Возрастная периодизация эльконина. Понятие кризиса развития. Нормативные кризисы развития. Критические и стабильные периоды развития по Л.С. Выготскому


Д.Б. Эльконин исследовал проблемы присвоения ребенком способов родовой человеческой деятельности как основы развития его специфически человеческих способностей. Эльконин признавал только формулу «ребенок в обществе» (а никак не «ребенок и общество»), подчеркивая, что ребенок с момента рождения является общественным существом.

Психическое развитие ребенка протекает в системе отношений двух типов:

ребенок - общественный предмет.

ребенок - общественный взрослый. Общественный взрослый выступает носителем общественно выработанных способов действия с предметами, воплощением смыслов и норм жизни.

Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях:

Социальная ситуация развития;

Ведущая деятельность;

Основные новообразования.

Социальная ситуация развития определяется как фактическое место ребенка в общественных условиях, его отношение к ним и характер деятельности в них. С жизнью ребенка в определенной социальной ситуации неразрывно связаны и типичные для данного возраста деятельности ребенка, составляющие его вторую важнейшую характеристику.

Эльконин использовал понятие ведущая деятельность как критерий выделения психологических возрастов

Ведущая деятельность - это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени. Она проходит длительный путь становления, развития (под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой форме.

Это главная деятельность по ее значению для психического развития:

В форме ведущей деятельности возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые типы деятельности (так, в игре в дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения);

В ведущей деятельности формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка);

От ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности).

Эльконин представил последовательность психологических возрастов в детстве следующим образом:

Кризис новорожденности;

Младенчество (2 месяца - 1 год) - непосредственноэмоциональное общение со взрослым;

Кризис одного года;

Ранний возраст (1 - 3 года) - орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) деятельность;

Кризис трех лет;

Дошкольный возраст (3 - 7 лет) - ролевая игра;

Кризис семи лет;

Младший школьный возраст (8-12 лет) - учебная деятельность;

Кризис 11 - 12 лет;

Подростковый возраст (11 - 15 лет) - интимно-личное общение со сверстниками;

Кризис 15 лет.

При смене одной ведущей деятельности другой (когда, например, игровая деятельность дошкольного возраста замещается другой ведущей деятельностью - учебной, характерной уже для младшего школьного возраста) происходит кризис . В зависимости от содержания выделяют кризисы отношений (3 года и 11 лет) и кризисы мировоззрения (1 год и 7 лет).

В каждом человеческом действии можно выделить две его стороны, две части - ориентировочную и исполнительную. Фаза ориентировки предшествует исполнению. В деятельности могут быть выделены две стороны - мотивационная и операционная; они развиваются неравномерно, причем темп развития отдельной стороны деятельности в каждом возрастном периоде изменяется. Согласно гипотезе Д.Б. Эльконина, все детские возрасты могут быть разделены на два типа:

В возрастах первого типа (это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается преимущественно общественно-мотивационная сторона некоторой деятельности; складывается ориентация ребенка в системе отношений, мотивов, смыслов человеческих действий;

В возрастах второго типа, следующих за первыми (это раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность), у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятельности.

Закон чередования видов деятельности. Происходит закономерное чередование одних возрастов с другими возрастами. Так, в младенчестве в эмоциональном общении с близким взрослым возникают потребности и мотивы делового сотрудничества и освоения предметного мира, которые реализуются в предметной деятельности в раннем возрасте, когда и складываются соответствующие операции. Но в дошкольном возрасте в игровой деятельности по преимуществу развиваются потребности и мотивы той деятельности, которая становится ведущей в следующем, младшем школьном возрасте. Поэтому два определенных смежных возраста как бы сцеплены друг с другом, и эта сцепка (или, говоря словами Д.Б. Эльконина, эпоха) воспроизводится на протяжении всего детства (или периодически повторяется).

Таким образом, Д.Б. Эльконин высказал предположение, что закономерность опережающего развития ориентировки по сравнению с исполнительной частью действует не только в функциональном, но и в возрастном развитии психики: в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем - операционально-технической. Движущие силы развития связаны с противоречием, которое складывается в процессе овладения ребенком мотивационной и предметной сторонами деятельности. Гипотеза периодичности в психическом развитии ребенка, сформулированная Д.Б. Элькониным, творчески развивает идеи Л.С. Выготского, она объясняет формирование у ребенка не только познавательной, но и мотивационно-потребностной сферы личности, освоение ребенком мира людей и мира предметов, раскрывает механизм самодвижения в психическом развитии.

