Картотека познавательно – исследовательской деятельности в первой младшей группе. "экспериментирование в первой младшей группе"


КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ

ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ДЕТСКОМ САДУ МЫ УДЕЛЯЕМ МНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТСКОМУ ЗКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ (ТЕМА МОЕГО САМООБРАЗОВАНИЯ И КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ): ОРГАНИЗУЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ, СОЗДАЁМ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ.

В НАШЕЙ ГРУППЕ СОЗДАНЫ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ИМЕЮТСЯ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОСТЕЙШИХ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ: БУМАГА РАЗНЫХ ФАКТУР, ТКАНЬ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ, ВЕСЫ. ЧАСЫ, НЕСТРУКТУРИРОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ПЕСОК, ВОДА, СХЕМЫ, КАРТОЧКИ И Т.Д.), ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ.

НЕ БОЙТЕСЬ БЫТЬ ПЛЮШКИНЫМИ, НЕ ВЫБРАСЫВАЙТЕ СЛОМАННЫЕ ЧАСЫ, МЕХАНИЧЕСКИЕ ИГРУШКИ, ФЛАКОНЧИКИ, БАНОЧКИ, ПУЗЫРЬКИ, ФАНТИКИ, ПРОБОЧКИ! ПОВЕРЬТЕ, ЭТО ДЛЯ МАЛЫШЕЙ НАСТОЯЩИЙ КЛАД, СВОЕОБРАЗНЫЙ ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ, ПРЕКРАСНЕЙШИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ!

ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ, ЧЕМ СТО РАЗ УСЛЫШАТЬ!.. ДОБАВЛЮ, ЕЩЁ ЛУЧШЕ ВСЁ ЭТО СДЕЛАТЬ САМОМУ!

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ КАРТОТЕКУ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ, КОТОРУЮ Я ИСПОЛЬЗУЮ В РАБОТЕ С САМЫМИ МАЛЕНЬКИМИ ОБИТАТЕЛЯМИ НАШЕГО ДЕТСКОГО САДА, ДЕТЬМИ 2-4 ЛЕТ!

ОПЫТЫ В КАРТОТЕКЕ ДЛЯ УДОБСТВА В ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАСПОЛОЖЕНЫ ПО ТЕМАМ. КАРТОТЕКА МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНА МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ И НЕРАВНОДУШНЫМ РОДИТЕЛЯМ.

ЖЕЛАЮ ВАМ ПРИЯТНОГО ПРОСМОТРА!

КРУЖОК ПО ОПЫТНИЧЕСКО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ В РАННЕМ И МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

СОСТАВИТЕЛЬ: КАПИТОНОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

ТЕМАТИКА ОПЫТОВ:

БУМАГА

СНЕГ

МЫЛЬНЫМЕ ПУЗЫРИ

ВОДА

ПЕСОК

СОЛНЦЕ

ТКАНЬ

ВЕТЕР

КАМЕШКИ

МАГНИТ

ЗЕРКАЛО

ТЕНЬ

ТЕМА ОПЫТОВ: БУМАГА

1.Тема и цель: "Рвем бумагу"

Содержание и оборудование: дети рвут на мелкие кусочки разноцветную бумагу и делают из нее аппликацию.

2.Тема и цель: "Бумажные комочки" - познакомить детей с новым свойством бумаги - скатыванием.

Содержание и оборудование: воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию.

3.Тема и цель: "Бумажные полоски"

Содержание и оборудование: детям раздают ножницы и половинку альбомного листа, потом показывают, как получить полоску при помощи ножниц. Вырезанные полоски можно использовать, чтобы узнать, есть ли на улице ветер.

ТЕМА ОПЫТОВ: СНЕГ

1.Тема и цель: "Разные ножки топают по снежной дорожке" - научить детей получать четкие следы на снегу.

Содержание и оборудование: воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры.

2.Тема и цель: "Ледяная горка" - показать детям, как делать горку для куклы.

Содержание и оборудование: при помощи детских лопаток воспитатель и дети делают горку из снега для куклы, потом поливают ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой. Затем катают куклу с ледяной горки.

3.Тема и цель: "Снежный городок" - научить детей делать из снега колобки и большой дом.

Содержание и оборудование: воспитатель лепит из снега колобок и предлагает детям слепить такой же. Потом показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который называется снежной крепостью.

4.Цель: показать детям, как образуются следы на снегу.

Содержание и оборудование: рассмотреть на прогулке следы детей и воспитателя, птиц и животных.

5.Тема и цель: "Разноцветные фигуры" - научить детей раскрашивать снежные фигуры.

Содержание и оборудование: на прогулке воспитатель делает вместе с детьми фигурки из снега: снеговики, черепашки, колобки, снежный городок из маленьких комков снега. Помощник воспитателя выносит теплую подкрашенную воду в брызгалках, и дети раскрашивают водой фигурки из снега.

