Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. Принципы обучения по Доману


Все родители стремятся дать своим деткам все самое лучшее, воспитать их умными, образованными людьми. В наше время молодые родители имеют куда больше возможностей заниматься со своими детками по разнообразным методикам, чем имели наши бабушки и мамы, ведь в сети интернет можно найти практически любую интересующую нас информацию. Так, сегодня на слуху у молодых мам и пап множество всевозможных методик раннего развития детей, среди которых большой популярностью пользуется методика Глена Домана. Так что же это за методика и в чем ее суть?

Глен Доман – лучший из специалистов в области изучения детского мозга

Глен Доман (Glenn Doman ) – великий врач-нейрохирург из американского города Филадельфия. Глен Доман родился в 1920 году. В 1940 году Доман окончил Пенсильванский университет в родном городе, после чего устроился на работу в больницу физиотерапевтом. С 1941 года работа молодого врача была прервана в связи со Второй мировой войной. По окончании войны Доман вернулся к своей работе. Именно в это время молодой и предприимчивый врач организовал вместе со своими коллегами работы по восстановлению деток, которые имели повреждения головного мозга и тяжелые поражения нервной системы. Эти работы имели большой успех и уже в 1955 году Доман открыл институт Развития Человеческого Потенциала.

Годы ежедневной изнурительной работы в изучении свойств детского мозга, случаях его повреждения и составления восстановительных методик сделали Глена Домана одним из крупнейших специалистов всего мира в этой области.

Суть и принципы методики Глена Домана

Изначально методика Глена Домана была направлена на развитие умственно отсталых деток, а также детей, которые имели травмы или другие поражения мозга. Но по ходу своей работы и ежедневных исследований, Доман заметил, что под воздействием упражнений в процессе психической деятельности активно участвовали и здоровые клетки головного мозга. Именно благодаря этому открытию он пришел к выводу, что данная методика подходит также и для раннего развития здоровых детей. Со временем он ее адаптировал под здоровых деток, и она получила название, под которым известна и сейчас – методика раннего развития Глена Домана. Сегодня данная методика пользуется большой популярностью не только в разнообразных специализированных дошкольных учреждениях и реабилитационных центрах, но и среди родителей.

Итак, методика Глена Домана основана на том факте, что малыши лучше всего воспринимают информацию с помощью зрительных и слуховых анализаторов. Именно этот принцип и положен в основу данной методики. Начинать занятия с ребенком по методике Домана можно уже в трехмесячном возрасте.

Суть методики заключается в том, чтобы показывать деткам специальные карточки с изображением животных, фруктов и многого другого, а также написанные на специальных карточках слова и четко их произносить (для обучения малыша чтению). Для первых занятий нужно использовать наиболее простые и понятные для малыша слова, такие как мама, папа, каша, кот, собака. Каждое слово должно быть распечатано крупными красными буквами на отдельном листе или карточке. Со временем упражнения усложняются тем, что слова делятся на такие категории, как продукты питания, овощи, фрукты, животные, природа и так далее.

Как проходит обучение по методике Глена Домана?

Как и любые другие занятия, упражнения по методике Домана можно проводить только тогда, когда малыш спокоен, его ничего не беспокоит и он не хочет спать. Ребенка нужно положить или посадить в удобном для него положении и начинать ему демонстрировать карточки со словами от самого простого к более сложному. За одно занятие используется пять карточек, которые используются на протяжении пяти дней. Каждая карточка показывается всего пару секунд, в течении которых взрослый четко проговаривает то, что на карточке написано или изображено. Отвлекаться и объяснять что-либо не нужно, просто показываете и четко проговариваете одну за одной все пять карточек. Карточку необходимо держать на расстоянии 50-60 сантиметров от лица ребенка.

Карточки из одной серии все время необходимо показывать и произносить в другой последовательности. Проводить занятие необходимо три раза в день в течении пяти дней. После этого одна карточка убирается и добавляется новая, через пять дней на смену второй карточке приходит новая и так все время.

Цели занятий по методике Глена Домана

Основной целью занятий по методике Домана является максимально задействовать детский мозг, который до шести лет все время растет и способен воспринимать огромное количество информации. Доман доказал, что чем больше мозг работает, тем лучше развивается интеллект ребенка. Если же показывать ребенку карточки не с изображениями, а со словами, то можно довольно рано научить ребенка читать. Также с помощью карточек Домана можно учить и математику, показывая карточки, на которых будут изображены красные точки, которые нужно сосчитать.

Необходимые материалы

Именно благодаря тому, что данная методика не требует никаких специальных дорогостоящих материалов, она и пользуется такой популярностью. Все, что нужно для занятий – это карточки с изображениями, словами или точками. Можно вместо них также использовать обычные листы формата А4, главное, чтобы все изображения и слова на них были четкими и цветными.

Особенности методики раннего развития Глена Домана

Главной особенностью методики Домана является то, что с ее помощью можно развивать мозг ребенка сразу в четырех основных направлениях – чтение, математика, энциклопедические знания и физическое развитие.

  • обучение малышей чтению по методике Домана происходит с помощью карточек со словами;
  • обучение математике происходит с помощью карточек, на которых изображены большие красные точки в количество от одной до ста;
  • получение ребенком энциклопедических знаний по методике Домана происходит с помощью карточек, отсортированных по темам и категориям;
  • физическому развитию Глен Доман отдавал едва ли не главное место в своей методике. Малыш должен постоянно двигаться, ведь основой умственного развития является именно движение.

Методика раннего развития Глена Домана считается одной из самых успешных и наиболее эффективных среди всех остальных. Немаловажным является тот факт, что многие нобелевские лауреаты учились в детстве именно по методике Глена Домана.

Основатель: Глен Доман — ученый — нейрофизиолог

Самое важное правило при обучении ребёнка чтению по системе Глена Домана — ни в коем случае не забывайте о том, что обучение — это не работа, а увлекательная игра.

Материалы Домана были созданы на основе многолетней экспериментальной работы группы учёных. Его методика состоит из пяти основных этапов.

Этапы обучения:

Отдельные слова

Он начинается с использования 15 слов. И только после этого можно продолжать развитие словарного запаса по Доману. Заниматься рекомендуется исключительно, когда малыш находится в хорошем настроении, когда он полон энергии и восприимчив. Помещение для занятий должно быть тихим и уютным, без отвлекающих зрительное внимание ярких предметов или картин.

Для начала покажите вашему малышу карточки со словом «МАМА» и отчётливо произнесите фразу: «Это означает «мама»». Демонстрируйте карточку на расстоянии не менее 35 см от лица, не выпуская ее из рук, 1-2 секунды. В этой методике не рекомендуется как-то комментировать слова, Не просите повторять малыша вслед за вами. В том же темпе проделайте аналогичную процедуру с карточкой «ПАПА» и ещё тремя словами из этой группы. В конце занятия обязательно похвалите ребёнка, и не забывайте делать это после каждого сеанса.