ЭПОХА РАННЕЕ ДЕТСТВО ДЕТСТВО ОТРОЧЕСТВО
СТАДИЯ МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ РАННИЙ ВОЗРАСТ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Эмоционально-непосредственное общение Орудийно-предметная деятельность Сюжетно-ролевая игра Учебная деятельность Личностное общение Учебно-профессиональная деятельность
СФЕРА ЛИЧНОСТИ Мотивационно-потребностная Операционально-техническая Мотивационно-потребностная Операционально-техническая Мотивационно-потребностная Операционально-техническая
Кризис новорожденности Кризис 1 года Кризис 3лет Кризис 7 лет Кризис 12-13 лет Кризис 15 лет Кризис 18 лет
Большие кризисы развития (кризисы отношений)
Малые кризисы развития (кризисы мировоззрения)

146. Психологические интерпретация кризисов развития в различных направлениях возрастной психологии. См. вопрос 133

147. Эпохи, периоды, этапы развития: новорожденный, младенец, малыш, дошкольник, предшкольник, младший школьник, подросток младший и старший, ранняя юность, юность, взрослость, зрелость. Психология пресенильного и сенильного возрастов. Смерть человека. См. вопрос 144, 145

148. Психическое развитие младенца. Кризис рождения. Новорожденный и младенец: новообразования возраста.

Перинатальный период.

В перинатальный период у психики нет предмета – психика эмбриона не изучена. Предмет перинатальной психологии – состояния, переживания, семейно-родовые отношения, связанные с ожиданием появления ребенка.

Рождение.

Кризис рождения – первый и единственный физиологический кризис. Это кризис перехода из гомогенной среды в гетерогенную.

Факторы рождения:

· Первый крик. Это несомненный стресс для ребенка. Это аффект напряжения всего тела, чтобы пробить пробку в легких.

· Асфиксия. Это время непоступления кислорода в легкие до момента крика. Если она длится более двух минут, возможны родовые травмы. Если она длится более трех-пяти минут, развиваются необратимые генеративные процессы: олигофрения и т.д.

· Важно, чтобы ребенок правильно родился. Роды в воду смягчают психологический стресс кризиса рождения.

Выход из кризиса рождения – начало жизнедеятельности субъекта. Выход из этого кризиса возможен только с помощью взрослого – он защищает ребенка от голода, холода, яркого света. Ребенок в момент рождения совершенно беспомощен, так как у него нет ни единой сложившейся формы поведения. Сразу после рождение начинается выработка условных рефлексов и формирование поведение. У человека площадь коры после рождения увеличивается в 3-4 за счет образования новых связей.

Эпоха младенчества (от рождения до года).

Эта эпоха делится на два периода: новорожденность и собственно младенчество.

Ведущий тип деятельности – интимно-личностное общение с матерью. «Мать» - это психологическое понятие, а не биологическое. Роль матери может выполнять нянька, кормилица, отец и т.д.

Новорожденность.

Новорожденность – это период, когда ребенок не связан с матерью физически, но зависит от неё физиологически и психологически. Ребенок и взрослый (мать) объективно необходимы друг другу. Это период с рождения до 1,5 – 2,5 месяцев. Выделяются 4 безусловных рефлекса по отношению к внешней среде:

Сосательный (хоботковый). Окологубное касание вызывает складывание губ в своеобразный хоботок, форма его приспособлена для сосания.

Хватательный. Касание ладони вызывает схватывание, очень крепкое сжатие руки в кулак.

Отталкивание. Касание подошвы вызывает «складывание» ребенка в форму плода.

Защитный. Резкое изменение чего-либо вызывает то, что ребенок закрывает глаза и сжимается.

80% времени ребенок спит, его сон не смещен на ночное время и носит полифункциональный характер. Смещение сна на ночное время формируется под влиянием воспитания.

Новообразования новорожденности:

Первое новообразование этого периода – угасание этих рефлексов и появление на их основе ориентировочного и условных рефлексов, то есть первых форм субъективной активности.

Следующее новообразование – формирование сенсомоторных систем (условно-рефлекторного кольца). Для этого ребенку необходим массаж.

Ещё одно новообразование – появление ощущений и формирование анализаторов. На всем протижении младенчества различные типы чувствительности развиваются последовательно. Тугое пеленание ухудшает психическое развитие ребенка. Он лучше засыпает, так как происходит сенсорная депривация, но приток ощущений резко ограничен. Также для ребенка необходимо соблюдение режима питания.

Последнее новообразование – начало формирования бессознательного. Закрепление впечатлений и конфликтов на уровне подсознания.

Ведущий тип деятельности новорожденного– интимно-личностное общение с матерью.

Форма привлечения к себе внимания – крик. Различные формы крика различаются уже к третьей неделе-месяцу.

В эпоху новорожденности возникает противоречие. Ребенок ничего не может без взрослого, но не имеет никаких специфических форм воздействия на него. Разрешение этого противоречия ведет к изменению социальной ситуации и появлению комплекса оживления.

