Роль воспитателя в детском саду в развитии ребенка. Роль воспитателя в развитии жизни детей младшего возраста


Педагогическое мастерство воспитателя.

Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов,

развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано

отстаивать свою точку зрения.

Мастерство - это то, чего можно добиться, и как могут быть

известны мастер - токарь, прекрасный мастер - врач,

так должен и может быть прекрасным мастером педагог.

А. С. Макаренко

Одна из главных задач современной системы дошкольного образования -

повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание

условий для творческой самореализации личности каждого ребёнка.

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой

зависимости от кадров. К работе дошкольных учреждений сегодня

предъявляются всё более высокие требования. Эти требования преломляются

в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, так как уровень и характер

достижений ребёнка зависят, прежде всего, от профессиональной

компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно

совершенствоваться профессионально. Сегодня обществу нужен педагог

компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером

человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим

мастерством.

А сейчас немного теории, что такое педмастерство?

Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической

деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном

совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической

деятельности, при котором происходит создание принципиально-нового в

организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-

практических проблем.

Педагогическое мастерство прежде всего связано с личностью педагога, с

комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня

самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств педагога-

профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный

процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшими

из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и

интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие

и работоспособность. Главные качества педагога-мастера - человеколюбие и

умение общаться с людьми. Педагогическое мастерство с технологической

точки зрения - это система, основными компонентами которой являются

высокая общая культура, гуманистическая направленность,

профессиональные знания и умения, творчество и педагогические

способности, технологическая компетентность. Важнейшей частью

педагогического мастерства также являются профессиональные знания и

И наш педсовет направлен на совершенствование мастерства педагогов,

сегодня мы имеем возможность не только узнать о деятельности коллег, но и

систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе. И

пройдет данный педсовет не в традиционной форме, а в форме деловой игры.

После этого педагоги делятся на команды путем собирания разрезной

картинки.

Разминка. Перечислите задачи годового плана ДОУ, над которыми работает

коллектив.

В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает фишку.

1. Конкурс. Психологический ринг. Педагогпсихолог задает вопросы

поочередно каждой команде и та, которая дала правильный ответ, получает

1 команда: Систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие

объектов (Наблюдение).

2 команда: Психический познавательный процесс, состоящий в отражении

прошлого опыта (Память).

1 команда: Определите тип темперамента.

У этих детей преобладает хорошее настроение. Они жизнерадостны. На

положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные -

громким плачем. Все внутренние переживания проявляются внешне. Эти

дети с удовольствием берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом

яркие положительные эмоции. Чувства и интересы этих детей неустойчивы.

Эти дети любят шумные игры, легко переходят от сна к бодрствованию. Их

легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние

стимулы, чем на внутренние. Поскольку чувствительность к раздражителю у

них понижена, они не реагируют на замечания, сделанные тихим голосом.

Речь этих детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.

(ДЕТИ-САНГВИНИКИ).

2 команда: Определите тип темперамента. У этих детей часто меняется

настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не

улыбаются, а хохочут. Очень бурно дети реагируют на внешние

раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Дети с данным

типом темперамента предпочитают подвижные игры, игры с элементами

спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки

формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Эти дети испытывают

трудности в переключении и концентрации внимания, их трудно

дисциплинировать. На запреты взрослых они выражают бурный

протест. (ДЕТИ-ХОЛЕРИКИ).

2. Конкурс. От каждой команды приглашает по одному педагогу, которые

получают карточки со следующими заданиями:

Закончите стихотворение, которое написано в карточке За

правильный ответ - фишка.

1 команда

2 команда

1 команда

2 команда

Дуб дождя и ветра

Он отправился в

Побежал он на

Покрылся

Вовсе не боится.

Покупать себе

отцепленный

В селе за

Кто сказал, что

помчался в кассу

Внес узлы и

чемоданы,

простудиться)

(Покупать

бутылку квасу)

(Рассовал их под

3. Конкурс. Определить в какой возрастной группе изучаются названные

произведения. За каждый правильный ответ - фишка.

1 команда Х.К. Андерсен «Дюймовочка»(подг. гр.); В. Бианки «Лис и

мышонок» (1 мл. гр.)

«Пых» белорус. н. с. (2 мл. гр.)

2 команда Н. Носов «Живая шляпа»(ст. гр.);«Маша и медведь»р. н. с. (1 мл.

«Бр. Гримм «Бременские музыканты»(ср. гр.)

Дружеский шарж.

Каждой команде предлагается придумать и изобразить с помощью мимики

и жестов одного из педагогов другой команды (не более 1 минуты). В случае,

если педагоги узнали коллегу (на обсуждение дается не более 2 минут) - они

получают фишку.

4. Конкурс. Знание ФРТ.

Написать названия всех образовательных областей.

1 команда - Из каких частей должна состоять Основная

общеобразовательная программа дошкольного образования? (из двух

частей: обязательной части и части, формируемой участниками

образовательного процесса).

2 команда - На основе чего разрабатывается Примерная основная

общеобразовательная программа дошкольного образования? (На основе

федеральных требований).

К какой образовательной области относятся данные задачи?