6.Цель: познакомить детей со свойствами снега, он лепится и состоит из снежинок.

Содержание и оборудование: рассмотреть с детьми, как падает снег. Он состоит из белоснежных красивых снежинок. Если снежинку взять в теплые руки, она превратится в капельку воды. Снег лепится, из него можно при помощи лопатки построить горку, и потом с горки на саночках покатать куклу.

7.Цель: познакомить с таянием снега.

Содержание и оборудование: на прогулке набрать с детьми чашку или тазик снега и принести в группу. Потом понаблюдать, что происходит со снегом. Опустить в воду белую бумагу и рассмотреть, что талая вода мутная, поэтому снег есть нельзя, он грязный. Но талую воду любят комнатные растения. Полить этой водой растения.

ТЕМА ОПЫТОВ: МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

1.Цель: научить детей выполнять дыхательное упражнение для выдувания мыльных пузырей.

Содержание и оборудование: воспитатель берет баночку с мыльным раствором и палочку для выдувания мыльных пузырей. Показывает детям, как нужно дуть, чтобы получились пузыри. Потом, выдувает пузыри, а дети их ловят.

ТЕМА ОПЫТОВ: ВОДА

1. Тема и цель: "Кораблики" - познакомить детей со свойствами плавающих предметов.

Содержание и оборудование: воспитатель делает детям бумажные кораблики, а потом запускают их в лужи. Если это происходит в группе, то в таз с водой пускают плавающие и металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит.

2. Тема и цель: "Нырки" - познакомить детей со свойствами "ныряющих" игрушек.

Содержание и оборудование: детям раздают теннисные шарики и показывают, что с ними происходит, если их бросать в воду.

3.Тема и цель: "Буруны"

Содержание и оборудование: каждый ребенок получает пластиковый стакан и трубочку для коктейля. Воспитатель показывает, как получить буруны в стакане.

4.Тема и цель: "Пена" - научить детей делать пену из шампуня.

Содержание и оборудование: в таз наливают теплую воду, потом добавляют шампунь. Взбивая руками воду, получают пену. В такой воде можно купать куклу.

5.Тема и цель: "Соберем водичку" - научить детей пользоваться губкой для сбора воды.

Содержание и оборудование: каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знания детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собирать воду со стола в таз при помощи губки.

6.Цель: познакомить детей со свойствами воды.

Содержание и оборудование: воспитатель приносит в группу большую чашку, наливает в неё воду и предлагает детям потрогать ее. Затем он говорит, что в воде хорошо плавают рыбки, уточки, и предлагает детям опустить эти игрушки в воду, подуть, чтобы появились волны, и уточки с рыбками поплыли.

7.Цель: научить детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.

Содержание и оборудование: воспитатель раздает детям рыбок и предлагает опустить их в чашку, чтобы рыбки поплавали. Затем показывает детям, как надо ловить рыбок сачком, приговаривая: "Ловись, рыбка, большая и маленькая". Повторяет 4 - 5 раз, затем раздает детям сачки и предлагает им самостоятельно ловить рыбок.

8.Цель: уточнить представления детей, что в помещении вода льется из крана струей вниз.

Содержание и оборудование: это наблюдение делается тогда, когда дети моют руки. Каждый раз воспитатель уточняет, что вода чистая, прозрачная и льется из крана для того, чтобы дети могли чисто помыть руки. При этом воспитатель проговаривает потешки про воду

9.Цель: научить детей пользоваться черпаком для доставания шариков из воды.

Содержание и оборудование: воспитатель бросает в чашку, наполненную наполовину водой, шарик и показывает, как его выловить черпаком. Повторяет свои действия несколько раз. Потом раздает детям чашки с водой, предлагает бросить в них шарики и самостоятельно выловить их черпачком. Детям надо напомнить, что делать это нужно аккуратно, чтобы не разбрызгать воду.

10.Цель: научить детей мыть посуду для кукол.

Содержание и оборудование: воспитатель с детьми наблюдает, как помощник воспитателя моет посуду, потом спрашивает, какая вода у неё в раковине. Помощник рассказывает, как теплая вода ей помогает делать посуду чистой. Затем воспитатель наливает в чашку теплой воды и показывает, как надо мыть посуду для кукол. Потом поручает это детям. напоминает, что делать это надо аккуратно.

11.Цель: знакомство детей с разноцветной водой.

Содержание и оборудование: у воспитателя несколько баночек с прозрачной водой и крышечек с разноцветной гуашью. при помощи пипетки в баночки по очереди капается разведенная гуашь, и дети наблюдают как вода меняет окраску - превращается из прозрачной в разноцветную. Воспитатель бросает в окрашенную воду маленький предмет и его не видно. Делается вывод, что окрашенная вода не прозрачна.

