Разработка в педагогике проблемы целей воспитания. формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель современного воспитания. Понятие и цели воспитания


ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Сообщение

учителя математики

ЕФРЕМОВОЙ ГАЛИНЫ ВИКТРОВНЫ

2018 год

Оглавление

Введение.

Современное российское образование – это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов XX в., затронули почти все стороны общественной жизни, в том числе и образование.

Новая концепция в качестве ключевых задач воспитания определила следующие:

1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического). Приоритетность этой задачи связана с особенностями периода детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям.

2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми. Данная задача предполагает переориентацию с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, которая направлена на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей, на воспитание чувства защищенности и уверенности в себе.

3. Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие самоценных для ребенка видов, развитие творческого начала и воображения ребенка – это наиболее важные задачи.

4. Переход от зуновской парадигмы образования к ориентации на развитие способностей ребенка. Вся предшествующая система образования была направлена в основном на передачу знаний, умений, навыков (ЗУН). Задачей образования сейчас является, прежде всего, развитие главных новообразований – творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показателем эффективности образования в этой связи следует считать не «обученность» детей или сумму усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка.

5. Воспитание основ базиса личностной культуры, который включает в себя ориентацию на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина), средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально – оценочного отношения к происходящему). Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.

1. Понятие цели воспитания

Цель воспитания – это те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать, и придает его работе необходимую осмысленность и направленность.

Цели и задачи воспитания имеют непосредственное отношение к определению содержания и методики воспитательной работы.

Цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.

Сейчас целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир, что требует определенной методики воспитательной работы. В современной школе основным содержанием обучения и воспитания является овладение научными знаниями о развитии природы и общества, а методика приобретает все более демократический и гуманистический характер.

Различные цели воспитания по-разному определяют и его содержание, и характер его методики . Между ними существует органическое единство. Это единство выступает как существенная закономерность педагогики .

Формирование всесторонней и гармонично развитой личности не только выступает как объективная потребность, но и становится основной целью современного воспитания.

Традиционными составными частями воспитания выступают: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производственный труд.

В развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание , укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры.

Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание . Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности выступает техническое обучение или приобщение ее к современным достижениям техники .

Велика роль и моральных принципов в развитии и формировании личности. Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств, т. е. эстетическому воспитанию .

Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным. Это означает, что все стороны личности должны формироваться в тесной связи между собой .

Первостепенное значение имеет создание в школе условий овладения основами современных наук о природе и человеке, придание учебно-воспитательной работе развивающего характера.

Важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет нравственное воспитание и развитие, гражданское и национальное воспитание, воспитание экологической сознательности, приобщение к богатствам национальной и мировой эстетической культуры .

2. Целеполагание в воспитании

Цель воспитания как социального явления – теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, образованности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни.

Цель воспитания задается обществом, государством или отдельными социальными группами, как, например, в частном образовании или в системе духовного образования, но и там оно обусловлено социальным заказом. Без осознания воспитательных целей вся педагогическая деятельность теряет четкость и смысл. К. Д. Ушинский писал: «Что сказали бы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить... То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности». Цель воспитания – это то начало, которое раскрывает социальную и историческую сущность воспитания, определяет направление, содержание, формы и методы воспитания.

2.1. Мировые тенденции и установки воспитания

На определение государством социального заказа образовательной системе большое влияние в современном мире оказывают общемировые тенденции и установки. Все страны, в том числе и Россия, которые подписались под Международной Декларацией прав ребенка (1959) и под Конвенцией ООН о правах ребенка (1989), не могут не учитывать того, что говорится в этих документах о целях и задачах воспитания детей.

В Принципе 10 Декларации написано, что ребенок «должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей».

В Принципе 7 определены общие цели образования: детям должно даваться образование, которое способствовало бы их общему культурному развитию и, благодаря которому они могли бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членами общества.

В статье 29 Конвенции о правах ребенка эта цель уточняется:

«Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено:

а) на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;

в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этическими, национальными и религиозными группами, а так же лицами из числа коренного населения;

д) воспитание уважения к окружающей природе».

Приоритетами современного воспитания во всем мире считаются следующие:

Человек – воспитание в духе уважения прав человека; гуманная педагогика, педагогика мира и ненасилия.

Мир – воспитание в духе разоружения и миролюбия.

Сотрудничество – воспитание в духе взаимодействия и взаимоподдержки, без которых человечество не сможет решить стоящих перед ним глобальных проблем.

Природа – экологическое воспитание в глобальных масштабах на основе понимания, что Земля – общий дом человечества.

Аурелио Печчеи, создатель Римского клуба до 1984 г., уже в те годы отмечал, что необходима смена приоритетов в системе социально-педагогических ценностей: «От концепции, ориентированной на человеческие потребности и их удовлетворение, к другому понятию, в основе которого лежало бы человеческое развитие, а главной целью стало бы самовыражение и полное раскрытие возможностей и способностей человеческой личности» .

Цель воспитания носит, как и само воспитание, конкретно-исторический характер и меняется со сменой исторической ситуации, в чем и проявляется диалектика цели воспитания, т. е. постоянное ее изменение в соответствии с новыми историческими условиями.

На цель воспитания влияют уровень экономического развития общества, темпы научно-технического и социального развития, степень развития педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, характер и качество подготовки педагогических кадров, темпы и возможности развития детей.

2.2. Уровни целеполагания в воспитании

Выделяют три уровня целеполагания в воспитании :

1) идеал воспитания;

2) воспитательные устремления и задачи воспитания;

3) цель и смысл жизни человека.