1 команда - развитие игровой деятельности детей ("Социализация")

2 команда - сенсорное развитие ("Познание")

1 команда - воспитание культурно-гигиенических навыков; ("Здоровье")

2 команда формирование гендерной, семейной, гражданской

принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к

мировому сообществу. ("Социализация»)

Каждый правильный ответ поощряется фишкой.

5. Конкурс. Развитие выразительной речи воспитателя. Буламбаева И. М

Командам дается задание:

Произнесите слово "МОЛОДЕЦ!":

1 команда

2 команда

удивленно

иронично

восторженно

требовательно

6. Конкурс. Решение обучающих психолого-педагогических ситуаций.

Каждая команда выбирает себе карточку с заданием, обсуждает и

высказывает свою точку зрения. Точки зрения могут быть различные и

высказаться имеют право все педагоги.

Одного из воспитанников товарищи по группе зовут не по имени, а по

национальности. Ребенок постоянно плачет и не хочет ходить в детский

сад. Воспитатель пытается объяснить детям, что они поступают

жестоко. Тогда дошкольники начинают дразнить малыша так, чтобы не

слышали взрослые. Какой выход из создавшейся ситуации?

Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании

рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их

физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы

ее внука не брали на прогулку и в бассейн, т. к. он часто простывает.

Аргументировала она данный факт тем, что педагоги не следят, как

одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать

не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Сережа будет одеваться

в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду будет

помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы. Как

организовать работу с родителями Сережи?

7. Конкурс. «Модель педагога»

И в заключение вам предлагается схематично изобразить модель педагога,

отметив качества, которыми он


Контрольная работа по дошкольной педагогике на тему:

«Воспитатель дошкольного учреждения - специалист по дошкольному воспитанию»
Санкт - Петербург
2009 год.
План работы

1. Роль воспитателя в жизни ребенка и общества.
2. Мама или детский сад.
3. Функции воспитателя дошкольного учреждения.
4. Права и обязанности воспитателя, регламентируемые ведущими нормативными документами.
5. Требования к личности воспитателя.
6. Воспитатель XXI века. Каким ему быть?
Список литературы.
1. Роль воспитателя в жизни ребенка и общества