12.Цель: научить детей из цветной воды получать разноцветные льдинки.

Содержание и оборудование: полученную разноцветную воду берут на прогулку и выливают в формочки. В конце прогулки воспитатель показывает детям, какие разноцветные льдинки получились из воды.

ТЕМА ОПЫТОВ: ПЕСОК

1.Тема и цель: " Я пеку, пеку, пеку деткам всем по колобку" - экспериментируем с мокрым песком.

Содержание и оборудование: у детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель предлагает слепить пирожки разной формы.

2.Тема и цель: "Сыпучий песок" - экспериментируем с сухим песком

Содержание и оборудование: воспитатель предлагает испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предлагает взять песок в руки и просыпать его струйкой. Потом раздает детям кулечки с дыркой и предлагает сыпать из них песок, можно рисовать струйкой песка.

3.Тема и цель: научить детей получать разноцветный песок.

Содержание и оборудование: приготовить гуашь, разведенную водой, и светлый песок. Показать детям, что можно красить не только бумагу, но и песок.

4.Цель: знакомство со свойствами песка .

Содержание и оборудование: Воспитатель ставит мельницу в пустую миску, совочком сыплет песок на лопасти.

5.Цель:

Содержание и оборудование: воспитатель показывает детям, как насыпать совочком увлажненный песок в ведерко. Песок тут же можно высыпать. Можно носить песок по участку, потом высыпать в песочницу или предложить детям перенести на соседний участок.

6.Цель: научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта.

Содержание и оборудование: воспитатель берет совочек и копает им увлажненный песок. Затем дает детям по совочку и предлагает копать песок, насыпать его в кучки, рыть канавки, разглаживать неровности на песке. Все это происходит под непосредственным руководством воспитателя.

7.Цель: продолжить обучение детей практическим действиям в песке с новыми игрушками.

Содержание и оборудование: воспитатель берет деревянную палочку и ставит ее в увлажненный песок, затем деревянным молоточком вбивает ее в песок. Потом дает каждому ребенку палочки и предлагает построить заборчик.

8.Цель: научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта.

Содержание и оборудование: воспитатель раздает детям совочки и предлагает копать песок. Затем раздает детям формочки и предлагает испечь пирожки для куклы. показывает детям, как это сделать: зачерпывает влажный песок совком и накладывает его в формочку, кладет на доску или бордюр песочницы, придерживая формочку рукой, стучит по формочке совочком, потом снимает форму. пирожок готов. Показывает детям это действие 4- 5 раз, затем предлагает сделать пирожок самостоятельно.

9.Цель: знакомство детей со свойствами сухого песка.

Содержание и оборудование: воспитатель ставит мельницу в пустую мисочку, совочком сыплет сухой песок на лопасти мельницы и наблюдает с детьми, что происходит с песком. Затем предлагает взять сухой песок в руку и слепить лепешку. Что происходит? Потом предлагает сделать из сухого песка пирожок для куклы - он рассыпается.

ТЕМА ОПЫТОВ: СОЛНЦЕ

1.Тема и цель: "Солнечные зайчики" - научить детей играть с солнечными зайчиками.

Содержание и оборудование: вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком.

2.Тема и цель: "Тень" - познакомить детей со свойством солнечного света.

Содержание и оборудование: рассказать детям, как возникает тень, понаблюдать за движением тени.

3.Тема и цель: "Разноцветные стекляшки" - познакомить детей со свойствами прозрачного стекла.

Содержание и оборудование: раздать детям разноцветные стеклышки и понаблюдать через них, как меняется окружающий мир.

ТЕМА ОПЫТОВ: ТКАНЬ

1.Цель: объяснить детям, что ткань состоит из ниточек.

Содержание и оборудование: детям розданы кусочки ткани, и воспитатель на своей салфетке показывает, что ткань состоит из ниточек, вытягивает несколько, потом предлагает детям сделать то же самое.

2.Цель: показать детям, что ткань можно красить.

Содержание и оборудование: у воспитателя и детей белые или однотонные не яркие салфетки. А кукле нужно сделать красивую салфетку в горошек. Горошинки им можно нарисовать краской, и воспитатель показывает, как это сделать.

ТЕМА ОПЫТОВ: ВЕТЕР

1.Цель: познакомить детей с движением воздуха .

Содержание и оборудование: взять лист бумаги и помахать у детей перед лицом. Вы почувствовали холодок - это ветер. Есть такая игрушка - бумажная мельница, которую ветер приведет в движение, когда вы будете бежать. Раздать детям эти игрушки и понаблюдать, как мельницы закрутились.

2.Цель: игры с султанчиками.

Содержание и оборудование: в ветреную погоду дать детям поиграть с султанчиками, а можно помахать ими и появится ветерок.