2.2.1. Первый уровень

Идеал воспитания образ конечного результата воспитательной деятельности общества. Это тот социальный заказ, воспитательный идеал, который формируется в обществе.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

развитие общества;

укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

формирование духовно-нравственной личности; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества».

Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

2.2.2. Второй уровень

Воспитательные устремления и задачи воспитания образ социально желаемой подготовленности личности, т.е. реализация социального заказа в конкретных образовательно-воспитательных системах.

На этом уровне идеальный социальный заказ трансформируется, так как он уточняется и корректируется в документах различных ступеней руководства образованием, в сознании и понимании этих целей конкретным учителем, воспитателем, родителями.

Каждый педагог и воспитатель в этой цепочке реализует общий социальный заказ в формировании нужной обществу личности, но вкладывает в это дело свое видение как самого идеала, так и путей его достижения. Отсюда разнообразие воспитательных и образовательных технологий, моделей и получаемых результатов.

2.2.3. Третий уровень

Ц ели и смысл жизни человека , его потребности в самореализации с позиций гуманистической парадигмы педагогического взаимодействия – наиболее значимый для каждой конкретной личности уровень. Обществу нужна определенная личность, но личность растущего человека не есть средство решения чьих-то задач, это уникальное и неповторимое сочетание таких качеств, возможностей и собственных устремлений, что игнорировать их нельзя.

Гуманистическая, личностно ориентированная педагогика на протяжении всего периода своего существования пытается сделать ребенка целью воспитания – процесса организованного взаимодействия. Человек, его возможности, его понимание смысла собственной жизни – вот что должно волновать все социальные науки, в т. ч. и педагогику. Человек – мера всех вещей, ради человека существует воспитательная система и каждый конкретный воспитатель, учитель и педагог, ради человека и полноценности раскрытия его потенциала и полноты жизни существует само общество и государство.

При утверждении личностно ориентированного подхода в педагогике происходит смена репродуктивной парадигмы воспитания, направленной на воспроизводство установившихся образцов и стандартов, на креативную, творческую парадигму, ориентированную на ценности, имеющие отношение к человеческой природе и способам осознания индивидом собственного опыта.

Цель воспитания в современных условиях – влияние на развитие потребностей и способностей личности к саморазвитию – достигается в том случае, если в процессе воспитания у воспитанников формируются:

потребности и способности к самопознанию, интерес к своему «Я», своим отношениям и возможностям;

самоопределению, разумным жизненным выборам деятельности, отношений, позиций, целей с точки зрения своего развития;

потребности и способности к самореализации (самоактуализации), личностной регуляции своего психического и физического состояния, притязаний и самооценки;

потребности и способности в совместном развитии, развитии себя через развитие других.

3. Цели воспитания в современном обществе

Если рассматривать воспитание как систему профессиональной деятельности педагогов, то первым и центральным вопросом будет не вопрос содержания воспитательного процесса, а вопрос цели воспитания : каков планируемый педагогами результат их профессиональной работы с детьми? Не странно ли, что цель воспитания вовсе не обсуждается среди педагогической общественности и даже среди научно-педагогических кругов?! Зато существует негласная (и подлая, добавим мы) договоренность не касаться этого вопроса, а ожидать, что скажут «сверху» по поводу цели воспитания.

Беспощадный Салтыков-Щедрин, кажется, прямо по этому поводу говорил: «Ежели мы не изобрели пороха, это значит, что нам не было это приказано; ежели мы не опередили Европу на поприще общественного и политического устройства, то это значит, что и по сему предмету никаких распоряжений не последовало. Мы не виноваты. Прикажут – и Россия завтра же покроется школами и университетами; прикажут – и просвещение, вместо школ, сосредоточится в полицейских управлениях. Куда угодно, когда угодно и всё, что угодно».

Лишенное цели воспитание обречено на провал: случайное окружение, стихийные события, непорядочные люди, непонятные действия или красивая картинка определят становление личности вне зависимости от замыслов педагогов и вне связи с их жертвенным, самоотверженным, напряженным и тяжелым трудом.

Наличие цели избавляет субъекта от ненужных усилий, осознание цели дает прямой диктат необходимых действий, движение к цели стимулирует волю субъекта и заряжает его энергией, наконец, осмысленная цель гарантирует удовлетворение по завершении деятельности, какова бы ни была мера достижения цели. Поэтому любой разумный субъект (homo sapiens) не начинает дела, не определив цели его.

Гуманистическая позиция, на которую вышла современная культура, предполагает предоставление человеку свободного выбора в построении собственной жизни. Но этот выбор производится в пределах культурологических, ибо человек живет среди людей и, чтобы жить с ними, не выпадая из контекста общей жизни, он производит выбор в коридоре культуры. Бесспорно, он должен знать культуру и уметь жить в её контексте. Столь же бесспорным является его право на индивидуальный вариант жизни, достойной Человека.

Цель воспитания – личность, способная строить жизнь, достойную Человека .

Поставив такую цель, педагог обретает ориентацию на конечный результат: выпускник школы это субъект социальных отношений, осознающий смысл происходящего и производимого, соотносящий окружающую жизнь с тем, что есть для него образ достойной жизни, а значит, принявший ответственность на себя за свою собственную жизнь и за те стороны общей жизни, которые от него зависят .

3.1. Взаимосвязь целей и задач воспитания

Цель достигается путем решения ряда задач, исчерпывающих цель.

