уходите тайно, во время сна - ребенку нужно научиться отпускать вас. Сам ритуал прощания сделайте максимально спокойным, не на бегу и между дел.

Вернувшись, обязательно уделите время ребенку, не занимаясь в это время другими делами. Похвалите его за то, что отпустил маму и вел себя как взрослый.

Гуляйте с другими детьми регулярно, помогайте ребенку налаживать дружеские связи, поощряйте участие в играх. Это снижает тревожность и повышает контактность.

Оставьте ребенку свои вещи. Многие дети чувствуют себя спокойнее с маминой рубашкой или халатом. Они чувствуют знакомый запах, и это их успокаивает.

Однако бывают ситуации, когда уходить от ребенка нежелательно. Это серьезная болезнь (мама лучше всех поймет изменения в состоянии и сможет правильно среагировать); необычная, непривычная ситуация дома (незнакомые гости, новая няня, ремонт) и в первые дни после появления брата или сестры (в это время очень важно сохранить в ребенке уверенность, что вы по-прежнему привязаны к нему и ваша любовь не уменьшилась).

Самый лучший способ приучить ребенка к самостоятельности - превратить все в игру. Выберите тему, которая интересует его сильнее всего, и разработайте секретный план. В итоге вы достигнете сразу двух целей. Сын или дочка получит удовольствие от игры, а вы насладитесь свободным временем.

Как отпустить маму на работу без слез

«До того, как я снова вышла на работу после декретного отпуска, – рассказывает мама четырехлетней Ани, – Анечка была счастливым и беззаботным существом. Но теперь каждое утро, когда я пытаюсь выйти из дома, она цепляется за мои ноги с криком: «Не уходи! Мамочка, не уходи!» И каждый раз я, обливаясь слезами, выхожу из дома. Как долго это может продолжаться?»

Не исключено, что ваша дочь будет вести себя так еще очень долго. Необходимо как можно скорее предпринять то, что отменит этот ежедневный утренний ритуал.

Утром, как обычно одеваясь, чтобы идти на работу, скажите: «Сегодня я хочу доставить тебе удовольствие и взять с собой. Ты пойдешь в мамин офис, чтобы увидеть место, где я работаю целый день».

Очень важный момент: не произносите эту фразу с вопросительной интонацией. Ни в коем случае не спрашивайте: «Не хочешь сегодня сходить к маме на работу?» Потому что дадите своей малышке возможность ответить «нет», что она, естественно, и сделает (а если быть точнее, то вы услышите: «НЕ-Е-Е-Е-ЕТ! Не хочу идти-и-и-и!»).

Здесь стоит упомянуть об одном из общих принципов взаимоотношения родителей и детей, актуальном во многих житейских ситуациях: никогда не задавайте вопроса, ответ на который не соответствует планам воспитания ребенка. Поощряйте независимость мышления вашей малышки, но только в том случае, если уверены, что результат этой свободы не противоречит родительским планам.

Наихудшим вариантом развития этой ситуации будет стремление малышки выразить совершенно неприемлемое для вас мнение. Это может запутать ребенка, потому что впоследствии он не сможет отличать моменты, когда нужно разумно и результативно выразить свое желание.

Теперь вернемся к нашей ситуации. Итак, вместо того, чтобы как обычно исчезнуть из дома в восемь часов утра, вы объявляете своей малышке, что сегодня все будет по-другому, и она отправится на работу вместе с вами. Заранее договоритесь с няней или с бабушкой о времени, где и когда она встретит вас. Отведите как минимум полчаса или даже час для того, чтобы показать своей дочке место, где вы проводите свой рабочий день.

Если ваш начальник и коллеги не возражают, покажите ей остальной офис. Разрешите попечатать на машинке, посидеть на своем вращающемся стуле и покрутите ее на нем несколько раз, а потом выпейте воды из забавного треугольного бумажного стаканчика. Покажите ее фотографию на вашем столе и телефон, по которому вы звоните домой, чтобы узнать, как у нее дела. Позвольте малышке задать вопросы о том, где и как вы делаете свою работу, и дайте на них простые ответы.

Если вы считаете, что пояснения о вашей работе слишком сложны для понимания маленького ребенка, заранее подумайте о том, как проще объяснить основной смысл ваших занятий. Кстати, объяснение того, чем вы на самом деле занимаетесь, позволит вам попутно выявить положительные и отрицательные моменты вашей деятельности.