3.Тема и цель: "Игрушка - вертушка" - познакомить детей со свойством ветра - приводить в движение легкие предметы.

Содержание и оборудование: сделать с детьми игрушки - вертушки и показать, как их приводить в движение при помощи ветра.

4.Тема и цель: "Ветер по морю гуляет"

Содержание и оборудование: научить детей делать кораблики и з скорлупы грецкого ореха и отправлять их в плавание при помощи ветра.

5.Тема и цель: "Ветер и семена"

Содержание и оборудование: на участке рассмотреть с детьми крылатки клена и ясеня. Почему семена имеют такую форму? Предложить положить семена на ладонь и подуть на них. Что с ними происходит?

6.Тема и цель: "Ветряные мельницы"

Содержание и оборудование: Показать детям картину ветряной мельницы, расспросить, знают ли они, для чего нужны мельницы? Рассказать, как люди используют ветер для своих нужд. Изготовить совместно с детьми макет ветряной мельницы.

7.Тема и цель: "Пугало"

Содержание и оборудование: воспитатель рассказывает, как он увидел у соседей на даче пугало, на котором висели легкие банки и ленточки. Как вы думаете, для чего висят на пугале эти предметы? Потом предлагает поэкспериментировать с такими предметами на улице, когда дует ветер.

ТЕМА ОПЫТОВ: КАМЕШКИ

1.Цель: познакомить детей с камешками.

Содержание и оборудование: рассмотреть, какого они цвета, какие на ощупь. Постучать о камешек, слушать издаваемый звук. Определить на ощупь твердый он или мягкий. Из камешков можно построить заборчик.

2.Цель: плавают или тонут?

Содержание и оборудование: налить в таз воду и опустить несколько предметов среди них и камешки. Плавают ли камешки? А какой цвет у сухих и мокрых камешков?

3.Цель: шумелки.

Содержание и оборудование: положить камешки в деревянную коробку и потрясти ее, потом в банку от кофе и тоже потрясти. Послушать, какой звук издают камешки.

ТЕМА ОПЫТОВ: МАГНИТ

1.Цель: познакомить детей с магнитом и его свойством притягивания металлических предметов.

Содержание и оборудование: воспитатель берет магнит и подносит его к разным игрушкам, дети наблюдают за его действиями. Затем дает детям попробовать, как магнит притягивает металлические предметы. Воспитатель показывает, как при помощи магнита можно собрать мелкие металлические предметы. Не забывайте про технику безопасности!

ТЕМА ОПЫТОВ: ЗЕРКАЛО

1.Тема и цель: "Солнечные зайчики"

Содержание и оборудование: каждому ребенку дать зеркальце и помочь получить солнечного зайчика.

2.Тема и цель: "Что находится в зеркале"

Содержание и оборудование: ребенок смотрит в зеркало, а воспитатель спрашивает у него, что находится в зеркале справа, слева, вверху и что он видит внизу зеркала?

ТЕМА ОПЫТОВ: ИГРЫ С ТЕНЬЮ

1.Тема и цель: игра "Угадай, что это?"

Содержание и оборудование: воспитатель показывает детям, как при помощи рук можно получить различные фигуры. Дети угадывают, что изображает воспитатель, и повторяют его фигуры, потом придумывают свои.

2. Тема и цель: "Театр теней"

Содержание и оборудование: воспитатель показывает детям персонажей сказки, а дети озвучивают героев.

3. Тема и цель: "Угадай, какой предмет?"

Содержание и оборудование: воспитатель показывает предмет, а дети по тени узнают, что это.

В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕНИМЕНТИРОВАНИЯ ДЕТИ ПОЛУЧАТ ВОЗМОЖНОСТЬ УДОВЛЕТВОРИТЬ ПРИСУЩУЮ ИМ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ УЧЁНЫМИ, ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ, ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯМИ! ПРИ ЭТОМ ВЫ БУДЕТЕ РАВНОПРАВНЫМИ ПАРТНЁРАМИ, СОУЧАСТНИКАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А ЭТО В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ДАСТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕТЯМ ПРОЯВИТЬ СОБСТВЕННУЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ АКТИВНОСТЬ.

ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ!

Ольга Хасанова
Экспериментирование в младшей группе

Дети очень любят экспериментировать . Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование , как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В первые три года жизни экспериментирование является практически единственным способом познания мира.

Экспериментирование является особым видом деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их собственная активность, направленная на получение новых знаний, на получение продуктов собственного творчества, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности.

Основные характеристики детского экспериментирования :

1. Детское экспериментирование - особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы : целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.

2. Формы экспериментирования (познавательная и продуктивная) . В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение :

Новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования ,

На получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования ) .

3. Детское экспериментирование - стержень любого процесса детского творчества.

4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.

Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию в младших группах .