Переход от новорожденности к младенчеству знаменуется появлением комплекса оживления – тотальной психической реакции на лицо матери. Лицо матери – первый объект, который ребенок учится выделять из окружающей среды, это первый феномен предметного восприятия. Ребенок улыбается, его глаза конвергируют (сходятся) на лице матери, он двигает ручками и ножками, то есть происходит акт общения. Комплекс оживления – это положительная эмоциональная реакция. Причем это не просто реакция, а скоординированные движения, с целью воздействовать на взрослого, привлечь к себе его внимание. Специфическая социальная улыбка на лицо матери – показатель того, что со стороны ребенка сложилось психологическое единство, связь с матерью, которую Л.С. Выготский назвал ситуацией «Мы».

В новой социальной ситуации взрослый становится предметом воздействия ребенка. Возникает ситуация непосредственного эмоционального общения ребенка с матерью. Первая социальная потребность человека, которая формируется – потребность во взрослом. Отрыв ребенка от матери в этот период вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, особенно в познавательных и эмоциональных функциях.

Феномен госпитализма – отлучение ребенка от матери в этот период, когда он попадает в больницу или детский дом. Такие дети на первый взгляд послушны, но безвольны, безынициативны, их характеризует безличное отношение ко взрослому, он часто не могут наладить нормальные эмоциональные контакты.

Функция взрослого в этот период – формирование специфические человеческих потребностей, организация общения, управление ориентировочной деятельностью ребенка. Мать – это не биологический фактор, а конкретный носитель человеческой культуры и способов её освоения.

Новообразования эпохи младенчества:

1. Формируется восприятия, в частности, его предметность.

2. В 4 месяца формируется реакция на новизну. Эта сенсорная реакция длительности удержания взгляда на новом объекте.

3. Эмоции (до 6-7 месяцев – только положительные). После седьмого месяца начинается дифференциация их модальности и интенсивности.

4. Клокотание – появление отдельных фонем членораздельных звуков (в 2-3 месяца). Лепет – произнесение отдельных фонем. В 6 месяцев появляется морфемная речь, иногда морфемы случайно складываются в слова и не несут смысла. Обычно первое слово – самое легкое – мам, мама. Появляется автономная речь (по Выготскому), то есть речь ситуативная, эмоциональная, понятная только близким. К году возможно около 10 слов, имеющих диффузной значение, то есть одно слово может обозначать сразу множество самых разных предметов. Все это – попытки привлечь взрослого с помощью голоса. С шести лет к голосовым формам присоединяется указательный жест.

5. Продолжается формирование сенсомоторных систем, появляется хватание. Развиваются виды восприятия по модальностям.

6. Появляются локомоции – первые передвижения ребенка, ребенок учится ползать.

7. Прямохождение появляется к 9 месяцам. Переход от ползанья к хождению сопровождается сложной перестройкой регуляции движений, поэтому, которые очень хорошо научились ползать, как правило, дольше не хотят ходить.

8. Появляется предметно-манипулятивная деятельность. Рука «раскрывается» из кулачка и превращается в орган осязания. Хватание осуществляется под контролем зрения, ребенок следит как рука приближается к предмету. В 4-7 месяцев возникает простое перемещение объекта, двиганье им. В 7-10 месяцев ребенок может манипулировать с двумя объектами одновременно, появляются сложные форма манипуляции. В 10-14 месяцев пояляются функциональные действия – выработка способов действия, например нанизывание, открывания, складывание. Хватание, желание схватить предмет способствует сидению и ползанью.

9. Завершающее эпоху новообразование – тонкая моторика рук, пальчиковые движения.

В эпоху младенчества ребенку необходимо постоянное наблюдение и любовь. Также важно соблюдение окружающей обстановке, так как ребенок к ней привыкает, и её смена – сильный стресс. Необходимо обеспечивать психофизиологический комфорт, разнообразие стимулов (игрушек и т.д.) для развития диапазона чувствительности. Важно обеспечение психо-эмоционального комфорта. Обязательным является разнообразие речевого общения с ребенком, так как хотя он пока не может говорить, он пополняет свой пассивный лексикон, то есть учится на слух различать разные слова.

149. Кризис первого года жизни.

Эльконин: к концу первого года жизни социальная ситуация слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый.

Обострение внутренних противоречий между формирующимися системами. Желание независимо от матери совершать предметно-манипулятивную деятельность и практически полное отсутствие реализации этих способностей вне контекста общения с матерью. Ребенок начинает проявлять некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон этих возможностей ещё очень мал. Почти в каждом действии, которое совершает ребенок неизбежно присутствует взрослый. Даже при помощи собственной манипуляции с предметами ребенок не может сам открыть общественно выработанные способы владения ими.

Разрешение противоречия. «Родители должны уйти за спину». То есть, они больше не должны навязывать деятельность ребенку, а помогать ему совершать её. Взрослый принимает роль помощника. Нельзя осуждать за манипуляцию с предметами вообще, некоторыми предметами манипулировать можно, некоторыми – нельзя.

Социальная ситуация меняется с «Ребенок – Взрослый - Предмет» на «Ребенок – Предмет - Взрослый». В раннем возрасте ребенок уже полностью поглощен предметом. Возникает предметная деятельность , направленная на усвоение общественно выработанных способов усвоения действий с предметами. Общение выступает уже не как форма эмоционального взаимодействия, а как форма организации предметной деятельности.