Задачи воспитания логически вытекают из поставленной цели:

Формирование образа жизни, достойной человека;

Формирование образа, достойного человека,

Формирование способности быть субъектом собственной жизни;

Формирование образа общества и системы общественных связей человека и общества;

Формирование образа мира и представления об его устройстве;

Формирование жизненной позиции как общего отношения к жизни как таковой и собственной жизни в этом мире;

Формирование культурологических умений взаимодействия с миром.

Цель предполагает оснащение школьника системой знаний о мире, умений взаимодействовать с миром и отношений к миру.

Обнаруживаются три основных социально-психологических феномена в качестве объекта профессиональной работы. Фигурально обозначим их, мысленно перейдя на платформу нашего воспитанника: «Знаю – умею – люблю». Продолжая фигуральное оформление нашего вывода, скажем так: целью воспитания является развитие личности, которая знает мир, умеет жить в этом мире, принимает и любит этот мир во всех его проявлениях . И добавим: педагога не может не интересовать конкретная жизнь школьника с её конкретными характеристиками, но его не может не заботить жизнь воспитанника в её общих характеристиках достойной жизни достойного человека.

Цель всегда располагается над содержанием и никогда не сводится к содержанию, ибо содержание относительно цели всегда выполняет функции средства и не более того.

Овладевая достижениями культуры и проживая каждый день своей жизни на уровне культуры, воспитанник овладевает средствами выстраивать свою жизнь (деятельность, поведение, действие) на основании свободного выбора, так чтобы она, эта жизнь, полностью соответствовала его представлению о счастливой и достойной жизни.

Необходимо оснастить ребенка способностью к самостоятельному выстраиванию достойной жизни (украинские педагоги говорят сегодня о жизнетворчестве , которому следует научить воспитанника в школе), чтобы он был счастлив в итоге, будучи удовлетворенным успешным выстраиванием желаемой судьбы.

3.2. Взаимосвязь целей и содержания воспитательного процесса

Содержание воспитательного процесса обеспечивает достижение поставленной цели.

Формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, – длительный процесс и, если речь идет о школьном воспитании, протекает, изменяясь и усложняясь, в ходе всего школьного обучения. Задачи-доминанты, выделенные для отдельного возрастного периода, содействуют движению к цели, с каждым годом раскрывая образ достойной жизни и, одновременно, развивая у школьника представление о достойном человеке, а также представление о себе как субъекте собственной жизни.

Цель воспитания и содержание воспитания неразрывно связаны, их невозможно разделить, они единство, не поддающееся расчленению, а элементы его – отдельному и независимому существованию друг от друга. Убедиться в этом можно уже сегодня, обратясь к анализу воспитательной работы тех школ, которые, забыв о постановке цели воспитания, разрабатывают внедрение ценностного содержания воспитания и низкими результатами своего профессионального труда дискредитируют идею ценностного содержания воспитания.

Достойная жизнь – это жизнь, построенная на основаниях добра, истины и красоты. Образ достойной жизни постигается ребенком на протяжении длительного периода развития. К достойной жизни человек идет всю жизнь, продолжая с возрастом постигать как смысл достойной жизни, её показатели и признаки, так и способы её конструирования.

Образ достойной жизни динамичен. Для маленького ребенка – это «слушаться маму»... Для младшего школьника – «учиться и вести себя хорошо»... Подросток включает в этот абстрактный образ желание «быть хорошим товарищем, надежным человеком», «становиться сильным»... Юношество расширяет образ, наделяя его «любовью», «умом», «творчеством»...

Изменения образа достойной жизни и изменения носителя этого образа совершаются одновременно. И одно без другого не происходит. Распространенной педагогической ошибкой является желание изменить поведение детей, не затрагивая их представлений о достойной жизни. Педагог, не выходящий на философические позиции во взаимодействии с детьми, напрасно будет ожидать существенных изменений в поведении детей: ведь он оставляет неподвижными их представления о достойном и недостойном, и природные начала властвуют над подрастающей личностью. Хотя ошибочно и форсировать развитие образа достойной жизни у детей, здесь необходима психологическая готовность к абстракциям, к созиданию обобщенных характеристик явлений мира.

Последовательно и неуклонно, неторопливо и осторожно педагог использует все обстоятельства жизни для движения к цели, раскрывая образ достойной жизни, вовлекая в проживание достойной жизни, формируя способность быть субъектом постоянного жизненного выбора, который приходится производить достойному человеку.

Присутствие ясно осознанной цели воспитания определяет и собственное поведение педагога, распоряжаясь его реакциями на происходящее.

Образ достойной человека жизни становится для педагога, с одной стороны, – эталоном формирования личности воспитанников, но этот эталон воспринимается педагогом и как личностно значимый образец. Раздвоение педагога на профессиональное и на личностное, которое бы противостояло профессиональному, невыносимо для психики педагога. В итоге, он либо отказывается принимать цель воспитания, либо, приняв её, включает в структуру собственной личности как личностную ценность.

Незримое влияние ценностей, заложенных в содержание цели воспитания, на личность педагога фиксируется в общественном мнении: педагог должен стоять на высоком уровне культуры.

Заключение

Изменения в социально-экономическом, политическом, правовом устройстве России не могли не затронуть сферу образования. В этой связи, еще в конце XX столетия (ноябрь 1999г.) был опубликован проект стратегического развития образования в нашей стране на период до 2025 года. Этот документ был одобрен и принят правительством РФ как национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года. Это основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.