1 младшая группа .

Развитие наглядно- действенного мышления.

Дети самостоятельно экспериментируют с предметами , их частями, названиями.

Пристально рассматривают объекты.

Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы.

Выполняют простейшие поручения.

Произносят фразу : «Я хочу сделать ….» .

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина : мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Эксперименты с объектами неживой природы

«Песочек»

Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.

«Посыпалки»

Дать представление о том, что сухой песок может сыпаться.

«Испечем угощение»

Дать представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму.

Часть занятия

«Следы»

Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

«Песчинки»

Дать представление о том, что песок – это множество песчинок.

Наблюдение на прогулке

«Поймаем воздух»

Дать представление о том, что воздух не виден.

«Наберем воздух в стакан»

Дать представление о том, что воздух не пропускает воду.

«Выпустим воздух из стакана»

Дать представление о том, что вода может выместить воздух.

«Буря в стакане»

«Утопим игрушки»

Дать представление о том, что воздух легче воды.

Режимные моменты

«Мой веселый звонкий мяч»

Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

«Лодочка плыви»

Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

Часть занятия

«Сделаем ветерок»

Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

Наблюдение на прогулке

«Помоем камешки»

«Легкий – тяжелый»

Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.

Часть занятия

«Теплый – холодный»

Дать представление о том, что камни могут быть холодными и теплыми.

«Какой формы камень?»

Дать представление о том, что камни имеют различную форму.

Часть занятия

«Помоем камешки»

Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые.

«Твердый – мягкий»

Дать представление о том, что камни твердые.

«Бумажные листочки»

Дать представление о том, что бумага легкая.

«Тонкая – толстая»

Дать представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой.

«Порвем бумагу»

Дать представление о том, что бумага может рваться.

«Кораблик»

Дать представление о том, что бумага не тонет в воде.

Младший дошкольный возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами : водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться. Роль педагогов в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.

Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что ребенок :

Активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;

Быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;

С интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;

Подолгу с увлечением экспериментирует сам , подражая взрослому и изобретая новые действия;

Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.

Литература :

1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников под ред. Л. Н. Прохоровой, М.:АРКТИ, 2003г.

2. Тушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», С-Петербург «Детство - Пресс» , 2007 г.

3. Материалы по экспериментированию воспитателя МДОУ№2

Умахановой С. И.

Конспект ООД по экспериментированию первой младшей группы «Вода, какая она»

Интеграция областей: познание, социализация, коммуникация, музыка, здоровье

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность, познакомить с некоторыми свойствами воды;

Задачи:

образовательная:

1. Познакомить детей со свойствами воды (цвет, температура, текучесть).

2. Рассказать о значении воды в нашей жизни.

развивающая:

1. Развивать речь, мышление и любознательность детей.

2. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями

3. Развивать наблюдательность.

воспитательная:

1. Воспитывать бережное отношение к воде.

2. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки,

Обогащение словаря: Жидкая, прозрачная, холодная, тёплая.

Материал и оборудование: Стакан, стакан с водой, стакан с молоком, камешек.

Две тарелки, вода теплая, холодная, полотенце; аудиозапись с муз. произведение «Дождь».

ООД - экспериментирования:

Воспитатель: Загадываю детям загадку

Чтобы не было беды.

Жить нельзя нам без (воды) .

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путь.

По ровненькой дорожке,

(Дети идут шагом)

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам,

(прыгают на двух ногах)

По камешкам, по камешкам.

В яму - бух!

(приседают на корточки)

Дети подходят к водопроводному крану.

Воспитатель: Набираю воду в стакан.

Опыт №1: «Вода – жидкая».

Беру два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Аккуратно переливаю воду из одного в другой.

Воспитатель: Что происходит с водой?

Дети: Она льётся.

Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Проводится п /и «По ровненькой дорожке».

Доходим до стола, где стоит два стакана. Стакан с водой и стакан с молоком.

Воспитатель: Ребята, какого цвета вода? (Ответы детей).

Какого цвета молоко? (белого).

Опыт №2 «Вода прозрачная».

Я, спрячу камушки в воде и в молоке. А вы мне скажете, где камушки я спрятал, а где не получилось. (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно в воде спрятать не получилось, потому что Вода прозрачная, а молоко - белое, непрозрачное.

Воспитатель: Давайте все вместе скажем вода прозрачная.

Воспитатель: А теперь немного отдохнем

(физминутка)

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем

Моем уши, моем шею,

На глазах мы хорошеем.

Проводится п /и «По ровненькой дорожке».

Дети подходят к столу, на котором стоят два таза с водой,

Опыт №3: «Вода холодная, тёплая,».

Воспитатель: Говорю, что вода, может быть, теплой и холодной. Предлагаю опустить пальчик в теплую и холодную воду.