За первый день обучения повторите показ карточек Домана ещё 3 раза, причём, промежуток между просмотрами должен быть не менее получаса. Общее количество времени, затраченное на обучение, не должно превысить трёх минут.

В течение второго дня нужно будет повторить основное задание 3 раза, а также трижды продемонстрировать комплект карточек Домана из нового набора. В общей сложности, второй день будет состоять из шести занятий.

На третий день стоит добавить третий набор из 5-ти новых слов. В этот раз вы будете использовать три набора по 5 слов в каждом. При этом каждый набор слов должен демонстрироваться по 3 раза. Итого, общее количество занятий возрастет до 9, растянутых на весь день, но каждое из них займет не больше нескольких минут.

Как же выбрать первые 15 слов? Они должны быть самыми близкими и приятными для малыша. Слова могут включать имена членов семьи и родственников, клички домашних животных, названия его любимых продуктов, занятий, предметов домашнего обихода и многое другое. В каждой семье этот список разный и будет ограничиваться только вашей фантазией.

Скука – сигнал опасности. Дети обучаются с молниеносной быстротой, но если вы будете показывать ему наборы карточек больше трёх раз в день, малышу это наскучит. Демонстрация каждой карточки больше одной-двух секунд может привести к потере интереса ребёнка к обучению.

Вот какие результаты обещает вам Глен Доман после 3 дней следования его рекомендациям:

  • малыш разовьет зрительный аппарат и научит мозг отличать один письменный знак от другого;
  • он сможет прочитать слова.

Выучив 15 слов, можете приступать к следующей группе, обозначающей, например, части тела. Этот набор может состоять из двадцати пяти слов, разделённых на пять наборов.

Каждый раз вам нужно добавлять новые слова и убирать старые. Как это правильно сделать? Для этого удаляйте по одному слову из каждого, уже освоенного в течение 5 дней, набора, и заменяйте это слово новым. Поступайте так с каждым набором слов.

Ставьте карандашом дату демонстрации того или иного слова, и тогда вы будете точно знать, когда его следует удалить, заменив новым. Постепенно добавляйте к списку группу, состоящую из глаголов, например, обозначающих действие.

Таким образом, вы будете учить по 25 слов в день, разделенных на 5 наборов по 5 слов в каждом. Ежедневно ваш ребенок будет знакомиться с 5 новыми словами, по 1 в каждом наборе, а 5 старых слов будут вами удаляться.

Если вы действуете верно, то в среднем ваш ребенок будет выучивать по 5 слов в день, при максимуме в 10 слов.

Словосочетания

Второй этап в освоении чтения по методу Глена Домана очень важен и является промежуточным звеном между чтением отдельных слов и целых предложений.

Итак, вам нужно проанализировать словарный запас своего ребёнка и подумать о том, какие комбинации можно составить из выученных им слов. Причём, некоторые из них придется видоизменить, чтобы получились осмысленные сочетания.

Одной из самых простых и востребованных групп слов является перечень основных цветов. Дети учатся различать и называть цвета быстро и легко, получая большое удовольствие от узнавания. Убедившись, что ребенок усвоил основные цвета, вы можете предложить ему простые словосочетания: «чёрные волосы» или «жёлтый банан».

Через какое-то время вы почувствуете необходимость двигаться дальше. Тогда познакомьте маылша с антонимами: «чистый/грязный», «правый/левый».

И снова, в зависимости от возраста и опыта ребенка, вы можете дополнить показ слов яркими иллюстрациями на их обратной стороне. «Большой» и «маленький» — это очень простые понятия даже для малыша. Они тесно связаны с его повседневной жизнью: «большая ложка», «маленькая ложка» и др.

Простые предложения

На третьем этапе вам предстоит на основе словосочетаний составить простые предложения. К этому момент малышу следует знать около 75 слов.

Для этого нужно составить набор из 5 предложений, и, как и ранее, трижды в день на протяжении 3-5 дней демонстрировать его ребёнку. Затем удалите по 2 старых предложения и вставьте вместо них 2 новых. Ваш ребёнок будет усваивать их очень быстро, так что переходите к новым предложениям с максимально возможной скоростью.

На этой стадии вам придётся уменьшить размер шрифта, чтобы разместить на стандартной карточке 2-3 слова.

Через некоторое время, попробуйте изготовить простейшую книгу предложений по методике Г. Домана, где каждому из ваших пяти предложений будет соответствовать одна картинка, причём, страницы с текстом будут предшествовать страницам с иллюстрациями. Эта книга может быть заполнена фотографиями самого ребенка.

Распространённые предложения

К этому этапу ваш ребёнок уже сможет сделать второй по значимости шаг, после того, как впервые научится различать отдельные слова. Теперь он в состоянии понимать полноценные предложения, выражающие законченную мысль.

Узнавание отдельных слов и понимание того, что они обозначают — это первый и основной шаг на пути обучения чтению.

В этом разделе Глен Доман пользуется теми же принципами, что и на третьем этапе, постепенно увеличивая количество слов в предложении. Например, предложение типа «кот спит» нужно дополнить: «кот крепко спит».

На этом этапе появится необходимость в изготовлении карточек с предлогами и наречиями, однако, не стоит слишком ими увлекаться.

Не стесняйтесь писать также и смешные предложения, вроде «Мама скачет на ёлке» и т.п. Пусть это вас не смущает, ведь чем веселее проходят занятия, тем больше усвоит ваш ребёнок.

Продолжайте показывать ребенку новый учебный материал, читая вслух отдельные предложения, тексты из книги. В зависимости от возраста, языковых способностей или личных особенностей, он и сам может, если пожелает, произносить разные слова вслух или читать вслух целые предложения. Если он делает это потому, что ему так хочется, то это прекрасно. Однако вам самим не стоит просить его об этом.

Когда вы приступите к освоению более длинных предложений, вам, без сомнения, потребуется увеличить размеры карточек, поэтому сейчас стоит:

  • уменьшить размер шрифта;
  • увеличить количество слов;
  • изменить цвет букв с красного на черный.

Очень важно соблюдать такое правило: никогда нельзя уменьшать размер шрифта и, одновременно с этим увеличивать количество слов. И то, и другое надо делать постепенно. Помните о том, что предложения не стоит писать слишком маленькими буквами и неразборчиво.

Книги

На последнем этапе малышу предстоит научиться работать с мелким печатным текстом, содержащим огромное количество слов на каждой странице.