«Любить детей -- это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их -- это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни»
Горький М
На мой взгляд, воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.
Познакомившись с трудами многих русских и советских педагогов, я пришла к выводу, что наиболее полно и исчерпывающе роль воспитателя в жизни ребенка и общества раскрывает педагог - философ Константин Николаевич Вентцель (1857-1947).
В книге «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» К. Н. Вентцель изложил основные положения свободного воспитания детей дошкольного возраста.
По мнению К.Н. Вентцеля, ребенок и воспитатель должны иметь значение как две равные единицы - и то воспитывающее общение, которое там установится между ними, не будет иметь своей задачей подчинение ребенка воле воспитателя, а оно будет компенсироваться равноценным подчинением воспитателя воле ребенка. Но такое уравновешивание, или компенсация, означает, что воспитывающим общением, элемент подчинения устранен совершенно. Подчинение одного, уравновешиваясь равным подчинением другого, означает только то, что связь между ними приняла форму соединения на равных началах. И такую именно форму будет стремиться принять воспитывающее общение в идеальном детском саду. В традиционных детских садах такого равенства в воспитывающем общении не существует. В них ребенок подчиняется воле воспитателя, но воспитатель не подчиняется воле ребенка. В таких детских садах воспитывает только воспитатель, считающий это воспитание своей прерогативой, но воспитывать должен не только воспитатель, но и ребенок воспитателя. И хотя это положение и звучит парадоксом, однако только при последовательном и неуклонном проведении его, мы будем иметь истинных воспитателей и воспитание будет достигать наибольших возможных положительных результатов. Чем скорее ребенок увидит и почувствует, что не только его воспитывают, но что он сам как бы воспитывает своего воспитателя, что последний под его влиянием непрерывно перевоспитывается и улучшается, тем полнее и плодотворнее будет влияние воспитателя на ребенка. Чем скорее он увидит, что воспитатель не стремится подчинить его своей воле, что он не только не старается противодействовать воле ребенка, но напротив того, признает ее и уважает и оказывает ей всяческое содействие и поддержку, тем более он будет склонен свободно следовать тем разумным и справедливым требованиям, которые ему ставит воспитатель и которые имеют в виду благо ребенка.
К.Н. Вентцель считает, что воспитатели должны прилагать все свои старания к тому, чтобы это учреждение представлялось ребенку не только местом счастья, радости, свободы, но вместе с тем и серьезного торжественного отношения к жизни и ее задачам и чтобы ребенок все более проникался тем сознанием, что, работая вдумчиво и внимательно здесь над задачами жизни, возникающими в этой маленькой общине, он приучится работать на более широком поприще над теми же задачами жизни, только в более увеличенном масштабе. В целях пробуждения у детей подобного сознательного отношения к детскому саду большую роль должны играть, по мнению ученого, общие совместные беседы обо всех событиях жизни учреждения. При этом воспитатель должен обращать особое внимание на то, чтобы в этих беседах было по возможности меньше внешнего и показного, и чтобы они были свободными, отличаясь искренним и вдумчивым обсуждением вопросов жизни. Также, К. Н. Вентцель считает, что детский сад должен быть местом приобретения тех или иных знаний и навыков, местом свободных игр ребенка, местом удовлетворения всех общественных, научных, эстетических, нравственных и других запросов ребенка, т.е. местом цельной и гармонической его жизни. Однако в процессе свободного воспитания воспитатели детского сада, по мнению К. Н. Вентцеля, должны считаться с возрастом детей, которые в нем находятся. Это возраст быстро сменяющихся настроений, быстро перескакивающих интересов, и помещать его в определенные рамки какой - нибудь программы, какого - нибудь расписания значило бы просто вступать в борьбу с ним, значило бы производить с этим возрастом самую отчаянную ломку. И разумный воспитатель никогда не пойдет по этому пути. Каждый возраст должен быть изжит в полной мере своих особенностей, так и тот возраст детства, который приходится на долю детского сада.
Самое главное место, по мнению ученого, здесь должно отводиться играм детей. Игры должны быть свободными, причем в отношении них должен проводиться тот метод освобождения творческих сил, который будет проводиться там по отношению ко всем другим занятиям ребенка. Воспитатели детского сада должны заботиться о том, чтобы игры вели к развитию творческих способностей в ребенке, чего нельзя сказать относительно современных воспитателей, которые в большинстве случаев сами предлагают ребенку ту или другую игру, а не стараются делать так, чтобы ребенок самостоятельно изобрел эту последнюю. Этим самым и объясняется прогресс детских игр, из поколения в поколение передающихся и воспроизводящихся. А между тем, отмечает ученый, игра - это поприще свободного обнаружения в избытке накопленных сил жизни - могла бы являться одною из наилучших форм упражнения творческих способностей ребенка. И она для современных воспитателей остается почти не утилизированной в этом отношении. Они стараются как можно больше направлять игры детей и руководить ими и очень мало дают им самим свободно играть, очень мало пробуждают в детях собственную инициативу и собственное самостоятельное творчество.
Между тем, деятельность воспитателей детского сада ученый видит в запечатлении характера творчества в самой высшей степени как в области воспитания, так и в сфере умственного образования, придерживаясь метода освобождения в ребенке творческих сил, метода пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования, творчества, метода приведения ребенка в состояние наибольшей активности, а не состояние наибольшей пассивности, как это имеет место быть в большинстве случаев при традиционных методах преподавания. Поэтому воспитателям не следует спешить отвечать на вопросы, которые задают им дети, они должны стремиться показать ситуацию таким образом, чтобы дети самостоятельно доходили до разрешения этих вопросов, всячески поощряя самостоятельные их поиски в этом отношении. Для ребенка гораздо большее значение имеет помочь самому, собственными усилиями добиться ответа на возникший вопрос, чем дать ему готовый ответ на него. Этот прием будет в наибольшей степени содействовать развитию духовных сил ребенка, развитию в нем самостоятельного мышления, способности вопрошать природу и самому добиваться от нее ответов на поставленные вопросы. Следует стремиться к тому, чтобы весь процесс обучения имел характер достижения ребенком самим себе поставленных целей.
Определяющим моментом в этой связи будет являться выявление потребностей и интересов ребенка как можно яснее и подробнее, и тогда им удастся наметить тот объем знаний, умений и навыков, рекомендуемый для детей. Воспитатель должен помнить, что ребенку следует предлагать те знания, которые ему нужны в данный момент, а не те, которые ему понадобятся в будущем, а в данный момент не нужны. Таким образом, знания, приобретаемые детьми в детском саду, не будут оторваны от жизни вообще и в частности от жизни детей, от настоящей действительности, непосредственно ими переживаемой жизни, с ее хотя бы и повседневными, но глубоко их захватывающими интересами. Эти знания будут находиться в тесной связи с тем общественно необходимым трудом, который будут исполнять дети.Также большую роль в развитии ребенка будут играть занятия искусством, причем они должны быть тесно связаны с жизнью, с его свободными, душевными переживаниями, с теми образами, которые естественно и самопроизвольно в нем рождаются. При этом воспитатели не должны указывать на приемы работы, так как дети выработают их сами при постоянной практике, и при накоплении все большего запаса опыта и наблюдений. Таким образом, не утрачивая своей самостоятельности, самобытности и оригинальности, он постепенно придет к более совершенному исполнению своих художественных произведений.
Таким образом - через науку, философию, искусство, религию - интеграцию знаний, объединение естественных и гуманитарных наук при изучении человека, человечества, природы и Космоса - происходит становление космического сознания ребенка.
Овладевая научными знаниями о Мире, растущий человек, по К.Н. Вентцелю, «будет все больше осознавать себя как существо, связанное в своем бытии с человечеством, природой, Космосом». В результате к нему придет «понимание необходимости заботы об окружающей среде». Образование, как считал педагог-философ, может развивать космическое чувство - чувство единения со всем человечеством как носителем космической жизни, чувство любви и ответственности к природе и Космосу, бережное отношении к ним.
2. Мама или детский сад