Доктрина определяет цели воспитания и обучения на длительную перспективу и пути их достижения посредством государственной политики в области образования. Стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая:

Преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

Восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования культуры, науки, высоких технологий и экономики;

Создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России;

Доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни, создает условия для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой эффективного вложения капитала. Доктрина определяет основные направления законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования. Доктрина нацеливает развитие системы образования на историческую преемственность накоплений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; развитие культуры межэтнических отношений; непрерывность образования в течение всей жизни; подготовку конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов; развитие дистанционного образования и др.

Список литературы

    Декларация прав ребенка . Принята Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959.

    Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989.

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Утверждена постановлением Правительством РФ от 29.12.2014 № 2765-р.

    Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Утверждена постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 N 751.

    Гребенщиков И.В. Школа и семья. – М.: Просвещение, 1985. – 96с.

    Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.: Педагогика, 1988. – 220с.

    Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 1998. – 176с.

    Культура современного урока/ Под ред. Н.Е.Щурковой. – М.: Центр, 1997. – 120с.

    Педагогика/ Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Роспедагентство, 1996. – 638с.

    Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов вузов: В 2 кн. – Кн.2. – М.: Академия, 1999. – 320с.

    Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб: Питер, 2002. – 432с.

    Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. – М.: Школа-пресс, 2002. – 576с.

    Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Мысль, 1978. – 225с.

    Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн.: Народная асвета, 1998. – 575с.


Воспитание - деятельность по передачи новому поколению общественно - исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведения человека с целью формирования конкретных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.

Воспитание в широком смысле - это воздействие на человека, оказывающее влияние на его развития. С этой точки зрения воспитывает ребенка не только семья, школа, но и природа, среда, СМИ.

Воспитание в узком смысле - это целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования у него заранее определенных качеств.

Обучение в школе носит ярко выраженный воспитывающий характер. Обучая, учитель всегда воспитывает. Человек воспитывается постоянно в течение всей жизни.

А.С. Макаренко утверждал «...воспитательная область - область чистого воспитания - есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания...».

Воспитание есть процесс сознательного развития личности, формирование разносторонне образованного и гармонически развитого человека. Хотя воспитание выглядит как воздействие одного на другого, оно необходимо, прежде всего, самому воспитуемому.

В конечном счете, воспитывает учеников то, что делает учитель, важно не то, что мы делаем, а то, что мы получаем, только через свою самодеятельность ученики изменяются.

Воспитание есть формирование общественно ценностных потребностей. Ведь каждый воспитуемый уникальная, неповторимая личность, а процесс ее формирования действительно во многом похож на изготовление единственного в своем роде «произведения» ума и таланта воспитателя.

Цель - идеальное предвидение результата, исходный компонент деятельности.

Цель воспитания - это идеал гармонично развитого человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство

«Из глубины веков, - пишет В.А. Караковский, - дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет оснований и сегодня отказываться от нее как от сверхцели».

Однако каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям.

По мнению профессора Н.Е. Щурковой: «...цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека».

Только в случае достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни есть три основания - истина, добро и красота. Другими словами, жизнь, достойная Человека, - это жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте. Она предоставляет человеку возможность обрести свою родовую человеческую сущность: реализовать себя как homo sapiens, осуществить в себе способность быть homo creatus, проявить себя как homo moralis.

Поставленная цель носит общий характер и позволяет сохранить индивидуальные черты каждого ребенка.

Цели воспитания в современном обществе

Заказ на воспитание нужного гражданина дает общество, правительство.

В наше время можно выделить следующие цели воспитания:

1. Целью воспитания должно быть формирование чувства гражданской ответственности, уважения к закону. Результатом воспитания является освоение воспитанниками принципов демократии, понимание и реализация прав и обязанностей гражданина.

2. Целью воспитания должно быть создание условий для реализации природных задатков воспитанника, его индивидуальности. То есть каждый человек должен развиваться как неповторимая личность, индивидуальное в нем должно преобладать над общественным.

3. Целью воспитания должно быть формирование и развитие гуманистических начал у человека, способности понимать себя и других людей, устанавливать контакты с другими людьми.

4. Целью воспитания должно быть объединение всех людей для защиты жизни на Земле, подготовка каждого человека к пониманию собственной роли в развитии цивилизации.



Определить и однозначно очертить цель современного воспитания очень трудно по многим причинам. Даже после 20 лет построения рыночного капитализма в нашей стране нет четких представлений о траектории движения России в современном мире, целях общественного развития, не исследованы и не описаны хотя бы главные параметры развития страны в ближайшие десятилетия. Без этого, согласимся, невозможно проектировать, какие люди понадобятся в Российской Федерации через 10-15 лет, к жизни в каком обществе нужно готовить ребятишек, севших сегодня за школьные парты, как вовремя заметить и скорректировать общую цель их воспитания с тем, чтобы окончившие школу люди органично вписались в будущий мир. В быстро развивающемся мире проектировать цели воспитания становится все труднее.

Пока мы видим лишь пестрый калейдоскоп всевозможных преобразований. Интенсивному изменению подвергается все, что только может быть изменено в целях лучшего приспособления системы к рыночным требованиям. Это означает, что современный выпускник средней общеобразовательной и высшей школы должен быть инициативным, самостоятельным, мобильным, готовым правильно отреагировать на любой вызов жизни. Только не внешняя мобильность и рыночная готовность составляют главную сущность цели воспитания. Эти качества – неизбежная дань требованиям сегодняшнего дня. Если вникнуть глубже, то за мельтешением событий на поверхности мы увидим глубинную неизменность человеческого бытия. Следовательно, в цели воспитания мы обязаны примирить актуальные требования подготовки к современной жизни с неизменными положениями хорошо организованной жизни и общечеловеческими ценностями.