А теперь попросите малышку оставить вам рисунок или отпечаток руки. Заверьте ее, что, находясь на работе, вы часто думаете о ней, что она всегда в вашем сердце и мыслях. Это – самая легкая часть дела.

Дальше наступает самое трудное. В заключение вашего «похода» няня (или бабушка) должна будет забрать ребенка домой. Возможно, ваше расставание будет новой версией хватания за платье, крика и слез, обычно происходящих дома. Чтобы избежать подобной сцены на вашем рабочем месте, пройдите вместе с няней и ребенком до машины или автобусной остановки.

На следующее утро, готовясь к уходу на работу, напомните ей, что вы вместе делали в офисе. Пообещайте ей позвонить – и обязательно сделайте это, если уверены, что ваш звонок действительно не нарушит душевного комфорта ребенка. Прежде чем взять на вооружение эту методику (как, впрочем, и большинство остальных, предлагаемых в данной книге), подумайте об индивидуальных особенностях и темпераменте собственного ребенка.

Не ждите, что скандалы при расставании исчезнут сами собой только потому, что малышка теперь каким-то образом связана с вашим рабочим местом. Изо дня в день вы должны повторять ей то, чем вы будете заниматься на работе, и делать это до тех пор, пока она не запомнит ваши слова, как стихи. После этого попрощайтесь и отправляйтесь на работу, быстро закрыв за собой дверь (можно попросить мужа, бабушку или няню в момент прощания находиться рядом с малышкой и придержать ее, чтобы она не побежала следом за вами).

Если вы снова выходите на работу после долгого пребывания дома и решили не отдавать ребенка в детский сад, а нанять няню, то для вашего ребенка очень важно привыкнуть и найти общий язык с няней за несколько дней (и даже недель) до вашего первого рабочего дня. Идеальный вариант – нанять няню за месяц до этого, чтобы не только дать ребенку возможность привыкнуть к новому человеку, но и чтобы самим определить, достаточно ли хороший выбор вы сделали, и в случае необходимости произвести замену.

Одно огромное «НО» должно быть в вашем сознании: первый день работы няни в доме ни в коем случае не должен совпадать с первым днем вашего выхода на работу. Вы не должны допустить, чтобы малыш одновременно оказался перед необходимостью привыкать к двум новым ситуациям, – это большое испытание даже для самых общительных и самостоятельно мыслящих детей.

Няня должна особенно постараться, чтобы время, проведенное без вас, было для малыша как можно более приятным. Заранее договоритесь с няней, чтобы она предприняла что-то особенное – к примеру, сходила бы с ребенком на новую детскую площадку, причем такие прогулки должны происходить с утра, чтобы направить мысли ребенка в приятное русло и отвлечь его внимание от факта, что вас нет дома.

Вниманию родителей чрезмерно робких и застенчивых детей: вам необходимо поручить няне, чтобы она придерживалась привычного распорядка дня. В таких случаях ребенку всегда помогает «переходный» предмет: любимое одеяльце, плюшевый мишка или другая игрушка, с которой малыш чувствует себя особенно комфортно в стрессовой ситуации. Посоветуйте ему держать эту вещь рядом во время вашего отсутствия. Поговорите с игрушкой сами, причем очень уважительно. Скажите: «Ты сегодня прекрасно проведешь время с Аллочкой, ждите меня, пока я не вернусь с работы!»– и на прощанье поцелуйте игрушку, чтобы показать малышке, что вы цените все, что она любит, а значит, и все ее чувства.

Совершенно очевидно, что после выхода на работу не следует отучать малыша от привычек или действий, которые он находит удобными для себя.

Не начинайте приучать ребенка к горшку, отбирать соску-пустышку или запрещать сосать палец; пусть он, если хочет, хоть каждый день надевает старую вязаную шапку, даже если на дворе стоит июльская жара, – позвольте ему это. Даже если вы захотите внести некоторые изменения в утренний распорядок дня ребенка, остальную часть времени он должен проводить как обычно: няня должна уложить его спать в обычное время и приготовить еду, к которой он привык, причем неплохо в первые несколько дней давать ему любимые блюда.