Если же вы приступили к чтению книг ребёнку, которому нет еще и 2 лет, можно с уверенностью предположить, что вам понадобятся книги со шрифтом от 2,5 до 5 см. Если это сработает — прекрасно, поскольку такое чтение поможет скорейшему развитию и созреванию мозга. Если малышу уже исполнилось 3 года – то у вас, скорее всего, не возникнет проблем.

Большое значение на этом этапе имеет правильный выбор книги, по которой вы и будете учить малыша читать. Чтобы не ошибиться в ее выборе, приведём несколько правил:

  • она должна содержать от 50 до 100 слов;
  • состоять из слов и предложений, уже знакомых ребенку;
  • в ней должно быть не больше 1 предложения на страницу;
  • высота печатного шрифта — не менее 1 см;
  • текст должен предшествовать иллюстрациям и располагаться отдельно от них.
  • прежде чем приступать к чтению, разучите с малышом все новые словам, которые в ней встречаются;
  • текст должен быть крупным и разборчивым;
  • убедитесь, что вашему ребенку придется сначала прочесть текст, а уже потом перевернуть страницу, чтобы взглянуть на иллюстрации,
  • сядьте вместе и откройте книгу. Если малыш захочет прочитать некоторые слова сам — прекрасно. Впрочем, это во многом зависит от его возраста и личных особенностей. Чем младше ребёнок, тем меньше он хочет читать вслух. В таком случае читаете вы, а он слушает;
  • прочитанную книгу ставьте к нему на полку — пусть он потом читает её сам столько раз в день, сколько захочет.

Плюсы методики Глена Домана

  • обучение происходит в игре;
  • ваш ребенок будет готов к требованиям и ритму современной жизни,
  • у малыша будет развиваться феноменальная память. Он без труда будет запоминать и анализировать огромное количество информации;
  • метод Домана помогает приобретать энциклопедические знания.

Минусы

  • изготовлениение карточек занимает очень много времени, но этот минус преодолим. Загляните на родительский форум в интернете, и вы обязательно найдете готовые наборы карточек;
  • зачастую малыши, читающие карточки, не узнают эти же самые слова, написанные, предположим, другим цветом;
  • многие учителя отмечают, что ребенок, учившийся читать по Доману, не справляется потом со школьной программой, у него чаще возникают проблемы с грамотностью.

Дело в том, что для овладения русским языком нужно уметь разбивать слова на слоги, выделять части слова. Именно на этом базируются законы правописания. Ребенок же привык воспринимать слова целиком, он не видит те части, из которых оно состоит.

Методика Глена Домана

315725

глен доман (1920 г.р.) - американский врач-нейрофизиолог, автор методики интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения, основанной на результатах детального изучения закономерностей развития детей. основная идея глена домана звучит так: "в любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни".

семья глена домана: жена кэти, сын дуглас (является вице-президентом института развития человеческого потенциала), дочь джанет (возглавляет этот институт).

историческая справка. в 1940 году глен доман окончил пенсильванский университет в филадельфии и после его окончания работал физиотерапевтом в больнице. в 1941 году его работа была прервана второй мировой войной. свою службу в армии доман начал с рядового пехотинца, а закончил командиром пехотной роты. по окончании войны доман вернулся к медицинской практике. вместе с коллегами он организовал и начал проводить работы по восстановлению детей с различными повреждениями головного мозга и тяжелыми поражениями нервной системы. в 1955 году глен доман основал институт развития человеческого потенциала, базирующийся на его методике.


методика лечение детей с повреждениями мозга

(по книге г.домана «что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга …»)

в течение более чем 20 лет, работая по 24 часа в сутки и по 7 дней в неделю, в ходе бесконечных исследований, экспериментов, тестирований, наблюдений, умозаключений, доман и его соратники искали решения, направленные на излечение детей с повреждениями мозга (частичная или полная парализация, значительные отставания в развитии, отсутствие восприятия окружающего мира, неспособность к

общению). они исходили из того положения, что нужно лечить поврежденный мозг – первопричину, а не тело – следствие повреждений мозга.

в ходе кропотливой работы доман разработал уникальную методику , которая представляла собой комплексное лечение больных детей. для каждого ребенка готовили индивидуальную программу. начиналось всё с копирования – процедура заключалась в следующем: взрослые выполняли движения руками, ногами и головой ребенка, так как делал бы он сам, будучи здоров. много времени дети проводили на полу, лицом вниз, учась ползать под присмотром взрослых.

помимо этого дети получали активную зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию с нарастающей частотой, интенсивностью и продолжительностью. гленом доманом в рамках методики были разработаны программы дыхания (с повышенным содержанием кислорода), развития речи, а также мануальная программа. эти процедуры представляли раздражители, которые стимулировали определенный орган чувств, что и приводило к активации работы мозга в целом.

результатом было то, что по истечении некоторого времени большинство детей, проходя стадии физического совершенствования, характерные для развития здоровых ребят, демонстрировали заметное улучшение . это и было неоспоримым доказательством того, «что мозг действительно развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

в 1960 году в журнале «американской медицинской ассоциации» появилась статья домана о методике лечения детей с повреждениями мозга и описанием результатов их реабилитации. о работе института развития человеческого потенциала стало известно широкому кругу людей. исследования домана произвели в науке «мягкую революцию» . с тех пор глен доман и группа его единомышленников настойчиво продолжали непрерывную работу над созданием и совершенствованием новых программ, методик, направленных на оздоровление детей с различными нарушениями мозговой деятельности.

среди многих наград, полученных доманом в различных странах, есть даже рыцарское звание, данное ему бразильским правительством за выдающуюся работу от имени детей всего мира.

методика домана для здоровых детей

впоследствии глен доман начал применять свою развивающую методику для обучения здоровых детей. а началось всё с того, что здоровые братья и сестры больных детей, с которыми проводились ежедневные занятия, тоже с удовольствием присоединялись к выполнению упражнений и очень быстро достигали значительных результатов. тогда доман, воодушевленный случайным открытием, разработал методику, учитывающую интересы и потребности здоровых детей. результат превзошел все ожидания!

дети двух, трех, четырех лет свободно читали, считали, становились настоящими эрудитами и, вместе с тем, были прекрасно развиты физически : они хорошо плавали, бегали, лазали, выполняли гимнастические этюды и акробатические трюки.

основные тезисы методики глена домана

- каждый ребенок может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности.

- человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам.

- маленькие дети обладают огромной жаждой познания. они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти.

- маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.

- самыми лучшими учителями являются родители. они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делают это искренне и радостно, с использованием фактов.

основные принципы и правила обучения ребенка по методике домана

1. начинайте как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.

2. радуйтесь успехам малыша и хвалите его.

3. уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

4. учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

5. создавайте подходящую обстановку для обучения.

6. останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.

7. чаще вводите новый материал.

8. будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.