Вспомним фразу Л.Н. Толстого: «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего страшное расстояние. От зародыша до новорождённого пучина».
Обязательно ли вести ребенка в детский сад, когда есть возможность оставить его дома? Сейчас многие родители решают этот вопрос в пользу домашнего воспитания. К сожалению, не всегда такой выбор оказывается правильным и дает ребенку возможность гармоничного развития и качественной подготовки к школе. Чем руководствуются родители, когда решают не водить малыша в детский сад? Как правило, их беспокоят непривычные условия обитания и питания, но самое сильное волнение вызывает предполагаемая сложная адаптация ребенка в новом коллективе. Правильно ли лишать дошкольника опыта общения с незнакомыми людьми? Ведь рано или поздно ему все равно придется выбираться «из-под крылышка» близких, и именно от них зависит, будет ли ребенок готов к этому шагу.
Давайте рассмотрим, в чем конкретно состоит преимущество посещения малышом детского сада в противовес домашнему воспитанию.
Во-первых, детский сад обеспечивает ребенку следование режиму, который приучает к разделению работы и отдыха. Далеко не всегда дома удается организовать время малыша с учетом этого немаловажного аспекта.
Во-вторых, общение в коллективе, поиск контакта с незнакомыми сверстниками и взрослыми - все это залог наилучшей адаптации ребенка в школе. Групповые занятия дают возможность проследить за малышом в соревновательной ситуации и подкорректировать при необходимости реакции ребенка. Воспитание на дому не дает дошкольнику этой значимой составляющей гармоничного развития, а родителей лишает шанса увидеть и вовремя устранить существующие проблемы. В-третьих, детский сад дает ребенку возможность всестороннего развития: физкультура, изобразительная деятельность, музыкальные занятия, иностранный язык.
Также на занятиях в детском саду закладываются основы знаний об окружающем мире (мир растений, животных, человека, времена года); развивается пространственная ориентация (умение называть, где находится предмет), память и логическое мышление (умение находить сходство-различие, обобщать, выявлять лишний предмет из предложенных, раскладывать картинки, объединенные сюжетом, в верной последовательности). Не менее важны подготовка руки к письму (копирование простого рисунка, фразы), обучение элементарным математическим навыкам (порядковый счет до десяти, прямой и обратный счет, умение решать простые задачи), развитие речи (обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, способность составлять рассказы по картинкам).
В-четвертых, в саду ребенок овладевает навыками самостоятельной работы и выполнения заданий по словесной инструкции. На занятиях осуществляется тренировка произвольного внимания, позволяющего сосредоточенно работать над материалом. Если вы решили воспитывать и обучать малыша дома, еще раз задумайтесь, сможете ли должным образом реализовать все аспекты подготовки ребенка к школьной жизни.
Посещение детского сада поможет ребенку подготовиться к учебе в школе:
- следовать режиму, разделяющему работу и отдых,
- общаться в коллективе и находить контакт с людьми,
- всесторонне развиваться,
- овладеть навыками самостоятельной работы,
- укрепить здоровье и характер.
3. Фу нкции воспитателя детского сада

Воспитатель дошкольных учреждений учит ребёнка азам самостоятельности, правилам поведения в обществе, готовит ребенка к поступлению в школу (т. е. учит их читать и считать).
Профессия воспитателя появилась относительно недавно в начале прошлого века. Связано это с тем, что женщины начали работать. Особенно много детских дошкольных учреждений появилось с восстановлением советской власти, но и на Западе сеть дошкольных учреждений начала развиваться примерно в этот же период.
В дореволюционный период существовали приюты для сирот, где были воспитатели. В состоятельных семьях принято было для воспитания детей нанимать гувернеров. Эта профессия была очень популярна в нашей стране в XIX - начале XX в. Тогда гувернёрами становились юноши и девушки из обедневших аристократических семей, получившие хорошее воспитание и образование в различных институтах или университетах. После нескольких десятилетий перерыва эта профессия снова стала востребованной.
Гувернёров приглашают к детям старше трёх лет. Домашнее воспитание - нелёгкий труд. Задача гувернёра не просто организовать досуг ребёнка, он должен всесторонне развивать и обучать своего подопечного. Именно поэтому гувернёр обязан иметь педагогическое образование и опыт преподавания какого-либо предмета (репетиторство), а также желание и готовность работать с детьми. Домашнему воспитателю необходимо и наличие медицинской книжки.
Домашними воспитателями чаще становятся женщины. Сейчас появилась новая профессия для настоящих мужчин - гувернёр-телохранитель. Претендующий на эту работу помимо высшего образования и знания иностранного языка должен быть в хорошей физической форме и не иметь вредных привычек. Приветствуется также знание техники рукопашного боя и умение вождения автотранспорта.
Постоянное общение с ребенком - важнейшая служебная функция воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми. Забота о состоянии жизни ребенка в дошкольных учреждениях, выполняет все режимы мероприятий - еда, сон, закаливание, прогулки, физические упражнения - входят в основную обязанность воспитателя. Детей учат завязывать шнурки и застёгивать «молнии», пользоваться ложкой, вилкой, носовым платком, петь, танцевать, правильно говорить, рисовать, дружить и т. д.
Однако самое главное в работе воспитателя детского сада - это его ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых носов и коленок, а также переломанных рук и ног.
Воспитатель должен много знать и уметь. Передним стоит не простая задача - научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей. В чем-то хотя бы и в одном, он должен обладать какими-то особыми данными например: быть отличным спортсменом или хорошим певцом. И ему надо очень много читать. Он должен хорошо знать детскую художественную литературу.
Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детей между собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Они очень любят, если воспитатель обаятелен, опрятно одет и хорошо причесан, жизнерадостен и весел, обладает чувством юмора. Приятный внешний вид, мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление.
Перед воспитателем стоит нелёгкая задача -- будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность. А ведь дети такие разные! Одним нравится жить по правилам, с помощью которых они ощущают приобщение к миру взрослых, другим же, наоборот, хочется делать то, что нельзя, - так они отстаивают свою личность. Поэтому воспитателям нужны терпение и гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии.
Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей - это игра. Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, на собственном опыте убеждаясь, как неприятно, когда обижают слабого, и как радостно получить помощь, когда ты в ней нуждаешься. Они учатся уважать себя и других, «вытаскивая репку» или «спасаясь от волка». Мастерство воспитателя состоит в том, что он знает, когда несмелого ребёнка надо поддержать, «назначив его волком», а агрессивного поучить сочувствию, «сделав козлёнком».
Подметив в ребёнке способности, воспитатель должен не только поддержать слабые ростки будущих начинаний, но и убедить родителей в необходимости развивать ребёнка. Здесь ему не обойтись без наблюдательности, хорошей памяти и тактичности.
4. Права и обязанности воспитателя, регламентируемые ве дущими нормативными документами