Среди множества возможных формулировок цели воспитания нас по-прежнему подкупает своей емкостью и простотой всестороннее и гармоническое развитие личности. Цель, с которой наше общество и школа сроднились, цель, по воплощению которой в жизнь мы стоим ближе всех в мире.

Совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек – наивысшая цель воспитания, сформулированная лучшими умами человечества. Рождена эта цель верой в человека и могущество воспитания. Стоят за ней совершенный человек, совершенное общество, полная достатка, счастливая и длинная жизнь. Не к этому ли мы должны стремиться, невзирая на все трудности и препятствия?

Придется заплатить дань требованиям современной жизни. Трудности и ошибки в реализации цели воспитания – формировании всесторонне и гармонически развитой личности – потребовали частичного сужения цели, пересмотра и конкретизации задач общеобразовательной школы, но отнюдь не привели к отмене самой цели. Разумной альтернативы всестороннему и гармоническому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого с учетом допущенных ошибок будет стремиться новая отечественная школа. Это не отдаленный идеал, а вполне достижимая при разумной организации и поддержке всего общества цель.

В нашей стране традиционно в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса выдвигалась подготовка высококвалифицированного специалиста, способного с наибольшей эффективностью работать на производстве на благо нашего государства. Гуманистический подход требует, чтобы в качестве цели рассматривалось создание предпосылок для самореализации личности. Для этого должна быть изменена система ценностных ориентаций и акценты смещены на удовлетворение потребностей личности, создание предпосылок для реализации ее потенциала.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, трудовому и физическому развитию школьника, создавать предпосылки для приобщения к общечеловеческим ценностям, обеспечивать возможности для самореализации, раскрытия потенциальных возможностей, творческих способностей, достижения успеха. Подразумевается, что реализация цели осуществляется с учетом личных и общественных потребностей, в среде гуманистических отношений, на основе закономерностей интеллектуального и духовного формирования человека и с опорой на возрастные возможности. Установка на развитие личности растущего человека придает "человеческое измерение" таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.

При разумном подходе должна сохраняться преемственность целей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся национальную систему воспитания. Менять ее на какую-то другую бессмысленно. Сделать правильный вывод можно, только развив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностями, которые стоят перед личностью и обществом.

В последнее время появились альтернативные формулировки целей воспитания в новой российской школе. Характерной особенностью их является то, что они привязаны не к обществу и школе в целом, а к определенному типу учебных заведений. Школы в России различаются большим разбросом параметров. То, что подходит одним учебным заведениям, может быть лишено смысла в других. Тут помогает конкретизация, но только при правильном соотношении "местных" целей с общей целью национального воспитания.

Свое видение целей предлагает В. Д. Шадриков: целью школы (правда, автор говорит о "лучших школах", не раскрывая, впрочем, этого понятия) "может стать воспитание добродеятелей и добродетелей". Мы уже обсудили употребление понятия "добродетель" в качестве общей цели воспитания и пришли к выводу, что возвращаться к нему не следует. Придется очень долго объяснять его содержание, что неизбежно приведет к утрате главных ориентиров. Философы и педагоги уже поняли, что неопределенность и размытость целей – зло даже большее, чем их недостаточная обоснованность. Вот почему большинство отечественных педагогов поддержало краткое определение цели воспитания, изложенное в "Национальной доктрине образования": в соответствии с гуманистическими идеалами главной целью учебно-воспитательного процесса в школе должно стать создание предпосылок для самореализации личности.

Установлено, что от качества формулировки цели зависит ее понимание и реализация. Если цель задана понятно, непротиворечиво и так, что ее достижение можно проверить, то реализация такой цели существенно облегчается. Хорошо обоснованная цель обычно указывает и на средства, с помощью которых она может быть достигнута.

Прекрасная и величественная цель – формирование всесторонне и гармонически развитой личности, увы, недостижима, уже хотя бы по той причине, что ее выполнение в заданной формулировке невозможно ни проверить, ни оценить. Чтобы цель "работала", она должна быть задана диагностически, т.е. так, чтобы ее компоненты были четко вычленены, ясно описаны, не повторяли друг друга и охватывали всю эту цель. Тогда остается лишь разработать четкие критерии и создать соответствующие технологии.

Размытые, нечеткие, плохо сформулированные, непродуманные цели не позволяют технологично организовать процесс.

Задачи, выделяемые в цели воспитания – интеллектуальное, физическое, трудовое, эмоциональное и моральное воспитание, – также носят общий и абстрактный характер. Опираясь на подобные формулировки, мало чего можно достичь, поэтому и задачи, которые ставятся и разрешаются в практическом процессе, должны быть разложены на простые, конкретные, однозначно сформулированные части (подзадачи).

Конкретизация целей и задач – отнюдь не благо. Выделением узких, строго ограниченных направлений воспитания никогда не удается добиться той широты, которой характеризуется по-настоящему воспитанный человек. Попытка идти этим путем приводит к тому, что количество узких задач чрезмерно возрастает и приобретает ту же нечеткость, что и задачи, сформулированные в обобщенном виде. Отсюда возникает проблема оптимизации постановки (формулировок) целей и задач.