9. не проверяйте знания своего ребенка.

10. тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

11. если вам или вашему ребенку неинтересно - прекратите занятия.

все дети могут стать физически совершенными

(по книге г.домана «как сделать ребенка физически совершенным»)

в методике глена домана огромное значение придается раннему физическому развитию, ведь оно тесно связано с интеллектом ребенка и его способностями . поэтому с самого рождения надо предоставлять ребенку свободу движений и закреплять его врожденные рефлексы (ползать, хватать, шагать, плавать).

поскольку эти рефлексы даны детям природой, нужно их использовать, а иначе они постепенно исчезнут, и ребенку придется заново учиться ползать, плавать, ходить. сохранив рефлексы ребенка, мы предоставим ему возможность стать активным участником жизненного процесса, а значит раньше своих сверстников «поумнеть» и «повзрослеть».

итак, отталкиваясь от идей методики домана, можно сделать вывод, что нужно создать условия для физического стимулирования малыша!


для этого новорожденного помещают в специальное приспособление - трек для ползания, который находится под небольшим наклоном. малыш, лежа между бортиками трека на животе, касается их бедрами и предплечьями. благодаря этому срабатывает тот врожденный рефлекс, который помог крохе выкарабкаться из маминого животика, и, едва появившись на свет, малыш проползает довольно значительные расстояния по треку. рекомендованное время нахождения ребенка в треке (на полу, на мате) - 3-4 часа в день. при этом на ребенке должно быть надето минимальное количество одежды.
гладкая поверхность трека (без ковров, мягких матрасов, одеял и проч.) является также идеальной средой для передвижения во сне, что также способствует раннему развитию. если вы все будете делать правильно, ваш малыш начнет по-настоящему ползать на четвереньках уже к четырем месяцам.

также методика глена домана акцентирует внимание на развитии чувства баланса и равновесия (нужно вертеть и крутить ребенка различными способами), на обучении преодолевать преграды (валики, лежащие на полу, лестницы и т.д.). важно обучать ребенка плавать, помогать ему ходить, бегать…

доман в своей методике утверждает, что в своем развитии от рождения и до шести лет ребенок проходит семь стадий, которые соответствуют семи этапам созревания мозга. сначала управление слухом, зрением, мануальными навыками, движением осуществляется на уровне верхних отделов спинного мозга - это первый этап. последним, седьмым уровнем являются верхние отделы коры головного мозга. каждый мозговой уровень постепенно включается, вытесняя предыдущий и беря на себя контроль над различными функциями.

от одного этапа к другому мы переходим, освоив и выполнив массу определенных движений. эти семь стадий обычный ребенок, с которым специально не занимаются, проходит за шесть с половиной лет, но их же можно пройти за три с половиной года, если действовать в соответствии с методикой глена домана. ;

чему можно научить своего ребенка за 30 секунд

(по книге г.домана «гармоничное развитие ребенка»)

доман считает, что «человеческий мозг - это самый совершенный компьютер, и он подчиняется той же закономерности: чем больше фактов ему известно, тем больше выводов он сможет из них извлечь. при этом если мы будем забивать головы наших детей всякой ерундой, вряд ли стоит ждать от них умных речей и поступков. поэтому мы должны снабжать их точной, отчетливой и недвусмысленной информацией».
итак, рассмотрим на примере: если к вам подошел ребенок и спрашивает вас по поводу увиденной собаки, вы можете сказать ему:

1. отстань;

2. это "гав-гав";

3. это "собака";

4. это "лабрадор";

5. показать ему десять картинок с собаками;

6. научить его устанавливать связь между фактами (показать ему десять карточек с собаками и сказать: "взгляни, детка, все эти картинки изображают животных, называемых "собаками": немецкая овчарка, колли, лабрадор, пудель, коккер-спаниель, боксер, доберман-пинчер, ротвейлер, чау-чау, болонка").

методика домана утверждает, что если вы предпочтете именно шестой вариант, то ребенок сможет сам сделать выводы: все собаки имеют шерсть, лапы, хвост и т.д., но могут иметь разный окрас, размер, рост, длину хвоста и т.п. таким образом, за 30 секунд можно значительно ускорить развитие мозга ребенка.

как научить вашего ребенка читать

(по книге г.домана “как научить вашего ребенка читать”).

глаз ребенка видит написанное слово, хотя сам он не понимает его значение. но, если малыш видит и одновременно слышит написанное слово, тогда его мозг интерпретирует полученную информацию – «понимает» и механически запоминает написанное. глен доман в своей методике утверждает, что со временем малыш на основании собственного опыта поймет законы чтения, точно так же, как когда-то он научился понимать устную речь.

как работать с карточками домана

обучать ребенка чтению по методике домана можно начинать с шестимесячного возраста .

для этого используют специальные карточки размером 10x50 см, с написанными на них красным цветом печатными буквами высотой 7,5 см и толщиной шрифта 1,5 см. для начала обучающие по методике домана родители подбирают слова хорошо знакомые ребенку (члены семьи, игрушки, одежда, части тела, любимые блюда и т.п.).

1-й день. в течение 5-10 секунд мама показывает ребенку друг за другом 5 карточек со словами и четко произносит написанное на них: «мама», «папа», «бабушка» и т.д. всё, занятие окончено. теперь малыш получает награду – мамин поцелуй, объятия, ласку, слова любви и т.п. в течение первого дня показ карточек домана нужно повторить еще 2 раза.

2-й день. повторите вчерашние карточки и добавьте еще 5 новых карточек. сегодня малыш уже получит 6 коротких занятий – 3 по старым карточкам и 3 по новым.

3-й день. добавляется еще 5 новых карточек и, следовательно, будет проведено девять показов.

4-й и 5-й день. таким образом, постепенно вы доходите до 25 карточек и 15 демонстраций в день.

6-й день. добавляем новые пять карточек, убирая в изученных комплектах по одному слову.

примерная ежедневная программа обучения чтению с помощью карточек домана

ежедневное содержание - 5 наборов слов (25 карточек). одно занятие - 1 набор из 5 слов, показанный лишь однажды.

частота - каждый набор по 3 раза в день (5 наборов по 3 раза = 15 занятий).

продолжительность одного занятия - 5 секунд.

введённые слова - 5 слов ежедневно (по одному в каждый набор).

удалённые слова - 5 слов ежедневно (по одному из каждого набора).

количество демонстраций каждого слова - 3 раза в день в течение 5 дней, т.е. всего 15 раз.

обратите внимание: в методике домана даются четкие рекомендации, что дозировка занятий и количество карточек изменяют в зависимости от желания и настроения ребёнка.

постепенно шрифт букв будет уменьшаться, а красный цвет сменит черный.