Отклонения на этой стадии – плаксивость и ранняя агрессивность, неинициативность, ранний аутизм (нежелание общаться).

150. Раннее детство: сенсомоторное и речевое развитие.

Эпоха раннего детства (1-3 года).

Ведущая деятельность – манипулятивная.

Новообразования раннего детства.

1. развитие тонкой моторики рук.

2. развитие речи. Доминанта сознания – автономная и номинативная (2-3 года). Ребенок соединяет слово с предметом (знаково-системное значение речи). Возникает триада: предмет, его знаковое обозначение, значение знака. Сигнал всегда связан с предметом: отражает его свойства и т.д., а знак не несёт такой функции. Знак – это договор: мы договорились, что этот предмет так называется и что у него есть такие-то функции.

3. грамматическая основа речи (2-2,5 года). Ребенок говорит короткими предложениями («Я иду», «Папа работает»). В предметно-сознательной деятельности подлежащее и сказуемое – это и есть форма обозначения действия. У ребенка формируются речевые образы предмета.

4. сигнификативная речь (2,5 – 3 года). Употребление суффиксов и окончаний.

5. Развитие регулирующей функции речи.

Слово в раннем возрасте выступает для ребенка как орудие. Оно дифференцируется, насыщается предметным значением и, благодаря переносу в другие ситуации, отрывается от самого предмета и обобщается. Велика роль изображений и игрушек в этом процессе.


Похожая информация.


Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:

  • 1. Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);
  • 2. Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы);
  • 3. Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).

Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:

  • 1. Младенчество (от рождения до одного года жизни);
  • 2. Раннее детство (от 1года до 3-х лет);
  • 3. Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);
  • 4. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);
  • 5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);
  • 6. Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет);
  • 7. Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

Задание для самостоятельной работы

1. Основные определения

Высшие психические функции (англ. higher mental functions) -- психические процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по строению, произвольные по характеру регуляции и системно связанные друг с другом. К высшим психическим функциям уверенно относят память, мышление, речь и восприятие.

Возрастная периодизация онтогенеза - это выделение периодов жизни человека по анатомо-физиологическим и социально-психическим признакам. Возрастные периоды - это сроки, необходимые для завершения определенного этапа онтогенеза.

Психологический возраст - это оценка уровня личностного и умственного развития человека, который выражен в сравнительной характеристике с тем возрастом, представители которого показывают в среднем данный уровень.

Ведущая деятельность - деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию человека в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.

Интериоризация - процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. Иначе, превращение межличностных отношений в внутриличностные, отношения с самим собой.

Психологический кризис - это переломный этап в жизни человека, рубеж между старым и новым опытом, качественный переход из одного состояния в другого.

Психическое развитие - отдельные психические процессы развиваются не самостоятельно, а как свойства целостной личности индивида, который обладает определенными природными задатками и который живет, действует, воспитывается в определенных социальных условиях.

Психологическое новообразование - психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период.

Социальная ситуация развития - это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития.

Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) -- период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Сензитивный период - период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и качеств личности, видов поведения. К примеру, возраст от 1 года до 3-х лет наиболее сензитивен для развития речи, активная речь обогащает психическое развитие ребенка. Возраст до 5-ти лет сензитивен к развитию чувств, усвоению морали, культуры поведения и общения с другими людьми-взрослыми и сверстниками.

2. Сущность гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития

Д Б. Эльконин обосновал свою периодизацию сменой ведущих типов деятельности и выделил разные по содержанию стадии -- эпохи, фазы, периоды. Выделены два типа фаз возрастного развития -- фазы освоения мотивационной стороны человеческой активности и фазы овладения операционально-технической стороной деятельности.

В ней используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

Гипотеза о периодичности заключается в закономерном чередовании периодов преимущественного развития аффективно - потребностной, личностной сферы и операционно-технической, умственной сферы.

Периодизация строится по след схеме: цикл, периоды, фазы равития. Целостный цикл включает два взаимодополняющих периода: период развития аффективно- потребностной, личностной сферы и период развития операционно-технической, умственной сферы.

Ограничения:

  • * в периодизаци. не включен период пренатального развития, так как другие закономерности.
  • * нет зрелых возрастов, так как предположение о кардинальном изменении законов развития в зрелом возрасте.

эпоха раннее детство.

Период Младенчество (2-12 месяцев)

Социальная ситуация: "Мы" - ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологичеки.

Ведущая деятельность: Непосредственное эмоциональное общение и близким взрослым. Ходьба, возникновение мотивированных представлений.

Кризисы: 0-2 мес. кризис новорожденности (переход от пренатального к постнатальному развитию, изменение типа жизни). 1 год - кризис первого года жизни (распад Пра-Мы)

Новообразование кризиса: Возникновение индивидуальной психической жизни, перестройка физиологических механизмов существования. психический развитие кризис детский

Сфера Развития: Мотивационно-потребностная.