В соответствии с законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 работники дошкольных учреждений имеют следующие права:

Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
1. Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства.
2. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.
3. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.
4. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учрежден и т.д.................

Воспитатель дошкольного учреждения – специалист по дошкольному воспитанию

контрольная работа

1. Роль воспитателя в жизни ребенка и общества

«Любить детей -- это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их -- это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни»

"right">Горький М

На мой взгляд, воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Познакомившись с трудами многих русских и советских педагогов, я пришла к выводу, что наиболее полно и исчерпывающе роль воспитателя в жизни ребенка и общества раскрывает педагог - философ Константин Николаевич Вентцель (1857-1947).

В книге «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» К. Н. Вентцель изложил основные положения свободного воспитания детей дошкольного возраста.

По мнению К.Н. Вентцеля, ребенок и воспитатель должны иметь значение как две равные единицы - и то воспитывающее общение, которое там установится между ними, не будет иметь своей задачей подчинение ребенка воле воспитателя, а оно будет компенсироваться равноценным подчинением воспитателя воле ребенка. Но такое уравновешивание, или компенсация, означает, что воспитывающим общением, элемент подчинения устранен совершенно. Подчинение одного, уравновешиваясь равным подчинением другого, означает только то, что связь между ними приняла форму соединения на равных началах. И такую именно форму будет стремиться принять воспитывающее общение в идеальном детском саду. В традиционных детских садах такого равенства в воспитывающем общении не существует. В них ребенок подчиняется воле воспитателя, но воспитатель не подчиняется воле ребенка. В таких детских садах воспитывает только воспитатель, считающий это воспитание своей прерогативой, но воспитывать должен не только воспитатель, но и ребенок воспитателя. И хотя это положение и звучит парадоксом, однако только при последовательном и неуклонном проведении его, мы будем иметь истинных воспитателей и воспитание будет достигать наибольших возможных положительных результатов. Чем скорее ребенок увидит и почувствует, что не только его воспитывают, но что он сам как бы воспитывает своего воспитателя, что последний под его влиянием непрерывно перевоспитывается и улучшается, тем полнее и плодотворнее будет влияние воспитателя на ребенка. Чем скорее он увидит, что воспитатель не стремится подчинить его своей воле, что он не только не старается противодействовать воле ребенка, но напротив того, признает ее и уважает и оказывает ей всяческое содействие и поддержку, тем более он будет склонен свободно следовать тем разумным и справедливым требованиям, которые ему ставит воспитатель и которые имеют в виду благо ребенка.

К.Н. Вентцель считает, что воспитатели должны прилагать все свои старания к тому, чтобы это учреждение представлялось ребенку не только местом счастья, радости, свободы, но вместе с тем и серьезного торжественного отношения к жизни и ее задачам и чтобы ребенок все более проникался тем сознанием, что, работая вдумчиво и внимательно здесь над задачами жизни, возникающими в этой маленькой общине, он приучится работать на более широком поприще над теми же задачами жизни, только в более увеличенном масштабе. В целях пробуждения у детей подобного сознательного отношения к детскому саду большую роль должны играть, по мнению ученого, общие совместные беседы обо всех событиях жизни учреждения. При этом воспитатель должен обращать особое внимание на то, чтобы в этих беседах было по возможности меньше внешнего и показного, и чтобы они были свободными, отличаясь искренним и вдумчивым обсуждением вопросов жизни. Также, К. Н. Вентцель считает, что детский сад должен быть местом приобретения тех или иных знаний и навыков, местом свободных игр ребенка, местом удовлетворения всех общественных, научных, эстетических, нравственных и других запросов ребенка, т.е. местом цельной и гармонической его жизни. Однако в процессе свободного воспитания воспитатели детского сада, по мнению К. Н. Вентцеля, должны считаться с возрастом детей, которые в нем находятся. Это возраст быстро сменяющихся настроений, быстро перескакивающих интересов, и помещать его в определенные рамки какой - нибудь программы, какого - нибудь расписания значило бы просто вступать в борьбу с ним, значило бы производить с этим возрастом самую отчаянную ломку. И разумный воспитатель никогда не пойдет по этому пути. Каждый возраст должен быть изжит в полной мере своих особенностей, так и тот возраст детства, который приходится на долю детского сада.