"букварь с пелёнок"

последовательность обучения чтению по методике глена домана выстроена от простого к сложному

    • первый этап - отдельные слова.
    • второй этап - словосочетания.
    • третий этап - простые предложения.
    • четвертый этап - распространенные предложения.
    • пятый этап - книги.

как научить вашего ребенка считать

(по книге г.домана "как обучить вашего ребенка математике")

"математика с пелёнок"

доман в своей методике утверждает, что дети видят вещи такими, какими они являются на самом деле. если мы скажем «два» - ребенок представит количество: две точки, а мы, взрослые, – значок (цифру «2»). т.е. ребенок мыслит фактами, и если мы дадим ребенку такие факты, он научится с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т.д.

для обучения ребенка счету по методике глена домана нужно изготовить 100 карточек размером 27x27 см. на каждой карточке будет нарисовано в хаотичном порядке от 1 до 100 точек диаметром чуть меньше 2 см.

показ карточек осуществляется таким же образом, как и с карточками по чтению. только в данном случае на начальном этапе вы используете только два набора: карточки с точками от 1 до 5 и карточки с точками от 6 до 10.

последовательность обучения счету по методике домана на фактическом материале выстраивается следующим образом:

  • первый этап - освоение понятия "количество".
  • второй этап – уравнения.
  • третий этап - решение задач.
  • четвертый этап - освоение понятия "цифра", запоминание цифр.
  • пятый этап - цифровые уравнения.

как дать ребенку энциклопедические знания

(по книге «как дать вашему ребенку энциклопедические знания”)

«по большому счету, - считает глен доман, - цель жизни – это приобретение разносторонних знаний об окружающем мире». объяснять что-либо детям бесполезно – они еще ничего не знают. детский мозг может воспринимать только голые факты.

чтобы карточки действительно передавали ребенку энциклопедические знания, они должны отвечать следующим требованиям методики г. домана :

1. отчетливо видны все детали.

2. изображен только один предмет.

3. у него должно иметься специальное название.

4. этот предмет должен быть незнаком вашему ребенку.

5. карточка должна быть большой – наилучший размер 28x28 см.

6. карточка должна быть чистой.

на одно занятие по карточкам с картинками по методике глена домана отводится около 30 секунд.

доман в своей методике разделил все существующие знания на десять разделов

1. биология – в него входят категории, например, птицы, и соответственно, набор карточек: обычная ворона, малиновка, соловей, зяблик, орел, страус, курица, воробей, тетерев, цапля и т.д.

2. искусство – в него входят категории, например, картины ван-гога, и, соответственно, набор карточек-репродукций: "школьник", "подсолнухи", "мадам рулин со своим ребенком", "почтальон рулин", "печальный старик", "терраса кафе ночью", "автопортрет", "цыганские телеги", "церковь в оверне", "поля с персиковыми деревьями в цвету" и т.д.

3. история – в него входят категории, например, правителей, и, соответственно, набор карточек: николай ii, александр невский, столыпин, александр i, ленин, иван грозный, петр i, eкатерина ii, брежнев, керенский и т.д.

4. география – в него входят категории, например, города россии, и, соответственно, набор карточек с видами этих городов: санкт-петербург, екатеринбург, самара, нижний новгород, ярославль, красноярск, новосибирск, суздаль, сочи и т.д.

5. музыка – в него входят категории, например, композиторы – и, соответственно, набор карточек: бетховен, моцарт, чайковский, бизе, верди, кальман, бах, шопен, мусоргский, скрябин и т.д.

6. язык – в него входят категории, например, английский или итальянский, и, соответственно, набор карточек: giorno (дeнь), ora (час), senso (чувство), enigma (загадка), scatola (коробка) и т.д.

7. математика – в него входят категории, например, количество, и, соответственно, набор карточек: одна точка, две точки и т.д.

8. анатомия человека – в него входят категории, например, скелет человека, и, соответственно, набор карточек–рисунков: череп, берцовая кость, лопатка, фаланга пальца, таз, лодыжка, ключица, локтевая кость, нижняя челюсть и т.д.

9. общие знания – в него входят категории, например, орудия труда, и, соответственно, набор карточек: нож, топор, пила, отвертка, рубанок, молоток, лопата, грабли, сверло, коса и т.д.

10. литература – в него входят категории, например, русские писатели, и, соответственно, набор карточек: толстой, пушкин, достоевский, лермонтов, некрасов, булгаков, солженицын, чехов, гончаров, бунин и т.д.


в рамках методики глена домана, занятия начинают с демонстрации трех различных категорий по 10 карточек в каждой. каждая категория в течение дня демонстрируется 3 раза. постепенно вы можете добавлять все новые и новые категории, пока их ежедневное количество не достигнет 12 (при показе 3 раза в день).

когда вы с малышом пройдете 1000 карточек, настанет время интеллектуальной программы. исходя из методики домана, категории дают общий информационный обзор, а интеллектуальная программа позволяет идти дальше, углубляя уровень знаний внутри каждой категории.

каждая такая программа начинает с самой простой и заканчивает достаточно сложной информацией

раздел: биология.

набор карточек: обычная ворона.

1-й уровень: вороны вьют свои гнезда на деревьях или в кустарниках.

2-й уровень: вороньи гнезда сделаны из веточек, переложенных травой или шерстью.

3-й уровень : вороны питаются насекомыми, семенами, фруктами и орехами.

4-й уровень: вороны (помимо прочего) едят моллюсков, падаль, мышей, яйца, рыбу, отбросы, шпатлевку, резину, изоляционный материал.

5-й уровень: самка вороны имеет один выводок птенцов в год.

7-й уровень: вороны относятся к семейству вороньих.

8-й уровень: в семейство вороньих входят вороны, сойки и сороки.

9-й уровень: большинство птиц семейства вороньих выбирают себе пару на всю жизнь.

10-й уровень: большинство птиц семейства вороньих живут стаями и гнездятся густонаселенными колониями.

11-й уровень: только в новой зеландии и на большинстве островов тихого океана нет представителей семейства вороньих.

12-й уровень: семейство вороньих насчитывает 103 вида, объединенных в 26 родов.

закончить обзор системы хотелось бы словами самого глена домана: «наши методики - плод многолетней работы, и они хорошо себя зарекомендовали. но никогда не стоит забывать о том, что чудеса заключены не в методиках, а в самом ребенке. его мозг - это самое невероятное чудо. да и вы сами тоже чудо».