Воспитатель: Какая у нас в чашках вода? (холодная, теплая)

Воспитатель: Мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей). Правильно, вода жидкая, вода прозрачная, бывает холодной, теплой, читаю отрывок из стихотворения Н. Рыжовой:

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Кашевская Анна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ягодка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск мкр.Вынгапуровский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Картотека игр по опытам и экспериментам для первой младшей группы"
Дата публикации: 21.11.2017
Раздел: дошкольное образование

Картотека игр по опытам и

экспериментам для первой младшей

группы

Подготовил:

воспитатель МБДОУ «Ягодка» г.Ноябрьск

Кашевская А.С.

Игры с песком

1 «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по колобку» - экспериментируем с мокрым

У детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель предлагает

слепить пирожки разной формы

«Сыпучий

экспериментируем

Воспитатель

предлагает испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предлагает взять

песок в руки и просыпать его струйкой. Потом раздает детям кулечки с дыркой и

предлагает сыпать из них песок, можно порисовать струйкой песка

3 Научить детей получать разноцветный песок Приготовить гуашь, разведенную

водой, и светлый песок. Показать детям, что можно красить не только бумагу, но

Отпечатки на песке

влажного

различные

предложить сделать на влажном песке отпечатки своих рук и ног. Особенно это

интересно делать летом на море или около реки, озера, где есть песочный пляж,

а потом наблюдать, как накатывает волна и не оставляет и следа от этих

отпечатков.

Можно поиграть в сравнение: следы, оставленные различными животными или

предметами.

сравнения можно оставить отпечаток на сухом песке, потом полить его

отпечаток

Показать

отличаются эти отпечатки. Пусть он посмотрит, где отпечаток получится более

четким, а где практически незаметным. Отпечатки можно делать ладонями,

кулаками, пальцами.

Интересная игра с песком - закапывать в него различные "сокровища", а потом

их искать и откапывать

Снег

1 «Разные ножки топают по снежной дорожке» - научить детей получать четкие

следы на снегу Воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу.

Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает,

как получить из снега различные фигуры

2 «Ледяная горка» - показать детям, как делать горку для куклы При помощи

детских лопаток воспитатель и дети делают горку для куклы из снега, потом

поливают ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой.

Затем катают куклу с ледяной горки

3 «Снежный городок» - научить детей делать из снега колобки и большой дом

Воспитатель из снега лепит колобок и предлагает детям сделать такой же. Потом

показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который

называется снежной крепостью

4 «Разноцветные фигуры» - научить детей раскрашивать снежные фигуры На

прогулке

воспитатель

снеговики,

черепашки, пирожки, снежный городок из маленьких комков снега. Помощник

воспитателя

разноцветную

брызгалках,

раскрашивают водой фигурки из снега

5."Меткий глаз"

Удобнее всего играть, когда снег липкий. Из такого получаются хорошие

снежки – снаряды для игры.

На некотором расстоянии выберите цель (стену дома или нарисуйте мишень

прямо на снегу). Заранее подготовьте снаряды, налепите по-больше снарядов и

по очереди стреляйте в цель.

6. "Кладоискатель"

выберите

площадку.

очертить

территорию

обозначить

веточками. Один игрок отворачивается, другой закапывает сокровище (шишку,

конфету…)

маскирует

«тайник»

(утаптывает

присыпает

снежком). Первый игрок поворачивается и ищет сокровище.

Потом игроки меняются местами. И кладоискателем становится второй игрок.

7."Юный скульптор"

Любимое занятие детей зимой – лепить что-то из снега. Это могут быть и

традиционные снеговики, и крепости, и фигуры зверей.

Снеговиков можно лепить не только на земле, но и на деревьях. Самый простой

вариант - сделать дереву "страшное лицо" из налепленных снежных комков.

Такое изображение (белое на черном стволе) будет видно издалека.

"Спортсмены"

Соорудите

препятствий.

поставьте

площадке санки, прочертите дорожку… Установите правила игры: по дорожке

нужно быстро пробежать, обежать два раза вокруг санок, перепрыгнуть три раза

через барьер… Засекайте время.

Вода

«Кораблики»

познакомить

свойствами

плавающих

предметов

Воспитатель делает детям из бумаги кораблики, а потом запускают их в лужи.

происходит

плавающие

металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит

2 «Нырки» - познакомить детей со свойствами «ныряющих» игрушек Детям

раздают теннисные шарики и показывают, что с ними происходит, если их

бросить в воду

«Буруны»

получает

пластиковый

трубочку

коктейля. Воспитатель показывает, как получить буруны в стакане

4 «Соберем водичку» - научить детей пользоваться губкой для сбора воды

Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание

детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз

при помощи губки

5 «Пена» - научить детей делать пену из шампуня В таз наливают теплую воду,

потом добавляют шампунь. Взбивая руками воду, получают пену. В такой воде

можно купать куклу

6. «Мыльные пузыри» - пускать и наблюдать какие они получаются по размеру

летят.Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с

тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

7. Эксперименты с подкрашенной водой

Можно подкрасить воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета.