Период Ранний возраст (1-3 года).

Социальная ситуация: Распад "Пра-Мы", приобретение относительной самостоятельности, свобода перемещения и автономия намерений.

Ведущая деятельность: Предметно-орудийная. Использование предмета как орудия. Речевое развитие - центральная линия развития.

Кризисы: Кризис "я сам" (3 года).

Симптоматика: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Суть кризиса: перестройка отношений между ребенком и взрослым, в пользу возрастания самостоятельности ребенка.

Новообразование кризиса: Ребенок называет себя, используя местоимение "я" - становление самосознания, гордость за достижения. Рождение автономной личности с намерениями и желаниями, тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на деятельность взрослого.

Сфера развития: Познавательно-умственная.

Эпоха детство.

Период Дошкольный (3-7 лет).

Социальная ситуация: Распад совместной деятельности с взрослым.

Ведущая деятельность: Сюжетно-ролевая игра. Развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление эгоцентризма, развитие идеального плана, развитие произвольности Новообразование - наглядно-образное мышление.

Кризисы: Кризис 6-7 лет. Симптоматика: потеря непосредственности, манерничание, симптом горькой конфеты.

Суть кризиса: формирование мира внутренних переживаний, опосредующих отношение ребенка к миру

Новообразование кризиса: Вступление в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно-полезную деятельность.

Сфера развития: Мотивационно-потребностная.

Период Младший школьный (7-11 лет).

Социальная ситуация: Ребенок-близкий взрослый" и "ребенок- социальный взрослый".

Ведущая деятельность: Учебная (предполагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий). Центральная линия - интеллектуализация.

Кризисы: Кризис 12 лет. Перестройка отношений со взрослым. Рождение чувства взрослости

Новообразование кризиса: Возникновение представления о себе как "не о ребенке, подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым, нет подлинной взрослости, но есть потребность в признании взрослости окружающими.

Сфера развития: Познавательная сфера, интеллект.

Эпоха отрочество.

Период Младший подростковый возраст (12-15 лет).

Социальная ситуация: Господство детского общества над взрослым.

Ведущая деятельность: Интимно-личностное общение со сверстниками. Осваиваются нормы социального поведения.

Кризисы: Кризис 15 лет. Формирование эго-идентичности, рождение индивидуального самосознания.

Новообразование: кризиса Открытие "Я", возникновение рефлексии - на ее основе самосознания, осознание своей индивидуальности.

Сфера развития: Мотивационно-потребностная, усвоение моральных норм.

Период Старший подростковый возраст (15-17 лет).

Социальная ситуация: Подросток находится в ситуации моратория - нужно самоопределиться.

Ведущая деятельность: Учебно-профессиональная.

Кризисы: Кризис 17 лет. Завершение эпохи подростничества, начало вступления во взрослость.

Новообразование кризиса: Ценностные ориентации в сфере идеологии и мировоззрения, построение жизненных планов во временной перспективе.

Сфера развития: Познавательная деятельность. Становится более специфичной, появляется самообразование.

3. Таблица "Возрастная периодизация развития"

Ведущая деятельность

Социальная ситуация развития

Психологические новообразования

Младенчество от рождения - 1год

Непосредственное эмоциональное общение ребенка и взрослого

Ситуация нераздельного единства ребенка и взрослого "мы". Ситуация комфорта.

Формирование потребности в общении, эмоциональном отношении, ходьба, речь (первое слово, автономная речь).

Ранний возраст 1-3 г

Предметно-манипулятивная деятельность

Ребенок-ПРЕДМЕТ - взрослый. Интерес к предметному миру и его познавание.

Развитие речи и наглядно-действенного мышления, стремление к самостоятельности, "внешнее Я сам" по Выготскому, отделение себя от окружающих сравнение себя с ними.

Дошкольный 3-7 л

Сюжетно-ролевая игра

Ребенок - Взрослый. Интерес к миру взрослых, познавание мира человеческих отношений.

  • -возникновение первого цельного схематичного мировоззрения. В центре мировоззрения стоит человек.
  • -ребенок начинает осознавать что такое хорошо, а что плохо;
  • -преодоление трудностей и чувство долга;
  • -ребенок стремится управлять собой, поступками;
  • -ребенок осознает свое место среди окружающих, понимает, что он не большой, а маленький, что он все может;
  • -потребность в общественно значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

Младший школьный 7-11 л

Учебная деятельность.

Ребенок - Учитель.

  • -Произвольность психических процессов,
  • -внутренний план действий;
  • -развитие интелектуально-познавательной деятельности;
  • -осознание своих собственных изменений- в результате учебной деятельности;
  • -ответственность;
  • -произвольность и самоконтроль, нормы поведения;
  • -самопознание;
  • -начало развития теоритического мышления.