причины улучшения состояния больных детей

далеко не все здоровые дети, занимающиеся в домашних условиях с помощью карточек глена домана, достигают значительных результатов. и наоборот, очень многие дети при институте домана смогли выйти на новые уровни своего физического и интеллектуального развития. происходило это отчасти по таким причинам:

1. матери больных детей верили в успех. они прикладывали максимум усилий, изготавливая тысячи карточек, поскольку у них не было другого варианта, и они жертвовали всем, чтобы их дети научились хотя бы немного приподнимать голову, хотя бы ползать, хотя бы немного видеть, хотя бы немного слышать…

2. методика глена домана – становилась образом жизни семьи, где рос больной ребенок. но как только занятия прекращались – развитие ребенка зачастую тоже останавливалось.

3. строгое следование методике домана - проведение занятий систематично и в точной последовательности - приводило к тому, что дети привыкали именно к такой подаче материала (через стимулирование правого полушария мозга, минуя левое) и уже с трудом воспринимали информацию вне занятий.

4. дети с повреждениями мозга за неимением других возможностей могли заниматься только тем, что им предлагалось, и умели делать только то, чему их научили.

спорные вопросы методики домана

когда читаешь книги глена домана, заражаешься его идеями, потому что выглядит все очень просто, логично и заманчиво. однако есть спорные моменты этой методики, по поводу которых ведутся горячие дебаты:

В своей методике доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти. но живые дети – не электронные машины. заполняя их головки сотнями и даже тысячами байтов информации, мы вряд ли сделаем их умнее или образованнее. ведь мало знать те или иные факты. нужно уметь их применять и использовать, а если этого не происходит, то ненужная информация, которую ребенок пока не может отфильтровать и «переварить» - скапливается в его голове, как ненужный хлам.

Изобилие информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка. и есть некая вероятность того, что это поспособствует психическим нарушениям (проблемы в общении, резкие перепады настроения, обидчивость, ранимость, чувствительность, тревожность, отсутствие способности к восприятию и сосредоточенности и т.д.) или физическим (головные боли, повышенная утомляемость, нарушения аппетита и т.д.). если вам повезет и ребенок окажется стойким к таким перегрузкам - тогда, возможно, всё закончится действительно превосходными успехами.

Важно, чтобы стимулирующее воспитание и обучающее развитие соответствовало возрастным особенностям детей. так, например, у детей в первую очередь развивается наглядное мышление, ребенок видит собаку и соотносит ее с названием «собака». изучая же в рамках методики домана по карточкам написанные слова и другие непонятные ребенку объекты, у ребенка формируется абстрактный образ, т.е. он сопоставляет название только с определенной карточкой. вряд ли в зоопарке он узнает антилопу, так хорошо показываемую им до этого на картинке. ведь для этого требуется определенный опыт, интеллектуальная зрелость и действенная потребность, которой у годовалых детей еще нет.

При обучении по методике глена домана ребенок пассивен, он получает информацию только для того, чтобы потом воспроизвести её. тут нет никакого творчества, тут не надо добывать информацию, тут не возникает вопросов. нужно только смотреть картинки и слушать бесстрастные факты. таким образом, притупляется любознательность, заложенная в каждом ребенке с рождения, исчезает желание самостоятельно познавать и изучать мир.

Увлекаясь интеллектуальным развитием и оперированием абстрактными понятиями по методике глена домана, взрослые не оставляют ребенку времени на творческое, эстетическое, нравственное, психологическое и эмоциональное развитие. и как же насчет того, чтобы просто пообщаться и поиграть, подвигаться и побегать, попеть и потанцевать? ведь, как известно, мозг ребенка развивается постепенно и в соответствии с гармонией, заложенной самой природой, а когда мы стимулируем только один-два отдела головного мозга, они развиваются за счет других отделов.

На занятиях по методике домана в основном задействованы только зрительные и слуховые органы, в то время как для целостности восприятия важно взаимодействие и всех остальных органов чувств: вкуса, запаха, тактильных ощущений.

Занятия с карточками домана (их изготовление, сортировка, подбор, обучение) занимает много времени. и большинству родителей в скором времени начинает не хватать того энтузиазма, с которым они начинали работать по этой методике.

Обучение чтению по карточкам с картинками и подписями строится на машинальном запоминании слов, при этом ребенок всё равно не может читать книги с незнакомыми ему словами, анализировать прочитанное, добывать необходимую информацию. обученный по методике глена домана, ребенок только воспроизводит ранее заученный текст. на практике большинство детей не улавливают связь между заученными словами и звучащей речью, и их все равно приходится учить читать заново.

Читаемые или прослушиваемые книги не всегда должны сопровождаться картинками, как этот принято в методике домана. это нужно для того, чтобы мозг малыша научился самостоятельно выстраивать зрительный ряд на основе текста. иначе, ребенок, привыкший получать легкие знания только из картинок, скорее всего уже с трудом будет воспринимать обычный текст учебника без иллюстраций и не захочет учиться тому, что трудно или неинтересно.

Малыши лучше запоминают тот материал, который включён в разнообразные игры и активную деятельность. а по методике глена домана подача материала происходит только одним способом – через карточки.

к счастью, у детей прекрасно развит инстинкт самосохранения

до 6 месяцев , с одной стороны, дети еще мало двигаются, и их можно было бы привлечь к показу карточек, но с другой стороны, они еще плохо концентрируют внимание на увиденных объектах, да и знания об окружающем мире еще весьма скудны.

после 6 месяцев , из-за того что малыши начинают активно ползать и ходить, тоже довольно трудно удержать их внимание на карточках и занятиях по методике домана.

после года дети ни минутки не сидят на месте – порой мамам приходится бегать за ними с карточками домана, чтобы те хоть краем глаза взглянули на демонстрируемый методический материал.

в 1,5 – 2,5 года малыши во всю проявляют свою самостоятельность и независимость – они могут начать отбирать у вас карточки, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы, противореча тем самым всей методике глена домана.

в 2,5 – 4 года детям уже далеко не всё равно, что изучать. они будут смотреть только то, что действительно их заинтересует.

после четырех лет у ребенка появляются куда более важные дела, чем рассматривание карточек. именно в этот период он может наотрез отказаться заниматься по методике домана.

Прошло уже более полувека с тех пор, как Гленн Доман создал свою методику , включающую множество специализированных программ. Сам Доман считал свою методику просто сводом советов, с помощью которых любящие родители могут вырастить интеллигентного, талантливого и обаятельного ребенка. Самой популярной и высоко эффективной программой Гленна Домана считается его курс, обучающий навыку чтения в очень раннем возрасте.

Гленн Доман: сначала лечил, затем учил

Автор методики Домана, Гленн Доман – американский врач физиотерапевт, пионер в области детского развития мозга. В 1955 году он основал Институт Достижения Человеческого Потенциала (IAHP), некоммерческую организацию, выпускавшую учебные программы и книги, направленные на улучшение и ускорение психического и физического развития обычных детей, а также детей с повреждениями мозга.