(пластиковой,

прозрачной)

сделайте

концентрированный

раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах во вторую,

третью и четвертую бутылки (можно разрезать их поперек, тогда получаться

высокие стаканы, в них удобнее будет наливать). Разливать раствор интереснее

маленькой

баночкой,

наливаете,

сравнивать

результат.

концентрированный

емкостям,

посмотрите

получилась

Расставьте

беспорядке. Пусть ребенок попробует расставить бутылки от самого светлого

оттенка к самому темному. Чем младше ребенок, тем меньше объектов для

сравнивания (минимально - три).

Играйте каждый раз с одной краской, в следующий раз возьмите другой цвет.

Через некоторое время пробуйте смешивать два цвета.

насыщенности

Добавляете

одинаковое

количество

Наблюдайте

получившимся цветом. Попробуйте порисовать подкрашенной водой на бумаге

(наклеив скотчем на кафель кусок старых обоев) или прямо на плитках.

8. Моем ручки.

Художественное

грязнуль,

ругается: «Буль-буль-буль-буль!» Но если мы вымоем руки и лица, Водичка

довольна и больше не злится.

представление

изменять

направление

движения.

Материал:

половины

пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.

Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют

наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по

картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы:

лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода

движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-

другому (направление движения воды изменится).

Бумага

1 «Рвем бумагу» Дети рвут разноцветную бумагу на мелкие кусочки и делают

из них аппликацию

2 «Бумажные комочки» - познакомить детей с новым свойством бумаги -

скатыванием. Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них

коллективную аппликацию

«Бумажные

полоски»

половинку

альбомного

показывают,

получить

Вырезанные полоски можно использовать, чтобы узнать, есть ли на улице ветер

4. Игра: «Смятая бумага»

Предложить ребенку лист бумаги, помять ее (нужно помнить, что мы учим

детей не мять и не рвать книги). А вот листочек бумаги можно помять, порвать

и скатать в комочки, тогда может получиться снежок; их можно бросать в цель,

катать, складывать в корзину, можно приклеивать, получив снеговую тучу или

даже снеговика.

Итак, сначала ребенку можно дать мягкие сорта бумага, например салфетки.

Сминая кусочки бумаги, ребенок с помощью взрослого может научиться делать

цветы, собрать браслет на нитку. Тем самым уже в 3-х летнем возрасте

приучаем ребенка к творчеству.

5. Игра «Колобок»

Предложить ребенку поиграть в «колобка». Для этого нужно смять кусочек

бумаги и скатать его в шарик. Катать по полу «колобки» и сделать их целое

семейство

поменьше

маленький). Так мы и ручку развиваем и величины изучаем.

6. Игра «Найди сюрприз»

Завернуть в бумагу небольшой предмет. Для детей 3-4 лет можно взять мишку,

обыграть:

посмотреть что здесь?»

Дать ребенку развернуть сверток, изобразить радость вместе с ребенком.

Игру можно усложнить. Подарок нужно не только открыть, но и угадать по

описанию, что это. Например: «Этот сюрприз круглый, резиновый, он может

катиться и прыгать. Что это? Молодец – это мячик!!!»

7. Игра « Обед для кукол»

Приготовить обед для игрушек. Рассадите кукол, зверушек, поставьте перед

ними тарелочки и чашечки. Ребенок пусть отрывает пальчиками маленькие

кусочки от целого куска бумаги. Получаются «конфетки» или пирожки. Дети

складывают их в тарелки и угощают своих гостей. С детьми постарше можно

8. Игра «Тропинка»

подойдет

страницы

туалетная бумага. Вместе с детьми соорудите тропинку,

выкладывая листы

друг возле друга. Например, от дивана к столу, от стола к шкафу и т.д. Дорога

может быть не только прямой, но и извилистой, с резкими поворотами, причем

разной ширины. Задача не выйти за ее пределы. На другом конце тропинки

положите приз, который ребенок получит, успешно до него добравшись.

8. Игра «Веселая полянка»

Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Смажьте его клеем. Дайте

покажите

разорвать

наносить на лист. Пусть кусочки будут самые разнообразные – и маленькие и

неровные,

Разрешите

украсить

«полянку»

своему усмотрению.

9. Игра « На что это похоже?»

Предложить ребенку нарвать много кусочков бумаги. Рассмотрите эти части.

Сравните их – какая самая большая, какая самая маленькая? А на что похож

этот кусочек? На рыбку, лошадку, мишку? Можно дорисовать глазки, ушки и

прочие детали, так будет еще увлекательней.