Самое главное место, по мнению ученого, здесь должно отводиться играм детей. Игры должны быть свободными, причем в отношении них должен проводиться тот метод освобождения творческих сил, который будет проводиться там по отношению ко всем другим занятиям ребенка. Воспитатели детского сада должны заботиться о том, чтобы игры вели к развитию творческих способностей в ребенке, чего нельзя сказать относительно современных воспитателей, которые в большинстве случаев сами предлагают ребенку ту или другую игру, а не стараются делать так, чтобы ребенок самостоятельно изобрел эту последнюю. Этим самым и объясняется прогресс детских игр, из поколения в поколение передающихся и воспроизводящихся. А между тем, отмечает ученый, игра - это поприще свободного обнаружения в избытке накопленных сил жизни - могла бы являться одною из наилучших форм упражнения творческих способностей ребенка. И она для современных воспитателей остается почти не утилизированной в этом отношении. Они стараются как можно больше направлять игры детей и руководить ими и очень мало дают им самим свободно играть, очень мало пробуждают в детях собственную инициативу и собственное самостоятельное творчество.

Между тем, деятельность воспитателей детского сада ученый видит в запечатлении характера творчества в самой высшей степени как в области воспитания, так и в сфере умственного образования, придерживаясь метода освобождения в ребенке творческих сил, метода пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования, творчества, метода приведения ребенка в состояние наибольшей активности, а не состояние наибольшей пассивности, как это имеет место быть в большинстве случаев при традиционных методах преподавания. Поэтому воспитателям не следует спешить отвечать на вопросы, которые задают им дети, они должны стремиться показать ситуацию таким образом, чтобы дети самостоятельно доходили до разрешения этих вопросов, всячески поощряя самостоятельные их поиски в этом отношении. Для ребенка гораздо большее значение имеет помочь самому, собственными усилиями добиться ответа на возникший вопрос, чем дать ему готовый ответ на него. Этот прием будет в наибольшей степени содействовать развитию духовных сил ребенка, развитию в нем самостоятельного мышления, способности вопрошать природу и самому добиваться от нее ответов на поставленные вопросы. Следует стремиться к тому, чтобы весь процесс обучения имел характер достижения ребенком самим себе поставленных целей.

Определяющим моментом в этой связи будет являться выявление потребностей и интересов ребенка как можно яснее и подробнее, и тогда им удастся наметить тот объем знаний, умений и навыков, рекомендуемый для детей. Воспитатель должен помнить, что ребенку следует предлагать те знания, которые ему нужны в данный момент, а не те, которые ему понадобятся в будущем, а в данный момент не нужны. Таким образом, знания, приобретаемые детьми в детском саду, не будут оторваны от жизни вообще и в частности от жизни детей, от настоящей действительности, непосредственно ими переживаемой жизни, с ее хотя бы и повседневными, но глубоко их захватывающими интересами. Эти знания будут находиться в тесной связи с тем общественно необходимым трудом, который будут исполнять дети.Также большую роль в развитии ребенка будут играть занятия искусством, причем они должны быть тесно связаны с жизнью, с его свободными, душевными переживаниями, с теми образами, которые естественно и самопроизвольно в нем рождаются. При этом воспитатели не должны указывать на приемы работы, так как дети выработают их сами при постоянной практике, и при накоплении все большего запаса опыта и наблюдений. Таким образом, не утрачивая своей самостоятельности, самобытности и оригинальности, он постепенно придет к более совершенному исполнению своих художественных произведений.

Таким образом - через науку, философию, искусство, религию - интеграцию знаний, объединение естественных и гуманитарных наук при изучении человека, человечества, природы и Космоса - происходит становление космического сознания ребенка.

Овладевая научными знаниями о Мире, растущий человек, по К.Н. Вентцелю, «будет все больше осознавать себя как существо, связанное в своем бытии с человечеством, природой, Космосом». В результате к нему придет «понимание необходимости заботы об окружающей среде». Образование, как считал педагог-философ, может развивать космическое чувство - чувство единения со всем человечеством как носителем космической жизни, чувство любви и ответственности к природе и Космосу, бережное отношении к ним.

"Великая дидактика" Я.А. Коменского – первое научное обоснование педагогической теории

В "Великой дидактике" немаловажное значение уделяется понятию природосообразного обучения. Всю задачу обучения Коменский зачастую сводит не столько к пользе конкретного человека (хотя и не избегает ее), сколько к пользе...

Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня

Специальность воспитателя режима продленного дня еще только складывается, нет достаточно полной ее профессиограммы...

Взаимосвязь физического воспитания с другими сторонами воспитания

Возможности использования информационных компьютерных технологий при обучении грамматической стороне иноязычной речи

Современное состояние развития цивилизации социологи и философы называют "информационным обществом". Информационное общество - это "общество, в котором социально-экономическое развитие зависит, прежде всего, от производства, переработки...

Гуманистическая направленность педагогической деятельности

К числу единомышленников Амонашвили, разделяющих его взгляды на необходимость гуманистической направленности деятельности педагога, следует отнести В. А. Сухомлинского. «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника»...

Древнерусское воспитание по "Домострою"

Неопределенность и некая многозначность содержания «Домостроя» объясняется происхождением памятника, типичного для средневековой литературы памятника нравоучительной литературы. Нравоучительной - а это, прежде всего, значит...