Не позволяйте няне требовать от ребенка в это время соблюдения каких-то новых правил или ограничений. Ведь намного труднее привыкнуть к отсутствию мамы, если заменяющий ее человек ругает тебя за то, на что мама не обращала внимания. Поговорите с няней, предупредите ее о том, что вы позволяете малышу, а чего – нет, чтобы между ними не возникло непонимания.

Особо нервным родителям, беспокоящимся о том, как пережил ребенок утреннее расставание, хорошо сделать краткий звонок домой сразу же по прибытии на работу.

Предположим, что няня делает все возможное для того, чтобы помочь малышу пережить этот переход. Но и вам следует проявлять терпение. Все обязательно будет хорошо.

Возможно, вы полагали, что недели через две сможете уходить из дома без слез, а малыш плачет все сильнее. Вот уж почти месяц прошел – и никаких признаков улучшения ситуации. Значит, настало время изменить тактику.

Попытайтесь применить радикально отличающийся подход: встаньте примерно на час раньше, оденьтесь и отправляйтесь на работу, пока ребенок не проснулся. В таком случае он не сможет заставить вас наблюдать эту душераздирающую сцену, испытывая чувство вины, а проснется в новой реальности, которую придется принять.

Возможно, вы убедитесь, что няне недостает изобретательности или опыта, чтобы помочь ребенку пережить этот переход. Если неподалеку от места работы есть хороший детский сад, возможно, будет лучше устроить малыша туда. К тому же тогда вы сможете отвозить его сами, что несколько отдалит момент расставания, и он попадет туда, где другие родители тоже будут оставлять своих детей, так что это может стать удачным вариантом.

Еще одним преимуществом детских садов является то, что там день ребенка будет четко распределен; уход и обучение будут осуществлять профессионалы, и особый упор делается на обучение и развитие необходимых навыков. Если вы хотите, чтобы ваш малыш осознал, что он ходит в садик каждый день, как папа и мама на работу, тщательно подыскивайте детский сад, который, по вашему мнению, сможет обеспечить вашему ребенку благотворную среду для воспитания и обучения.

Ну а если же ваш малыш по-прежнему боится расставаться с вами? Как поступить в этой ситуации?

«Дима без проблем привык к тому, что меня в течение рабочего дня не было дома. Он прекрасно ладил с няней, которая оставалась с ним. Однако, как только он пошел в детский сад, все изменилось: когда я оставляю его там, он ведет себя так, как будто пришел туда в первый раз. Я уж подумываю забрать его оттуда и подождать еще год. Как думаете, это хорошая мысль?» – спрашивает мама трехлетнего Димы.

Найдите хороший детский центр, основательно изучите его возможности, а затем доверьте профессиональным воспитателям оказание помощи вам и вашему ребенку в переходный момент к новому этапу в его жизни. Это не будет самодеятельностью. А если вы все же попытаетесь действовать самостоятельно, то можете только усугубить ситуацию.

Однако это вовсе не означает, что теперь вы ничего не можете сделать. Вот некоторые действия, которые дополнят усилия воспитателей и которые помогут вашему ребенку приспособиться к новому образу жизни.

С сегодняшнего дня и в дальнейшем продолжайте соблюдать краткий ритуал прощания. Выйдя из машины или пройдя с малышом до двери, крепко обнимите и поцелуйте его; ну, может быть, добавьте: «Веселого тебе дня!» – но и только. Не поддавайтесь искушению ответить на просьбу поцеловать его еще раз или подождать еще только одну минуточку, чтобы ребенок не надеялся таким образом продлить время прощания с вами.

Сделайте так, чтобы в детском саду ребенку было интересно и весело. В хорошо оборудованном детском учреждении предоставляется широкий выбор разнообразных занятий, благодаря которым ваш малыш вскоре с удовольствием будет находиться там.

Позвольте малышу взять с собой любимый домашний предмет. Это может быть плюшевый мишка, одеяльце или какая-нибудь другая игрушка, которую он обычно брал с собой в кроватку. Не во всех детских учреждениях разрешается делать это.

Некоторые специалисты считают, что все эти вещи относятся к младенческому миру, и когда начинается дошкольный период, их следует оставить в прошлом. Во многих, точнее сказать, в большинстве детских центров запрещают приносить соски-пустышки и пытаются бороться с привычкой сосать палец во время дневного сна.