Изначально организация IAHP была создана для того, чтобы помогать развивать способности детей с повреждениями мозга посредством программы интенсивной умственной и физической стимуляции. Начиная с 1960-х годов, IAHP начала предлагать курсы, направленные на ускорение развития всех детей, в том числе и здоровых детей. Методики обучения, используемые на этих курсах, опирались на принципы, которые были разработаны для помощи детям с болезнями мозга. Глен Доман написал несколько бестселлеров о развитии детей, которые популярны по сей день. Одна из наиболее популярных программ Домана у родителей - курс по чтению для детей от 1,5 лет.

Какую бы из многочисленных программ в рамках методики Домана вы ни выбрали для занятий со своим малышом, есть некие общие правила, которые, как настаивал сам Гленн Доман, необходимо соблюдать во время процесса обучения. Без них никакое раннее развитие невозможно в принципе.

Вот некоторые из этих простых, но крайне важных правил:

Начинайте как можно раньше

Согласно Методике Домана, период от рождения до 6 лет является для детей решающим. Многочисленные медицинские исследования доказали, что производство синапсов (мест контакта между двумя нейронами) в человеческом мозге напрямую зависит от потенциальной способности учиться, которая имеет максимальную активность именно в возрасте около 6 лет. Это значит, что в период от 0 до 6 лет в ребенка закладываются все основные знания , способности и навыки, которые в будущем можно либо игнорировать (и тогда они «засыпают»), либо активно развивать.

Правильно выбирайте время

Проводите обучение только тогда, когда вы и ваш ребенок чувствуете себя комфортно и готовы к активной деятельности. Не стоит относиться к процессу обучения как к ежедневной рутине. Любой «урок» должен быть максимально позитивным опытом и для родителей, и для ребенка. Приступайте к обучению только тогда, когда ваш ребенок чувствует себя отдохнувшим и сытым. Не начинайте занятия, когда вы знаете, что вскоре вам предстоит отвлечься (например, на телефонные звонки или на готовку ужина). Учитесь и веселитесь одновременно!

Чем более радостным будет мировосприятие вашего крохи в момент обучения чему-то новому - тем крепче и надежнее «осядут» в нем знания, в будущем дав щедрые плоды.

Уважайте своего ребенка

Уважайте ребенка и по-настоящему, искренне, верьте в него. Процесс обучения всегда должен проходить в доверительной обстановке, только тогда обучение будет эффективным, и малыш будет получать от него не только пользу, но и удовольствие. Нельзя недооценивать способности ребенка к обучению, даже если он еще совсем мал. Методика Домана также настаивает на том, что при объяснении ребенку чего-либо, не следует упрощать факты, коверкать названия и «сюсюкать», исходя из того, что мол ребенок еще слишком мал, чтобы понять обсуждаемый предмет.

Любите малыша с нежностью, будто он всегда маленький. Но уважайте его всегда так, будто он уже давно большой.

Умейте вовремя остановиться!

Умейте прервать процесс обучения до того, как уставший ребенок сам попросит вас об этом. Нам, родителям, должно быть важно не только научить ребенка чтению или математике, но и представить ему «процесс обучения» как таковой. То, как мы ведем себя во время обучения, будет в значительной степени влиять на отношение ребенка к учебе в целом, когда он позже пойдет в школу, а затем поступит в институт. Если сейчас, в его ранние годы, мы будем пытаться заставлять его узнать или выучить что-либо, это все равно, что сказать ему: «Обучение – это просто неприятная рутина и тебе придется учиться, нравится тебе это или нет. Перетерпи, но выучи!». Это сформирует у ребенка негативный подход к учебе, который останется с ним на всю жизнь. И автором этого подхода – увы, будете вы.

Планируйте свои занятия

Родители должны планировать уроки и быть последовательными в исполнении выбранного графика. Методика Домана требует времени и усилий, организация и подготовка нового материала перед уроками – один из ключевых факторов успеха. Если вы выбрали тот или иной курс Гленна Домана, прежде чем начать уроки со своим малышом, изучите самостоятельно всю программу до конца, а затем спланируйте план занятий, разбивая весь материал на все более мелкие и подробные составляющие.

Успех методики Домана в том, что она построена на систематическом исполнении и четкости, хоть и полна спонтанности и веселья.

Никаких тестов или экзаменов!

Согласно методике Домана, экзамены – неприятная и неблагодарная деятельность, которая только мешает ребенку учиться . Надо признать, что это правило большинству из нас может показаться очень спорным. А как же элементарная проверка - усвоил, не усвоил? Однако вспомните правило номер 3, которое требует от вас уважения, а главное, доверия к своему маленькому ученику. И кроме того, не забывайте, что хоть процесс обучения Гленн Доман рассматривал как серьезный и осознанный акт со стороны родителей и педагогов, для малыша он должен выглядеть увлекательной игрой, а не обременительным процессом. Поэтому отложите экзамены на будущее - их в жизни человека и так предостаточно.

Создайте обучающую атмосферу

У детей, как известно, очень короткая продолжительность концентрации внимания. Методика Домана подчеркивает, что на время процесса обучения все зрительные, слуховые и тактильные отвлекающие факторы должны быть устранены. Это поможет ребенку лучше сосредоточиться на предмете обучения. Все, что малыш слышит, видит или трогает во время урока, должно относиться именно к уроку - должно помогать учиться, а не мешать.

Говорите четко, громко и энергично

Правильно поставленная речь блестяще работает не только для занятий по методике Домана. Этот принцип справедлив для любого процесса обучения (и даже не только для детей). Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь менять интонацию в зависимости от описываемой в книге ситуации. Если вы называете для ребенка какие-либо предметы или объекты, делайте это весело.

Монотонность и скука - злейшие враги любого процесса обучения.

Адаптируйте свой подход к обучению

Даже самую проверенную стратегию или подход к обучению нужно менять или оптимизировать, исходя из особенностей вашего ребенка. Это касается и методики Домана. Помните, что эта система предназначена в первую очередь для того, чтобы мотивировать и вдохновлять вас на ежедневные занятия со своим ребенком. Но поскольку все дети разные, разным должен быть и подход к обучению. И никто не сможет найти этот подход лучше, чем родители ребенка!

Лучшие учителя для ребенка любого возраста - это самые близкие ему люди: его семья.

Вы можете начать использовать любую обучающую программу в рамках методики Домана и смотреть, что из нее вашему ребенку нравится, а что он не принимает. Даже если речь идет о важных базовых вещах, например, о математике – если ребенку не нравится заниматься счетом, не заставляйте его делать это именно сейчас, иначе у него сформируется негативное отношение вообще ко всем точным наукам. Попробуйте изменить программу, взяв что-то из другой методики, возможно «другая математика» ребенку понравится больше. Не забывайте постоянно искать способы сделать процесс обучения больше похожим на веселую игру.