Педагоги прошлого – Януш Корчак

Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие. В нашем мышлении образы линялые, ветхие, чувства тусклые и словно покрытые пылью. А дети думают сердцем, не умом. Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык...

Приобщение младших школьников к культуре зарубежного народа в процессе его изучения

Развитие игровой деятельности ребёнка

Маленький ребенок непрерывно нуждается деятельности и устает не от нее, а от ее однообразия. Игра для ребенка дошкольного возраста является ведущим и наиболее естественным видом деятельности, важным условием полноценного умственного...

Развитие российской системы образования

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития...

Современный взгляд на педагогическое наследие А.С. Макаренко

Макаренко утверждал, что воспитываться должен не только воспитуемый, но и сам педагог. Причём, не нужно иметь педагогического таланта. Как писал Макаренко: «Я не обладаю педагогическим талантом и пришёл в педагогику случайно. Отец мой, маляр...

Социально-психологический портрет педагога дошкольного учреждения

Известный советский педагог А. С. Макаренко, подчеркивая роль и ответственность педагога, писал: «Я уверен в совершенно беспредельном могуществе воспитательного воздействия. Я уверен, что если человек плохо воспитан...

Специальная подготовка старших дошкольников к школе

Дошкольные учреждения всех типов создаются в целях общественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Они действуют в соответствии с «Основами законодательства РФ об образовании», «Уставом детского сада»...

Унификация и агрегатирование в практике дизайнерского проектирования. Принцип игрового начала детской среды

Прежде чем приступить к предмету нашего рассмотрения - детской развивающей среды, и ее главным задачам в формировании всестороннего развития ребенка, остановимся на основных определениях, и выясним...

Формирование эффективной системы управления сферой образовательных услуг региона

Современная научно-техническая революция существенно изменила материально-технические условия производства и жизни, но не менее важным ее следствием стало коренное изменение структуры, содержания и характера запаса знаний, навыков...

« Роль воспитателя в жизни ребенка и общества »

Ералимова Галия Болатовна

Детский сад «Жулдыз»

2017 год

Детство - важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,

самобытная, неповторимая жизнь.

И от того, как прошло детство,

кто вёл ребёнка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,

- от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

На мой взгляд, воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Педагог – это звучит гордо, однако согласно мировым исследованиям работа с детьми является одной из наиболее сложных и ответственных занятий. Причина этого скрывается в хрупкости и ранимости детской психики, формирование которой частично ложится на плечи воспитателя.

История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а впоследствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитатель.…

Жизненная позиция человека, его характер, моральные принципы и взгляды закладываются в детстве, и именно поэтому высокая компетентность, безупречное образованность и всестороннее развитие личности самого воспитателя, соправождающего ребенка в его ранние годы, приобретают особую социальную значимость. Вся работа воспитателя с ребенком ориентирована на формирование не только новой личности, но и нового гражданина того или иного государства. В условиях дошкольного образования воспитывается отношение ребенка к труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для его дальнейшего развития.

Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственной организацией их жизни в условиях определенного дошкольного учреждения, выполняя все предусмотренные мероприятия. Для успешной работы необходимо хорошо разбираться в возрастной психологии детей, педагогике, быть знакомым с основными принципами организации дошкольного и младшего школьного воспитания. Среди личностных качеств, наиболее развитыми должны быть внимательность, терпеливость, наблюдательность, находчивость и конечно же, любовь к детям.

Положительные стороны профессии заключены в непосредственном общении с детьми. Профессия воспитателя прекрасно подходит женщинам, что ярко отражает статистика, однако досадным остается недостаток мужского воспитания к детям дошкольного младшего возрастов, причина которого кроется в невысокой материальной прибыли данной профессии.

Воспитатели должны прилагать все свои старания к тому, чтобы детский сад представлялся ребенку не только местом счастья, радости, свободы, но вместе с тем и местом серьезного торжественного отношения к жизни и ее задачам и чтобы ребенок все более проникался тем сознанием, что, работая вдумчиво и внимательно здесь над задачами жизни, возникающими в этой маленькой общине, он приучится работать на более широком поприще над теми же задачами жизни, только в более увеличенном масштабе.

Постоянное общение с ребенком – важнейшая служебная функция воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста. От того как правильно и н.асколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми. Забота о состоянии жизни ребенка в дошкольных учреждениях, выполняет все режимы мероприятий – еда, сон, закаливание, прогулки, физические упражнения – входят в основную обязанность воспитателя. Детей учат завязывать шнурки, застегивать «молнии», пользоваться ложкой, вилкой, носовым платком, петь. Танцевать, правильно говорить, рисовать, дружить и т.д.

Однако самое главное в работе воспитателя – это его ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребенка не было разбитых носов и коленок, а также переломанных рук и ног.

Воспитатель должен много знать и уметь. Передним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей. В чем-то хотя бы и в одном, он должен обладать какими-то особыми данными например: быть отличным спортсменом или хорошим певцом. И ему надо очень много читать. Он должен хорошо знать детскую художественную литературу.

Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детей между собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Они очень любят, если воспитатель обаятелен, опрятно одет и хорошо причесан, жизнерадостен и весел, обладает чувством юмора. Приятный внешний вид, мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление.