Выбирая детское учреждение для своего малыша, вы должны быть уверены, что воспитатель с пониманием отнесется к его любимым вещам и в случае необходимости ребенок обязательно получит поддержку.

Зачастую ребенку, чтобы чувствовать себя спокойно в стрессовой ситуации, обязательно нужно знать, что его любимая кукла находится рядом в уютном домике или в коробочке.

Постарайтесь заранее познакомить малыша с воспитателями детского сада: хотя бы один раз он должен поиграть в классной комнате или на детской площадке. Это должно произойти не за несколько месяцев до того, как он начнет посещать детский сад (потому что, если это случится слишком рано, то ребенок все забудет), но и не перед самым началом посещения – иначе у малыша не останется времени привыкнуть к мысли, что для него наступает новый детсадовский период. Попытайтесь раздобыть список группы, которую будет посещать ваш малыш, и пригласите к себе домой или на ближайшую детскую площадку одного или двух будущих его товарищей.

За неделю до первого дня посещения (а может быть, и раньше) ежедневно говорите с малышом о детском садике. Не пытайтесь увещевать и подбадривать его, что там он будет без мамы и папы, – это может напугать и утвердить в его сознании страх. Ваши успокаивающие слова и фразы понадобятся после того, как малыш сам почувствует, как это страшно – остаться одному в новом месте. Вместо этого говорите, причем как можно подробнее, о том, чем дети занимаются в детском саду. Если, к примеру, в группе есть живой уголок с кроликами или хомячками, обязательно расскажите об этом. Говорите все это бодрым и уверенным тоном, чтобы вселить в малыша мысль: детский сад – это неотъемлемая часть жизни каждого ребенка. Расскажите, как вы сами любили ходить туда, когда были маленькими, а если это было не так – ничего не случится страшного, если вы немного пофантазируете. Выдуманные истории помогут ребенку свыкнуться с мыслью, что ходить в детский сад – это весело и не страшно.

Если все же у ребенка возникает страх при расставании, он начинает кричать и плакать – подавите все свои природные материнские и отцовские инстинкты броситься ребенку на помощь. Не говорите ему, что заберете его домой раньше, чем других детей. Не позволяйте своему малышу цепляться за вашу руку, тащить в комнату или как-то иначе препятствовать вашему уходу. Не оставайтесь в помещении дольше, чем считает нужным воспитатель. Если садик хороший, вы должны доверять его персоналу.

Не торопитесь делать вывод, что ваш ребенок не готов к пребыванию в дошкольном учреждении. Посетите с малышом консультанта по дошкольному обучению или специальный исследовательский центр, сотрудники которого способны оценить готовность ребенка. Ваш малыш пройдет тестирование, состоящее из многочисленных элементов: игра в мяч, умение слушать рассказ, рисование картины, складывание из кубиков различных фигур и другие «игры», в которые легко и весело играть. Собранные воедино, они позволяют создать полную картину уровня навыков и умений ребенка, включая и его эмоциональное развитие.

Если у вашего малыша обнаружатся какие-то особые проблемы адаптации или развития, консультант направит вас в детское учреждение, располагающее необходимыми для него условиями, или же посоветует программу помощи в домашних условиях для подготовки к посещению детского сада в более поздний срок.

Моя племянница пошла в детский сад в три года и девять месяцев. В первый день она поднялась рано утром, вся сияющая. Мы одели ее и бодро сообщили, что настало время отправляться в детский сад. За несколько недель до этого мы водили ее туда, и она прекрасно провела время. Аллочка восприняла это известие с большим энтузиазмом и даже стала что-то взволнованно лепетать. Когда мы вошли в садик, то подумали, что все складывается очень здорово: там повсюду веселые детишки забирались на различные гимнастические снаряды, карабкались вверх, скакали и прыгали. Улыбаясь от удовольствия, наша малышка устроилась на качелях среди других детей. Она настолько погрузилась в игру, что едва обратила внимание, когда мы попрощались с ней и ушли.

«Это же просто чудесно! – думали мы. – Совершенно никакого беспокойства при расставании!» Все оказалось намного проще и легче, чем мы ожидали. Наверное, мы ее очень хорошо подготовили, с чем мы себя и поздравили.