Подростковый 12-15 л

Интимно-личностное общение

"Что я такое?" Сравнение со взрослыми и детьми. Стремление быть взрослым. Нахождение свое место в детском обществе.

  • -Самооценка, критическое отношение к людям;
  • -стремление к "взрослости";
  • -осознание своей индивидуальности;
  • -контроль поведения;
  • -развитие рефлексии (Л.С. Выготский)
  • -возникновение самосознания (Л.С. Выготский);
  • -глубокое понимание других людей. Понимание самого себя приводит к стремлению найти место в обществе.

Юношеский 15-18л

Учебно-профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение.

Расширение диапозона социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей мерой самостоятельности. Сохранение определенной зависимости от взрослых. Расширение временного диапозона. Обращенность в будущее. Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации. Самоопределение.

  • -готовность к личностному и профессиональному самоопределению;
  • -жизненные планы;
  • -идентичность;
  • -мировоззрение;
  • -внутренняя позиция;
  • -устойчивое самосознание;
  • -целостные ориентации.

Молодость, взрослость и зрелость 20-60

Труд. Максимальная реализация сущностных сил человека. Спектр основных деятельностей -- труд, семья, общение -- остается постоянным, но изменяется их соотношение

Принятие на себя полноты ответственности

  • -построение стратегии жизни;
  • -зрелость;
  • -смысложизненные решения;
  • -новый уровень интеллектуального развития;
  • -материнство (отцовство).

старение и старость 60 и более

Профессиональная деятельность в адаптированных формах. Структуризация и передача жизненного опыта. Хобби. Прародительство. Постепенный отказ от активности.

Готовность к выходу на пенсию. Адаптация к новому социальному статусу. Поиск новых форм занятости.

  • -понятие полноты своей жизни;
  • -мудрость;
  • -интегративность, цельность.

Д Б. Эльконин обосновал свою периодизацию сменой ведущих типов деятельности и выделил разные по содержанию стадии — эпохи, фазы, периоды. Выделены два типа фаз возрастного развития — фазы освоения мотивационной стороны человеческой активности и фазы овладения операционально-технической стороной деятельности.

В ней используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

Гипотеза о периодичности закл в закономерном чередовании периодов преимущественного равития аффективно-потребностной, личностной сферы и операционно-технической, умственной сферы.

Периодизация строится по след схеме: цикл, периоды, фазы равития. Целостный цикл включает два взаимодополняющих периода: период развития аффективно-потребностной, личностной сферы и период развития операционно-технической, умственной сферы.

Ограничения:

В периодизаци. не включен период пренатального развития, так как другие закономерности.

Нет зрелых возрастов, так как предположение о кардинальном изменении законов развития в зрелом возрасте.

эпоха раннее детство.

Период Младенчество (2-12 месяцев)

Социальная ситуация «Мы» - ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологичеки.

Ведущая деятельность Непосредственное эмоциональное общение и близким взрослым. Ходьба, возникновение мотивированных представлений.

Кризисы 0-2 мес. кризис новорожденности (переход от пренатального к постнатальному развитию, изменение типа жизни). 1 год - кризис первого года жизни (распад Пра-Мы)

Новообразование кризиса Возникновение индивидуальной психической жизни, перестройка физиологических механизмов существования.

Сфера Развития - Мотивационно-потребностная.

Период Ранний возраст (1-3 года).

Социальная ситуация Распад «Пра-Мы», приобретение относительной самостоятельности, свобода перемещения и автономия намерений.

Ведущая деятельность Предметно-орудийная. Использование предмета как орудия. Речевое развитие - центральная линия развития.

Кризисы Кризис «я сам» (3 года).

Симптоматика: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Суть кризиса: перестройка отношений между ребенком и взрослым, в пользу возрастания самостоятельности ребенка.

Новообразование кризиса Ребенок называет себя, используя местоимение «я» - становление самосознания, гордость за достижения. Рождение автономной личности с намерениями и желаниями, тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на деятельность взрослого.

Сфера развития Познавательно-умственная.

Эпоха детство.

Период Дошкольный (3-7 лет).

Социальная ситуация Распад совместной деятельности с взрослым.

Ведущая деятельность Сюжетно-ролевая игра. Развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление эгоцентризма, развитие идеального плана, развитие произвольности Новообразование - наглядно-образное мышление.

Кризисы Кризис 6-7 лет. Симптоматика: потеря непосредственности, манерничание, симптом горькой конфеты.

Суть кризиса:формирование мира внутренних переживаний, опосредующих отношение ребенка к миру

Новообразование кризиса Вступление в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно-полезную деятельность.

Сфера развития Мотивационно-потребностная.

Период Младший школьный (7-11 лет).

Социальная ситуация Ребенок-близкий взрослый» и «ребенок- социальный взрослый».

Ведущая деятельность Учебная (предполагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий). Центральная линия - интеллектуализация.