Перед воспитателем стоит нелёгкая задача - будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность. А ведь дети такие разные! Одним нравится жить по правилам, с помощью которых они ощущают приобщение к миру взрослых, другим же, наоборот, хочется делать то, что нельзя, - так они отстаивают свою личность. Поэтому воспитателям нужны терпение и гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии.

Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей - это игра. Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, на собственном опыте убеждаясь, как неприятно, когда обижают слабого, и как радостно получить помощь, когда ты в ней нуждаешься. Они учатся уважать себя и других, «вытаскивая репку» или «спасаясь от волка». Мастерство воспитателя состоит в том, что он знает, когда несмелого ребёнка надо поддержать, назначив его «волком», а агрессивного поучить сочувствию, сделав его «козленком».

Подметив в ребёнке способности, воспитатель должен не только поддержать слабые ростки будущих начинаний, но и убедить родителей в необходимости развивать ребёнка. Здесь ему не обойтись без наблюдательности, хорошей памяти и тактичности.

Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколени й общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.

Родилась я в небольшом городке и, как все дети, ходила в детский сад. Хорошо ли, плохо ли было в саду, не совсем четко помню. Но хорошо запомнилось что, в группе было много детей, а игрушек мало. Всем хотелось играть с воспитателем. Хотелось разных игр, конкурсов, соревнований. Вот изапало в душу: пойду работать с детьми.

Жизнь сложна и таинственна. Она скрывает от нас наше будущее, нашу профессию, но для каждого из нас наступает минута, когда мы должны выбрать: кем же мы хотим стать? Какую бы профессию я не выбрала, она должна радовать меня и людей. Мне нравятся все профессии связанные с воспитанием детей. Почему? Да отчасти потому, что воспитание – это постоянный поиск, романтика, это никакого покоя и застоя. Работа моя не знает повторений. Дети такие разные и чем - то одинаковые: у них голубые или карие, но обязательно лукавые и живые глаза, вздернутые носики, золотые пушистые волосики. А характеры?! Спокойные и непоседы, неугомонные и серьезные, вдумчивые и пытливые «почемучки». И к каждому нужен свой подход, свой ключик. Только тогда открывается душа этого маленького человечка, появится доверчивый, открытый взгляд.

Профессия воспитатель стара как мир. Не зря мамы и папы доверяют нам своих крошек. В силу профессии воспитатель заключаю, что детский сад – это не то место, где дети должны переждать время работы мамы. А дом добра и света, внимания и ласки, где нет случайных и злобных натур, где учатся жить. Получая из теплых, нежных маминых рук, самое дорогое, что у нее есть, воспитатель зажига ет этим теплом и малыш доверчиво прижимается к нему , не чувствуя разницы, улыбается ей . И она стара ется сделать все для него, чтобы он не заметил, что мамочка на работе, а вечером не убегал от воспитателя , а обняв, обещал завтра вернуться. Воспитывая детей, стара ешься научить их дружить друг с другом, сделать коллективом, где не было бы детей лишних и не нужных или каких то особенных.

Наша профессия дает обществу детей, подготовленных к дальнейшей жизни, уверенных в себе, желающихся учится дальше. Для кого-то это банальность, а для меня это и есть жизнь. И я горжусь каждой маленькой победой в своей профессии. Да, именно горжусь:

    доверием детей;

    возможностью воспитания нового поколения;

    достижением каждого ребенка;

    расширением круга общения, появлением новых друзей и единомышленников;

    возможностью реализовать собственное творчество;

    признанием и оценкой своего труда.

Чему я могу научить сегодня детей? Я хочу научить детей всему: слышать звуки и знать, что бывает круглое, овальное, а что бывает высокое; собирать картинки из кубиков, лепить снеговиков, рисовать, читать стихии сказки, считать и многому другому. Главное для меня – научить детей быть здоровыми, не только физически, но и психологически.

Что я могу дать детям? Прежде всего – любовь. И я люблю их такими, какие они есть. Воспитатель – это педагог, то есть человек, который учит, помогает познать окружающий мир. И то, насколько этот процесс будет эффективным, зависит от интереса моих маленьких обучаемых. И так день за днём мы вместе идём по тропе знаний, по которой они учатся различать добро и зло, познают себя и окружающий мир, а я беспрестанно учусь у них преданности, открытости и любви.

Педагог он вечный созидатель.

Он жизни учит и любви к труду.

Я педагог, наставник, воспитатель,

За что благодарю свою судьбу.

Много нужно ласки и заботы

Всех услышать, каждого понять.

Воспитатель – трудная работа-

Постоянно маму заменять.

Вырастут ребята, детство не забудут,

Впереди у жизни целый век.

И тот шалун с годами добрым будет,

Главное, чтоб был он – ЧЕЛОВЕК!

Не важно, кем они работать будут.

Для воспитателя –ведь дети навсегда!

Чем уважать их будут люди,

Тем выше планка моего труда!

Уйдут одни, придут другие дети,

Получат здесь ласку и уют.

Меня оценять в 21 веке,

Труд воспитателя оценят – добрый труд!

Проведение праздника «День Нептуна».

Вместе с Нептуном идем в бассейн.

Праздник «Мамин праздник».

Конкурс «Маленькая красавица» с участием родителей. Все девочки получили грамоты и подарки. А звание «Маленькой красавицы » по оценке жюрри получила Максут Диана (в середине фото).









2024 © rukaraoke.ru.