На следующее утро мы разбудили Аллу и сказали, что пора собираться в детский сад. На этот раз вместо радостного прыжка из кровати она закричала: «Нет!», и мертвой хваткой вцепилась в перекладину кровати. После десятиминутной борьбы нам, наконец, удалось оторвать Аллочку от кровати и втолкнуть в одежду. Когда мы пришли к садику, нам пришлось практически тащить ее в помещение, а затем и в раздевалку.

Что крылось за этим сопротивлением? Очевидно, она думала, что все прежние разговоры о детском садике и наши посещения его летом были подготовкой к однодневному событию. Она побывала там, весело провела время, и этим дело закончилось. Она совершенно не собиралась делать все это снова! Мы не предупреждали ее, что это будет на следующий день и во все дни недели! В этот раз, когда мы попрощались с ней, она бросилась на пол и стала колотить по нему руками и ногами. Успокоить ее было невозможно.

Мы стояли, ошеломленные и совершенно беспомощные, не зная, что делать, убежденные только в одном: мы не можем оставить ее здесь в таком состоянии. Однако воспитательница Аллочки, наблюдавшая всю эту сцену, не сомневалась в том, что следует предпринять. «С ней все будет прекрасно, – заверила она нас, – Попрощайтесь и быстро уходите, она тут же встанет. Так бывает всегда».

Нас проводили в другую комнату, организованную специально для родителей, не желающих оставить плачущего ребенка. Здесь нас ожидала директор детского сада, которая сказала нам, что мы можем обойти здание с обратной стороны и осторожно наблюдать за нашей малышкой через затемненное окно.

Мы сделали это и увидели, что Аллочка уже не лежит на полу, а стоит у мольберта, одетая в халатик. Она была хмурой, но усердно рисовала. Успокоенные тем, что все будет хорошо, мы отправились на работу.

Когда мы забирали ее вечером, она взяла с собой рисунок. Мы ахали и охали, называя его шедевром (он и на самом деле был таковым; мы сохранили его для нее и собираемся хранить всегда).

Но на следующее утро все повторилось. На третий день было не лучше. Каждое утро нам приходилось отрывать Аллу от кровати, с борьбой готовить к выходу и вести в детский сад. И каждый раз – протесты и рыдания. И каждый раз, когда мы подглядывали через затемненное окно, видели, что через минуту-другую, полагая, что мы уже ушли, наша малышка вставала, шла к своему мольберту и принималась рисовать.

В конце первой недели мы всерьез задались вопросом: готова ли она посещать детский сад? Может быть, все же стоит забрать ее оттуда и подождать, пока она все больше привыкнет к этой мысли… Эта ежедневная драма и борьба не идут ей на пользу…

Охваченные смущением и беспокойством, мы не замечали очень слабых, но совершенно определенных признаков некоторого улучшения. С каждым днем она протестовала все меньше и все меньше плакала. К середине второй недели, просыпаясь по утрам, Алла больше не плакала, а в конце этой же недели, отправляя ее в классную комнату, мы вдруг осознали, что, прощаясь с нами, она не пролила ни слезинки. В конце третьей недели она уже улыбалась по утрам, а к концу четвертой всем, кто ее спрашивал, говорила, что любит свой детский сад.

Из книги О мальчике, который умел летать, или путь к свободе автора Клименко Виктор

О ПОЛЬЗЕ СЛЕЗ Кому не приходилось видеть такую сцену: ребенок играл, никому не мешая, не требуя к себе внимания. Но вот, он заметил, что вы наблюдаете за ним, тем более - любуетесь им, - и его словно подменяют: его глаза начинают блестеть, он начинает носиться, бросать вещи,

Из книги Сдайтесь… и станьте стройной! Диета «Доктор Борменталь» автора Кондрашов Александр Валерьевич

Из книги Как победить стресс и депрессию автора Маккей Мэтью

Шаг 5. Принять и отпустить прошлую тревогу Вы в силах контролировать свои мысли, вы в состоянии контролировать свое дыхание, но вы не можете контроли­ровать адреналин. Как только адреналин выбрасывается в кровь, вы начинаете испытывать тревогу и физический дискомфорт,

Из книги Похождения Трусливой Львицы, или Искусство жить, которому можно научиться автора Черная Галина