Маятник качнулся в другую сторону

Попытаемся сделать сравнительную оценку состояния воспитанности нашей молодежи 80-х гг. XX в. и начала века нынешнего. Чтобы понять, где мы находимся на шкале возможных состояний воспитанности, сравним главные документы, в которых отражены ценности. В качестве первого документа примем "Моральный кодекс строителя коммунизма" (в СССР). Второй (вымышленный) документ озаглавим "Моральный кодекс строителя капитализма (личного)" и представим его полной противоположностью первого. Всегда и везде нам говорили, что коммунизм – полная противоположность капитализма. Теперь мы взглянули в звериный оскал – так и есть. Вот что получилось (рис. 4).

Поведение людей на каждом шагу, на каждой точке пространства, вся наша современная жизнь, человеческие отношения показывают, что во всем произошли разительные перемены. Попытаемся смоделировать и наглядно определить, в каком месте воспитательного пространства мы находимся. Будем считать, что коммунистические идеалы – одна крайность, а капиталистические – другая. Между ними широкий спектр возможных состояний общества и воспитания. К идеалам коммунизма наше общество пыталось приблизиться, но практически прошло менее половины нужного расстояния. Так же недостижима и другая крайность – полный индивидуализм, доведенные до предела антагонистические отношения. Общество и воспитание вступили на этот путь, пытаются выровнять и закрепить ситуацию в соответствие с рыночными (капиталистическими) требованиями.

Развитие лучших человеческих качеств, умений невозможно без воспитания. Существует множество определений и концепций этого понятия. И это неудивительно, ведь общество, в котором формируется личность, отличается полиэтническим характером. Помимо этого актуальность различных общественных проявлений меняется и развивается в течение времени.

Так что такое воспитание человека? На чем оно базируется, какие составляющие определяют его содержание? Попытаемся разобраться с этим в нашей статье.

В современном обществе воспитание человека не только не потеряло своей актуальности, но и приобрело непреходящую ценность и значение.

В любом случае, главным действующим субъектом данного процесса является человек как предмет воспитания.

Главной особенностью воспитательного воздействия представляется стремление воспитателя оказать соответствующее влияние на воспитуемого. Таким образом, можно изменять сознание и поведение людей. Данная деятельность направлена на преобразование мировоззренческих взглядов, изменение психического состояния и создание ценностных ориентиров воспитуемого.

Специфичность данного процесса обусловлена определением соответствующих целей и грамотно подобранных методов воздействия. При их реализации воспитатель должен учитывать врожденные, психические, генетические особенности. Не менее важен уровень социального развития, а также возраст и условия, в которых личность существует.

Воспитание может проводиться в различных направлениях и множественных уровнях, имея разнообразные цели.

Так, человек может оказывать воспитательное воздействие на себя самостоятельно, выбирая средства, которые подходят ему для саморазвития. В этом случае можно говорить о самовоспитании.

Последнее время гуманистическая педагогика использует аксиологический подход к воспитанию. Человек как предмет воспитания рассматривается при таком подходе с двух точек зрения:

  • Практической (повседневная жизнь индивида);
  • Познавательной (процесс развития и совершенствования личностных качеств).

При этом учитывается их тесная взаимосвязь, ведь главным аргументом аксиологического подхода является общественное развитие, которое происходит только благодаря личности.

Что такое воспитательный процесс

Чтобы понять и разрешить проблемы воспитания, нужно четко понимать, что собой представляет воспитательный процесс.

Он имеет свою структуру, которая состоит из целей, содержания, методов и средств. Туда также относятся результаты, которых удалось достигнуть в процессе воспитательного воздействия.

Так как работа по воспитанию предусматривает множество факторов (жизненные ценности, профессиональная сфера, общественные интересы и другое), то их необходимо учитывать при воздействии на личность.

Мы уже освещали ранее объективные и субъективные факторы, которые влияют на становление человеческой личности. Их воздействие бесспорно, однако не менее важно уточнение целей и уровней их реализации.

Так как человек – единственное создание, подлежащее воспитанию, то и цели, поставленные перед воспитателем, должны содействовать всему спектру возможностей этого направления воздействия.

Формулируя цели воспитания, важно понимать реальность их достижения и гуманистическую направленность.

Воспитательные задачи основываются на инициировании активности личности. То есть задача воспитателя состоит в том, чтобы показать воспитаннику важность и необходимость тех или иных действий, подвести его к принятию самостоятельного решения по их выполнению.

Успех воспитательной деятельности базируется на постепенном переходе из совместной деятельности к самостоятельной. При этом воспитанник всегда может рассчитывать на помощь и поддержку воспитателя. Весь воспитательный процесс базируется на том, что под его воздействием должен «родиться» воспитанный человек.

Что значит быть воспитанным? Существует множество мнений на этот счет. Мы приведем лишь те критерии, которые, на наш взгляд, наиболее точно раскрывают это понятие.

Итак, воспитанные люди развивают в себе такие качества:

  • Они способны выслушать, понять и простить, так как с уважением относятся к личности другого человека. Снисходительны к слабостям других людей, так как понимают, что и сами не совершенны.
  • Они способны сострадать.
  • Они понимают цену материального богатства, поэтому не посягают на чужую собственность и способны вовремя отдавать долги.
  • Они не терпят ложь ни в одном из ее проявлений. Предпочитают промолчать, если нечего сказать.
  • Они не станут играть на чувствах других, пытаясь вызвать жалость и сострадание к себе.
  • Они не станут пренебрегать своими принципами только для того, чтобы познакомиться со знаменитостью или показать свою значимость.
  • Они никогда не станут жертвовать своим талантом и возможностями ради житейских утех.
  • Они всегда стараются воспитывать в себе чувство прекрасного. Им неприятно видеть неряшливость во всем, что их окружает.