Солнце

«Солнечные

зайчики»

солнечным

зайчиком

Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать

солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком

2 «Тень» - познакомить детей со свойством солнечного света Рассказать детям,

как возникает тень, понаблюдать за движением тени

3 «Разноцветные стекляшки» - познакомить детей со свойствами прозрачного

стекла Раздать детям разноцветные стеклышки и понаблюдать через них, как

меняется окружающий мир

Камешки

1. Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру от

маленького к большому; или предложить составить более сложные ряды:

выложить два одинаковых по цвету маленькие камешки

и один большой

камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и продолжит ряд.

2. Выкладывать

геометрические

нарисовать

листке контур фигуры, а малыш будет повторять контур камешками. Дети

постарше

отгадывать

например,

камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно

выкладывать геометрические фигуры, предметы

и ряды от большого к

меньшему и наоборот.

3. Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а

из плоских камешков - башенки разной высоты.

4. Порядковый счет и математические термины. Считаем количество камешек и

динозавров.

5. Различаем и сравниваем цвета, формы, геометрические фигуры.

6. Сортировать камни можно:

По цвету: можно заранее подготовить цветные тарелочки (емкости), и малыш

будет подбирать каждой тарелке свои камешки;

поставить

несколько

указателями

различного размера - для маленьких, средних, больших камней;

По форме: можно оформить коробку, проделав в нем несколько отверстий

различного диаметра - для овальных камней, круглых;

поставить

потребуется,

уравновесить один большой и тяжелый камень. Попробуйте сначала определить

вес по внешнему виду, или взвешиванием на руке, а затем проверьте результат

на «весах»;

По фактуре: сделайте «тактильный мешочек» - насыпьте в непрозрачный

мешок камешки различной величины, формы и фактуры. Пусть ребенок по

вашей просьбе на ощупь ищет гладкий камешек, а затем длинный, шершавый,

круглый, маленький.

7. «Крестики-нолики»: начертите на листке поле для игры, отберите несколько

камешков двух цветов и играйте по правилам, просто вместе скучных Х и О у

вас будут белые и черные камешки.

  1. 1. Актуальность  Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.  Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.  Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.
  2. 2.  Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
  3. 3. Задачи:         укреплять физическое и психическое здоровье малышей; обеспечивать эмоциональное благополучие; расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия, воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив; развивать психические процессы детей, познавательные способности; развивать мелкую моторику;; расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями формировать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной адаптации в коллективе;
  4. 4. Игры с водой.  Открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и разных предметов (теплый- холодный, тонет- плавает и др.)
  5. 5. «Переливалочки».
  6. 6. Еще одна любимая забава детей – водяная мельница. Возьмите ковшик с носиком, зачерпните воды и покажите малышу, что лить надо, стараясь на центр лопасти. «Водяная мельница».
  7. 7. Наливаем в большую посуду воду и дожидаемся, чтобы поверхность успокоилась. Дотрагиваемся до поверхности воды пальцем (то же самое может сделать и ребенок), по воде пойдут круги. Наблюдаем как это происходит. Впоследствии ребенок увидит, что такие же круги появляются на лужах после дождя. «круги на воде».
  8. 8. «ТОНЕТ- НЕ ТОНЕТ»
  9. 9. Для поддержания интереса к экспериментированию я практикую задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от лица сказочного героя или куклы. В местах экспериментирования "поселила" персонажи помогающие детям через ассоциацию достигнуть более продуктивного результата
  10. 10. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
  11. 11. Коля сравнивает форму предметов.
  12. 12. Игра «Питон», «Лягушка».
  13. 13. И у нас это неплохо получается…. Мы ловим бабочек на магнитные удочки… Игры с магнитными игрушками
  14. 14. А это поезд тоже магнитный… Чтобы его собрать надо постараться…
  15. 15. Интерактивные игры как развитие тактильных и кинестетических ощущений. Игры способствуют обострению памяти, улучшению зрительной, тактильной и кинестетической памяти, обогащению речи.
  16. 16. Игра «Чудесные варежки»
  17. Взаимодействие с множеством интересных, красочных, приятных на ощупь игровых элементов нам обеспечивает игровой набор «Пертра», который вызывает интерес и повышает познавательную активность.
  18. 18. Игры с магнитами
  19. 19. Различные шнуровки:
  20. 20. Соберём для мамы бусы:
  21. 21. Сенсорная комната.
  22. Игра для ребенка - это вид активности и возможность узнать окружающий мир. Современных родителей обычно интересуют два вопроса: как играть и во что? Уважаемые родители у вас под рукой столько игрового материала, который поможет вашему ребёнку познать мир, не ограничивайте ребёнка а познавайте вместе с ним!!








2024 © rukaraoke.ru.