Про маму Мама – смиренная личность, подобная той, которая так ярко описана у Карен Хорни в ее книге «Невроз и личностный рост».Про мое детство мама говорит так: «До 5 лет ты была идеальным ребенком, а потом тебя как будто подменили». Мне же вспоминается череда контрастов. С

Из книги Управляя изменениями [Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни] автора Адизес Ицхак Калдерон

Из книги Практическое руководство для влюбленной девушки автора Исаева Виктория Сергеевна

Отношения закончились, претензии остались, или Как отпустить призрак Самое худшее в расставании с негодяем – это непрошеные чувства. Ты знаешь, что разрыв пойдет тебе на пользу. Умом ты прекрасно понимаешь, что он тебе не подходил, что у вас не было будущего и что это

Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

Но отпустить не так-то легко Я не понаслышке знаю, как трудно бывает простить и отпустить. В детстве меня силой увез какой-то незнакомец, оскорблявший и бивший меня, колотил отец-алкоголик, я был жертвой расизма наоборот, мои работники обворовали меня, присвоив немалые

Из книги Измените мысли – изменится жизнь. 12 простых принципов автора Кейси Карен

Любую мысль можно отпустить Наличие мыслей – это, конечно, неплохо, но как же часто они сбивают нас с пути! Мы принижаем себя, мы осуждаем других, мы волнуемся о будущем. Так не должно быть! Мы полностью отвечаем за свои мысли, – знайте это, – и всегда сможем управлять

Из книги Любить или не любить? автора Курпатов Андрей Владимирович

КАК ПРОСТИТЬ И ОТПУСТИТЬ? Здравствуйте, доктор Курпатов. Мне 47 лет, у меня две дочери от первого брака, 27 и 17 лет. Одиннадцать лет я жила гражданским браком с мужчиной. Практически постоянно он испытывал финансовые трудности, я тащила весь этот груз на себе. Год назад он

Из книги Исцеляющие точки автора Ортнер Ник

Отпустить прошлое В свои сорок пять Лори была одинока. Недавно она пережила тяжелый развод и сходила на несколько неприятных свиданий. Ее ситуация казалась ей безнадежной. Она потеряла веру в то, что может привлечь достойного мужчину, и совершенно не желала подвергаться

Из книги Майндсайт. Новая наука личной трансформации автора Сигел Дэниел

Нет времени для слез Кульминацией моего третьего года обучения на медицинском факультете стала важная практика по терапевтической медицине. Считалось, что ее результаты определяют твое профессиональное будущее. Я был на лекции, когда врач-ординатор, у которой я был

Из книги Я знаю, как меня воспитывать. И я вам честно об этом расскажу автора Ладитан Банми

Игры без слез О-о-о, ваше детство закончилось! Как печально! Единственный способ улучшить жизнь – повысить уровень счастья своего малыша. Давайте поиграем! Чтобы сделать этот опыт более радостным (для малышей), я великодушно составил для вас краткое руководство – если

Из книги Что делать, если ребенок не хочет… автора Внукова Марина

Оставаться с нянечкой – не повод для слез По разным причинам некоторые родители не могут отдать ребенка в детский сад. И если у бабушек и дедушек нет возможности сидеть с внуками, то приходится нанимать няню. Не всегда все проходит гладко. «Мы проводили собеседование с

Из книги Большая война автора Буровский Андрей Михайлович

Как прожить без ссор и слез Многие родители считают, что дети не должны бежать каждый раз к родителям, сделав последних своеобразными арбитрами в их ссорах. Они должны сами улаживать свои конфликты и сглаживать острые углы в своих отношениях. По-своему взрослые правы: при

Из книги автора

Как расстаться без слез с любимой одеждой Точно так же, как бывает трудно расстаться с соской или любимой игрушкой, многим малышам тяжело расстаться с любимыми вещами. «Изо дня в день моя трехлетняя дочь надевает одно и то же полосатое платье. Вначале я думала, что это

Из книги автора

Захочет ли Запад «отпустить» свою колонию? А вот теперь по поводу войны… Ну неужели Запад так легко отпустит такую драгоценную колонию? Мы представляем для США большую ценность, чем Индия – для британской короны в 19 веке. Разница в том, что для британцев были важны и сами









2024 © rukaraoke.ru.