Конечно, перечисленные качества воспитанного человека могут быть дополнены или изменены. Однако они отражают суть человека, который стремится развить в себе лучшие способности и возможности.

Воспитание гражданина через нравственность

Известный психолог Л. С. Выготский считает, что целью воспитания является создание условий для развития положительных интересов и максимальное устранение негативных. А вот Б. П. Битинас утверждает, что воспитание обязано служить социальному заказу, так как личность должна служить обществу.

Современная педагогика придерживается мнения, что эти цели нужно осуществлять комплексно. То есть обществу нужно воспитание в качестве возрождения гражданина, человека культуры и нравственности.

В современной школе происходят не только изменения в образовании, но и актуализация ценностей морали и нравственности.

Возрождение этих качеств связано с изменением общей ситуации в стране.

С одной стороны, среди детей и подростков часто наблюдается безразличное отношение к учебе, стремление к бунту и анархии. С другой стороны, прогрессивные родители проводят работу с детьми по поводу выживания в условиях современного общества. А условия эти обязывают не только иметь хорошее образование и прочную базу знаний, но и уметь общаться, подчиняясь законам общества.

Такие качества делового человека, как порядочность, умение контролировать свои эмоции, занятия саморазвитием, общая культура поведения смогут помочь достигнуть успеха на любом профессиональном поприще.

Педагог-новатор Е. В. Бондаревская считает, что концептуальная основа воспитания гражданина должна базироваться на таких положениях:

  • Социальная обстановка в стране должна быть проанализирована, и через ее призму выстроены цели воспитания;
  • Идеологические положения воспитания нужно постоянно менять и совершенствовать с учетом ситуации в стране и мире;
  • Воспитание требует выделения базового компонента содержания;
  • Методы и технологии воспитания должны быть обоснованы с точки зрения гражданских и моральных норм;
  • Критерии воспитанности детей должны опираться на социально-педагогическую обстановку в учреждении образования.

Главная задача педагога состоит в направлении всего педагогического процесса в русло культуры, народных традиций, нравственных идеалов. То есть необходимо внедрение образования в культуру и искусство.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, основы которого были заложены в детстве, способствуют гармоничному развитию личности, ее стремлению к самосовершенствованию.

Таким образом, культура и воспитание человека – понятия, которые должны быть неразрывно связаны.

Образование призвано помочь развивающейся личности стать частью культурных традиций, истории своего народа. Гражданственность не может существовать без нравственности.

Идеология воспитания должна быть направлена на гуманизацию всего процесса.

Следовательно, все отношения между учащимся и педагогом должны быть естественными, «человечными». Время тоталитарного и диктаторского отношения к учащимся прошло. В современных школах педагог направляет свою деятельность на развитие личности ребенка, а также на признание за этой личностью права выбора и собственного мнения.

Воспитание в гармонии с природой

Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде является важной частью развития личности, которая находится в гармонии с миром и самим собой.

Современная экологическая обстановка представляет собой плачевную картину. В связи с этим воспитательный процесс должен уделять большое внимание работе с этим направлением.

Выделяют следующие задачи экологического воспитания:

  • Привитие любви к природе;
  • Формирование базы знаний об экологии, ее специфике;
  • Воспитание бережного отношения к природным ресурсам, стремления не только пользоваться ее богатствами, но и увеличивать их.

Осознание ценности природы и ее богатств начинается в семье. Только семья способна привить бережное отношение к окружающему миру, показать, что благодаря природным ресурсам продолжается жизнь на земле.

Вопрос экологического воспитания не менее тщательно должен решаться в учреждениях образования. На специальных занятиях, а также на обычных уроках преподаватель способствует комплексному рассмотрению аспектов экологических проблем.

Воспитание в семье

Воспитание начинается в семье. Этот бесспорный факт невозможно опровергнуть. Все, что малыш чувствует, видит и слышит, формирует его самосознание, внутренние потребности и желания.

От того, какие основы будут заложены в семье, зависит вся дальнейшая жизнь человека.

Как правило, человек любит место своего рождения и воспитания. Ведь там начинался его жизненный путь, там его учили основам жизнедеятельности.

Жизнь взрослого человека является отображением его детских впечатлений, правил и установок, которые привили ему родители. На примере взрослых происходит становление личности ребенка.

Общение с родителями позволяет развиться всем качествам ребенка, как отрицательным, так и положительным.

В семье закладываются основы воспитания ценностного отношения к природе и окружающей среде, нормы морали и нравственные идеалы, отношение к трудовой деятельности и физической культуре.

Известный психолог Джон Боулби в своей книге «Теория привязанности и воспитание счастливых людей» рассказывает о том, как влияют на развитие и поведение малыша взаимоотношения со взрослыми. Он детально описывает методы, с помощью которых эта теория помогает сделать детей счастливыми и успешными.

«Теория привязанности и воспитание счастливых людей» — путеводитель в мире взаимоотношений родителей и детей.

Автор дает советы, как правильно разграничивать личное пространство малыша и семейные традиции, как нужно расставаться, на какое время это делать, чем это расставание может быть полезно. Учит безболезненному переходу от одной стадии развития ребенка к другой.

Теория немецкого психолога позволяет использовать родительскую любовь с максимальной пользой для ребенка. Помогает научиться чувствовать счастье каждый день, находя его в обычных бытовых вещах.