Кризисы Кризис 12 лет. Перестройка отношений со взрослым. Рождение чувства взрослости

Новообразование кризиса Возникновене представления о себе как «не о ребенке, подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым, нет подлиннной взрослости, но есть потребность в признании взрослости окружающими.

Сфера развития Познавательная сфера, интеллект.

Эпоха подростничество.

Период Младший подростковый возраст (12-15 лет).

Социальная ситуация Господство детского общества над взрослым.

Ведущая деятельность Интимно-личностное общение со сверстниками. Осваиваются нормы социального поведения.

Кризисы Кризис 15 лет. Формирование эго-идентичности, рождение индивидуального самосознания.

Новообразование кризиса Открытие «Я», возникновение рефлексии - на ее основе самосознания, осознание своей индивидуальности.

Сфера развития Мотивационно-потребностная, усвоение моральных норм.

Период Старший подростковый возраст (15-17 лет).

Социальная ситуация Подросток находится в ситуации моратория - нужно самоопределиться.

Ведущая деятельность Учебно-профессиональная.

Кризисы Кризис 17 лет. Завершение эпохи подростничества, начало вступления во взрослость.

Новообразование кризиса Ценностные ориентации в сфере идеологии и мировоззрения, построение жизненных планов во временной перспективе.

Сфера развития Познавательная деятельность. Становится более специфичной, появляется самообразование.

Возрастные кризисы - особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).

Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы - ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. К этой теме обращались Божович, Поливанова, Гейл Шихи.

Л.С. Выготский рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому. На раз-ных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут - быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития, их чередование - закон детского развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в Личности р-ка. По продолжительности долгие. Незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре Личности.

Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Значительные сдвиги в развитии, ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости». Ребенок выходит из-под контроля взрослых. Аффективные вспышки, капризы, конфликты с близкими. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

В кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но создается и что-то новое. Новообразования оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, и, таким образом, отмирают.

Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии. «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек - человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек - предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, котарая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Кризис новорожденности . Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Кризис 1 года . Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.

Кризис 3 лет . Граница между ранним и дошкольным возрастом - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими - кризис социальных отношений».

Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Негативизм- негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия - сделать наоборот.

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. По-ведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Упрямство. Это реакция ребенка, которая настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Кризис 3 лет связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, ребенок впервые может поступать вопреки своим желаниям.

Кризис 7 лет . Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И. Божович - это период рождения соц. «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний - устойчивые аффективные комплексы. Проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний, появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Это приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка - звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.

Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Новообразование - произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.

Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

Половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.

Появляется чувство взрослости - ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет) . Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие - на поиски работы. Ценность образования - большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время - уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей - перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.

Резкая смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.

Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем - мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Кризис 30 лет. Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.

Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной Деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его Личность.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Проблема смысла во всех своих вариантах, от частных до глобального - смысла жизни - возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказалась общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел.

У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет . Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.

Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. А.В. Толстых отмечает, что к этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость «оплаты векселей».

Помимо проблем, связанных с профессиональной Деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов - непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них - способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.

В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Кризис ухода на пенсию . Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.

Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем, что примерно в это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение - внуки, что особенно болезненно отражается на женщинах, посвятивших себя в основном семье.

С уходом на пенсию, нередко совпадающим с ускорением биологического старения, часто связано ухудшение материального положения, иногда более уединенный образ жизни. Кроме того, кризис может осложниться смертью супруга (супруги), утратой некоторых близких друзей.

!

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО Д.Б.ЭЛЬКОНИНУ

Д.Б.Эльконин развил представления Л.С. Выготского о возрастном развитии. Он рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир - мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: "ребенок - вещь" и "ребенок - взрослый". Но вещь, обладая определенными физическими свойствами, заключает в себе и общественно выработанные способы действий с нею. Это по сути - общественный предмет, действовать с которым ребенок должен научиться. Взрослый тоже не только человек, имеющий конкретные индивидуальные качества, но и представитель какой-то профессии, носитель других видов общественной деятельности с их специфическими задачами и мотивами, нормами отношений, т.е. общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем "ребенок - общественный предмет" и "ребенок - общественный взрослый" представляет единый процесс, в котором формируется его личность.

В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б.Эльконин выделяет две группы.

В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело главным образом с системой отношений "ребенок - общественный взрослый", или, шире, "человек - человек".

Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста,

учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Маленький ребенок овладевает предметными действиями с ложкой или стаканом, ребенок старшего возраста - математикой и грамматикой, их деятельность мало похожа внешне, но по существу, и то и другое - освоение элементов человеческой культуры. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений "ребенок - общественный предмет" или "человек - вещь".

В деятельности первого типа главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них. Так как ребенок поочередно осваивает системы отношений "человек - человек" и "человек - вещь", происходит закономерное чередование и сфер, наиболее интенсивно развивающихся: в младенчестве развитие мотивационной сферы опережает развитие сферы интеллектуальной, в следующем, раннем возрасте мотивационная сфера отстает и более быстрыми темпами развивается интеллект и т.д. (рис. 1.11).