И если ради повышения эффективности и позитива во время обучения ребенка, вам кажется целесообразным использовать сразу несколько авторских методик раннего развития детей - просто сделайте это!

Сегодня я хочу поговорить об одной из самых известных методике раннего развития – карточках Домана. Среди родителей мнения об этой методике довольно противоречивы. Одни говорят о колоссальных успехах, которых они добились при обучении своих деток, другие заявляют о том, что методика Домана препятствует естественному развитию ребенка, а также требует полного самоотречения со стороны родителей. Кому же верить? Нужно ли заниматься по данной системе? И если заниматься, то как? На все эти вопросы я попытаюсь дать ответы в этой статье.

Стоит ли заниматься по методике Домана?

Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».

Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня. Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга. Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.

Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга , поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.

Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации. Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.

Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.

Разумный подход к методике

Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов :

1. Не нужно гнаться за количеством, стремясь показать как можно больше самых разных карточек, лучше ориентироваться на качество.

Что я имею ввиду под качеством карточек? А это значит, что для обучения лучше брать только ту информацию, которая интересна ребенку в данный момент времени, а главное ту, которую вы сможете в ближайшее время закрепить на примерах реальной жизни, картинках в книгах или в играх. Неоднократно по Таисии я замечала, что просмотренная и неиспользованная информация забывается ею очень быстро. Уже через пару месяцев она и не вспомнит, что я ей показывала гладиолусы и хризантемы. А вот если вскоре после просмотра, например, картинок с животными почитать про них стихи, сходить в зоопарк или поиграть в лото «Животные», результат будет совершенно другой — мало того, что информация прочно укладывается у ребенка в голове, так мы еще и здорово развиваем ассоциативное мышление ! А это очень ценно и полезно для малыша.

Мне кажется дочка даже в лице меняется, когда мы начинаем обсуждать то, что ранее проходили по карточкам, видно, что в этот момент в голове у нее происходит активный мыслительный процесс («Ага, этот тигр в клетке и есть тот тигр, что я видела на картинке»), а глаза так и светятся — видно, что ей очень интересно:) Говорю без преувеличения.

Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать. Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить. Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать .

Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.

2. Обучение по Доману нужно совмещать с другими играми и занятиями.

Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.

В чем суть методики Домана?

Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь. Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.

Первый тип карточек Домана – энциклопедические , на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных, потом овощи, транспорт.

Кроме энциклопедических карточек существуют карточки с точками ( — Ozon , My-shop )

и карточки со словами , без картинок ( — Ozon , My-shop ).

Раньше последователям методики ночами приходилось изготавливать материалы, чтобы на следующий день было, что показать ребенку, сегодня, к счастью, можно приобрести готовые комплекты. Мы, например, учились по комплекту «». В этом замечательном наборе есть все самые необходимые темы, на картинках четко выделен изучаемый объект, нет ничего лишнего, и вообще картинки очень красочные. На оборотной стороне есть факты, которые пригодятся, когда вы изучите все основные объекты, изображенные на картинках.

Мне всегда казалось, что показывать карточки в бумажном варианте гораздо удобнее, чем на компьютере (с ними легче соблюдать системный подход по замене изображений, их можно положить на видное место, и тогда про них будет сложно забыть). Но если вы придерживаетесь другого мнения, то вам, должно быть, пригодятся вот такие электронные карточки — КАРТОЧКИ ДОМАНА СКАЧАТЬ . При наличии цветного принтера их также можно распечатать.

Как заниматься?

В разных источниках начинать заниматься предлагается по-разному. Где-то советуют взять 5 комплектов карточек по 5 штук каждый, где-то – 3 комплекта по 10 карточек и т.д., вариантов масса. Я уверена, что каждый вариант рабочий. Для начала выберете любой, какой вам кажется, наиболее адекватным, а впоследствии, глядя на результаты, адаптируете систему под себя и ребенка. Если малышу тяжело просматривать комплект из 10 карточек, он начинает отвлекаться под конец просмотра, то уменьшите количество карточек и наоборот. Мы выбрали для себя вариант с 3 комплектами из 10 карточек . Этот вариант нам подошел.

Далее, по Доману, каждый набор необходимо показывать по 3 раза в день . Каждую картинку ребенок должен видеть 1-2 секунды . За одну демонстрацию показывают только один набор, и временной промежуток между показами должен быть не менее получаса . После десяти дней занятий (т.е. после того, как вы просмотрели набор 30 раз) из каждого набора изымается одна карточка и заменяется на новую, так делается каждый день, пока комплект карточек не исчерпает себя. Здесь нужно заметить, что если в ваших комплектах изначально было по 5 карточек, то вводить новые карточки нужно начинать уже после пяти дней занятий. Если набор полностью изучен, его заменяют на новый.

Кроме этого, Доман предлагает постепенно увеличивать количество комплектов карточек, демонстрируемых ребенку. Чуть ли не до десяти наборов. При этом каждый из них также нужно показывать в день по 3 раза. Только представьте, это нужно 30 раз в день отвлечь ребенка от его важных дел и показать картинки! Такие цифры могут отпугнуть от этой методики многих мам.

Чтобы все не выглядело так страшно, в методических пособиях обычно производят расчет (количество секунд, затрачиваемых на показ, умножают на количество демонстраций в день) и получают, что на показ карточек понадобится всего несколько минут в день. Но не все так просто как кажется, ведь показ картинок – это не единственное, чем вы занимаетесь и о чем помните весь день. Для начала вам элементарно нужно про них вспомнить, затем бросить все, оторвать малыша от игры и показать ему картинки. Это еще хорошо, если вы все время находитесь рядом с ребенком, и карточки все время при вас, но, к сожалению, не у всех мам есть такая возможность.

Поэтому, повторюсь еще раз, не гонитесь за количеством изучаемых комплектов. Главное — чтобы занятия были интересны вам и ребенку, а обучение не превратилось в обузу. НО все же старайтесь заниматься регулярно, не забрасывайте начатое.

Поэкспериментировав, мы с дочкой остановились на таком режиме: в день у нас было не больше 6 демонстраций, т.е. каждый набор за день мы успевали посмотреть по 2 раза. Каждый третий показ в каждый комплект добавляли по одной новой карточке (т.е. у нас новые картинки добавлялись не каждый день, а чуть реже). Первое время я начинала вводить новые карточки после 30 просмотров комплекта. Но впоследствии, все эти нормы меняла. Так, например, довольно быстро стало ясно, что 30 просмотров комплекта – это очень много, дочь начинает скучать. Количество комплектов же у нас всегда оставалось неизменным – 3. Подробнее о нашем опыте обучения по системе Домана вы можете почитать здесь:

Вконтакте , Facebook .









2024 © rukaraoke.ru.