«Двойное» воспитание

Человечество всегда искало пути воспитания совершенного человека. Вряд ли это возможно. Однако стремиться к идеалу необходимо каждому. Достичь этого можно через самостоятельное стремление к совершенству.

Дело в том, что у всякого человека бывает два воспитания. Первое обеспечивают ему родители, педагоги и общество. Второе он дает себе сам.

2 воспитание не уступает по значимости тому, что давали в детстве взрослые. Более того, именно с его помощью человек может приблизиться к тому идеалу, к которому стремится все человечество.

Только с помощью саморазвития работа, которая проводилась педагогами, сможет приносить плоды.

В чем суть воспитания самого себя?

Представим основные правила работы над собой, с помощью которых возможно приблизиться к идеалу:

  • Помните, что вы индивидуальность. Вы строите свою жизнь, несете личную ответственность за свои поступки.
  • Учитесь, развивайтесь, читайте. Но помните, что любая информация требует тщательного отбора. Не позволяйте кому-то или чему-то руководить вашей жизнью.
  • Тщательно обдумывайте свои решения, а после их принятия не сомневайтесь в их правильности.
  • Не перекладывайте ответственность за свои действия на других людей. Ищите ответ в случившихся неприятностях только в себе.
  • Материальное должно служить вам, а не вы ему. Деньги и блага не должны управлять вашим сознанием.
  • Общайтесь только с теми людьми, кто вам приятен. Помните, что каждый человек личность, и у него можно чему-либо научиться.
  • Прекращайте отношения, которые приносят в вашу жизнь дискомфорт.
  • Думайте критически. Из обилия информации выбирайте главное, то, что нужно именно вам для достижения цели. Ничего лишнего.
  • Не бойтесь быть непохожими на других. Эта способность дана далеко не каждому. Наслаждайтесь тем, что вы уникальны.
  • Верьте в свои силы. У вас достаточно сил, времени и возможностей, чтобы достигнуть всего, чего вы хотите.
  • Ставьте перед собой цели и добивайтесь их. Каждый день – новая цель.
  • Помните, что идеальных людей нет. Только от ваших усилий зависит, насколько близко вы сможете подойти к идеалу.

Осознанное развитие личности поможет найти свою нишу в этом непростом мире и не потерять индивидуальность.

Историко-педагогическая наука идею всестороннего развития и гармонизации личности как цель воспитания провозгласила вместе со своим рождением. Эта идея понимается как соразмерность и согласованность всех сторон развития личности. Педагог имеет дело с развитием человека не только в физическом, но и умственном и нравственном отношении, а в этой области, кроме физико-химических методов пользоваться надо еще и психологическими наблюдениями и самонаблюдениями; какими чувствами, усилиями воли, желаниями проявляется, а может быть и вызывается процесс развития внутри человека, в области его сознания и чувства, равно как и смутной области, стоящей на границе безотчетного, где только чуть-чуть брезжит сознание. Понятие развития лучшее объединяющее начало, на которое надо ориентироваться в воспитательной деятельности. Признаком развития личности является приобретение все новых и новых качеств, совершенствование их.

Факторы, Движущие силы и основные закономерности развития личности

Движущими силами развития личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Противоречия - это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.

Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия .

Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека. Например, противоречие между возрастающими требованиями человека к себе, своему организму и тем потенциалом, которым человек располагает.

Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Например, противоречие между требованием, предъявляемым учебным заведением, и желанием учащегося.

Общие (универсальные) противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей. Например, противоречия между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения, возникающими в результате воздействия объективных факторов.

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor - делающий, производящий) - движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С. И. Ожегов).

К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макросреда, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком социальном и педагогическом смысле.

закономерности:

Развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями;

Развитие человека обусловлено мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении;

Развитие человека детерминировано типом ведущей деятельности;

Развитие человека зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует;

Развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов:

наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития личности (Б. Г. Ананьев).

Роль деятельности на развитие личности

Все качества личности не только проявляются, но и формируются в активной деятельности, в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие. В зависимости от того, что человек делает (т. е. каково содержание его деятельности), как делает (способы деятельности), от организации и условий этой деятельности и от того отношения, которое эта деятельность вызывает у человека, у него упражняются, значит, формируются определенные склонности, способности и черты характера, закрепляются знания. Личность формируется в деятельности.
В разнообразных видах своей деятельности человек вступает в многочисленные и разнообразные отношения с другими людьми. На производстве он может быть одновременно и начальником, и подчиненным; в семье он муж и отец, сын и брат; он к тому же сосед и товарищ, член спортивной команды и секретарь комсомольской организации...
Чем более разнообразными видами деятельности занят человек, тем в более многообразные отношения с другими людьми он вступает, тем более разносторонними становятся его интересы, побуждения, чувства, способности.
Через деятельность, осуществляемую личностью совместно с другими людьми, человек познает самого себя. Лишь в процессе труда, этой первой общественно полезной деятельности, человек мог оценить свои силы, свои ограниченные и вместе с тем огромные возможности, свои слабости. Сравнивая себя с другими людьми, смотрясь «в другого человека, как в зеркало» (К. Маркс), человек узнавал себя.
И в процессе развития ребенка его сознание формируется в совместной со сверстниками деятельности. Он научается понимать других и себя, управлять собой и оценивать свои поступки.
Законы психического развития ребенка могут быть раскрыты лишь при изучении разных видов деятельности детей на всех ступенях перехода от младенческого возраста к подростковому и юношескому.









2024 © rukaraoke.ru.