Д.Б.Эльконин так формулирует закон периодичности :

"К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек - человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек - предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой".

Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы - переломные моменты в развитии ребенка.

Периодизация Д.Б.Эльконина - наиболее распространенная в отечественной психологии. Она легла в основу и той характеристики возрастных периодов, которая будет дана во втором разделе этой книги.

Рис. I.11. Периодизация психического развития ребенка (по Д. Б. Эльконину)

Вот как выглядит периодизация Д. В. Эльконина в целом (см. также таблицу).

1. Младенческий возраст - 0-1 год. Ведущий вид дея­тельности-непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятнвные действия, т. е. действия, сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышеч-ио-двигательными и другими ощущениями, восприятиями. Важ­ным новообразованием этого возраста является форми­рование потребности в общении с другими людьми н опреде­ленное эмоциональное отношение к ним.

«В своей основе,-подчеркивает Д. Б. Элькони",-потреб­ность субъекта в общении с другим человеком е^ть потребность в оценке, которую субъект от него получает и которую ему дает»".

2. Раннее детство - 1-3 года. Ведущая деятельность- предметно-орудийная. В ней ребенок овладевает общественно-выработанными способами действий с предметами в сотрудни­честве со взрослыми. Новообразованием возраста является раз­витие речи и наглядно-действенного мышления.

3. Дошкольный возраст- 3-7 лет. Ведущая деятельность-ролевая игра, в процессе которой ребенок овладевает «фундачснтальнымн смыслами человеческой дсятельнгсш». Здесь же формнруюгся такие новообразования, как стремле­ние к общественно значимой ч общественно-оцениваемой дея­тельности, что характеризует готовность ребенка к начальному обучению.

4. Младший школьный возраст -7- II лет. Ведущая дея­тельность-учение В процессе учения формируется намять, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира человеческих отношении Новообразованиями возраста являют­ся произвольность психических явлении, внутренний план Осй-ааия, рефлексия.

5. Подростковый возраст - 11-15 лет. Ведущая деятель­ность-общение в системе общественно полезной деятельности (учебная, общественно-организационной, трудовой и др.). В этом процессе подросток овладевает навыками общения в раз­ных ситуациях. Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающцим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности ц умение подчиняться нормам коллективной жизни.

6. Старший школьный возраст - 15-17 лет. Ведущая дея­тельность-учебно-профессиональная, в процессе которой фор­мируются такие нозообразопання, как мировоззрение, профес­сиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

Данная классифнклцня позволяет раскрыть механизм сме­ны возрастных периодов, исходя из диалектнко-материалнсги-ческого положения о движущих силах развития как борьбы пр01ивоположиостей между новыми потребностями и старым» возможностями их удовлетворения.

Механизм смены периодов, как показывает Д. Б. Эльконпн, заключается в изменении соответствия между уровнем разви­тия oi ношении с окружающими и уровнем развития знаний, способов действия. Например, взаимодействие уровня развития познавательной сферы младшего школьника и овладение но­выми действиями приводит к появлению у подростка потреб­ности в изменении содержания ч способов отношений с окру­жающими п к необходимости со стороны взрослых изменить отношение к подростку.

Возрастной периоды

/ Ведущая деятельность

На что направлена эозч.г Какая сфера психики при- „ , вателъная деятельность имущественно |.азвиаается ноетоораюванин доэоаст»

Младенческий (0-t г.)

Непосредственное эмо­циональное общение.

На познание отношс- Личностная (потреб- Пот^ейнпст". я o^uic-ннй ностно-мотивацнонная) !ihh. Эмошюндли^ие от­ношения

Раннее детство (1-3 г.)

Предметно-маннпуля-тивная деятельность

На познание предмета Познавательные про- Ргчь н наглядио-дем-цессы гтэенное чышленне

Дошкольный воз­раст (3-7 лет)

Ролевая игра

На познание отноше- Личностная (потребно- Потребность в ойщест-ний стно-мотг-вационная) венно-значимой н оОще-стоенно-оце(<|<взеыом деятельности

Младший школ"-.-ный -возраст <7- 11 лет)

На познание начал Интеллектуально-по- Произвольность. bhvt-наук знавательнзя ренний план действия Самоконтроль. Решлек-счя.

Подростковый воз­раст (11-15 лет)

Деятельность общения в процессе обучения, ор­ганизованной трудовой деятельности

На познание системы Личностная (потрео- Стреуление к «взпос-дтношении в разных ностно-мотивационная) лости». самооценка, под-ситуациях чинение нормам коллек­тивной жизни

Старший школьный возраст (15-17 лет)

Учебно-профессио­нальная

На познание профес- Познавательная Мировоззрение, про­спи. фессиональные интересы









2024 © rukaraoke.ru.